Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ 3D-МОДЕЛИРОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ 3D-МОДЕЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / 3D-ТЕХНОЛОГИИ / АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / 3D-ПЕЧАТЬ / 3D-РУЧКА / DESIGN / CREATIVE SKILLS / CREATIVE THINKING / CREATIVITY DEVELOPMENT / CREATIVE POTENTIAL IMRPOVING / 3D TECHNOLOGY / ADDITIVE TECHNOLOGY / INNOVATIVE TECHNOLOGY / 3D PRINTING / 3D PEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краева Надежда Александровна, Камнева Ирина Николаевна

В данной статье затрагивается актуальная тема формирования и развития творческих способностей студентов-дизайнеров в процессе 3D-моделирования. В статье раскрыта значимость включения и использования инновационных 3D-технологий в процесс обучения студентов-дизайнеров с целью наиболее гармоничного формирования и развития профессиональной стороны личности будущего специалиста. В настоящем исследовании находит решение задача создания и реализации процесса активизации творческой активности студентов-дизайнеров в процессе 3D-моделирования. В исследовании, во-первых, был проведен анализ уровня имеющихся знаний, умений и навыков студентов в области инновационных технологий. Во-вторых, был проведен эксперимент по выявлению творческих способностей студентов и активизации творческого мышления. В-третьих, проведен анализ полученных результатов исследования. На основании анализа сделан вывод о необходимости внедрения 3D-технологий в образовательный процесс с целью расширения кругозора знаний, развития пространственного мышления студентов, а также активизации творческого потенциала будущих специалистов в области дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краева Надежда Александровна, Камнева Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS-DESIGNERS IN THE PROCESS OF 3D-MODELING

In given article deals with the topical issue in formation and development of creative skills for students-designers in 3D-modeling process. The importance of incorporating and using innovative 3D technologies in the training for students-designers with purpose for the most harmonious formation and development of professional personality of a future specialist are revealed in the article. In this study, the problem of creating and implementing a process in creative activity improving for students-designers in 3D-modeling process is solved. Firstly, in given study an analysis of the available knowledge level, students skills and abilities in the field of the innovative technologies was conducted. Secondly, an experiment was conducted to identify the creative skills for students and the activation of creative thinking. Thirdly, the study of the obtained results was analysed. On the basis of the analysis, it was concluded that 3D technologies should be introduced into the educational process with purpose of the expanding knowledge outlook, development of students spatial thinking, and also creative potential imrpoving of future specialists in the design sphere.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ 3D-МОДЕЛИРОВАНИЯ»

9. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М. - 1991. - 287 с.

10. Пантыкина Н.И. Использование драматизации как вида арт-технологий в обучении иностранным языкам / Н.И. Пантыкина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - № 1. -С. 195-200.

11. Пашкеева И.Ю. Использование песен в обучении иностранному языку / И.Ю. Пашкеева // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - № 5 (17). - с. 361-365.

12. Перетятко М.О. Использование музыки как технологии на уроках иностранного языка // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 65-66. — Режим доступа: https://moluch.rU/archive/111/28064/, свободный.

Педагогика

УДК 004.356.2; 37.036.5

магистр дизайна, старший преподаватель Краева Надежда Александровна

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал ГБОУ ВО НГИЭУ (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Камнева Ирина Николаевна

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал ГБОУ ВО НГИЭУ (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ

3D-МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье затрагивается актуальная тема формирования и развития творческих способностей студентов-дизайнеров в процессе 3D-моделирования. В статье раскрыта значимость включения и использования инновационных 3D-технологий в процесс обучения студентов-дизайнеров с целью наиболее гармоничного формирования и развития профессиональной стороны личности будущего специалиста. В настоящем исследовании находит решение задача создания и реализации процесса активизации творческой активности студентов-дизайнеров в процессе 3D-моделирования. В исследовании, во-первых, был проведен анализ уровня имеющихся знаний, умений и навыков студентов в области инновационных технологий. Во-вторых, был проведен эксперимент по выявлению творческих способностей студентов и активизации творческого мышления. В-третьих, проведен анализ полученных результатов исследования. На основании анализа сделан вывод о необходимости внедрения 3D-технологий в образовательный процесс с целью расширения кругозора знаний, развития пространственного мышления студентов, а также активизации творческого потенциала будущих специалистов в области дизайна.

Ключевые слова: дизайн, творческие способности, творческое мышление, развитие творческих способностей, активизация творческого потенциала, 3D-технологии, аддитивные технологии, инновационные технологии, 3D-технологии, 3D-печать, 3D-ручка.

