Научная статья на тему 'О технике архитектурного эскизирования в макете или модели'

О технике архитектурного эскизирования в макете или модели Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1687
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА / АРХИТЕКТУРНЫЙ ЭСКИЗ / СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА / МАКЕТ / MODEL (PROTOTYPE) / ARCHITECTURAL GRAPHICS / ARCHITECTURAL SKETCH / SOVIET ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кожевников Александр Михайлович

Рассматривается история и методика работы над архитектурным эскизом в макете или модели, прослеживаются основные тенденции в работе с макетом мастеров советской архитектурной школы начиная с ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА и далее. Материал основан на анализе монографий, посвященных этой проблематике, и публикациях зодчих. Рассматривается взаимосвязь макетирования и фото-видеофиксаций, позволяющих обрабатывать, демонстрировать и анализировать полученный результат, а также взаимосвязь с компьютерными технологиями, позволяющими сделать более технологичным процесс макетирования для архитектора. Даны интересные прогнозы по поводу потенциала и применения в будущем макетирования. Владение этой методикой позволяет современному архитектору обогатить палитру мощным средством визуализации и разработки своей идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ARCHITECTURAL SKETCHING TECHNIQUE IN PROTOTYPE OR MODEL

The article deals with the history and methodology of architectural sketching in a prototype or model and discusses basic tendencies in treating the prototype by the masters of the Soviet school of architecture beginning from the Higher Art and Technical Studio – Higher Art and Technical Institute ​​and others. The material is based on the analysis of monographs and publications of the architects on the subject. The author considers the relations of prototyping and photo-video recordings that allow to process, display, and analyze the results obtained. He also examines the correlation with computer technologies that make prototyping process more technological for an architect. The article offers interesting predictions on the potential and future application of prototyping. Having mastered this technique the modern architect can enrich his palette with a powerful means of visualization and development of his ideas.

Текст научной работы на тему «О технике архитектурного эскизирования в макете или модели»

Уровень «центральности» утилитарных объектов обслуживания участка, расположенного на границе центральной части города, оказывается ниже уровня «центральности» объектов обслуживания на периферийном участке. Выявленный факт дает основание предположить, что периферийный участок обладает более зрелой городской средой. В данном случае мы наблюдаем как бы «нарушение» заложенной в модели городского пространства постепенности ослабления уровня «центральности» учреждений обслуживания от центра к периферии города.

В целом во всех рассмотренных участках функционирование учреждений обслуживания определяется в большей степени не собственно факторами «привлекательности среды», а фактором «приближенно-

сти» к месту жительства, работе и расположением объекта относительно сложившихся пешеходных и транспортных маршрутов.

Установлено, что в отличие от городов европейской части страны в Новосибирске взаимосвязь между характером сферы деятельности и типом городской среды проявляется в неявном виде. Зависимость уровня специализации учреждений обслуживания от типа городской среды справедлива не для всех случаев. Сказывается специфика условий, в которых протекал процесс возникновения и развития функционально-пространственной структуры города. Так, по сравнению с крупным городом европейской части страны, городская среда Новосибирска складывалась в большей степени единовременно, нежели постепенно [З].

Библиографический список

1. Социально-культурные функции города и пространствен- гические исследования проблем города и жилища. Новоси-ная среда / под ред. Л.Б. Когана. М.: Стройиздат, 1982. бирск: Наука, 1986.

2. Шпаковская Е.С. Функционально-пространственная диф- 3. Левченко Е.Л. Особенности функционально-прос-ференциация среды центра крупнейшего города // Социоло- транственного развития городов с расчлененной структурой

// Известия вузов. Строительство и архитектура. 1987. №1.

УДК 72.00(47+57) «1930/1950»

О ТЕХНИКЕ АРХИТЕКТУРНОГО ЭСКИЗИРОВАНИЯ В МАКЕТЕ ИЛИ МОДЕЛИ

А

© А.М. Кожевников1

ООО «Фирма ГИПРОКОН Л-Д»,

129090, Россия, г. Москва, ул. Гиляровского, 7.

