педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ...
УДК 378
DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0008
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2019
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. Всесторонняя модернизация образования требует качественной подготовки специалистов среднего звена. По причине постоянного обновления системы образования, в учебном процессе применяются новые профессионально-ориентированные образовательные технологий, направленные на достижение высоких результатов становления будущих педагогов профессионального обучения и профессионального образования в целом. Технологии профессионально-ориентированного обучения являются системой общепедагогических, психологических, дидактических элементов взаимодействия преподавателей и студентов с учетом их навыков и интересов. Главным элементов технологий профессионально-ориентированного обучения является практика, выступающая иллюстрацией истинности теории. Основными характеристиками технологий профессионально-ориентированного обучения в системе среднего профессионального образования являются: использование новейших методик дидактики, психологии, информатики и других наук, увеличение объема изучаемого материала, развитие социальных навыков, обеспечение мыслительной деятельности студентов, учебно-методическое сопровождение. В статье раскрыта сущность и описана реализация технологий профессионально-ориентированного обучения в системе среднего профессионального образования. Проектирование технологий профессионально-ориентируемого обучения осуществляется через взаимодействие теории и практики, сочетание коллективной и индивидуальной работы, наставничества и саморазвития. К принципам построения учебного занятия с применением рассматриваемых технологий относится: интеграция процесса обучения с наукой, профессионально-творческое развитие, ориентация обучения на личность и развитие опыта самообразования будущего специалиста. Деятельность преподавателя заключается в создании педагогических условий для самообучения, самопознания, в поддержке и методической помощи, которые обеспечивают гарантированное решение развивающих задач на основе умственных, материальных психолого-педагогических методов, средств и форм педагогического сотрудничества. Таким образом, с помощью технологий профессионально-ориентированного обучения происходит становление личности современного конкурентоспособного специалиста среднего звена, готового к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: личность, профессионально-ориентированное обучение, инициатива, технологии, дискуссия, кейс, самообучение.
REALIZATION OF TECHNOLOGIES OF VOCATIONAL-ORIENTED EDUCATION IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
© 2019
Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])
Abstract. Comprehensive modernization of education requires high-quality training of mid-level specialists. Due to the constant updating of the education system, new professionally-oriented educational technologies are used in the educational process aimed at achieving high results in the formation of future teachers of vocational training and vocational education in general. Technologies of professionally-oriented training are a system of general pedagogical, psychological, didactic elements of interaction between teachers and students, taking into account their skills and interests. The main elements of the technology of professionally-oriented training is practice, which illustrates the truth of the theory. The main characteristics of the technologies of vocationally-oriented training in the system of secondary vocational education are: the use of the latest methods of didactics, psychology, computer science and other sciences, an increase in the volume of material studied, the development of social skills, the provision of students' mental activity, educational and methodological support. The essence of the article is substantiated and the significance of the technologies of vocationally-oriented training in the system of secondary vocational education is described. The design of professionally-oriented training technologies is carried out through the interaction of theory and practice, a combination of collective and individual work, mentoring and self-development. The principles of building a training lesson using the technologies under consideration include: integration of the learning process with science, professional and creative development, orientation of learning to the individual and development of the experience of self-education of a future specialist. The teacher's activity consists in creating pedagogical conditions for self-learning, self-knowledge, in support and methodological assistance, which provide a guaranteed solution to developing problems based on mental, material psychological and pedagogical methods, means and forms of pedagogical cooperation. Thus, with the help of professionally-oriented training technologies, the personality of a modern competitive mid-level specialist, who is ready for full-fledged professional activity, is becoming.
Keywords: personality, professionally oriented training, initiative, technology, discussion, case study, self-study.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Всесторонняя модернизация образования требует качественной подготовки специалистов среднего звена. Система образования требует постоянного обновления её содержания, структуры, принципов взаимосвязи с инновационными процессами в обучении [1]. Это связано с применением в учебном процессе [2].
В современной системе образования наиболее эффективными являются технологии профессионально-ориентированного обучения, направленные на организацию учебного процесса с учетом педагогического
направления, а также с ориентацией на личностные качества студента, его интересы и способности. Наиболее важными характеристиками личности и деятельности преподавателя выступают общая и коммуникативная культура, которая обеспечивает выход за пределы нормативной деятельности, способность личностного развития, создания и передачи ценностей [3]. Современные технологии профессионально-ориентированного обучения направлены на качественное овладение обучающимися профессиональными и коммуникативными компетенциями, способностью креативно мыслить, проявлять инициативу в рамках педагогического процесса[4].
Vaganova Olga Igorevna REALIZATION OF TECHNOLOGIES ..
pedagogical sciences
Целью технологии является обеспечение профессионального становления личности современного конкурентоспособного специалиста среднего звена, готового к полноценной профессиональной деятельности. Реализация технологии профессионально-ориентированного обучения направлена на формирование у студентов среднего профессионального образования системы ценностей к собственной профессиональной деятельности, внедрение образовательных программ и достижение качественного уровня подготовки будущего специалиста, на развитие творческого потенциала, готовности к самореализации в обществе [5].
