Научная статья на тему 'Применение современных инновационных технологий в процессе изготовления архитектурного макета'

Применение современных инновационных технологий в процессе изготовления архитектурного макета Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1606
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А Н. Кожуховский

Рассмотрен вопрос современного выполнения архитектурного и ландшафтного макета на высоком художественном уровне с применением новейших инновационных технологий и материалов, а также необходимость включения в профессиональную подготовку художников-дизайнеров изучение современных инновационных технологий и новейших технических достижений в области изготовления макета на качественно новом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of modern innovative technologies in the process of architectural model making

The article discusses the implementation of modern architectural and landscape layout on a high artistic level with the latest innovative technologies and materials, as well as the need for the training of artists and designers study of modern innovative technology and the latest technological advances in the field of manufacturing layout to a qualitatively new level.

Текст научной работы на тему «Применение современных инновационных технологий в процессе изготовления архитектурного макета»

Исследование процессов построения комплексного объекта программы визуальной коммуникации позволит выявить сильные и слабые стороны разрабатываемой системы. Принципы системообразования (типологизации) и комплексообразо-вания (классификации) более детально раскроют идею системности (целостности).

Литература

1. Сидоренко В.Ф. Методика художественного конструирования. Дизайн программа: методические материалы / В.Ф. Сидоренко, Л.А. Кузьмичев, А.Л. Дижур и др. - М. : Изд-во ВНИИТЭ, 1987. - 172 с.

2. Сидоренко В.Ф. Средства дизайн-программирования: методические материалы / В.Ф. Сидоренко, Л.А. Кузьмичев, Д.Н. Щелкунов и др. - М. : Изд-во ВНИИТЭ, 1987. - 84 с.

3. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре / В.А. Фаворский. - М. : Изд-во "Книга", 1986. - 322 с.

4. Счетчиков И.Е. Эволюция фирменного стиля в проектной культуре XX века: Рукопись дис. канд. техн. наук / И.Е. Счетчиков. - М., 2005. - 315 с.

5. Чернатони Л. Как создать мощный бренд : пер. с англ. / Лесли де Чернатони, Малькольм МакДональд; под ред. Б.Л. Ерёмина; предисловие Б.Л. Ерёмина. - М. : Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 559 с.

Габрieлян Т.О. Система вiзуальноí вдентифжацп бренду

Описано принципи та елементи системи, на основi яко! в подальшому проектуються програми вiзуальноl щентифшацн. Видшено системоутворювальш i структуроутворю-вальш категори. Визначено дев'ять базових структурних одиниць. Описано принцип мо-дульно! побудови системи i визначено найменшу структурну одиницю - модуль. Про-шюстровано принцип деталiзацil модуля на основi типолопчного сценарного моделюван-ня. Розглянуто систему як базу даних, яка мiстигь шформащю про графiчну мову бренду.

Ключовi слова: бренд, вiзуальна iдентифiкацiя, графiчний дизайн, структура, система, модуль.

Gabriyelyan Т.О. The system of visual brand identity

This article describes the principles and elements of the system, on which visual identification programs can be designed. System organizing and structure organizing categories are allocated. Nine basic structural units are defined. Describes system's modular construction principle and determines the module as a smallest structural unit. Module detailing principle based on typological scenario modeling illustrates. System as a database that contains information about the graphic language of the brand considered.

Keywords: brand, visual identity, graphic design, structure, system, module.

УДК 7.01 Аспир. А.Н. Кожуховский1 -

Российский ГУ туризма и сервиса, г. Москва

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО МАКЕТА

Рассмотрен вопрос современного выполнения архитектурного и ландшафтного макета на высоком художественном уровне с применением новейших инновационных технологий и материалов, а также необходимость включения в профессиональную подготовку художников-дизайнеров изучение современных инновационных технологий и новейших технических достижений в области изготовления макета на качественно новом уровне.

Решение исследовать данную тему вызвано тем, что в наше время производство макетов переживает большие перемены, потребность в профессионально вы-

1 Науч. руководитель: проф. О.Б. Мышляева, канд. философ. наук

полненных архитектурных макетах у заказчиков, проектировщиков и дизайнеров квартир, домов, коттеджей, архитектурных комплексов и ландшафтных территорий, музеев, выставок и презентаций резко увеличилась. В связи с этим, спрос на высокоточные и качественно изготовленные макеты постоянно растет и особенно остро встает проблема обучения будущих художников-дизайнеров современным методам выполнения архитектурного макета. Решение изучить эту тему обусловлено также тем, что этот вопрос является мало изученным и по нему издано недостаточное количество специальной литературы для дизайнеров по художественному проектированию и макетированию. В связи с появлением новых задач, которые должны быть решены в современном макете, возникла необходимость пересмотреть технологию изготовления и последовательность работы над выполнением макета.

