Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

В данной статье авторами рассматривается технология формирования проектного обучения в условиях высшего учебного заведения. В частности, подчеркивается значение внедрения современных методов в практику преподавания с целью актуализации и трансформации обучения. Особое место в данном контексте занимает проектировочная, научно-методическая и управленческая деятельность педагога профессионального обучения, выраженная в формировании оптимальных условий применения технологии проектного обучения в современных образовательных реалиях. Это выражается через процессы моделирования с учетом комплекса специфических особенностей как самого метода проектного обучения, так и характеристик образовательной системы и ориентацией на достижение главных целей современного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF FORMING PROJECT LEARNING IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

In this article, the authors consider the technology for the formation of project-based learning in a higher educational institution. In particular, the importance of introducing modern methods into teaching practice is emphasized in order to update and transform learning. A special place in this context is occupied by the design, scientific, methodological and managerial activities of a teacher of vocational training, expressed in the formation of optimal conditions for the application of project-based learning technology in modern educational realities. This is expressed through modeling processes, taking into account a complex of specific features of both the project-based learning method itself and the characteristics of the educational system and orientation towards achieving the main goals of modern vocational education.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

этого этапа, ознакомиться со всеми существующими форматами на рынке и выбрать подходящий, исходя из целей курса и ресурсов.

На следующем этапе преподаватель начинается продумывать, как проектировать задания и упражнения, чтобы формировать навыки, инициировать реальные изменения и вовлекать студентов в учебный процесс. Он должен научиться создавать задания и упражнения, которые фиксируют усвоение требуемых навыков. Скучный, незапоминающийся контент не хочется изучать. Преподаватель должен иметь четкое представление, как ему научиться раскладывать свою тему на атомы восприятия и инициировать формирование новых нейронных связей.

Выводы. Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, хотелось бы отметить, что результатом подготовки успешного онлайн-курса должны стать три составляющие: воздействие на эмоции, содержание действий, смыслы.

Любой преподаватель знает, что групповое взаимодействие - это главный фактор достижения результатов. Работа в группах должна быть организована на фоне сформированной оптимальной ролевой структуры для взаимодействия людей внутри курса, исходя из задач и целей. При этом одной из самых важных задач является психоэмоциональная поддержка студентов, нужно составить алгоритм для выстраивания поддержки в образовательном продукте, чтобы студент не чувствовал себя брошенным и одиноким. При таком подходе удастся простроить психоэмоциональный слой в своем образовательном продукте для повышения уровня мотивации студентов.

Основой продуктивного онлайн-курса для современных студентов должна стать геймификация. Геймификация в онлайн обучении используется с целью вовлечения аудитории в познавательный процесс и последующего стимулирования. Для каждого человека важными являются позитивные эмоции и драйв, в том числе в процессе обучения. Тогда лучше усваивается материал и сохраняется на более долгий срок. Подобные эмоции и вовлеченность в процесс можно обеспечить, применяя соревнование между слушателями, награждая за победы, давая постоянную развернутую обратную связь о достижениях, признавая заслуги лучших. Геймификация, суть которой составляет игра, становиться источником самомотивации.

Литература:

1. Боцоева, А.В. О проблемах и перспективах перехода на формат онлайн-обучения в высшей школе: контекст рисков и возможностей / А.В. Боцоева, В.Н. Галкин, М.Ф. Титоренко // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 67-4. - С. 47-51.

2. Боцоева, А.В. Проблема применения интерактивных педагогических технологий в междисциплинарном образовательном пространстве социально-гуманитарного блока дисциплин / А.В. Боцоева, Л.А. Лазаренко, М.Ф. Титоренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. - С. 65-69.

3. Воронкова, Е.К. Массовые открытые онлайн-курсы в системе высшего образования: методологические подходы к формированию и практические решения / Е.К. Воронкова, М.В. Долгова // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. -№4. - С. 197-200.

4. Гречушкина, Н.В. Массовые открытые онлайн-курсы в контексте современного образования / Н.В. Гречушкина // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - №4. - С. 67-74.

