Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уракова Екатерина Андреевна, Михайленко Дмитрий Михайлович, Сидоров Андрей Николаевич

В данной статье авторами рассматриваются вопросы актуализации и внедрения проектной деятельности в процесс подготовки высококвалифицированных специалистов в условиях профессионального образования. Подчеркиваются особенности внедрения проектной технологии обучения и проектного метода в современную систему профессионального образования, формируются закономерности и принципы отдельных аспектов практики применения, а также изучаются особенности коррекции результатов формирования проектной деятельности в зависимости от типологии проектов. Авторами подчеркивается, что формирование проектной деятельности - это сложный механизм адаптации существующей методологии под условия подготовки специалистов, базирующейся на принципах межпредметности, компетентности, практико-ориентированности и непрерывности образовательных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уракова Екатерина Андреевна, Михайленко Дмитрий Михайлович, Сидоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMING PROJECT ACTIVITIES IN VOCATIONAL EDUCATION

In this article, the authors consider the issues of updating and implementing project activities in the process of training highly qualified specialists in the context of vocational education. The features of the introduction of project-based learning technology and the project method into the modern system of vocational education are emphasized, patterns and principles of individual aspects of the practice of application are formed, and the features of correcting the results of the formation of project activities depending on the typology of projects are studied. The authors emphasize that the formation of project activities is a complex mechanism for adapting the existing methodology to the conditions of training specialists, based on the principles of interdisciplinary, competence, practice-oriented and continuity of educational processes.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

4. Ромек, В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2011. - 23 с.

5. Jensen, K.B. Media // The International Encyclopedia of communication. Maiden (USA), Oford (UK), Carlton (Australia), 2008 / K.B. Jensen. - Blackwell. - P. 2811-2817.

6. McMillen, R, Alter F.A. Social media, social inclusion, and museum disability access, 2017 / McMillen R., Alter F.A. -Museums & Social Issues 12(3). - P. 1-11

Педагогика

УДК 377

преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Михайленко Дмитрий Михайлович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В данной статье авторами рассматриваются вопросы актуализации и внедрения проектной деятельности в процесс подготовки высококвалифицированных специалистов в условиях профессионального образования. Подчеркиваются особенности внедрения проектной технологии обучения и проектного метода в современную систему профессионального образования, формируются закономерности и принципы отдельных аспектов практики применения, а также изучаются особенности коррекции результатов формирования проектной деятельности в зависимости от типологии проектов. Авторами подчеркивается, что формирование проектной деятельности - это сложный механизм адаптации существующей методологии под условия подготовки специалистов, базирующейся на принципах межпредметности, компетентности, практико-ориентированности и непрерывности образовательных процессов.

Ключевые слова: профессиональное обучение, метод проектов, технология проектного обучения, профессиональное образование.

Annotation: In this article, the authors consider the issues of updating and implementing project activities in the process of training highly qualified specialists in the context of vocational education. The features of the introduction of project-based learning technology and the project method into the modern system of vocational education are emphasized, patterns and principles of individual aspects of the practice of application are formed, and the features of correcting the results of the formation of project activities depending on the typology of projects are studied. The authors emphasize that the formation of project activities is a complex mechanism for adapting the existing methodology to the conditions of training specialists, based on the principles of interdisciplinary, competence, practice-oriented and continuity of educational processes.

Key words: vocational training, project method, project training technology, vocational education.

Введение. Процессы подготовки высококвалифицированных гибких и адаптивных специалистов на современном этапе - это основная задача профессионального образования. Её достижение является вполне возможным, однако, требует внедрения комплекса подходов к организации деятельности обучающихся. В текущих условиях, педагоги вынуждены осуществлять подбор технологий, форм и методов обучения, нацеленных на оптимизацию процесса формирования знаний, умений, навыков и компетенций. Главная идея - это поиск «идеальной» точки соприкосновения ряда установок педагогической системы, приводящих к гармонизации принципов научности, самоорганизации, приоритетности наряду с актуализацией вопросов теоретической и практической подготовки. Особую перспективность в этой связи приобретает технология проектного обучения, в основе которой лежат принципы формирования и осуществления проектной деятельности для обучающихся. В тоже время, необходимо четко выстраивать план деятельности студентов в ходе работы с проектами, соотнося его целевые и результативные ориентиры, а также содержание, деятельность и формы работы с рядом профессиональных задач, что позволит подстроить технологию проектной деятельности под особенности подготовки специалистов в профессиональном образовании.

