Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ В СПО (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ В СПО (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ МОДУЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильченко Н.В.

Статья посвящена модернизации преподавания общеобразовательных предметов (ООП) в среднем профессиональном образовании (СПО), которое должно обрести новые заданные государством характеристики. В связи с этим автор ставит перед собой задачу создать теоретически обоснованную и жизнеспособную комплексную методику преподавания ООП в СПО. Методическая система проектируется на основе системно-деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного подходов с учетом обновленных запросов к преподаванию ООП в СПО. Изучение требований к результатам освоения образовательных программ ФГОС среднего общего образования (СОО), ФГОС СПО и заданных характеристик обучения - профессиональной направленности, практикориентированности и интеграции - позволило сформулировать цели обучения ООП в СПО. Они, наряду с особыми условиями ФГОС СОО - наличием профилей и уровней обучения, - стали в свою очередь ориентирами для проектирования содержания обучения ООП в СПО. Автор подробно останавливается на каждом условии. Проектирование третьего, деятельностного, компонента основано не только на требуемых характеристиках преподавания ООП в СПО, но и на осознании необходимости изменить роль преподавателя, что неизбежно приведет и к изменению положения обучающихся. Для этого предлагается комплекс методов, форм и средств обучения, способных обеспечить получение заданных результатов. Статья представляет теоретический и практический интерес для преподавателей общеобразовательных предметов в СПО, методистов и других педагогических работников СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильченко Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIGN OF METHODOLOGY OF TEACHING SCHOOL SUBJECTS AT TVET (THE CASE OF FOREIGN LANGUAGE)

The article reflects the latest transformations in the domain of teaching school subjects at Technical and Vocational Education and Training (TVET), which is being modernised along with acquiring new characteristics targeted by the state. In this regard the authoress has set the task to work out theoretically grounded, viable, complex methodological system of teaching school subjects at TVET. Consolidating the systems and activity theoretical approaches in education with student-oriented and competence approaches, the authoress designs the methodological system of teaching school subjects at TVET taking into account the upgraded state imperatives. Studying the requirements for the learning outcomes of the educational programmes of the National Curriculum (Federal National Educational Standard) of high education, of the National Curriculum of TVET as well as the targeted characteristics of teaching school subjects at TVET, namely: being vocational, practice-oriented, and integrative - has allowed defining the objectives of teaching school subjects at TVET. The latter along with special conditions like specialisations and levels of learning a foreign language have guided the design of the learning content component. The authoress regards each condition in detail for she believes they are prerequisites for the successful performance of the learning content. The design of the third, activity component of the methodological system covers not only the targeted characteristics of teaching school subjects at TVET, but also the necessity to modify the teacher’s role, which in turn will inevitably transform the students’ position as well. A set of methods, forms and means of teaching capable of assisting in achieving the targeted outcomes is suggested. The article may be of both theoretical and practical interest to the teachers of school subjects at vocational schools, education coordinators and other staff members of vocational educational establishments.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ В СПО (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

Проектирование методики преподавания общеобразовательных предметов в СПО (на примере иностранного языка)

Н. В. Васильченко1

1Институт стратегии развития образования РАО, Москва, Россия

в редакцию 24 июля 2021 г.

Васильченко Нина Владимировна — кандидат педагогических наук, старший на- Статья гостушш учный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования, ORCID: 0000-0003-4598-0893, e-mail: vasilchenko_nina@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена модернизации преподавания общеобразовательных предметов (ООП) в среднем профессиональном образовании (СПО), которое должно обрести новые заданные государством характеристики. В связи с этим автор ставит перед собой задачу создать теоретически обоснованную и жизнеспособную комплексную методику преподавания ООП в СПО. Методическая система проектируется на основе системно-деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного подходов с учетом обновленных запросов к преподаванию ООП в СПО. Изучение требований к результатам освоения образовательных программ ФГОС среднего общего образования (СОО), ФГОС СПО и заданных характеристик обучения — профессиональной направленности, практикориентиро-ванности и интеграции — позволило сформулировать цели обучения ООП в СПО. Они, наряду с особыми условиями ФГОС СОО — наличием профилей и уровней обучения, — стали в свою очередь ориентирами для проектирования содержания обучения ООП в СПО. Автор подробно останавливается на каждом условии. Проектирование третьего, деятельностного, компонента основано не только на требуемых характеристиках преподавания ООП в СПО, но и на осознании необходимости изменить роль преподавателя, что неизбежно приведет и к изменению положения обучающихся. Для этого предлагается комплекс методов, форм и средств обучения, способных обеспечить получение заданных результатов.

