Научная статья на тему 'Формирование программы и фонда оценочных средств для проведения итоговой аттестации выпускников вуза'

Формирование программы и фонда оценочных средств для проведения итоговой аттестации выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
31
Поделиться
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SPECIAL COMPETENCE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / OF THE STATE FINAL EXAMINATION / ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ / ASSESSMENT OF COMPETENCE STANDARDS / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / GRADUATION THESIS / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / STATE EXAMINATION / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / FUND OF ASSESSMENT TOOLS / ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО / ASSESSMENT TOOL / КЕЙС-ЗАДАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / PROFESSIONAL TASK / МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / METHODOLOGICAL TASK / CASE-ASSIGNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко О.В., Чандра М.Ю.

В статье представлен опыт Волгоградского государственного социально-педагогического университета по разработке программы государственной итоговой аттестации и соответствующего ей фонда оценочных средств по основным профессиональным образовательным программам вуза в логике требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Предложена новая структура программы государственной итоговой аттестации выпускников вуза, определен и охарактеризован алгоритм действий по ее формированию. Основное внимание уделено вопросу разработки фондов оценочных средств для проведения итоговой аттестации. Показаны проблемы разработки оценочных средств для государственного экзамена. Обосновано, что в современных условиях, когда необходимо установить овладение выпускником профессионально значимыми компетенциями, невозможно ограничиться на государственном экзамене традиционным устным опросом по теоретическим основам профессиональной деятельности. Предложена возможная структура комплексного компетентностно-ориентиро-ванного экзаменационного задания для бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, в соответствии с которой каждый экзаменационный билет представляет собой совокупность трех видов заданий: общепрофессиональной практикоориентированной задачи психолого-педагогического характера; задания на владение фундаментальными знаниями профильной подготовки; компетентностно-ориентированного методического задания в избранной предметной области педагогического образования. Приведены примеры заданий каждого вида, по мнению авторов, позволяющие выявить уровень сформированности профессионально значимых компетенций будущего педагога.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Науменко О.В., Чандра М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Formation of the program and fund of evaluation means for carrying out final academic assessment of universities’ graduates

The article provides an experience of Volgograd State Socio-Pedagogical University in the sphere of development of final state academic assessment program and the corresponding fund of evaluation means for basic professional educational programs of university according to requirements of federal state educational standards of higher education. The authors offer a new structure of this program, define and characterize an algorithm of its formation. The main attention is paid to the problem of development of evaluation means funds for carrying out the final academic assessment. The paper exposes the evaluation means ’problems for the exams. It is substantiated that in the modern conditions when it is necessary to define students ’professional competences, it can not be done only by verbal test for theoretical basics of professional activity. The authors offer a possible structure of complex competence-oriented exam tasks for bachelor degree course 44.03.01 Pedagogical education ; according to this structure each exam paper is a set of three kinds of knowledge: basic professional practice-oriented task of psychological and pedagogical type; tasks for fundamental knowledge of training; competence-oriented methodological tasks in selected subject sphere of pedagogical education. This article contains some examples of tasks, and according to the authors ’ opinion, they can expose level of future pedagogue ’s professional competence formation.

Текст научной работы на тему «Формирование программы и фонда оценочных средств для проведения итоговой аттестации выпускников вуза»

№ 1 (64) ЯНВАРЬ 2016 с

О.В. Науменко, канд. пед. наук, доцент, кафедра теории и методики начального образования, М.Ю. Чандра, канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия, naymenkoovv@bk.ru, chandramargo@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ И ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА*

