Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ И ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ И ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1564
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОД КРУГЛОГО СТОЛА / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / АНАЛИЗ СИТУАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / МЕТОД КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукичев А.Н., Чечелева В.Н., Янгез Д.И., Зимин С.В., Цветкова Е.А.

Статья посвящена вопросам использования в профессиональной деятельности преподавателя организации среднего профессионального образования (СПО) инновационных методик преподавания общеобразовательных дисциплин, позволяющих повысить мотивацию обучающихся и обеспечивающих опережающий вход в профессию/специальность в ключе современных тенденций в системе среднего профессионального образования. Первостепенными задачами данной работы является исследование образовательных инноваций в системе СПО, ориентированных на всестороннюю подготовку обучающихся, основой которой выступают общеобразовательные дисциплины; цель статьи - определение наиболее эффективных инновационных методик преподавания общеобразовательных дисциплин программ СПО, направленных на развитие критического мышления обучающихся, способность самостоятельно принимать разумные решения в современном ускоренно изменяющемся мире. Авторы статьи использовали общенаучные методы исследовательской работы: анализ методической литературы, в том числе зарубежных источников, с целью изучения теоретического и методического аспекта современных методик преподавания в системе СПО. Гипотеза исследования - применение инновационных методик преподавания общеобразовательных дисциплин в программах СПО является залогом опережающего развития системы СПО, необходимость которого определена на государственном уровне. Результаты анализа современных методик преподавания в сфере СПО обосновывают необходимость внедрения в обучающий процесс методов обучения на основе современной науки, эффективных педагогических технологий для подготовки профессиональных кадров, дающих не только знания и умения, но и обучающих поведенческим моделям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукичев А.Н., Чечелева В.Н., Янгез Д.И., Зимин С.В., Цветкова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODOLOGIES AND INNOVATIONS IN GENERAL EDUCATION DISCIPLINES TEACHING UNDER THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMS

The article is dedicated to the issues of the use of innovation methodologies of general education disciplines teaching in the professional activity of a secondary vocational education establishment teacher allowing to encourage the students and providing a forward-looking entrance to profession/specialty in the sense of modern trends in the secondary vocational education system. The priority objects of this work are the research of educational innovations in the secondary vocational education system aimed at all-round training of the students based on general education disciplines; the purpose of the article is to determine the most efficient innovative teaching methodologies for general education disciplines of secondary vocational education programs directed at the development of the student’s critical thinking, ability to make reasonable decisions independently in the modern rapidly changing world. The authors of the article used the following general scientific methods of research work: methodological literature analysis, including foreign sources, with the purpose to study the theoretic and methodological aspects of modern teaching methodologies in the secondary vocational education system. The study assumption is application of innovative teaching methodologies for general education disciplines of secondary vocational education programs being the prerequisite for the secondary vocational education system advanced development, the necessity of which is determined at the country level. The results of the modern teaching methodologies of secondary vocational education analysis substantiate the necessity to implement into the study process the teaching methodologies based on the modern science, efficient pedagogical technologies for training of professional staff not only providing knowledge and skills but teaching the behavioral models.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ И ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

ОБРАЗОВАНИЯ

Современные методики и инновации в преподавании общеобразовательных дисциплин программ среднего профессионального образования

Александр Николаевич Лукичев

кандидат исторических наук, вице-президент Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» Москва, Россия lukichev.an@yandex.ru 0000-0001-9725-3765

Вера Николаевна Чечелева

кандидат филологических наук, эксперт

Общество с ограниченной ответственностью Совместное предприятие «Содружество» Дубна, Россия vera.checheleva@gmail.com 0000-0003-0641-2527

Дмитрий Иванович Янгез

кандидат исторических наук, доцент, начальник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела

Московский государственный университет спорта и туризма Москва, Россия dimayangez@yandex.ru 0000-0003-3081-9909

Станислав Викторович Зимин

кандидат филологических наук, доцент кафедры истории искусств и гуманитарных наук Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова Москва, Россия stanislavzimin@mail.ru 0000-0001-8872-1475

Елена Александровна Цветкова

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и менеджмента Московский педагогический государственный университет Москва, Россия TsvetkovaElena777@rambler.ru 0000-0002-1429-384Х

