Научная статья на тему 'Применение кейс-метода на итоговой аттестации выпускников вуза'

Применение кейс-метода на итоговой аттестации выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
16
Поделиться
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / КЕЙС-МЕТОД / CASE-METHOD / ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ В ВУЗЕ / FINAL EXAMINATION IN HIGH SCHOOL / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / STATE EXAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чандра Маргарита Юрьевна

В статье представлен опыт внедрения кейс-метода в вузовскую практику организации итоговой аттестации выпускников. Определены требования к структуре и содержанию кейс-задания, используемого на государственном экзамене компетентностно-ориентированного формата. Приведен пример разработанного автором экзаменационного кейс-задания для оценки уровня сформированности компетенции у выпускников магистерской программы, реализуемой в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чандра Маргарита Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Применение кейс-метода на итоговой аттестации выпускников вуза»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

The use of case-method in the final certification of graduates

Chandra M.

Применение кейс-метода на итоговой аттестации выпускников вуза

Чандра М. Ю.

Чандра Маргарита Юрьевна / Chandra Margarita - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра педагогики,

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград

Аннотация: в статье представлен опыт внедрения кейс-метода в вузовскую практику организации итоговой аттестации выпускников. Определены требования к структуре и содержанию кейс-задания, используемого на государственном экзамене компетентностно-ориентированного формата. Приведен пример разработанного автором экзаменационного кейс-задания для оценки уровня сформированности компетенции у выпускников магистерской программы, реализуемой в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете.

Abstract: the article describes the experience of the implementation of case-method in high school practice of organizing the final certification of graduates. The requirements for the structure and content of case assignment, used in the official examination of the competence-oriented format. The example developed by the author of the examination of case assignment to assess the level of formation of special competence of graduates of master's programs in Volgograd State Socio-Pedagogical University.

Ключевые слова: компетенция, кейс-метод, итоговая аттестация в вузе, государственный экзамен.

Keywords: competence, case-method, final examination in high school, the state exam.

В условиях перехода высшей школы России на компетентностную модель подготовки, новой единицей измерения готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности становится его компетентность.

Профессиональная компетентность рассматривается как «интегральная характеристика личности, определяющая способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [1, с. 46].

Деятельностная природа компетенции предопределяет отказ от традиционного подхода к проведению итоговой аттестации выпускников по образовательным программам вуза. В логике новых требований, когда необходимо установить уровень овладения выпускником вуза профессионально значимыми компетенциями, на государственном экзамене невозможно ограничиться традиционным устным опросом по теории и практике в области профессиональной деятельности [2].

Если компетенция формируется и проявляется в деятельности, то и оцениваться она должна посредством создания ситуаций квазипрофессиональной деятельностью выпускника. Это позволит выпускнику продемонстрировать, как именно он будет действовать в сложившейся профессиональной ситуации на основе полученных теоретических знаний и приобретённых практических умений.

Полагаем, что на государственном экзамене компетентностно-ориентированного формата экзаменационное задание не только должно носить междисциплинарный характер, объединять содержание учебных дисциплин, участвующих в формировании конкретной компетенции, но и быть практико-ориентированным, ситуационным, максимально приближенным к условиям будущей профессиональной деятельности выпускника [3].

Данное обстоятельство центрирует внимание академического сообщества на поиске инновационных оценочных средств, позволяющих провести объективное измерение степени сформированности компетенций у выпускника вуза в рамках государственной итоговой аттестации. Одним из таких средств является кейс-метод, суть которого в рамках проведения государственного экзамена заключается в моделировании проблемной ситуации из будущей профессиональной деятельности выпускника, которую ему необходимо разрешить.

При формировании экзаменационного задания в виде кейса, ориентированного на оценку сформированном^ профессиональных компетенций у выпускника вуза, важно учитывать следующие требования к его разработке.

Во-первых, в кейсе должно быть четко определено его целевое назначение. Целесообразно обозначить, на оценку какой компетенции ориентировано содержание кейса: указать индекс и наименование проверяемой компетенции, ее структурные элементы в терминах «знать...», «уметь...», «владеть.».

Во-вторых, кейс должен иллюстрировать правдоподобную ситуацию из жизни профессионального сообщества. По мнению С. С. Золотаревой, «кейс - это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию» [4, с. 119]. Следовательно, описание ситуации ведется на профессиональном языке с использованием специальной терминологии, принятых в профессиональной среде сокращений (например, ФГОС, МОУ СОШ №№...), существующих должностных лиц и подходов к организации профессиональной деятельности.

