Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы цифровизации высшего образования, в условиях профессиональной подготовки педагогов-музыкантов'

Проблемы и перспективы цифровизации высшего образования, в условиях профессиональной подготовки педагогов-музыкантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / НОРМАТИНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ВОЗМОЖНОСТИ / РИСКИ / ТВОРЧЕСТВО / ЭФФФЕКТИВНОСТЬ / АЛЬТЕРНАТИВА / АКТУАЛЬНОСТЬ / DIGITALIZATION IN EDUCATION / DIGITAL ENVIRONMENT / REGULATORY FRAMEWORK / OPPORTUNITIES / RISKS / CREATIVITY / EFFICIENCY / ALTERNATIVE / RELEVANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Карнаухова Вероника Александровна

В статье освещаются актуальные тенденции цифровизации высшего образования. Целью является анализ процесса внедрения цифровизации в процесс подготовки педагогов-музыкантов. Авторы предприняли попытку осмыслить этап, подготавливающий переход образовательного процесса к цифровым технологиям, а также взвесить все «за» и «против», касающиеся их внедрения в данный процесс. Не умаляя рисков, связанных с созданием в творческом образовании цифровой среды, авторы приводят аргументы в пользу её внедрения и отстаивают позицию позитивного отношения к возможностям, открывающимся при новом, цифровом подходе к образованию педагогов-музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Карнаухова Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION IN THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS-MUSICIANS

The article highlights the current trends of digitalization of higher education. The aim is to analyze the process of implementation of digitalization in the process of training of teachers-musicians. The authors made an attempt to comprehend the stage preparing the transition of the educational process to digital technologies, as well as to weigh all the pros and cons concerning their implementation in this process. Without diminishing the risks associated with the creation of a digital environment in creative education, the authors argue in favor of its implementation and defend the position of a positive attitude to the opportunities offered by a new, digital approach to the education of teachers and musicians.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы цифровизации высшего образования, в условиях профессиональной подготовки педагогов-музыкантов»

Педагогика

УДК: 37

старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университете имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат искусствоведения Карнаухова Вероника Александровна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университете имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

Аннотация. В статье освещаются актуальные тенденции цифровизации высшего образования. Целью является анализ процесса внедрения цифровизации в процесс подготовки педагогов-музыкантов. Авторы предприняли попытку осмыслить этап, подготавливающий переход образовательного процесса к цифровым технологиям, а также взвесить все «за» и «против», касающиеся их внедрения в данный процесс. Не умаляя рисков, связанных с созданием в творческом образовании цифровой среды, авторы приводят аргументы в пользу её внедрения и отстаивают позицию позитивного отношения к возможностям, открывающимся при новом, цифровом подходе к образованию педагогов-музыкантов.

Ключевые слова: цифровизация в образовании, цифровая среда, норматино-правовая база, возможности, риски, творчество, эфффективность, альтернатива, актуальность.

Annotation. The article highlights the current trends of digitalization of higher education. The aim is to analyze the process of implementation of digitalization in the process of training of teachers-musicians. The authors made an attempt to comprehend the stage preparing the transition of the educational process to digital technologies, as well as to weigh all the pros and cons concerning their implementation in this process. Without diminishing the risks associated with the creation of a digital environment in creative education, the authors argue in favor of its implementation and defend the position of a positive attitude to the opportunities offered by a new, digital approach to the education of teachers and musicians.

Keywords: digitalization in education, digital environment, regulatory framework, opportunities, risks, creativity, efficiency, alternative, relevance.

Введение. В условиях современного этапа развития общества, все увереннее и активнее используется термин «цифровизация», т. е. «переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую». На протяжении последнего десятилетия, в научной литературе в области образования и педагогики, прочно устоялось понятие «информатизация образования». Одной из новейших тенденций развития образования является уже «цифровизация образования».

