ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика преподавания общеобразовательных дисциплин в контексте инклюзивного образования в среднем профессиональном образовании
Валерия Викторовна Плотникова
кандидат филологических наук, начальник отдела проектирования образовательных программ и учета педагогической нагрузки учебно-методического управления
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма Москва, Россия Ierka263@mail.ru 0000-0003-4215-7666
Марина Цыбиковна Цыренова
кандидат филологических наук, доцент кафедры контрастивной лингвистики Института иностранных языков
Московский педагогический государственный университет
Москва, Россия
kusota@mail.ru
0000-0003-0058-4491
Мира Вячеславовна Долгашева
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева Чебоксары, Россия mdolgasheva@mail.ru 0000-0002-1902-4104
Надия Геннадьевна Юсупова
кандидат филологических наук, доцент, ректор Государственный гуманитарно-технологический университет Орехово-Зуево, Россия rektorat@ggtu.ru 0000-0002-5488-4353
Мария Алексеевна Кукина
кандидат экономических наук, доцент, преподаватель
Колледж Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации Москва, Россия m.kukina@odin.mgimo.ru 0000-0002-7327-1958
Татьяна Викторовна Яровова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры регионального управления и национальной политики, заместитель научного руководителя
Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации Одинцово, Россия t.yarovova@odin.mgimo.ru 0000-0003-4902-3775
Поступила в редакцию 10.02.2021 Принята 02.03.2021 Опубликована 22.04.2021
< 10.25726/х6304-1119-0249-д
Аннотация
Материал статьи содержит гипотезу о важности внедрения инклюзивного образования в образовательных организациях среднего профессионального образования, перечень нормативно правовых документов, которые регламентируют право на образование подростков с особыми физическими возможностями, формы и методы организации и реализации инклюзивного учебного процесса. Целью статьи является изучение специфики преподавания общеобразовательных предметов в контексте инклюзивного образования в системе среднего профессионального образования. Методы исследования: аналитический обзор, сравнение, анализ и синтез, обобщение. Исследование показало, что инклюзивное образование в системе среднего профессионального образования позволяет подросткам с ограниченными физическими возможностями получить качественную профессиональную подготовку, как по общеобразовательным, так и по профессионально направленным дисциплинам, получить профессию и трудоустроится в организации различной формы собственности, стать полноправным членом общества.
Ключевые слова
инклюзивное образование; соискатели с особыми физическими возможностями; учебный процесс; виды занятий; методы проведения учебных занятий.
Большинство учителей тратят свое время,
задавая вопросы, предназначенные для выяснения того, чего ученик не знает, в то время, как истинное искусство задавать вопрос состоит в том, чтобы выяснить, что ученик знает или способен знать.
Альберт Эйнштейн об образовании [1] Введение
Актуальность вопроса обучения соискателей среднего профессионального образования с особыми физическими возможностями (ОФВ) трудно переоценить. Долгое время подростки, имеющие ОФВ, жили в отдельном мире, учились в школах-интернатах, где реализовывались специальные программы и методы обучения. Только внедрение инклюзивного образования дало им возможность учиться в образовательных организациях среднего профессионального образования (ОО СПО) наравне со здоровыми детьми.
Основные принципы инклюзивного образования регламентированы нормативно-правовыми документами и международными актами, такими как:
1) Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, утверждающая право людей с инвалидностью на образование (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года) [4].
2) Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование - принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и среднего профессионального образования [5];
3) Статьи 55 п.3 и 77 п.1-7 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ [12];
4) глава III п. 39, 40, 41, 43 и 44 Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» [10].
В их основу положен единый подход социальной и образовательной политики - определение и реализация права на образование, социальную защиту и реабилитацию подростков с особами физическими возможностями. В указанных документах сформулированы задачи, которые нужно решить для такой категории подростков.
Материалы и методы исследования
Инклюзивное образования позволило создать условия для присутствия, участия и достижения максимально высоких результатов всеми соискателями образования, где термин «присутствие» означает место обучения и то, насколько регулярно они посещают его. Термин «участие» означает приобретенный студентом социальный опыт во время пребывания в образовательной организации, а понятие «достижения» не только касается результатов тестов или экзаменов, но и охватывает результаты обучения в рамках всех учебных планов и программ. Участие предусматривает преобразование учебного процесса под каждого соискателя с ОФВ, а не соискателя под учебный процесс. Поэтому рассмотрение основных принципов, форм, методов и технологий инклюзивного образования является как никогда актуальным.