Таким образом, формулировка цели статьи - произвести комплексный теоретический анализ особенностей формирования проектной деятельности обучающихся в условиях профессионального образования и выявить закономерности и принципы данного процесса.

Изложение основного материала статьи. Формирование проектной деятельности - это сложный процесс адаптации технологии проектного обучения под современные условия функционирования системы профессионального образования, позволяющий максимально гармонизировать применение технологии с необходимыми принципами организации деятельности, применяемыми методами обучения, а также процессами формирования знаний, умений, навыков и компетенций студентов с опорой на практические аспекты деятельности. Как таковая, проектная деятельность рассматривается исключительно с позиции её достоинств в области укрепления основ командного взаимодействия, формирования коммуникативных, поисково-исследовательских компетенций, развития навыков самоорганизации деятельности, установления критического мышления и так далее [6]. В тоже время, проблемным становится соотношение проектной технологии обучения с содержанием учебных дисциплин и корректировка образовательной системы под современные принципы построения взаимодействия. Это также предполагает учет модульного и компетентностного подходов с упором на непрерывность образовательных процессов, их практико-ориентированность с формированием ряда ключевых компетенций (отраженных в соответствующем ФГОС).

Все вышеизложенные аспекты так или иначе учитываются педагогом в ходе его методической и проектировочной деятельности, во время которой прорабатывается комплексный механизм внедрения проектного обучения в процесс подготовки по какой-либо учебной дисциплине. Внедрение метода проектов позволяет улучшить такие аспекты (с позиции результативности образования), как развитие креативности, творческой активности, способности к формированию оптимальных путей решения поставленных задач, адаптивности, интеграции в контексте взаимодействия (параллельная индивидуальная и групповая деятельность; в том числе их сочетание в ходе образовательной подготовки), ориентации на

получение реального продукта [7]. Результат проектного метода в профессиональном образовании - это формирование компетенций, знаний, умений и навыков в их неразрывной связи с практической деятельностью; метод проектов позволяет актуализировать содержание какой-либо учебной дисциплины за счет решения проблемы или модернизации тех или иных её аспектов - это требует привлечения довольно широкого перечня ресурсов со стороны студента (способствуя его погружению в проблему, осуществления поиска рациональных путей её преодоления, а также сочетание данных аспектов с экономической составляющей) и постоянной актуализации ранее полученного опыта. Кроме того, метод проектов позволяет интегрировать теорию и переориентировать её в сторону практической применимости; в таком случае теоретические знания становятся основой получения результата проектной деятельности. С позиции формирования компетенций, данный аспект является одним из самых значимых, именно он выступает в качестве основы внедрения проектной деятельности в контекст изучения отдельных учебных дисциплин [3].

Формирование проектной деятельности требует учета целого комплекса аспектов построения образования - это и согласованность с текущей системой подготовки, ориентация на современные и актуальные принципы, методы, формы и средства реализации проектной деятельности, это и аспекты учета особенностей групп обучающихся, возможность применения метода проектов в конкретных условиях. Причем условия, как правило, видоизменяются для различных образовательных программ и систем подготовки (СПО, ВО, ДПО) - для одних учебных дисциплин внедрение метода проектов не будет максимально раскрывать потенциальные возможности применения; для других же, станет наиболее целесообразным и преимущественным.

