Научная статья на тему 'Разработка фонда оценочных средств в контексте ФГОС ВПО'

Разработка фонда оценочных средств в контексте ФГОС ВПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2911
515
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС ВПО / КОМПЕТЕНЦИИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ / COMPETENCES / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / EVALUATION SYSTEM AND ASSESSMENT OF LEARNING OUTCOMES / FUNDS OF APPRAISAL MEANS / LEARNING OUTCOMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антюхов А.В, Фомин Н.В.

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и применения фондов оценочных средств для оценивания результатов обучения и уровней сформированности компетенций выпускников вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антюхов А.В, Фомин Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELABORATION OF FUNDS OF APPRAISAL MEANS IN THE CONTEXT OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The article describes actual questions of elaboration and introduction of funs of appraisal means for assessment of learning outcomes and formation level of competences of students.

Текст научной работы на тему «Разработка фонда оценочных средств в контексте ФГОС ВПО»

УДК - 378.14

РАЗРАБОТКА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ВПО

А.В. Антюхов, Н.В. Фомин

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и применения фондов оценочных средств для оценивания результатов обучения и уровней сформированности компетенций выпускников вуза. Ключевые слова: ФГОС ВПО, компетенции, результаты образования, фонд оценочных средств, методы и средства оценивания результатов образования.

В Федеральных государственных образовательных стандартах ВПО подчеркивается необходимость создания фондов оценочных средств для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям основной образовательной программы.

Фонды оценочных средств (ФОС) разрабатываются и утверждаются вузом и включают типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретаемых общекультурных и профессиональных компетенций.

Практика свидетельствует [1], что при разработке ФОС необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Аттестация обучающихся не должна подменяться оценкой знаний или личностных качеств обучаемого: оценивается степень овладения компетенциями, отраженными в основной образовательной программе. Следовательно, все задания и критерии оценки их выполнения должны быть выражены в формулировках, отражающих их готовность к конкретному виду будущей профессиональной деятельности.

2. Оценивание уровня готовности к будущей профессиональной деятельности не должно подменяться оценкой владения только специальными профессиональными компетенциями, ибо такая готовность требует владения общими и надпрофессиональными компетенциями, как и наоборот.

3. Система оценки должна включать систему оценочных материалов, адекватных набору основных видов будущей профессиональной деятельности и всему набору требований-компетенций к выпускнику вуза.

Обобщая научные труды [2,3,4] и лучшие образовательные практики в области разработки и применения оценочных средств можно выделить дидактические требования, учет которых обеспечит объективность процессов оценивания результатов освоения образовательных программ в вузе:

- сочетание в оценочных средствах не только результативного, но и процессуального компонента;

- выбор адекватных оценочных средств, сочетание разнообразных традиционных и инновационных форм оценивания;

- оценочные средства должны обеспечивает проверку всего компонентного состава компетенции;

- в оценочные средства должны быть включены задания разнообразных форм, в том числе проблемные задания для проверки творческих составляющих подготовки обучающихся;

- достижение «прозрачности» и однозначности оценочных средств через гласность критериальной базы, обеспечение субъектам образования доступности результатов оценивания, их анализа и интерпретации;

- ориентация на прогностический характер оценивания, позволяющий по итогам контроля определить сильные стороны и области для улучшения программы формирования компетенций ООП;

- непрерывность оценивания уровня сформированности компетенций на всех этапах студентом

ООП;

- необходимость оценивания компетенций в реальной или квазиреальной деятельности.

Таким образом, оценочные средства должны обеспечивать проверку предполагаемых

результатов обучения, и их выбор обуславливается возможностью оценить не только уровень сформированности у студентов компетенций в терминах «знать, уметь, владеть», но и владение компетенцией в целом, как интегративным свойством личности. Такие оценочные средства могут предъявляться в форме кейсовых заданий, компетентностно-ориентированных тестов, поисково-

творческих проектов, деловых игр и др. Как видим, требуется создание комплексных оценочных средств, имеющих высокую надежность и прогностическую валидность, сочетающих в себе не только количественные, но и качественные характеристики, разработанные на основе теории педагогических измерений с использованием инновационных педагогических технологий. Поэтому в вузе необходимо создать условия для приближения ситуации контроля учебных достижений студентов и итоговой аттестации выпускников к условиям их будущей профессиональной деятельности.

В структуре фонда оценочных средств ученые-педагоги выделяют следующие оценочные средства: дисциплинарные, поэтапные, оценочные средства для итоговой государственной аттестации, средства для самооценки [5] (таб. №1).

