Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ: СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТОВ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ: СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / ВЫПУСКНИК-ПЕДАГОГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ИМПЕРАТИВЫ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И КВАЛИФИКАЦИИ / QUALITY OF EDUCATION / STATE FINAL CERTIFICATION / PEDAGOGICAL AREAS OF TRAINING / GRADUATE TEACHER / STATE STANDARD OF HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARD / QUALIFICATION CHARACTERISTICS / EDUCATIONAL AND QUALIFICATION IMPERATIVES / CRITERIA FOR ASSESSING THE LEVEL OF COMPETENCIES AND QUALIFICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аниськин Владимир Николаевич, Доманина Наталья Анатольевна, Кислова Наталья Николаевна

Анализируются содержательные и формальные особенности программ государственной итоговой аттестации выпускников педагогического вуза с позиции их законодательно и директивно обусловленного соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) и профессионального стандарта педагога. Определяются параметры комплементарности этих стандартов применимо к квалификационным требованиям для профессионала-педагога и освоенным выпускником-педагогом в период его подготовки в вузе общекультурным, общепрофессиональным и профессиональным компетенциям, оцениваемым государственной экзаменационной комиссией с использованием положений федерального закона «О независимой оценке квалификации». Устанавливаются критерии уровня и степени анализируемого соответствия в виде его условий, прямых и косвенных признаков, качественных показателей (индикаторов), интеграция которых позволяет получить общую характеристику исследуемого феномена. Приводятся примеры содержательного наполнения профессиональных компетенций образовательных программ «Русский язык» и «Литература», «Физическая культура», «Информатика», «Математика» и «Информатика», реализуемых в Самарском государственном социально-педагогическом университете, и отмечаются условия и признаки их соответствия императивам образовательного и профессионального стандартов. На основе результатов выполненной работы делается вывод об успешном решении задач и достижении цели исследования по определению критериев сообразности государственной итоговой аттестации требованиям ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аниськин Владимир Николаевич, Доманина Наталья Анатольевна, Кислова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE FINAL CERTIFICATION IN PEDAGOGICAL DIRECTIONS OF TRAINING: COMPLIANCE WITH THE REQUIREMENTS OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL STANDARDS

The content and formal features of the programs of state final certification of graduates of a pedagogical university are analyzed from the standpoint of their legislative and directive compliance with the requirements of the federal state educational standard of higher education (FSES HE) and the professional standard of a teacher. The parameters of the complementarity of these standards are determined applicable to the qualification requirements for a professional teacher and the general cultural, general professional and professional competencies mastered by the graduate-teacher during his training at the university, assessed by the state examination committee using the provisions of the federal law «On independent assessment of qualifications». Criteria for the level and degree of the analyzed conformity are established in the form of its conditions, direct and indirect signs, qualitative indicators (indicators), the integration of which makes it possible to obtain a general characteristic of the phenomenon under study. Examples of the content of professional competencies of the educational programs «Russian language» and «Literature», «Physical culture», «Informatics», «Mathematics» and «Informatics», implemented in the Samara State Social and Pedagogical University, are given, and the conditions and signs of their compliance imperatives of educational and professional standards. Based on the results of the work performed, a conclusion is made about the successful solution of problems and the achievement of the research goal to determine the criteria for the conformity of the state final certification to the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education and the professional standard of a teacher.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ: СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТОВ»

УДК 378.14.015.62

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0003

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ: СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТОВ

© 2020

SPIN: 6520-5569 AuthorlD: 260583 ORCID: 0000-0002-6102-1214 ScopusID: 56184865800

Аниськин Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, физики и информатики

AuthorID: 564082 ORCID: 0000-0003-3407-7885

Доманина Наталья Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления образовательных программ

SPIN: 4709-1860 AuthorID: 287594 ORCID: 0000-0002-6227-5654

Кислова Наталья Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, проректор по учебно-методической работе и качеству образования Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица Максима Горького,65/67, e-mail: vnaniskin@pgsga.ru) Аннотация. Анализируются содержательные и формальные особенности программ государственной итоговой аттестации выпускников педагогического вуза с позиции их законодательно и директивно обусловленного соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) и профессионального стандарта педагога. Определяются параметры комплементарности этих стандартов применимо к квалификационным требованиям для профессионала-педагога и освоенным выпускником-педагогом в период его подготовки в вузе общекультурным, общепрофессиональным и профессиональным компетенциям, оцениваемым государственной экзаменационной комиссией с использованием положений федерального закона «О независимой оценке квалификации». Устанавливаются критерии уровня и степени анализируемого соответствия в виде его условий, прямых и косвенных признаков, качественных показателей (индикаторов), интеграция которых позволяет получить общую характеристику исследуемого феномена. Приводятся примеры содержательного наполнения профессиональных компетенций образовательных программ «Русский язык» и «Литература», «Физическая культура», «Информатика», «Математика» и «Информатика», реализуемых в Самарском государственном социально-педагогическом университете, и отмечаются условия и признаки их соответствия императивам образовательного и профессионального стандартов. На основе результатов выполненной работы делается вывод об успешном решении задач и достижении цели исследования по определению критериев сообразности государственной итоговой аттестации требованиям ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога.

Ключевые слова: качество образования, государственная итоговая аттестация, педагогические направления подготовки, выпускник-педагог, государственный стандарт высшего образования, профессиональный стандарт, квалификационная характеристика, образовательные и квалификационные императивы, критерии оценки уровня компетенций и квалификации.