В-третьих, предложенная в кейсе ситуация должна иметь внутреннюю интригу и некоторую неясность, т.е. содержать актуальную проблему, как правило, не имеющую однозначного решения. Желательно, чтобы она переживалась будущим выпускником как личная история, мотивировала к проявлению личного отношения. В контексте кейса целесообразно заложить предложение об участии экзаменуемого в решении данной проблемы. Например, «Представьте себя в роли директора МОУ СОШ № 4.» и т. п. Важно, чтобы ситуация кейса не имела подсказок относительно решения поставленной проблемы.

В-четвертых, прилагаемые к кейсу дополнительные материалы (схемы, таблицы, карты, документация и пр.) должны содержать необходимое и достаточное количество информации для разрешения проблемы. Поскольку величина кейса обусловлена его назначением, объем дополнительных материалов кейса должен соответствовать временным ресурсам, отведенным на подготовку студента на государственном экзамене.

В-пятых, кейс должен иметь четкую инструкцию по работе с ним, т. е. содержать само задание: что нужно сделать, в какой форме представить и т. д.

В-шестых, кейс должен сопровождаться критериями и показателями оценки качества выполнения задания, а также уровня сформированности компетенции в целом, проверяемой на государственном экзамене.

В качестве примера приведем фрагмент экзаменационного билета, содержащего кейс-задание для оценки уровня сформированности специальной компетенции у выпускников магистерской программы «Мониторинг качества образования» по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», реализуемой в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете.

Кейс-задание: «Разработка критериальной базы рейтинговой оценки учебных достижений студентов по дисциплине».

Проверяемая компетенция: СК-1 «Готовность к организации мониторинга качества образовательного процесса» - специальная компетенция, выделенная вузом самостоятельно с учетом потребностей региональной.

Описание ситуации: Вы приглашены в качестве независимого эксперта-консультанта для оказания консалтинговой услуги - оценка качества разработанных в вузе дисциплинарных фондов оценочных средств по ОПОП «Педагогическое образование». В ходе анализа содержания дисциплинарных фондов оценочных средств Вами было обнаружено, что в ряде из них отсутствует рейтинговая шкала учета учебных достижений студентов в период текущей и промежуточной аттестации по дисциплине. Вами также было установлено, что в соответствии с локальной нормативной документацией данного вуза наличие такой рейтинговой шкалы в структуре дисциплинарного фонда оценочных средств - обязательно! Индивидуальные встречи с преподавателями, которые Вы провели по итогам проверки, показали их неготовность к разработке рейтинговой системы оценки по причине недостаточного понимания алгоритма создания дисциплинарного рейтинга. Перед Вами была поставлена профессиональная задача: оказать консультационную поддержку преподавателю в разработке критериальной базы рейтинговой оценки учебных достижений студентов по дисциплине.

Прилагаемые материалы:

1. Программа учебной дисциплины по направлению «Педагогическое образование» для бакалавриата или магистратуры (по выбору) и соответствующий ей фонд оценочных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Критериальные базы рейтинговой оценки по дисциплинам теоретического, практического, теоретико-практического характера.

3. Форма таблицы «Рейтинговая оценка учебных достижений студентов по дисциплине».

Формулировка задания: Познакомьтесь с содержанием одной из предложенных программ учебной дисциплины (по выбору) и соответствующим ей фондом оценочных средств. Разработайте в соответствии с прилагаемой формой таблицы авторскую рейтинговую систему оценки учебных достижений студентов по дисциплине. При разработке используйте одну из критериальных баз рейтинговой оценки в соответствии с характером дисциплины (теоретический, практический, теоретико-практический).

Представьте, что члены экзаменационной комиссии являются преподавателями, которых Вы консультируете по вопросу создания дисциплинарного рейтинга. Объясните им логику (алгоритм) проектирования рейтинговой методики. В качестве примера в ходе беседы приведите разработанную Вами авторскую рейтинговую оценку учебных достижений студентов по данной дисциплине.

Критерии и показатели оценки выполненного задания:

Критерий 1. Соответствие требованиям к оформлению.

Показатели: Представлена заполненная таблица, в которой содержится информация о характере дисциплины, количестве зачетных единиц и общей трудоемкости дисциплины в часах, количестве часов, отведенных на самостоятельную работу студента и аудиторную работу, формах организации учебного процесса и видах учебной работы.

Критерий 2. Соответствие содержанию программы учебной дисциплины и фонду оценочных средств.

Показатели: Характер дисциплины, количество зачетных единиц, общая трудоемкость дисциплины в часах и форма промежуточной аттестации соответствуют содержанию учебной программы. Виды учебной работы соответствуют содержанию дисциплинарного фонда оценочных средств.

Критерий 3. Системность структурных элементов авторской рейтинговой оценки учебных достижений студентов по данной дисциплине.

Показатели: Количество баллов в семестре в совокупности равно 100. Общее количество баллов текущей успеваемости составляет 60. Количество баллов за промежуточную аттестацию составляет 40. Общее количество баллов, отведенное на самостоятельную работу студента и на контроль в периоды рубежных срезов, соответствует критериальной базе дисциплины.

