Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОПОП БАКАЛАВРИАТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ПО ФГОС ВО 3++'

ОСОБЕННОСТИ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОПОП БАКАЛАВРИАТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ПО ФГОС ВО 3++ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФГОС ВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Н.В., Винокурова Е.С.

В статье рассмотрены особенности проектирования образовательной программы бакалавриата по педагогическому направлению «Информатика и математика» (с двумя профилями подготовки) на основе выделения концептуальных подходов и принципов проектирования педагогических систем. Представлен практический опыт кафедры теории и методики обучения информатике Института математики и информатики СВФУ по проектированию основной профессиональной образовательной программы. Поэтапно развернут процесс проектной деятельности. В данной статье основной акцент сделан на описании концептуального этапа работы. В процессе проектной деятельности соотнесены требования ФГОС ВО 3++ и профессионального стандарта. С учетом особенностей регионального рынка труда и поставленных во главу угла ценностей сформулированы миссия и цель, конкретизированы задачи профессиональной деятельности, на основе перечисленных подходов построены структура и содержание основной профессиональной образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Н.В., Винокурова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES, CONCEPTUAL APPROACHES AND DESIGN PRINCIPLES OF BACHELOR'S DEGREE PROGRAMS IN PEDAGOGY ACCORDING TO FSES OF HIGHER EDUCATION 3++

The features of designing an educational programme of Bachelor's degree program in “Informatics and Mathematics” (with two training profiles) on the basis of highlighting conceptual approaches and principles of designing pedagogical systems are considered in the present paper. The practical experience of the Department of Theory and Methodology of Informatics Teaching at the Institute of Mathematics and Informatics of NEFU in designing a basic professional educational program is presented. The process of project activities is phased in. The emphasis in this paper is on describing the conceptual stage of the work. In the course of project activities, the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3++ and the professional standard were correlated. Taking into account the peculiarities of the regional labor market and the values put at the forefront, the mission and goal of the program are formulated, the types of graduate tasks are selected and the tasks of professional activity are specified, on the basis of the listed approaches, the structure and content of the MPEP are built.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОПОП БАКАЛАВРИАТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ПО ФГОС ВО 3++»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 298-306. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 12. P. 298-306.

Научная статья УДК 378.145

https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.45

Особенности, концептуальные подходы и принципы проектирования ОПОП бакалавриата по педагогическому направлению подготовки по ФГОС ВО 3++

Наталья Васильевна Николаева1, Екатерина Спиридоновна Винокурова2

■^Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия 1nv.nikolaeva@s-vfu.ru, http://orcid.org/0000-0002-6228-5967 2evinokurova@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-3122-9436

Аннотация. В статье рассмотрены особенности проектирования образовательной программы бакалавриата по педагогическому направлению «Информатика и математика» (с двумя профилями подготовки) на основе выделения концептуальных подходов и принципов проектирования педагогических систем. Представлен практический опыт кафедры теории и методики обучения информатике Института математики и информатики СВФУ по проектированию основной профессиональной образовательной программы. Поэтапно развернут процесс проектной деятельности. В данной статье основной акцент сделан на описании концептуального этапа работы. В процессе проектной деятельности соотнесены требования ФГОС ВО 3++ и профессионального стандарта. С учетом особенностей регионального рынка труда и поставленных во главу угла ценностей сформулированы миссия и цель, конкретизированы задачи профессиональной деятельности, на основе перечисленных подходов построены структура и содержание основной профессиональной образовательной программы.

Ключевые слова: основная профессиональная образовательная программа, компетентностный подход, модульный подход, педагогическое проектирование, принципы проектирования, профессиональные компетенции, профессиональный стандарт, ФГОС ВО

Для цитирования: Николаева Н.В., Винокурова Е.С. Особенности, концептуальные подходы и принципы проектирования ОПОП бакалавриата по педагогическому направлению подготовки по ФГОС ВО 3++ // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 298-306. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.45.