В настоящее время в процесс творческой деятельности художника-дизайнера и художника-макетчика все больше внедряются самые передовые и современные достижения научно-технического прогресса и новейшие инновационные технологии.

Постоянно возрастающая сложность и многоплановость задач, решаемых в практике современного архитектурного проектирования и макетирования, изменение социально-экономических условий работы архитектора, дизайнера и макетчика требуют дальнейшего совершенствования макетного дела, широкого применения прогрессивных методов, приемов и технических средств в архитектурном творчестве и макетировании. С каждым годом расширяется объем внедрения передовых и инновационных технологий в архитектурное макетирование. Сегодня новые технологии - привычный инструмент в учебных, научно-исследовательских и проектных институтах. Компьютеры используются на всех этапах создания объектов и макетов архитектуры: разработки, проектирования, возведения и эксплуатации. В связи с этим, все более актуальной становится задача эффективного использования такого инструмента интенсификации макетной деятельности, которым являются достижения и новые разработки в области инновационных технологий.

Ярким примером использования передовых технологий в архитектурном макетировании является технология трехмерной печати или печать 3Б. Эта технология становится настоящим прорывом в области архитектурного макетирования. Над созданием макетов классическими способами должны работать несколько мастеров, это занимало невероятно много времени и, помимо того, созданный макет нередко содержал множество погрешностей. Создание макетов путем использования инновационных 3Б-технологий позволяет уменьшить трудовитраты, учесть вероятные ошибки в процессе проектирования, как можно более быстро и точно воплотить идеи в жизнь, а следовательно, и уменьшить стоимость макета.

Но при этом не нужно воспринимать 3Б-технологию как полную альтернативу обычным вариантам создания архитектурных макетов. Архитектурный макет - это комплексное решение, учитывающее не только основную задачу, но и окружающий контекст. Также изготовление макетов требует не только лишь точности воспроизведения архитектурных замыслов, но и творчества в выражении этой идеи. В связи с этим нередко, произведенные при помощи трехмерной печати макеты, выступают в виде экспериментальной базы для специалистов по макетированию.

Совокупность трехмерных технологий с обычными способами позволяет представить проектируемый объект с учетом всех визуальных и информационных

свойств, а также сократить сроки производства макета, что выводит архитектурные макеты на более новый по качеству уровень.

Для того, чтобы сделать макет наиболее качественным и точным, применяются самые новейшие технические достижения, многие чертежи выполняются в различных компьютерных программах, а затем переносятся на станки, на которых осуществляются различные виды резки деталей фасадов зданий и ландшафта, которые потом собираются или приклеиваются непосредственно на макет при помощи различных видов клея.

Одним из перспективных направлений усовершенствования профессиональной деятельности в области макетирования является использование систем автоматизированного проектирования. Наибольшее применение здесь находят технические средства и компьютерные программы, обеспечивающие органичное взаимодействие дизайнера и компьютера в традиционной для проектировщика форме представления результатов творческого труда - в виде графических или объемных моделей.

В области объемного моделирования (макетирования) автоматизация делает только часть работы, и поэтому изготовление макетов до сих пор требует значительных затрат высококвалифицированного ручного труда.

Применение современных технологий в макетном деле может способствовать наиболее точному восприятию и изучению архитектурных и исторических памятники культуры и искусства. Для этого применяются следующие направления новых инновационных технологий:

1. Визуализация, которая позволяет зрителю возможность воссоздать в своем воображении первоначальный исторический вид объекта, создать фотографически точное изображения объекта в любой выбранный отрезок времени и эпохи, основываясь на существующих исторических источниках и сохранившихся чертежах.

2. 3Б-моделирование направлено на создание разнообразных по форме и сложности трёхмерных компьютерных моделей реальных или проектируемых объектов окружающего мира. Трёхмерная компьютерная визуализация, при помощи свободного перемещения зрителя по объекту даёт возможность знакомиться с экспозицией даже в более насыщенном возможностями и информацией режиме, нежели при обычном посещении объекта в реальном времени. Зритель в данном случае является уже не просто наблюдателем, а реально работающим с информацией объектом. Благодаря этому становится возможным произвольно передвигаться по визуализированному в трёхмерном пространстве объекту, оценивать ситуацию в целом и углубляться в детализацию, а также получить фотореалистичное изображение территории, совершить виртуальную прогулку по территории произвольно и по заранее проложенным маршрутам, выбрать какой угодно ракурс для просмотра и любую траекторию движения и направления камеры.