Annotation. In given article deals with the topical issue in formation and development of creative skills for students-designers in 3D-modeling process. The importance of incorporating and using innovative 3D technologies in the training for students-designers with purpose for the most harmonious formation and development of professional personality of a future specialist are revealed in the article. In this study, the problem of creating and implementing a process in creative activity improving for students-designers in 3D-modeling process is solved. Firstly, in given study an analysis of the available knowledge level, students skills and abilities in the field of the innovative technologies was conducted. Secondly, an experiment was conducted to identify the creative skills for students and the activation of creative thinking. Thirdly, the study of the obtained results was analysed. On the basis of the analysis, it was concluded that 3D technologies should be introduced into the educational process with purpose of the expanding knowledge outlook, development of students spatial thinking, and also creative potential imrpoving of future specialists in the design sphere.

Keywords: design, creative skills, creative thinking, creativity development, creative potential imrpoving, 3D technology, additive technology, innovative technology, 3D printing, 3D pen.

Введение. Социально-культурные и социально-экономические изменения в современном российском обществе обусловили необходимость качественного изучения проблем развития творческих способностей в профессиональной подготовке будущих специалистов на всех ступенях образования.

В современных условиях реформирования системы непрерывного профессионального образования, при ее демократизации и гуманизации особую значимость имеет явление совершенствования профессиональной подготовки студентов в области дизайна по направлениям подготовки «Дизайн интерьера», «Дизайн костюма», «Промышленный дизайн» и другим в высших учебных заведениях различного профиля.

Именно изменения, происходящие в настоящее время в общественной жизни, требуют развития качественно новых способов и методик образования, педагогических технологий, которые имеют своей целью индивидуальное развитие личности, творческого потенциала, выработку универсального умения ставить и решать задачи профессионального характера [12].

Изложение основного материала статьи. Для студентов, обучающихся по вышеперечисленным направлениям подготовки в области дизайна, особое значение имеет содержание творческой самоактуализации, а также раскрытие творческого потенциала. Основной педагогической задачей при этом становится поиск и успешное внедрение передовых инновационных технологий, которые могли бы позволять студентам-дизайнерам с наибольшей эффективностью создавать и реализовывать уникальные творческие проекты. Именно такие объекты арт-дизайна призваны гармонично сочетать в себе конструктивно-технологические, экономические и художественно-эстетические компоненты [2].

Именно развитие у обучающихся креативного творческого мышления должно стать приоритетной задачей современного образования. При этом, важно отметить, что такой подход должен быть связан с применением в образовательном процессе современных достижений науки и инновационных технологий [10].

С развитием и совершенствованием информационных технологий, развитием информатизации и автоматизации производственных процессов быстрыми темпами идет рост научно-технической информации. Конкурентоспособность в различных отраслях обусловила новые, более высокие требования к

профессиональной подготовке квалифицированных специалистов. Именно это условия находит свое отражение в содержании и процессе образовательной деятельности на всех уровнях.

Одной из таких областей информационных технологий, способствующей, по мнению авторов данного исследования, наиболее полному раскрытию творческого потенциала студентов-дизайнеров в условиях процесса образования, являются 3D-технологии, в частности технология быстрого прототипирования. С внедрением и применением устройств данной технологии стало возможным смоделировать полный цикл создания изделия, проследить его жизненный цикл от этапа проектирования до этапа изготовления. Технологии быстрого прототипирования позволяют увидеть будущую модель, а в некоторых случаях и реальную не только на экране монитора, но и в твердой копии. Кроме того, 3D-технологии позволяют развить творческие способности обучающихся, а также помогают обратить и концентрировать внимание студентов на учебном процессе, сделать процесс обучения более интересным и наглядным [5].

Появление первых устройств 3D-принтеров относится к началу 1980-х годов. В это время доктор Хидео Кодама в Японии разработал систему быстрого прототипирования с использованием фотополимеров. Принцип работы аппаратов был аналогичным, как и в современных 3D-принтерах - распечатанный объект создавался послойно в соответствии с моделью.

Настоящим прорывом в области объемного моделирования стало изобретение стереолитографии Чарльзом Халлом в 1984 году. Благодаря данной технологии появилась возможность производить на 3D-принтерах объекты по цифровым изображениям и моделям. В качестве материала также использовался фотополимер, жидкое вещество на основе акрила. Под воздействием лучей УФ-лазера материал моментально застывал и превращался в пластиковый объект, принимая необходимую форму. Это изобретение произвело переворот в среде разработчиков. Прототипные модели теперь могли создаваться с наименьшими издержками.