Original article

Specific features, conceptual approaches and design principles of bachelor's degree programs in pedagogy according to FSES of higher education 3++

Natalya V. Nikolaeva1, Ekaterina S. Vinokurova2

^Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia 1nv.nikolaeva@s-vfu.ru, http://orcid.org/0000-0002-6228-5967 2evinokurova@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-3122-9436

Abstract. The features of designing an educational programme of Bachelor's degree program in "Informatics and Mathematics" (with two training profiles) on the basis of highlighting conceptual approaches and principles of designing pedagogical systems are considered in the present paper. The practical experience of the Department of Theory and Methodology of Informatics Teaching at the Institute of Mathematics and Informatics of NEFU in designing a basic professional educational program is presented. The process of project activities is phased in. The emphasis in this paper is on describing the conceptual stage of the work. In the course of project activities, the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3++ and the professional standard were correlated. Taking into account the peculiarities of the regional labor market and the values put at the forefront, the mission and goal of the program are formulated, the types of graduate tasks are selected and the tasks of professional activity are specified, on the basis of the listed approaches, the structure and content of the MPEP are built.

Keywords: main professional educational program, competence-based approach, modular approach, pedagogical design, design principles, professional competences, professional standard, FSES HE

For citation: Nikolaeva, N.V. & Vinokurova, E.S. (2021) Specific features, conceptual approaches and design principles of bachelor's degree programs in pedagogy according to FSES of higher education 3++. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 298-306. Available from: doi:10.24158/spp.2021.12.45 (In Russian).

Актуальность открытия образовательной программы «Информатика и математика» по педагогическому направлению (с двумя профилями) подготовки была обусловлена тем, что в условиях Республики Саха (Якутия) имеется достаточно большое количество сельских малокомплектных

© Николаева Н.В., Винокурова Е.С., 2021

школ, которые к тому же могут находиться в труднодоступных районах Крайнего Севера. Таким образом, потребность в кадрах была задана в первую очередь требованиями регионального рынка труда. На кафедре теории и методики обучения информатике имелся опыт реализации образовательной программы с дополнительной специальностью: в 2014-2015 годах были выпущены учителя информатики и математики, которые успешно работают в школах республики.

Проектирование и разработка основной профессиональной образовательной программы по подготовке бакалавров педагогического направления в условиях перехода вузов на новые ФГОС ВО 3++ является важной и актуальной проблемой. Образовательная программа - это комплекс основных характеристик процесса обучения (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочные и методические материалы, а также рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы, формы аттестации)1. Таким образом, основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) - ключевой документ, регламентирующий учебный процесс в современном вузе, который должен постоянно совершенствоваться. Проектирование ОПОП - это комплексная проблема образовательного процесса в вузе по определенному направлению, уровню и профилю подготовки, обеспечивающая выполнение требований соответствующего ФГОС ВО как федеральной социальной нормы с учетом потребностей регионального рынка труда, традиций и достижений научно-педагогической школы конкретного вуза.

Особенности проектирования образовательных программ в педагогических вузах рассматриваются в работах Л.Г. Смышляевой, Е.Е. Сартаковой (2017), Г.А. Папутковой, Р.А. Саберова, И.Ф. Фильченковой (2021), С.Д. Каракозова, Д.А. Петрова, М.В. Худжиной (2015), модульный и компетентностные подходы - в работах А.Г. Бермуса (2015), Л.Г. Смышляевой, И.А. Дроздецкой, Н.К. Грицкевич, А.К. Коллегова (2018).

Н.О. Яковлевой педагогическое проектирование определяется как «целенаправленная деятельность педагога по созданию проекта, который представляет собой модель инновационной системы, ориентированной на массовое использование, является проектированием в его классическом понимании, сохраняет основные черты традиционного проектирования и приобретает специфические для педагогики характеристики» (Яковлева, 2008: 62).

Педагогическое проектирование образовательной программы можно понимать также как многоступенчатую профессиональную деятельность по созданию образовательной системы и структуры действий педагога для прогнозирования ее результатов.

Процесс проектирования педагогических систем состоит из нескольких этапов: концептуального, этапов моделирования, конструирования, технологической подготовки (Уракова и др., 2021).

Образовательная программа является педагогической системой. С этой точки зрения в концептуальном плане основополагающими для ее проектирования являются принципы. В.В. Афанасьев и С.С. Ермолаева (2012) в качестве таковых называют следующие:

- принцип личностных приоритетов;

- принцип диагностического целеполагания;

- принцип поэтапности;

- принцип саморазвития;

- принцип продуктивности;

- принцип системности;

- принцип рефлексивности;

- принцип многофакторности.