3. Макетирование позволяет объемно-пространственное воспроизведение проектируемого здания или существующего сооружения, архитектурного комплекса, ансамбля, выполненное в уменьшенном масштабе. Убедительное, реалистичное макетирование объекта и окружающего ландшафта, позволяет оценить архитектурные и ландшафтные решения в комплексе, как с высоты птичьего полета, так и в детальном рассмотрении единовременно, с детали-

зацией доступной в выбранном масштабе макетирования. Макетирование может быть дополнено информационными стендами, где с помощью мультимедийных возможностей можно представить зрителю любые значимые моменты и любую справку в любом объёме.

4. Использование при изготовлении деталей макета плоттерной резки.

5. Использование при изготовлении деталей макета фрезеровки.

6. Использование при изготовлении деталей макета лазерной резки.

7. Использование при изготовлении деталей макета вакуумной формовки.

8. Литье изделий и объектов макета.

9. Применение порошковой покраски в макетировании.

10. Технология быстрого прототипирования в процессе изготовления макета.

11. Процесс лазерной стереолитографии.

Первоначально проект всех деталей макета разрабатывается на компьютере в компьютерных программах Corel Draw, Auto Cad, Art Сам, затем выполненные чертежи деталей отправляются с помощь компьютера на резку на специальные машины - плоттеры, которые осуществляют резку деталей макета из тонких материалов.

Плоттерная резка - процесс обработки материалов с использованием специального оборудования. Плоттеры способны анализировать информацию, передаваемую от компьютера и на основании полученных данных вырезать изделия необходимых форм и конфигураций. Эти устройства способны работать с виниловыми самоклеящимися пленками, пластиком и некоторыми другими разновидностями материалов.

Для резки плотных основ, например поливинилхлорида, применяются планшетные принтеры, а для винила вполне достаточно использовать рулонные разновидности устройств. Планшетные принтеры способны прорезать полотно насквозь, позволяя изготавливать прочные многоразовые трафареты, а также выполнять операцию по послойной резке, оставляя нетронутой нижнюю поверхность со слоем клеевого состава.

Режущие плоттеры приспособлены для работы с несколькими типами материалов, отличающихся плотностью, жесткостью, толщиной, цветовыми оттенками. Для правильного и точного выполнения всех архитектурных объектов макета в заданном масштабе необходимо было провести подготовительную работу и выполнить чертеж всех объектов в векторном масштабе.

Существуют определенные требования к чертежам:

• Чертеж должен быть предоставлен в векторном формате (cdr, eps): Corel Draw (9-13).

• Масштаб макета наклейки - 1:1.

• Все шрифты должны быть переведены в "кривые" (Сопуех! То ^rves).

• Чертеж не должен иметь незамкнутых и пересекающихся контуров, все линии должны иметь наименьшую толщину (Hairline).

• Минимальная высота букв в чертеже - 5 мм.

• Минимальная толщина линий в чертеже - 1.5 мм. 0,3

Подготовленные таким образом файлы следует компоновать под плоттер-ную резку, учитывая: размер материала, ширину нарезаемого поля, припуски для роликовых держателей (20 мм по бокам, 150 мм сверху и снизу). При составлении чертежа на плоттерную резку необходимо учитывать, что рабочая ширина плоттера составляет 1200 мм (ширина резки 1160 мм). Файлы могут быть представлены на носителях информации следующих типов: CD, USB-Flash.

Плоттерная резка - великолепная возможность расширить перечень приемов, используемых при преобразовании пространств:

• дизайнерами, работающими над созданием комфортной среды в городских квартирах и загородных особняках или занимающихся изготовлением рекламной продукции или различных видов макетирования;

• специалистами, акцентирующими свое внимание на оформлении интерьеров коммерческих и производственных помещений.

Плоттер точно воспроизводит векторное изображение, передаваемое с компьютера - вручную невозможно добиться столь высокого качества, которое обеспечивает плоттерная резка. Обычно при резке пленки используют PVC пленки. Для резки пленки используется в качестве основного оборудования плоттер подходящей модели.

