Научная статья на тему 'Аддитивные технологии в профессиональной подготовке дизайнеров'

Аддитивные технологии в профессиональной подготовке дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / 3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ / 3D-ПЕЧАТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ADDITIVE TECHNOLOGIES / 3D MODELING / 3D PRINTING / DESIGN / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хижняк Елизавета Андреевна, Пилюгин Роман Васильевич

В статье рассматривается роль современных 3D-технологий, том числе 3D-печати в формировании профессиональных компетенций у дизайнеров среды; актуализируется и прослеживается междисциплинарная связь, нацеленная на освоение инновационных технологий в дизайн-образовании и внедрение в практику дизайнера 3D-печати на основе компьютерного моделирования объектов дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIVE TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF DESIGNERS

The article discusses the role of modern 3D technologies, including 3D printing in the formation of professional competencies among environmental designers; interdisciplinary communication is being actualized and traced, aimed at mastering innovative technologies in design education and introducing into practice the designer of 3D printing based on computer modeling of design objects.

Текст научной работы на тему «Аддитивные технологии в профессиональной подготовке дизайнеров»

мысль, что не только дисциплины экономического цикла, которые реализовывались с применением действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий, способствовали творческому саморазвитию студентов, но и взгляд на остальные дисциплины поменялся в положительную сторону. В совокупности овладение и использование знаний на других дисциплинах дают толчок к творческому саморазвитию студентов. Анализ теоретической литературы показывает, что новые знания студентов являются составной частью творческого саморазвития студентов [2, 8, 111.

После анализа результатов опроса в ознакомительной группе, мы взяли ответственность предположить, что включенные интерактивные педагогические технологии способствуют творческому саморазвитию студентов. Мы считаем, что результаты ознакомительной группы могут послужить ориентиром для контрольного этапа контрольной и экспериментальной групп студентов при изучении экономических дисциплин.

Опираясь на результаты проведённых исследований можно сказать, что наше предположение: высокий результат студентов ознакомительной группы компонентов творческого саморазвития обеспечен наличием действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий в изучении экономических дисциплин оказалось верным. Использование интерактивных - действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий - способствует творческому саморазвитию студентов, так как итоговый средний показатель констатирующего этапа экспериментальной группы равен 4,15 из 5 возможных, он максимально приблизился к показателю 4,2 ознакомительной группы. Уровень итоговых средних показателей контрольной группы констатирующего и контрольного этапа экспериментов практически не изменился.

Выводы. Таким образом, подтверждена гипотеза исследования: творческое саморазвитие студентов при изучении дисциплин экономического цикла повысилось, так как обучение было реализовано с применением действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий.

Литература:

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. - Изд-во Казанского ун-та, 1988. - C. 238.

2. Андреев В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости // Казань: Центр инновационных технологий. - 2015. - Т. 288.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - Педагогика, 1989. - С. 190.

4. Власова Е.А. История становления проблемы процесса саморазвития // М.: Фолио. - 2007. - С. 18.

5. Голованова И.И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. - Казань:Казан. ун-т, 2014. - 288 с.

6. Baudson T.G. „Ich hab gleich Krea."Kreative Schule I: So könnte Kreativität als Fach in die Schulen kommen // jetzt neu: Wie wir eine kreative (re) Gesellschaft werden. - 2010. - С. 190-199.

7. Konstruktive Selbstentwicklung und Organisationsentwicklung. Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Wirtschafts-und Sozialwissenschaftlichen Fakultät der Eberhard Karls Universität Tübingen. Tübingen, - 2017

8. Lehrbuch für Lernen und Lehren mit Technologien: 2. Auflage (2013) Martin Ebner epubli, 2013 - 592 s.

9. Palmer C. Berufsbezogene Kreativitätsdiagnostik: Entwicklung und Validierung eines Verfahrens zur Erfassung der personalen Voraussetzungen von Innovationen. - 2015.

10. Selbst-Entwicklung: 9 Stufen zunehmenden Erfassens Susanne R. Cook-Greuter, Ed. D. Kodirektorin des Zentrums für Psychologie am Integral Institute Freie Wissenschaftlerin und Konsultant 2008.

11. Was ist Persönlichkeitsentwicklung? Von: Ralf Senftleben, Ralf Senftleben Zeit zu leben GmbH • 12 Kommentare Neu: Kompass-Challenge 2018.