В статье представлен опыт Волгоградского государственного социально-педагогического университета по разработке программы государственной итоговой аттестации и соответствующего ей фонда оценочных средств по основным профессиональным образовательным программам вуза в логике требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Предложена новая структура программы государственной итоговой аттестации выпускников вуза, определен и охарактеризован алгоритм действий по ее формированию. Основное внимание уделено вопросу разработки фондов оценочных средств для проведения итоговой аттестации. Показаны проблемы разработки оценочных средств для государственного экзамена. Обосновано, что в современных условиях, когда необходимо установить овладение выпускником профессионально значимыми компетенциями, невозможно ограничиться на государственном экзамене традиционным устным опросом по теоретическим основам профессиональной деятельности. Предложена возможная структура комплексного компетентностно-ориентиро-ванного экзаменационного задания для бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, в соответствии с которой каждый экзаменационный билет представляет собой совокупность трех видов заданий: общепрофессиональной практико-ориентированной задачи психолого-педагогического характера; задания на владение фундаментальными знаниями профильной подготовки; компетентностно-ориентированного методического задания в избранной предметной области педагогического образования. Приведены примеры заданий каждого вида, по мнению авторов, позволяющие выявить уровень сформированности профессионально значимых компетенций будущего педагога. Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, компетенция, общепрофессиональная компетенция, профессиональная компетенция, специальная компетенция, государственная итоговая аттестация, оценка уровня сформированности компетенции, выпускная квалификационная работа, государственный экзамен, фонд оценочных средств, оценочное средство, кейс-задание, профессиональная задача, методическая задача.

В соответствии с требованиями Фе- (ФГОС ВО), вузы должны взять на себя ряд деральных государственных образова- обязательств по обеспечению гарантий каче-тельных стандартов высшего образования ства подготовки выпускников по основным

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки России на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания №2015/411 (код проекта: 919).

дискуссия

журнал научных публикаций

профессиональным образовательным программам (ОПОП), в том числе и по разработке объективных процедур оценки уровня сформированное™ компетенций у выпускников. Согласно При- = казу Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», вузы обязаны разработать фонды оценочных средств для госу- = дарственной итоговой аттестации выпускни-ков1.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) в вузе традиционно регламентируется программой аттестации. Осмысление новых подходов к организации и проведению ГИА, имеющегося положительного опыта и сложившихся образовательных традиций позволило научно-методическому совету Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) предложить выпускающим кафедрам следующую стратегию формирования программы ГИА выпускников по ОПОП бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Программа ГИА является обязательным структурным элементом каждой образовательной программы, реализуемой в университете на уровне бакалавриата, специали-тета и магистратуры, и предназначена для проведения аттестации выпускников после ее освоения в форме сдачи государственных экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы (ВКР).

В структурном плане новая программа ГИА, принятая в ВГСПУ, содержит:

1) общие положения: наименование направления подготовки/специальности; предусмотренные виды государственных испытаний; виды профессиональной деятельности и профессиональные задачи выпуск-

Программа Государственной итоговой аттестации является обязательным структурным элементом каждой образовательной программы, реализуемой в университете на уровне бакалавриата, специалитета и магистратуры, и предназначена для проведения аттестации выпускников после ее освоения в форме сдачи государственных экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы.

ника; полный перечень требований к результатам освоения образовательной программы в формате компетенций;

2) программу государственного итого-

= вого экзамена: регламент проведения; содержание, выносимое на контроль с перечнем экзаменационных вопросов и заданий государственного экзамена; методику определения уровня готовности выпускника к выполнению предстоящих профессиональных задач и критерии выставления итоговых оценок на государственном экзамене; общие рекомендации по подготовке к государственному экзамену;

3) программу подготовки и защиты ВКР: пояснительная записка с требованиями, предъявляемыми к выпускной квалификационной работе (тематике, структуре, содержанию, оформлению, рецензированию, процедуре ее подготовки, защиты и оценивания); требованиями к выпускнику, проверяемыми в ходе подготовки и защиты ВКР;

4) фонд оценочных средств для проведения ГИА.

Для разработки программы ГИА в соответствии с заданной структурой в ВГСПУ определен алгоритм последовательных шагов, которые необходимо предпринять выпускающим кафедрам, ответственным за формирование программы ГИА.

