Научная статья на тему 'Модульная образовательная программа бакалаврской подготовки педагога в вузе: проектирование организационно-деятельностных механизмов'

Модульная образовательная программа бакалаврской подготовки педагога в вузе: проектирование организационно-деятельностных механизмов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / МОДУЛЬНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА / АКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL EDUCATION / TEACHER'S PROFESSIONAL STANDARD / MODULAR BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / LABOR FUNCTION / TYPE OF TEACHER'S ACTIVITY / ACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / DEMONSTRATION EXAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смышляева Лариса Германовна, Дроздецкая Ирина Александровна, Грицкевич Наталья Константиновна, Коллегов Артем Константинович

На современном этапе модернизации высшего российского образования и обновления образовательного пространства на первый план выступают вопросы подготовки специалистов в педагогических вузах. Показаны подходы, предлагаемые научно-педагогическим сообществом ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» для проектирования структуры модульных основных образовательных программ (ООП) подготовки бакалавра педагогического образования. Также раскрыты концептуальные основы проектируемых организационно-деятельностных механизмов модульных ОПП на основе ФГОС ВО 3++. Представлены опыт и результаты исследовательской и научно-методической работы вуза по проектированию организационнодеятельностных механизмов модульных ООП бакалаврской подготовки педагогов на основе Федерального стандарта высшего образования 3++, сопряженных с профессиональными стандартами. Обоснована организационно-деятельностная специфика модульных характеристик ООП: способы организации образовательного взаимодействия участников образовательных отношений, особенности оценочно-диагностических процедур, связанных с мониторингом достижений образовательных достижений обучающихся в деятельностном формате. Приведены дидактические примеры, связанные с реализацией отдельных фрагментов (модулей) ООП по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (уровень бакалавриата). Предлагается авторское видение реализации программы учебной практики, состоящей из пяти взаимосвязанных тематических разделов. В качестве примера, иллюстрирующего специфику организационно-деятельностных характеристик ОПП, приведено описание учебно-исследовательского модуля. Также представлены принципы и процедура государственной итоговой аттестации. Материалы статьи могут быть использованы руководителями основных образовательных программ и административно-управленческими командами педагогических вузов России в условиях перевода обучающихся на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения – ФГОС ВО 3++, сопряженные с профессиональными стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смышляева Лариса Германовна, Дроздецкая Ирина Александровна, Грицкевич Наталья Константиновна, Коллегов Артем Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR EDUCATIONAL PROGRAM OF BACHELOR TRAINING OF A TEACHER IN HIGHER EDUCATION: DESIGNING ORGANIZATIONAL AND ACTIVITY MECHANISMS

At the present stage of modernization of the higher education in Russia and the renewal of the educational space, the issues of training specialists in pedagogical universities are at the forefront. This article shows the approaches proposed by the scientific and pedagogical community of Tomsk State Pedagogical University to design the structure of modular basic educational programs (BEP) for training a bachelor of teacher education. The conceptual founda tions of the projected organizational and activity mechanisms of modular BEP based on FSES HE 3 ++ (Federal State Educational Standard of Higher Education) are also disclosed. The experience and results of the research and scientific and methodological work of the university on the design of organizational and activity mechanisms of modular BEP of bachelor training of teachers on the basis of Federal State Educational Standard of Higher Education 3 ++, coupled with professional standards are presented. The organizational and activity specificity of the modular characteristics of the BEP has been substantiated: the ways of organizing the educational interaction of the participants in educational relations, the features of the evaluation and diagnostic procedures related to monitoring the achievements of educational achievements of students in the activity format. The didactic examples related to the implementation of individual fragments (modules) of the BEP in the field 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) (bachelor's level) are given. The author's vision of the implementation of the training practice curriculum, consisting of five interrelated thematic sections, is proposed. As an example illustrating the specifics of the organizational-activity characteristics of the BEP discussed in the article, a description of the training and research module is given. The principles and procedure of the state final certification are also presented. The materials of the article can be used by the heads of the main educational programs and administrative and management teams of Russia's pedagogical universities, in conditions of transferring the students to the federal state educational standards of the new generation – FSES HE 3 ++, associated with professional standards.