Рассматривается история и методика работы над архитектурным эскизом в макете или модели, прослеживаются основные тенденции в работе с макетом мастеров советской архитектурной школы начиная с ВХУТЕМАСА -ВХУТЕИНА и далее. Материал основан на анализе монографий, посвященных этой проблематике, и публикациях зодчих. Рассматривается взаимосвязь макетирования и фото-видеофиксаций, позволяющих обрабатывать, демонстрировать и анализировать полученный результат, а также взаимосвязь с компьютерными технологиями, позволяющими сделать более технологичным процесс макетирования для архитектора. Даны интересные прогнозы по поводу потенциала и применения в будущем макетирования. Владение этой методикой позволяет современному архитектору обогатить палитру мощным средством визуализации и разработки своей идеи. Ил. 3. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: архитектурная графика; архитектурный эскиз; советская архитектура; макет.

ON ARCHITECTURAL SKETCHING TECHNIQUE IN PROTOTYPE OR MODEL A.M. Kozhevnikov

LLC "GIPROKON L-D Firm", 7 Gilyarovsky St., Moscow, Russia, 129090.

The article deals with the history and methodology of architectural sketching in a prototype or model and discusses basic tendencies in treating the prototype by the masters of the Soviet school of architecture beginning from the Higher Art and Technical Studio - Higher Art and Technical Institute and others. The material is based on the analysis of monographs and publications of the architects on the subject. The author considers the relations of prototyping and photo-video recordings that allow to process, display, and analyze the results obtained. He also examines the correlation with computer technologies that make prototyping process more technological for an architect. The article offers interesting predictions on the potential and future application of prototyping. Having mastered this technique the modern architect can enrich his palette with a powerful means of visualization and development of his ideas. 3 figures. 10 sources.

Key words: architectural graphics; architectural sketch; soviet architecture; model (prototype).

1 Кожевников Александр Михайлович, преподаватель кафедры архитектуры сельских населенных мест Московского архитектурного института (Государственная академия), главный архитектор проектов ООО «Фирма ГИПРОКОН Л-Д», член Союза московских архитекторов, тел.:(495) 9338721, e-mail: kozhevnikov2002@mail.ru

Kozhevnikov Alexander, Lecturer of the Department of Rural Settlement Architecture of Moscow Architectural institute (State Academy), Chief Architect of designs by LLC "GIPROKON L-D Firm", Member of the Union of Moscow Architects, tel.: (495) 9338721, email: kozhevnikov2002@mail.ru

Макетирование или предметное моделирование имеет много преимуществ перед традиционными графическими методами.

Обычно архитектор постепенно переводит образ будущего объекта в графическое изображение, при макетировании или моделировании это происходит быстрее. Посредством макета творческий замысел автора получает наглядное выражение в материальном исполнении. Архитектурные макеты отображают ряд свойств будущей постройки. В первую очередь становятся ясны геометрические, пространственные особенности будущего объекта в определенном масштабе. Макетирование по-особому стимулирует творческую мысль и порождает новые идеи.

Применение макетирования в учебном процессе связано со школой ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА [1]. Начиная с 20-х годов ХХ века, на архитектурном отделении ВХУТЕМАСА студенты овладевали закономерностями пространственной формы. Макетный поиск формы осуществлялся при помощи различных материалов, таких как дерево, металл, бумага, с использованием нитей, проволоки и прочих материалов. Широкая художественно-композиционная практика московской школы 30-х годов с методической точки зрения до сих пор представляет значительный интерес. Так, в лучших макетах студентов младших курсов отрабатывались определенные качества пространства, формы, пластики. Макетирование стало обязательным в курсовом и дипломном проектировании. Хороший пример тому - знаменитый макет дипломного проекта И.И. Леонидова на тему "Институт Ленина". Для показа своего проекта он сделал с большим вкусом макет, который сам по себе представлял произведение искусства (в дальнейшем И.И. Леонидов почти ко всем своим проектам делал макеты) [2] (рис.1).