С помощью плоттерной резки можно изготавливать буквы, символы и изображения и впоследствии использовать их при создании рекламных конструкций. Для плоттерной резки используется самоклеющийся материал, имеющий специальную подложку. Нож или как его еще называют - каттер (eng. "cuter") разрезает верхний слой материала, не затрагивая его нижнюю подложку, что позволяет снять клейкую часть с изображением и нанести её на нужную поверхность.

В работе над макетом очень сложно обойтись без работ, связанных с автоматической обработкой твердых материалов. Эта технология фрезеровки, которая крайне важна для создания действительно точных деталей макета.

Фрезеровка - это быстрое и качественное изготовление поверхностей сложных форм.

После выполнения всех необходимых чертежей на компьютере дается " команда" на фрезеровальный станок и последовательно " вырезаются" при помощи фрезы объекты архитектурного макета из специально подобранного пластика или органического стекла нужной толщины и плотности. Фреза - это режущий многолезвийный инструмент, применяемый для фрезерования - резки и обработки твердых материалов, специальное оборудование, которое непосредственно и осуществляет резку материала, при этом материал режущей части изготавливается из твердых сплавов, минералокерамики и др. Современный фрезеровочный станок позволяет осуществлять резку материала с высокой точностью.

На таком станке можно делать 2D- и 3Б-фрезеровку, вогнутые и выпуклые детали, прорезать нужные текстуры (кирпичная кладка, декоративная плитка, кровельное покрытие), также вырезается подоснова макета: территория с газонами, дорожной сетью, парковками и отведенными местами для архитектурных объектов.

Непосредственно перед фрезеровкой производится раскрой материалов, из которого будут изготавливаться детали макета. Это может быть гофрокартон, дерево, оргстекло, пвх, пенокартон, пластик и множество других. Под раскроем понимается вырезание из плоских пластин контуров, фигур, отверстий и символов заданных форм. Резка материала производится на новейшем профессиональном оборудовании автоматически, с помощью компьютера и специального программного обеспечения.

Фрезеровка и раскрой материала применяется при изготовлении букв, символов, табличек, деталей макетов и т. д. Различают также плоскостную фрезеровку и 3D-фрезеровку. Первый тип фрезеровочной резки подразумевает обработку ма-

териала по контуру, согласно подготовленным заранее чертежам. При этом никакой дополнительной ручной обработки не требуется, и станок все сделает сам. Трехмерная фрезеровочная резка предполагает изготовление объемных конструкций (например, объемные буквы, формы для литья, а также различные барельефы и имитации ручной резки). Благодаря возможности работы станка в трех координатах, и стало возможным изготовление объемных деталей путем фрезеровки.

Преимуществами фрезеровки является точность обработки материала, так как все осуществляется компьютером по заранее заданным параметрам. Ювелир-ность работы оборудования по этой технологии помогает достигать идеальной состыковки макета с другими деталями и даже с самым сложным изображением при печати.

При сборке макетов используются листовые вспененные ПВХ пластики различной толщины, оргстекло, виниловые пленки, акриловые краски, специальные флокированные материалы и многие другие материалы, которые делают макет наиболее качественным. Для наиболее точного выполнения макета используется также технология быстрого прототипирование - технология быстрого "макетирования" , быстрого создания опытных образцов или работающей модели системы для демонстрации заказчику или проверки возможности реализации. На данный момент значительного прогресса достигли технологии послойного формирования трёхмерных объектов по их компьютерным образам.

Лазерная печать (технология Digital Light Processor) также применяется при изготовлении современных макетов, она заключается в том, что ультрафиолетовый лазер постепенно, пиксель за пикселем, засвечивает жидкий фотополимер, либо фотополимер засвечивается ультрафиолетовой лампой через фотошаблон, меняющийся с новым слоем. При этом он затвердевает и превращается в достаточно прочный пластик. Используется для изготовления ювелирных моделей, сувенирной продукции с мелкой пластикой и детализацией.

Стереолитография - с помощью применения этой технологии в макетировании спроектированный на компьютере трёхмерный объект выращивается из жидкого фотополимера последовательными тонкими (0,1-0,2 мм) слоями, формируемыми под действием лазерного излучения на подвижной платформе, погружаемой в ванну с фотополимером. С помощью этой технологии получается высокоточная модель, но недостаток заключается в ее хрупкости. Применяется для изготовления мелких ювелирных и сувенирных изделий.