Статья представляет теоретический и практический интерес для преподавателей общеобразовательных предметов в СПО, методистов и других педагогических работников СПО.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, общеобразовательные предметы, иностранный язык, методика преподавания, профессиональная направленность, практикоориентированность, интегративный модуль

Для цитирования: Васильченко Н. В. Проектирование методики преподавания общеобразовательных предметов в СПО (на примере иностранного языка) // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3. С. 75-88. ИПрБ://^. огд/Ю.52944/РОРТ.2021.46.3.006

© Васильченко Н. В., 2021

профессиональное

образование и рынок труда ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

vocational education and labour market

The design of methodology of teaching school subjects at TVET (the case of foreign language)

N. V. Vasilchenko1

1 Institute for Strategy of Education Development (of the Russian Academy of Education), Moscow, Russia

Nina V. Vasilchenko — Candidate of Sciences (Pedagogy), Senior Research Officer, Institute for Strategy of Education Development (of the Russian Academy of Education), ORCID: 0000-0003-4598-0893, e-mail: vasilchenko_nina@mail.ru

Abstract. The article reflects the latest transformations in the domain of teaching school subjects at Technical and Vocational Education and Training (TVET), which is being modernised along with acquiring new characteristics targeted by the state. In this regard the authoress has set the task to work out theoretically grounded, viable, complex methodological system of teaching school subjects at TVET. Consolidating the systems and activity theoretical approaches in education with student-oriented and competence approaches, the authoress designs the methodological system of teaching school subjects at TVET taking into account the upgraded state imperatives. Studying the requirements for the learning outcomes of the educational programmes of the National Curriculum (Federal National Educational Standard) of high education, of the National Curriculum of TVET as well as the targeted characteristics of teaching school subjects at TVET, namely: being vocational, practice-oriented, and integrative — has allowed defining the objectives of teaching school subjects at TVET. The latter along with special conditions like specialisations and levels of learning a foreign language have guided the design of the learning content component. The authoress regards each condition in detail for she believes they are prerequisites for the successful performance of the learning content. The design of the third, activity component of the methodological system covers not only the targeted characteristics of teaching school subjects at TVET, but also the necessity to modify the teacher's role, which in turn will inevitably transform the students' position as well. A set of methods, forms and means of teaching capable of assisting in achieving the targeted outcomes is suggested.

The article may be of both theoretical and practical interest to the teachers of school subjects at vocational schools, education coordinators and other staff members of vocational educational establishments.

Key words: technical and vocational education and training (TVET), school subjects, foreign language, methods of teaching, vocational component, practice-oriented component, integrative learning module

For citation: Vasilchenko, N. V. The design of methodology of teaching school subjects at TVET (the case of foreign language). Vocational Education and Labour Market, 3, 75-88. https://doi.org/10.52944/P0RT.2021.463.006

Введение

Требования рынка труда и модернизация системы основного общего образования в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предполагают тесную взаимосвязь традиций и инноваций в системе среднего профессионального образования (СПО). Поэтому при проектировании образовательного процесса в СПО следует применять не только традиционные — системный и деятельностный — подходы, но и личностно ориентированный и компетентностный, которые учитывают характерные особенности личности при ее профессиональном самоопределении, а также характер обучения. Эти подходы в совокупности образуют сложноорганизо-ванную систему тесно взаимосвязанных субъектных и процессуальных составляющих, объединенных в иерархическую структуру, которая обеспечивает развитие востребованного и компетентного специалиста (Ломакина, 2016).