Рис. 1. И.И. Леонидов. Макет к проекту Института Ленина. 1927 г.

В макетировании очень многое зависит от самого материала, из которого делается эскиз-модель, поскольку его фактура имеет определенный масштаб, который должен быть соотнесен с замыслом проекта. Самым универсальным средством по-прежнему остается белая бумага - она невероятно пластична и масштабна [3]. В Германии в БАУХАУЗЕ известный педагог-архитектор Альберсс предложил использовать для выполнения учебных макетных упражнений в качестве материала только бумагу. Его внимание привлекли ее конструктивные свойства, возможность делать ровные углы, работа на сжатие и растяжение,

возможность легко получать криволинейные поверхности [4]. Получив некоторый опыт в эскизном макетировании на начальных курсах, студенты в дальнейшем пробуют свои силы в работе с такими материалами, как глина, гофрированный картон, дерево, пластик и т.д.

С середины 1930-х по 1950-е годы, в так называемый период "освоения классического наследия", эскизное макетирование уступило место графическому исполнению замыслов. Но макетирование все равно использовалось в проектировании, яркий пример тому - разработка проекта Дворца Советов. (Б. Иофан, В. Щуко, В. Гельфрейх, 1937г.) (рис.2).

Рис. 2. Б. Иофан, В.Щуко, В.Гельфрейх. Макет к проекту Дворца Советов. 1937 г.

Второе рождение макетирование получило в архитектурной школе с начала 50-х годов, прежде всего в качестве средства раскрытия градостроительных решений, а затем при проектировании объемно-пространственных композиций сооружений и интерьеров - в виде макетного "конструирования". Важнейшей вехой в развитии макетирования является приобретение им характера метода проектирования.

Эскизное макетирование в процессе самого акта творчества - одно из средств активизации проектного процесса. Оно получило широкое развитие во всех архитектурных школах.

Макет или модель в архитектуре - одно из самых выразительных средств демонстрации архитектурной мысли. Это способ передачи информации об архитектурной форме. В отличие от чертежа или рисунка макет является объемным изображением формы и ее элементов [5].

Понятие "модель" и "макет" в архитектурной терминологии часто употребляется в одинаковом значении, однако необходимо внести ясность в терминологию и определить их смысловые различия. Модель архитектурного сооружения и архитектурный макет не одно и то же, их назначение и форма выполнения различны.

Модель - это натуралистическое законченное изображение в уменьшенном размере архитектурного сооружения со всеми деталями, с имитацией цвета,

материала (иногда выполненное в материале проектируемого сооружения). Модель является приложением к готовому проекту.

Макет - это изображение архитектурного замысла в однородном материале, основной задачей его является поиск композиционного решения сооружения. Макет есть временное обобщенное представление в крупных массах и относительно отвлеченных формах, несущее в себе (предполагающее) обобщенное функциональное и конструктивное содержание. Макет выполняется в однородном материале (как правило, в бумаге) и бывает двух видов: рабочий и выставочный.

Макетирование - творческий процесс поиска архитектурной композиции. В работе над проектом макет, преобразуясь в определенной последовательности, является очень важным звеном процесса проектирования.

В макетировании достигаются следующие цели:

1. Макетирование ускоряет творческий поиск и облегчает наглядную визуальную проверку объемно-пространственного, композиционного и конструктивного построения объекта или группы объектов - в этом случае оно носит характер рабочего макетирования.

2. Эскизный макет служит материалом для проверки и изучения определенных закономерностей объекта. На макете можно проверить конструктивную структуру, воспроизвести и изучить инсоляцию, естественное освещение. В этом случае макет сближается с аналоговыми моделями. Аналоговые модели служат, например, для проверки статических качеств пространственных структур (жесткости, несущей способности и т.д.). Основой аналогового моделирования и модельных экспериментов является теория подобия.

3. Макет служит иллюстрацией конечного результата проектирования. В этом случае макет является чистовым.