Важно отметить, что процесс послойного наращивания и синтез объекта с помощью компьютерных 3D технологий является инновационной аддитивной технологией. В данном случае аддитивность заключается в технологическом прогрессе, который способствует производству множества полезных вещей для жизни, здоровья и безопасности человека.

Динамически развивающиеся быстрыми темпами аддитивные технологии 3D-печати используются и в прогрессивных производствах. Из существующих видов аддитивных технологий в данном исследовании рассматривается вид FDM (Fused deposition modeling), в процессе которого изделие формируется послойно из полимерной нити термопластика путем горячей экструзии. Стоит отметить, что именно технология FDM является наиболее доступной в образовательной среде [9, 12].

Трехмерная печать является одной из самых перспективных инноваций, используемых в современных технологиях проектирования и мелкосерийном производстве.

Необходимо отметить, что инновационные технологии занимают особое место в дизайне, а также в индустрии моды и красоты. Именно поэтому, авторам данной статьи наиболее интересным представляются возможности применения 3D-технологий в сфере моды и дизайна, а именно в области создания индивидуальных мелкосерийных декоративных изделий. Самым распространенным в этих сферах является создание макетов изделий различной сложности. 3D технология в сравнении с ручным методом создания макетов-аналогов является более дешевым, быстрым и точным способом.

Основной задачей проводимого исследования является создание и реализация процесса активизации творческой активности студентов-дизайнеров в процессе 3D моделирования.

Для решения поставленной задачи, авторами был проведен образовательный эксперимент в институте пищевых технологий и дизайна (ИПТД - филиал ГБОУ ВО НГИЭУ), г. Нижний Новгород в рамках реализации учебной программы профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по профессии 072500.01 «Исполнитель художественно-оформительских работ».

Исследование ограничивалась временными рамками, октябрь 2019 года - февраль 2020 года, и проводилось в несколько этапов:

1. Сбор первичных данных, проведение анкетирования среди студентов (октябрь 2019 года);

2. Предпроектный анализ и разработка серии художественных эскизов экспериментальных моделей (декабрь 2019 года - январь 2020 года);

3. Проведение эксперимента по выявлению творческих способностей студентов - создание пробных образцов средствами 3D моделирования (февраль 2020 года);

4. Подведение итогов проведения эксперимента, анализ полученных результатов (февраль 2020 года).

В ходе работы над данным исследованием, авторами, на первом этапе, было проведено анкетирование

среди студентов-дизайнеров 2-4 курсов СПО специальности 54.02.01 Дизайн. Основная цель опроса состояла в выявлении знаний и навыков в области инновационных аддитивных технологий.

В анкетировании принимало участие 77 человек.

Из проведенного анализа результатов анкетирования можно сделать следующий вывод. 75% опрашиваемых (58 человек) знакомы с 3D-технологиями, а именно имеют представление, что такое 3D-принтер, 3D-ручка, в информационной сети Интернет обращали внимание на то, как пользоваться данными средствами 3D-графики. Однако, 25% опрашиваемых (19 человек) никогда не слышали о данных инновационных технологиях и не сталкивались с ними.

60% опрашиваемых (46 человек) не имели практический опыт работы с 3D-графикой, но при этом данное количество студентов знакомы с технологией в общих чертах. 15% студентов экспериментальной группы (12 человек) имели практический опыт работы с 3D-графикой, в основном, по их описаниям, с 3D-ручкой. Данный опыт приобретался в домашних условиях в виде различного прикладного творчества по типу хобби. Оставшиеся 25% участников опроса (19 человек) на момент проведения эксперимента не сталкивались с 3D-технологиями.

Учитывая довольно высокий процент отсутствия практического опыта работы средствами 3D-печати у студентов творческой специальности, можно сделать вывод о необходимости внедрения инновационных 3D-технологий в образовательный процесс студентов СПО с целью расширения кругозора знаний и практического опыта, а также более глубокого профессионального развития личности.

Второй этап исследования заключался в проведении предпроектного анализа по моделированию аксессуарных групп средствами 3D-моделирования. Данный этап включает в себя несколько подэтапов:

знакомство с технологиями и принципами 3D-печати, с материалами, с оценкой достоинств, недостатков 3D-печати, качества и стоимости готовых продуктов моделирования и печати.

Также во второй этап входит анализ аналогичной эксклюзивной продукции. Таким образом, созданию твердых образцов студентами экспериментальной группы предшествовал анализ существующего практического опыта применения 3D-технологий и разработка эскизов будущих моделей.