12. www.malschule-friedenau.de/unterricht-mit-kindern/f%C3%B6rderung-durch-kreativit%C3%A4t (дата обращения 25.11.2017)

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук Хижняк Елизавета Андреевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Пилюгин Роман Васильевич

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В статье рассматривается роль современных 3D-технологий, том числе 3D-печати в формировании профессиональных компетенций у дизайнеров среды; актуализируется и прослеживается междисциплинарная связь, нацеленная на освоение инновационных технологий в дизайн-образовании и внедрение в практику дизайнера 3D-печати на основе компьютерного моделирования объектов дизайна.

Ключевые слова: аддитивные технологии, 3D-моделирование, 3D-печать, проектирование, междисциплинарные связи, компетенции.

Annotation. The article discusses the role of modern 3D technologies, including 3D printing in the formation of professional competencies among environmental designers; interdisciplinary communication is being actualized and traced, aimed at mastering innovative technologies in design education and introducing into practice the designer of 3D printing based on computer modeling of design objects.

Keywords: additive technologies, 3D modeling, 3D printing, design, interdisciplinary communication, competence.

Введение. В современном образовательном процессе при неотъемлемом использовании цифровых технологий трехмерная печать перестает быть чем-то экзотическим и сложно реализуемым. Аддитивные технологии активно внедряются в высших образовательных учреждениях, связанных не только с профессиональной подготовкой инженеров в области промышленного производства, но и подготовкой

дизайнеров, где они задействованы в проектно-исследовательской деятельности и реализации профессиональных задач многих профилирующих дисциплин. Данные технологии начинает широко распространяться в российских общеобразовательных школах, что является показателем самого передового педагогического процесса.

В связи со Стратегией инновационного развития общества на период до 2020 года в сфере образования поставлена задача создания условий для формирования компетенций инновационной деятельности, включающей в себя развитие способностей к постоянному совершенствованию, профессиональной мобильности, стремлению к новому [1]. Разработан в связи с этим комплексный план по развитию и широкому внедрению в стране аддитивных технологий до 2025 г. Важной частью этого плана является создание технологий по изготовлению деталей с применением бионического дизайна.

Изложение основного материала статьи. Деятельность дизайнера в современном обществе несмотря на множество разновидностей направлений, специфически отличающихся друг от друга, имеет общие черты и тенденции своего развития. Благодаря новым передовым технологиям дизайн в современном обществе стал быстро развивающейся востребованной областью деятельности. Практически все проекты профессионал-дизайнер создает в специальных компьютерных графических программах. Компьютерное 3D-моделирование как инновационный метод проектирования дает возможность реализовывать самые смелые архитектурные и дизайн проекты, формообразование которых может строиться на основе не только простых геометрических форм, но и конструктивной системы бионических форм и оболочек любой кривизны поверхности. Компьютерная программа при этом способна быстро и легко рассчитать любую задуманную форму и свойства её структуры, что облегчает выполнение профессиональных проектных задач.

3D-моделирование является обязательным этапом в аддитивных технологиях — методе изготовления изделия путем послойного его наращивания с помощью специальных расходных материалов (жидких, листовых, порошковых и других). Основными устройствами для использования аддитивных технологий являются 3D-принтеры. Основой для выращивания изделия является 3D-моделирование.

В связи с тем, что проблеме аддитивных технологий в образовательном процессе в последнее время уделяется все больше внимания, стали появляться научные статьи, авторы которых делятся собственным опытом внедрения трехмерной печати в подготовке специалистов тех или иных областей деятельности. Так, В.В. Зеленцов и Г.А. Щеглов изложили результаты своего опыта интеграции аддитивных технологий в подготовке инженеров, убедительно обосновав выбор учебной дисциплины, где можно успешно внедрить технологии трехмерной печати [2]. Обучению инженеров 3D-печати посвятили свои труды также Н.В. Федорова, Н.С. Артемов; О.А. Филиппова; Н.В. Трухина и Б.В. Гарилюк. Изданы учебные пособия по аддитивным технологиям в машиностроении (М.А. Зленко, А.А. Попович, И.Н. Мутылина), для студентов других технических вузов (В.С. Антонова, И.И. Осовская; В.А. Валетов; М.А. Зленко, М.В. Нагайцев, В.М. Довбыш; С.В. Каменев, К.С. Романенко; А.И. Рудской, А.А. Попович, А.В. Григорьев, Д.Е. Каледина; др.). И.В. Шишковский в своей книге представляет методики «послойного синтеза и формирования объемных изделий концентрированными потоками энергии», также использование прототипирования в разных областях деятельности, в том числе дизайне и ювелирном искусстве [3].