Ю.Г. Татур2 базовыми принципами проектирования считает:

- принцип систематичности;

- принцип саморазвития.

А.М. Новиков3 относит к ним:

- принцип иерархичности;

- принцип целостности;

- принцип коммуникативности;

- принцип историчности;

- принцип необходимого разнообразия.

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

2 Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие. М., 2006. 256 с.

3 Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) : учебное пособие. М., 2000. 272 с.

Можно выделить следующие научные подходы к проектированию и разработке образовательных программ: системно-деятельностный, компетентностный, модульный, интегративный (интегративно-развивающий).

Системно-деятельностный подход в науке определяется «как специфический метод системной организации целостного образовательного процесса как единства разных видов деятельности студентов...» (Тоистева, 2012). В основе проектирования требований к выпускнику вуза должна лежать связь с его будущей профессиональной сферой деятельности. Системно-деятельностный подход определяет логику проектирования квалификационных требований к выпускникам.

Модульный подход означает, что образовательную программу бакалавриата необходимо формировать из обязательных дисциплин (модулей), ориентированных на формирование компетенций и определяющих основу подготовки по ее направлению, и вариативных модулей, которыми можно задавать глубину и направленность (профиль) обучения.

Модуль - «логически выстроенная, содержательно и методически целостная часть образовательного процесса в рамках определенной совокупности ожидаемых результатов» (Буянова, 2015).

Компетентностный подход - подход, в котором в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях (Власов, 2008).

В современный период не вызывают сомнений важность и необходимость интегративного подхода к проектированию образовательного процесса как процесса технологического, в рамках которого технология рассматривается как способ реализации идей, процессуально представленное единство образовательных ситуаций, в совокупности составляющих логическую, знаковую модель. Интегративность способствует сближению и связыванию в одно целое отдельных частей, элементов и функций разных систем посредством единой образовательной ситуации (Литавор, 2012: 142).

При проектировании ОПОП мы опирались на разработки ведущих педагогов (Папуткова и др., 2021; Смышляева и др., 2018; Ахтариева, 2015), в которых представлены технологические, практические аспекты проектирования образовательной программы на основе системно-дея-тельностного и модульно-компетентностного подходов1.

Были определены следующие этапы проектирования образовательной программы:

- концептуальный этап: формулировка проблемы, разработка концепции построения ОПОП, определение ее миссии и цели;

- моделирование: формулирование требований к результатам освоения ОПОП, планирование результатов обучения, структурирование теоретической и практической подготовки, распределение зачетных единиц;

- конструирование образовательной программы: построение рабочего учебного плана с календарным учебным графиком с учетом выполнения требований ФГОС ВО к кадровым и материально-техническим условиям;

- технологическая подготовка ОПОП: разработка рабочих программ дисциплин (модулей) и практик, программ государственной итоговой аттестации, формирование и экспертиза фонда оценочных средств, разработка методических материалов.

На концептуальном этапе были выявлены несколько противоречий, которые явились основой для формулирования проблемы. В условиях отсутствия утвержденных и включенных в реестр примерных основных образовательных программ по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) «Информатика и математика» согласно рекомендациям Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям2 ОПОП разрабатываются на основе ФГОС ВО 3++.

ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) определены 10 универсальных компетенций (УК) и 9 общепрофессиональных (ОПК). Однако на вузовском уровне требуется с учетом региональной и профильной специфики уточнить, какой состав результатов обучения (знать, уметь, владеть) должен быть достигнут и каким образом. В Северо-Восточном федеральном университете используется единая компетентностная модель выпускника в части универсальных характеристик: для каждой

1 Татур Ю.Г. Проектирование образовательного процесса в вузе : учебное пособие. М., 2005. 96 с.

2 Рекомендации для образовательных организаций по формированию основных профессиональных образовательных программ высшего образования на основе профессиональных стандартов и иных источников, содержащих требования к компетенции работников, в соответствии с актуализированными федеральными государственными образовательными стандартами в условиях отсутствия утверждённых примерных основных образовательных программ (одобрены Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, протокол № 35 от 27 марта 2019 года [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/method/R_RSSP.pdf (дата обращения: 12.12.2021).