Кроме того, указанные подходы позволяют рассматривать проектирование методических систем преподавания общеобразовательных предметов (далее ООП) в СПО как единство содержательных и де-ятельностных характеристик обучения в процессе динамического взаимодействия преподавателя и студента (Новиков, 2005). Основой проектирования систем является дидактическая интерпретация и методическое преломление целей (Берталанфи, 1973).

Известно, что обучение общеобразовательным предметам в СПО имеет два источника целеполагания: требования к результатам освоения основной образовательной программы, представленные в виде предметных, метапредметных и личностных результатов ФГОС среднего общего образования (СОО), с одной стороны, и общие и профессиональные компетенции ФГОС СПО — с другой. Необходимость соблюдения преемственности ФГОС СОО и ФГОС СПО обуславливает гармонизацию этих источников и поиск новых подходов к их классификации. Исходя из этого были выделены общие (присущие всем учебным предметам общеобразовательного цикла) и частные (относящиеся к изучению ООП «Иностранный язык») цели обучения ООП в СПО.

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

Методы и результаты исследования

После изучения и сопоставления метапредметных и личностных результатов ФГОС СОО с общими компетенциями (ОК) ФГОС СПО выяснилось, что первые соотносятся с последними как видовые и родовые понятия. Следовательно, совместные усилия преподавателей всех общеобразовательных предметов позволят сформировать те или иные требуемые умения, которые впоследствии разовьются в компетентность конкретного обучающегося. Значит, общие цели обучения ООП в СПО предполагают соотнесение метапредметных и личностных результатов ФГОС СОО с общими компетенциями (ОК) ФГОС СПО (таблицы 1 и 2).

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

Таблица 1

Варианты соотнесения универсальных учебных действий и личностных результатов с общими

компетенциями

Метапредметные результаты ФГОС СОО1 Общие компетенции ФГОС СПО (редакция 2014 г.2)

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Метапредметные результаты ФГОС СОО Общие компетенции ФГОС СПО (редакция 2016 г.3)

владение навыками познавательной, исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач; ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

Личностные результаты ФГОС СОО Общие компетенции ФГОС СПО

Гражданское воспитание: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, активное участие в жизни местного сообщества, родного края, страны;

Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности;

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. (редакция 2014 г)

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. (редакция 2016 г)

Таблица 2

Вариант соотнесения метапредметных и личностных результатов с общими компетенциями ФГОС СПО для иностранного языка

Метапредметные результаты ФГОС СОО

Умение определять назначение и функции различных социальных институтов

Умение выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах

Умение понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения

Личностные результаты

ФГОС СОО Сформированность представления об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе

ОК ФГОС СПО ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Умение самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями

1 ФГОС среднего общего образования. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/f09facf766fbeec Шd89af9e7628dab70844966

2 ФГОС СПО по специальности 09.02.04 «Информационные системы по отраслям». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_166642/5906e5910904a573dde91a2757d0af10d98bfea2

3 ФГОС СПО по профессии 54.01.20 «Графический дизайнер». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2 10671/533c1a86565fbb528eee74f26ca08b0b02803bde/

К частным целям следует отнести предметные и профессиональные цели обучения конкретному ООП. Предметные результаты ФГОС СОО задают дидактическое содержание обучения в СПО и таким образом намечают его внутренние контуры. Так, одним из основных предметных результатов изучения ООП «Иностранный язык» в СПО становится достижение порогового уровня владения языком. В соответствии с ФГОС основного общего образования (ООО) аналогичным предметным результатом является «достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции»1. Сравнение дескрипторов указанных уровней позволяет следующим образом интерпретировать предметные цели обучения иностранному языку в СПО:

1. Расширение тем общения, в том числе за счет профессиональной тематики.

2. Развитие продуктивных умений, в том числе в профессиональном контексте:

- владение диалогической речью, в том числе с учетом профессиональной тематики;

- владение монологической речью — устной и письменной — с учетом профессиональной тематики;

- владение основными приемами составления текстов, обеспечивающими их смысловую цельность, речевую связность и композиционную стройность, способами выражения своего мнения и др. в соответствии с нормами страны изучаемого языка (Ломакина, Васильченко, 2018).