Целью статьи является изучение специфики преподавания общеобразовательных предметов в контексте инклюзивного образования в СПО.
Результаты и обсуждение
На сегодняшний момент в Российской Федерации большое количество ОО СПО готовы принять подростков с ОФВ. В этих ОО СПО не только устранены барьеры, но и обеспечен комфорт и безопасность для беспрепятственного передвижения студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата и зрения; разработаны и внедрены индивидуальные учебные планы; в педагогический коллектив входят высококвалифицированные преподаватели, знающие язык жестов для работы со слабослышащими и глухими студентами, а для общения и работы с подросткам с ментальными нарушениями - преподаватели-дефектологи.
Инклюзивный учебный процесс, как и обычный учебный процесс - это система организационных, обучающих и воспитательных форм, методов и технологий, направленных на подготовку квалифицированных работников, владеющими профессиональными компетенциями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами [11]. Немаловажную роль в организации и реализации учебного процесса играет форма обучения (очная, заочная или дистанционная). Очная и заочная формы обучения проходят в учебных аудиториях и лабораториях, где осуществляется «живое» общение между соискателями образовательного процесса и преподавателями. При дистанционной форме обучения, общение между участниками образовательного процесса проходит на расстоянии с помощью различных приложений (Экуре, Viber, Zoom) и платформ (LMS Moodle, Skillzrun, We.study и другие) в сети Интернет. В связи с карантинными мероприятиями, вызванными пандемией COVID-19, в Российской Федерации эта форма обучения стала незаменимой как для обучения здоровых подростков, так и для подростков с ОФВ.
Обучающие мероприятия - это непосредственно учебный процесс, состоящий из занятий и различных предметных консультаций. Он начинается с посещения занятий и изучения общеобразовательных дисциплин, во время проведения которых, преподаватели применяют персонифицированные методики и средства. Они способствуют более эффективному восприятию учебного материала студентами с ОФВ, повышают интерес к общеобразовательным дисциплинам, а также закладывают основу для освоения дисциплин профессионального цикла.
Общеобразовательные дисциплины предусматривают такие виды занятий, как лекция, семинарское занятие, практические и лабораторные работы.
Лекционное занятие - это вид занятия, на котором соискатель образования получает максимальное количество теоретической и научной информации по дисциплине, раскрывает суть изучаемое темы, концентрирует внимание на проблемных и важных вопросах, формирует общеобразовательные и профессиональные компетенции. Широкое применение получили лекции-визуализации, лекции-конференции и лекции-консультации [2].
Лекция-визуализация позволяет представлять теоретический материал в визуальной форме, используя презентации, видеофильмы или видеоролики, при этом преподаватель комментирует изображения на экране, делая акценты на основных моментах изучаемой темы. Данный метод изложения материала позволяет соискателям образования наглядно воспринимать теоретический материал, он подходит для изучения точных и естественных наук: физики, химии, черчения, биологии, безопасности жизнедеятельности и других. Применяется данный метод в работе со слабослышащими и глухими студентами и с соискателями образования, имеющими ментальные нарушения.
Лекция-конференция выглядит как студенческая научно-практическая конференция, сводится к презентации докладов или докладов-презентаций соискателей образования длительностью от 5 до 10 минут и обсуждения представленной темы. В конце занятия преподаватель совместно со студентами формируют выводы и подводят итоги конференции. Задание участникам такой конференции выдается заранее. При работе над заданием у студентов развиваются навыки самостоятельной работы, раскрывается внутренний творческий потенциал, формируется свой взгляд на изучаемую проблему. Данный метод проведения лекции можно использовать при проведении всех общеобразовательных дисциплин, кроме изучения языков. Не рекомендуется применять метод в работе со слепыми соискателями образования, так подготовка доклада будет очень затруднена.
Лекция-консультация или лекция-дискуссия - метод группового обсуждения проблемы с целью выяснения истины путем сопоставления различных мнений, способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе. Проводится в виде «вопрос-ответ-обсуждение». Этот метод повышает интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения участников, позволяет найти истину путем сопоставления различных точек зрения. Лекция-дискуссия хороша для изучения гуманитарных общеобразовательных дисциплин.