Изложение основного материала статьи. Информатизация образования подготовила определенную базу с целью перехода на новый уровень развития общества. Тенденция цифровизации образования направлена на подготовку специалистов, которые гарантированно востребованы на рынке труда, легко и свободно владеют мобильными и интернет-технологиями, а также ориентированы на непрерывное обучение (повышение квалификации) с помощью электронного обучения [6]. «Вопросы информатизации и цифровизации образования так или иначе связаны с общими вопросами информатизации общества, создания информационно-образовательных сред, совершенствования системы образования на основе информационно-коммуникативных технологий» [8]. В этой связи, возникает необходимость внесения определенных изменений в программы по подготовке творческого кадрового резерва.

Актуальность исследования подкрепляется нормативными документами в области стратегии развития образования.

Реформа цифровизации образования заключается в обеспечении и образовательных учреждений качественным программным обеспечением, например, информационными системами, позволяющими получать доступ к образовательным ресурсам, результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира [1].

Формами, в которых реализуются новейшие цифровые технологии, могут при этом стать разнообразные формы обучения — такие, как медиа-лаборатории, с возможностью проведения, например, он-лайн эксперимента, участники которого (активные и пассивные) могут находиться в разных частях мира, открытые электронные школы-тренажеры, специальные электронные курсы, предпоалагющие он-лайн общение студентов с преподавателем (тютором) и друг с другом. Согласно дорожной карты проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» к середине 2019 года должна быть реализована интеграция платформы онлайн-обучения с информационными системами с целью автоматизированной передачи информации об учебных достижениях, создания единой информационно-образовательной среды для обучающихся при одновременном обучении в нескольких образовательных организациях [7]. Соответственно тенденция цифровизации образования, нацелена на оптимизацию процесса по сбору необходимой информации в интересующей предметной области, на повышение эффективности и результативности научно-педагогической деятельности.

Цифровые технологии, с одной стороны, способствуют дальнейшему повышению объемов и эффективности производства, с другой — позволяют реализовывать индивидуальный подход в различных сферах [6]. Цифровые технологии широко внедряются и используются в различных сферах и областях знаний: инженерия, экономика, медицина, однако область музыкальной педагогики остается не до конца охваченной. Цифровые технологии в современном мире — это не только инструмент, но и среда существования, которая открывает новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты, из потребителей электронных ресурсов стать создателями. [6].

Следует отметить, что цифровые технологии также позволяют оптимизировать процесс документооборота в вузе, что также способствует высвобождению ресурсов и служит более гибкому и мобильному их применению.

Широкое распространение и использование информационных и цифровых устройств открывает новые

возможности по преодолению временных, территориальных и иных преград в обмене информацией, что в системе образования оптимизирует учебный процесс. Вместе с тем, нормативно-правовая документация, в соответствии с которой осуществляется реализация образовательного процесса, указывает на необходимость сформированности компетенций в области информационной составляющей.

Область профессиональной деятельности педагога-музыканта регулируется Профессиональным стандартом, в котором определены трудовые функции, в сфере информационных технологий. В этой связи возникает необходимость появления новых кардинальных изменений, связанных с формированием определенных компетенций, отвечающим требованиям потенциальных работодателей. В связи с этим вносятся коррективы в процесс подготовки будущих педагогов-музыкантов.

