Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

В данной статье авторами рассматриваются инновационные технологии профессионального обучения с позиции их эффективной интеграции в образовательный процесс с целью повышения скорости и качества подготовки конкурентоспособных специалистов по направлению подготовки «Профессиональное обучение». В статье главным образом производится теоретический анализ проблемного и контекстного обучения с позиции их характерных особенностей, возможностей практического применения и сочетания с рядом других методов. Так, стоит также отметить, что особое место в формировании компетенций обучающихся занимает упор педагога на их самостоятельную подготовку, что позволит более эффективно организовывать самообразование и развитие, привить стремление к непрерывному образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR PROFESSIONAL TRAINING

In this article, the authors consider some innovative technologies of vocational training from the standpoint of their effective integration into the educational process in order to increase the speed and quality of training competitive specialists in the direction of training "Vocational training". The article mainly provides a theoretical analysis of problem-based and contextual learning from the standpoint of their characteristic features, possibilities of practical application and combination with a number of other methods. So, it should also be noted that a special place in the formation of the competencies of students is occupied by the teacher's emphasis on their independent training, which will make it possible to more effectively organize self-education and development, instill a desire for lifelong education.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

4.Куликова Л.Г. Инновационные процессы в образовании как комплексная педагогическая проблема: коллективная монография // Современные проблемы непрерывного педагогического образования. - Барнаул, 2018. - С. 167-183.

5. Лазаренко И.Р. Основы управления инновационными процессами в системе дополнительного профессионального образования: монография. - Барнаул, АГУ, 2004. - 338 с.

6. Ларина В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности общеобразовательных школ: монография. - Киров, 2006. - 115 с.

7. Новикова Т.Г. Развитие инновационных образовательных учреждений в России и за рубежом коллективная монография / Копытов А.Д., Новикова Т.Г., Пальянов М.П., Сетрукова Л.А., Федотова Е.Е., Черепанова Т.Б. - Томск, 2004. - 200 с.

8. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект: монография. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1989. - 208 с.

9. Современные проблемы непрерывного педагогического образования: коллективная монография / под ред. И.Р. Лазаренко, А.А. Веряева. - Барнаул: АлтГПУ, 2018. - 346 с.

10. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье авторами рассматриваются инновационные технологии профессионального обучения с позиции их эффективной интеграции в образовательный процесс с целью повышения скорости и качества подготовки конкурентоспособных специалистов по направлению подготовки «Профессиональное обучение». В статье главным образом производится теоретический анализ проблемного и контекстного обучения с позиции их характерных особенностей, возможностей практического применения и сочетания с рядом других методов. Так, стоит также отметить, что особое место в формировании компетенций обучающихся занимает упор педагога на их самостоятельную подготовку, что позволит более эффективно организовывать самообразование и развитие, привить стремление к непрерывному образованию.

Ключевые слова: профессиональное образование, технологии обучения, профессиональное обучение, инновации, развитие образования.

Annotation: In this article, the authors consider some innovative technologies of vocational training from the standpoint of their effective integration into the educational process in order to increase the speed and quality of training competitive specialists in the direction of training "Vocational training". The article mainly provides a theoretical analysis of problem-based and contextual learning from the standpoint of their characteristic features, possibilities of practical application and combination with a number of other methods. So, it should also be noted that a special place in the formation of the competencies of students is occupied by the teacher's emphasis on their independent training, which will make it possible to more effectively organize self-education and development, instill a desire for lifelong education.

Keywords: vocational education, learning technologies, vocational training, innovation, education development.