Текст научной работы на тему «Модульная образовательная программа бакалаврской подготовки педагога в вузе: проектирование организационно-деятельностных механизмов»

УДК 378

РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-4-133-142

МОДУЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА БАКАЛАВРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА В ВУЗЕ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ МЕХАНИЗМОВ*

Л. Г. Смышляева, И. А. Дроздецкая, Н. К. Грицкевич, А. К. Коллегов

Томский государственный педагогический университет, Томск

На современном этапе модернизации высшего российского образования и обновления образовательного пространства на первый план выступают вопросы подготовки специалистов в педагогических вузах. Показаны подходы, предлагаемые научно-педагогическим сообществом ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» для проектирования структуры модульных основных образовательных программ (ООП) подготовки бакалавра педагогического образования. Также раскрыты концептуальные основы проектируемых организационно-деятельностных механизмов модульных ОПП на основе ФГОС ВО 3++. Представлены опыт и результаты исследовательской и научно-методической работы вуза по проектированию организационно-деятельностных механизмов модульных ООП бакалаврской подготовки педагогов на основе Федерального стандарта высшего образования 3++, сопряженных с профессиональными стандартами. Обоснована организационно-деятельностная специфика модульных характеристик ООП: способы организации образовательного взаимодействия участников образовательных отношений, особенности оценочно-диагностических процедур, связанных с мониторингом достижений образовательных достижений обучающихся в деятельностном формате. Приведены дидактические примеры, связанные с реализацией отдельных фрагментов (модулей) ООП по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (уровень бакалавриата). Предлагается авторское видение реализации программы учебной практики, состоящей из пяти взаимосвязанных тематических разделов. В качестве примера, иллюстрирующего специфику организационно-деятельностных характеристик ОПП, приведено описание учебно-исследовательского модуля. Также представлены принципы и процедура государственной итоговой аттестации. Материалы статьи могут быть использованы руководителями основных образовательных программ и административно-управленческими командами педагогических вузов России в условиях перевода обучающихся на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения -ФГОС ВО 3++, сопряженные с профессиональными стандартами.

Ключевые слова: педагогическое образование, профессиональный стандарт педагога, модульная основная образовательная программа, системно-деятельностный подход, профессиональная компетенция, трудовая функция, вид деятельности педагога, активные образовательные технологии, демонстрационный экзамен.

В период перехода вузов России, обеспечивающих подготовку педагогических кадров России, на новые ФГОС ВО 3++, реализацию основных образовательных программ (ООП) подготовки педагогов на основе сопряжения ФГОС и профессиональных стандартов, край-

* Статья подготовлена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ № 27 .7237 .2017/БЧ «Моделирование системы непрерывного педагогического образования в условиях стандартизации профессиональной деятельности» .

не актуальным является проектирование организационно-деятельностных механизмов реализации таких ООП [1-3]. Это, на авторский взгляд, представляет собой самостоятельную научно-педагогическую проблему.

Предметом обсуждения в данной статье выступает проектирование организационно-деятельностных механизмов модульных ООП на основе ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», уровень бакалавриата [1].

В качестве концептуальной платформы проектируемых аспектов обсуждаемых ООП, на взгляд авторов, может выступать интеграция положений и принципов следующих научных подходов: системно-деятельностного, контекстного и компетентностного. Обозначим содержательные возможности названных подходов, которые наиболее значимы для проектирования и реализации организационно-деятельностных механизмов ООП бакалаврской подготовки педагога на основе актуализации требований профессионального стандарта.

Системно-деятельностный подход (Н. В. Кузьмина, Г. Н. Прозументова, И. К. Шалаев и др.): предполагается моделирование системы непрерывного педагогического образования посредством ее согласования с требованиями профессионального стандарта педагога (ПСП), сопряжения с трудовыми функциями педагога в различных образовательных средах (общее образование, дополнительное образование, профессиональное образование) [3].

Знаково-контекстный подход (А. А. Вербицкий), содержание которого базируется на положениях деятельностной теории усвоения социального опыта. В контекстном обучении учебный предмет (дисциплина) обозначается средством перехода от учебной деятельности к профессиональной через этап «проживания» обучающимся квазипрофессиональной деятельности. При этом «субъект учения с самого начала становится в деятельностную позицию, предмет которой постепенно превращается из учебного в практически профессиональный» [4].