Екатерина Сергеевна Колесникова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма Москва, Россия petrysya333@yandex.ru 0000-0003-1038-2316

Поступила в редакцию 10.02.2021 Принята 02.03.2021 Опубликована 22.04.2021

С 10.25726/58303-9480-0800-д

Аннотация

Статья посвящена вопросам использования в профессиональной деятельности преподавателя организации среднего профессионального образования (СПО) инновационных методик преподавания общеобразовательных дисциплин, позволяющих повысить мотивацию обучающихся и обеспечивающих опережающий вход в профессию/специальность в ключе современных тенденций в системе среднего профессионального образования. Первостепенными задачами данной работы является исследование образовательных инноваций в системе СПО, ориентированных на всестороннюю подготовку обучающихся, основой которой выступают общеобразовательные дисциплины; цель статьи -определение наиболее эффективных инновационных методик преподавания общеобразовательных дисциплин программ СПО, направленных на развитие критического мышления обучающихся, способность самостоятельно принимать разумные решения в современном ускоренно изменяющемся мире. Авторы статьи использовали общенаучные методы исследовательской работы: анализ методической литературы, в том числе зарубежных источников, с целью изучения теоретического и методического аспекта современных методик преподавания в системе СПО. Гипотеза исследования -применение инновационных методик преподавания общеобразовательных дисциплин в программах СПО является залогом опережающего развития системы СПО, необходимость которого определена на государственном уровне. Результаты анализа современных методик преподавания в сфере СПО обосновывают необходимость внедрения в обучающий процесс методов обучения на основе современной науки, эффективных педагогических технологий для подготовки профессиональных кадров, дающих не только знания и умения, но и обучающих поведенческим моделям.

Ключевые слова

общеобразовательные дисциплины; среднее профессиональное образование; педагогическая технология; метод круглого стола; ролевые игры; анализ ситуации; обучение в сотрудничестве; метод критического мышления; проектная деятельность.

Введение

Технологические, интеллектуальные и инновационные конкурентные преимущества национальной экономики обеспечиваются высоким уровнем кадрового потенциала, напрямую связанным с уровнем образования населения. Кадровое обеспечение социально-экономических процессов является определяющим фактором успешного развития государства в условиях глобализации мировой экономики и роста конкуренции. Ускорение темпов общественного развития привело к структурным изменениям в сфере занятости - тотальному сокращению сферы применения неквалифицированного труда и возникновению постоянной потребности в квалифицированных специалистах среднего звена. Необходимость в обеспечении опережающего развития системы среднего профессионального образования стала триггером для интенсификации интеграционных процессов в сфере среднего профессионального образования, синтезирующих образование, науку и производство, результатом которой стало изменение содержания учебных программ, форм организации учебного процесса и используемых методик преподавания, в том числе методик преподавания общеобразовательных дисциплин [7].

Материалы и методы исследования

Внедрение в практику учебной работы среднего профессионального образования инновационных методик преподавания общеобразовательных дисциплин, учитывающих образовательные потребности

обучающихся, происходит в формате реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

ФГОС СПО предъявляют высокие требования к современному выпускнику. Короткие сроки обучения, большие объемы информации и жесткие требования к практическому опыту, умениям, знаниям и компетенциям студента - вот современные условия образовательного процесса. Востребованность выпускников образовательных организаций СПО на рынке труда зависит от применяемых педагогических технологий. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий [2; 10]. Современные подходы к организации образовательного процесса в организации СПО предполагают замену традиционных пассивных методов обучения на активные и интерактивные методы работы [1].

Результаты и обсуждение

К современным инновационным методикам преподавания общеобразовательных дисциплин в рамках аудиторной работы относятся:

Метод круглого стола. Круглый стол (Panel) - это интерактивное занятие, в ходе которого студенты (возможно, приглашенные эксперты) обсуждают определенную тему, сравнивают и противопоставляют свои точки зрения относительно выбранного вопроса. Обычно каждому студенту предоставляется возможность выступить с заготовленными тезисами, после участники круглого стола отвечают на вопросы участников круглого стола. Преподаватель выступает в качестве координатора дискуссии и следит за нитью обсуждения, иногда сдерживает спорящие стороны. Метод прекрасно подходит для использования на уроках истории, обществознания, экономики и права.