Структура оценочных средств Цель применения оценочного средства Виды оценочных средств

1. Дисциплинарные оценочные средства Проверка уровня сформированности компетенций в рамках дисциплины (модуля) - компетентностью тесты - компетентностно-ориентированные задачи - методы конкретных ситуаций (case-method) - творческая работа - проекты - диагностические методики - исследовательские задания - эссе - курсовые работы - рефераты - портфолио

2. Поэтапные оценочные средства Оценка уровня сформированности компетенций по окончании каждого этапа обучения - универсальные (междисциплинарные) оценочные средства: • анкеты • интервью • диагностические задания • собеседования • кейсы • комплексные тесты • портфолио • курсовые проекты

3. Оценочные средства для итоговой государственной аттестации Оценка уровня сформированности компетенций в соответствии с компетентностной моделью выпускника и требованиями ФГОС ВПО - комплексные компетентностные тесты - междисциплинарные квалификационные задания - портфолио - выпускная квалификационная работа

4. Средства для самооценки Самооценка уровня сформированности компетенций и корректировка образовательной траектории - анкеты - опросники - диагностические блоки - тесты с применением компьютерной оболочки программы

В структуру фонда оценочных средств основной образовательной программы входят также и методические материалы:

1. Методические материалы по оценке уровней сформированности профессиональных компетенций.

2. Методические материалы по оценке уровня сформированности общекультурных компетенций.

3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания уровня сформированности компетенций на всех этапах контрольно-оценочной деятельности (описание процедур входного контроля уровня сформированности ключевых компетенций студентов первого курса в начале освоения ООП, материалы для проверки компетенций на разных стадиях освоения ООП).

4. Методические материалы, инструкции и программно-инструментальные средства обработки результатов, статистического анализа данных, графической визуализации и интерпретации, форматы представления их пользователям.

5. Методические материалы, определяющие процедуру проведения итогового государственного экзамена.

6. Методические материалы, определяющие процедуру и критерии оценки соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ФГОС ВПО на базе выполнения и защиты им

выпускной квалификационной работы.

7. Наборы показателей, а также критерии оценки уровней сформированности компетенций и шкалы оценивания в соответствии с задачами контрольно-оценочной деятельности.

8. Положение о балльно-рейтинговой системе оценивания.

Опираясь на работу Н.В. Бордовской [1], рассмотрим методику создания оценочных средств для итоговой аттестации выпускников ООП. К материалам итоговой аттестации выпускников относят:

- программу итоговой аттестации выпускников;

- совокупность оценочных средств, предназначенных для предъявления выпускнику на государственном экзамене, критерии оценивания;

- комплект методических и оценочных материалов для оценивания процесса подготовки, выполнения и защиты выпускной квалификационной работы;

- методические рекомендации, определяющие процедуру проведения государственного экзамена и защиты ВКР.

При разработке оценочных средств для итоговой государственной аттестации необходимо руководствоваться следующими педагогическими требованиями:

- все оценочные средства, контрольные задания и критерии их выполнения должны быть выражены в формулировках, отражающих готовность к определенному виду будущей профессиональной деятельности;

- система оценивания должна включать комплекс оценочных средств, адекватных набору основных видов будущей профессиональной деятельности и всему набору компетенций, отраженных в ФГОС ВПО и компетентностной модели выпускника соответствующей ООП.

Как свидетельствует практика, разработку фонда оценочных средств для итоговой аттестации проводят поэтапно:

1. Анализируется компетентностная модель выпускника основной образовательной программы (матрица компетенций ООП, паспорт и программы формирования компетенций).

2. Формирование содержания оценочных средств для итогового экзамена:

- выделение ключевых компетенций (знаний, умений, владений), которые будут проверяться на итоговом экзамене;

- определение основных учебных модулей (дисциплин), формирующих одну ту же ключевую компетенцию выпускника;

- исходя из содержания ключевых компетенций (знаний, умений, владений), разрабатываются оценочные средства (контрольные задания), по результатам выполнения которых можно сделать выводы о степени овладения требуемой компетенцией;

- оценочное средство (контрольное задание) разрабатывается, как правило, в виде междисциплинарной (комплексной) задачи решение которой потребует наличие знаний, умений и владений из различных учебных дисциплин (модулей);

- разработка критериев, по которым можно судить о соответствии или несоответствии выпускника требованиям ФГОС ВПО; для повышения уровня объективности можно установить пороговое значение для оценки как задания в целом, так и каждого входящего в задание вопроса и задачи;

- в экзаменационных билетах выпускникам могут быть предложены как монодисциплинарные задания, так и задания междисциплинарного характера;

- определение значения веса каждой компетенции и, соответственно, веса каждого задания с целью формирования заданий с равной или близкой суммой весов входящих в них элементов.