Как было отмечено выше, особый интерес для авторов статьи представляет дизайн в целом и дизайн костюма, в частности область создания индивидуальных мелкосерийных декоративных изделий. Этот вид аксессуарной группы представляется наиболее простым в реализации для студентов в рамках образовательного процесса, и недорогим в отношении расхода сырьевых материалов.

Проблема научно-технического прогресса и будущее моды в целом заключается не только в более передовых технологиях и материалах, но и в методах проектирования и производства обуви, аксессуаров и других предметов одежды. Именно в направлении моды и стиля велся предпроектный анализ в рамках проводимого исследования.

Особый интерес при анализе творческого источника представляют коллекции голландского дизайнера Iris van Herpen. В 2011 году Daniel Widrig и Iris van Herpen разработали коллекцию «Эскапизм», одежда из которой отличалась нежными, похожими на кораллы формами и была подходящей для ношения. Результатом ее сотрудничества с бельгийской компанией Materialise явился достаточно гибкий и прочный материал, подходящий и для 3D-печати. Этот материал TPU 92A-1 использовали для печати одежды, которую Iris van Herpen разработала совместно с австрийским архитектором Julia Koerner (рисунок 1).

Рисунок 1. Daniel Widrig и Iris van Herpen, коллекция «Эскапизм»

Позже Iris van Herpen представила полноценную коллекцию Весна/Лето 2016 из 9 3D предметов на Amsterdam International Fashion Week (Международной Неделе Моды в Амстердаме).

В 2018 году в Iris van Herpen вновь представила наряды, выполненные с применением разнообразных цифровых технологий. Весенне-летняя коллекция состояла из 21 платья, для производства которых использовалась лазерная резка, параметрический дизайн и 3D-печать. Для 3D-печати платья Foliage использовалась технология PolyJet (рисунок 2).

Рисунок 2. Платье Foliage (фрагмент коллекции Iris van Herpen 2018 года)

При анализе мирового опыта 3D-ne4ara в области моды и дизайна студентами экспериментальной группы были рассмотрены коллекции аксессуаров и предметов декора от Nervous System. Дизайнеры Nervous System являются одними из тех, кто положил начало становлению 3D-печати на путь массового производства. Nervous System - это тандем биолога и архитектора Джессики Розенкранц и математика

Джесси Луи-Розенберг, решивших в 2007 году объединить науку, искусство и технологии. Вдохновляясь природными явлениями, дизайнеры моделируют невероятные украшения - здесь и имитирующие клеточный цикл браслеты, и навеянные радиоляриями и ксилемами серьги, и кинематические ожерелья, и похожие на коралловые рифы лампы (рисунок 3).

Рисунок 3.Украшения Nervous System, созданные с помощью печати на 3D принтере

Именно проведенный анализ вышеперечисленных коллекций дизайнеров дал толчок к развитию творческого потенциала экспериментальной группы студентов, а также послужил основой для создания мини-коллекции аксессуарной группы для печати средствами 3D-графики.

В рамках исследования авторами были проведены ознакомительные, обзорные и практические лекции по использованию 3D-технологий. Авторы исследования ознакомили студентов с имеющейся на базе исследования 3D-техникой, материалами и технологиями объемной печати. В материальном фонде ИПТД имеется следующая 3D-техника:

1. 3D-принтер DDKUN Drucker Stampante (технология формирования - моделирование плавления; печатная нить - 1,75 мм PLA, ABS, TPU, углеродное волокно);

2. Ручка 3D Cactus CS-3D-PEN-A-BL (печатная нить - PLA ABS; LCD экран).

За основу разработки были взяты традиционные национальные образы художественных промыслов. Авторами был проанализирован творческий источник, и впоследствии разработана серия эскизов по созданию уникальных авторских изделий аксессуарной группы, а именно аксессуарных гарнитур - колье, серьги, броши.

Третий этап исследования заключался в самом моделировании твердых образцов. Особенной популярностью среди 3D-технологий является использование 3D-ручки. Это инструмент, легкий в использовании и доступный по стоимости, позволяет рисовать не на бумаге, а в пространстве. Доступность и простота в использовании обуславливается так же отсутствием программного обеспечения и дополнительного оборудования.

Именно ручкой 3D Cactus CS-3D-PEN-A-BL PLA ABS LCD реализовывался мини-проект моделирования аксессуарной группы.

На сегодняшний день различают два вида ручек: холодные и горячие.