Метод ролевой игры. Ролевые игры (Role Plays) - обучающая техника, в ходе которой студенты разыгрывают ситуацию под руководством преподавателя. Согласно Эдварду Скэннеллу, автору серии «Во что играют тренеры» (Games trainers play) [15], игрой «может считаться любое упражнение, иллюстрация, деятельность или инцидент, использованный для демонстрации или помощи в процессе обучения». Игры представляют собой энергичный способ проиллюстрировать учебные вопросы во время занятия, их используют для усиления процесса обучения [13].

По Скэннелу у проведения ролевых игр существует четыре стадии (рисунок 1).

ПОДГОТОВКА ОБОСНОВАНИЯ

ПРОВЕДЕНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ

ОПРОС УЧАСТНИКОВ

ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Рисунок 1. Стадии проведения ролевой игры по Э. Скэннелу

1. Подготовка обоснования: преподаватель должен привести весомую причину для проведения ролевой игры, соотнести ее с только что обсужденными вопросами или связать с информацией, которую он планирует преподнести сразу после игры, установить временные ограничения.

2. Проведение ролевой игры: преподаватель должен распределить определенные роли и задания между участниками. Студенты либо будут иметь роли в игре, либо должны будут выполнять указанные задания. Преподаватель должен дать четкие указания относительно ролей и того, на что должны обратить внимание обучающиеся, начать игру и завершить задание по истечении установленного срока.

3. Опрос участников: преподаватель должен спросить участников, что они думают о проведенной игре.

4. Завершение занятия: преподаватель должен помочь участникам совместить ролевую игру с процессом обучения.

Ролевые игры помогают обучающимся развить новые навыки в дружелюбной обстановке, они отлично подходит для использования на уроках литературы, права, истории и обществознания [8].

Метод анализа ситуаций. Анализ ситуаций (Case Study) - это реалистичный сценарий проблемы, которую необходимо решить обучающимся. Им приходится анализировать и искать решение проблемы самостоятельно или в группе. Задача может быть как простой, так и сложной, и может иметь множество вариантов решения, так как над ее решением работают несколько человек или групп участников.

Для организации и проведения эффективного занятия в формате Case Study преподаватель должен придерживаться следующего алгоритма [2]:

- определить задачу или цель обучения, которую необходимо достичь;

- подготовить реалистичный кейс, убедиться, что все ситуации применимы к реальной жизни, продумать использование фильмов или изображений;

- соотнести цели обучения с кейсом, дать ученикам указания относительно того, каким образом работать с кейсом;

- подготовить вопросы, которые будут использоваться для стимуляции обсуждения кейса учениками, распланировать каким образом ученики смогут использовать данный кейс;

- подвести итоги, подчеркнуть важность коллективного взаимодействия, ведь конечные результаты явились итогом умения принятия совместных решений.

Данный метод прекрасно подходит для использования, например, на уроках права. На занятиях по учебным дисциплинам «Естествознание», «География», «Химия», «Биология» целесообразно применение таких образовательных технологий, как технология сотрудничества, технология развития критического мышления, проблемного обучения. В процессе обучения «Химии» и «Физики» особое значение имеют исследовательские методы [4]. Применение данных методов обучения способствует более эффективной перцепции информации об окружающем мире обучающимся, стимулирует их интерес к изучению общеобразовательных дисциплин.

Технология обучения в сотрудничестве (Cooperative Learning) - это одна из вариаций личностно-ориентированного подхода, предполагающая совместную работу обучающихся над определенной темой, своеобразное совместное расследование, в результате которого студенты коллективно работают, осваивая новые знания в процессе общения друг с другом. Технология мотивирует обучающихся на действие, создает желание учиться, дает умение работать в команде и быть лично ответственным за определенное задание, потому что от этого зависит работа всей группы [11].