3. Разработка оценочных материалов для выпускной квалификационной работы предусматривает следующие этапы:

- разработка тематики предполагаемых выпускных квалификационных работ в соответствии с основными видами и задачами будущей профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО;

- определение структуры выпускной квалификационной работы и ее соотнесение с компетенциями, отраженными в компетентностной модели выпускника ООП;

- разработка методических материалов для научного руководителя студента, выполняющего ВКР, рецензента и членов государственной аттестационной комиссии, участвующих в процедуре защиты выпускником квалификационной работы;

методические документы должны включать:

- форму и структуру отзыва научного руководителя и рецензента;

- форму оценочного листа для членов ГАК, которая должна содержать перечень компетенций выпускника, которые могут быть проверены в ходе защиты выпускной работы;

- критерии оценивания выполненной выпускником ВКР и их максимальная близость к критериям, принятым на итоговом экзамене.

Опираясь на исследования ученых [1], выделим различные виды оценочных средств: стандартные, творческие, личностно-развивающие.

1. Стандартные оценочные средства позволяют оценивать освоение студентами типичных учебно-познавательных или ролевых ситуаций будущей профессиональной деятельности. В данном случае целесообразно использование кейс-метода, имитационного моделирования, деловых игр.

2. Творческие оценочные средства, содержанием которых является анализ нестандартных ситуаций учебно-познавательной или учебно-профессиональной деятельности, появление которых определяется социально-экономическими, политическими процессами, происходящими в обществе, а также развитием науки и технического потенциала общества. Примером данного вида работ является рецензирование статей по инновационной проблематике, социальное проектирование, использование экспертных методов, таких, как метод сценариев, дельфийский метод и др.

3. Личностно-развивающие оценочные средства, обеспечивающие возможность студентам реализовать свои образовательные и учебно-профессиональные интересы и потребности, проявить или развить те или иные способности при изучении учебных дисциплин (модулей), наиболее полно проявить себя и свой потенциал. Диапазон такого рода работ определяется преподавателем, но студент вправе выбирать определенный вид работы и уточнить ее проблематику (например, участие в диспуте, написание реферата, рецензирование монографии и т.д.).

Практика свидетельствует, что подбору адекватных оценочных средств для определения уровня сформированности компетенций у студентов на всех этапах обучения также способствует матрица оценки сформированности компетенций.

Матрица оценки сформированности компетенций является основой для разработки фондов оценочных средств, для проведения текущего контроля промежуточной аттестации, итоговой государственной аттестации и позволяет:

- соотнести содержание учебных дисциплин (модулей), практик с формированием у студентов компетенций в терминах «знать», «уметь», «владеть», «демонстрировать»;

- определить, на каких этапах контроля (текущий контроль, промежуточная аттестация и итоговая государственная аттестация) будет проверяться уровень сформированности у студентов знаний, умений, владений, уровень промежуточной компетенции в целом;

- определить оценочные средства, с помощью которых студент сможет продемонстрировать сформированность у него знаний, умений, владений и уровня приобретённых компетенций в целом [6].

Мы разделяем точку зрения ученых [7], считающих, что при компетентностном подходе при контроле качества обучения следует отметить особую роль оценочных шкал, которые позволяют оценить комплексный набор действий. Поэтому актуальным становится использование эссе, исследовательских проектов, защиты рефератов, устных докладов, презентаций, портфолио и др. Практика показывает, что оценочная шкала делает процедуру оценивания более объективной, исключает субъективизм преподавателя. Шкала, как правило, не зависит от учебной дисциплины и направлена на оценку результата, определенных действий, цели оценивания или творческой составляющей выполняемой работы. Важным достижением оценочных шкал является обеспечение обратной связи: как улучшить действия, чтобы усовершенствовать свои знания, умения, навыки. Оценочные шкалы доводятся до сведения студентов перед выполнением задания. Исследователи отмечают, что часто перед преподавателем стоит задача оценить не сам результат, а творческую или авторскую составляющую решения. В данном случае можно рекомендовать аналитические шкалы, которые позволяют оценить отдельные, индивидуальные компоненты работы.

