Научная статья на тему 'РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СПО / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

Статья посвящена анализу и определению роли инновационных технологий обучения в системе среднего профессионального образования. Подчеркивается высокая актуальность заявленной тематики исследования, выраженная в необходимости уточнения ключевых особенностей внедрения новых технологий обучения в образовательную практику. Приводится определение инновационных технологий обучения в системе СПО, уточняется перечень актуальных технологий, которые наиболее эффективно задействуются в современных условиях образовательной практики. Актуализируются высокие возможности применения инновационных технологий обучения в системе среднего профессионального образования за счет обеспечения высокого уровня познавательной активной обучающегося, повышения уровня мотивации, практико-ориентированного характера подготовки и многих других элементов. Отмечается, что несмотря на все перспективы и высокую ролевую функцию инновационных технологий обучения в системе СПО, педагог, внедряющий их в образовательную практику, должен обладать организаторскими, прогностическими, творческими и многими другими профессиональными качествами и способностями, быть готовым к необходимости возможной резкой переориентации текущей выстроенной траектории образования в новом направлении как следствие реагирования на внешние и внутренние изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INNOVATIVE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The article is devoted to the analysis and definition of the role of innovative teaching technologies in the system of secondary vocational education. The high relevance of the stated research topic is emphasized, expressed in the need to clarify the key features of the introduction of new learning technologies into educational practice. The definition of innovative learning technologies in the system of secondary vocational education is given, the list of relevant technologies that are most effectively used in modern conditions of educational practice is specified. High opportunities for the use of innovative learning technologies in the system of secondary vocational education are being updated by providing a high level of cognitive active student, increasing the level of motivation, practice-oriented nature of training and many other elements. It is noted that despite all the prospects and the high role function of innovative learning technologies in the vocational education system, the teacher introducing them into educational practice must have organizational, prognostic, creative and many other professional qualities and abilities, be prepared for the need for a possible sharp reorientation of the current built trajectories of education in a new direction as a result of responding to external and internal changes.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»



46%

■ "33" оценка "3

■"МЗ" оценка "4'

"НЗ" оценка "5

Рисунок. 1б

На диаграмме (рисунок 1б) можно заметить , что основная часть курсантов теперь выбирает модифицированные и новые задачи, то есть задания, оцениваемые на «4» и «5» баллов.

Выводы. Разрабатываемые на сегодняшний день новейшие образовательные технологии позволяют повысить эффективность учебного процесса. Дифференцированный подход к обучению - конечно не новинка. На протяжении обучения нескольких поколений этот метод позволяет педагогу научить курсантов решать задачи, связанные с познанием физики. Педагог, когда предлагает курсантам условия задач разнородного уровня сложности, делает различные комбинации учебного материала, все же оставляет одинаковыми вопросы, цели и технологии обучения. Курсанты получают макроинформацию по модели абсолютного усвоения знаний. Эта модель подразумевает установку конкретных целей в учебной деятельности. То есть знания и умения, которые необходимо приобрести курсантами, ценности, формирующиеся у них в процессе обучения, определяются этой моделью. Дифференцированный подход в обучении формирует знания, которые можно назвать прочными и систематизированными. Он способствует осуществлению индивидуализированного и личностно-ориентированного подхода к современному обучению. Проводить широкие межпредметные связи, особенно с математикой. Снижает значительно нагрузку на курсантов и создает ситуацию успеха в процессе получения знаний, умений и навыков. Технология МСЗ отличный метод эмоционального стимулирования обучения.

1. Нагоева, М.А. О некоторых вопросах оптимизации учебного про-цесса / М.А. Нагоева // Современный ученый. -2018. - №. 1. - С. 25-27

2. Яшкова, А.С. Роль дисциплины «Психология и педагогика» в профессиональной подготовке курсантов военных вузов / А.С. Яшкова // Вопросы педагогики. - 2022. - №. 5-2. - С. 402-405