Технологии профессионально-ориентированного обучения являются системой общепедагогических, психологических, дидактических элементов взаимодействия преподавателей и студентов с учетом их навыков и интересов, направленной на реализацию форм, методов и средств обучения в подготовке специалистов среднего звена.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В педагогической литературе содержится несколько подходов к профессионально-ориентированному обучению. Основоположники первого подхода Ю. Ветров и Н. Клушина под технологиями профессионально-ориентированного обучения понимают различного вида деятельность, предусматривающую погружение студентов в профессиональную среду с целью получения профессионального опыта [6]. П. Образцов, Т. Дмитриенко считают, что такие технологии предусматривают моделирование учебного процесса на основе применения возможностей контекстного изучения дисциплин и формируют у студентов профессионально значимые для будущего педагога качества [7]. Ф.Г. Ялалов связывает технологии профессионально-ориентированного обучения с приобретением знаний, умений и навыков, а также практического опыта с целью достижения профессионально значимых компетентностей. На основе вышерассмо-тренных идей, можно сказать, что технологии профессионально-ориентированного обучения направлены на расширение возможностей приобретения студентами знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций в рамках образовательного процесса, что способствует развитию опыта практической деятельности будущего специалиста [8].
Главным элементов технологий профессионально-ориентированного обучения является практика, выступающая иллюстрацией истинности теории. При разработке данных технологий авторы отталкиваются от содержания трудовых функций, содержащихся в профессиональных стандартах, а лишь затем ссылаются на теоретические дисциплины [9].
Основными характеристиками технологий профессионально-ориентированного обучения в системе среднего профессионального образования являются: использование новейших методик дидактики, психологии, информатики и других наук, увеличение объема изучаемого материала, развитие социальных навыков, обеспечение мыслительной деятельности студентов, учебно-методическое сопровождение [10]. Одним из условий высокопрофессиональной подготовки будущих педагогов в системе среднего профессионального образования является применение студентами на практике полученных знаний и четкого понятия, для каких целей необходимо применять эти знания.
В педагогической литературе выделяют следующие положительные стороны применения технологий профессионально-ориентированного обучения. Среди них:
- повышение значимости образования, как для личности будущего педагога, так и для развития профессиональной отрасли;
- осознание руководителями профессиональной сфе-
ры важности повышения компетентности высококвалифицированных специалистов для развития их организации;
- образование воспринимается как определенная постоянная ценность;
- изменение отношения студентов к обучению (все большее количества студентов проявляют образовательную самостоятельность и инициативу в принятии решений);
- повышение взаимодействия между образовательными организациями и сферой услуг.
К профессионально-ориентированным технологиям можно отнести технологии интерактивного обучения, модульного, контекстно-компетентностного обучения и саморегулируемого учения [11-21].
Ориентация обучения на реализацию профессионально-ориентированных технологий максимально приближает студентов к их будущей профессии, дает возможность спроектировать учебный процесс, помогает формировать конкурентоспособных будущих специалистов. Общество нуждается в личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, самообразовываться, успешно представлять себя на рынке труда и ориентированную на социально-значимые приори-теты[22]. Поэтому, технологии профессионально-ориентированного обучения способствуют совершенствованию существующих образовательных программ и подготовке специалистов, обладающих новым уровнем профессиональных компетенций.
Формирование целей статьи (постановка задания). Выявить сущность и описать значимость технологий профессионально-ориентированного обучения в системе среднего профессионального образования.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Проектирование технологий профессионально-ориентируемого обучения осуществляется через взаимодействие теории и практики, сочетание коллективной и индивидуальной работы, наставничества и саморазвития [23]. К принципам построения учебного занятия с применением рассматриваемых технологий относится: интеграция процесса обучения с наукой, профессионально-творческое развитие, ориентация обучения на личность и развитие опыта самообразования будущего специалиста [24].
Для эффективного применения профессионально-ориентированных технологий, необходимо учитывать следующие показатели эффективности по критерию результативности учебного процесса:
- технология направлена на выполнение требований государственных образовательных стандартов к качеству и уровню подготовки будущих специалистов;
- в рамках учебного процесса реализуются достаточные условия для становления ценностно-ориентированной, творчески активной личности профессионала в сфере своей подготовки;
- технология характеризуется содержанием в своей структуре механизмов адаптации к уровню навыков и способностей обучающихся к самообучению, умственному и психическому развитию [25];
- при реализации технологии осуществляется действенный мониторинг процесса и результата освоения профессии, поддержка и развитие познавательного интереса;
- технология применяется каждым педагогом, независимо от его профессиональной подготовки и опыта;
- повышается эмоциональная удовлетворенность студентов собственной и преподавательской познавательной деятельностью [26];
- при помощи технологии обеспечивается полное усвоение учебного материала всеми студентами на установленном государственным стандартом уровне [27].
Рассмотрим применение технологий профессионально-ориентированного обучения при подготовке специ-
42
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ...
алистов среднего звена.