В основе Технологии критического мышления лежит алгоритм развития качественного мышления обучающегося посредством его взаимодействия с педагогом, направленного на актуализацию имеющихся знаний по данной теме, осмыслению новой информации и последующую рефлексию. Технология критического мышления универсальна и рассчитана не на механическую фиксацию материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

Технология проблемного обучения, как подвид технологий ассоциативно-рефлекторно типа, предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуативных обстоятельств и активную самостоятельную деятельность студентов по поиску путей их разрешения, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями. При этом освоение учебного материала происходит не через традиционное восприятие органами чувств, а посредством удовлетворения возникшей у студента потребности разобраться в проблеме.

Поскольку большое количество часов по учебному плану отводится на самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей, образовательная организация СПО обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу,

формировать социокультурную среду и создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности [2].

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации [3]. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Суть самостоятельной работы состоит в самоорганизации понимания изучаемого материала, извлекаемого из различных источников, в построении студентом собственной точки зрения, субъективного отношения к изученному материалу, в определении его практической значимости [4]. Внеаудиторная работа в системе СПО должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение. Основным форматом внеаудиторной работы является метод индивидуальных проектов, направленный на формирование социально-коммуникативной компетентности обучающих.

В основе Метода проектов лежит развитие критического и творческого мышления, познавательных навыков учащихся, развитие умений самостоятельно конструировать образовательную траекторию, умений ориентироваться в цифровом информационном пространстве.

Основные этапы проектной деятельности представлены на рисунке 2.

ИНИЦИИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Рисунок 2. Основные этапы выполнения проекта

1. Инициирование проекта - на этом этапе формируются понимание сущности проекта в целом, определяются его цели и задачи.

2. Планирование деятельности - заключается в уточнении целей, постановке конкретных задач, планировании деятельности по достижению необходимых результатов. Одним из важнейших процессов на этом этапе является определение источников и обмен информацией в проекте.

3. Реализация проекта - в рамках выполнения этого этапа происходит плановая реализация проекта, итогом которой является конкретный результат.

4. Оценка результатов - анализируется выполнение проекта, рассматриваются достигнутые положительные (или отрицательные) результаты, выясняются причины, оказавшие на них влияние.

В формате технологии проектной деятельности обучающиеся выполняют проекты в широком диапазоне проблемных задач (творческих, информационных, коммуникационных) и приобретают знания, умения и навыки в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. В ходе выполнения проектов современные студенты активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.) [12]. Таким образом, самостоятельная деятельность учащихся выступает как эффективное средство их всестороннего развития.

Заключение

Качественная реализация инновационных методик преподавания общеобразовательных дисциплин в СПО в рамках федеральных образовательных стандартов требует высокого профессионализма кадров. Современный преподаватель общеобразовательной дисциплины в организации СПО достигает высокого уровня профессиональной компетентности при условии наличия целого ряда умений и навыков помимо знаний психолого-педагогических основ профессиональной деятельности, в том числе методических особенностей преподавания общеобразовательной дисциплины и современных подходов к обучению, изменяющих роль преподавателя в учебном процессе. Если раньше он был носителем знаний по общепредметной дисциплине, то сейчас

превращается в коуча, использующего имитационные методы обучения, организатора деятельности студента, выступающего активным субъектом процесса обучения.

Список литературы

1. Алимов Б.Н. О повышении роли общеобразовательных дисциплин в формировании профессионально значимых качеств у учащихся профессиональных колледжей // Молодой ученый. 2014. №8. С. 763-766.

2. Гаршина Ю.П. Практика использования современных образовательных технологий на уроках общеобразовательных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 90-94.

3. Голод Н.В. Оптимизация педагогического процесса в лицее при обучении общеобразовательным дисциплинам // Вестник психофизиологии. 2013. №4. С. 26-29.

4. Запевалов В.Н., Мамонтов В.О. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Материалы IV Международной научно-практической видеоконференции «Инновационные технологии в образовании» / под ред. С.М. Моор. Тюмень: ТИУ, 2017. С. 80-81.

5. Компанейцева Г.А. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 363-368.

6. Метод проектов // Образовательная социальная сеть. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/06/06/metod-proektov (дата обращения: 01.04.2021).

7. Монако Т.П., Белогуров А.Ю. Роль дисциплин общеобразовательного цикла в профессиональном становлении современных специалистов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2005. №6. С. 160-169.

