Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА В ВУЗЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / самоактуализация / профессиональная самоактуализация / профессиональная зрелость / личность педагога / higher education / self-actualization / professional self-actualization / professional maturity / teacher's personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Петровский Александр Михайлович

В статье рассматривается актуальная проблема исследования процесса профессиональной самоакутализации личности педагога в системе высшего образования. Проанализировано понятие «профессиональная самоакутализация» с точки зрения гуманной психологической науки. Выделены особенности формирования профессиональной зрелости педагога в условиях процесса профессиональной самоактуализации. Разработаны основные этапы профессиональной самоактуализации личности педагога в вузе. Обоснована значимость профессиональной самоактуализации личности педагога как специально организованной педагогической деятельности. Выделены структурные компоненты профессиональной самоакутализации определяющие имманентность этого процесса. Рассматриваются внешние и внутренние факторы, создающие препятствия для успешного процесса профессиональной самоактуализации. Обозначается многогранность процесса профессиональной самоактуализации личности педагога в вузе. Следует отметить, что профессиональная самоактуализация носит творческо-организационный характер, предполагающий проявление субъективно-профессиональных качеств личности педагога. Особое значение в исследовании процесса профессиональной самоактуализации играют ценностные ориентации, выступающие регулятором в структуре познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Петровский Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the actual problem of studying the process of professional self-actualization of the teacher's personality in the system of higher education. The concept of "professional self-actualization" is analyzed from the point of view of humane psychological science. The features of the formation of professional maturity of a teacher in the process of professional self-actualization are highlighted. The main stages of professional self-actualization of the teacher's personality in the university have been developed. The significance of the professional self-actualization of the teacher's personality as a specially organized pedagogical activity is substantiated. Structural components of professional self-actualization that determine the immanence of this process are singled out. External and internal factors that create obstacles for the successful process of professional self-actualization are considered. The versatility of the process of professional self-actualization of the teacher's personality at the university is indicated. It should be noted that professional self-actualization is of a creative and organizational nature, which implies the manifestation of the subjective and professional qualities of the teacher's personality. Of particular importance in the study of the process of professional self-actualization are value orientations, which act as a regulator in the structure of cognitive activity.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА В ВУЗЕ»

Системность развития профессиональной мобильности будущих специалистов в вузе зачастую зависит от готовности и самосознания студентов создавать благоприятную социально-профессиональную среду по выбранному профилю обучения, а также повышать свой коммуникативный и мотивирующий уровень взаимодействия. Поэтому всегда при формировании профессионально-специальных способностей будущих специалистов в учебном процессе необходимо учитывать индивидуальность студента, т.е. личностную мобильность.

Выводы. Проблема развития профессиональной мобильности будущих специалистов в системе высшего образования в настоящее время рассматривается не только педагогами-исследователями, но и психологами, социологами, философами. С учетом преобразований в высшем образовании профессиональная мобильность характеризуется изменениями профессиональной позиции между управлением, профессиональной деятельностью и карьерой.

В нашем исследовании, мы определили ключевые составляющие процесса развития профессиональной мобильности будущих специалистов, которые опираются исключительно на компетентностный подход. Кроме того, необходимо отметить важное значение материально-технического оснащения учебного заведения, его программное обеспечение, систему учебно-воспитательного процесса и уровень профессионализма преподавателей.

Становление профессиональной мобильности будущих специалистов в вузе - это прежде всего готовность личности студента-выпускника достаточно успешно овладевать новыми различными компетенциями, технологиями в процессе реализации деятельности.

Литература:

1. Амирова, Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации / Л.А. Амирова. - Уфа: Восточный университет - 2006. - 460 с.

2. Дунаева, Н.И. Проблема конкурентоспособности личности студента в условиях образовательной среды вуза в отечественных и зарубежных исследованиях / Н.И. Дунаева, О.В. Суворова // Вестник Мининского университета. - 2020. -Том 8.-№1. -https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-l-8

3. Мищенко, В.А. Мобильность как основное профессионально значимое качество при становлении траектории профессионального развития студентов педагогического вуза / В.А. Мищенко, И.А. Тенюнина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Вып. 2-2. - Том 16. -2014. - С. 319-321

4. Мустафаева, Е.А. К вопросу о профессиональной мобильности педагогов / Е.А. Мустафаева // Молодой ученый. -2017. -№ 17 (151). - С. 263-266. - URL: https://moluch.ru/archive/151/42786/ (дата обращения: 01.06.2023)