5. Захарова, У.С. Производство МООК в университете: цели, достижения, барьеры / У.С. Захарова // Университетское управление: практика и анализ. - 2019. - №4. - С. 46-68.

6. Kuz'mina, E.V. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business Informaticians / E.V. Kuz'mina, N.G. P'yankova, N.V. Tret'yakova, A.V. Botsoeva // European Journal of Contemporary Education. - 2020. - Т. 9. -№ 1. - С. 54-66.

7. Макарова, Т.А. Содержание образования для поколения «z»: каким ему быть? / Т.А. Макарова // Ценности и смыслы. - 2015. - №3 (37). - С. 116-120.

8. Положенцева, И.В. Перспективы развития российского дистанционного образования в контексте содержания современной образовательной парадигмы // Мир науки. Педагогика и психология. - 2017. - №1. - С. 9-10.

9. Пирогланов, Ш.Ш. К вопросу о неготовности научно-педагогического и студенческого сообщества к дистанционному формату обучения / Ш.Ш. Пирогланов, Д.А. Сабадин, Д.А. Грициенко // В сборнике: Новая наука: новые перспективы. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.А. Янпольской. - Краснодар. - 2020. - С. 50-54.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация. В данной статье авторами рассматривается технология формирования проектного обучения в условиях высшего учебного заведения. В частности, подчеркивается значение внедрения современных методов в практику преподавания с целью актуализации и трансформации обучения. Особое место в данном контексте занимает проектировочная, научно-методическая и управленческая деятельность педагога профессионального обучения, выраженная в формировании оптимальных условий применения технологии проектного обучения в современных образовательных реалиях. Это выражается через процессы моделирования с учетом комплекса специфических особенностей как самого метода проектного обучения, так и характеристик образовательной системы и ориентацией на достижение главных целей современного профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное обучение, технология проектного обучения, проектный метод, компетенции, высшее образовательное учреждение.

Annotation. In this article, the authors consider the technology for the formation of project-based learning in a higher educational institution. In particular, the importance of introducing modern methods into teaching practice is emphasized in order to update and transform learning. A special place in this context is occupied by the design, scientific, methodological and managerial activities of a teacher of vocational training, expressed in the formation of optimal conditions for the application of project-based learning technology in modern educational realities. This is expressed through modeling processes, taking into account a complex of specific features of both the project-based learning method itself and the characteristics of the educational system and orientation towards achieving the main goals of modern vocational education.

Key words: vocational training, project-based learning technology, project method, competencies, higher educational institution.

Введение. В современных условиях реформации и трансформации профессионального образования, актуальными становятся вопросы, связанные с комплексным управлением образовательными процессами, а именно развитием методологии обучения как инструмента формирования новых технологий и педагогических систем. Высшее учебное заведение, как одна из основных структурных единиц профессионального образования, выступает в качестве основного источника выработки современного кадрового потенциала; в условиях усложнения образовательных программ и активного развития аспектов самостоятельной работы обучающихся, педагоги вынуждены осуществлять поиск особых педагогических технологий с целью достижения конкретно поставленных целей образования. Трудовая деятельность специалистов сегодня имеет довольно гибкий характер, что подчеркивает необходимость формирования общих (универсальных) знаний, умений, навыков и компетенций, связанных с развитием личности специалиста, а именно формированием его адаптивности к постоянно изменяющимся условиям, и возможности интеграции в современный трудовой рынок с постоянным расширением круга профессиональных задач. В частности, для достижения данной цели могут задействоваться различные педагогические технологии обучения, представляющие собой целый комплекс системно интегрированных целей и задач, методов, форм, содержания и субъектов с установлением общих рамок, тенденций и принципов развития. Так, особую актуальность сегодня приобретает проектное обучение; в тоже время, возможность формирования соответствующей технологии обучения с целью решения задач профессионального образования является проблемной, поскольку требует реализации целого комплекса профессионально-педагогических проектировочных задач.