ОПОП запланированы единые результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые соотнесены с установленными индикаторами достижения универсальных компетенций (по уровням образования). Определен перечень общеуниверситетских дисциплин, формирующих универсальные компетенции, а также разработаны единые макеты базовых учебных планов бакалавриата, специалитета и магистратуры. Что касается общепрофессиональных компетенций, то индикаторы их достижения и планируемые результаты обучения едины по всем ОПОП педагогического направления подготовки.

Профессиональные компетенции должны быть определены вузом самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии). Из каждого выбранного профессионального стандарта выделяется полностью или частично одна или несколько обобщенных трудовых функций (ОТФ). Требования к результатам обучения должны быть сопряжены с выбранными ОТФ с целью ориентирования обучения в вузе на формирование компетенций по конкретной деятельности в определенной профессиональной сфере. ОТФ и соответствующие трудовые функции описаны через трудовые действия, умения и знания, необходимые в профессиональной деятельности педагога.

Рассматриваемая ОПОП ориентирована на профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»1 (ПС Педагог). Данный профессиональный стандарт применяется при формировании кадровой политики и управлении персоналом образовательной организации.

При проектировании ОПОП была выявлена следующая проблема: обосновать выбор обобщенных трудовых функций, определенных в ПС Педагог, соотнести соответствующие трудовые функции, необходимые знания и умения с разрабатываемыми профессиональными компетенциями бакалавров педагогического направления с двумя профилями подготовки - информатика и математика, разработать индикаторы достижения профессиональных компетенций, а также запланировать результаты обучения.

Основной целью педагогического проектирования является решение обозначенной проблемы на основе выделенных подходов к проектированию образовательных программ.

Достижение цели проектирования ОПОП предполагает решение следующих задач:

- разработать структуру и продумать содержание образовательного процесса,

- сформировать состав учебных дисциплин (модулей) и практик,

- определить их взаимосвязи,

- сформулировать условия и технологии реализации образовательного процесса,

- определить методы и средства оценки качества подготовки студентов на всех этапах обучения в вузе.

Принципы проектирования представляют основополагающие положения, которые должны определить цели, задачи, способы, методы, содержание, организацию деятельности по созданию образовательной программы.

При проектировании ОПОП мы опирались на следующие принципы:

- принцип системности: образовательный процесс в вузе является системой, элементы которой (целевые, содержательные, организационно-структурные, оценочно-результативные) взаимозависимы друг от друга;

- принцип целостности: все компоненты образовательной программы находятся во взаимосвязи и подчинены единой цели;

- принцип иерархичности: каждый компонент образовательной программы может рассматриваться как относительно автономная педагогическая система, выделены внутренние связи между компонентами ОПОП по признаку иерархичности (имеем иерархию педагогических систем, например, рабочий учебный план - модули - дисциплины - темы - конкретные занятия и т. д.);

- принцип многофакторности: при проектировании образовательной программы должны учитываться все факторы, влияющие на образовательный процесс;

- принцип преемственности: образовательная программа проектируется на основании опыта реализации образовательных программ педагогического направления (по профилям «Информатика», «Информатика и математика»), разработанных на основе предшествующих образовательных стандартов;

- принцип поэтапности: при создании ОПОП предполагается определенная последовательность действий;

- принцип продуктивности: ОПОП должна быть оформлена в виде «продуктов» - комплекса взаимосвязанных документов.

1 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями)» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 12.12.2021).