8. Ненашева-Кручинкина Н.В. Использование приемов социо-игровой педагогики при изучении общеобразовательных дисциплин в СПО // Материалы XXIII Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования». М.: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2015. С. 7677.

9. О направлении инструктивно-методического письма: письмо Минпросвещения России от 20 июля 2020 г. №05-772 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_359096/ (дата обращения: 01.04.2021).

10. Попова С.В., Савушкина Г.Н., Климова Т.Н. Использование потенциала общеобразовательных дисциплин при формировании профессиональной мобильности // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. - 2014. - С. 73-75.

11. Садовская В.О. Технология обучения в сотрудничестве. https://sites.google.com/site/valeriasadovskaa/kollegam/pedagogiceskie-tehnologii/tehnologia-obucenia-v-sotrudnicestve-cooperative-learning (дата обращения: 01.04.2021).

12. Туголукова А.Ю. Опыт использования дистанционного обучения по общеобразовательным дисциплинам // Материалы Международной научно-методической видеоконференции «Тенденции и перспективы развития электронного образования» / под редакцией В.В. Майера, С.М. Моор, С.В. Соколковой. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. С. 79-81.

13. Филимонова А.П., Костенко С.В., Шевченко И.Н. Некоторые неигровые имитационные методы обучения в процессе преподавания математики как общеобразовательной дисциплины // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке». Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. С. 143-144.

14. Mitchell G. The Trainer's Handbook: The AMA Guide to Effective Training. NY: AMACOM, 1998.

468 p.

15. Scannell E.E., Newstrom J.W. Games trainers play. NY: McGraw-Hill Education, 1980. 352 p.

Modern methodologies and innovations in general education disciplines teaching under the secondary

vocational education programs

Alexander N. Lukichev

Candidate of Historical Sciences, Vice-president Union «Professionals in the field of educational innovation» Moscow, Russia lukichev.an@yandex.ru 0000-0001-9725-3765

Vera N. Checheleva

Candidate of philological sciences, Expert Limited Liability Company Joint Venture «Commonwealth» Dubna, Russia vera.checheleva@gmail.com 0000-0003-0641-2527

Dmitry I. Yangez

Candidate of historical sciences, Associate professor, Head of the Research and editorial and publishing department Moscow State University of Sports and Tourism Moscow, Russia dimayangez@yandex.ru 0000-0003-3081-9909

Stanislav V. Zimin

Candidate of philological sciences, Associate professor of the Department of art history and humanities Moscow State Academy of Art and Industry named after S.G. Stroganova Moscow, Russia stanislavzimin@mail.ru 0000-0001-8872-1475

Elena A. Tsvetkova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Candidate of economic sciences, Associate professor of the Department of economic theory and management Moscow Pedagogical State University Moscow, Russia TsvetkovaElena777@rambler.ru 0000-0002-1429-384X

Ekaterina S. Kolesnikova

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department of gymnastics theory and methodology Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism Moscow, Russia petrysya333@yandex.ru 0000-0003-1038-2316

Received 10.02.2021 Accepted 02.03.2021 Published 22.04.2021

< 10.25726/s8303-9480-0800-g

Abstract

The article is dedicated to the issues of the use of innovation methodologies of general education disciplines teaching in the professional activity of a secondary vocational education establishment teacher allowing to encourage the students and providing a forward-looking entrance to profession/specialty in the sense of modern trends in the secondary vocational education system. The priority objects of this work are the research of educational innovations in the secondary vocational education system aimed at all-round training of the students based on general education disciplines; the purpose of the article is to determine the most efficient innovative teaching methodologies for general education disciplines of secondary vocational education programs directed at the development of the student's critical thinking, ability to make reasonable decisions independently in the modern rapidly changing world. The authors of the article used the following general scientific methods of research work: methodological literature analysis, including foreign sources, with the purpose to study the theoretic and methodological aspects of modern teaching methodologies in the secondary vocational education system. The study assumption is application of innovative teaching methodologies for general education disciplines of secondary vocational education programs being the prerequisite for the secondary vocational education system advanced development, the necessity of which is determined at the country level. The results of the modern teaching methodologies of secondary vocational education analysis substantiate the necessity to implement into the study process the teaching methodologies based on the modern science, efficient pedagogical technologies for training of professional staff not only providing knowledge and skills but teaching the behavioral models.