Отдельным проблемам применения трехмерной печати в художественном образовании, а также в обучении дизайнеров посвящены научные статьи таких авторов, как И.В. Бугаев; Ю.А. Устименко и М.А. Сухнёв; М.А. Гриц, А.В. Дегтярева и Д.А. Чеботарева.

Остается, однако не исследованной проблема междисциплинарных связей при внедрении аддитивных технологий в образовательный процесс при подготовке дизайнеров, а также не раскрыто в полной мере влияние данных технологий на формирование их профессиональных компетенций. В связи с этим рассмотрим данную проблему на примере подготовки дизайнеров среды.

Основная образовательная программа по подготовке бакалавров дизайнеров носит в основном практико-ориентированный характер. Учебные рабочие программы базовых дисциплин в связи с этим нацелены на формирование у учащихся практических навыков и умений, связанных со способностью успешно решать такие важные задачи, относящиеся к проектной деятельности, как владение «технологиями изготовления объектов дизайна и макетирования», «современными информационными технологиями для создания графических образов, проектной документации, компьютерного моделирования», «выполнение инженерного конструирования» [4]. Поставленные задачи в процессе подготовки дизайнеров на современном этапе не могут быть успешно решены без освоения компьютерных технологий, без постижения основ автоматизированной системы проектирования (САПР).

Постоянные изменения стандартов в высшем образовании предполагают для формирования профессиональных компетенций и новые подходы к обучению, связанные с внедрением в образовательный процесс инновационных технологий и методов обучения. Изучение компьютерных технологий в той мере, которое необходимо выпускнику дизайнеру для успешной работы в современном обществе возможно при условии продолжения их освоения в рамках всех профилирующих и специальных дисциплин. Только в этом случае у учащихся могут быть сформированы в полной мере следующие профессиональные компетенции (ПК): «способность конструировать предметы, ..., комплексы, сооружения, объекты»; «способность применять современные технологии, требуемые при реализации дизайн-проекта на практике»; «способность выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале» [4].

С целью развития у дизайнеров среды профессиональных компетенций представляют наибольший интерес богатые возможности использования 3D-печати для архитектурного макетирования, а именно: выращивание макетов зданий с подробной проработкой их отдельных элементов, инженерных коммуникаций, инфраструктурных объектов, также создание интерьеров и отдельных элементов их наполнения. Макет, применяемый архитекторами еще в Древнем Египте, Ассирии и Древней Греции, всегда являлся дополняющей частью выражения творческой задумки автора, дающий более развернутое зрительное восприятие композиционного замысла проектируемого изделия. Зодчие изготавливали прежде всего макеты, а затем чертежи задумываемых объектов. Макет дает сведения о пространственной структуре, размерах, пропорциях, топологии поверхностей, их цветофактурном решении и других особенностях изделия. Макетирование таким образом исторически являлось наглядным представлением архитектурного проекта.

Ручные способы изготовления макетов в дизайн образовании — неотъемлемая часть профессиональной подготовки, базовая ее составляющая. Макетированию дизайнеров обучают с первых занятий и на протяжении практически всех лет обучения. Однако из-за широкого использования в образовании

инновационных компьютерных технологий в последние годы наблюдается общая тенденция во многих вузах, связанная с ослаблением жестких требований к итоговому макету ручного изготовления, а порой и его обязательного представления на защите дизайн-проекта. Современные возможности 3D-графики способны создавать осязаемую объемную визуализацию интерьеров, архитектурных и иных объектов, а также визуализацию интерактивную, демонстрирующую проект в динамике и с разных сторон.

Альтернативой традиционному методу макетирования является использование аддитивных технологий, позволяющих за более короткое время создать высококачественную объемную модель дизайн-проекта, к примеру, территориального комплекса, в который входят разного рода сооружения от зданий до малых архитектурных форм. Дизайнеры среды все чаще обращаются к объемной печати архитектурных сооружений и зданий различного назначения. Но особенно широко востребовано ими изготовление мелких предметов для экстерьеров и интерьеров — комплектов мебели, оборудования, элементов декора и пр., на которые затрачивается традиционным способом масса времени кропотливого труда. При помощи специального программного обеспечения достаточно быстро создается 3D-модель с целью последующей ее объемной печати на 3D-принтере.

Владение навыками трехмерной печати дает возможность выпускнику активно применять эти знания и умения в своей дальнейшей профессиональной деятельности в современном рыночном обществе.