1-й шаг: определяется перечень компетенций, выносимых на ГИА (обязательные компетенции, подлежащие проверке согласно требованию ФГОС ВО, и специальные компетенции, установленные вузом самостоятельно по соответствующей ОПОП);

2-й шаг: определенный перечень компетенций разбивается на две группы: компетенции, проверяемые на итоговом экзамене, и компетенции, проверяемые в ходе подготовки и защиты ВКР;

3-й шаг: для группы компетенций, подлежащих проверке на государственном экзамене, разрабатываются соответствующее

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

содержание экзамена, методика его проведения и фонд оценочных средств;

4-й шаг: для группы компетенций, подлежащих проверке в процессе подготовки и защиты ВКР, разрабатываются соответствующий регламент (вид и структура ВКР, требования к ее содержанию и оформлению; примерная тематика; порядок подготовки и представления ВКР к защите; порядок защиты ВКР) и фонд оценочных средств;

5-й шаг: все разработанные материалы оформляются в соответствии с заданной структурой программы ГИА и предоставляются на экспертизу. Для ее проведения декан факультета создает экспертную комиссию из двух или более человек, входящих в состав научно-методического совета факультета. Комиссия в течение одной рабочей недели проводит экспертизу проекта программы ГИА, руководствуясь критериями экспертного заключения. По итогам анализа комиссия выносит коллективное суждение о соответствии качества оформления и содержания программы ГИА установленным требованиям. Если выпускающая кафедра является общеуниверситетской (не входит в состав какого-либо факультета), экспертиза программы ГИА проводится на общеуниверситетском уровне экспертным советом по качеству ОПОП;

6-й шаг: при положительном заключении экспертной комиссии проект документа рассматривается на заседании ученого совета факультета. В случае одобрения программа ГИА и прилагаемое к ней экспертное заключение передаются в учебное управление для утверждения.

Анализ практики показывает: в вузах накоплен значительный опыт, отработаны технологии и существуют свои традиции организации под-

время как содержание и процедура проведения государственного экзамена породили массу вопросов, однозначные ответы на которые не получены до сих пор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня, несмотря на то, что программы государственных экзаменов разрабатывались с 2010 года и вузы уже осуществили первые выпуски магистров, специалистов и бакалавров, подготовленных в соответствие с требованиями новых стандартов, жаркие споры в научно-методических кругах профессорско-преподавательского состава не стихают. Одним из выходов из обозначенного выше методического кризиса стал отказ некоторых вузов от включения в содержание государственной итоговой аттестации экзамена, что, согласно ФГОС ВО, возможно по решению ученого совета вуза. По нашим наблюдениям, основная причина этого явления - осознание сложности создания адекватного и эффективного фонда оценочных средств для осуществления государственного экзамена нового формата. Необходимо признать пока еще недостаточную разработанность в педагогической теории методологии оценивания компетенций, научно-методического обоснования специфики проектирования фондов оценочных средств по ОПОП вуза, а также отсутствие в практике высшей школы отработанных механизмов компетентностно-ориентированного оценивания результатов образования2.

Фонд оценочных средств государственного экзамена должен дать возможность выпускнику продемонстрировать не только и не столько то, что он знает, а то, как он будет действовать в сложившейся профессиональной ситуации на основе полученных теоретических знаний и приобретенных практических умений. Реальные профессио-готовки и проведения защиты ВКР Поэтому нальные ситуации значительно шире теорети-данная часть итоговой аттестации после вве- ческих основ или практических действий, ос-дения ФГОС ВО не вызывает у академиче- ваиваемых студентами в рамках только одной ского сообщества особых затруднений. В то дисциплины, и поэтому, естественно, пред-

В вузах накоплен значительный опыт, отработаны технологии и существуют свои традиции организации подготовки и проведения защиты выпускной квалификационной работы. Поэтому данная часть итоговой аттестации

не вызывает у академического сообщества особых затруднений, в то время как содержание и процедура проведения государственного экзамена породили массу вопросов.