STATE FINAL CERTIFICATION IN PEDAGOGICAL DIRECTIONS OF TRAINING: COMPLIANCE WITH THE REQUIREMENTS OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL STANDARDS

© 2020

Aniskin Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor,

dean of the faculty of mathematics, physics and computer science Domanina Natalia Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of educational programs Kislova Natalia Nikolaevna, candidate of philological sciences, associate professor, vice-rector for educational and methodological work and quality of education Samara State University of Social Science and Education (443099, Russia, Samara, st. Maxim Gorky, 65/67, e-mail: vnaniskin@gmail.com) Abstract. The content and formal features of the programs of state final certification of graduates of a pedagogical university are analyzed from the standpoint of their legislative and directive compliance with the requirements of the federal state educational standard of higher education (FSES HE) and the professional standard of a teacher. The parameters of the complementarity of these standards are determined applicable to the qualification requirements for a professional teacher and the general cultural, general professional and professional competencies mastered by the graduate-teacher during his training at the university, assessed by the state examination committee using the provisions of the federal law «On independent assessment of qualifications». Criteria for the level and degree of the analyzed conformity are established in the form of its conditions, direct and indirect signs, qualitative indicators (indicators), the integration of which makes it possible to obtain a general characteristic of the phenomenon under study. Examples of the content of professional competencies of the educational programs «Russian language» and «Literature», «Physical culture», «Informatics», «Mathematics» and «Informatics», implemented in the Samara State Social and Pedagogical University, are given, and the conditions and signs of their compliance imperatives of educational and professional standards. Based on the results of the work performed, a conclusion is made about the successful solution of problems and the achievement of the research goal to determine the criteria for the conformity of the state final certification to the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education and the professional standard of a teacher.

Keywords: quality of education, state final certification, pedagogical areas of training, graduate teacher, state standard of higher education, professional standard, qualification characteristics, educational and qualification imperatives, criteria for assessing the level of competencies and qualifications.

Aniskin Vladimir Nikolaevich, Domanina Natalia Anatolievna, Kislova Natalia Nikolaevna pedagogical

STATE FINAL CERTIFICATION IN PEDAGOGICAL DIRECTIONS OF TRAINING ... sciences

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Известно, что государственная итоговая аттестация (ГИА) выпускников вуза, как важнейшая итоговая часть основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО), проводится государственными экзаменационными комиссиями (ГЭК) в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [1] с целью определения соответствия результатов освоения обучающимися этих программ требованиям ФГОС ВО [2]. Таким образом, ГИА представляет собой форму определения степени и уровня освоения студентами-выпускниками конкретной образовательной программы вуза и проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся, которые являются итоговыми критериями в интегративном ряду таких мониторинговых и рейтинговых принципов качества высшего образования [3], как: структурности, согласованности, координации, коммуникативности, целостности, соответствия ФГОС ВО и развития процесса подготовки бакалавров, специалистов и магистров. По сути, результаты ГИА можно рассматривать в качестве своего рода апофеозного компонента качества образования, представляющего собой, по мнению В.А. Болотова, интегральную характеристику системы образования (в нашем случае, - высшего), «отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [4], что в полной мере коррелирует с положениями ФЗ «Об образовании в РФ».

В соответствии с Порядком проведения ГИА по ОПОП ВО - программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, утвержденным приказом министерства образования и науки Российской Федерации [5], ее процедура предусматривает форму государственного экзамена (ГЭ) и форму защиты выпускной квалификационной работы (ВКР). ГЭ проводится устно или письменно по одной или нескольким дисциплинам и (или) модулям образовательной программы, результаты освоения которых имеют определяющее значение для профессиональной деятельности выпускников, а ВКР представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. Программа ГИА включает программы ГЭ и (или) требования к ВКР и порядку их выполнения, критерии оценки результатов сдачи ГЭ и (или) защиты ВКР. ГЭ проводится по программе, содержащей перечень вопросов, выносимых на него, и рекомендации обучающимся по подготовке к экзамену, в том числе перечень рекомендуемой литературы для подготовки к ГЭ. Успешное прохождение ГИА обучающимся является основанием для выдачи ему документа о высшем образовании и квалификации. После окончания вуза выпускники педагогических направлений подготовки получают дипломы бакалавра или магистра с присвоением одноименной квалификации.

Таким образом, в системе высшего образования ГИА является обязательной процедурой, может проводиться в одной из форм: ГЭ или защита ВКР и предполагает оценку степени и уровня освоения образовательной программы на основании результатов обучения по дисциплинам и (или) модулям, имеющим определяющее значение для профессиональной деятельности выпускников или на основании работы, демонстрирующей уровень их подготовленности к самостоятельной профессиональной деятельности. Последнее обстоятельство определяет проблему организации и проведения ГИА выпускников вузов в соответствии с требованиями не только образовательных, а и профессиональных стандартов [6], в частности, применимо к педагогическим направлениям подготовки, - профессионального стандарта «Педагог 20