Введение. На современном этапе российская образовательная система нуждается в мобильных, конкурентоспособных и активных специалистов педагогических специальностей, что обуславливается необходимостью формирования кадрового потенциала, способного осуществлять инновационные процессы в образовании. Обучение таких специалистов - это довольно длительный и многоплановый процесс, предполагающий не только привитие профессиональной культуры, но и формирование ряда компетенций, интегрированных в инновационное образование. Так, сегодня вектор технологий обучения, применяемых в высших учебных заведениях переносится с традиционного на инновационный. Наряду с этим, четкое формирование новейшей системы профессиональной подготовки требует от педагогов полного погружения в образовательный процесс и многоаспектное введение инновационных форм обучения. Так, будущие педагоги среднего и высшего профессионального образования - это текущие студенты, обучающиеся по направлению «Профессиональное обучение». Стоит отметить, что, только воздействуя на обучающихся в ходе образовательного процесса, образовательная система Российской Федерации в перспективе имеет шансы на получение высококвалифицированных специалистов, способных внедрять инновации. Так, текущая задача педагогов профессионального обучения заключается в применение инновационных технологий обучения, что позволит осуществлять более комплексную подготовку обучающихся.

Формулировка цели статьи - теоретический анализ современных актуальных инновационных технологий профессионального обучения и определение их роли в формировании компетентных и мобильных специалистов.

Изложение основного материала статьи. В условиях постоянно растущих требований государства к подготовке специалистов особенно актуально развивать инновационную направленность образовательных процессов. Так, подчеркивая вышеизложенное, стоит отметить, что сегодня уже ведется активное использование инновационных технологий в профессиональном обучении. Кроме того, с каждым годом охват данных процессов расширяется, что также подчеркивает актуальность тематики. Вместе с тем, важно осуществлять комплексный подбор наиболее эффективных и в тоже время действенных технологий профессионального обучения, применение которых будет соответствовать целям не только текущего, но и будущего среднего и высшего профессионального образования Российской Федерации [7]. Таким образом, важно рассмотреть особенности внедрения инновационных технологий в образовательный процесс при подготовке специалистов по направлению «Профессиональное обучение».

Инновационные технологии обучения - это совокупность методологии, используемой в ходе образовательного процесса, главная особенность которой заключается в первостепенной ориентации на активность обучающегося. В отличие от традиционных технологий, они способствуют более комплексному и ускоренному формированию знаний, умений, навыков и компетенций, что обуславливается применением различного инструментария в ходе учебно-воспитательной деятельности. Зачастую, это такие способы организации обучения, при которых обучающийся становится центральным звеном, выполняющим ведущую роль в образовательной подготовке. Кроме того, он имеет возможность выбора форм и методов подготовки, а также способов построения учебного процесса. Педагог в таком случае выступает также активным участником системы; показывая свою заинтересованность в подготовке специалистов он не только повышает мотивацию и интерес обучающихся, но и производит многосторонний обмен опытом, в ходе которого формирование компетенций проходит в ускоренном формате [8].

Вместе с тем, внедрение инновационных технологий в профессиональном обучении имеет ряд особенностей, связанных со спецификой подготовки таких специалистов. Во-первых, это особенности, связанные с «двойной» системой подготовки будущих специалистов профессионального обучения - с одной стороны, студент изучает множество дисциплин, связанных с учебно-воспитательной деятельностью и спецификой системы профессионального образования, а с другой -производится базовая подготовка по профильной дисциплине, на которой в будущем будет основываться преподавательская функция обучающегося [9]. Это порождает ряд условий использования инновационных технологий, связанных с необходимость внедрения инноваций по каждому циклу учебных дисциплин, что с этапов обучения позволит привить студентам «привычку» к использованию таковых. На наглядном примере обучающиеся подсознательно переймут опыт старших педагогов и будут использовать его в ходе собственной дальнейшей профессиональной деятельности. Во-вторых, характерной особенностью становится необходимость предоставления возможности в проектировании и моделировании будущей деятельности студентами с применениями инновационных технологий. Такой подход уже с этапов обучения позволит обучающимся овладеть необходимыми умениями и навыками в разработке планов учебных занятий по профилю подготовки, с активным применением и внедрением инноваций. Это также поспособствует зарождению стиля ведения образовательного процесса будущего педагога, наладит обмен опытом и позволит создать уже на этапе обучения авторские подходы к формированию учебных программ. В-третьих, важно понимать, что подготовка специалистов по направлению «Профессиональное обучение» должна соответствовать текущим требованиям ФГОС, что попросту обуславливает активное применение инновационных технологий с позиции формирования компетенций [6]. Ряд изложенных в стандарте педагога профессионального обучения, как профессиональных, так и общепрофессиональных компетенций, не может быть сформирован в ходе традиционной ориентации учебного процесса. Таким образом, применение инновационных технологий профессионального обучения является довольно взаимообусловленным процессом; наряду с этим, необходимо рассмотреть перспективнейшие технологии обучения, которые обучающиеся смогут использовать в ходе дальнейшей профессиональной деятельности:

