Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА IT-СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОДГОТОВКА IT-СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / цифровизация / информационные технологии / электронное обучение / подготовка 1Т-специалистов / seo-специалисты / digital-дизайнеры / vocational education / digitalization / information technology / e-learning / training of IT-specialists / seo-specialists / digital designers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Вергезова Ксения Сергеевна

В статье рассматриваются подготовка IT-специалистов в условиях цифровизации профессионального образования, в частности seo-специалистов и digital-дизайнеров. Внедрение новых информационных технологий в образование даёт возможность улучшить качество обучения и освоения знаний, умений и навыков, новые способы преподавания создадут образовательную среду, которая разнообразит учебный процесс, промотивирует обучающихся к обучению и т.д. Развитие образования в условиях цифровизации есть верный шаг к развитию информационного общества. Появление новых специальностей и актуализация предыдущих через внедрение в них информационных технологий, является необходимым в условиях современного профессионального образования. Ряд вузов уже начали внедрять образовательные программы по подготовке seo-специалистов и digital-дизайнеров. Подготовка специалистов данных профессий осуществляется также с прямым взаимодействием с специалистами данной области, с огромным и продуктивным опытом работы, участвующих не в одном эффективно-качественном проекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Вергезова Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the training of vocational education IT-specialists in the context of digitalization, in particular seo-specialists and digital designers. The introduction of new information technologies in education makes it possible to improve the quality of education and the development of knowledge, skills and abilities, new teaching methods will create an educational environment that diversifies the learning process, encourages students to learn, etc. The development of education in the context of digitalization is the right step towards the development of the information society. The emergence of new specialties and updating the previous ones through the introduction of information technologies in them is necessary in the conditions of modern vocational education. A number of universities have already begun to introduce educational programs to train SEO specialists and digital designers. The training of specialists in these professions is also carried out with direct interaction with specialists in this field, with vast and productive work experience, participating in more than one effective-quality project.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА IT-СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

профессии. Также влияет на профессиональную идентичность и самоутверждение, что влечет за собой креативность, новообразования личности педагога и способность к профессиональным достижениям.

Рассматривая возможности профессиональной самоактуализации, нельзя не сказать о факторах, создающих препятствия для этого процесса. Такими факторами, как правило, являются:

внешние факторы - социально-групповое влияние и давление на личность, неудачный опыт профессиональной деятельности, социально-личностная невостребованность.

внутренние факторы - барьерно-защитные механизмы, ограничение свободы в действиях и возможностях, отсутствие целесообразности в жизнедеятельности, негативные ориентиры личности, деструктивные ценности.

Феномен профессиональной самоактуализации прежде всего заключается в стремлении человека личностно расти и развиваться, обрести собственное предназначение и значимость в профессиональном труде, удовлетворенность и согласованность себе и миру, раскрытие индивидуально-личностных сил.

Поэтому профессионально самоакутализирующаяся личность педагога обладает продуктивным набором определенных качеств и возможностей: активность, деятельность, ответственность, позитивность, цельность, креативность, успешность, целеустремленность и гармония.

Выводы. Многогранность процесса профессиональной самоактуализации личности педагога в вузе позволяет рассматривать этот компонент как базовую потребность, как мотив к деятельности, как особую деятельность.

В результате содержание профессиональной самоактуализации зависит от потенциальных особенностей личности педагога и функциональной значимости собственно профессионально-педагогической деятельности.

Следует отметить, что профессиональная самоактуализация носит творческо-организационный характер, предполагающий проявление субъективно-профессиональных качеств личности педагога.

Профессиональная самоактуализация педагогов в вузе реализуется через структурные компоненты профессионально-педагогической деятельности.

Профессиональная самоактуализация в нашем исследовании рассматривается как определяющий фактор, способствующий проектированию последовательных собственных действий в общепедагогических видах деятельности: конструктивная, организаторская, коммуникативная и гностическая.

Особое значение в исследовании процесса профессиональной самоактуализации играют ценностные ориентации, выступающие регулятором в структуре познавательной деятельности.

Ценностные ориентации личности педагога определяют личностно-профессиональный смысл в целях, идеалах, убеждениях и интересах.

Профессиональная самоактуализация личности педагога в вузе является специфической формой саморазвития специалиста, определяющая целостность структуры личности педагога-профессионала.

