Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамедова Гулчехра Рихсибаевна, Гойибназарова Гулнора Норматовна, Эштемирова Шахноза Хаккул

Технологическое развитие учебного процесса означает организацию эффективного дидактического процесса в соответствии с поставленными образовательными целями. Развитие профессионально-педагогических навыков преподавателей социально-гуманитарных и естественных дисциплин требует организации их учебно-познавательной деятельности на основе технологического подхода. Для этого он используется при разработке педагогических технологий, относящихся к зарубежной дидактике. Эти проекты апробированы педагогическим опытом - изучается динамика развития педагогических способностей преподавателей социально-гуманитарных и естественных дисциплин и делаются выводы. Научное решение этого социального заказа требует трансформации профессионально-педагогической деятельности преподавателей вузов и развития личностных качеств в целенаправленный, последовательный и непрерывный процесс. Поэтому суть данного исследования заключается в повышении качества уроков с использованием передовых педагогических технологий и в их эффективном использовании в воспитании подрастающего поколения на основе комплексного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухамедова Гулчехра Рихсибаевна, Гойибназарова Гулнора Норматовна, Эштемирова Шахноза Хаккул

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING SOCIO-HUMANITARIAN AND NATURAL-SCIENCE DISCIPLINES IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Technological development of the educational process means the organization of an effective didactic process in accordance with the established educational objectives. The development of professional and pedagogical skills of teachers of socio-humanitarian and natural-science disciplines requires the organization of their educational and cognitive activities on the basis of a technological approach. For this purpose, it is used in the design of pedagogical technologies related to foreign didactic. These projects are tested by pedagogical experience - the dynamics of the development of pedagogical abilities of teachers of socio-humanitarian and natural-science disciplines are studied and conclusions are made. The scientific solution of this social order requires the transformation of the professional and pedagogical activity of higher educational institutions teachers and the development of personal qualities into a purposeful, consistent and continuous process. Therefore, the essence of this research is to improve the quality of lessons using the advanced pedagogical technologies and their effective use in the education of the younger generation on the basis of an integrated approach.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

УДК 37.022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/52

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ

И ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

©Мухамедова Г. Р., канд. пед. наук, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Узбекистан ©Гойибназарова Г. Н., Белорусско-Узбекский межотраслевой институт прикладных технических квалификаций, г. Ташкент, Узбекистан ©Эштемирова Ш. Х., Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Узбекистан

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING SOCIO-HUMANITARIAN AND NATURAL-SCIENCE DISCIPLINES IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

©Mukhamedova G., Ph.D., Tashkent State Pedagogical University, Tashkent, Uzbekistan ©Goyibnazarova G., Belarusian-Uzbek Interdisciplinary Institute of Applied Technical Qualifications, Tashkent, Uzbekistan ©Eshtemirova Sh., Tashkent State Pedagogical University, Tashkent, Uzbekistan

Аннотация. Технологическое развитие учебного процесса означает организацию эффективного дидактического процесса в соответствии с поставленными образовательными целями. Развитие профессионально-педагогических навыков преподавателей социально-гуманитарных и естественных дисциплин требует организации их учебно-познавательной деятельности на основе технологического подхода. Для этого он используется при разработке педагогических технологий, относящихся к зарубежной дидактике. Эти проекты апробированы педагогическим опытом — изучается динамика развития педагогических способностей преподавателей социально-гуманитарных и естественных дисциплин и делаются выводы. Научное решение этого социального заказа требует трансформации профессионально-педагогической деятельности преподавателей вузов и развития личностных качеств в целенаправленный, последовательный и непрерывный процесс. Поэтому суть данного исследования заключается в повышении качества уроков с использованием передовых педагогических технологий и в их эффективном использовании в воспитании подрастающего поколения на основе комплексного подхода.

Abstract. Technological development of the educational process means the organization of an effective didactic process in accordance with the established educational objectives. The development of professional and pedagogical skills of teachers of socio-humanitarian and natural-science disciplines requires the organization of their educational and cognitive activities on the basis of a technological approach. For this purpose, it is used in the design of pedagogical technologies related to foreign didactic. These projects are tested by pedagogical experience — the dynamics of the development of pedagogical abilities of teachers of socio-humanitarian and natural-science disciplines are studied and conclusions are made. The scientific solution of this social order requires the transformation of the professional and pedagogical activity of higher educational institutions teachers and the development of personal qualities into a purposeful, consistent and continuous process. Therefore, the essence of this research is to improve the quality of lessons using

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

the advanced pedagogical technologies and their effective use in the education of the younger generation on the basis of an integrated approach.

Ключевые слова: социально-гуманитарные и естественные дисциплины, образование, педагогические технологии, интерактивные методы, педагогическая система.