5. Перевощикова, E.H. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения / E.H. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №1. -https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3

6. Фугелова, Т.А. Социально-педагогические предпосылки становления и развития профессиональной мобильности будущего специалиста / Т.А. Фугелова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3,- URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13270 (дата обращения: 31.05.2023)

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Петровский Александр Михайлович

Дзержинский политехнический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного высшего образования «Нижегородский государственный технический университет имени P.E. Алексеева» (г. Дзержинск)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема исследования процесса профессиональной самоакутализации личности педагога в системе высшего образования. Проанализировано понятие «профессиональная самоакутализация» с точки зрения гуманной психологической науки. Выделены особенности формирования профессиональной зрелости педагога в условиях процесса профессиональной самоактуализации. Разработаны основные этапы профессиональной самоактуализации личности педагога в вузе. Обоснована значимость профессиональной самоактуализации личности педагога как специально организованной педагогической деятельности. Выделены структурные компоненты профессиональной самоакутализации определяющие имманентность этого процесса. Рассматриваются внешние и внутренние факторы, создающие препятствия для успешного процесса профессиональной самоактуализации. Обозначается многогранность процесса профессиональной самоактуализации личности педагога в вузе. Следует отметить, что профессиональная самоактуализация носит творческо-организационный характер, предполагающий проявление субъективно-профессиональных качеств личности педагога. Особое значение в исследовании процесса профессиональной самоактуализации играют ценностные ориентации, выступающие регулятором в структуре познавательной деятельности.

Ключевые слова: высшее образование, самоактуализация, профессиональная самоактуализация, профессиональная зрелость, личность педагога.

Annotation. The article deals with the actual problem of studying the process of professional self-actualization of the teacher's personality in the system of higher education. The concept of "professional self-actualization" is analyzed from the point of view of humane psychological science. The features of the formation of professional maturity of a teacher in the process of professional self-actualization are highlighted. The main stages of professional self-actualization of the teacher's personality in the university have been developed. The significance of the professional self-actualization of the teacher's personality as a specially organized pedagogical activity is substantiated. Structural components of professional self-actualization that determine the immanence of this process are singled out. External and internal factors that create obstacles for the successful process of professional self-actualization are considered. The versatility of the process of professional self-actualization of the teacher's personality at the university is indicated. It should be noted that professional self-actualization is of a creative and organizational nature, which implies the manifestation of the subjective and professional qualities of the teacher's personality. Of particular importance in the study of the process of professional self-actualization are value orientations, which act as a regulator in the structure of cognitive activity.

Key words: higher education, self-actualization, professional self-actualization, professional maturity, teacher's personality.

Введение. Система высшего образования в России является начальным этапом профессиональной самоактуализации педагога. Значимость процесса профессиональной самоактуализации педагога определяет структуру и функцию профессиональной зрелости профессии; включающее в себя проявления типологических свойств нервной системы; ценностные ориентации личности педагога; общепедагогические деятельности.

Важно отметить, что педагогический профессионализм педагога формируется на основе возможностей профессиональной самоактуализации и достижением профессиональной зрелости.

Профессиональная самоактуализация педагога в высшем образовании является системообразующим компонентом для реализации основных потенциальных возможностей личности педагога и движущим фактором качественной профессиональной деятельности.

Профессиональная самоактуализация как процесс - это интенциональность, позволяющая обеспечение личности педагога существовать в контексте различных отношений и взаимодействий.

Самоактуализирующий компонент профессионального развития личности педагога гарантирует перенаправленность перспективных особенностей специалиста в потенциально возможные в данном конкретном месте, т.е. в актуальной профессиональной ситуации. Соответственно, происходит качественное развитие профессионализма педагога и повышение уровня профессиональной зрелости.

Рассматривая в широком диапазоне процесс самоакутализации, можно наблюдать взаимосвязь с базовыми потребностями личности: потребность в самой жизни, потребность в общности и принадлежности; потребность в уважении и самоуважении. А. Маслоу анализирует самоактуализацию как одну из завершающих базовых потребностей человека. При этом такая потребность является самодостаточностью развития личности педагога.