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу и определению роли инновационных технологий обучения в системе среднего профессионального образования. Подчеркивается высокая актуальность заявленной тематики исследования, выраженная в необходимости уточнения ключевых особенностей внедрения новых технологий обучения в образовательную практику. Приводится определение инновационных технологий обучения в системе СПО, уточняется перечень актуальных технологий, которые наиболее эффективно задействуются в современных условиях образовательной практики. Актуализируются высокие возможности применения инновационных технологий обучения в системе среднего профессионального образования за счет обеспечения высокого уровня познавательной активной обучающегося, повышения уровня мотивации, практико-ориентированного характера подготовки и многих других элементов. Отмечается, что несмотря на все перспективы и высокую ролевую функцию инновационных технологий обучения в системе СПО, педагог, внедряющий их в образовательную практику, должен обладать организаторскими, прогностическими, творческими и многими другими профессиональными качествами и способностями, быть готовым к необходимости возможной резкой переориентации текущей выстроенной траектории образования в новом направлении как следствие реагирования на внешние и внутренние изменения.

Литература:

Педагогика

Ключевые слова: инновационные технологии обучения, компетентностный подход, СПО, среднее профессиональное образование, активность, творчество.

Annotation. The article is devoted to the analysis and definition of the role of innovative teaching technologies in the system of secondary vocational education. The high relevance of the stated research topic is emphasized, expressed in the need to clarify the key features of the introduction of new learning technologies into educational practice. The definition of innovative learning technologies in the system of secondary vocational education is given, the list of relevant technologies that are most effectively used in modern conditions of educational practice is specified. High opportunities for the use of innovative learning technologies in the system of secondary vocational education are being updated by providing a high level of cognitive active student, increasing the level of motivation, practice-oriented nature of training and many other elements. It is noted that despite all the prospects and the high role function of innovative learning technologies in the vocational education system, the teacher introducing them into educational practice must have organizational, prognostic, creative and many other professional qualities and abilities, be prepared for the need for a possible sharp reorientation of the current built trajectories of education in a new direction as a result of responding to external and internal changes.

Key words: innovative learning technologies, competence-based approach, secondary vocational education, activity, creativity.

Введение. На современном этапе в условиях компетентностного подхода к образованию, вопросы оптимизации процесса обучения приобретают особо значимый характер, связанный с обеспечением формирования общих и профессиональных компетенций у студентов в системе среднего профессионального образования. Несмотря на общую перспективу, специфические особенности и черты организации данных процессов в СПО изучены недостаточно, что в конечном счете сказывается на результативности образовательной практики и приводит к невозможности формирования необходимого в соответствие со стандартами об образовании перечня общих и профессиональных компетенций. Одним из возможных направлений оптимизации образовательной практики в условиях заявленной проблематики становится внедрение инновационных технологий обучения, движущихся в векторе качественного развития и преобразования традиционного образовательного процесса, совмещения устоявшегося с инновационным.

Таким образом, целью статьи является проведение комплексного теоретического анализа роли инновационных технологий обучения в системе среднего профессионального образования, а также, выявление их характерные особенности.

Изложение основного материала статьи. Компетентностный подход, внедренный в систему профессионального образования Российской Федерации, представил новые требования к построению и организации учебного процесса в системе СПО. В условиях установления новой парадигмы образования, увеличения темпов изменения внешних условий ровно, как и потребности в подготовке определенных специалистов, актуализации направлений развития мягких навыков, гибкости, адаптивности, готовности к непрерывному образованию и многих других, именно инновационные технологии обучения становятся основополагающим инструментом оптимизации образовательной практики.

Под инновационными технологиями обучения понимаются все те технологии, как представление общих условий системы обучения, которые призваны изменить традиционную и привычную модель обучения «субъект-объект» под субъект-субъектный формат взаимодействия обучающихся и преподавателя, предполагающий построение взаимной активности на равносторонних условиях, принципах сотрудничества и содействия, постоянного взаимодействия. Инновационный характер обучения связан с ориентацией всех субъектов образовательной практики на конечный результат, непосредственно связанный с формированием общих и профессиональных компетенций, соответствующих не только текущему стандарту образования подготовки специалиста, но и возможным будущим требованиям, предъявляемым трудоустраивающемуся студенту со стороны работодателя как заинтересованного лица.