Компетентностный подход (В. И. Байденко, В. А. Болотов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.) в профессиональном педагогическом образовании, определяющий профессиональную компетенцию (планируемый результат образования) как способность и готовность продуктивно действовать при решении профессиональных задач в формате «открытого» (постоянно развивающегося) профессионализма [5].

Действующие ныне ФГОС ВО педагогических направлений подготовки построены на основе интеграции компетентностного и системно-деятельностного подходов. Планирование результатов ООП в форме профессиональных компетенций, сопряженных с требованиями ПСП, выступает основным «инструментом» связи высшего педагогического образования с рынком педагогического труда.

В научно-методической практике ФБГОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) организационно-деятельностные особенности образовательных программ бакалаврской подготовки педагога на основе актуализации требований ПСП проектировались посредством использования экспертного метода (экспертами выступали преподаватели ТГПУ, среди которых 9 кандидатов педагогических наук, четыре доктора педагогических наук и два доктора психологических наук, высококвалифицированные педагоги и руководители системы общего образования региона, магистранты -всего 36 человек) [6].

Авторитетные эксперты в области инноваций в системе педагогического образования в контексте требований ФГОС ВО 3++ (Н. О. Верещагина, Е. И. Казакова, Е. В. Караваева, С. А. Пилипенко и др.) нацеливают научно-педагогическое сообщество российских вузов

на конструирование современных ООП педагогического образования на основе модульного подхода [7-9 и др.].

Проектным решением научно-педагогического сообщества ТГПУ, отражающим модульную структуру ООП по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями)» уровня бакалавриата, была следующая ее конструкция: 7 модулей (мировоззренческий, коммуникативный, здоровьесберегающий, психолого-педагогический, методический, учебно-исследовательский, предметно-содержательный). Причем четыре первых модуля выступают как инвариантные структурные компоненты ООП, а три другие - как вариативные. Целесообразность вариативности модулей ООП обусловлена необходимостью отражения профиля ООП в их содержании и организационно-деятельностных форматах.

Проектирование модульной ООП по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» уровня бакалавриата было основано на идее «интеграции трех стандартов»: 1) ФГОС ВО 3++, актуализирующих требования ПСП; 2) ФГОСы основного общего образования; 3) ПСП. Планируемыми результатами освоения ООП выступают компетенции, сопряженные («сцепленные») с трудовыми функциями педагога (профессиональные компетенции - ПК), по ПСП. Перечень предлагаемых ПК в рамках рассматриваемой ООП:

(ПК-1): способен осваивать и использовать базовые научно-теоретические знания и практические умения по предмету в профессиональной деятельности;

(ПК-2) способен конструировать содержание образования в предметной области в соответствии с требованиями ФГОС основного и среднего общего образования, с уровнем развития современной науки и с учетом возрастных особенностей обучающихся;

(ПК-3) способен осуществлять обучение учебному предмету, включая мотивацию учебно-познавательной деятельности, на основе использования современных предметно-методических подходов и образовательных технологий;

(ПК-4) способен обеспечить педагогическое сопровождение достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся, включая детей с ОВЗ;

(ПК-5) способен обеспечить создание инклюзивной образовательной среды, реализующей развивающий и воспитательный потенциал учебного предмета, разрабатывать индивидуально-ориентированные коррекционные направления учебной работы [10].

Согласно современной концепции бакалаврской подготовки педагога на основе ФГОС ВО 3++, при проектировании ее организационно-деятельностных особенностей необходимо удерживать следующие методические акценты соответствующей ООП:

- модульная «архитектура»: каждый модуль обеспечивает формирование профессионально необходимого будущему педагогу вида деятельности либо интегральной личностной характеристики (например, мировоззренческой позиции), включая теоретический блок, блок тренинга-практикума, практику - специально организованные способы отработки как отдельных умений и навыков, так и видов деятельности; единые оценочные средства и заданные рефлексивно-диагностические процедуры для оценки сформированности вида деятельности, на становление которого нацелен модуль;

- «кластерный принцип» планирования образовательных результатов модулей: формирование определенного вида будущей профессиональной деятельности задается совокупностью (кластером) компетенций, при этом данная совокупность компетенций модуля может быть задана следующей «формулой»: «универсальные компетенции (УК) + общепрофессиональные компетенции (ОПК) + профессиональные компетенции (ПК)» (возможны и другие «формулы» в случае их целесообразности);

- «полигонный принцип» обучения («обучение на будущем рабочем месте») - максимально возможное «погружение» обучающегося на протяжении всего периода обучения в профессиональную среду деятельности педагога (в частности, это может достигаться через организацию производственных практик обучающихся в рассредоточенном режиме);

- актуализация пробного действия обучающихся при освоении трудовых действий педагога в ходе всех этапов и форм образовательного процесса.