Четко продуманная система внедрения в программу 3D-печати не только одного курса, но и комплекса дисциплин, таких как «Проектирование в дизайне среды», «Дизайн-проектирование малых форм», «Типология архитектурных форм», «Конструирование и моделирование», «Экодизайн», «Инженерно-технологические основы в дизайне среды» и др., где практикуется компьютерное моделирование и актуально наглядное представление изделия или объекта дизайна в виде макетирования, позволяет постепенно освоить весь поэтапный цикл: от автоматизированного проектирования, моделирования и прототипирования до трехмерной печати рабочего макета. Так, при проектировании дизайна малых форм учащиеся в компьютерной программе строят 3D-модель открытой беседки для зоны отдыха летнего парка, которая в последствии переводится в 3D-печать. По производственной практике одним из заданий является реконструкция архитектурного объекта. Его компьютерная модель также печатается на 3D принтере. При проектировании интерьеров жилых и общественных зданий на занятиях по дисциплине «Экодизайн» студенты моделируют в компьютерных программах не только интерьер, но и отдельные образцы мебели, предметы и элементы декоративно-прикладного искусства, которые могут быть выведены на трехмерную печать. Изучая исторические архитектурные формы, разнообразные формы современных многоэтажных объектов по дисциплине «Типология архитектурных форм», будущие дизайнеры создают эскизный проект здания определенного функционального назначения на основе геометрических или бионических форм разной степени сложности. Модель объекта затем подготавливается для дальнейшей печати на 3D-принтере с помощью 3D-слайсера, нарезающего объект на множество горизонтальные слоев, преобразуя таким образом модель для печати.

При изготовлении макета или модели на 3D-принтере важным этапом является прототипирование — промежуточный этап на пути к созданию итогового изделия. Объемная печать прототипа, к примеру, образца мебели для интерьера, арт-объекта или самого интерьера позволяет наглядно увидеть ошибки, недостатки проекта, при необходимости внести поправки. Прототипирование — это предметно-практическая деятельность, в результате которой понимание и воплощение переходят в навык, через него развивается опыт моделирования задуманных предметных образов, отрабатывается пространственное мышление и пространственное представление.

Комплексный подход в изучении аддитивных технологий, учитывающий междисциплинарные связи на всем протяжении обучения дизайнера, способствует развитию у них также таких профессиональных компетенций, как конструирование изделия с учетом технологий изготовления - выполнение технических чертежей, разработка технической карты исполнения дизайн проекта. За счет того, что сокращается время на реализацию дизайн-проекта и изготовление его макета благодаря применению объемной печати, раскрываются способности обучающихся к самосовершенствованию в получении новых знаний и умений в сфере дизайна.

В учебных учреждениях аддитивные технологии в недавнем прошлом из-за несовершенства качества печати первых моделей рассматривались как нечто утилитарное. В связи с быстрым развитием рынка оборудования для 3D-печати к настоящему времени значительно улучшилось ее качество и разрешение, разновидность технологий выращивания модели и ценовая доступность, что позволяет ее активно использовать в подготовке дизайнеров.

Традиционная последовательность создания модели описывается следующим алгоритмом:

— изделие создается в специализированном программной среде 3D-моделирования (AutoCAD, Rhinoceros, 3dsMax, ArtCAM, SolidWorks и другие программные продукты);

— производится виртуальная симуляция печати изделия с учетом ребер жесткости и поддержек;

— специальной утилитой (программой) генерируется G-код, понятный для принтера язык послойной печати модели;

— после настройки принтера, заправки материала печати, точного позиционирования, разогрева стола, производится печать — послойное выращивание модели.

Следует отметить, что наряду с компьютерным 3D-моделированием трехмерную модель объекта можно выполнить также, используя разные технологии 3D-сканирования. Однако несмотря на более ускоренный таким образом процесс создания изделия, печать при этом методе выполняется с образца, что не способствует формированию профессиональных компетенций у учащихся, связанных со способностью конструировать объекты и предметы дизайна. Процесс создания модели в этом случае превращается в обычное копирование, при котором корректировка или изменение модели исключается, не развивается и творческое мышление.

Несомненными достоинствами аддитивных технологий является то, что значительно сокращаются сроки решения проектных задач на всех этапах дизайн-проектирования, а также наглядного представления продукта дизайна. Образовательный процесс при этом становится более интересным и креативным.

Применяя 3D-печать в образовании, учитывают, как правило, не только стоимость оборудования, но и технологию выращивания изделия, его качества, вспомогательное оборудование, расходные материалы.