Миссия определяет общие ценности и вид деятельности, которая служит удовлетворению потребностей определенных сегментов рынка, а также интересов и запросов работодателей. С учетом региональных особенностей, а именно острой нехватки учителей информатики и математики в Республике Саха (Якутия), особенно в сельской местности и северных улусах, подготовка педагогов с двумя соответствующими профилями является актуальной для Северо-Восточного федерального университета. Специфика профессиональной деятельности выпускника данной ОПОП заключается в том, что он может работать как в качестве учителя информатики и/или математики, преподавателя информационных технологий и робототехники, так и в качестве организатора или координатора информатизации образовательного учреждения. Исходя из идеи, что выпускник данной образовательной программы в условиях перехода к цифровой экономике будет более конкурентоспособным, так как будет обладать инновационными педагогическими, междисциплинарными и ИКТ-компетенциями, сможет увлечь обучающихся в мир новейших ^-технологий, способствовать выбору математических, инженерно-технических и иных профессий, требующих информационно-математической подготовки, была сформулирована миссия проектируемой ОПОП: подготовка конкурентоспособных педагогических кадров в сфере информатики и математики (бакалавров), востребованных отечественной системой образования в условиях ее инновационного развития, способных к педагогической, проектной и методической деятельности в образовательных учреждениях и организациях, реализующих основные образовательные программы общего среднего образования.

Задачи профессиональной деятельности выпускников определяются ее преимущественной направленностью - педагогической, проектной и методической (табл. 1).

Таблица 1 - Задачи профессиональной деятельности

Тип задач Задачи

Педагогическая деятельность - проектирование и реализация образовательного процесса по информатике и математике в образовательных организациях общего образования в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего (полного) общего образования; - создание условий для развития интереса школьников к изучению информатики и математики путем вовлечения их в различные виды деятельности (индивидуальной и групповой, исследовательской, проектной, коммуникативной и др.); - организация различных видов урочной и внеурочной деятельности обучающихся в образовательном процессе по информатике и математике; - использование потенциала учебного предмета для раскрытия творческих, интеллектуальных и других способностей обучающихся; - планирование специализированного образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными потребностями

Проектная деятельность - проектирование образовательной среды школьного образования в области информатики и математики; - проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

Методическая деятельность - осуществление отбора предметного содержания в области информатики и математики, адекватного ожидаемым результатам, уровню развития современной науки и возрастным особенностям обучающихся; - методическое сопровождение достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся

Цель - это ожидаемый результат. В отношении ОПОП она была сформулирована следующим образом: формирование универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций выпускника и развитие его личностных качеств в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Развитие личностных качеств выпускника приобрело целевое значение именно потому, что в эпоху сингулярности на первый план выходят soft skills - надпрофессиональные «мягкие» навыки.

На этапе моделирования должна быть построена модель образовательного процесса в вузе по профилям педагогического направления подготовки, характеризующим ее ориентацию на области знаний «информатика» и «математика».

Основой образовательной программы является компетенция. Анализ научной литературы показывает неоднозначное толкование данного понятия в современной ученой среде. Компетенция - это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовывать на практике свою компетентность (Зеер, Сыманюк, 2005). Последняя рассматривается как возможность интеграции знаний и навыков и их умение их использовать в условиях быстро меняющихся требований внешней среды.

Компетентностный подход предполагает освоение студентами умений, которые позволят им эффективно и оптимально действовать в профессиональной деятельности, формирование соответствующих компетенций (Федоров и др., 2012; Останина, Птицына, 2019). При этом планируемые результаты обучения представляются в виде способности выпускников вуза выполнять определенную профессиональную деятельность в соответствии с конкретными требованиями, то есть образовательная программа должна быть ориентирована на формирование ключевых компетенций профессиональной деятельности.

Модель нашей педагогической системы состоит из двух взаимосвязанных подсистем: ком-петентностной модели выпускника и структурно-содержательной модели обучения. Компетент-ностная модель выпускника описывается при помощи характеристик каждой компетенции: индикаторов её достижения и совокупности планируемых результатов обучения. На основе этого определяется структура и содержание образовательного процесса, состав учебных дисциплин и практик, последовательность их представленности в образовательном процессе и взаимосвязи. При построении структурно-содержательной модели был использован матричный способ проектирования образовательной программы.

Исходя из требований ФГОС ВО 3++ можно логически разделить содержание обучения на следующие модули:

- социально-гуманитарный модуль, отвечающий за формирование универсальных компетенций;

- психолого-педагогический модуль, формирующий общепрофессиональные компетенции;

- методический модуль, в равной степени развивающий общепрофессиональные и профессиональные компетенции;

- предметно-содержательные модули «Информатика» и «Математика», ориентированные преимущественно на формирование профессиональных компетенций.