В условиях среднего профессионального образования инновационные технологии обучения рассматриваются в виде определенной совокупности дидактического инструментария, а именно, методов, способов, приемов, средств воздействия и многих других, ориентированных на личностно-профессиональное развитие специалиста. Кроме того, в основе любой технологии обучения устанавливается целевая функция, направленная на обеспечение максимальной эффективности процесса обучения высококвалифицированных специалистов, обеспечения их готовности к реальной трудовой практике с учетом ряда специфических требований, предъявляемых со стороны работодателей к обучающимся.

Содержание образования в этой системе согласовывается с установленными целями и задачами, которые ко всему прочему интегрируются в единый вектор формирования общих и профессиональных компетенций при задействовании определенного инструментария; при этом, учитываются основные принципы обучения, представленные в виде системности, комплексности, взаимообусловленности, стандартизации, целеполагании, преемственности, активности, воспитания, развития и многих других, лежащих в основе современной парадигмы образования.

В исследовании К.С. Першиной представлен следующий перечень инновационных образовательных технологий, эффективно применимых в условиях подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования (рис. 1) [4]:

Личностно-ориентированное обучение Информационно-коммуникационные технологии Игровое обучение (деловые игры)

Конференции Организация круглых столов Технология проектного обучения

Технология формирования портфолио Мультимедиа технологии в обучении

Рисунок 1. Инновационные технологии обучения специалистов системы СПО

Обращаясь к рис. 1, стоит отметить, что общим признаком представленных технологий обучения является ориентация на обеспечение активности субъектов образования; их ключевая ролевая функция связана с обеспечением должного уровня мотивации, с развитием умений работать в команде, ориентацией на построение коммуникаций, организацией диалогового взаимодействия, творческой активности, а также личностного развития каждого обучающегося.

По мнению О.Г. Лысак, инновационные технологии обучения позволяют объединить целевой и содержательный аспекты образования и эффективно, адаптивно направить их на обучающихся в ходе учебного процесса при реализации дидактических и воспитательных функций, спроектировать формы взаимодействия студентов в векторе достижения поставленных задач в рамках учебного занятия [2]. Ю.Р. Лутфуллин и его соавторы подчеркивают, что в условиях профессионального образования инновационные технологии обучения формируют аспекты вариативности и гибкости, позволяющие воссоздавать среду подготовки специалиста в соответствие с текущими образовательными требованиями. Автор расширяет перечень инновационных технологий обучения, предложенных со стороны К.С. Першиной, и отмечает высокую роль таких технологий, как интерактивные технологии, кейс-метод, проведение тренингов, симуляции с использованием ИКТ-технологий, и другие [1].

Н.Н. Шаханова считает, что внедрение в условия подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования инновационных технологий обучения, наряду с творческой деятельностью, воссоздает все условия развития мыслительных способностей обучающихся и в общем задает параметры повышения эффективности образовательной практики. При этом автор отмечает, что главным принципом, на который должен опираться педагог в процессе организации взаимодействия, является построение диалога [7].

Принимая во внимание вышеизложенные факторы и мнение исследователей, а также аккумулированный авторский опыт из педагогической практики внедрения инновационных технологий обучения, можно выделить ряд значительных преимуществ их использования в образовании:

- высокие возможности в стимулировании обучающегося, обеспечении мотивации к обучению;

- стремление к развитию и расширению познавательного интереса в ходе учебного процесса за счет влияния не только на уровень мотивации, но и за счет привития культуры самообразования, непрерывного обучения, самостоятельности;

- построение социокультурных аспектов образовательной практики;

- ориентация на творческую активность и возможности превращения творчества в реально применимый продукт деятельности;

- практико-ориентированный характер применения, связанный с воссозданием условий трудовой практики;

- возможность оптимизации затрачиваемого на процесс формирования общих и профессиональных компетенций времени;

- эффективное сочетание с другими технологиями обучения, возможность гибкой настройки параметров дидактической системы, замещения внутренних компонентов каждой отдельно взятой технологии, объединения и сопоставления с другими;

- широкая информационная насыщенность технологий за счет направленности на обеспечение познавательных процессов при параллельной актуализации содержательных аспектов (обновления теоретических знаний обучающегося, внедрение и систематизация новых, обеспечение преемственности, формирования сложных связей и многих других) [4, 6].