(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [7]. Подобная комплементарность образовательных и профессиональных стандартов обусловливается законодательно положениями Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), согласно ст. 195.1 которого профессиональный стандарт является квалификационной характеристикой, «необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции» [8]. В части определения квалификации работника в ТК РФ и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] можно отметить, что ее трактовки как уровня знаний, умений, навыков («профессиональных навыков и опыта работы» - ТК) («навыков и компетенций» - ФЗ) практически совпадают, различаясь лишь акцентированием значения компетенций, характеризующих «подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности» в ФЗ [1], по сравнению с «опытом работы работника» в ТК [8].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Актуальность отмеченной проблемы сочетаемости и взаимосвязи требований образовательных и профессиональных стандартов в подготовке будущих специалистов различных направлений, входящих в системы менеджмента и управления качеством высшего и среднего профессионального образования (СПО) вузов и колледжей подтверждается многочисленными исследованиями ученых-педагогов и преподавателей-практиков, результаты которых опубликованы в последние годы. При подготовке статьи нами были проанализированы работы: А.В. Лыфенко, С.В. Савченко [3]; Ж.С. Поздняковой [6]; И.К. Кондауровой [9]; С.А. Ковальчук, Т.О. Ивакаевой [10]; Г.Р. Гильмановой, Г.И. Калимуллиной, В.В. Курунова, А.Ф. Мустаева [11]; И.Н. Одарич [12]; Е.В. Репринцевой [13]; О.С. Кирилловой, Ю.И. Коробова [14]; Б.Г. Солдатова, Н.В. Солдатовой [15]; Д.В. Дементьева [16]; Г.А. Васьковской [17]; И.А. Буяковской, Е.В. Поздняковой [18]; В.М. Чирковой [19]; И.Ю. Седых [20]; Н.В. Савченко [21] и др. Среди них можно выделить разработки, непосредственно посвященные вопросам адаптации и оптимизации применения профессиональных стандартов при проектировании и реализации ОПОП ВО и СПО [9, 10, 17], включая вузовские образовательные программы по направлению подготовки Педагогическое образование [11, 18]. Решением задач соответствия ФГОС ВО и профстандар-тов занимаются также различные центры мониторинга и оценки качества образования. Вместе с тем, по-нашему мнению, сообразность названных стандартов с программами ГИА по педагогическим направлениям подготовки пока еще недостаточно полно отражена в научных публикациях.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи.

Необходимость поиска наиболее эффективных и продуктивных критериев такой сообразности, позволяющих проводить ГИА выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры направления подготовки Педагогическое образование в соответствии с унифицированными (в должной степени) требованиями образовательных и профессиональных стандартов, и стала основной целью нашей статьи.

Постановка задания.

В качестве задания для работы, выполнение которой, как мы надеемся, поспособствует достижению указанной цели, было выбрано определение прямых и косвенных признаков исследуемого соответствия (или конгруэнтности, с позиции математической терминологии) программ ГИА педагогических направлений подготовки

требованиям ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога, его условий, качественных показателей (индикаторов) и общей характеристики, на основе анализа опыта организации и проведения этого итогового испытания в Самарском государственном социально-педагогическом университете (СГСПУ).

Используемые в исследовании методы, методики и технологии.

В соответствии с поставленными целью и заданием, наша работа проводилось с использованием традиционной совокупности методов, методик и технологий педагогического исследования [22], включавшей в себя: планирование; поиск научной и иной информации; ее обработку, в том числе, с использованием компьютерных СМАРТ-средств; систематизацию и хранение информации; проведение контент-анализа; получение, изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Одним из исходных положений нашей статьи стало то обстоятельство, что в условиях современной лич-ностно-ориентированной компетентностной парадигмы образования ГИА включает в себя все результаты освоения программы аттестуемым выпускником, которые предусмотрены соответствующим ФГОС и выражены в формулировках общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (ОК, ОПК, ПК). Члены ГЭК при этом должны определить степень и уровень освоения программы обучающимся, т.е. основные показатели сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом. На уровне бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) образовательными стандартами предусмотрен одинаковый набор компетенций при отличии видов деятельности (исследовательский по направлению подготовки 44.03.01 и научно-исследовательский по направлению подготовки 44.03.05).

В 2020-2021 учебном году в СГСПУ по данным направлениям подготовки реализуется в соответствии с определенной профессиональной направленностью 13 образовательных программ. ФГОС ВО предусматривает право выбора образовательной организацией из предложенного перечня одного или нескольких видов профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник. Результаты освоения выбранного вида или видов профессиональной деятельности становятся для обучающегося обязательными. Отметим, что все реализуемые в СГСПУ образовательные программы предусматривают готовность выпускника к педагогической деятельности. При этом, 11 программ включают в свое содержание готовность к культурно-просветительской деятельности, 9 - готовность к проектной деятельности, 6 - готовность к научно-исследовательской (исследовательской) деятельности, а 6 программ сочетают все четыре вида деятельности. Образовательный стандарт также предусматривает право образовательной организации дополнить набор компетенций, по сути, специализировать его с учетом направленности определенной программы на конкретные области знаний или виды деятельности. Например, в 10-ти из 13-ти педагогических программ, реализуемых в СГСПУ, предусмотрены специальные профессиональные компетенции.

Таким образом, ГИА включает в себя оценку достижения результатов освоения программы обучающимися по 29-42 компетенциям, из которых 22 компетенции являются общими для всех выпускников педагогического бакалавриата: это общекультурные, общепрофессиональные компетенции и компетенции из области педагогической деятельности. По-нашему мнению, подобное обобщающее комплексирование компетенций в разнопрофильных образовательных программах подготовки

учителей-предметников может рассматриваться в качестве косвенного признака соответствия программ ГИА направления подготовки Педагогическое образование требованиям ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога.

В образовательных программах СГСПУ 2021 года предусмотрены обе формы ГИА - ГЭ и защита ВКР, что позволяет распределить между ними проверку результатов освоения будущими педагогами соответствующей программы. Отметим, что в программу ГЭ, как правило, включены результаты освоения четырех ОК (ОК-5; ОК-7; ОК-8; ОК-9), позволяющих определить следующие качества выпускника: способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5); способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7); готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность, в том числе и профессионально-педагогическую (ОК-8); способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9). Очевидно, что приведенные ОК могут рассматриваться в качестве еще одного косвенного признака исследуемого соответствия.