На этапе конструирования образовательной программы было выделено несколько подцелей:

- определение условий реализации ОПОП: кадровых, финансовых, материально-технических и иных;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка возможных образовательных треков, индивидуальных образовательных траекторий;

- определение содержания практической подготовки студентов;

- разработка учебных планов (базового и рабочего) и календарного учебного графика;

- корректировка ОПОП.

Структура спроектированной ОПОП состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Так, программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

- Блок 1 «Дисциплины (модули)». 46 обязательных дисциплин логически распределены следующим образом: 11 социально-гуманитарных дисциплин, формирующих УК, 14 психолого-педагогических и методических дисциплин, формирующих в основном ОПК, 10 дисциплин предметной области «Информатика» и 11 дисциплин предметной области «Математика», формирующих, в основном, ПК. Часть, определяемая участниками образовательных отношений, содержит 4 дисциплины, углубляющие УК и ПК, и 18 элективных кластеров, в каждом кластере - от одной (элективные дисциплины по физической культуре и спорту) до 17 дисциплин. Большое количество дисциплин в элективных кластерах позволяет реализовать индивидуальные образовательные траектории.

- Блок 2 «Практика». Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, второго блока состоят каждая из пяти практик. Обязательная часть: одна учебная ознакомительная практика (введение в специальность), четыре производственных (во-жатская, педагогическая, две научно-исследовательские). Часть, формируемая участниками образовательных отношений: три учебные предметно-содержательные практики (алгебра и начала анализа, геометрия, информатика), учебная проектно-технологическая практика (образовательная робототехника), производственная проектно-технологическая практика (методика обучения информатике). В рамках данных проектно-технологических практик студенты выполняют достаточно крупные образовательные кейсы: «Лагерь дневного пребывания "Роботплощадка МКА СВФУ"» и кейс «Интерактивные образовательные технологии на уроках информатики и новые образовательные результаты». Проекты нацелены на создание условий для саморазвития студентов педагогического направления, формирование культуры педагогического проектирования, активное освоение обучающимися соответствующих дисциплин. В ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) произошло резкое увеличение объема блока 2 «Практика» - минимум до 60 зачетных единиц. Проектное решение, на

наш взгляд, предполагает задачи практической подготовки выпускников и полноценно готовит их к выполнению трудовых функций, заданных в ПС Педагог. Одной из особенностей выпускающей кафедры в рамках нашего исследования является наличие квалифицированных на всероссийском уровне специалистов по образовательной робототехнике, что повлекло за собой включение в ОпОп одноименной учебной проектно-технологической практики.

- Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» состоит из двух видов испытаний: подготовка к сдаче и собственно сдача государственного экзамена, выполнение и защита выпускной квалификационной работы. В рамках первого испытания обучающиеся помимо ответа на теоретический вопрос демонстрируют практические умения решать задачи курса элементарной математики или школьного курса информатики базового или повышенного уровня сложности, а также защищают предварительно выполненное кейс-задание (разработка урока на заданную тему (или по тематике выпускной квалификационной работы). Два последних задания предназначены для проверки практической подготовки выпускников к преподаванию информатики и математики в школе. Во время подготовки к уроку студент, руководствуясь типовой программой по предмету «Информатика» или «Математика», самостоятельно выбирает содержание, разрабатывает технологическую карту урока, определяет форму проведения и методы обучения, готовит дидактические и контролирующие материалы, обосновывает выбор необходимых средств обучения и/или электронных образовательных ресурсов, планирует подготовку их к работе, тем самым осознанно демонстрируя сформированность профессиональных компетенций.

В соответствии с макетом СВФУ ОПОП включает следующие разделы:

1. Общая характеристика образовательной программы:

- описание ОПОП;

- планируемые результаты образовательной программы, соотнесенные с требованиями ПС Педагог.

2. Учебный план и календарный учебный график.

3 . Учебно-методическое обеспечение образовательной программы:

- рабочие программы дисциплин (модулей);

- программы практик;

- программа государственной итоговой аттестации;

- матрица компетенций;

- фонд оценочных средств;

- методические материалы;

- список основной учебной литературы.