Исходя из требований ФГОС, оценочные средства могут быть представлены в трех взаимосвязанных блоках:

Первый блок заданий проверяет степень владения студентом материалом дисциплины на уровне «знать». Данный блок содержит задания, в которых очевиден способ решения, усвоенный студентом при изучении дисциплины. Задания этого блока выявляют в основном знаниевый компонент по дисциплине и оцениваются по бинарной шкале «правильно-неправильно».

Задания второго блока оценивают степень владения материалом на уровне «знать» и «уметь». Этот блок представлен заданиями, в которых нет явного указания на способ выполнения, и студент для их решения самостоятельно выбирает один из лучших способов. Задания данного блока позволяют оценить не только знания по дисциплине, но и умения пользоваться ими при решении стандартных, типовых задач.

Третий блок оценивает освоение дисциплины на уровне «знать», «уметь», «владеть». Он представлен кейсами, содержание которых предполагает применение комплекса умений, для того, чтобы студент мог самостоятельно сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы и привлекая знания из разных дисциплин. Решение студентами подобного рода нестандартных практико-ориентированных заданий будет свидетельствовать о степени влияния процесса изучения дисциплины на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС [8].

Как видим, данная модель оценочных средств, будучи студентоцентрированной, позволяет сфокусировать внимание на результатах отдельного студента. Это принципиально отличает новую, уровневую модель от инвариативной, применяемой при традиционном подходе.

Суммируя изложенное и опираясь на исследования ученых [9], сформулируем следующие выводы:

1. Применяемые оценочные средства должны обеспечить переход:

- от пассивной роли обучаемого в процессе контроля к активной позиции (творческие задания, взаимоконтроль, самоконтроль);

- от одномерного измерения к многомерному, от оценки отдельных умений к интегрированной (комплексной и междисциплинарной) оценке;

- от оценки того, что должен, к тому, на что способен;

- от единовременной оценки к оценке динамики индивидуальных достижений;

- от оценки исключительно индивидуальных достижений студентов к оценке достижения группы, что позволяет проверить сформированность некоторых коммуникативных компетенций;

- от оценки собственно результатов обучения к выявлению факторов, обусловивших достижение этих результатов.

2. При разработке фонда оценочных средств необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

- направленность ФОС на оценивание компетенций и результатов обучения;

- применение оценочных средств основывается на практикоориентированных методах обучения;

- оценочные средства позволяют осуществлять мониторинг развития компетенций, обеспечивать корректирующие и предупреждающие действия;

- объем информации по каждому оценочному средству достаточен для понимания студентом требований, предъявляемых к выполнению различных видов заданий;

- оценочные средства отвечают всем требованиям экспертизы (несколько уровней рассмотрения, внешняя экспертиза, привлечение работодателей, количество и квалификация экспертов).

The article describes actual questions of elaboration and introduction of funs of appraisal means for assessment of learning outcomes and formation level of competences of students.

The key words: federal state educational standards of higher professional education; competences; learning outcomes; funds of appraisal means; evaluation system and assessment of learning outcomes.

Список литературы

1. Современные образовательные технологии: учебное пособие/кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010.

2. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов первого курса, приступающих к освоению основных образовательных программ//Вестник ДГТУ. 2010. Т.10. № 5 (48).

3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монограф ия/под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпициной. - СПб.: Изд-во РИГУ им. А.И. Герцена, 2005.

4. Сергеева Е.В., Чандра М.Ю. Проблемы проектирования результатов освоения основных образовательных программ студентами вуза//Современные проблемы науки и образования: педагогические науки. 2-12. №6. URL: http://www.science-education.ru/106-7901.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Медведева И.Н. Опыт разработки и применения оценочных средств и технологий в

условиях перехода на ФГОС ВПО. URL: frosvpo.

6. Чандра М.Ю. Паспорт и программа компетенций у студента в вузе// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки»: Научный журнал. 2012. N° 10 (79).

7. Минин М.Г., Муратова Е.А., Михайлова Н.С. Фонд оценочных средств в структуре образовательных программ//Высшее образование в России. 2011. № 5.

8. Федеральный Интернет-экзамен. Дисциплины: компетентностный подход. [Электронный ресурс] www.i-fros.ru/disciplines_comp.

9. Минин М.Г., Муратова Е.А., Михайлова Н.С. Фонд оценочных средств в структуре образовательных программ//Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 112-118.

Об авторах

Антюхов А.В. - доктор филологических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, agreement-bgu@yandex.ru

Фомин Н.В. - кандидат педагогических, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, agreement-bgu@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.