Лекцию-дискуссию можно проводить несколькими методами:
- ролевая дискуссия: знакомство участников с правилами проведения дискуссии; распределение ролей: ведущего, оппонента, логика, психолога, эксперта; выбор плана групповой дискуссии (как правило, предполагает распределение группы на 2 подгруппы);
- дискуссия со скрытыми ролями: создание «аквариума» - из группы приглашаются к дискуссии 5 человек; они располагаются внутри основного круга, образованного всей группой, другие члены дискуссии наблюдают; участники дискуссии получают персональные карточки со скрытыми ролями; участники находятся только в пределах роли; обсуждение процесса дискуссии: высказывания действующих лиц и наблюдателей;
- дискуссия как анализ конкретных ситуаций: группа объединяется в 2-3 подгруппы, каждая из которых выполняет задания самостоятельно, потом мысли подгрупп сталкиваются; заданную ситуацию каждый решает индивидуально (ситуации могут быть описаны дома и представлены в группу для обсуждения на занятии);
- «мозговой штурм» - наиболее свободная форма дискуссии. Его главная функция - генерирование идей, но ни в коем случае не анализ и обсуждение предложенных участниками решений. Данный вид дискуссии является одним из немногих способов генерации идей с использованием структурированной процедуры. В процессе коллективной работы уменьшается шанс обойти производительную идею. Мозговой штурм - это метод, который легко понять и применять, не требует высокотехнологичного оборудования или длительной подготовки, его результаты можно быстро оценить [14].
Рассмотрим практические виды работ учебного процесса: это семинарские занятия, лабораторные и практические занятия и методы их проведения.
Семинарское занятие - это вид учебных занятий практического характера, направленных на углубленную обработку теоретического материала [12]. Проводится в основном в виде дискуссии, способствует активизации познавательной деятельности соискателей образования, формированию самостоятельности суждений, умению отстаивать собственные мысли, аргументировать их на основе научных фактов, помогает развивать логическое мышление, формировать убеждения, овладевать культурой толерантности. Данный вид занятий подходит для гуманитарных дисциплин.
Лабораторные занятия проводятся в специальных аудиториях-лабораториях, характерны для таких дисциплин, как физика, химия, биология. Данный вид занятия сводятся к проведению опытов или экспериментов, направленных на опровержения или подтверждения гипотезы или теории. Работа в группах по 3-5 человек очень актуальна, позволяет добиться командной работы, где от каждого зависит успех выполнения опыта, формирует практические навыки и умение самостоятельно принимать решения, при выполнении своей задачи. По итогам выполнения лабораторной работы группа формирует общий вывод, учитывая мнение каждого участника. При проведении лабораторных работ строго соблюдаются: порядок выполнения работы, требования к охране труда и техники безопасности, а так же учитываются физические возможности каждого соискателя.
Практические занятия проходят в обычных аудиториях, предусмотрены по дисциплинам: математика, черчение, физика, химия и другие. Они направлены на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. Основная часть включает процесс выполнения практической работы под руководством преподавателя. Она может сопровождаться дополнительными разъяснениями по ходу работы, устранением трудностей при ее выполнении. При демонстрационном практическом занятии студенты могут наблюдать реальный процесс, а затем его анализировать. Используется два метода работы - это индивидуальный метод, когда соискатель образования самостоятельно выполняет практическую работу, получая необходимую консультацию у преподавателя, самостоятельно делает вывод по ней, и групповой метод, при котором практическую работу выполняет группа соискателей образования, формируя общий вывод по данной работе.
Групповые методы работы встречаются во всех видах занятий, и они являются самыми актуальными при работе с соискателями образования с ОФВ, позволяют им почувствовать себя частью коллектива, со своим мнением и умением самостоятельно принимать решения, делать выводы и подводить итоги выполненной работы.
Из всех общеобразовательных дисциплин обособлено от всех стоит дисциплина «Физическое воспитание», методика проведения которой индивидуальна и не похожа ни на одну из дисциплин. На занятиях используются следующие методы - это выполнение упражнение по образцу, различные игры, соревнования индивидуальные и командные. При проведении занятий по данной дисциплине преподаватель ищет индивидуальный подход к каждому соискателю образования с ОФВ. Во многих случаях изучение «Физического воспитания» может сводиться к изучения только теоретического материала, так как не все могут выполнять физические упражнения и участвовать в активных играх.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании позволяет подросткам с особыми физическими возможностями получить
квалифицированную подготовку, как по общеобразовательным, так и по профессионально направленным дисциплинам, получить профессию и трудоустроится в организации различной формы собственности, почувствовать себя полезным для общества и для государства в целом.