Таким образом, формулировка цели статьи - произвести комплексный теоретический анализ формирования и реализации технологии проектного обучения высшего учебного заведения в современных условиях и выявить характерные особенности течения данного процесса.

Изложение основного материала статьи. Динамичность современного мира подчеркивает необходимость развития гибких специалистов, способных адаптироваться под резко изменяющиеся потребности рынка труда и условия функционирования. В таковых реалиях, образовательные организации выступают в качестве источника воспроизводства кадрово-интеллектуального потенциала, способного отвечать запросам современных работодателей. В частности, особое значение приобретают вопросы ускоренного формирования знаний, умений, навыков и компетенций с развитием профессионализма личности в ходе образовательной подготовки; перспективным в данном поле становится вопрос внедрения отдельных педагогических технологий в практику преподавания [1]. Педагогическая технология - это особый элемент образования, направленный на достижение конкретно поставленных результатов обучения посредством применения специальных инструментов. По мнению ряда исследователей, высокую значимость в ускоренном формировании гибкого специалиста занимают методы проектного обучения, что подчеркивается их гармоничной интеграцией в современные условия практики профессионального образования. Проектное обучение, зачастую, рассматривается в качестве способа развития самостоятельной активности студентов, а также реализации конкретно поставленных задач посредством временного ограничения вопросов решения ряда проблем [3].

В проектном методе центральным вопросом становится реализация какого-либо проекта; это требует от обучающихся заранее сформированных базовых знаний в области реализации, а также некоторого набора умений и навыков осуществления проектной деятельности. Итоговый результат применения проектного метода заключается в формировании соответствующих компетенций, а также расширении ранее имеющихся знаний, умений и навыков (что достигается за счет активной самостоятельной работы обучающегося при выполнении проекта) и непосредственной выработке актуального проекта, как продукта деятельности субъектов образования. Стоит отметить, что немаловажным преимуществом проектного метода также становится возможность установления группового сотрудничества; это развивает навыки самоорганизации, актуализирует умения работать в команде (распределять роли, выступать в качестве регулятора деятельности, становится лидером и нести коллективную ответственность за реализацию проекта), а также подготавливает к реальным трудовым условиям, где на реализацию широкого круга задач ставятся довольно сжатые сроки, что требует четкого ролевого распределения [4]. Кроме того, при реализации проекта высокую значимость приобретает тайм-менеджмент, выступающий также в качестве одного из гибких навыков [6].

В тоже время, с целью получения максимального положительного эффекта от применения проектного метода в образовании, важно формировать особые условия реализации проектов. С этой позиции в практическом понимании, в работу педагога профессионального обучения включается научно-методическая деятельность, сводящаяся к проектированию и моделированию процесса использования данного метода в качестве центрального источника формирования знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся на уровне конкретной учебной дисциплины (с учетом особенностей субъектов образования и учета среды высшего учебного заведения). Это требует воссоздания таких условий на теоретическом уровне, в рамках которых применение данного метода будет происходить на протяжении большей части времени изучения учебной дисциплины и приведет к максимальному результату. Иначе говоря, для достижения высоких результатов обучения с применением метода проектного обучения, необходимо гармонично внедрять его в текущие условия образования и согласовать с целями и задачами профессиональной подготовки обучающихся [2].

Так, в данном контексте, актуальным становится рассмотрение алгоритма (технологии) изучения образовательного пространства и внедрения в его модель проектного метода как источника формирования знаний, умений, навыков и компетенций. На уровне формирования модели, как основы проектировочной деятельности педагога профессионального обучения, выделяются следующие компоненты:

1. Целевой компонент, включающий в себя постановку целей и задач образования в рамках конкретной учебной дисциплины, а также интегрированной (согласованной) с другими дисциплинами, что соответствует принципам модульного подхода в обучении. Итоговой целью образования становится формирование ряда знаний, умений, навыков и компетенций, выраженных в виде конкретных единиц (что позволит отслеживать ход образовательной подготовки обучающихся и оценивать итоговый результат обучения).