Безусловно, в качестве организационно-деятельностного приоритета реализации ООП определено использование активных образовательных технологий [10-12].

При реализации ООП подготовки бакалавра педагогического образования на основе ФГОС ВО3++, основанного на интеграции системно-деятельностного, контекстного и ком-петентностного подходов, на наш взгляд, продуктивным будет использование следующих образовательных технологий: развития критического мышления, проблемного и проектного обучения, интерактивного обучения, кейс-стади, тренинговые технологии, игровые технологии, обучение через дискуссию, дистанционные образовательные технологии. Такой технологический формат ООП соотносится с их нацеленностью на интеграцию двух процессов: процесса педагогического труда и процесса профессиональной подготовки к этому труду в вузе.

Важно отметить, что реализация организационно-деятельностных преобразований в образовательном процессе подготовки педагога посредством осуществления ООП, согласующих ФГОС и профессиональные стандарты на уровне бакалавриата, предполагает использование потенциала активных образовательных технологий и для формирования запланированных компетенций, и для актуализации дидактических возможностей таких технологий в целях диагностики и оценки достижения образовательных результатов ООП [10, 11]. Так, к примеру, технология кейс-стади, с одной стороны, может быть использована для формирования у обучающихся той или иной профессиональной компетенции, с другой стороны, как средство диагностики сформированности этой компетенции.

При освоении содержания ООП предусматривается закрепление научно-теоретических знаний в форме средовых практикумов - организации практических занятий на базе образовательных организаций и включения обучающихся в процессы реальных профессионально-педагогических практик («полигонный» принцип обучения, отражающий применение контекстно-компетентностного подхода к реализации программ высшего образования).

В качестве примера, иллюстрирующего специфику организационно-деятельностных характеристик ООП, обсуждаемую в статье, приведем описание одного из ее модулей.

Учебно-исследовательский модуль (общая трудоемкость модуля 10 з.е.). Изучение дисциплин модуля (дисциплина «Основы проектной деятельности», учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)) является способом формирования готовности будущего педагога к осуществлению проектной и исследовательской деятельности при решении профессионально-педагогических задач. Назначение модуля состоит в формировании у обучающихся системы компетенций, обеспечивающих понимание особенностей проектной и исследовательской деятельности в образовании, психологических закономерностей, смыслов и технологий данных видов деятельностей педагога. Модуль является необходимой базовой частью подготовки бакалавра педагогического образования, выступая образовательным средством введения обучающихся в теоретические аспекты педагогического труда в части проектной и исследовательской компонент и средством отработки прикладных составляющих соответствующих компетенций. Необходимость освоения модуля на протяжении всего периода реализации ПООП связана с последовательным освоением обучающимися всех этапов фор-

мирования готовности к образовательному проектированию, полисубъектному образовательному взаимодействию, вариативному использованию образовательных технологий при решении задач инклюзивно ориентированной профессиональной деятельности, защите выпускной квалификационной работы, содержащей элементы проектной и исследовательской составляющих. Освоение модуля в системно-деятельностном формате подготовит выпускника к выполнению обобщенных трудовых функций, заданных профессиональным стандартом педагога системы общего образования и связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса и основных общеобразовательных программ. Организация освоения модуля построена на основе принципа «накопительности» образовательных результатов в течение всего периода обучения по ПООП с проведением аттестации на последнем курсе обучения (10 семестр) в форме предзащиты выпускной квалификационной работы. Текущие результаты обучающегося по выполнению заданий данной практики (рассредоточенной на все годы обучения по ПООП) целесообразно фиксировать в портфолио обучающегося на базе электронной информационно-образовательной среды педагогического университета.

Цель модуля: формирование общепрофессиональных основ педагогической деятельности обучающегося в результате освоения следующих компетенций: УК-1, УК-2, ОПК-1 -ОПК-8, ПК-1 - ПК-5 [1].

Учебная практика (научно-исследовательская работа) (получение первичных навыков научно-исследовательской работы).