Холодные 3D ручки - печатают быстрозатвердевающими смолами - фотополимерами. «Горячие» ручки используют различные полимерные сплавы в форме катушек с пластиковой нитью. Используемый материал может быть разным ABS или PLA.

В основной работе чаще используется ABS пластик. Он долговечен, устойчив к износу, хорошо подходит для склеивания пластиковых изделий. К его недостаткам причисляют склонность к незначительной усадке. Фигуры из PLA более качественны, что объясняется заниженной температурой плавления. Кроме того, данный состав изготавливается из натуральных компонентов, что делает его биоразлагаемым.

С помощью 3D-ручки можно создавать множество эксклюзивных и уникальных объектов и предметов декора. Особенно эффектно и футуристично выглядят аксессуары, созданные 3 D-ручкой. Они могут иметь любую форму и цвет.

В процессе работы над данным исследованием, группой студентов были созданы экспериментальные модели аксессуарной группы. Результаты проекта представлены на рисунках 6-9.

Рисунок 4. Колье и серьги Рисунок 5. Шейное ожерелье

Рисунок 6. Колье и серьги Рисунок 7. Колье и серьги

Аксессуарные модели были разработаны по средством рисования 3D-ручкой с использованием ABS пластика.

Конструктивно использовались два метода создания моделей. В одном комплекте создавались отдельные части, и далее собирались через аксессуарную фурнитуру. В другом комплекте - большое массивное колье создавалось одномоментно, непрерывно, со сменой цвета пластика.

По мнению авторов, данные аксессуары уникальны и имеют не только оригинальный дизайн, но и доступны в создании и реализации.

Четвертый этап исследования представляет собой обобщающий вывод о проделанной работе. Проанализировав полученные результаты исследования, можно сделать вывод, что сфера применения 3D-технологий безгранична. Главным и значительным преимуществом использования данной инновационной технологии является не только создание протитипа изделия, но и расширение кругозора знаний, развитие пространственного мышления, моторики рук, активизация творческого потенциала будущих специалистов в области дизайна, а так же значительное повышение интереса обучающихся к изучаемым темам и профессии в целом.

Кроме того, студентам был продемонстрирован полный цикл создания авторского изделия: от этапа разработки идеи, эскизов, до этапа воплощения детали в конечном материале, несущей в себе тактильные характеристики. Тем самым, реализуется непрерывность создания полного готового дизайн-проекта, что, несомненно, способствует активизации творческого потенциала и развития творческих способностей студентов-дизайнеров.

Выводы. В заключении необходимо отметить, что по мнению авторов, 3D-технологии должны стать необтъемлемой частью образовательного процесса творческих специальностей. Именно создание наглядных материалов и образцов с помощью 3D-печати может значительно повысить качество образовательного процесса на всех ступенях подготовки специалистов.

Литература:

1. 3D-печать в образовании / Т.В. Окладникова, Е.А. Литвинцева, А.П. Окладников, Л.В. Неведимова // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке»: в 17 частях. Тамбов, 2014. С. 108-109.

2. Грахов В.П., Кислякова Ю.Г., Симакова У.Ф. Формирование и развитие творческого потенциала личности студентов технических вузов // Записки горного института. 2015. Т.213. С. 110-115

3. Гриц М.А., Дегтярева В.А., Чеботарева Д.А. Возможности 3D-технологий в образовании // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015. Том 2. С. 925-927

4. Долинин Ф.И., Токарев А.С., Зулькарнаев В.У. Использование 3D-принтеров в высших ученых заведениях для образования и возможности заработка // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. Новостбирск: СибАК, 2014. №7 (32). С. 168-172.

5. Заседатель В.С. Образовательный потенциал технологий быстрого прототипирования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015)

6. Ковальчук Т.Н. Творчество как педагогическая категория // Высшее образование в России. 2004. №2. С. 103-105.

7. Крашенинников В.В., Лейбов А.М. Применение в преподавании графических дисциплин технологий быстрого протитипирования // Технолого-экономическое образование в XXI веке. Материалы II Международной научно-практической конференции. Т. 1. Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2005. С. 58-61.

8. Лейбов А.М., Каменев Р.В., Осокина О.М. Применение технологий 3D-прототипирования в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5. С. 93.

9. Липницкий Л.А., Пильгун Т.В. Аддитивные технологии и их перспективы ы образовательном процессе // Системный анализ и прикладная информатика. 2018. №3. С. 76-82.