Кроме этого, программа ГЭ предусматривает результаты освоения четырех-пяти ОПК, свидетельствующих о готовности выпускника-педагога определять и сознавать: социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способность к осуществлению обучения, воспитания и развития своих учеников с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2); готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3); готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования (ОПК-4); готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6). Считаем, что эти ОПК являются одним из прямых признаков соответствия ГИА по педагогическим направлениям подготовки требованиям образовательного и профессионального стандартов.

Как можно заметить, выбор ОК и ОПК для составления программ ГЭ обусловлен, в том числе, и сопряженными результатами обучения. Например, такими, как: способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7) и готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования (ОПК-4); способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9) и готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6). Такая сопряженность и сочетаемость результатов обучения в процессе проведения ГИА выпускников СГСПУ - будущих педагогов-профессионалов расценивается нами как третий косвенный конгруэнтный признак взаимосвязи и взаимообусловленности содержания в программах ГИА императивов ФГОС и профстандарта.

Очевидно также, что в качестве еще одного прямого признака соответствия образовательных и профессиональных стандартов в программах ГИА СГСПУ может послужить факт включения в процедуру ГЭ оценки членами ГЭК результатов освоения выпускниками ПК-1 - ПК-7, соответствующих профессионально-педагогическому виду деятельности. Компетенции по другим видам деятельности, как правило, включены в процедуру защиты ВКР, а специальные профессиональные компетенции относительно равномерно распределены между обеими формами ГИА.

Стоит отметить и то обстоятельство, что в программе ГЭ результаты освоения экзаменуемым каждой из

Aniskin Vladimir Nikolaevich, Domanina Natalia Anatolievna, Kislova Natalia Nikolaevna STATE FINAL CERTIFICATION IN PEDAGOGICAL DIRECTIONS OF TRAINING ..

компетенций конкретизируются образовательными результатами, представляющими собой синтез тех результатов обучения, которые по данной компетенции были запланированы к освоению в рамках дисциплин, модулей, практик, курсовых работ, входящих в учебные планы (УП) ОПОП СГСПУ по направлению подготовки Педагогическое образование. Так, например, по ОПОП «Русский язык» и «Литература» ПК-1 (готовность реа-лизовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов) выражается в таких результатах, как знание выпускником филологического факультета СГСПУ основных требований к составлению и реализации образовательных программ по русскому языку и литературе для разных классов в соответствии с требованиями ФГОС; умение работать с учебной и рабочей программой предмета; способность оценить степень сложности учебного материала, его соответствие программе, целям и образовательным задачам конкретного урока. Подобное планирование результатов обучения достаточно наглядно характеризует выполнение одного из профессионально-предметных условий исследуемого нами соответствия ГИА интеграционному императиву образовательного и профстандарта.

Помимо приведенного примера, путь к освоению обучающимся содержания УП ОПОП «Русский язык» и «Литература» включал в себя образовательные результаты по 40 дисциплинам этого плана, среди которых модули: «Методика обучения русскому языку и литературе», «История русской литературы (от древнерусской до XXI века)», «История зарубежной литературы», «Современный русский литературный язык», а также образовательные результаты по двум типам производственных практик и трем курсовым работам. Результаты освоения образовательной программы на основе ПК-1, включенные в набор дисциплин, практик, курсовых работ УП, и синтезируемые на государственный экзамен, ориентированы на требования вышеуказанного профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [7] к необходимым знаниям, умениям и трудовым действиям будущего учителя-предметника. Так, если профессиональный стандарт определяет необходимость знания выпускником «преподаваемого предмета в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке, основ методики преподавания, основных принципов деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий» [7], то в программе ГЭ по профилям «Русский язык» и «Литература» и предусмотрена проверка знаний по современному русскому языку, истории русской литературы, методикам преподавания русского языка и литературы. Тем самым подтверждается выполнение еще одного условия сообразности программы ГЭ ГИА требованиям ФГОС и указанного профстандарта педагога.

С учетом того, что в соответствии с профессиональным стандартом выпускник-педагог должен овладеть «формами и методами обучения» [7], а также быть способным «разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; планировать и проводить учебные занятия» [7], в экзаменационных материалах ГЭ предусмотрены задания на проверку его готовности выполнять эти трудовые действия. Эти материалы по педагогическим образовательным программам в обязательном порядке включают в себя задания, нацеленные на проверку степени и уровня освоения экзаменуемым конкретной программы по ПК-1 образовательного стандарта и готовности осуществлять свою профессионально-педагогическую деятельность в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Безусловно, такое содержательное наполнение материалов ГЭ относится к

прямым конгруэнтным признакам учета императива образовательного и профессионального стандартов в программах ГИА.

Например, в программе ГЭ по профилям «Русский язык» и «Литература» предусмотрена проверка знаний по методике изучения раздела «Фонетика и графика» на основе таких проблемных вопросов и заданий экзаменационного билета, как: «Укажите, какие ошибки могут допустить учащиеся при фонетическом разборе выделенных в текстах слов, и предложите возможные виды работы по их предупреждению» или «Назовите приемы определения типа подчинительной связи, которые можно предложить обучающимся. Покажите возможные варианты систематизации их знаний по теме «Виды словосочетаний» с использованием помещенного в приложении текста». Этот же экзаменационный билет включает задание предметной области «Литература» следующего содержания: «Выполните пообразный анализ литературного произведения в школе (на примере романа И.А. Гончарова «Обломов»), опишите приемы создания образа Обломова, укажите, какие из них использованы в приведенном в билете отрывке» или «Раскройте содержание и основные элементы анализа литературного произведения в старших классах (на примерах романов А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Предложите план урока обучения сравнительной характеристике героев (Печорин - Онегин). Расскажите, какое место в нем может быть отведено работе над приведенным в приложении фрагментом романа М.Ю. Лермонтова и какие фрагменты романа А.С. Пушкина могут подобрать ученики для сравнения героев произведений». Третья часть содержания характеризуемого экзаменационного билета состоит из разных видов разбора, анализа языковых, стилистических и изобразительно-выразительных средств художественного текста на основе приложения Microsoft Forms [23].