Еще раз подчеркнем: в предметных целях обучения ОПП необходимо учитывать профессиональную направленность, используя специальную лексику и тексты для каждой специальности.

Профессиональные цели обучения ООП «Иностранный язык» в СПО должны быть отражены в рабочей программе по предмету. Их определение следует оставить на усмотрение образовательной организации СПО, так как выбор профессиональных компетенций, в формировании которых целесообразно использовать возможности иностранного языка, ограничен и зависит от региональных потребностей, профессий или специальностей, получаемых обучающимися в конкретной образовательной организации, а также их реального уровня владения иностранным языком.

При постановке профессиональных целей обучения ООП «Иностранный язык» целесообразно взаимодействовать с преподавателями дисциплин циклов ОГСЭ и общепрофессиональных дисциплин. Это позволит оптимально отобрать содержание ООП в соответствии с его местом в учебном плане и выделенным объемом учебных часов, обеспечить междисциплинарный и практикоориентированный характер обучения, наметить тематику индивидуальных проектов, запланировать темы бинарных занятий и др. (таблица 3).

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

1 ФГОС основного общего образования. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/78c653ccbd894 d83b017bccef2d57f0255090347

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

Таблица 3

Примеры методического преломления ПК ФГОС СПО

Профессиональные компетенции Методическое преломление

ФГОС СПО (на примере иностранного языка)

«Сетевое и системное администрирование»

_ „ п „ Деловая игра в звеньях 'At the office' 2.4. Взаимодействовать со специалистами смежного . .

. . _ 1 по методу «jigsaw puzzle» (согласование

профиля ... в профессиональной деятельности1 ' ,м v v .

^^ ^^ ... вопроса между двумя отделами)

«Графический дизайн»

1.1. Осуществлять сбор, систематизацию и анализ г

, , Групповой исследовательский проект

данных, необходимых для разработки технического т; . . .. .. v ...

«How to choose the correct image editor

задания and achieve a client's satisfaction»

1.4. Выполнять процедуру согласования с заказчиком

«Технология эстетических услуг»

3.4. Консультировать клиентов по домашнему филактическому уходу за телом2

Ролевая парная игра «At the beautician's» с обязательным использованием профессиональной лексики

Таким образом, результатом первого этапа проектирования становится целевой компонент методической системы, состоящий из общих и частных целей изучения ООП «Иностранный язык» в СПО (рис. 1).

Спроектированные цели обучения определяют его содержание, которое становится следующим этапом проектирования методики преподавания ООП в СПО. В соответствии с целями это, прежде всего, предметное содержание, где дидактической основой ООП «Иностранный язык» выступает развитие иноязычной коммуникативной компетенции, включающей речевой, языковой, социокультурный, компенсаторный (стратегический) и учебно-познавательный компоненты (Щукин, 2004). В соответствии с нормативными документами обучение иностранному языку как общеобразовательному предмету в СПО предполагает деление на базовый уровень для технологического, естественнонаучного и социально-экономического профилей и углубленный уровень для гуманитарного профиля обучения3. Дополнительным ориентиром для содержания обучения здесь выступают общие компетенции ФГОС СПО, требующие дидактического преломления и интерпретации. Так частные и общие цели намечают содержание, обуславливая друг друга.

На базовом уровне, в зависимости от среднего уровня владения языком обучающимися в каждой конкретной группе, следует разделить тематику общения на общую и деловую сферы. К общей сфере относится бытовая, страноведческая и культурологическая тематика, к деловой — правовая, экономическая и производственная тематика, связанная с социальной и профессиональной коммуникацией на рабочем месте.