Литература:

1. Бодоньи, М.А. Проблема надежности оценочных суждений учителя в формирующем оценивании / М.А. Бодоньи // Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8. - №4. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-4-5

2. Брунер, Т.П. К вопросу о профессионально-личностной самореализации / Т.П. Брунер // Актуальные проблемы психологии личности: сборник науч. трудов. - Екатеринбург, 2013,- С. 14-19

3. Зеер, Э.Ф. Взаимосвязь самоактуализации, параметров психологического времени и характеристик личности на этапе профессиональной подготовки / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков, М.В. Зиннатова // Научный диалог. - 2017. - № 12. -С. 419-435

4. Кудинов, С.И. Системный подход в исследовании самореализации личности / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов // Российский научный журнал. - 2015. - № 2 (45). - С. 138-143

5. Кулагина, И.В. Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте / И.В. Кулагина // Концепт. -2020. -№3. - С. 101-107

6. Плотникова, Е.С. Тендерные различия самореализации и самоактуализации / Е.С. Плотникова, В.В. Гордеева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 2 (31). - С. 358-362

7. Сибагатуллина, А.Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А.Р. Сибагатуллина, Г.А. Степанова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9. - №4. -https://doi. org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-4

8. Фролова, C.B. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №2. -https://doi. org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-3

Педагогика

УДК: 377

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Вергезова Ксения Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПОДГОТОВКА 1Т-СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются подготовка 1Т-специалистов в условиях цифровизации профессионального образования, в частности вео-специалистов и digital-дизaйнepoв. Внедрение новых информационных технологий в образование даёт возможность улучшить качество обучения и освоения знаний, умений и навыков, новые способы преподавания создадут образовательную среду, которая разнообразит учебный процесс, промотивирует обучающихся к обучению и т.д. Развитие образования в условиях цифровизации есть верный шаг к развитию информационного общества. Появление новых специальностей и актуализация предыдущих через внедрение в них информационных технологий, является необходимым в условиях современного профессионального образования. Ряд вузов уже начали внедрять

образовательные программы по подготовке вео-специалистов и digital-дизайнеров. Подготовка специалистов данных профессий осуществляется также с прямым взаимодействием с специалистами данной области, с огромным и продуктивным опытом работы, участвующих не в одном эффективно-качественном проекте.

Ключевые слова: профессиональное образование, цифровизация, информационные технологии, электронное обучение, подготовка IT-специалистов, вео-специалисты, digital-дизайнеры.

Annotation. The article discusses the training of vocational education IT-specialists in the context of digitalization, in particular seo-specialists and digital designers. The introduction of new information technologies in education makes it possible to improve the quality of education and the development of knowledge, skills and abilities, new teaching methods will create an educational environment that diversifies the learning process, encourages students to learn, etc. The development of education in the context of digitalization is the right step towards the development of the information society. The emergence ofnew specialties and updating the previous ones through the introduction of information technologies in them is necessary in the conditions of modern vocational education. A number of universities have already begun to introduce educational programs to train SEO specialists and digital designers. The training of specialists in these professions is also carried out with direct interaction with specialists in this field, with vast and productive work experience, participating in more than one effective-quality project.

Key words: vocational education, digitalization, information technology, e-learning, training of IT-specialists, seo-specialists, digital designers.

Введение. С изменением мировой политики в области цифровизации Российской Федерации необходимы специалисты, способные обеспечивать высокий уровень обслуживания информационных платформ, Интернета, экономики. В связи с этим профессиональному образованию следует направить вектор развития в область 1Т-технологий.

Таким образом, целью данной статьи является определение теоретических аспектов подготовки IT-специалистов в условиях цифровизации профессионального образования и направления развития профессионального образования в области 1Т-специальностей.

Изложение основного материала статьи. С каждым годом профессиональное образование активно развивается, увеличиваются информационные возможности университетов, расширяются, внедряются новые технологии обучения, в которых используются новейшие компьютерные методы; актуализируется учебная документация и т.д. Институт образования ускоренными темпами вводят новые специальности, способные удовлетворить современные потребности общества и государства.

Профессиональное образование - это процесс освоения конкретных навыков, знаний и умений, необходимых для выполнения определенных трудовых функций, свойственных выбранной профессии или специальности.

Модернизация системы образования есть верный путь к инновационному обществу, способному мыслить наперёд, создавать новое, способное улучшить жизнь социума. Внедрение в практику обучения IT-технологий поможет раскрыть личность обучающегося, развить в ней информационные компетенции, интеллектуальные данные.