На первых двух этапах проектирования завершен первый раздел ОПОП, на третьем этапе -второй. На последнем этапе - этапе технологической подготовки ОПОП - разработан весь объем третьего раздела ОПОП, то есть, определена вся система действий субъектов образовательного процесса: преподавателей и учебно-вспомогательного персонала по организации учебно-познавательной деятельности студентов, а также самих обучающихся по достижению совокупного результата образования.

При проектировании ОПОП выполнено сопряжение с ПС Педагог на уровне компетенций и трудовых функций. На наш взгляд, подготовку ОПОП следует выполнять на основе системно-деятельностного, модульно-компетентностного и интегративного подходов, придерживаясь вышеописанных принципов проектирования.

При формулировании миссии и цели ОПОП приоритетными факторами являются: направленность на конкурентоспособность и востребованность на региональном рынке труда (в сфере образования) в условиях перехода к цифровой экономике, ориентация на создание условий обучения, которые связаны прежде всего с практической деятельностью, направленность на развитие личностных качеств педагога.

Теоретическое обучение должно выходить на рамки различных видов практической подготовки, в которых используются возможности образовательной среды школы и вуза. Разработанная программа ориентирована на выпуск бакалавров педагогического направления, способных к педагогической, методической и проектной деятельности в образовательных организациях различного типа, а также к научно-исследовательской работе по методике обучения математике и информатике и по образовательной робототехнике. Предлагаемые модели могут быть использованы в практике педагогических вузов.

Список источников:

Афанасьев В.В., Ермолаева С.С. Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога в вузе // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 128-130.

Ахтариева Р.Ф. Проектирование основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 7, № 4. С. 60-72.

Бермус А.Г. Кластерно-модульный подход к проектированию образовательных программ в системе непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 4 (12). С. 1-15. https://doi.org/10.15393/j5.art.2015.2944

Буянова И.Б. Модульный подход к построению ОПОП подготовки учителей в соответствии с профессиональным стандартом педагога // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 3 (23). С. 81-84.

Власов Д.А. Компетентностный подход к проектированию педагогических объектов // Теория и методика профессионального образования. Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». 2008. № 6-2 (31). С. 124-127.

Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.

Каракозов С.Д., Петров Д.А., Худжина М.В. Проектирование образовательных программ бакалавриата в условиях приведения федеральных государственных образовательных стандартов в соответствие с профессиональными стандартами // Преподаватель XXI век. 2015. № 2-1. С. 9-23.

Литавор В.С. Системный подход как интегративный в образовательном процессе // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II международной научной конференции. Пермь, 2012. С. 142-149.

Останина С.А., Птицына Е.В. Компетентностный подход к обучению студентов вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 9, № 5. С. 1-12. URL: https://mir-nauki.com/PDF/54PDMN519.pdf (дата обращения: 12.12.2021).

Папуткова Г.А., Саберов Р.А., Фильченкова И.Ф. Концепция проектирования основных профессиональных образовательных программ будущих педагогов // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 4 (37). С. 1-19. https://doi.org/10.26795/2307-1281 -2021 -9-4-1

Смышляева Л.Г., Дроздецкая И.А., Грицкевич Н.К., Коллегов А.К. Модульная образовательная программа бакалаврской подготовки педагога в вузе: проектирование организационно-деятельностных механизмов // Научно-педагогическое обозрение. 2018. № 4 (22). C. 133-142. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2018-4-133-142

Смышляева Л.Г., Сартакова Е.Е. Основы проектирования образовательных программ бакалаврской подготовки педагогов в вузе // Человек и образование. 2017. № 4 (53). С. 184-188.

Тоистева О.С. Системно-деятельностный подход как методологическое основание подготовки социально-педагогических кадров в вузе // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 6 (43). С. 144-149.

Уракова Е.А., Быстрова Н.В., Уракова М.Н. Проектирование педагогических систем // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2. С. 258-261.

Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе. Омск, 2012. 210 с.

Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем. Челябинск, 2008. 279 с.

References:

Afanasyev, V. V. & Ermolaeva, S. S. (2012) Pedagogical Projecting of Educational Process as a Type of Professional Activity of Teacher in High School. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. (2), 128-130 (in Russian).

Akhtarieva, R. F. (2015) Development of a Basic Professional Educational Programs for Teacher Training According to Teacher Professional Standart. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 7 (4), 60-72 (in Russian).