1 ФГОС СПО по специальности 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_210837/1214a0fb452cf5691c29f7297700dde7012f84ad

2 ФГОС СПО по специальности 43.02.12 «Технология эстетических услуг». http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_210987/0419705524bc4a9c401c4fc8c1cb685437083695

3 Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования. http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/400564052/.

vocational education and labour market

1 1(МГ КОЙ кош ИОН Г Н Т (lii\l[f IIIIH

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0$ишс цели i [ j] г подл нал ieii

ООП «Иностранный

язык»

Чпшысщели upvuoлазании

ООП «Иностранным

ЯЗЫк»

Метонред- Личностные OGuifie Предметные Профее-

ыетные результаты компетенции результаты снональные результаты комттснщгн

Рис. 1. Целевой компонент обучения

Процентное соотношение сфер разумно оставить на усмотрение образовательной организации СПО, но количество учебных часов, выделяемых на деловую сферу общения, не должно быть менее 30% от всего объема учебного времени.

На углубленном уровне предлагается разделить тематику общения на деловую и профессиональную сферы. К последней следует отнести тематику, непосредственно связанную с производством товаров и оказанием услуг — будущей профессиональной деятельностью обучающихся. Процентное соотношение двух сфер также следует оставить на усмотрение образовательной организации СПО, так как оно зависит от количества формируемых посредством ООП профессиональных компетенций и возможностей обучающихся.

Концепция преподавания ООП в СПО рассматривает блочно-модуль-ную технологию как способ управления учебным процессом и использует ее для организации учебных материалов и программ по общеобразовательным предметам. Следовательно, содержание ООП должно быть представлено в виде тематических модулей, которые, в свою очередь, объединяются в блоки модулей аналогичной тематики. Таких модулей в контексте обучения иностранному языку в СПО намечается три: общий, деловой и профессиональный. Первые два блока могут быть едиными и использоваться всеми образовательными организациями СПО благодаря единству предметных целей и общих компетенций ФГОС СПО. Блок профессиональных модулей должен разрабатываться образовательной организацией СПО в зависимости от потребностей региона, специальностей или профессий, получаемых обучающимися, а также уровня владения ими иностранным языком, для каждой специальности или группы специальностей отдельно.

Представляется разумным дать возможность образовательной организации СПО изменять содержание блоков общей и деловой тематики общения в соответствии требованиями местного рынка труда, заказом работодателей, своими потребностями и наличием преподавателей

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

необходимой квалификации. Однако принципиально, чтобы каждый модуль:

• учитывал психологические закономерности деятельности;

• был нацелен на решение проблемы и связан с творчеством;

• имел пошаговые инструкции, планы действия, чертежи и т. д.;

• предполагал создание конечного учебного продукта в соответствии с образцом.

Благодаря целостному и завершенному построению модуля изучения ООП в СПО гарантируется цельность, динамичность, эффективность формирования и развития результатов обучения. Студенты имеют возможность закрепить полученные знания, что, в свою очередь, делает процесс обучения личностно значимым, мотивированным и соответствующим планируемым результатам (Ломакина, 2016) (таблица 4).

Темы модулей и формируемые общие компетенции

Таблица 4

Темы модулей

Общие компетенции ФГОС СПО (на примере иностранного языка)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

Структура компании и место специалиста ... в ней: краткое описание всех возможных отделов и их деятельности; подробный обзор деятельности соответствующего отдела, деятельность ... специалиста в зависимости от правовой формы компании

Планирование своей профессиональной деятельности: от постановки цели до оценки результата; способы управления своим временем и поведением

Нестандартные ситуации и причины, которые их могут вызвать в коллективе; как правильно реагировать на конфликт и выйти из конфликтной ситуации. Нормы общение с членами коллектива, партнерами и клиентами

Очевидно, что каждый ООП может лишь способствовать формированию или развитию той или иной компетенции, внося вклад в общее дело по подготовке востребованного и компетентного специалиста среднего звена. Учитывая срок освоения общеобразовательной программы в СПО, который в два раза меньше, чем в общеобразовательной школе, а также необходимость ориентировать обучение ООП на практическую деятельность, целесообразно внедрять в образовательный процесс инте-гративные модули, которые позволят его интенсифицировать (рис. 2).