Технология лазерного спекания порошка заключается в том, что лазерный луч слой за слоем выжигает в порошкообразном материале из пластика (полистирол, полиамид, АБС и т.д.) контур будущей детали. После этого лишний порошок стряхивается с готовой детали. Применяется для изготовления промышленных изделий. Недостаток его заключается в том, что готовый объект имеет пористую поверхность и невозможна качественная проработка деталей.

При применении в изготовлении макета лом-технологии слои предметов создаются при помощи ламинирования бумажного листа. Контур слоя вырезается лазером, а поверхность, которую нужно затем удалить, режется лазером на мелкие квадратики. После извлечения деталей мелко порезанные излишки материала легко удаляются. Структура полученного прототипа похожа на древесную, боится влаги.

Технология послойного выращивания также применяется при современном изготовлении макета. Она заключается в том, что на специальном принтере вос-

ком наслаивается модель. С помощью этой технологии получается высокоточная модель, но недостаток заключается в ее хрупкости. Применяется в макетировании также технология литья по выплавляемым моделям.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в современном макетировании объединение трехмерных технологий с классическими методами выводит архитектурные макеты на более новый уровень, помогает представить проектируемый объект с учетом абсолютно всех визуальных и информационных характеристик, а также минимизировать сроки изготовления макета. Поэтому так важно предусмотреть в профессиональной подготовке будущих дизайнеров изучение современных методов и приемов макетирования и новейших инновационных технологий и достижений.

Литература

1. Лазерные технологии обработки материалов: современные проблемы фундаментальных исследований и прикладных разработок : монография / под ред. В.Я. Панченко. - М. : Изд-во "Физматлит", 2009. - 664 с.

2. Астапчик С. А. Лазерные технологии в машиностроении и металлообработке. -Белорусская наука / С. А. Астапчик, В.С. Голубев, А.Г. Маклаков.

3. Черпаков Б.И. Металлорежущие станки : учебн. пособ. / Б.И. Черпаков, Т.А. Альперович. - М. : Изд-во "Академия", 2003. - 368 с.

4. Грубе Г. Путеводитель по архитектурным формам / Г. Грубе, А. Кучмар. - М. : Стройиздат, 1990. - 264 с.

5. Авдотьин Л.Н. Творчество архитектора и научно-технический прогресс / Л.Н. Авдотьин // Архитектура СССР, 1986. - № 3. - С. 16-19.

6. Авдотьин JI.H. Технические средства в архитектурном проектировании / Л.Н. Авдотьин. -М. : Изд-во "Высш. шк.", 1986. - 312 с.

Кожуховський А.Н. Застосування сучасних шновацшних технологш у процес виготовлення архитектурного макета

Розглянуто питання сучасного виконання архтектурного та ландшафтного макета на високому художньому рiвнi зi застосуванням нов^шх шновацшних технологш i мате-рiалiв, а також необхщшсть включення в професшну шдготовку художникiв-дизайнерiв вивчення сучасних шновацшних технологш i новггшх техшчних досягнень у галузi виготовлення макета на яюсно новому рiвнi.

Kozhukhovskyy A.N. Application of modern innovative technologies in the process of architectural model making

The article discusses the implementation of modern architectural and landscape layout on a high artistic level with the latest innovative technologies and materials, as well as the need for the training of artists and designers study of modern innovative technology and the latest technological advances in the field of manufacturing layout to a qualitatively new level.

УДК 377.1 Пров. наук. ствроб. 1.М. Козловська, д-р пед. наук -

Львiвський науково-практичний центр ПТО НАПН Украти

1НТЕГРАТИВНИЙ П1ДХ1Д ДО П1ДГОТОВКИ МАЙБУТН1Х

ФАХ1ВЦ1В НАРОДНИХ ХУДОЖН1Х ПРОМИСЛ1В У ПРОФЕС1ЙНО-ТЕХН1ЧНИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ

Обгрунтовано доцшьшсть штегративного шдходу до професшно! шдготовки майбутшх фах1вц1в народних художшх промиапв. Проанал1зовано вщносини м1ж мис-тецтвом 1 наукою, взаемозв'язки та В1дм1нност1 науки 1 виробництва. Показано 1нтеграц1ю у шдготовщ фах1вц1в художнього проф1лю в контекст1 едност1 науки, виробництва та мистецтва. Теоретичн! положення конкретизовано на приклад! укра1'нсько1 витинанки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.