Продолжительность практики - 5 недель (8 з.е.). Форма аттестации - экзамен.

Учебная практика (научно-исследовательская работа) (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) является частью системы профессиональной практической подготовки бакалавров, проводится на базе вуза и общеобразовательных организаций в течение всего периода освоения основной образовательной программы (с первого по пятый курс). Организуется в рассредоточенном режиме - по типу организации для обучающихся поступательного погружения в область проектной и исследовательской деятельности профессионального труда педагога. В ее основные задачи входит актуализация и практическая отработка теоретических знаний и умений, полученных и получаемых в процессе изучения дисциплин (разделов) модуля «Основы проектной деятельности», знакомство с проектными и исследовательскими аспектами будущей профессиональной деятельности и формирование на этой основе: профессиональной позиции, основанной на понимании значимости данных видов деятельности педагога; способности осуществлять профессиональную деятельность (по части проектирования и осуществления исследований) в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; приобретения осмысленного опыта проектирования и исследовательской деятельности при реализации образовательных программ; навыков конструктивного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса; развития умений осуществлять рефлексивный анализ собственной деятельности, способности распознавать трудности в собственной профессиональной деятельности и устранять их.

Программа учебной практики состоит из 5 взаимосвязанных тематических разделов, каждый из которых отражает конкретный способ деятельности обучающегося в период практики, а именно:

1-й курс. «Введение в проектную и исследовательскую деятельность». Изучение особенностей организации исследовательской деятельности педагога посредством освоения метода теоретического анализа (работа с фондами научной библиотеки, информационных систем вуза и т. п.). Изучение направлений, структуры, задач, методов проектной и иссле-

довательской деятельности в образовании посредством участия в специально организованных экскурсиях и посещения тематических мероприятий, связанных с данными аспектами деятельности педагога (в том числе ежегодной научно-практической конференции вуза для студентов, аспирантов и молодых ученых). (Итоговое задание: представление тематического эссе, сертификата участника названной конференции).

2-й курс. «Организационные основы проектной и исследовательской деятельности в общем образовании». Изучение организационных особенностей исследовательской деятельности педагога в соответствии со спецификой предметной области и участие в научно-практической конференции вуза для студентов, аспирантов и молодых ученых. (Итоговое задание: представление реферата и публикация тезисов в сборнике названной конференции).

3-й курс. «Разработка проектов в общем образовании». Разработка проекта образовательного события для школьников (учебное, внеурочное, культурно-досуговое др.), связанного с содержанием предметной области, и представление данного проекта на научно-практической конференции вуза для студентов, аспирантов и молодых ученых в форме выступления/доклада. (Итоговое задание: представление проекта на конференции с подтверждением участия сертификатом названной конференции (выступление/доклад).)

4-й курс. «Методические и исследовательские аспекты проектной деятельности в общем образовании». Разработка программы исследования, связанного с реализацией проекта образовательного события для школьников (учебное, внеурочное, культурно-досуговое др.) по тематике выпускной квалификационной работы (ВКР) и базирующегося на материалах разработок обучающихся, подготовленных на 2-3 курсах, и представление данной программы на научно-практической конференции вуза для студентов, аспирантов и молодых ученых в форме статьи. (Итоговое задание: представление программы исследования, связанного с реализацией проекта по тематике ВКР, и публикация статьи в сборнике названной конференции.)

5-й курс. «Выпускная квалификационная работа бакалавра как проектно-исследователь-ская педагогическая разработка». Подготовка ВКР. (Итоговое задание: предзащита ВКР.)

Средством фиксации текущих результатов освоения обучающимся учебно-исследовательского модуля в «накопительном» режиме является портфолио. Использование портфо-лио в части мониторинга развития способности обучающегося к проектной и исследовательской деятельности обеспечивает сопровождение будущего педагога в процессе лич-ностно-профессионального саморазвития. Субъектами, контролирующими формирование обучающимися их портфолио по аспекту проектной и исследовательской деятельности, выступают преподаватели выпускающей кафедры как руководители ВКР выпускников вуза.

Для оценки сформированности компетенций, запланированных образовательными результатами модуля, по итогам его освоения предполагается проведение экзамена (экзамен по итогам освоения Учебно-исследовательского модуля). Данный экзамен целесообразно организовывать в форме предзащиты выпускной квалификационной работы.