дискуссия

журнал научных публикаций

лагаемые на экзамене задачи должны носить комплексный междисциплинарный характер3.

Именно поэтому возникает много споров о том, какие дисциплины и какие вопросы, задания следует включать в фонд оценочных средств государственного экзамена. В процессе осознания новых подходов к содержанию итогового экзамена пришло понимание и того, насколько сложно будет предложить такие профессиональные задачи, которые были бы равнозначны по сложности и в то же время охватывали весь спектр подлежащих проверке компетенций выпускника4.

В настоящее время в педагогической теории остается открытым и вопрос о структуре фонда оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации. В данном случае мы готовы принять позицию Н.С. Михайловой, М.Г. Минина и Е.А. Муратовой., которые как основные структурные элементы фондов оценочных средств рассматривают кодификатор (перечень контролируемых объектов), банк оценочных средств, их методическое оснащение5.

В качестве примера остановимся подробнее на форме и содержании фондов оценочных средств государственного экзамена, разработанных в ВГСПУ для программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Предварительно отметим, что на экзамен отво-

дится 2 академических часа; из них до 1,5 часа - на подготовку студента к ответу и не менее 0,5 часа - на собеседование комиссии с выпускником.

В настоящее время экзаменационный билет государственного экзамена содержит три задания:

1. Кейс-задание по психологии и педагогике, ориентированное на проверку уровня сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (ОК, ОПК и ПК). Например, с целью проверки уровня сформированности ОК-1, ОПК-3, ОПК-6, ПК-8 студенту предлагаются фрагмент программы родительского университета «Мудрое сопровождение ребенка» и следующие задания: 1) познакомьтесь с предложенной в кейсе программой просвещения родителей, чтобы определить ее актуальность и условия реализации; 2) проанализируйте представленный материал и определите ценность разработанной педагогом-исследователем программы просвещения семьи, опираясь на знания о сущности сотрудничества школы и семьи, сущности культурно-просветительской деятельности;

3) назовите подходы, на которые опирался автор при разработке программы родительского университета; обоснуйте свой выбор;

4) определите условия, при которых данная программа будет успешно реализована. Оце-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

ниваются полнота, аргументированность или ошибок обучающихся на примере ос-ответа, глубина анализа, четкость и грамот- новных содержательных линий примерной ность в определении условий реализации программы по образовательной области,

программы.

2. Теоретический вопрос или тест для проверки качества подготовки по теоретическим основам профессионально значимых дисциплин по профилю, на соответствие требованиям профессиональных и специальных компетенций. Так, например, для выпускников профиля подготовки «Начальное образование» важно уве- = ренно владеть знаниями в области русского языка, детской литературы, математики, естествознания. Несомненно, основной и детальный контроль по каждому предмету осуществлялся в период промежуточной аттестации. На итоговый же контроль могут быть вынесены лишь отдельные принципиальные вещи. Выпускающая кафедра приняла решение, что такой объем удобнее проверять в форме теста, тем более что опыт разработки тестовых заданий в вузе накоплен достаточный6. Было сформировано 30 тестов по 10 тестовых заданий, причем в каждом тесте количество вопросов из той или иной области знания пропорционально объему учебного материала этой области в школьной образовательной программе (русский язык - 3, литературное чтение - 2, математика - 3, естествознание - 2).

3. Практическое задание по методике преподавания профильной дисциплины или области знаний, позволяющее проверить уровень сформированности специальных компетенций. На государственный экзамен выносится не менее 30 методических задач, наиболее часто встречающихся в профессиональной деятельности педагога: методический анализ урока или его фрагмента; планирование структуры урока; разработка технологической карты урока или сценария фрагмента урока; отбор эффективных методов, форм и средств обучения; методика предупреждения возможных затруднений

Оценку уровня сформирован-ности компетенции у выпускника вуза возможно провести только на основе интеграции содержания образования - объединения

учебного материала разных дисциплин в профессиональную задачу. При этом можно проверить уровень как теоретической, так и практической подготовки выпускника к решению профессиональных задач.