Bermous, A. G. (2015) Cluster-Modular Approach to Designing Educational Programs in Continuing Education System. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. (4 (12)), 1-15. Available from: https://doi.org/10.15393/j5.art.2015.2944 (in Russian).

Buyanova, I. B. (2015) Modular Approach to Construction of Basic Professional Educational Programs of Teacher Training in Accordance with the Professional Standard of the Teacher. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. (3 (23)), 81-84 (in Russian).

Fedorov, A. E., Metelev, S. E., Solov'ev, A. A. & Shlyakova, E. V. (2012) Kompetentnostnyi podkhod v obrazovatel'nom protsesse [Competence-Based Approach in the Educational Process]. Omsk. 210 р. (in Russian).

Karakozov, S. D., Petrov, D. A. & Khudzhina, M. V. (2015) Designing of Bachelor''s Degree Programs in Terms of Bringing the Federal Educational Standards in Compliance with the Professional Standards. Prepodavatel'XXI vek. (2-1), 9-23 (in Russian).

Litavor, V. S. (2012) Sistemnyi podkhod kak integrativnyi v obrazovatel'nom protsesse [A Systematic Approach as an Integrative One in the Educational Process]. In: Problemy iperspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy II mezhdunarodnoinauchnoi konferentsii. Perm', рр. 142-149 (in Russian).

Ostanina, S.A.& Ptitsyna, E. V. (2019) Competence Approach to Teaching University Students in Conditions Implementation of Educational Standards of the Third Generation. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 9 (5), 1-12. Available from: https://mir-nauki.com/PDF/54PDMN519.pdf [Accessed 12th Desember 2021] (in Russian).

Paputkova, G. A., Saberov, R. A. & Filchenkova, I. F. (2021) The Concept of Designing the Main Professional Educational Programs of Future Teachers. Vestnik Mininskogo universiteta. 9 (4 (37)), 1-19. Available from: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-1 (in Russian).

Smyshlyaeva, L. G. & Sartakova E. Y. (2017) Basics of Designing Educational Programs for Bachelor''s Training of Teachers in University. Chelovek i obrazovanie. (4 (53)), 184-188 (in Russian).

Smyshlyaeva, L. G., Drozdetskaya, I. A., Gritskevich, N. K. & Kollegov, A. K. (2018) Modular Educational Program of Bachelor Training of a Teacher in Higher Education: Designing Organizational and Activity Mechanisms. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. (4 (22)), 133-142. Available from: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2018-4-133-142 (in Russian).

Toisteva O.S. It is System-Dejatelnostnyj the Approach as the Methodological Basis Preparations of Socially-Pedagogical Shots in High School. Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana. (6 (43)), 144-149 (in Russian).

Urakova, E. A., Bystrova, N. V., Urakova, M. N. (2021) Design of Pedagogical Systems. Problemy sovremennogo pedagog-icheskogo obrazovaniya. (70-2), 258-261 (in Russian).

Vlasov, D. A. (2008) Competence Approach to Pedagogical Objects Designing. Teoriya i metodika professional'nogo obra-zovaniya. Vestnik federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya «Moskovskii gosudarstvennyi agroinzhenernyi universitet imeni V.P. Goryachkina». (6-2 (31)), 124-127 (in Russian).

Yakovleva, N. O. (2008) Pedagogicheskoe proektirovanie innovatsionnykh obrazovatel'nykh system [Pedagogical Design of Innovative Educational Systems]. Chelyabinsk. 279 р. (in Russian).

Zeer, E. & Symanyuk, E. (2005) Kompetentnostnyi podkhod k modernizatsii professional'nogo obrazovaniya [Competence-Based Approach to the Modernization of Vocational Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii. (4), 23-30 (in Russian).

Информация об авторах Н.В. Николаева - кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных технологий Института математики и информатики Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1030995.

Е.С. Винокурова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения информатике Института математики и информатики Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=288621.

Information about the authors N.V. Nikolaeva - PhD in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Head of IT Department, Institute of Mathematics and Informatics, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1030995.

E.S. Vinokurova - PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Computer Science Education, Institute of Mathematics and Computer Sciences, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=288621.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.12.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 08.12.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 23.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.