Новые социокультурные потребности требуют незамедлительных изменений в системе профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта. В связи с этим, очевидным становится необходимость пересмотра и изменения привычных, традиционных методологических подходов, а также введения таких моделей в процесс профессиональной подготовки педагогов-музыкантов, которые основываются на использовании актуальных средств цифровых технологий. В сфере подготовки и специалистов-музыкантов важным является осознание задач и возможностей, которые открывает процесс цифровизации образования. На наш взгляд, здесь нужно отметить два ключевых понятия: резерв и альтернатива. Студент, обучающийся по музыкально-педагогическому направлению со вступлением «в силу» механизмов цифровизации получает возможность альтернативных консультаций, например, в исполнительской области (возможность электронного мастер-класса, и, может быть, даже не одного, предполагает реализацию процесса обучения, совершенствования профессиональных навыков у разных специалистов). Подобные консультации, может быть, особо необходимы на тех этапах овладения профессией, когда обучающийся уже имеет сложившийся комплекс профессиональных навыков и умений, но требуется их шлифовка, свежий взгляд, свежий подход, наконец возможность подобных консультаций может иметь целью дальнейшее обучение у того или иного педагога, в том или ином учебном заведении. Хотелось бы подчеркнуть, что в музыке, как вообще в искусстве, в творческих профессиях, важнейшим средством является личный контакт преподавателя и студента, однако это не отменяет и альтернативных способов, которые иногда могут «развернуть» вектор развития обучающегося именно в требуемую сторону. Соответственно это служит стимулом к дальнейшему обучению, поиску новых путей, расширению профессиональных контактов, обмену опытом. Цифровая среда поможет и грамотно и результативно «построить» дорогу к работодателю, сократив путь от «теории» к «практике». Создание единой базы данных выпускников музыкально-педагогических вузов и факультетов, с одной стороны, выявит потребность в подобных специалистах, с другой — послужит «рычагом» к настройке коммуникации как между выпускниками и работодателями, так и между молодыми начинающими педагогами (своеобразная электронная «Ярмарка вакансий»). Не менее полезной электронная среда может оказаться в таком виде деятельности, как научные и методические изыскания будущего педагога-музыканта. Цифровизация может быть эффективна на разных этапах этого процесса, в том числе и на этапе рецензирования какой-либо работы, т.к. в этом случае открываются дополнительные, альтернативные каналы получения авторитетного мнения от удаленного эксперта и т. д. Понятно, что на сегодняшний день это — некая идеальная, однако, она позволяет создать некую систему аргументации для возражения оппонентам, не приветствующим внесение корректив и введения нового цифрового метода в творческое обучение. Он не предполагает отказ от личного общения студента с педагогом и полной замены контактной работы, он успешно дополняет, обогащает, совершенствует его. «При решении какой-либо педагогической задачи не является самоцелью - оно определяется (как, впрочем, для любой инновации) достигаемым с его помощью дидактическим эффектом, и с этой точки зрения, первичными оказываются запросы образования, а не доступные технологии» [11].

Информация в контексте развития науки и техники выступает неким базисом и необходимым условием успешного функционирования социальных институтов. В свою очередь «скорость распространения информационных потоков приводит к ситуации тотальной цифровизации общественных процессов и жизни индивидуумов» [2]. Однако наряду с пользой существует и возможность возникновения определенных рисков, также определенные в Приоритетном проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». К ним, как уже отмечалось, относится низкий уровень доверия и готовности студентов и академического сообщества к использованию современных образовательных технологий, основанных на онлайн-курсах и цифровом контенте; консервативная позиция образовательных организаций будет препятствовать широкому использованию онлайн-курсов, особенно замещению традиционных методов обучения с высвобождением преподавателей университетов [7].

Все возрастающий спрос в условиях рыночных отношений на информацию и информационные услуги привел к тому, что современная технология обработки информации ориентирована на применение самого широкого спектра технических средств и прежде всего электронных вычислительных машин и средств коммуникаций [5]. В связи с этим вносятся коррективы в процесс подготовки будущих педагогов-музыкантов.

Выводы. Новые социокультурные потребности требуют незамедлительных изменений в системе профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта. В связи с этим, очевидным становится необходимость пересмотра и изменения привычных, традиционных методологических подходов, а также введения таких моделей в процесс профессиональной подготовки педагогов-музыкантов, которые основываются на использовании актуальных средств информационных и цифровых технологий.

Литература:

1. Алексанков А. М. Четвертая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт // Стратегические приоритеты. 2017. № 1 С. 53-69.

1. Гнатышина, Е.В. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты [Текст] / Е.В. Гнатышина, А.А. Саламатов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 8. - С. 19-24.

2. Катасонов В.Ю. Цифровые финансы. Криптовалюты и электронная экономика. Свобода или концлагерь? М.: Книжный мир, 2017.