Внедрение новых информационных технологий в образование даёт возможность улучшить качество обучения и освоения знаний, умений и навыков, новые способы преподавания создадут образовательную среду, которая разнообразит учебный процесс, простимулирует учащихся к стремлению учиться и т.д.

Для XXI века характерен такой термин как «цифровизация», внёсший большие изменения в жизнь общественных институтов, в частности образование[4]. Цифровизация - это процесс перехода предприятия или целой экономической отрасли на новые модели бизнес-процессов, менеджмента и способов производства, основанных на информационных технологиях; повсеместное внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни: промышленность, экономику, образование, культуру, обслуживание и т.п. [8]. Безусловно внедряются новые площадки, пространства, обновляемые материально-технические базы (открытие «Технопарка» и «Кванториума» на базе НГПУ им. Козьмы Минина), но необходимо вводить новые специальности, способные обслуживать государства, работая с информационными технологиями.

Рассмотрим профессии seo-специалист и Digital-дизайнер. SEO является аббревиатурой, которую расшифровывают как Search Engine Optimization (поисковая оптимизация). Следовательно, SEO - это определённая цепочка мероприятий, нацеленная на продвижение сайта, подстраиваясь под определенные запросы в поисковой выдаче. Приоритетной задачей этой цепочки является привлечение наибольшего возможного количества пользователей на сайт [3]. На сегодняшний день в сфере профессионального образования недостаточное количество образовательных учреждений, ведущих подготовку по данной профессиональной области, будущим специалистам, чтобы освоить специальность приходится прибегать к Интернет ресурсам, не регламентирующимся требования ФГОС и профессиональных стандартов.

В обязанности SEO-специалиста входит: проведение комплексного аудита сайта, создание оптимальной стратегии поискового продвижения, улучшение релевантности веб-ресурса, проверка и доработка навигации по сайту и т.д. Данный специалист важен в бизнесе, экономике, а также образовательной сфере. Продвижение образовательных курсов не только частных школ, но и от государственных университетов, например, курсы повышения квалификации, переподготовки или курсы довузовской подготовки. Подобные продвижения необходимы, поскольку может повыситься статус вуза, увеличится поток абитуриентов, школьники уже будут готовы к будущей студенческой жизни. Кроме этого отношение к университету или институту пойдет вверх, если будут разработаны курсы дополнительного образования, тем самым у будущие специалисты смогут получить диплом государственного образца об освоении новой профессии. Помимо этого, в задачи SEO-специалиста входи поддержка сайта, например, вуза, от ошибок, их предупреждение и скорое решение.

Рассмотрим следующую специальность - digital-дизайнер. Digital-дизайнер или цифровой дизайнер занимается разработкой дизайна для различных сайтов, что делает их более привлекательными и понятными для пользователей.

Digital-дизайнер взаимодействует с потенциальными покупателем при помощи внешнего вида - визуала сайтов, приложении, веб-сервисов, мессенджеров, видео и даже е-тай-рассылок.

Данная профессия творческая, необходимо постоянно развивать чувство стиля, эстетики. Следить за новыми тенденциями цифровой индустрии. Главная задача digital-дизайнера - создание эстетически привлекательного сайта, который несёт информацию понятную для пользователей. Обучение данной специальности происходит только в паре вузов, что критически мало, данная профессия необходима для бизнеса, образования и общества. Данную образовательную программу можно освоить как в очном формате, так и по дистанционным программам.

Разработка электронных учебных пособий, на основе работы специалистов, ориентирующихся на IT-сфере есть путь к более прогрессивному обучению студентов информационным профессиям.

Какие преимущества у данного способа обучения:

- информация из первоисточников;

- совершенно новый теоретический материал;

- анализ ошибок и выявление сильных сторон работы;

- примеры практик и работа над ними;

- разбор компаний, пользующихся услугами it - специалистов;

- предложения программ для работы с информацией: различные редакторы, приложения по разработке дизайна, поддержке сайтов.

К преимуществам цифровизации в профессиональном образовании можно отнести [9]:

- увеличение наших мыслительных способностей и мозг человека в целом становится более активным и пластичным;

- мобильный и дистанционный формат обучения и работы;

- совершенствование и актуализация образовательного процесса;

- быстрое реагирование педагогов и студентов на возникшие вопросы и ответы на них в цифровом формате;

- информационные технологии способствуют изменению подачи материала, сокращение времени на ручное написание работ и существенному снижению «бумажной волокиты»;

- заинтересованность студентов в образовательном процессе, поскольку цифровое обучение более интерактивное и разнообразное, нежели очное.