2. Содержательный компонент, включающий в себя непосредственное актуальное содержание учебной дисциплины (в рамках формируемой модели), подразделяющееся на аспекты самостоятельной работы и изучения материала в стенах ВУЗа.

3. Процессуальный компонент, отражающий применяемые в ходе обучения формы, методы, средства, материально-техническое обеспечение, а также подчеркивающий взаимосвязь данных элементов как между собой, так и с другими компонентами.

4. Контрольно-оценочный компонент, являющийся предпоследним, и выступающий в качестве способа своевременного регулирования образовательного процесса за счет проведения форм входного, промежуточного и итогового контроля и отслеживанием прогресса обучения.

5. Результативный компонент, выраженный в виде совокупности теоретических знаний, умений, навыков, компетенций и итоговых личностных качеств (в том числе, относимых к гибким навыкам). Особое место в структуре результативного компонента отводится именно компетенциям [8].

Согласуя вышеизложенные компоненты, важно отметить, что внедрение метода проектов отразится на всех компонентах по-разному, а именно:

• с позиции целевого это выразится в виде формирования дополнительного круга образовательных задач (уточнения целей) с внедрением данного метода в качестве центрального;

• на уровне содержательного компонента, внедрение проектного метода предполагает уточнение содержания обучения с позиции предоставления минимально необходимых для применения метода знаний, умений и навыков;

• на уровне процессуального компонента, изменения будут носить самый наибольший характер, поскольку данный метод предполагает подбор соответствующих форм работы обучающихся, применение интегрированных с ним методов (проблемное, диалоговое обучение; метод дискуссии и ряд других), обеспечение деятельности обучающихся (в частности, в ходе воссоздания проектов) соответствующими средствами, в том числе и материально-техническими. Взаимосвязь в таком случае будет выражена в виде совокупного действия всех компонентов с цель реализации метода;

• контрольно-оценочный компонент предполагает проведение форм первичного контроля (в частности, в области знаний, умений и навыков работы с проектами), а также реализацию последующих мероприятий по отслеживанию результатов процесса обучения (и, в случае необходимости, их корректировки);

• результативный компонент главным образом, помимо формирования новых знаний, умений, навыков и компетенций (отраженных в целевом компоненте) будет связан с воссозданием проектов, как результата применения данного метода в условиях обучения.

Так, можно заметить, что при внедрении проектного метода в процесс обучения, будет произведена корректировка соответствующих компонентов педагогической технологии в сторону включения метода в систему и реализации его принципиальных установок в качестве главенствующего процесса (со всеми вытекающими особенностями). В частности, конкретизируя возможность внедрения проектного обучения в условиях высшего учебного заведения, важно отметить, что сегодня созданы все предпосылки для его реализации; единственным барьером становится именно возможность педагогов адаптировать текущие условия и согласовать их в систему с проектным методом, как передовой технологией обучения. Технологические аспекты в таком случае требуют высокой развитости проектировочных компетенций педагогов профессионального обучения с возможностью дополнительной структуризации направлений применения технологий обучения в конкретных ситуациях и образовательных условиях. Проектный же метод, в теории, обладает всеми необходимыми для ускоренного достижения целей образования преимуществами.