к работе в которой готовился выпускник.

Например, студенту-выпускнику предлагается пакет материалов (технологическая карта урока открытия нового знания по теме «Диаграмма», ФГОС начального общего образования, учебники и программы по математике для начальной школы), на основании которых необходимо разработать сценарий фрагмента урока математики для общеобразовательного класса, обеспечивающий открытие учащимися нового знания по теме «Диаграммы» (программа и соответствующий комплект учебников выбираются студентом по желанию). При презентации разработанного проекта необходимо пояснить: 1) формированию каких универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) может способствовать правильно организованная работа в предложенном фрагменте; 2) какие упражнения могут способствовать более эффективному закреплению представлений учащихся о диаграмме и предложить темы учебных, исследовательских и социальных проектов, в процессе выполнения которых учащиеся смогут упражняться в представлении информации в форме таблиц и диаграмм. По итогам выполнения студентом третьего вида задания оцениваются соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам, глубина проработки проблемы, оригинальность решения и его обоснованность, применимость решения на практике, наличие альтернативных вариантов решения.

Отметим, что при подготовке фонда оценочных средств разными кафедрами и преподавателями важно договориться о формате задания, его трудоемкости (трудозатраты на выполнение не должны превышать в среднем 30 минут) и некоторых универсальных задачах на материале различных содержательных линий, что позволит соз-

дать для всех выпускников равноценные условия в рамках государственного экзамена. При этом, как отмечалось ранее, структура фонда оценочных средств для государственной итоговой аттестации должна содержать и методику их проверки, оценивания, подведения итогов.

В заключение еще раз подчеркнем: сложность создания фонда оценочных средств как объекта педагогического проектирования обусловлена метапредметным характером компетенции. Соответственно, оценку уровня сформированности компетенции у выпускника вуза возможно провести только на основе интеграции содержания образования - объединения учебного материала разных дисциплин в профессиональную задачу. При этом можно проверить уровень как теоретической, так и практической подготовки выпускника к решению профессиональных задач. ^

Литература

1. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (ред. от 15.01.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (зарегистрировано в Мин-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

юсте России 24.02.2014 № 31402) [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/on-line.cgi?req=doc;base=LAW;n=175362;fld=134;dst= 1000000001,0;rnd=0.18825987121090293 (дата обращения: 01.12.2015).

2. Чандра М.Ю. Проектирование компетентност-ной модели выпускника основной образовательной программы педагогического вуза // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 2(37). С. 87-90.

3. Чандра М.Ю. Управление качеством проектирования и реализации образовательных программ в вузе: замысел концепции // Дискуссия. 2015. № 10(62). С. 161-166; Чандра М.Ю. Паспорт и программа формирования компетенции у студентов вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. 2012. № 10(74). С. 71-75.

4. Там же.

5. Михайлова Н.С., Минин М.Г., Муратова Е.А. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ // Фундаментальные исследования. 2009. № 2 [Электронный ресурс]. URL: www.rae.ru/ fs/?section=content&op=show_article&article_ id=1845 (дата обращения: 12.11.2014).

6. Педагогическое тестирование в высшей школе: проблемы и решения / под ред. Е.И. Сахарчук. Волгоград: Перемена, 2005. 183 с.

FORMATION OF THE PROGRAM AND FUND OF EVALUATION MEANS FOR CARRYING OUT FINAL ACADEMIC ASSESSMENT OF UNIVERSITIES' GRADUATES

O.V. Naumenko, Candidate of Pedagogy, Docent, The department of theory and methodology of primary education, M.Y. Chandra, Candidate of Pedagogy, Docent,

The department of pedagogy, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia, naymenkoovv@bk.ru, chandramargo@yandex.ru