Проблемное обучение. Главное преимущество данной технологии заключается в возможности широкого использования вне зависимости от преподаваемой учебной дисциплины. Её сущность сводится к постановке ряда проблемных вопросов, которые сформируют поле для активного выражения собственного мнения обучающимися. Кроме того, её активное сочетание с методом дискуссии также является довольно перспективным направлением, возможности применения которого позволяю повысить эффективность профессионального обучения [5].

Главным недостатком проблемного обучения со стороны педагога является необходимость владения навыками управления образовательного процесса, быстрого формирования проблемных вопросов, а также активного стимулирования активности обучающегося. Вместе с тем, как показывает практика, предварительная подготовка позволяет решить эту проблему.

С позиции применения данной технологии в профессиональном обучении важно отметить, что она способствует активному формированию ряда компетенций, например, ОК-4, ОК-5, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-8, ПК-1, ПК-5 и другие. Это подчеркивает высокую эффективность сочетания метода проблемного обучения с методом дискуссии, беседы и ряда других, направленных на осуществление многосторонней коммуникации.

Контекстное обучение. Сущность данной технологии тесно связана с формированием у обучающихся умений и навыков по осуществлению будущей профессиональной и учебной деятельности. Главное преимущество данной технологии заключается в активном сочетании ряда инновационных технологий - проектного, интерактивного и ситуационного обучения. При этом, деятельность обучающегося в ходе образовательного процесса направляется на нестандартное изучение лекций и совместное проведение семинаров, подготовку и проведение игровых форм взаимодействия, реализацию специальных курсов и учебных занятий, а также осуществление учебно-профессиональной деятельности в виде практики, выполнения научно-исследовательских работ, реализации курсовых проектов и так далее [3].

Все вышеперечисленное в совокупности становится активным инструментарием в подготовке обучающихся по направлению «Профессиональное обучение», сочетание которого с инновационными формами проведения учебных занятий позволит более точно подходить к организации учебного процесса.

Важными преимуществами выступает ориентация на повышенный потенциал студента, т.к. именно он в совокупности с педагогом выполняет управленческую функцию; вместе с тем, реализация технологии предполагает не только активную деятельность, но и её разноплановость, что достигается путем использования набора сценариев с ситуационными проблемами. Так, данная технология позволяет организовывать также коллективно-творческую и индивидуальную работу с повышенной результативностью за счет сочетания научного, проективного и методического компонентов профессиональной деятельности.

Так, уже на примере двух вышеизложенных технологий обучения можно видеть, что их инновационный характер тесно связан с интеграцией ряда методов обучения и последующего создания комплексной системы подготовки обучающихся. Кроме того, важно понимать, что вне зависимости и вида технологии, педагогу, как организатору образовательного процесса, необходимо учитывать ряд критериев:

1. Использование эффективного методологического инструментария в зависимости от требований конкретной группы, её особенностей и стремлений.

2. Учет модульной системы при построении педагогической технологии.

3. Сочетание нескольких форм обучения, например, электронного и очного, что позволит частично реализовать актуальную технологию перевернутого обучения.

4. Обеспечение постепенного повышения сложности выполняемых учебных задач в рамках учебно-воспитательного процесса; педагогу важно подходить от теоретических задач к более практическим, что гармонизирует процесс формирования знаний, умений, навыков и компетенций.

Помимо прочего, важно ориентироваться на эффективную организацию самостоятельной работы обучающихся, что также является способом обеспечения их более комплексной подготовки. В этом случае эффективно использовать кейс-метод, проектное обучение, игровые технологии, а также способы дистанционного или электронного обучения [4].