3. Костина Е.В. Модель смешанного обучения (blended learning) и ее использование в преподавании иностранных языков // Известия вузов. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. С. 141-144.

4. Марков А.И. Информационные технологии в системе музыкального образования URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4140 (дата обращения 25.10.2018 г.).

5. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б., Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8

6. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 25.10.2018)

7. Самерханова Э. К., Имжарова З. У. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования Вестник Мининского университета Том 6, № 2 (2018) URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-2

8. Сизова О.А., Груздева М.Л. К вопросу о возможности использования средств информационных технологий в условиях музыкального образования // В сборнике: Неофит сборник статей по материалам научно-практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. 2018. С. 152-154.

9. Сизова О.А, Специфика профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в условиях информатизации образования. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. с. 256-259.

10. Стариченко Б.Е. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Педагогическое образование в России. 2015. № 7

11. Юань Л., Пауэлл С. МООК и открытое образование: Значение для высшего образования. URL: https://open-education.net/services/mook-i-otkrytoe-obrazovanie-znachenie-dlya-vysshego-obrazovaniya/ (дата обращения: 03.11.2018г.)

12. Юдина Т.Н. Цифровая экономика как результат промышленно-технологической революции // Философия хозяйства. - 2017. - №1(109). - С. 118-121.

Педагогика

УДК: 378.2

соискатель ученой степени кандидата наук Скораева Елена Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения» (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, профессор Тарасюк Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

О СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация. В статье приведены понятия в области педагогического моделирования и их толкование современными исследователями для обоснования использования данного метода изыскания. Представлено теоретическое описание предлагаемой содержательно-функциональной модели повышения квалификации для специалистов железнодорожного транспорта на основании выявленного социального заказа. Такой заказ обусловлен, прежде всего, потребностью в соответствии содержания образовательных программ для железнодорожников современным и перспективным транспортным технологиям. Определено назначение компонентов педагогической модели для достижения установленной цели.

Ключевые слова: педагогическая модель, моделирование, компонент модели, повышение квалификации, образовательная программа, железнодорожный транспорт.

Annotation. The article presents the concepts in the field of pedagogical modeling and their interpretation by modern researchers to justify the use of this research method. The theoretical description of the proposed content-functional model of advanced training for railway transport specialists based on the identified social order is presented. Such an order is primarily due to the need to match the content of educational programs for railway workers with modern and advanced transport technologies. The purpose of the components of the pedagogical model to achieve the stated goal is determined.

Keyword: pedagogical model, modeling, model component, advanced training, educational program, railway transport.

Введение. Железнодорожный транспорт, приоритетной задачей которого является безопасность высокотехнологичных транспортно-перевозочных процессов, не может функционировать эффективно без профессионально компетентных работников разных квалификационных уровней. Уровень их профессионального мастерства напрямую зависит от содержания образовательных программ повышения квалификации, используемых технологий обучения, диагностическом инструментарии результатов обучения. Темп технических инноваций на железнодорожном транспорте сегодня требует реализации принципа опережающей подготовки специалистов по образовательным программам повышения квалификации, то есть определяет высокую степень соответствия содержания таких программ современным и перспективным транспортным технологиям.

Все чаще возникает вопрос о сообразности существующей модели повышения квалификации для специалистов железнодорожного транспорта. На сегодняшний день, мы можем говорить о значительной статичности содержания образовательных программ повышения квалификации, обновление которых мало изменяется с течением времени, и не всегда отвечает востребованной подготовке работников, в ответ на возникающие вопросы технологического развития железнодорожной отрасли. Вносимые изменения в программы повышения квалификации по высокотехнологичным и перспективным направлениям в отрасли присутствуют преимущественно на уровне заявлений о возможностях и предполагаемых результатах модернизации железнодорожного производства.

Формирование цели статьи. Для организации эффективного обучения железнодорожников следует развивать исследования и использовать научные методы получения нового знания. Так, все более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.