Изложение основного материала статьи. Понимание понятия «самоактуализация» имеет под собой основу личностного саморазвития человека, зависящая от меры собственной активности личности. Исследование сущностных характеристик связано с динамикой развития личности, саморегуляции, позиционных установок, специальных способностей и реализации их в педагогической деятельности (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.А. Ядов, Л.И. Ацыферова, Д.А., Лентьев, B.C. Мерлин и др.).

Анализ исследований проблемы развития профессиональной самоактуализации определяют этот процесс как контекстное определение этого термина, т.е. личность формирует в себе устойчивые механизмы профессиональной направленности в деятельности. В этом случае наблюдается предрасположенность к структурированному, антропологическому и профессиональному подходам к исследованию личности.

Направленность на самоактуализацию проявляется через стадии индивидуализации личности педагога, обеспечивающая персонализацию, самомотивацию и самоорганизацию человека. Такой подход влияет на неповторимость и самодостаточность личности педагога.

Профессиональная самоактуализация осуществляет процесс реализованности, состоятельности и профессионализации личности. Это происходит через формирование информационно-профессионального, диагностико-профессионального и проективно-профессионального этапов.

Информационно-профессиональный этап обеспечивает развитие качеств педагога, формирующиеся в процессе собственной профессиональной деятельности. Этап характеризуется информативностью о педагогической профессии и умением соотнести данные с индивидуально-личностными особенностями педагога. Профессиональная информативность дает возможность правильно и умело принимать решения в практических нестандартных ситуациях и выделять успешность в альтернативных моментах.

Диагностико-профессиональный этап обеспечивает диагностическую деятельность, направленную на изучение внутреннего мира педагога и понимания трудностей профессии. Оценивается и исследуется реалистичные перспективы, оптимистичность поступков и дифференцированность достижений педагогической деятельности.

Проективно-профессиональный этап характеризуется готовностью к практическому профессиональному пути и умением планировать свою профессиональную жизнь. Педагог должен уметь принимать важные стратегические решения в профессии, составлять план действий для новых возможностей своего развития, формировать определенные качества (предусмотрительность, проницательность, планирование, решительность, оценка рисков).

К. Роджерсом были выделены качественные характеристики личности, проявляющиеся в самоактуализации специалиста: осознание, адекватность и активность. Эти качественные особенности отражают функциональные устойчивые взаимоотношения в условиях формирования профессиональной самоактуализации личности педагога в вузе.

Исследование профессиональной самоактуализации педагога приводит нас к преобразованию этого процесса в особую оформленную и осознанную педагогическую деятельность. Такая деятельность направлена на адекватное и активное проявление собственных профессиональных интегральных личностных особенностей личности педагога.

Рассмотрение профессиональной самоактуализации как специфической деятельности педагога обеспечивает в двух направлениях: компонентная направленность и результативная направленность. Эти направленности обеспечивают реализацию психологической структурированной профессионально-педагогической деятельности.

Структура профессиональной самоактуализации педагога в вузе является имманентным процессом, т.е. этот процесс идет в самом человеке и является внутренним. Структура профессиональной самоактуализации включает в себя три компонента:

1. Профессионально-гностический компонент предполагает осознанность личности своих специфических особенностей, не актуализирующихся в различных видах педагогической деятельности. Такой компонент реализуется через организованную самодиагностику, результатом которой является обозначения педагогов собственных возможностей и особенностей по отношению к профессии.

2. Профессионально-регулирующий компонент обеспечивает регуляцию поведения педагога в профессиональной деятельности. Компонент проявляется в согласованности профессионально-этических действий, направленные на решение различных субъективно-личностных проблем; на компенсацию индивидуально-личностных недостатков; на корректировку противоречий и требований общепедагогической деятельности.

3. Профессионально-результативный компонент опирается на опыт субъективно-творческой профессионально-педагогической деятельности. Компонент отражает профессиональную активность и зрелость личности педагога, реализующийся через совокупность интересов, мотивов и действий. Результатом будет являться профессионально-практический навык. Опирающийся на индивидуальные особенности личности педагога.

Структурные компоненты профессиональной самоактуализации всегда взаимообусловлены и взаимозависимы. Эффективность реализации каждого компонента обеспечивается вовлечением личности педагога в практические действия профессиональной деятельности.

Профессиональная самоактуализация личности педагога в системе высшего образования - это динамический. Прогрессивный и актуальный этап, ориентирующий на личностно-профессиональное самоопределение и укрепление в

профессии. Также влияет на профессиональную идентичность и самоутверждение, что влечет за собой креативность, новообразования личности педагога и способность к профессиональным достижениям.