При проектировании организационно-деятельностных механизмов модульных ООП бакалаврской подготовки педагогов на основе ФГОС ВО 3++ особого внимания заслуживает вопрос, связанный с проведением государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников как итоговой формы оценки результативности ООП.

Процедура ГИА, реализуемая на основе ФГОС ВО 3++, согласно предлагаемому подходу к проектированию организационно-деятельностных характеристик новых ООП, также должна актуализировать ценности системно-деятельностного подхода. Организационной формой такой актуализации может выступать демонстрационный экзамен. Демонстрационный экзамен понимается как диагностическая процедура оценки сформированности у

выпускника видов профессиональной педагогической деятельности, необходимых для решения задач в соответствии трудовыми функциями, заданными ПСП. Демонстрационный экзамен может проводиться в форме организации выпускником фрагмента учебного занятия (демонстрационный урок) и длится 20-25 минут.

Принципы, положенные в основу оценочных процедур ГИА в формате демонстрационного урока:

- демонстрационно-деятельностный подход;

- домината внешней экспертной оценки;

- рефлексивность - возможность осмысления обучающимися собственных профессиональных результатов [10, 11].

Демонстрационный урок (учебное занятие) готовится выпускником по одной теме из общего списка предложенных. Урок демонстрируется экзаменационной комиссии, в состав которой входят представители работодателей, специалисты образовательных организаций и т. д. Целесообразна видеофиксация демонстрационных учебных занятий всех выпускников. Результаты экспертной оценки урока детализировано фиксируются членами комиссии в специально разработанной диагностической карте. Итоговая оценка за проведение демонстрационного урока формируется на основе обобщения мнений экспертов и доводится до сведения выпускника.

В завершение необходимо отметить, что осуществление предлагаемых организационно-деятельностных особенностей в процессе бакалаврской подготовки педагога по ФГОС ВО 3++, по нашему мнению, выступит способом формирования профессионального самосознания и мировоззрения будущего педагога и овладения им различными видами профессиональной педагогической деятельности - проектной, исследовательской, технологической, экспертной, тьюторской, консультационной и т. д. Специально организованная учебно-профессиональная деятельность позволит сформировать у обучающихся необходимые профессиональные компетенции, обеспечит понимание ценностей, принципов, целей, содержания, организационных особенностей современной педагогической деятельности, ее психологических закономерностей и смыслов. Правильное определение организационно-деятельностных механизмов ООП бакалаврской подготовки педагога по ФГОС, сопряженным с профессиональными стандартами, выступает одним из условий становления профессиональной «Я-концепции» будущего педагога, его готовности к осуществлению профессиональных педагогических действий, связанных с современными особенностями педагогического труда.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)"» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 15.03.2018 г. Регистрационный № 50358) . URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_ B_3_16032018. pdf (дата обращения: 18. 09 .2018) .

2 . Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 .02 . 2016 г. № 91 «Об утверждении федерального государственно-

го образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)" (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 02 . 03.2016 г. Регистрационный № 41305) . URL: http://fgosvo. ru/uploadfiles/fgosvob/440305. pdf (дата обращения: 18. 09 .2018) .

3 . Приказ Минтруда России от 18 . 10 . 2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагоги-

ческая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» . (Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 06 . 12 .2013 г. Регистрационный № 30550) . URL:http://www. rg . ru/2013/12/18/pedagog-dok . html (дата обращения: 20 . 10 .2017) .

4 . Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход . М . : Высшая школа, 1991. 207 с .

5 . Поздеева С . И . Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вест-

ник Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2016 . Вып . 1 (166) . С . 88-90.

6 . Прозументова Г . Н . , Малкова И . Ю . Проектирование в высшей школе: содержание образовательного результата //

Вестник Томского гос . пед. ун-та (TSPU Bulletin) . 2007 . Вып . 7 (70) . Серия «Педагогика» . С . 13-17 .

7 . Бермус А. Г . Кластерно-модульный подход к проектированию образовательных программ в системе непрерывного

образования // Непрерывное образование: XXI век. 2015 . Вып . 4 . URL: http://LLL21. petrsu . ru (дата обращения: 22 . 10 .2017) .

8 . Буянова И . Б . Модульный подход к построению ОПОП подготовки учителей в соответствии с профессиональным

стандартом педагога // Гуманитарные науки и образование . 2015 . № 3 . С . 81-84 .