Кроме того, с точки зрения непосредственно самого педагога, как организатора учебно-воспитательного процесса в системе СПО, инновационные технологии обучения позволяют [8]:

- воссоздать равные условия обучения для различных категорий студентов;

- учитывать индивидуальные потребности каждого обучающегося;

- эффективно построить учебно-воспитательный процесс;

- упростить выбор условий образовательной подготовки;

- влиять на поисковую активность обучающихся и др.

Тем не менее, важно подчеркнуть, что инновационные технологии обучения в системе СПО должны внедряться только в случае их действительной практической значимости, возможности достижения большей эффективности в сравнение с традиционным вектором образования. Педагог, как ключевой субъект управления образовательным процессом, призван своевременно выявлять эффективность внедрения тех или иных инновационных технологий обучения и выстраивать собственные внутренние элементы дидактической системы, нацеленные на повышение эффективности и результативности данных процессов для конкретной группы студентов. В ином случае, эффективность инновационных технологий обучения может быть поставлена под сомнение; поскольку понятие эффективность в большей мере субъективно и требует уточнения внутренних определяющих показателей, раскрытия их содержания и проведения в соответствии с этим особых оценок, мониторинговых процедур, по результатам которых будет осуществляться изменение внутренних компонентов системы [3].

Однако, в общих чертах, инновационные технологии обучения в системе СПО позволяют разрешить ряд основополагающих концептуальных проблем, связанных с построением учебно-воспитательного процесса и воссозданием условий подготовки к реальной трудовой практике. Это выражается через призму уже созданных «шаблонных» компонентов внутренней системы, скрывающихся за каждой технологией и определяющих внутренние структурные взаимосвязи, которые и становятся главной опорной точкой при воссоздании собственной дидактической системы.

В современной образовательной практике, инновационные технологии обучения в системе среднего профессионального образования занимают центральную позицию, становясь неотъемлемой частью подготовки специалиста, как на личностном, так и на профессиональном уровнях; инновационные технологии в СПО позволяют не только внедрять инновации в образовательный процесс, но и увеличивать итоговую результативность образования, представленную посредством формирования знаний, умений, навыков и компетенций в рамках конкретного направления и профиля подготовки. Как итог, при должной организации учебного пространства, наличии у педагога организаторских, прогностических, творческих и многих других профессиональных качеств и способностей, внедрение инновационных технологий обучения в СПО может повлечь за собой рост общей результативности подготовки специалиста [5].

Выводы. Таким образом, в современном образовании инновационные технологии обучения приобретают высокое значение в практике обучения студентов СПО. В системе СПО инновационные технологии обучения позволяют воссоздать практико-ориентированный характер образовательной подготовки обучающихся, сформировать перспективные траектории, учесть аспекты индивидуализации обучения, а также адаптивно подойти к проектированию внутренней структуры компонентов дидактической системы. В результате, инновационные технологии позволяют повысить эффективность и результативность формирования знаний, умений, навыков и компетенций будущего специалиста. Несмотря на все перспективы и высокую ролевую функцию инновационных технологий обучения в системе СПО, педагог, внедряющий их в образовательную практику, должен обладать организаторскими, прогностическими, творческими и многими другими профессиональными качествами и способностями, быть готовым к необходимости возможной резкой переориентации по результатам проведенного мониторинга и выявления противоречий.

Литература:

1. Лутфуллин, Ю.Р. Применение инновационных технологий в профессиональном образовании / Ю.Р. Литфуллин, Ю.Я. Рахматуллин, А.Б. Имангулов, Д.В. Редников // Инновации и инвестиции. - 2020. - №4. - С. 18-20

2. Лысак, О.Г. Роль инновационных технологии в процессе обучения математическим дисциплинам в формировании профессиональных компетенций / О.Г. Лысак // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2019. -№1 (82). - С. 292-294

3. Маркова, С.М. Системный подход к технологии профессионального обучения / С.М. Маркова, Е.А. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. - С. 155-158

4. Першина, К.С. Роль инновационных образовательных технологий в системе СПО / К.С. Першина // Педагогика и современное образование: традиции и инновации: Сборник статей V Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 11 июля 2022 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. - С. 48-55

5. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - № 8. - DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281 -2020-8-2-4