Классическая схема устройства 3D-принтера работает по технологии FDM (послойное выращивание, наплавление модели), при которой создается форма любой конфигурации со сложными контурами и рельефной поверхностью, разной шероховатостью и фактурой. Производится наплавление полимера через экструзивную головку принтера на поверхность разогретого стола рабочего поля. После завершения слоя печати, головка смещается вверх на заданное разрешением печати расстояние и печатает, наплавляет новый слой. И так циклично повторяется до полного завершения печати — выращивания. Полимеру по ходу печати необходимо успевать остывать, чтобы не терять форму, не оседать. Консольные, навесные элементы изделия требуют дополнительной доработки модели, так называемые «поддержки». Это дополнительные ребра жесткости, опорные элементы, которые не дают консольным элементам изделия проседать пока полимер не застыл и не приобрел необходимую конечную жесткость, заданную его свойствами. Ребра поддержки задаются специальной утилитой в среде моделирования или программой печати - выращивания изделия. Затем эти элементы вручную удаляются. Также дополнительной утилитой задаются плотность ребер жесткости (заполняемость) внутри модели, что способствует легкости, конструктивной прочности модели, экономии материала без потери конструктивно-эксплуатационных свойств модели.

Для принтера в зависимости от эксплуатационных свойств изделия применяются различные материалы: пластики, резина, полимеры, металлы и многие другие. 3D-принтеры обладают как монохромной, так и цветной печатью.

Рынок аддитивных технологий делят на две основных сферы:

1) 3D-принтеры начального уровня, включающие программное обеспечение и расходные материалы, предназначенные для сферы образования и 3D-визуализации творческих идей.

2) Более надежные, сложные, точные и дорогостоящие 3D-принтеры, использующиеся в прогрессивных производствах для расширенного воспроизводства и требующие для обслуживания высококвалифицированных специалистов по аддитивным технологиям.

Технологий выращивания насчитывается более десятка видов, различные модификации продолжают развиваться и технологически совершенствоваться. Наиболее распространенные виды аддитивных технологий, оптимальные для использования в образовательных учреждениях и, в частности, в подготовке дизайнеров следующие.

SLA (Stereolithography) — стереолитографическая лазерная печать с высокой детализацией, одна их первой аддитивных технологий. Фотополимер с добавленным в него реагентом-отвердителем наносится на модель послойно. Под воздействием лазера происходит затвердевание облучаемой области. Фотополимер имеет свойства полупрозрачного состава, легко обрабатывается, склеивается и окрашивается.

SLS (Selective laser sintering) — технология рассчитана на работу с порошковыми полимерами и металлами. Наносимый состав спекается под воздействием лазера. Изделия получаются с высоко прочностными эксплуатационными свойствами.

HRM — это послойное выращивание модели с помощью термопластика и вспомогательных растворимых материалов. Используется данная технология для создания конструктивно сложных многоуровневых моделей с множеством полостей и функциональных отверстий. Изделия получаются прочные к механическим и химическим воздействиям.

CJP (ColorJet printing) — 3D-полноцветная печать с принципом склеивания порошка, состоящего из гипса.

В обучении студентов-дизайнеров при разработке моделей целесообразно использовать экструзивные 3D-принтеры, печатающие пластиковой проволокой, с различными эксплуатационными характеристиками в зависимости от поставленной задачи. Печатание пластиковой проволокой — одна из недорогих и вполне качественных технологий выращивания, связанной с расходными материалами, их ценой.

Для студентов творческих специальностей — дизайнеров, архитекторов, художников декоративного искусства в настоящее время есть большие возможности применения полноцветной печати.

Аддитивные технологии вместе с объёмным моделированием в компьютерных программах развивают конструктивное мышление у будущих дизайнеров и формируют важные профессиональные компетенции, связанные с применением современных технологий в дизайн проектировании. При этом реализуются требования к качеству макета, степени проработки, деталировки фактуры, цвету изделия наряду со скоростью его исполнения.

Выводы. Таким образом, аддитивные технологии, обладающие возможностями создания с помощью различных видов 3D-печати моделей и изделий из разных материалов для реализации потребностей в наглядной объемной визуализации проектов, становятся одним из важных способов в решении проектных задач, связанных с ускорением изготовления макетов и изделий, их лучшим качеством, а также большей точностью деталей.