9 . Пилипенко С . А. , Жидков А. А. , Караваева Е . В . , Серова А. В . Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов:

выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России . 2016 . № 6 . С.5-15 .

10 . Смышляева Л . Г . , Сартакова Е . Е . Проектирование образовательных программ бакалаврской подготовки педагогов в

вузе // Человек и образование . 2017 . Вып . (53) . С .184-189. 11. Смышляева Л . Г . , Войтеховская М . П . , Веснина Л . В . , Колесникова Е . В . , Матвеев Д . М . , Высокоморная Ю . И . Проектирование процесса бакалаврской подготовки педагогов для системы профессионального образования в условиях стандартизации профессиональной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2017 . Вып . 2 (16) . С . 131-143 .

12 . Червонный М . А. Построение концепции подготовки студентов педагогического вуза в контексте развития непрерывного педагогического образования // Вестник Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2017 . Вып . 8 (185) . С . 51-58 .

Смышляева Лариса Германовна, доктор педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: laris.s@mail.ru

Дроздецкая Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: diatom09@mail.ru

Грицкевич Наталья Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: grickewichnk@tspu.edu.ru

Коллегов Артём Константинович, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: metrretro@mail.ru

Материал поступил в редакцию 25.08.2018

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-133-142

MODULAR EDUCATIONAL PROGRAM OF BACHELOR TRAINING OF A TEACHER IN HIGHER EDUCATION: DESIGNING ORGANIZATIONAL AND ACTIVITY MECHANISMS

L. G. Smyshlyaeva, I. A. Drozdetskaya, N. K. Gritskevich, A. K. Kollegov

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

At the present stage of modernization of the higher education in Russia and the renewal of the educational space, the issues of training specialists in pedagogical universities are at the forefront. This article shows the approaches proposed by the scientific and pedagogical community of Tomsk State Pedagogical University to design the structure of modular basic educational programs (BEP) for training a bachelor of teacher education. The conceptual founda-

tions of the projected organizational and activity mechanisms of modular BEP based on FSES HE 3 ++ (Federal State Educational Standard of Higher Education) are also disclosed. The experience and results of the research and scientific and methodological work of the university on the design of organizational and activity mechanisms of modular BEP of bachelor training of teachers on the basis of Federal State Educational Standard of Higher Education 3 ++, coupled with professional standards are presented. The organizational and activity specificity of the modular characteristics of the BEP has been substantiated: the ways of organizing the educational interaction of the participants in educational relations, the features of the evaluation and diagnostic procedures related to monitoring the achievements of educational achievements of students in the activity format. The didactic examples related to the implementation of individual fragments (modules) of the BEP in the field 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) (bachelor's level) are given. The author's vision of the implementation of the training practice curriculum, consisting of five interrelated thematic sections, is proposed. As an example illustrating the specifics of the organizational-activity characteristics of the BEP discussed in the article, a description of the training and research module is given. The principles and procedure of the state final certification are also presented. The materials of the article can be used by the heads of the main educational programs and administrative and management teams of Russia's pedagogical universities, in conditions of transferring the students to the federal state educational standards of the new generation - FSES HE 3 ++, associated with professional standards.

Key words: pedagogical education, teacher's professional standard, modular basic educational program, system-activity approach, professional competence, labor function, type of teacher's activity, active educational technologies, demonstration exam.

References

1. Prikaz Ministerslva obrazovaniya i nauki RF ot 22 fevralya 2018 g. № 125 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 "Pedagogicheskoye obrazovaniye (s dvumya profilyami podgotovki)"»(Zaregistrogrovano v Ministerstve yustitsii RF 15.03.2018 g. Registratsionnyy № 50358) [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of February 22, 2018 No . 125 «On approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles)» (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on 15.03.2018. Registration No. 50358)] (in Russian) . URL:http://fgosvo. ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/ Bak/440305_B_3_16032018. pdf (accessed 18 September 2018) .

2 . Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot09.02.2016 g. № 91 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo

standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.05 "Pedagogicheskoye obrazovaniye (s dvumya profilyami podgotovki) (uroven' bakalavriata)'"» (Zaregistrogrovano v Ministerstve yustitsii RF 02.03.2016 g. Registratsionnyy № 41305) [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 09 .02 .2016 No .91 «On approval of the federal state educational standard of higher education in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two profiles of training) (bachelor's level)» (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on 02.03.2016 . Registration No. 41305)] (in Russian) . URL: http:// fgosvo. ru/uploadfiles/fgosvob/440305. pdf (accessed 18 September 2018) .