Для подготовки к ГЭ студентам консультативным образом рекомендуется использовать научные и методические работы преподавателей, ведущих занятия по тем дисциплинам, которые определяют содержание частей и разделов экзаменационных билетов, например, статьи [24, 25], в которых отражены авторские монопредметные особенности и подходы для эффективного изучения филологических учебных дисциплин и их междисциплинарные связи с психолого-педагогическими дисциплинами, что может играть роль четвертого косвенного признака исследуемой сообразности ГИА требованиям ФГОС и профстандарта.

Таким образом, ГЭ по профилям «Русский язык» и «Литература» ГИА выпускников филологического факультета СГСПУ обеспечивает проверку и оценивание не только соответствия результатов обучения результатам освоения программы по обязательным направлениям образовательного стандарта, но и определяемые профессиональным стандартом квалификационные требования к подготовке учителя-предметника, а именно: знание «преподаваемого предмета», «основ методики преподавания, основных принципов деятельностно-го подхода» и способность планировать и проводить учебные занятия, что является весьма убедительным качественным показателем (индикатором) соответствия ГИА по педагогическим направлениям подготовки интегрированным требованиям образовательного и профессионального стандартов.

Стоит также отметить, что педагогические образовательные программы СГСПУ в части результатов обучения и освоения студентами ПК ориентированы как на ФГОС ВО [2] и профстандарт педагога [7], так и на ФГОСы основного общего [26], начального общего [27], среднего общего образования [28], а также на общероссийский классификатор занятий (код 2330 Педагогические работники в средней школе) [29].

Например, ПК-3 (способность решать задачи воспи-

тания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности) по образовательной программе «Физическая культура» выражается на ГЭ в проверке знаний выпускником значения воспитания и духовно-нравственного развития для формирования культуры как формы человеческого сознания, особенностей учебной и внеучебной деятельности, требований ФГОС к организации внеучебной деятельности, основ методики воспитательной работы, основных принципов деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий, а также знаний основных положений «Концепции духовно-нравственного развития гражданина России», проявляющихся в проверке способностей экзаменуемого к проектированию и реализации воспитательных программ. Понятно, что такие результаты освоения выпускником СГСПУ программы бакалавриата по профилю «Физическая культура» с одной стороны обеспечивают соответствие его уровня подготовки требованиям профессионального стандарта в части знаний основ методики воспитательной работы, построения воспитательной деятельности, формирования толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, способности организовывать различные виды внеурочной деятельности, а также знаний основ методики преподавания, основных принципов деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий.

С другой стороны, результаты освоения ОПОП «Физическая культура» позволяют выпускнику - учителю одноименного предмета обеспечить выполнение требований ФГОС основного общего образования в тех его частях, которые определяют необходимость применения профессионально-педагогических навыков и компетенций в «духовно-нравственном развитии, воспитании обучающихся и сохранении их здоровья, развитии морального сознания и компетентности, решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировании нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам» [26], а также в организации внеурочной деятельности по ключевым направлениям развития личности (духовно-нравственному, физкуль-турно-спортивному и оздоровительному, социальному, общеинтеллектуальному и общекультурному). Наконец, результаты освоения ПК-3 выпускником факультета физической культуры и спорта СГСПУ отвечают требованиям, предъявляемым общероссийским классификатором занятий преподавателю средней школы и позволяют эффективно выполнять следующие действия: «планирование, организация и участие в школьных мероприятиях, таких как экскурсии, спортивные соревнования и концерты» [29]. Отметим также, что для оптимизации и повышения продуктивности подготовки экзаменуемых выпускников к ГЭ ГИА в список рекомендуемых литературных источников входят работы профессионально-предметной тематики такие, например, как статьи [30, 31].

Продолжая тему подготовки выпускника педагогического вуза к воспитательной деятельности посредством формирования и развития его профессиональной компетентности «в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» [7] и, в частности, приобретения им качеств и способностей, предписываемых ПК-3, приведем еще один пример содержательного наполнения программ ГИА соответствующими материалами, находящимися в полном соответствии с ФГОС ВО и профессиональным стандартом педагога, т.е. овладением будущим бакалавром-педагогом способностями решения задач воспитания и духовно-нравственного развития своих учеников в аудиторном и внеаудиторном учебно-воспитательном процессе, а также патриотического воспитания личности обучающегося в учебной и внеучебной деятельности. Так, в перечень

ВКР выпускников 2020 и 2021 годов по образовательным программам с одним профилем ««Информатика» и с двумя профилями «Математика» и «Информатика» включены бакалаврские работы по таким темам, как: «Патриотическое воспитание школьников в процессе изучения курса информатики», «Элементы историзма в курсе математики основной школы как средство реализации Концепции духовно-нравственного развития», «История математического образования в Самарской области», «Формирование патриотических качеств личности школьника на примере биографий российских ученых - лауреатов Нобелевской премии», «История становления и развития самарской (куйбышевской) методической школы по математике». Заметную роль при подготовке этих ВКР играет включение в список рекомендуемой литературы таких монографических работ, как [32, 33], а также тех публикаций, материалы которых способствуют освоению и приобретению студентами СГСПУ воспитательных навыков и компетенций, содержащихся в характеристике ПК-3 ОПОП ВО и в полной мере сообразных с квалификационными требованиями профессионального стандарта педагога, например, статьи [34], отражающей опыт внедрения положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности в практику организации воспитательной работы со студентами педагогического направления подготовки и работы [35], определяющей направления концептуального развития и воспитания гражданина России в сфере общего образования.