Интегративный модуль — это структура, объединяющая тематическое содержание двух и более ООП, что позволяет достичь не только предметных, но метапредметных и личностных результатов обучения. Включение интегративных модулей сделает процесс обучения ООП в СПО более практикоориентированным, поскольку приблизит его к реальной жизни и станет еще одним шагом на пути к образованию, в центре которого — не предметные знания, а обучающиеся, их социальная и профессиональная компетентность.

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

Примеры ин тег рати в н ы х модуле й

Нпюрии t фнэ кул ьтурл ■

■:':E:,l..'J.jKi|JI,H '.-L'-Jl ДМТНН^ННЯ ЕОПСТСИОГО f

исторлд + апроихт»

"Mj—<!|11[Л n(TIT^il[OHSI'irCDtFLK

открытн й XX кем ■

l№ncrpnilllNli ЯЗМК + 01>Ж =

«Внкти мнос но тмснш1 подростков л его последствиям «Twfi^pfViCtPn Bo-KiUitmr лги! ¡W Pt^iilili CUUMiiMCttti

Лхн-т^^ pii + n ч * d«ipOllvMHw = К.Г ПаутаАЖЯЙ «Номлтра»

Математика + фи з культурна ctjmhto кня *

кМатематикее№? раечгш ь и грииыл

ВДде«трти/астриМонМЫ» НносграАм ы й йЛмн 4- астр ономнн

«Пйсдедшш предел» iTFTLeLiSt Frontier»

Рис. 2. Примеры интегративных модулей

Такое построение предметной информации в рамках модуля позволит формировать у обучающихся целостную картину мира, развивать и воспитывать их. Использование интегративных модулей позволит сократить срок обучения ООП в СПО с двух лет до одного года.

Так завершается проектирование второго компонента методической системы преподавания ООП в СПО, которым становится содержание обучение. В соответствии с Концепцией преподавания в нем учтены требования обновления, профессиональной направленности, практикоори-ентированности, интеграции и дифференцированности обучения.

Одной из основных характеристик методической системы обучения А. М. Новиков видел «функциональное взаимодействие преподавателя и учащихся как управление со стороны преподавателя непосредственно или опосредованно деятельностью учащихся» (Новиков, 2005). Развивая идею выдающегося ученого, следует отметить, что «положение современного преподавателя СПО подразумевает его триединую роль:

- направляющего — постановка цели или учебной задачи и создание и/или поддержание мотивационной обусловленности будущей деятельности;

- организующего — обеспечение строгой последовательности учебных действий в соответствии со структурой деятельности;

- корректирующего — оценивание и контроль учебной деятельности» (Васильченко, 2019).

Такое положение преподавателя делает обучающегося равноправным и активным участником процесса обучения. Для достижения такого

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

положения преподавателю необходимо повсеместно внедрять активные и интерактивные методы обучения, групповые формы организации познавательной деятельности студентов, широко использовать электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Под активными методами обучения понимаются проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных производственных ситуаций, учебные и деловые игры, экскурсии на производство, а также разнообразные формы научно-исследовательской работы студентов. Под интерактивными — проведение «мозгового штурма», составление диаграмм связей (mind-maps), использование на занятиях обучающих компьютерных программ и образовательных ресурсов сети Интернет, прецедентный анализ (case study), презентации и т. д. (Бурняшева, 2012; Никулин, 2014).

«Использование активных и интерактивных методов обучения влечет за собой изменение форм организации познавательной деятельности обучающихся» (Селевко, 2005). В соответствии с деятельностным подходом при выборе форм обучения приоритет должен отдаваться групповым формам: работа в парах (парная); работа в группах от 3-х человек и более (групповая); работа в звеньях (звеньевая). Отличием групповой и звеньевой форм состоит в том, что при групповой работе обучающиеся трудятся над одной и той же задачей, тогда как при звеньевой форме каждый участник звена получает свой отдельный участок работы и выполняет полученное задание самостоятельно, а иногда и автономно. На завершающем этапе такой формы деятельности общий продукт является компиляцией работ всех участников звена. Важность этого вида состоит, прежде всего, в том, что от серьезного отношения каждого к полученному заданию зависит успех всех, что в наибольшей степени соответствует условиям реальной жизни.