К педагогу в таких условиях предъявляются комплексные требования. Он, как минимум, должен эффективно подготовить все условия образовательной деятельности под возможности реализации проектного метода; это требует предварительного изучения обучающихся (на наличие опыта реализации проектов, работы с проектами, а также наличие поисково-исследовательских знаний, умений, навыков и компетенций; при их отсутствии же, реализовывать дополнительные операции, нацеленные на формирование таковых, как минимум в базовой составляющей), адаптации целей и задач образовательной деятельности (а также предполагаемых результатов) с принципами компетентностного подхода (применение проектной технологии должно увеличивать качественные аспекты формирования компетенций с упором на сокращение количества производимых операций со стороны педагога, а также снижения количества потраченного времени на реализацию данных функций), соотнесения и корректировки содержания, согласования методов, принципов, подходов (с учетом возможного исключения из системы одних, их заменой или переориентацией на другие). Кроме того, формирование проектной деятельности предполагает обязательный учет аспектов самоорганизации и самоподготовки с реализацией контрольно-оценочных и корректировочно-консультационных функций педагога [5]. В результате, минимальной основой образовательной деятельности с применением метода проектов становится формирование общекультурных и профессиональных компетенций (ОК и ПК), установление практики успешной адаптации комплекса требований (знает, умеет, владеет), а также внедрение в их систему профессиональных и бытовых навыков, как результата гармоничного формирования проектной деятельности в условиях профессионального образования.

Учет вышеизложенных и иных особенностей, возникающих при интеграции проектного метода в условия подготовки специалистов, возможен, например, при реализации функций проектирования и моделирования со стороны педагога. Сюда также необходимо внедрять и прогнозирование, позволяющее оптимизировать исходы внедрения модели на нескольких уровнях (при учете изменений), в том числе при внесении изменений после апробации. Для студентов педагог формирует шестиэтапную структуру осуществления проектной деятельности (рис. 1), на каждом из этапов педагог актуализирует условия метода проектов под специфику профессионального образования и соотносит все ранее отраженные пункты с особенностями образовательной подготовки. Причем важно понимать, что данные процессы, с целью достижения максимальной эффективности, должны быть заранее согласованы, т.е. происходить по установленному плану, и, в случае чего, оперативно корректироваться (при отклонении в области результатов) [8]._

* I

I

Пр о бл ематизация

Целеполаганне Планирование

Реализация Презентация Рефлексия

Рисунок 1. Этапы реализации проектного метода при организации деятельности студентов [4]

Студенты же на каждом из этапов выполняют поставленные педагогом задачи и реализуют соответствующие функции; педагог лишь формирует рамки осуществления деятельности - как правило, это пространственно-временные ограничения, а также иные ограничения, связанные с условиями подготовки, полнотой содержания и ранее проработанной моделью реализации проектного метода; контролирует ход реализации этапов, эффективно оценивает проделанную работу и так далее.

Как правило, формирование проектной деятельности обучающихся начинается с возникновения какого-либо проблемного аспекта; педагог здесь может выбрать два пути подводки к данному аспекту - произвести прямое обозначение

необходимости поиска проблем, связанных с содержанием учебной дисциплины, и требующих решения, или же предложить перечень самостоятельно. У каждого из вариантов есть собственные достоинства и недостатки; так, например, при самостоятельном поиске проблем, обучающиеся выберут наиболее интересную к реализации тему, но в тоже время, это требует большего количества времени (что не всегда удается реализовать в контексте временного ограничения, представленного выделенными часами на изучение дисциплины). Предложение ограниченного круга проблем может снизить мотивацию студентов, что также требует проведения дополнительной работы со стороны педагога, также относимой к процессам формирования проектной деятельности.