Рассматривая возможности профессиональной самоактуализации, нельзя не сказать о факторах, создающих препятствия для этого процесса. Такими факторами, как правило, являются:

внешние факторы - социально-групповое влияние и давление на личность, неудачный опыт профессиональной деятельности, социально-личностная невостребованность.

внутренние факторы - барьерно-защитные механизмы, ограничение свободы в действиях и возможностях, отсутствие целесообразности в жизнедеятельности, негативные ориентиры личности, деструктивные ценности.

Феномен профессиональной самоактуализации прежде всего заключается в стремлении человека личностно расти и развиваться, обрести собственное предназначение и значимость в профессиональном труде, удовлетворенность и согласованность себе и миру, раскрытие индивидуально-личностных сил.

Поэтому профессионально самоакутализирующаяся личность педагога обладает продуктивным набором определенных качеств и возможностей: активность, деятельность, ответственность, позитивность, цельность, креативность, успешность, целеустремленность и гармония.

Выводы. Многогранность процесса профессиональной самоактуализации личности педагога в вузе позволяет рассматривать этот компонент как базовую потребность, как мотив к деятельности, как особую деятельность.

В результате содержание профессиональной самоактуализации зависит от потенциальных особенностей личности педагога и функциональной значимости собственно профессионально-педагогической деятельности.

Следует отметить, что профессиональная самоактуализация носит творческо-организационный характер, предполагающий проявление субъективно-профессиональных качеств личности педагога.

Профессиональная самоактуализация педагогов в вузе реализуется через структурные компоненты профессионально-педагогической деятельности.

Профессиональная самоактуализация в нашем исследовании рассматривается как определяющий фактор, способствующий проектированию последовательных собственных действий в общепедагогических видах деятельности: конструктивная, организаторская, коммуникативная и гностическая.

Особое значение в исследовании процесса профессиональной самоактуализации играют ценностные ориентации, выступающие регулятором в структуре познавательной деятельности.

Ценностные ориентации личности педагога определяют личностно-профессиональный смысл в целях, идеалах, убеждениях и интересах.

Профессиональная самоактуализация личности педагога в вузе является специфической формой саморазвития специалиста, определяющая целостность структуры личности педагога-профессионала.

Литература:

1. Бодоньи, М.А. Проблема надежности оценочных суждений учителя в формирующем оценивании / М.А. Бодоньи // Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8. - №4. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-4-5

2. Брунер, Т.П. К вопросу о профессионально-личностной самореализации / Т.П. Брунер // Актуальные проблемы психологии личности: сборник науч. трудов. - Екатеринбург, 2013,- С. 14-19

3. Зеер, Э.Ф. Взаимосвязь самоактуализации, параметров психологического времени и характеристик личности на этапе профессиональной подготовки / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков, М.В. Зиннатова // Научный диалог. - 2017. - № 12. -С. 419-435

4. Кудинов, С.И. Системный подход в исследовании самореализации личности / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов // Российский научный журнал. - 2015. - № 2 (45). - С. 138-143

5. Кулагина, И.В. Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте / И.В. Кулагина // Концепт. -2020. -№3. - С. 101-107

6. Плотникова, Е.С. Тендерные различия самореализации и самоактуализации / Е.С. Плотникова, В.В. Гордеева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 2 (31). - С. 358-362

7. Сибагатуллина, А.Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А.Р. Сибагатуллина, Г.А. Степанова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9. - №4. -https://doi. org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-4

8. Фролова, C.B. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №2. -https://doi. org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-3

Педагогика

УДК: 377

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Вергезова Ксения Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПОДГОТОВКА 1Т-СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются подготовка 1Т-специалистов в условиях цифровизации профессионального образования, в частности вео-специалистов и digital-дизaйнepoв. Внедрение новых информационных технологий в образование даёт возможность улучшить качество обучения и освоения знаний, умений и навыков, новые способы преподавания создадут образовательную среду, которая разнообразит учебный процесс, промотивирует обучающихся к обучению и т.д. Развитие образования в условиях цифровизации есть верный шаг к развитию информационного общества. Появление новых специальностей и актуализация предыдущих через внедрение в них информационных технологий, является необходимым в условиях современного профессионального образования. Ряд вузов уже начали внедрять

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.