«Показательно, что характерными особенностями приведенных методов и форм при обучении общеобразовательным предметам в СПО являются: полилог и взаимодействие между всеми участниками процесса обучения, их кооперация или сотрудничество, а также эффективная обратная связь между ними, что способствует формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий и общих компетенций студента СПО» (Васильченко, 2019).

Результатом третьего этапа проектирования становится создание дея-тельностного компонента, предполагающего обновление методов, форм и средств обучения общеобразовательных предметов в СПО, которые обеспечат усвоение содержания и достижение поставленных целей.

Заключение

Итак, преподавание ООП «Иностранный язык» в СПО можно представить в виде системы, состоящей из трех взаимосвязанных интегратив-ных компонентов, позволяющих реализовывать, оценивать и корректировать обучение общеобразовательному предмету в СПО (рис. 3). Важно отметить, что система спроектирована так, что практически все элементы работают на осуществление фундаментальных требований, предъявляемых государством к преподаванию ООП в СПО. Это практикоориен-тированность, профессиональная направленность и интеграция.

vocational education and labour market

Рис. 3. Компонеты системы преподавания ООП «Иностранный язык»

Помимо теоретических основ проектирования хотелось бы также привести ряд практических соображений.

Соотносить метапредметные и личностные результаты освоения образовательной программы СОО с общими компетенциями ФГОС СПО следует весьма осторожно: конкретному общеобразовательному предмету по силам развить лишь определенные умения, а не все, заданные стандартом. Здесь хочется напомнить, что личностные результаты освоения программы среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, духовно-нравственными ценностями и т. д.

Не следует также забывать, что в функции общеобразовательных учебных предметов не входит формирование профессиональных компетенций ФГОС СПО, которые представляют собой совокупность специальных знаний, умений и практического опыта по получаемой специальности или профессии. Поэтому для осуществления этой работы необходимо создать команду профессионалов, которые смогут творчески, но сдержанно подойти к решению этой задачи.

При разработке интегративных модулей и других комплексных творческих заданий, например индивидуальных проектов, следует учитывать социальные и психолого-педагогические характеристики, интересы

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

и потребности современных обучающихся возраста ранней юности с целью создания и поддержания их учебной мотивации. Необходимо помнить, что тиражирование эксплуатируемых десятилетиями тем де-мотивирует как преподавателей, так и обучающихся, сужает горизонты их творческого мышления и созидательной деятельности.

Показательно, что предметные, метапредметные и личностные результаты ФГОС СОО сформулированы емкими определениями, направленными прежде всего на формирование и развитие качеств обучающихся, которые непросто измерить. В связи с этим современные формы их контроля также требуют новых, не шаблонных, а оригинальных решений. Возможно, наряду с традиционными следует использовать инновационные формы контроля, такие как дифференцированный зачет в виде деловой игры, презентаций, защиты индивидуальных проектов и др. Существенно, такие формы позволяют оценить — пусть и по холистической шкале (да — нет, проявил — не проявил, выполнил — не выполнил) — качества, проявленные обучающимися при выполнении задания или представлении его результатов. А в совокупности с бальной системой оценивания инновационные формы контроля дадут возможность разным категориям студентов проявить свои умения.

Наконец, хочется предостеречь образовательные организации СПО от необоснованно прямолинейного следования Методическим рекомендациям по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы СПО в части изучения ООП «Иностранный язык» на углубленном уровне только студентами гуманитарного профиля. В документе ясно сказано, что применение методических рекомендаций «...не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контро-ля»1. О значимости иностранного языка в современном мире говорить не приходится. Многие технические специальности (09.00.00 Информатика и вычислительная техника; 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи; 12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии), естественнонаучные (31.00.00 Клиническая медицина; 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина; 33.00.00 Фармация; 34.00.00 Сестринское дело) и социально-экономические (38.00.00 Экономика и управление; 42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело; 43.00.00 Сервис и туризм2) немыслимы без использования иностранных языков. Их углубленное изучение на первом курсе, без сомнения, положительным образом скажется на подготовке студентов и будет оценено преподавателями дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» на втором.