Обращаясь к процессу внедрения метода проектов в условия образовательной подготовки в системе профессионального образования, важно подчеркнуть, что существующая типология проектов с этой позиции отражает особый интерес и вариативность организации деятельности обучающихся при различных учебных дисциплинах. Например, исследовательский проект может применяться в большей степени в теоретических дисциплинах и выступать в качестве итога организации теории и построения её связи с практикой. Творческие проекты наиболее целесообразны для учебных дисциплин, так или иначе связанных с проектировочной деятельностью; как правило, они включаются в образовательные программы в начале обучения студентов, когда формируются основы дальнейшей учебной и профессиональной деятельности [2]. Такие проекты обладают свободой выбора темы и так далее. Игровые и ролевые проекты в этом отношении нацелены именно на аспекты установления сотрудничества обучающихся и организацию их командной работы, формирование приоритетов в осуществлении деятельности. Информационные проекты - это исключительно теоретические, предполагающие сбор качественной и количественной информации о какой-либо проблеме (закладывающейся в основу проекта), формы работы, направленные на обобщение и систематизацию. Самый сложный к формированию и подготовке вид проектов - это прикладной, или же практико-ориентированный; он предполагает одновременное принятие черт всех проектов и нацеленность на получение продукта, в том числе с комплексом планирования и так далее. Как правило, он используется в системе подготовки ограниченно; рассматриваются лишь его структурно-концептуальные основы, которые в дальнейшем могут развиваться обучающимся самостоятельно (например, в ходе внеучебной, научно-исследовательской и другой деятельности).

Кроме того, важно подчеркнуть, что формирование проектного взаимодействия предполагает и смену традиционного ролевого восприятия педагога - он становится куратором-организатором активности студентов; реализует стимулирующие функции и не транслирует какие-либо теоретические аспекты информации (за исключением формирования основ осуществления проектной деятельности).

Резюмируя вышеизложенные аспекты и соотнося их с реальной практикой применения проектного подхода, необходимо подчеркнуть несколько уровней проблем, возникающих при формировании проектного метода в условиях профессионального образования:

1. Сложность реализации полученных проектов и их результатов.

2. Отсутствие практико-ориентированности проектов при их теоретико-исследовательской направленности.

3. Периодическое отсутствие логической связи в рамках реализации проекта, в том числе в области системности применения.

4. Невозможность формирования всех изложенных аспектов результативности образовательного процесса при нарушении (и отсутствии своевременной коррекции) условий гармоничной реализации проектов со стороны студентов (задачная ориентация проекта) [1].

Важно понимать, что решение данных проблем предполагает повышения согласованности проектного подхода с текущей системой обучения; возвращаясь к целесообразности его внедрения, необходимо вновь подчеркнуть, что формирование проектной деятельности является сложным и комплексным явлением.

Выводы. Таким образом, проектная деятельность профессионального образования, в основе которой лежит системная адаптация и реализация метода проектов в условия подготовки обучающихся, является довольно перспективным способом организации деятельности студентов, укрепляющим отдельные аспекты результативности образования. В тоже время, создание всех необходимых условий для реализации метода проектов - это сложная работа педагога, предполагающие согласование педагогической системы под условия образовательной практики.

Литература:

1. Ветров, Ю.П. Особенности организации проектной деятельности в профессиональном образовании / Ю.П. Ветров // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - №2. - С. 41-48.

2. Елизарова, Е.А. Закономерности организации проектной деятельности. Педагогические условия формирования проектных умений / Е.А. Елизарова // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. - 2014. - №1 (21). -С. 75-79.

3. Лунева, Ю.Б. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании / Ю.Б. Лунева, О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - №6 (32). - С. 122-126.

4. Митрофанова, Г.Г. Этапы формирования проектной деятельности студентов / Г.Г. Митрофанова // Царскосельские чтения. - 2010. - №ХГУ. - С. 176-181.

5. Омарова, М.О. Дидактические особенности проектной деятельности в профессиональном образовании / М.О. Омарова, Х.А. Алижанова // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2014. - №3 (28). - С. 127-130.

6. Смирнова, Ж.В. Технология организации проектной деятельности студентов / Ж.В. Смирнова, О.И. Ваганова, А.В. Макеева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - №6 (32). - С. 204-208.

7. Уракова, Е.А. Характеристика проектной деятельности педагога профессионального обучения / Е.А. Уракова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - Красноярск. Красноярский государственный аграрный университет, 2020. - С. 320-322.

8. Цыплакова, С.А. Моделирование проектной деятельности в системе профессионального образования / С.А. Цыплакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №58-3. - С. 274-277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.