The article provides an experience of Volgograd State Socio-Pedagogical University in the sphere of development offinal state academic assessment program and the corresponding fund of evaluation means for basic professional educational programs of university according to requirements offederal state educational standards of higher education. The authors offer a new structure of this program, define and characterize an algorithm of its formation. The main attention is paid to the problem of development of evaluation means funds for carrying out the final academic assessment. The paper exposes the evaluation means 'problems for the exams. It is substantiated that in the modern conditions when it is necessary to define students'professional competences, it can not be done only by verbal test for theoretical basics ofprofessional activity. The authors offer a possible structure of complex competence-oriented exam

tasks for bachelor degree course 44.03.01 "Pedagogical education"; according to this structure each exam paper is a set of three kinds of knowledge: basic professional practice-oriented task ofpsychological and pedagogical type; tasks for fundamental knowledge of training; competence-oriented methodological tasks in selected subject sphere of pedagogical education. This article contains some examples of tasks, and according to the authors' opinion, they can expose level of future pedagogue's professional competence formation.

Key words: Federal state educational standard of higher education, competence, professional competence, professional competence, special competence, of the state final examination, assessment of competence standards, graduation thesis, state examination, Fund of assessment tools, assessment tool, case-assignment, professional task, methodological task.

References

1. Order of the Ministry of education and science of Russia dated 19.12.2013 N 1367 (ed 15.01.2015) "On approval of the Procedure of organization and implementation of educational activity on educational programs of higher education - undergraduate, specialty programs, master's programs" (Registered in Ministry of justice of Russia 24.02.2014 N 31402) (in Russian). Available at: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base =LAW;n=175362;fld=134;dst=1000000001,0;r nd=0.18825987121090293 (accessed 01.12.2015)

2. Chandra M.Iu. Proektirovanie kompetentnostnoi modeli vypusknika osnovnoi obrazovatel'noi pro-grammy pedagogicheskogo vuza [Designing the competence model of the graduate of the basic educational program of pedagogical University]. Vest-nik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Novye gumanitarnye issledovaniia - Bulletin of Orel state University. Ser.: New Humanities research, 2014, no. 2 (37), pp. 87-90.

3. Chandra M.Iu. Upravlenie kachestvom proekti-rovaniia i realizatsii obrazovatel'nykh programm v vuze: zamysel kontseptsii [Quality management design and implementation of educational programs in the University: the idea of the concept]. Diskussi-ia - Discussion, 2015, no. 10 (62), pp. 161-166; Chandra M.Iu. Pasport i programma formirovaniia kompetentsii u studentov vuza [The passport and the program of formation of competences at students of the University]. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Ser.:

Pedagogicheskie nauki - News of the Volgograd state pedagogical University. Ser.: Pedagogical science, 2012, no. 10 (74), pp. 71-75.

4. Chandra M.Iu. Upravlenie kachestvom proekti-rovaniia i realizatsii obrazovatel'nykh programm v vuze: zamysel kontseptsii [Quality management design and implementation of educational programs in the University: the idea of the concept]. Diskussi-ia - Discussion, 2015, no. 10 (62), pp. 161-166; Chandra M.Iu. Pasport i programma formirovaniia kompetentsii u studentov vuza [The passport and the program of formation of competences at students of the University]. Izvestiia Volgogradskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Ser.: Pedagogicheskie nauki - News of the Volgograd state pedagogical University. Ser.: Pedagogical science, 2012, no. 10 (74), pp. 71-75.

5. Mikhailova N.S., Minin M.G., Muratova E.A. Raz-rabotka fonda otsenochnykh sredstv v proektirovanii obrazovatel'nykh programm [Development of the Fund of assessment tools in the design of educational programs]. Fundamental'nye issledovaniia - Fundamental research, 2009, no. 2, pp. 81-82. Available at: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_ article&article_id=1845 (accessed 12.11.2014).

6. Pedagogicheskoe testirovanie v vysshei shkole: problemy i resheniia: Ucheb.-metod. pod red. E.I. Sakharchuk [Pedagogical testing in the higher school: problems and solutions: proc.-method. Ed. by E.I. Sakharchuk]. Volgograd, Peremena Publ., 2005. 183 p.