В методическом отношении важнейшее значение в макетировании приобретает как поиск композиционного решения в эскизном макетировании, так и использование макета для лабораторных испытаний.

Макетирование, как метод в архитектурной школе, предполагает исполнение рабочих макетов на всех этапах проектирования. В этих условиях макетирование вместе с графическим эскизированием становится творческим методом разработки вариантов решения. В процессе макетирования происходит проверка соотношений между частями объекта, проверяются различные точки зрения и, что особенно важно, устанавливается визуальная связь между соотношениями внутреннего и внешнего пространства. Макетирование развивает способность зрительно воспринимать и оценивать решение, исполненное в небольших масштабах. Рассмотрение макета позволяет воспринять облик будущего объекта. Макет делает замысел, который становится ощутимым и осязаемым, более доступным для восприятия не только архитектора, но и заказчика. В эскизном макете архитектор не только фиксирует свою мысль, но и получает возможность совместно с заказчиком проанализировать ее, оценить достоинства композиции и увидеть недостатки.

В зависимости от программы задания проекта

макетирование разделяется на:

а) градостроительное макетирование [6];

б) макетирование объекта в природной или градостроительной среде;

в) объемно-пространственное макетирование отдельного объекта;

г) макетирование внутреннего пространства, инте-рьерное макетирование;

д) макетирование архитектурно-конструктивной структуры;

е) макетирование как средство компоновки объекта из объемных элементов;

ж) фрагментарное макетирование.

При градостроительном макетировании, несмотря на ограниченность масштаба, раскрывается пространственный замысел застройки, ее связь с окружающим [7]. Градостроительные макеты исполняются на условной плоской подоснове или рельефном подмакетнике.

Макетированием объекта в конкретной природной или градостроительной среде раскрывается связь архитектуры и ландшафта. Отдельное здание воспринимается как компонент более сложной системы (комплекса или ансамбля).

Разработка в эскизном макете объекта способствует поиску архитектурного образа и конкретизирует трехмерное представление о сооружении.

В макетировании интерьера применяется метод поэтажных сечений сооружения, они помогают понять структуру внутреннего пространства. В подобном эс-кизировании познавательные функции макета шире, чем его роль как средства выбора варианта объемного решения.

Макетирование архитектурно-конструктивной структуры определяет взаимодействие архитектурного и конструктивного замыслов. Макетирование как метод решения структуры сооружения играет важную роль в развитии структурного мышления архитектора.

При проектировании жилых объектов из объемных элементов, когда в графическом изображении трудно представить себе возможность вариантных комбинаций, макетирование как средство компоновки объекта часто приводит к неожиданным творческим результатам.

С макетированием связано использование возможности фотофиксации как предварительных, так и окончательных вариантов (особенно если макеты выполнены в пластилине и глине). С целью раскрытия замысла автора съемка макета производится с наиболее характерных и убедительных точек зрения.

Видеосъемка макета с помощью эндоскопического оборудования и микро-видеокамеры с дальнейшей обработкой изображения с помощью видео компьютерных технологий позволяет вписать макет-модель будущего сооружения в реальную видео среду, что очень важно для оценки правильности эскизного решения (рис.3).

Традиционно для макетирования используется бумага, картон, эглин (пластилин), иногда пенопласт. Лучший материал - плотная бумага (ватман), акварельная бумага, тонкий белый картон [8].

Рис. 3. Лаборатория видеосистем (руководитель - проф. М.Е. Маталасов).

Эндоскопическое оборудование и результат его применения

Приступая к эскизированию в макете, обычно архитектор делает первые эскизы в графике, на листе бумаги, затем продолжает поиск уже в объеме. Сначала на бумаге, затем из бумаги, таким образом, соединяются две формы работы - плоскостное и объемное моделирование.

Работа с эглином не менее важна, чем работа с бумагой. Это разные по качеству материалы. Зрительное и осязательное восприятие их различно. Эглин (пластилин) - аморфный мягкий материал, он дает больше работы осязательным анализаторам, бумага - зрительным. В работе с эглином больше можно ощутить пластику объекта, что позволяет дополнительно чувствовать его массу, структуру, равновесие.