Применяя технологию дискуссионного обучения создается атмосфера доверия, у студентов формируются навыки общения в коллективе, развиваются познавательно-коммуникативная активность и творческие способности. Метод кейсов направлен на формирование практических навыков, системы ценностей, жизненных ориентиров, профессиональных установок, собственного миропонимания. Метод проектов позволяет увлечь студентов на пути самосовершенствования и самопознания, создаются условия для научно-исследовательской деятельности, направленные на получение качественного образования.
Деятельность преподавателя заключается в создании педагогических условий для самообучения, самопознания, в поддержке и методической помощи, которые обеспечивают гарантированное решение развивающих задач на основе умственных, материальных психолого-педагогических методов, средств и форм педагогического сотрудничества [28]. Особенно важным этапом в условиях применения технологий профессионально-ориентированного обучения является учёт выявленных закономерностей мышления, работы памяти, восприятия, что побуждает совершенствовать образовательную деятельность студентов среднего профессионального образования[29].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, профессиональное становление личности начинается в образовательных организациях, когда студенты получают профессиональное образование. Здесь стоит отметить необходимость педагогических технологий, обеспечивающих эффективное формирование профессиональных, компетентностных специалистов [30]. Реализация кейс-метода, дискуссионных семинаров и других технология профессионально-ориентированного обучения позволяет актуализировать и совершенствовать у студентов знания, умения и навыки в будущей профессиональной деятельности.
Применение на практике технологий профессионально-ориентированного обучения способствует постижению будущей профессии, помогает узнать особенности, осознать практическую значимость конечного результата труда.
С помощью технологий профессионально-ориентированного обучения происходит становление личности современного конкурентоспособного специалиста среднего звена, готового к полноценной профессиональной деятельности. Реализация технологии профессионально-ориентированного обучения формирует у студентов среднего профессионального образования систему ценностей к собственной профессиональной деятельности, внедряет образовательные программы и достигает качественного уровня подготовки будущего специалиста, развивает творческий потенциал, готовность к самореализации в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. БайденкоВ. И. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. — М., 2003.
2. Зеер, Э.Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компе-тентностного подхода в профессиональном образовании / Э. Ф. Зеер //Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып. 5; под ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. — Москва : ВЛАДОС. — 2007. — С. 345-356.
3. Блинов В.И. Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.]; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2018.
4. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2.
5. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский. - М., 2001.
6. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. — В 2-х книгах. — Книга 1. — Челябинск, ЧГПУ. 2012. 411 с.
7. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. —
Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. 59 с.
8. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность /И.А. Зимняя // Студенчество. Диалоги о воспитании, 2004. - № 6. — С.13-14.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC: учебное пособие / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
10. Кларин М. В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Сов. педагогика, 1984, №4, С.117-122.
11. Сидакова Н.В. Презентация как одна из форм интерактивного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 143-145.
12. Сундеева Л.А., Осадчикова Е.В. Формирование общекультурных компетенций экономистов технологиями интерактивного обучения //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 44-47.
13. Жадан В.Н. Опыт применения интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 200-209.
14. Драницына Е.Г. Условия формирования умений самостоятельной деятельности студентов системы спо средствами модульной технологии обучения // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 219-222.
15. Насырова Э.Ф. Механизмы и условия функционирования методической системы интегративно-модульного обучения будущих учителей // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 128-131.
16. Лопухова Ю.В. Методические основы применения технологии модульного обучения при изучении грамматики в неязыковых вузах // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 193-198.
17. Лопухова Ю.В., Юрина М.В. Содержание учебного материала как важный аспект изучения иностранного языка при использовании модульного обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 326-329.
18. Кутепова Л.И., Тростин В.Л., Леонтьева Г.А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 186-189.
19. Денисова Н.Г., Курилова О.О. Об опыте формирования педагогической системы подготовки провизоров на базе контекстного подхода //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 223-227.
20. Коротков С.Г., Крылов Д.А. Использование методов проблемного обучения при подготовке бакалавров профессионального обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2017. Т. 11. № 1 (25). С. 13-17.
21. Бакленева С.А. Оптимизация самостоятельной деятельности курсантов посредством электронного учебника контекстного типа //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 250-253.
22. Маркова С.М. Технологическая компетентность педагога профессионального обучения // Современные исследования социальных проблем, 2015. — 3 (47), С. 30-36.
23. Буслаева И.М. Практико-ориентированный подход в обучении предпринимательству // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. С. 170-175.
24. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 2.
25. Рыбцова Л.Л. Современные образовательные технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л.Л. Рыбцова [и др.]; под общей редакцией Л.Л. Рыбцовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 90 с.
26. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //ВестникМининского уни-верситета.2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9.
27. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей / Г.Е. Муравьева. - Иваново, 2001. 123 с.
28. Уман А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход. Орел, 1993.
29. Калиновская Т.С. Модель реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования //Вестник ЧГПУ. 2010. №10.
30. Самсонов В.С., Насанова Б.Б. Информационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов СПО //Вестник БГУ. 2012. №SB.
Статья поступила в редакцию 15.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019