3 . PrikazMintrudaRossiiot 18.10.2013№ 544n «Ob utverzhdeniiprofessional'nogostandarta «Pedagog(pedagogicheskayadeyatel'nost'

v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')». (Zaregistrogrovano v Ministerstve yustitsii RF 06.12.2013 g. Registratsionnyy № 30550) [Order of the Ministry of Labor of Russia of 18.10 .2013 No. 544n «On the approval of the professional standard» Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)» (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on 06.12.2013. Registration No. 30550)] . URL:http://www. rg. ru/2013/12/18/pedagog-dok. html (accessed 20 October 2018) .

4. Verbitsky A. A. Aktivnoye obucheniye v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod [Active learning in higher education: contextual approach] . Moscow, Vysshaya shkola Publ . , 1991.207 p . (in Russian) .

5 . Pozdeeva S . I . Razrabotka kontseptsii otkrytogo professionalizma pedagoga kak issledovatel'skaya zadacha [Development of the concept of open professionalism of the teacher as a research problem] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, no . 1 (166), pp . 88-90 (in Russian) .

6 . Prozumentova G . N . , Malkova I . Yu . Proyektirovaniye v vysshey shkole: soderzhaniye obrazovatel'nogo rezul'tata [Designing in the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

higher school: the content of the educational result] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, no. 7 (70), pp . 13-17 (in Russian) .

7 . Bermus A. G . Klasterno-modul'nyy podkhod k proektirovaniyu obrazovatel'nykh programm v sisteme neperyvnogo obrazovaniya

[Cluster-modular approach to the design of educational programs in the system of continuous education] . Nepreryvnoye obrazovaniye: XXI vek - Lifeling Education: the XXI Century, 2015, no . 4 (in Russian) . URL: http://LLL21. petrsu . ru (acessed 22October 2017) .

8 . Buyanova I . B . Modul'nyy podkhod k postroyeniyu OPOP podgotovki uchiteley v sootvetstvii s professionalem standartom pedagoga

[A modular approach to the construction of MPEP (main professional educational program) of teacher training in accordance with the professional standard of the teacher] . Gumanitarnyye nauki i obrazovaniye - The Humanities and Education, 2015, no . 3, pp . 81-84 (in Russian)

9 . Pilipenko S . A. , Zhidkov A. A. , Karavaeva E . V , Serova A. V Sopryazheniye FGOS i professional'nykh standartov: vyyavlennyye

problemy, vozmozhnyye podkhody, rekomendatsii po aktualizatsii [Conjugation of FSES (federal state educational standard) and professional standards: identified problems, possible approaches, recommendations for actualization] . Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Eduaction in Russia, 2016, no. 6, pp. 5-15 (in Russian) .

10 . Smyshlyaeva L G . , Sartakova E . E . Proyektirovaniye obrazovatel'nykh programm bakalavrskoy podgotovki pedagogov v vuze

[Designing of educational programs for bachelor's preparation of teachers in the university] . Chelovek i obrazovaniye - Man and Education, 2017, no. (53), pp .184-189 (in Russian) . 11. Smyshlyaeva L . G . , Voitekhovskaya M . P , Vesnina L . V , Kolesnikova E . V, Matveev D . M . , Vysokomornaya Yu . I . Proyektirovaniye protsessa bakalavrskoy podgotovki pedagogov dlya sistemy professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh standartizatsii professional'noy deyatel'nosti [Designing teacher preparation bachelor course for professional education system under conditions of standardization of professional activity] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, no. 2 (16), pp . 131143 (in Russian) .

12 Chervonny M A Postroyeniye kontseptsii podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza v kontekste razvitiya nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [The context for the development of continuous pedagogical education in constructing the pedagogical university students training concept] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, no. 8 (185), pp. 51-58 (in Russian) .

Smyshlyaeva L. G., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061). E-mail: laris.s@mail.ru

Drozdetskaya I. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061). E-mail: diatom09@mail.ru

Gritskevich N. K., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061). E-mail: grickewichnk@tspu.edu.ru

Kollegov A. K., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061). E-mail: metrretro@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.