Список литературы
1. Зиневич О.В., Дегтярева В.В., Дегтярева Т.Н. Инклюзивное образование в российской высшей школе: современные вызовы // Власть. 2016. Т. 24. №5. С. 61-67.
2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. 250
с.
3. Комментарий к федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / С.В. Барабанова, Ч.В. Пешкова, И.В. Баранов, А.В. Менкенов, А.Х. Селезнева, Н.Ю. Чернусь, М.А. Беляев, М.Ю. Зенков, С.А. Котухов // Информационно-правовой портал «Гарант». https://kommentarii.org/2020/kom_obrazovanii/ (дата обращения: 01.04.2021).
4. Конвенция о правах инвалидов: принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года // Организация объединенных наций. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (дата обращения: 30.03.2021).
5. Конституция Российской Федерации // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. http://duma.gov.ru/news/48953/ (дата обращения: 30.03.2021).
6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс. http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.04.2021).
7. Организация и проведение практических занятий // Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики. https://www.psuti.ru/sites/default/files/field/document/2017/01/rd_pguti_2.33.7-2016_organizaciya_i_provedenie_prakticheskih_zanyatiy._polozhenie.pdf (дата обращения: 30.03.2021).
8. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов высших специальных учебных заведений. М.: Сфера, 2000. 509 с.
9. Ощехина О.В. Социально-педагогическая подготовка бакалавров по социальной работе: краткий учебный словарь-справочник: ключевые понятия, термины. М.: КНОРУС; Квант Медиа, 2016. 75 с.
10. Подольская О.А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 57 с.
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» // Российская газета. https://rg.ru/201 3/08/07ЛэЬг-dok.html (дата обращения: 30.03.2021).
12. Самсонова И.Г., Алексеева Л.П. Методика проектирования учебного занятия: учебное пособие. Челябинск: Цицеро, 2017. 48 с.
13. Семинарское занятие в высшей школе // studbooks.net.seminarskoe_zanyatie_vysshey_shkole (дата обращения: 30.03.2021).
14. Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э., Шефель В.Г. Методика профессионального обучения: учебное пособие // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/342/63342/33478?p_page=17 (дата обращения: 30.03.2021).
15. Сутягин А. 15 лучших цитат Альберта Эйнштейна о науке и жизни // Hi-News.ru. https://hi-news.ru/science/15-luchshix-citat-alberta-ejnshtejna-o-nauke-i-zhizni.html (дата обращения: 30.03.2021).
Peculiarities of general education disciplines teaching in the context of inclusive education in the
secondary vocational education system
Valeria V. Plotnikova
Candidate of philological sciences, Head of the Department for designing educational programs and accounting for the pedagogical load of the Educational and methodological department Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism Moscow, Russia Ierka263@mail.ru 0000-0003-4215-7666
Marina Ts. Tsyrenova
Candidate of philological sciences, Associate professor of the Department of contrast linguistics of the Institute
of foreign languages
Moscow Pedagogical State University
Moscow, Russia
kusota@mail.ru
0000-0003-0058-4491
Mira V. Dolgasheva
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of humanities Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev Cheboksary, Russia mdolgasheva@mail.ru 0000-0002-1902-4104
Nadia G. Yusupova
Candidate of philological sciences, Associate professor, Rector State University of Humanities and Technology Orekhovo-Zuevo, Russia rektorat@ggtu.ru 0000-0002-5488-4353
Maria A. Kukina
Candidate of economic sciences, Associate professor, Teacher
College of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation Moscow, Russia m.kukina@odin.mgimo.ru 0000-0002-7327-1958
Tatiana V. Yarovova
Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of regional management and national policy, Deputy scientific director
Odintsovo branch of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation Odintsovo, Russia t.yarovova@odin.mgimo.ru 0000-0003-4902-3775
Received 10.02.2021 Accepted 02.03.2021 Published 22.04.2021
C 10.25726/x6304-1119-0249-q
Abstract
The article material contains assumptions on the importance of inclusive education implementation in educational establishments of secondary vocational education, the list of normative legal documents regulating the right to education of physically challenged teenagers, forms and methods of organization and implementation of inclusive educational process. The purpose of the article is to study of peculiarities of general education disciplines teaching in the context of inclusive education in the secondary vocational education system. The research methods are as follows: analytical review, comparison, analysis and synthesis, generalization. The research has shown that inclusive education in the secondary vocational education system allows the disabled teenagers to obtain skilled professional training both in general education and professional disciplines, to obtain profession and employment in the organizations of different types of incorporation, to become a regular member of the society.