Key words

general education disciplines; secondary vocational education; pedagogical technology; roundtable method; role play; situation analysis; education in cooperation; critical thinking method; project activities.

References

1. Alimov B.N. O povyshenii roli obshheobrazovatel'nyh disciplin v formirovanii professional'no znachimyh kachestv u uchashhihsja professional'nyh kolledzhej // Molodoj uchenyj. 2014. №8. S. 763-766.

2. Garshina Ju.P. Praktika ispol'zovanija sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij na urokah obshheobrazovatel'nyh disciplin v uchrezhdenijah srednego professional'nogo obrazovanija // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2016. T. 46. S. 90-94.

3. Golod N.V. Optimizacija pedagogicheskogo processa v licee pri obuchenii obshheobrazovatel'nym disciplinam // Vestnik psihofiziologii. 2013. №4. S. 26-29.

4. Zapevalov V.N., Mamontov V.O. Rol' samostojatel'noj raboty studentov v obrazovatel'nom processe // Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj videokonferencii «Innovacionnye tehnologii v obrazovanii» / pod red. S.M. Moor. Tjumen': TIU, 2017. S. 80-81.

5. Kompanejceva G.A. Proektnyj podhod: ponjatie, principy, faktory jeffektivnosti // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2016. T. 17. S. 363-368.

6. Metod proektov // Obrazovatel'naja social'naja set'. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/06/06/metod-proektov (data obrashhenija: 01.04.2021).

7. Monako T.P., Belogurov A.Ju. Rol' disciplin obshheobrazovatel'nogo cikla v professional'nom stanovlenii sovremennyh specialistov // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Obrazovanie, zdravoohranenie, fizicheskaja kul'tura. 2005. №6. S. 160-169.

8. Nenasheva-Kruchinkina N.V. Ispol'zovanie priemov socio-igrovoj pedagogiki pri izuchenii obshheobrazovatel'nyh disciplin v SPO // Materialy XXIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Teoreticheskie i metodologicheskie problemy sovremennogo obrazovanija». M.: Nauchno-informacionnyj izdatel'skij centr «Institut strategicheskih issledovanij», 2015. S. 76-77.

9. O napravlenii instruktivno-metodicheskogo pis'ma: pis'mo Minprosveshhenija Rossii ot 20 ijulja 2020 g. №05-772 // Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_359096/ (data obrashhenija: 01.04.2021).

10. Popova S.V., Savushkina G.N., Klimova T.N. Ispol'zovanie potenciala obshheobrazovatel'nyh disciplin pri formirovanii professional'noj mobil'nosti // Pedagogika i psihologija: tendencii i perspektivy razvitija. Sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Innovacionnyj centr razvitija obrazovanija i nauki. 2014. S. 73-75.

11. Sadovskaja V.O. Tehnologija obuchenija v sotrudnichestve. https://sites.google.com/site/valeriasadovskaa/kollegam/pedagogiceskie-tehnologii/tehnologia-obucenia-v-sotrudnicestve-cooperative-learning (data obrashhenija: 01.04.2021).

12. Tugolukova A.Ju. Opyt ispol'zovanija distancionnogo obuchenija po obshheobrazovatel'nym disciplinam // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj videokonferencii «Tendencii i perspektivy razvitija jelektronnogo obrazovanija» / pod redakciej V.V. Majera, S.M. Moor, S.V. Sokolkovoj. Tjumen': TjumGNGU, 2014. S. 79-81.

13. Filimonova A.P., Kostenko S.V., Shevchenko I.N. Nekotorye neigrovye imitacionnye metody obuchenija v processe prepodavanija matematiki kak obshheobrazovatel'noj discipliny // Sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Nauka i obrazovanie v XXI veke». Tambov: OOO «Konsaltingovaja kompanija Jukom», 2013. S. 143-144.

14. Mitchell G. The Trainer's Handbook: The AMA Guide to Effective Training. NY: AMACOM, 1998.

468 p.

15. Scannell E.E., Newstrom J.W. Games trainers play. NY: McGraw-Hill Education, 1980. 352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.