1 Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы на базе основного общего образования. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400564052/

2 Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или

специальности СП. http://xn—273--84d1f.xn—p1ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-19122014-no-

06-1225

Литература

1. Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования. М.: Наука, 1973. С. 20-37.

2. Бурняшева Л. А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы. М.: КноРус, 2012.

3. Васильченко Н. В. Проектирование трехкомпонентной технологии обучения иностранному языку в системе среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2019.

4. Ломакина Т. Ю., Васильченко Н. В. Целевой компонент технологии обучения в системе СПО // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 10 (133), С. 38-43. Ьйр:/Лгуе8Иа. vspu.ru/files/publics/133/38-43.pdf .

5. Ломакина Т. Ю. Необходимость инновационной деятельности в системе профессионального образования // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллект. моногр. / Ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/5965/1/mon00086.pdf.

6. Ломакина Т. Ю. Стратегия профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 2. С. 17-26.

7. Никулин С. К. Содержание научно-технического творчества учащихся и методы обучения (системный подход). М.: МАИ, 2014.

8. Новиков А. М. Профессиональное образование в России. Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 2005.

9. Селевко Г. К. Групповые формы учебной деятельности // Школьные технологии. 2005. № 1. С. 124-132.

10. Щукин А. Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам. М.: ИКАР, 2014.

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

References

Bertalanffy, L. von. (1973). The history and status of systems theory (B. G. Yudina, Trans.). Systems Research. Moscow: Nauka. (In Russ.) (Original work published 1972). https://systems-analysis.ru/assets/systems_re-search_1973.pdf.

Burniasheva, L. A. (2012). Aktivnye i interaktivnye metody obucheniia v obrazo-vatel'nom protsesse vysshei shkoly [Active and interactive learning methods at higher education]. Moscow: KnoRus. (In Russ.)

Lomakina, T. Yu, & Vassilchenko, N. V. (2018). Target component of technology training in the system of secondary vocational education. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, 10, 38-43. (In Russ.)

Lomakina, T. Yu. (2016). Strategiia professional'nogo obrazovaniia [The strategy of vocational education and training]. Professional'noye Obrazovaniye. Stolitsa, 2, 17-26. (Russ.)

Lomakina, T.Yu. (2016 ). Neobkhodimost' innovatsionnoy deyatel'nosti v sisteme professional'nogo obrazovaniya [The necessity of innovative activity at TVET].In Tkachenko, E. V, & Galaguzova, M. A. (Eds). Concepts and Terms in Pedagogy and Education. Urals State Pedagogical University.

профессиональное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образование и рынок труда ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

vocational education and labour market

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5965/1/mon00086.pdf. (In Russ.)

Nikulin, S. K. (2014). Soderzhanie nauchno-tekhnicheskogo tvorchestva uchash-chikhsia i metody obucheniia (sistemnyi podkhod) [The content of students' scientific and technical creativity and the methods of learning (systematic approach)]. Moscow: MAI. (In Russ.)

Novikov, A. M. (2005). Professional'noe obrazovanie v Rossii. Perspektivy razvi-tiia [Vocational education and training in Russia. The prospects of development]. Moscow: Publishing House of VET of Russian Academy of Education. (In Russ.)

Schukin, A. N. (2014). Metody i tekhnologii obucheniia inostrannym iazykam [Methods and technologies of foreign language learning]. Moscow: Ikar. (In Russ.)

Selevko, G. K. (2005). Gruppovye formy uchebnoi deiatel'nosti [Group forms of learning activity]. Journal of School Technology, 1, 124-132. (In Russ.)

Vassilchenko, N.V. (2019). Proektirovanie trekhkomponentnoi tekhnologii obucheniia inostrannomu iazyku v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniia [The design of three-component technology of foreign language learning at TVET] (PhD thesis). Institute for the Strategy of Education Development. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.