10. Пигалева И.Р., Науменко В.А., Анисимова М.Г. Условия развития творческих способностей будущих специалистов в системе высшего профессионального образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №5-1. С. 83-86

11. Сайдаматов, Ф.Р. Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки / Ф.Р. Сайдаматов. - Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. - 2012. - № 8 (43). - С. 374-375.

12. Шестакова Е.А., Шайхутдинова Е.Ф., Янбаев Р.М., Янбаев Ф.М. Технологии селективного спекания для авиастроения. // Ползуновский альманах 2014 № 2 [Электронный ресурс] / - Электрон. Журн. - Режим доступа к журн.: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa2014_02 (дата обращения 03.05.2020)

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрантка Печенева Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ «ПЕРЕВЕРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ» МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНОЙ

ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье обсуждаются особенности организации «перевернутого обучения» в рамках предметной цифровой образовательной среды обучения математике. Преимущества от использования модели «перевернутое обучение»: экономия времени на уроке; возможность разноуровневого обучения; индивидуальный темп для каждого обучающегося при освоении теоретического материала; условия для использования на уроке совместной деятельности, проектного метода. Приведены примеры цифровых инструментов для создания интерактивных видеороликов, интерактивных уроков и заданий, а также примеры цифровых образовательных ресурсов и платформ.

Ключевые слова: смешанное обучение, «перевернутое обучение», цифровая образовательная среда, интерактивный рабочий лист, интерактивное задание.

Annotation. The article discusses the features of the "flipped learning" model within the framework of the subject digital educational environment for teaching mathematics. Advantages of using the "flipped learning" model: saving time in class; the possibility of different levels of learning; individual tempo for each student when mastering theoretical material; conditions for use in the lesson of joint activities, the project method. Examples of digital tools for creating interactive videos, interactive lessons and tasks, as well as examples of digital educational resources and platforms are given.

Keywords: blended learning, «flipped learning», digital educational environment, interactive worksheet, interactive task.

Введение. В рамках национального проекта «Образование» разработана Целевая модель цифровой образовательной среды [11]. В цифровой образовательной среде школы педагоги формируют свои предметные цифровые среды, подбирая необходимые ИКТ-инструменты для размещения учебного контента, организации общения и сотрудничества с обучающимися, проведения мониторинга и оценивания [4, 5]. Формированию предметной цифровой образовательной среды обучения математике посвящены публикации [2, 6, 10, 13, 14]. Одной из целей создания предметной цифровой образовательной среды обучения математике является организация смешанного обучения.

Среди различных моделей смешанного обучения одной из наиболее простых в плане реализации является «перевернутое обучение». Модель «перевернутое обучение» включает в себя работу дома в онлайн-среде для изучения нового или закрепления изучаемого материала, а на уроках происходит уже отработка и актуализация полученных знаний в интерактивных форматах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы публикаций по «перевернутому обучению» подчеркивают, что при реализации такой модели необходимо, прежде всего, решить проблему обеспечения обучающихся качественным цифровым образовательным контентом и проблему организации учебной деятельности в классе.

Сегодня сеть Интернет предлагает любому учителю, в т.ч. и учителю математики, достаточно большое количество готовых цифровых образовательных ресурсов и сервисов. Задача их грамотного использования в рамках модели «перевернутого обучения» математике является актуальной педагогической задачей.

Изложение основного материала статьи. За последние 10-15 лет в системе общего и высшего образования значительное распространение получило смешанное обучение, подразумевающее совмещение традиционной классно-урочной системы с онлайн-обучением. Одной из первых изданных книг по этой теме в России является книга «Шаг школы в смешанное обучение» [1], где авторы рассматривают различные модели такого обучения, отмечая преимущества и особенности использования, необходимые управленческие аспекты. Например, в книге описан кейс учителя химии гимназии № 9 г. Воронежа Пономаревой Е.А. Автором разработан сайт для преподавания органической химии в 10 классе по модели «перевернутого обучения» (https://sites.google.com/site/chemistryflipped). Автор объясняет необходимость внедрения технологии «перевернутое обучение» сокращением часов на химию в непрофильных классах. «Перевернутому обучению» на уроках информатики посвящена статья [8], на уроках - физики [7], на уроках технологии - [9].

Проведем анализ цифровых инструментов, которые могут быть использованы для реализации «перевернутого обучения» в рамках предметной цифровой образовательной среды обучения математике. Для реализации модели учителю необходимы цифровые образовательные ресурсы, ИКТ-инструменты для публикации контента и подготовки различных заданий, для оценивания и рефлексии, организации сотрудничества и взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.