Помимо прочего, в данном контексте, необходимо также рассмотреть некоторые особенности проектного обучения, связанные, в первую очередь, с воспроизведением реальной экономико-социальной потребности [7]. Это достигается за счет воссоздания действительно актуальных проектов (соответствующих направлению и профилю подготовки обучающихся) и вносящих какие-либо качественные изменения в действующую систему, или формирующих концептуально-теоретические предпосылки дальнейшего развития отдельных направлений и тем. Проектный метод предполагает решение реальной существующей проблемы на разных уровнях, и от итоговой проработанности проекта зависит качество выдвигаемого обучающимися решения (или ряда решений). Идеализируя представления по применению проектного метода на практику преподавания, он может быть интегрирован в деятельность отдельных частных лиц и хозяйствующих субъектов и находить отражение в реальной бизнес практике посредством перенятия проблем у частных лиц и их трансляции обучающимся как актуальных (в виде формулировки тем, направлений и проблем, закладываемых в проект). Данный подход при непосредственной реализации проектного обучения позволит аккумулировать уже имеющиеся теоретические установки в области проблемы и в последующем дополнять их практическими идеями будущих специалистов. С этой позиции, проект будет выступать в качестве связующего звена между студентом и работодателем, и при этом выполнять функцию возможности обеспечения дальнейшего карьерного роста после завершения процессов получения образования. Кроме того, данный факт также станет стимулом более качественной подготовки проекта с целью заинтересовать потенциального работодателя и зарекомендовать себя как потенциального будущего сотрудника со сформированными гибкими навыками [5].

В тоже время, при построении модели обучения с применением проектного метода, педагогу важно учитывать ряд возможных рисков и проблем, связанных с практикой его реализации:

1. Отсутствие мотивации обучающихся к выполнению проектов, работе в команде, а также невозможность раскрытия творческого потенциала студентов из-за групповой работы (в таком случае, педагогу важно предоставлять возможность самостоятельного формирования микрогрупп).

2. Формализация взаимосвязи с работодателем или её полное отсутствие.

3. Недостаток материально-технического инструментария для подготовки и реализации проекта (что требует изначального учета условий обучения со стороны педагога).

Помимо вышеизложенных, могут возникать и иные риски, что диктуется отдельными особенностями конкретных групп, образовательных систем, а также уровня включенности педагога в образовательный процесс.

Однако, несмотря на представленные риски и проблемы, метод проектного обучения имеет действительно высокую перспективу реализации и формирования соответствующих знаний, умений, навыков и компетенций с возможностью получения опыта осуществления какой-либо деятельности на практике. Кроме того, проектный метод обладает важной особенностью, выраженной в возможности развития творческих качеств личности, установления критического мышления, а также формирования других гибких навыков, обладающих высоким уровнем спроса на современном рынке труда.

Выводы. Таким образом, в современных условиях профессионального образования в высших учебных заведениях значимость приобретают процессы, связанные с внедрением отдельных методов обучения с целью переориентации образования и оптимизации деятельности обучающихся. В частности, на практике это выражается, в первую очередь, в реализации проектировочных, научно-методических и управленческих функций педагогов профессионального обучения и преобразованием современного педагогического знания в систему практико-ориентированных мер. Так, по результатам проведенного теоретического анализа, построение образовательного процесса на основе применения проектного обучения является довольно перспективным. Это подчеркивается фактом того, что проектное обучение гармонично интегрируется в

современные реалии вузовского образования и предоставляет возможность ускоренного формирования знаний, умений, навыков и компетенций с развитием отдельных практико-ориентированных качеств обучающихся (и становлением личности профессионала).

Литература:

1. Козырева, О.А. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника / О.А. Козырева // Вестник Миниского университета. - 2021. - Т. 9. - № 1. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281 -2021 -9-1 -3

2. Колдина, М.И. Управление самостоятельной работой студентов вуза / М.И. Колдина, О.И. Ваганова, А.В. Трутанова // КНЖ. - 2017. - №3 (20). - С. 39-42.

3. Липатова, С.Д. Технология формирования навыков командной работы в условиях проектного обучения студентов вуза / С.Д. Липатова, Е.А. Хохолева // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. - 2021. - №1. -С. 57-70.

4. Смирнова, Ж.В. Технология организации проектной деятельности студентов / Ж.В. Смирнова, О.И. Ваганова, А.В. Макеева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - №6 (32). - С. 204-208.

5. Трищенко, Д.А. Проектное обучение в вузе: направления поиска внешнего заказчика / Д.А. Трищенко // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2020. - №2. - С. 105-115.

6. Уракова, Е.А. Проектирование педагогических систем / Е.А. Уракова, Н.В. Быстрова, М.Н. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-2. - С. 258-261.