Использование в специальных графических компьютерных программах 3D-моделирования будущего дизайн-объекта с целью его дальнейшего изготовления на 3D-принтере позволяет дизайнерам формировать профессиональные компетенции, связанные с совершенствованием навыков работы в 3D-технологиях и развивать их креативное мышление. Формирование основных профессиональных компетенций при подготовке дизайнеров реализуется в освоении смежных профилирующих дисциплин при освоении таких инновационных областей деятельности, как 3D-проектирование, 3D-моделирование и 3D-печать, которые позволяют дизайнеру проявить свободу в моделировании и конструировании объемной формы изделия и дают большие возможности быстро изготовить качественную и прочную дизайнерскую модель конструктивно сложных малых и бионических форм, разнообразных структур и изделий.

Задействование 3D-принтера в подготовке современного специалиста — это не только престиж учебного заведения, но и необходимость, продиктованная современными технологиями развития проектирования и производства в отраслях художественной промышленности и индустрии, что влечет за собой соответствующие требования подготовки будущего профессионала дизайнера-проектировщика.

Литература:

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). [Электронный ресурс], — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (дата обращения 18.02.2019)

2. Зеленцов В.В., Щеглов Г.А. Опыт интеграции CAD-технологий и 3d-печати в учебном плане подготовки инженеров. Открытое образование. 2016; (5): 27-34. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-27-34

3. Шишковский И.В. Основы аддитивных технологий высокого разрешения / И.В. Шишковский. - СПб.: Питер, 2016. — 400 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (Уровень бакалавриата) [Текст]: (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. N 1004 [Электронный ресурс] — URL: http://fgosvo.ru/news/9/1911 (дата обращения: 18.02.2019)

Педагогика

УДК: 371.134:376:378

кандидат педагогических наук, доцент Хитрова Анна Викторовна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГУМАНИТАРНЫХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье проанализированы подходы к раскрытию сущности и содержания понятия «академическая мобильность» в контексте реализации проектной деятельности обучающихся гуманитарных специальностей. Выявлена закономерная связь между академической мобильностью и эффективным взаимодействием в рамках работы над проектами гуманитарной направленности.

Ключевые слова: академическая мобильность, проектная деятельность, обучающиеся высшей школы, гуманитарные направления подготовки.

Annotation. The article analyzes the approaches to the disclosure of the essence and content of the concept of «academic mobility» in the context of the implementation of the project activities of students of humanitarian specialties. The logical link between academic mobility and effective interaction in the framework of work on humanitarian projects has been revealed.

Keywords: academic mobility, project activities, students of higher education, humanitarian areas of training.

Введение. В условиях внедрения ФГОС 3++ проектная деятельность обучающихся занимает важное место в профессиональной подготовке будущих специалистов. Причем, особой значимости данный вопрос приобретает для гуманитарных направлений подготовки. Проекты для гуманитариев - это область знаний, которая требует детального рассмотрения и изучения. Анализ научных работ по проблематике организации проектной деятельности показал, что все они преимущественно ориентированы на будущих экономистов, менеджеров, а также представителей технических специальностей. Данный аспект не соответствует основным требованиям, представленным в нормативных документах - ФГОС ВО, профессиональных стандартах. Именно с этой проблемой мы столкнулись в рамках реализации учебных проектов для будущих филологов, историков и социальных педагогов. В этой связи, академическая мобильность выступает эффективным способом установления положительных связей взаимодействия между гуманитарными вузами с целью выявления общих закономерностей и тенденций организации проектной деятельности. В дальнейшем, подобные действия позволят обобщить полезный практический опыт в построении унифицированной модели проектной деятельности обучающихся гуманитарных специальностей.

Изложение основного материала статьи. Академическая мобильность как современный механизм развития и раскрытия человеческого потенциала может рассматриваться в разных аспектах, тем самым, предполагая различное содержательное наполнение. Официальной трактовкой данной категории признана редакция, изложенная в рамках Болонской конвенции, согласно которой, это «ключевой принцип формирования Европейского пространства высшего образования и Европейского исследовательского пространства, предусматривающий многообразные возможности для свободного перемещения европейских студентов, преподавателей и исследователей в этих пространствах в целях аккумулирования на личностном уровне академического и общекультурного потенциала развития национальных систем высшего образования и увеличения их вклада в социально-экономическое развитие своих стран» [1].

Нам представляется интересным, изучить факт толкования академической мобильности в экономическом, правовом, социальном и образовательном аспектах с целью выявления характеристик данного процесса и его влияния на эффективность организации проектной деятельности обучающихся гуманитарных специальностей. Результаты сравнительного анализа подходов к раскрытию сущности и содержания понятия «академическая мобильность» в зарубежной (европейской) практике представлены в таблице 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.