К перспективам развития цифровизации в профессиональном образовании можно отнести:

- онлайн-обучение (e-learning), позволяющее организовать образовательную деятельность и онлайн-взаимодействие обучающихся и педагогического работника:

- стимулирование становления новых организационно образовательных структур в учебных заведениях;

- изменение методов и форм обучения в системе профессионального образования на основе информационных технологий;

- разработка новых учебных программ в профессиональном образовании по специальностям, обеспечивающим работу цифровых технологий в Интернет среде, искусственном интеллекте, образовательном пространстве;

- оснащение образовательных учреждений качественным программным обеспечением, информационными системами, обеспечивающими доступ к образовательным ресурсам;

- внедрение информационных (дистанционных) технологий, предполагающих опосредованное взаимодействие обучающегося и педагогического работника.

Безусловно, развитие цифровизации будет менять требования к обучающим и обучающимся, стимулировать становление новых организационных образовательных структур. Развертывание цифровых образовательных форматов предполагает вместе с тем и комплексные изменения в архитектуре образования, неизбежные изменения привычных форм и методов обучения.

Выводы. Развитие образования в условиях цифровизации есть верный шаг к развитию информационного общества. Появление новых специальностей и актуализация предыдущих через внедрение в них информационных технологий, является необходимым в условиях современного профессионального образования. Ряд вузов уже начали внедрять образовательные программы по подготовке вео-специалистов и digital-дизайнеров. Подготовка специалистов данных профессий осуществляется также с прямым взаимодействием с специалистами данной области, с огромным и продуктивным опытом работы, участвующих не в одном эффективно-качественном проекте. Как и вео-специалист цифровой дизайнер играет важную роль в формировании Интернет-страницы заказчика для его бизнеса, компании, чтобы в полной мере отразить все преимущества организации в визуализации. Схожими специальностями являются веб-дизайнеры или графический дизайнер, но в учебную программу для digital-дизайнеров необходимо наличие маркетинга, основ бизнеса.

В целом цифровизация необходима для развития общественных институтов, не только для образования. Она даёт возможность улучшить качество потребляемого человеком контента, оптимизировать представление информации. Для образования развитие в информационных технологиях есть верный путь к созданию новых профессий, которые будут актуальны в будущем. Российское профессиональное образование активно внедряет новейшие информационные технологии в процесс обучения, чтобы создать для студента уникальный контент, способный заинтересовать учащегося в процессе его занятий.

Литература:

1. Исабекова, Т.И. Использование информационных технологий в образовании / Т.И. Исабекова, Л.В Красовская // Научный результат. Педагогика и психология образования. -2020. -№4. - С. 29-36

2. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура / А.Н. Сорокин, Е.И Яковлева, И.Ф. Фильченкова [и др.] // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, № 1(34). - С. 4. - DOI 10.26795/2307-12812021-9-1-4. - EDN NNCAEC

3. Калмыков, М.А. Основы и секреты SEO-продвижения / М.А. Калмыков, О.В. Медникова // Научные известия. -2022.-№28.-С. 182-185

4. Катрин, Е.В. "Цифровизация": научные подходы к определению термина // Вестник ЗабГУ. - 2022. - №5. -С. 49-54

5. Маркова, С.М. Интеграция целей и содержания профессинального образования / С.М. Маркова, С.А. Баланова // Современные проблемы развития профессионального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2023. -С. 93-96. - EDN SBBDZR

6. Строков, A.A. Цифровизация образования: проблемы и перспективы / A.A. Строков // Вестник Мининского университета. -2020. -№2. - С. 15.

7. Уракова, Е.А. Социальные, педагогические, научно-технические аспекты технологии профессионального обучения / Е.А. Уракова // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 4(57). - С. 435-441. - DOI 10.25683/VOLBI.2021.57.459. - EDN WESPUA

8. Хайруллин, Г.Т. О цифровизации образования / Г.Т. Хайруллин // Глобус: психология и педагогика. - 2020. -№3(38). - С. 4-7

9. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры / Л.М. Андрюхина, И.О. Садовникова, С.Н. Уткина, А.М. Мирзаахмедов // Образование и наука. - 2020. - №3. - С.116-147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.