По-нашему мнению, можно уверенно констатировать, что это еще один яркий и наглядный качественный показатель (индикатор) соответствия ГИА выпускников СГСПУ направления подготовки Педагогическое образование требованиям ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога-воспитателя, подчеркивающий неразрывную многовековую классическую взаимосвязь обучения и воспитания как основы образования.

Следующим направлением исследования особенностей феномена, вынесенного в заголовок нашей статьи, стало определение сочетаемости образовательного потенциала современных педагогических технологий, рекомендуемых к применению ФГОС ВО, с методами и способами подготовки высококвалифицированных учителей-предметников (бакалавров-педагогов) в рамках требований профессионального стандарта и практики оценивания уровня ее освоения выпускниками педагогических направлений подготовки в процессе ГИА. Для решения этой задачи мы рассмотрели результаты применения кейс-технологии и метода проектов или технологии проектного обучения (деятельности) в организации процедуры ГИА как составной части образовательного процесса, завершающей его и определяющей эффективность и качество подготовки педагогов-профессионалов. Выбор этих технологий, достаточно популярных у преподавателей вузов и интенсивно используемых в учебно-воспитательном процессе, объясняется их подтвержденными на практике возможностями в повышении эффективности обучения и воспитания, сочетающимися с рецептивным и интерактивным потенциалом для формирования не только предметных и метапредметных знаний, умений, навыков, компетенций у обучающихся и воспитанников, определяемых квалификационными требованиями профстандарта педагога, а и для развития в аспекте профессиональной деятельности на основе проблемно-педагогических ситуаций самостоятельности, инициативности и креативных качеств личности учащегося [36].

С учетом приведенных характеристик кейс-технологии и метода проектов, материалы ГЭ по профилю «Физическая культура» предусматривают 3 типа заданий: психолого-педагогическое тестирование, выполнение кейс-задания, разработку и защиту проекта. Тестирование по модулям «Педагогика» и «Психология» включает разного типа педагогические ситуации и зада-

Aniskin Vladimir Nikolaevich, Domanina Natalia Anatolievna, Kislova Natalia Nikolaevna pedagogical

STATE FINAL CERTIFICATION IN PEDAGOGICAL DIRECTIONS OF TRAINING ... sciences

ния: например, «Какой модели педагогического общения соответствует следующее описание: педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них; преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции»; или «Дифференциация обучения предусматривает... (выбрать далее правильный ответ)» и др.

Выполнение кейс-задания направлено на выявление уровня практико-ориентированной подготовки по педагогическому, исследовательскому, проектному видам деятельности, предусмотренным реализуемой образовательной программой. Так, например, кейс-задание по проектной деятельности включает в себя составление технологической карты урока физической культуры для учащихся 4-х классов, направленной на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), в каждой части урока (подготовительной, основной, заключительной) с использованием подвижных игр. Для определения степени готовности аттестуемого выпускника-педагога к исследовательской деятельности вариант кейс-задания выглядит следующим образом: «Дайте анализ показателей пульса в каждой части урока физической культуры: подготовительной, основной, заключительной. На основании этих показателей укажите уровень физической нагрузки (зоны интенсивности) и способы ее регулирования на уроке». Примером кейс-задания по педагогической деятельности является выполнение такого, например, упражнения: «Укажите подводящие упражнения, методы обучения и действия педагога в соответствии с этапами обучения технике двигательного действия «Передача мяча двумя руками от груди» (не менее 4-х для каждого этапа). Очевидно, что приведенные кейс-задания позволяют на ГЭ оценить уровень технологической подготовки выпускника-педагога и его умение применять педагогические технологии на практике, т.е. проявлять приобретенные в процессе обучения ОПК и ПК в своей повседневной профессионально-педагогической деятельности, что является третьим прямым признаком соответствия программы ГИА требованиям образовательного и профессионального стандартов.

Разработка и защита проекта предполагает проведение студентом - будущим учителем физической культуры на промежуточных и завершающем этапе обучения, как правило, в период прохождения производственных (педагогических) и иных практик, внеурочного мероприятия, например, культурно-просветительской направленности. Спектр проектных заданий этого направления включает в себя такие разработки и защиты, как: проект конкурса «Здоровая семья» для обучающихся 1-4 классов и их родителей; проведение родительского собрания «Физическая культура и здоровье ребенка» для родителей учеников 5-6 классов; организация образовательного квеста «Олимпийская история» (5-7 классы) и др. Приведенные проекты могут рассматриваться в качестве пятого косвенного признака сообразности организации подготовки студентов бакалавриата и магистратуры СГСПУ направления Педагогическое образование, в том числе и прохождения ими процедуры ГИА, императивам ФГОС и профстандарта педагога.