Критерий 4. Качество проведения консультации.

Показатели: Технологичность, доступность и научность изложения. Композиционная целостность консультации.

Уровни и показатели оценки уровня сформированности компетенции СК-1 «Готовность к организации мониторинга качества образовательного процесса».

1. Пороговый уровень, соответствующий отметке «удовлетворительно»: магистрант имеет общие теоретические представления о мониторинге качества образовательного процесса; разрабатывает типовой диагностический инструментарий для его проведения с помощью различных методов; может организовать мониторинг качества образовательного процесса по четко заданному алгоритму действий и провести обработку его результатов по образцу.

2. Повышенный уровень, соответствующий отметке «хорошо»: магистрант демонстрирует глубокое знание теоретических основ мониторинга качества образовательного процесса; может самостоятельно разработать диагностический инструментарий для мониторинга качества образовательного процесса с помощью различных методов, организовать его проведение, обработку и анализ полученных результатов.

3. Высокий уровень, соответствующий отметке «отлично»: магистрант демонстрирует знание теоретико-методологических основ мониторинга качества образовательного процесса; может разработать авторский диагностический инструментарий для мониторинга качества образовательного процесса с помощью различных методов; творчески подходит к его организации с учетом существующих условий; использует авторский подход при обработке и анализе его данных; предлагает обоснованные меры по улучшению качества образовательного процесса.

Положительный пятилетний опыт организации государственного экзамена по образовательным программам бакалавриата и магистратуры в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете в виде экзаменационных заданий, содержащих кейсы, позволяет говорить о надежности данного метода для оценки уровня сформированности компетенций у выпускников вуза.

Литература

1. Тряпицына А. П. Профессиональные компетенции как результат современного высшего педагогического образования // Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, методология, технологии. Материалы Международной научно-практической конференции (11-12 ноября 2008 г.). Москва, НОУ ВПО «СФГА», 2008. 416 с. С. 44-48.

2. Науменко О. В., Чандра М. Ю. Современные подходы к формированию фонда оценочных средств по основным образовательным программам вуза // Стандарты и мониторинг в образовании, 2016. Т. 4. № 1. С. 8-18. Б01: 10.12737/17981.

3. Науменко О. В., Чандра М. Ю. Формирование программы и фонда оценочных средств для проведения итоговой аттестации выпускников вуза // Дискуссия, 2016. № 1 (64). С. 127-132.

4. Золотарева С. С. Оценивание профессиональных компетенций в процессе обучения студентов в педагогическом вузе // Ярославский педагогический вестник, 2014. № 3. С. 116-121.

Ground of basic terms of development of creativity for the children

of preschool age Iskhakova G.

Обоснование основных условий развития креативности у детей дошкольного возраста Исхакова Г. Т.

Исхакова Гульдар Тимербаевна /Iskhakova Guldar — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования, факультет педагогики,

Бирский филиал Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация: в статье рассмотрена творческость в контексте ценностно-смысловой самореализации детей старшего дошкольного возраста. Обоснованы сущностные характеристики развития креативности в образовательной среде дошкольных организаций. Abstract: in the article creativt is considered in the context of valued-creative self-realization of children of senior preschool age. Basic descriptions of development of creativity are reasonable in the educational environment of preschool organizations.

Ключевые слова: креативность, ценностно-смысловой подход, креативное образование, образовательная среда детского сада.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: creativity, valued-semantic approach, креативное education, educational environment of kindergarten.

DOI: 10.20861/2304-2338-2016- 75-002

Социальные изменения структуры общества неизбежным образом затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Это требует усиления роли образовательного института, одним из принципов реформирования которого провозглашена его персонификация и обеспечение возможностей для развития способностей конкретного ребенка. Настоящие реалии, проверенные временем, подтверждают важность воспитания у детей самостоятельности, инициативности и гибкости в принятии решений, наполненных при этом смыслом преобразовательной деятельности и ценностного отношения к окружающей действительности.

Общие закономерности развития детей в период дошкольного детства обозначены в работах таких исследователей, как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др. Помимо определяющих процесс развития личности биологических и социальных условий, также приобретают значение такие, как стадии развития, наличие сенситивных периодов в развитии, амплификация детского развития, подготовка на каждом возрастном этапе условий для освоения новых видов деятельности и социальной позиции, развитие ребенка в атмосфере любви, поддержки и успеха.

Изучение проблемы развития творческого потенциала личности тщательно проанализированы в исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Богоявленская Д. Б., Выготский Л. С., Матюшкин А. М., Обухова Л. Ф., Пономарев Я. А., Айзенк Х., Гилфорд Дж., Торранс П. и др.). Период дошкольного детства традиционно рассматривается в литературе как