Keyword
inclusive education; physically challenged applicants; educational process; types of classes; methods of conducting training sessions.
References
1. Zinevich O.V., Degtjareva V.V., Degtjareva T.N. Inkljuzivnoe obrazovanie v rossijskoj vysshej shkole: sovremennye vyzovy // Vlast'. 2016. T. 24. №5. S. 61-67.
2. Karandashev V.N. Metodika prepodavanija psihologii: uchebnoe posobie. SPb.: Piter, 2005.
250 s.
3. Kommentarij k federal'nomu zakonu ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» / S.V. Barabanova, Ch.V. Peshkova, I.V. Baranov, A.V. Menkenov, A.H. Selezneva, N.Ju. Chernus', M.A. Beljaev, M.Ju. Zenkov, S.A. Kotuhov // Informacionno-pravovoj portal «Garant». https://kommentarii.org/2020/kom_obrazovanii/ (data obrashhenija: 01.04.2021).
4. Konvencija o pravah invalidov: prinjata rezoljuciej 61/106 General'noj Assamblei OON ot 13 dekabrja 2006 goda // Organizacija ob#edinennyh nacij. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (data obrashhenija: 30.03.2021).
5. Konstitucija Rossijskoj Federacii // Gosudarstvennaja Duma Federal'nogo Sobranija Rossijskoj Federacii. http://duma.gov.ru/news/48953/ (data obrashhenija: 30.03.2021).
6. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. №273-FZ // Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus. http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashhenija: 01.04.2021).
7. Organizacija i provedenie prakticheskih zanjatij // Povolzhskij gosudarstvennyj universitet telekommunikacij i informatiki. https://www.psuti.ru/sites/default/files/field/document/2017/01/rd_pguti_2.33.7-2016_organizaciya_i_provedenie_prakticheskih_zanyatiy._polozhenie.pdf (data obrashhenija: 30.03.2021).
8. Osipova A.A. Obshhaja psihokorrekcija: uchebnoe posobie dlja studentov vysshih special'nyh uchebnyh zavedenij. M.: Sfera, 2000. 509 s.
9. Oshhehina O.V. Social'no-pedagogicheskaja podgotovka bakalavrov po social'noj rabote: kratkij uchebnyj slovar'-spravochnik: kljuchevye ponjatija, terminy. M.: KNORUS; Kvant Media, 2016. 75 s.
10. Podol'skaja O.A. Inkljuzivnoe obrazovanie lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: uchebnoe posobie. M.; Berlin: Direkt-Media, 2017. 57 s.
11. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 14 ijunja 2013 g. N 464 «Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i osushhestvlenija obrazovatel'noj dejatel'nosti po obrazovatel'nym programmam srednego
professional'nogo obrazovanija» // Rossijskaja gazeta. https://rg.ru/2013/08/07/obr-dok.html (data obrashhenija: 30.03.2021).
12. Samsonova I.G., Alekseeva L.P. Metodika proektirovanija uchebnogo zanjatija: uchebnoe posobie. Cheljabinsk: Cicero, 2017. 48 s.
13. Seminarskoe zanjatie v vysshej shkole // studbooks.net.seminarskoe_zanyatie_vysshey_shkole (data obrashhenija: 30.03.2021).
14. Skibickij Je.G., Tolstova I.Je., Shefel' V.G. Metodika professional'nogo obuchenija: uchebnoe posobie // Edinoe okno dostupa k obrazovatel'nym resursam. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/342/63342/33478?p_page=17 (data obrashhenija: 30.03.2021).
15. Sutjagin A. 15 luchshih citat Al'berta Jejnshtejna o nauke i zhizni // Hi-News.ru. https://hi-news.ru/science/15-luchshix-citat-alberta-ejnshtejna-o-nauke-i-zhizni.html (data obrashhenija: 30.03.2021).