Завершая наши рассуждения по теме исследования, основывающиеся на собственном организационно-педагогическом опыте, отметим, что при определении косвенных и прямых признаков, условий и качественных показателей (индикаторов) соответствия программ и процедуры ГИА выпускников направления подготовки Педагогическое образование интегративной совокупности требований образовательного и профессионального стандартов, мы учитывали положения федерального закона «О независимой оценке квалификации» [37]. В частности нами принимались во внимание отраженные в п.п. 3, 4 ст. 2 этого закона определения таких основ-24

ных понятий, как: «независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности ., - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» и «оценочные средств для проведения независимой оценки квалификации - комплекс заданий, критериев оценки, используемых . при проведении профессионального экзамена» [37]. Надеемся, что такой подход, вкупе с мнением Д.В. Дементьева [16] о необходимости применения вузами и работодателями простых и понятных формулировок компетенций (ОК, ОПК, ПК), ясно определяющих квалификационную характеристику специалиста и независимую оценку обладания им профессиональными квалификациями в проекции на сообразность с требованиями образовательных и профессиональных стандартов, позволил нам выполнить обозначенное выше задание и тем самым достичь цели нашей работы.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

Приведенные нами примеры и практика содержательного наполнения программ ГИА (обеих ее форм - ГЭ и ВКР) по педагогическим направлениям подготовки, применяемая в СГСПУ, нацелена на установление и обеспечение соответствия результатов освоения выпускником ОПОП ВО системной интеграции требований ФГОС и профессионального стандарта педагога с учетом содержания того образовательного стандарта (начального общего, основного общего, среднего общего образования), в соответствии с которым учитель-предметник будет работать в школе. При этом в обязательном порядке учитывается то обстоятельство, что выпускник педагогического университета должен быть готов к модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации, сообразной с требованиями профстандарта педагога и ФГОС общего образования, т.к. и образовательные программы, и программа ГИА учитывают положения названных стандартов. Сравнительный анализ результатов организации и проведения ГИА по сформированным таким образом программам в СГСПУ с подобным опытом других педагогических и классических университетов (в т.ч., и социально-гуманитарных педвузов), показывает, что наш, законодательно и директивно обусловленный, подход, к их созданию и реализации относится к категории актуального и востребованного образовательными учреждениями передового научно-педагогического опыта, являясь эффективным средством дальнейшего совершенствования, оптимизации и развития педагогических направлений подготовки по ОПОП бакалавриата, специ-алитета и магистратуры в соответствии с образовательными императивами ФГОС ВО и квалификационными требованиями профессионального стандарта педагога.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Обобщая результаты охарактеризованного нами опыта с позиции необходимости создания более благоприятных условий для подготовки учителей в соответствии с запросами государства и конкретных работодателей при проектировании образовательных программ, комплементарных обновленным ФГОС ВО, которые предусматривают формирование и развитие профессионально-педагогических компетенций на основе квалификационных требований профессиональных стандартов, предъявляемым к выпускникам педвузов на рынке учительского труда, можно сделать вывод об успешном решении задач и достижении цели настоящей статьи в плане определения совокупности прямых и косвенных признаков, условий, качественных показателей (индикаторов), дающих достаточно полную общую характеристику соответствия программ ГИА педагогических

направлений подготовки, реализуемых в СГСПУ, ин-тегративному императиву образовательного и профессионального стандартов педагога. Считаем также, что дальнейшее сотрудничество и содержательное взаимодействие СГСПУ с Самарским центром оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в части апробации оценочных материалов независимой оценки квалификации и анализа результатов профессионального (квалификационного) экзамена или ГИА, применимо к теме нашего исследования, позволит университету минимизировать возникшие или возможные профессиональные дефициты выпускников-учителей. В качестве еще одной немаловажной составляющей итоговых выводов нашей работы, на основе имеющегося у нас положительного опыта создания программ ГИА и результатов их успешного применения в практике образовательной деятельности, выражаем уверенность в возможности проектирования образовательных программ бакалавриата и магистратуры с таким типом профессиональных задач, как методический и сопровождения, для разработки моделей горизонтальной и вертикальной карьеры профессионального роста выпускников педагогического университета в плане подготовки их к работе на должностях старший учитель (учитель-методист), ведущий учитель (учитель-наставник).

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Как уже было частично отмечено выше, охарактеризованный в нашей статье опыт использования комплементарного подхода для комплексирования и включения требований образовательного и профессионального стандартов при формировании содержания программ ГИА выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры педагогических направлений подготовки можно отнести к направлениям актуальных психолого-педагогических изысканий, результаты которых, как мы предполагаем, необходимы образовательными учреждениями высшего образования. Возможна и адаптация этого подхода к другим направлениям подготовки студентов. Оба приведенных аспекта определяют перспективы проведения нами дальнейших исследований по данной теме, результаты которых будут способствовать развитию возможностей вузов в повышении качества образовательного процесса для подготовки своих выпускников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LA W_140174/95d9ecc180e13e58ff6327 23375f109b36986b8c/(дата обращения: 16.09.2020).

2. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 16.09.2020).

3. Лыфенко А.В., Савченко С.В. Принципы оценки качества высшего образования // Вестник Калужского университета. 2017. № 1. С. 69-71.

4. Болотов В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования //Вопросы образования. 2005. № 1. С. 5-10.

5. ПриказМинобрнауки РФ от 29.06.2015 № 636 «Обутвержде-нии Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71045690/ (дата обращения: 16.09.2020).

6. Позднякова Ж.С. Проблема взаимосвязи требований образовательных и профессиональных стандартов //Молодой ученый. 2017. № 12 (146). С. 539-542.

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant. ru/70535556/ (дата обращения: 16.09.2020).

8. Трудовой кодекс РФ 2020. Актуальная редакция с комментариями по состоянию на 18.05.2020. Статья 195.1 ТК РФ. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта. [Электронный ресурс]. URL: http://tkodeksrf.ru/ch-3/rzd-9/gl-31/st-195-1-tk-rf (дата обращения: 12.10.2020).

9. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: эко-

номика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

10. Ковальчук С.А., Ивакаева Т.О. Об использовании профессиональных стандартов при разработке и реализации образовательных программ //Проблемы высшего образования. 2017. № 1. С. 49-52.

11. Гильманова Г.Р., Калимуллина Г.И., Курунов В.В., Мустаев А.Ф. Разработка основной образовательной программы бакалавриата с учетом требований ФГОС ВО и профессионального стандарта на примере подготовки педагога // Педагогическое образование в России. 2015. № 12. С. 95-102.

12. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза//Научный вектор Балкан. 2017. № 1. С. 18-21.

13. Репринцева Е.В. Анализ соответствия учебного процесса требованиям образовательных стандартов // Карельский научный журнал. 2017. Том 6. № 4 (21). С. 68-71.

14. Кириллова О.С., Коробов Ю.И. Проблемы формирования профессиональных компетенций бакалавра с учетом требований профессиональных стандартов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 2. С. 19-21.

15. Солдатов Б.Г., Солдатова Н.В. К вопросу об интеграции лингвистических и профессиональных навыков студентов неязыковых вузов // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Том 9. № 3 (32). С. 329-331.

16. Дементьев Д.В. Взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов // Учет. Анализ. Аудит. 2018. Том 5. № 3. С. 120127.

17. Васьковская Г.А. Феномен междисциплинарности vs детери-орация системы подготовки будущих учителей // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 33-36.

18. Буяковская И.А., Позднякова Е.В. Профессиональные стандарты при разработке основных образовательных программ высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-8. С. 93-105.

19. Чиркова В.М. Интеграция учебной и профессиональной деятельности в процессе изучения русского языка как иностранного при подготовке студентов-медиков к клинической практике // Карельский научный журнал. 2018. Том 7. № 3 (24). С. 31-34.

20. Седых И.Ю. Образовательные и профессиональные стандарты: вместе или врозь? //Инновации в образовании. 2017. № 2. С. 5-10.

21. Савченко Н.В. Формирование профессионального имиджа будущего учителя начальной школы // Балканское научное обозрение. 2019. Том 3. № 1 (3). С. 60-62.

22. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. 2-е изд. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Microsoft Forms —приложение Office 365 для тестирования и оценки знаний [Электронный ресурс]. URL: https://dit.urfu.ru/ru/novo-sti/24006/ (дата обращения: 14.10.2020).

24. Кислова Н.Н. Идеализирующий биографизм в творчестве Б.А. Садовского (на примере романа «Александр Третий» // Кризисный XX век: парадоксы революционного кода и судьбы литературы: сб. научных статей. Самара: Изд-во СамГА, 2018. С. 46-56.

25. Еремина Н.Ю., Кислова Н.Н. Курс «Психология семейных отношений»: к вопросу о междисциплинарных связях с курсом художественной литературы // Поволжский педагогический вестник. 2017. Том 5. № 2 (15). С. 95-100.

26. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) [Электронный ресурс]. URL: file:///D:/Users/Downloads/fgos_ru_osnov.pdf%20(1).pdf (дата обращения: 15.10.2020).

27. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) [Электронный ресурс]. URL: file:///D:/Users/Downloads/fgos_ru_nach. pdf%20(2).pdf (дата обращения: 15.10.2020).

28. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 413 «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 № 15785 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645) [Электронный ресурс]. URL: file:///D:/Users/Downloads/fgos_ru_sred.pdf.pdf (дата обращения: 15.10.2020).

29. «ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий (принят и введен в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст) Код ОКЗ 2330 Педагогические работники в средней школе [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 177953/37d0925cb3f49007146c6a1136628f-227403c3c3/ (дата обращения: 16.09.2020).

30. Карпов В.Ю., Доманина Н.А. Проблемы профессионального образования в сфере физической культуры и пути интеграции в Европейское образовательное пространство // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2009. № 1 (7). С. 110-117.

31. Доманина Н.А., Дулгер Ю.А. Особенности воспитания прыгучести в процессе подготовки спортсменов, занимающихся фитнес-аэробикой // Физическая культура: современные тенденции, актуальные проблемы и перспективы развития: сб. трудов н-п конференции с международным участием. Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 2019. С. 52-54.

32. Аниськин В.Н., Мочалов О.Д., Репинецкий А.И., Рубцова В.А., Храмкова Н.П. История Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (1911-2011): юбилейное издание, посвящён-

Aniskin Vladimir Nikolaevich, Domanina Natalia Anatolievna, Kislova Natalia Nikolaevna STATE FINAL CERTIFICATION IN PEDAGOGICAL DIRECTIONS OF TRAINING ..

ное 100-летию вуза. / отв. редактор Вершинин И.В. Самара, Изд-во ПГСГА, 2011. 416 с.

33. Жизнь замечательных людей Самарского физмата: издание, посвященное 105-летию СГСПУ (ПГСГА) в 5 томах / отв. редактор Аниськин В.Н. Самара: Изд-во СГСПУ (ПГСГА), 2009-2017. Т. 1. 2009. 574 с.; Т. 2. 2011. 571 с.; Т. 3. 2012. 615 с.; Т. 4. 2015. 720 с.; Т. 5 (Ч. 1, Ч. 2). 2017. 840 с.

34. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

35. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М.: Просвещение, 2014. 24 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/521115/ (дата обращения: 17.10.2020).

36. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. 3-е изд. М.: Академия, 2010. 368 с.

37. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Российская газета № 146 (7014) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/07/06/kvalificacia-dok.html (дата обращения: 17.10.2020).

Статья поступила в редакцию 21.06.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.