Характер работы с этими материалами тоже различен: если макет из бумаги собирают из отдельных частей, конструируют форму (больше комбинаторных действий), то работа с эглином строится по-другому: форма в основном лепится путем удаления части массы из монолитного куска (как в работе над скульптурой). Во Вхутемасе дисциплину "Объем" вели скульпторы.

Сочетание качеств этих материалов, дополняющих друг друга, развивает композиционное восприятие. Поэтому эскизный макет обычно выполняют из эглина или пластилина, чистовой, финальный - из бумаги. К тому же, не всякая форма в бумаге выполнима.

Современные технологии позволяют выполнять макеты с помощью компьютера. Одной из первых компьютерных скульптур-моделей была скульптура Чарльза Ксури. Она была создана в 1968 году при участии профессора Лесли Миллера, коллеги Ксури по Группе Исследований в области компьютерной графики. Миллер написал программу, включавшую параметры управления, экспериментируя с которыми, Ксу-

ри создал скульптуру. Компания, владевшая трехосным фрезерным станком с ЧПУ, взялась за изготовление диковинки [9].

Аппараты трехмерной печати получили самое широкое распространение в изготовлении макетов. 3D-принтеры полностью изменили представление о многих технологических процессах и существенно облегчили работу современных архитекторов, предоставив им широкие возможности для реализации своих идей. Эта технология во многом упрощает сам технический процесс изготовления макета, но пока этот процесс несовершенен и зависит от технических характеристик станка, создающего модель.

Изготовление объёмных макетов посредством компьютера делится на несколько этапов.

Первый этап изготовления объёмных макетов -построение 3D модели требуемого объекта на компьютере. Эта модель позволяет разбить объект макетирования на составляющие элементы, которые в свою очередь должны быть отражены в своих 3D моделях. Затем файлы деталей отдают на вырезание фрезерными или лазерными станками. Так же в трехмерном моделировании используется технология 3D печати -FDM (Fused Deposition Molding) [10]. Это послойное нанесение материала на трехмерный объект. В качестве рабочего материала используется пластмасса. Специальная печатная головка расплавляет ее, и расплавленный пластик накладывается слой за слоем, таким образом происходит формирование будущего 3D объекта. В создании макета можно использовать пластик различных цветов для получения разноцветных объектов.

Второй этап изготовления объёмных макетов - в сборке деталей, которые необходимо осмотреть, зачистить и примерить, стыкуя одни детали с другими, склеить специальными клеями для пластика и окрасить их, если необходимо, специальными красителями.

Третий этап - это окончательная сборка и установка деталей на подмакетник.

Это направление быстрого создания макета, модели, несомненно, имеет перспективы в будущем.

Хочется отметить, что появление трехмерной компьютерной графики, посредством которой создаются виртуальные макеты, все равно не может заменить реальный осязаемый макет из бумаги или из какого-то другого материала. В заключение можно с уверенностью сказать, что у макетирования есть будущее. Оно во многом будет связано с компьютерными технологиями, которые усовершенствуют метод архитектурного эскизирования. Человек всегда лучше воспринимает материальную форму, и поэтому макетирование будет развиваться и усовершенствоваться, являя собой составную часть процесса архитектурного проектирования.

Библиографический список

1. Архитектурные школы Москвы. Исторические данные. 2. Александров П.А., Хан-Магомедов С.О. Иван Леонидов. 1749-1995. Сборник 1. М.: Изд-во МОЛ СЛ Россия, 1995. М.: Изд-во литературы по строительству, 1971. С.16. С.42. 3. Топчий И.В. Макетирование: учебное пособие.

М.: МАРХИ, 2005. С.7.

4. Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г. Основы архитектурной композиции. М.: Дограф, 2001. С.6.

5. Степанов А.В. Объемно-пространственная композиция. М.: Стройиздат, 1993. С. 212.

6. Белоусова О.А.. Архитектурное моделирование: методические указания. СПб.: ГАСУ, 2011. С. 22.

7. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. М.: Стройиздат, 1982. С. 69.

8. Топчий И.В. Черчение, макетирование, рисунок. М.: МАРХИ, 2002. С. 39.

9. Алтунян А.О. Методы формообразования в компьютерном искусстве и проектные технологии в архитектуре. Интернет-журнал: Архитектура и современные информационные технологии (АМИТ) №2 (19) 2012 Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2012/2kvart12/altunian/altunian.pdf (Дата обращения: 05.02.2013).

10. Тод Гримм. Вся правда о быстром прототипировании. Достоинства и недостатки технологии FDM глазами независимого эксперта. Интернет-журнал: САПР и графика. №1.2013. Режим доступа: http://www.sapr.ru/article.aspx? id=8311. Дата обращения: 05.02.2013.

УДК 691-4

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ПРОЧНОСТЬ ЗОЛОЩЕЛОЧНОГО КАМНЯ, ПОЛУЧЕННОГО НА ЗОЛАХ ТЭЦ-9 И НОВОЙ ИРКУТСКОЙ ТЭЦ, ПОСРЕДСТВОМ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА

© С.В. Макаренко1, В.Е. Розина2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

На основании экспериментальных данных проведен регрессионный анализ с целью установления значимости и влияния совокупности факторов на прочность золощелочного камня, полученного на основе натриевой щелочи и зол ТЭЦ-9 и Новой Иркутской ТЭЦ. Табл.8. Библиогр.3 назв.

Ключевые слова: золощелочные вяжущие; золы ТЭЦ; регрессионный анализ; уравнение регрессии.

USING REGRESSION ANALYSIS TO ASSESS FACTOR EFFECT ON DURABILITY OF ASH ALKALI STONE OBTAINED FROM CHP-9 AND NEW IRKUTSK CHP'S ASHES S.V. Makarenko, V.E. Rozina

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

Based on experimental data a regression analysis is carried out in order to determine the importance and influence of a number of factors on the durability of ash alkali stone received on the basis of sodium alkali and ashes of CHP-9 and a New Irkutsk Combined Heat and Power Plant. 8 tables. 3 sources.

Key words: alkaline ash binders; ashes from Combined Heat and Power Plants (CHP); regression analysis; regression equation.

Прочность золощелочного камня, как и многих других искусственно синтезируемых материалов, зависит от множества факторов - физико-химических и технологических. К основным физико-химическим факторам относятся активность вяжущего, которая в свою очередь зависит от химико-минералогического состава вяжущего, его структуры и морфологических особенностей. К технологическим факторам можно отнести водотвердое соотношение, условия формования, а также условия твердения (время, температура). Ввиду вышесказанного, оценить комплексное влияние факторов на свойства (прочность) камня золощелоч-ного вяжущего при помощи линейных зависимостей довольно затруднительно. Поэтому для решения этой задачи целесообразно применять многофакторный

регрессионный анализ, с помощью которого можно охарактеризовать комплекс их взаимодействия, а также оценить вклад каждого.

В нашем случае ставится задача по определению влияния четырех факторов на свойства золощелочного камня с последующим выявлением зависимости между установленными факторами и интересующим нас параметром.

Планирование многофакторного эксперимента проводилось в несколько этапов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Предпланирование эксперимента, включает в себя выбор параметра оптимизации, а также изучение факторов, далее включаемых в план эксперимента.

2. Выбор и условия проведения опытов, установление значения основного уровня эксперимента и

1Макаренко Сергей Викторович, кандидат технических наук, доцент кафедры строительного производства, тел.: (3952) 405145, e-mail: makarenko_83_07@mail.ru

Makarenko Sergei, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Construction Engineering, tel.: (3952) 405145, e-mail: makarenko_83_07@mail.ru

2Розина Виктория Евгеньевна, старший преподаватель кафедры строительного производства, тел.: (3952) 405145. Rozina Viriona, Senior Lecturer of the Department of Construction Engineering, tel.: (3952) 405145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.