6. Усеинова, Л.Ю. Анализ результатов применения инновационной технологии на уроке теоретического обучения в СПО / Л.Ю. Усеинова, З.С. Аблязова // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. - 2016. - № 2. - С. 183-189

7. Шаханова, Н.Н. Роль инновационных технологий в современном образовании / Н.Н. Шаханова // HHF/S&R. -2022. - №1 (9). - С. 82-85

8. The Role of Vocational Education in the Implementation of Integration Mechanisms for the Economy's Development / S.M. Markova, S.A. Zinovieva, E.P. Sedykh, E.A. Urakova // Education in the Asia-Pacific Region. - 2022. - Vol. 65. - P. 161-169. - DOI 10.1007/978-981-16-9069-3 17. - EDN CMZIMA.

Педагогика

УДК 378.1

заведующий отделением оториноларингологии Лашкина Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр» специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России» (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обоснованы теоретические аспекты рассмотрения формирования профессионального имиджа студента в образовательной организации высшего образования. Охарактеризованы основные социокультурные и социально-экономические тенденции, актуализирующие значимость формирования данного вида имиджа в образовательном процессе вуза. Определены основные направления и содержательные характеристики формирования профессионального имиджа студента в интеграционном единстве образовательной и социально-воспитательной деятельности в вузе. Описана специфика формирования профессионального имиджа студента в вузе как целенаправленный, педагогически сопровождаемый процесс, результативность которого определяется совокупностью специально сконструированных организационно-педагогических условий, активизирующих субъектную позицию обучающегося по построению позитивного образа будущего профессионала.

Ключевые слова: современное общество, профессиональный имидж, образ молодого специалиста, образовательный процесс вуза, студент, трудовые функции и действия профессионала, имиджформирующая деятельность в вузе.

Annotation. The article substantiates the theoretical aspects of considering the formation of the professional image of a student in an educational organization of higher education. The main socio-cultural and socio-economic trends are described, actualizing the importance of the formation of this type of image in the educational process of the university. The main directions and meaningful characteristics of the formation of the student's professional image in the integration unity of educational and social-educational activities at the university are determined. The specifics of the formation of the student's professional image at the university are described as a purposeful, pedagogically accompanied process, the effectiveness of which is determined by a set of specially designed organizational and pedagogical conditions that activate the subject position of the student to build a positive image of the future professional.

Key words: modern society, professional image, image of a young specialist, educational process of the university, student, labor functions and actions of a professional, imagining activities in the university.

Введение. В современном социуме исследование профессионального имиджа студента в образовательной организации высшего образования обусловлено социокультурными и социально-экономическими реформами, отражающими стремительное развитие высоких технологий, усложнение автоматизации и компьютеризации общественных процессов, и как следствие, повышение заказа производства к качеству рабочей силы с позиции расширения спектра трудовых функций и действий молодого специалиста, обновления требований работодателей, предъявляемых к профессионализму и индивидуально-личностным качествам выпускника вуза, гармоничному сочетанию у него интеллектуальной и социальной зрелости, нравственным установкам и ценностным ориентациям восприятия окружающего мира и себя в нем как будущего профессионала и активного общественного деятеля.

Трансформация социально-профессиональной структуры общества и усиление профессиональной конкуренции молодого специалиста после окончания вуза в сфере труда и занятости населения обусловливают рассмотрение профессионального имиджа студента как необходимого компонента его профессиональной компетентности и профессиональной идентификации с представителями профессиональной среды, базиса демонстрации собственных конкурентных преимуществ на рынке труда, основы продуктивной коммуникации и поведенческих моделей в профессиональном сообществе, значимого ориентира прогрессивного развития экономической, политической и социокультурной сфер общественной жизни.

Л.Г. Пак констатирует, что в современном мире студентами вуза осваиваются новые социализационные траектории, связанные с: потреблением новой культуры образования, формального и неформального общения, досуга, деятельности, формированием нового презентационного стиля поведения обучающегося; культивированием и внедрением новых ценностей (информации, самовыражения, самореализации, свободы выбора, мобильности, открытости к изменениям, совершенствованию, самообучению и т.д.); преобразованием коммуникационных стратегий в аспекте иных своеобразных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.