Как показывают множественные исследования авторов, при упоре на самостоятельную деятельность студентов, педагог может повысить эффективность их образовательного пути, что достигается включением планирования и методов самообразования, саморазвития в деятельности обучающихся. В целом, такой подход соответствует текущим требованиям современного профессионального обучения [1, 2].

Выводы. Таким образом, применение инновационных технологий профессионального обучения является одновременно сложным и перспективным направлением деятельности педагога. Такой подход позволяет активизировать студентов, произвести многосторонний обмен опытом, а также сформировать в более комплексном формате компетенции у обучающихся. Важно в таком случае проводить поиск оптимальных форм и методов осуществления технологий обучения для конкретной учебной группы, что позволит более комплексно и результативно влиять на образовательный процесс с позиции более активного включения студентов в образовательный процесс.

Произведенный теоретический анализ показал, что одними из перспективных и в тоже время эффективных становятся технологии проблемного и контекстного обучения, каждая из которых имеет ряд преимуществ. Вместе с тем, в ходе образовательного процесса педагог должен ориентироваться также на эффективную организацию самостоятельной работы студентов при помощи различных методов и технологий обучения, что позволит повысить их активность, личностную вовлеченность, а также активизирует стремление к самообразованию и саморазвитию.

Литература:

1. Ваганова О.И. Образовательные технологии в организации самостоятельной работы студентов // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - №5. - С. 1-7.

2. Ваганова О.И. Технология контекстного обучения педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №65-3. - С. 8-10.

3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Пчелякова В.В. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №3. DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-1.

4. Винникова И.С. Особенности применения электронной образовательной среды Moodle при изучении дисциплины «Финансовый анализ в страховой организации» // Страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация. Сборник трудов XVIII Международной научно-практической конференции: в 2 томах. - 2017. - С. 216-220.

5. Митькина А.Д. Проблемное обучение в современном образовании // Вестник науки и образования. - 2019. - №5 (59). - С. 56-59.

6. Тедорадзе Т.Г., Романова М.Л., Шапошников В.Л., Глущенко Т.Е. Функции самостоятельной работы студентов // Ученые записки университета Лесгафта. - 2021. - №2 (192). - С. 312-317.

7. Уракова Е.А. Особенности непрерывного многоуровневого высшего профессионального образования // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский Университет. - Нижний Новгород. - 2021. - С. 55-57.

8. Хижная А.В., Бекетова Ю.А., Захарова Н.А. Образовательные технологии в профессиональном образовании // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2019. - С. 55-57.

9. Хижная А.В., Максимова К.А., Бакулина Н.А. Организация самостоятельной работы студентов на основе образовательной платформы moodle // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. -2019. - С. 197-201.

Педагогика

УДК 37.013.42

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Шарова Мария Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ

Аннотация. В статье представлен анализ работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра. Доказана необходимость использования специальных профилактических тематических программ по предотвращению подростковой дезадаптации. Представлены результаты исследований склонности подростков к употреблению психоактивных веществ, проведенных на базе социально-реабилитационного центра г. Нижнего Новгорода. Эффективность реализованной программы обоснована данными качественного и количественного анализа итогов профилактической работы.

Ключевые слова: девиантное поведение, дезадаптация, социально-реабилитационный центр, профилактика, психоактивные вещества.

Annotation. The article presents an analysis of the work of a social pedagogue on the prevention of deviant behavior of adolescents in the conditions of a social rehabilitation center. The necessity of using special preventive thematic programs to prevent adolescent maladaptation has been proven. The results of studies of the tendency of adolescents to use psychoactive substances, conducted on the basis of the social and rehabilitation center of Nizhny Novgorod, are presented. The effectiveness of the implemented program is justified by the data of qualitative and quantitative analysis of the results of preventive work. and quantitative analysis of the results of speech therapy work is proposed.

Keywords: deviant behavior, maladaptation, social rehabilitation center, prevention, psychoactive substances.

Введение. Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения детей имеет актуальный характер, т.к. данное явление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.