7. Ходусов, А.Н. Методология проектирования и моделирования профессионального образования в условиях его модернизации / А.Н. Ходусов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -2018. - №4 (48). - С. 1-6.

Педагогика

УДК 811.111:378.147

кандидат филологических наук Ваганова Наталья Вячеславовна

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Золотова Марина Вианоровна Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Карпова Юлия Николаевна

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННОЙ

КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. В данной статье речь идет о развитии навыка аудирования. Общеизвестно, что данный навык является решающим в совершенствовании иноязычной компетенции будущего специалиста. Умение аудировать играет важную роль при подготовке студентов к эффективному профессиональному функционированию. Несмотря на это, именно данный вид речевой деятельности преподаватели иностранного языка не используют в полную силу. Причин для этого может быть много. Материалы, имеющиеся в свободном доступе, недостаточно используются преподавателями, либо обучение аудированию на иностранном языке осуществляется бессистемно. При такой организации процесса аудирование теряет свою актуальность и становится неэффективным. Технологические трудности при прослушивании аудиоматериалов в условиях работы онлайн являются причиной, по которой преподаватели часто игнорируют такую работу. Цель данной статьи - разработка такой методики, которая позволила бы оптимизировать современный процесс обучения аудированию студентов неязыковых вузов при обучении онлайн. Комплексный подход к обучению аудированию, включающий в себя обучение слуховым навыкам с помощью применения технологии фрагментирования и моделирования при прослушивании иноязычного материала, с опорой на использование метода записей Корнелла (Cornell notes), способствует более эффективному развитию умений аудирования у студентов неязыкового вуза. Такой подход был впервые применен во время дистанционных занятий со студентами неязыкового вуза. В статье приводится описание поэтапного процесса и результатов данного эксперимента. Предлагаемый авторами комплексный подход можно считать целесообразным, поскольку он способствует ускорению процесса обработки иностранной звучащей речи, синтаксического и смыслообразующего анализа речи. Данный подход обеспечивает возможность практиковать все виды аудирования, способствует совершенствованию навыков письменной и устной речи в процессе особого способа конспектирования и обсуждения прослушанного материала на иностранном языке. Эффективное обучение навыкам декодирования, фрагментации и распознавания образов, моделирования, а также навыкам письменного конспектирования услышанной информации повышает способность студентов к овладению навыками аудирования. Такое умение является неотъемлемой частью процесса совершенствования иноязычной компетенции будущего специалиста.

Ключевые слова: компьютерно-опосредованная коммуникация, синхронный, технология фрагментирования, технология моделирования, метод записей Корнелла.

Annotation. This article deals with the development of listening skills. It is well known that this skill is decisive in improving foreign language competence of the future specialist. Listening skills play an important role in preparing students for effective professional functioning. Despite this, it is this type of speech activity that foreign language teachers do not use in full swing. There can be many reasons for this. Publicly available materials are used insufficiently by teachers, or listening in a foreign language is taught unsystematically. In case of such an organization of the process, listening process loses its relevance and becomes ineffective. Technological difficulties in listening to audio materials in an online environment are the reason why teachers often ignore such an activity. The purpose of this paper is to develop such a methodology that would optimize the modern process of teaching listening to students of non-linguistic universities when learning online. An integrated approach to teaching listening, which includes teaching listening skills using the technology of fragmentation and modeling when listening to foreign language material, based on the use of the Cornell notes method, contributes to a more effective development of listening skills among students of a non-linguistic university. This approach was first applied during distance learning with students of a non-linguistic university. The article describes the step-by-step process and results of this experiment. The integrated approach proposed by the authors can be considered appropriate, since it helps to speed up the process of processing foreign sounding speech, its syntactic and semantic analysis. This approach provides an opportunity to practice all types of listening, contributes to the improvement of written and oral speech skills in the process of a special way of taking notes and discussing the listened material in a foreign language. Effective teaching of decoding skills, fragmentation and pattern recognition, modeling, as well as writing notes of heard information increases the ability of students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.