Keywords: socio-humanitarian and natural-science disciplines, education, pedagogical technology, interactive methods, pedagogical system.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Современный урок по социально-гуманитарным и естественным дисциплинам в высших учебных заведениях отличается от тех уроков, на которых мы присутствовали в качестве студентов. В прошлом остался преподаватель, стоящий перед аудиторией и читающий лекцию, и студенты, пассивно сидящие и делающие пометки. Современный урок — это интерактивный мир, где преподаватель, подобно дирижеру, организует группу в целом и каждого студента в отдельности.

На современном этапе развития общества перед высшей школой стоит задача всестороннего развития личности студента, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Поэтому преподавателям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

Хотелось бы отметить тот факт, что технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для студентов и преподавателя. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у студентов умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Среди большого числа инноваций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким технологиям, где преподаватель выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческого учебного процесса, направляет деятельность студентов в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого студента. Основной задачей преподавателя по социально-гуманитарным и естественным дисциплинам в высших учебных заведениях в этом процессе является включение самого студента в учебную деятельность, организация процесса самостоятельного овладения обучаемыми новых знаний, применение полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

Анализ полученных результатов нашего исследования подтверждает, что педагогические технологии обеспечивают уровень репродуктивных изменений в образовании. Студент эффективно использует проблемные методы и приемы обучения в традиционных методах для достижения продуктивного и творческого уровня мастерства.

При создании педагогических технологий целесообразно использовать богатый опыт традиционных методов обучения и передовых педагогических процессов. Когда преподаватель начинает разрабатывать образовательный механизм с использованием педагогических технологий, он должен сначала правильно определить критерии, уметь рассчитать основные условия работы по этой модели. Затем основные компоненты классифицируются, разрабатывается последовательность результатов, полученных при достижении поставленной цели, и соответственно готовятся диагностические тесты, преподаватель определяет единицы обучения, которые необходимо изучить по частям, должен проанализировать их и переработать для получения успешных результатов. После того, как учебные критерии будут определены, они должны быть протестированы индивидуально, чтобы определить, какие результаты должны быть достигнуты при их реализации, и должны быть проведены диагностические тесты для проверки полезности применения этих инновационных механизмов.

Посредством данного исследования было определено, что игровая технология — одна из самых используемых и популярных технологий преподавателей по социально-гуманитарным и естественным дисциплинам в высших учебных заведениях. И это объяснимо. Как известно, игра — это мощный стимул к овладению французским языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Игра дает возможность незаметного усваивания языкового материала, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, повышается самооценка и мотивация. С точки зрения словесного материала, игра не что иное, как речевое упражнение. Игра помогает преодолеть барьер, который является, в первую очередь, психологической проблемой, а не просто недостатком или незнанием материала.

Известно, что игра на уроке способствует выполнению важных методических задач: создание психологической готовности студентов к общению; обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими пройденного материала; тренировку студентов в выборе нужного варианта при заданных вопросах. В фокусе нашего исследования находится понимание того, что сегодня нет такого преподавателя, который бы не мечтал о том, чтобы его общение с обучаемыми было бы увлекательным, интересным и эмоциональным, а главное стало бы тем ценным приобретением, которое бы студенты смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение.

Анализируя опыт обучения студентов в вузе, нами было отмечено, что использование современных технологий на уроках по социально-гуманитарным и естественным дисциплинам в высших учебных заведениях помогает научить студентов чувствовать эти необходимые дисциплины и думать над ним, восхищаться всей «громадой» важного и необходимого научного материала, уметь выразить себя с его помощью. А также формирует личность студента, помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Также важно отметить, что следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, — этот

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у студентов возможно только при системном подходе к проблеме.

Когда мы анализируем это исследование с помощью научной основы, оно включает в себя понятие педагогической технологии, ее определения, передовые идеи и опыт мыслителей по повышению эффективности уроков, педагогические и психологические особенности повышения эффективности уроков, а также педагогические технологии в образовании. Мы затронули и изучили некоторые проблемы, возникающие при реализации идей с использованием педагогических технологий. Из приведенных выше наших доводов, мнений и комментариев можно сделать следующие выводы:

Хотя педагогическая технология трактуется учеными по-разному, ее сущность отражается в последовательной и поэтапной реализации заранее разработанного образовательного процесса на практике. Учебный план, а также равномерное повторение учебного процесса создают у учащихся чувство безразличия, безответственности в учебе. Наиболее эффективным способом предотвращения такой ситуации является последовательное и целенаправленное внедрение передовых педагогических технологий в деятельность образовательных учреждений. Педагогические технологии не во всех образовательных учреждениях внедряются в полной мере, ожидаемые результаты не достигаются.

Организация педагогической деятельности на основе технологического подхода носит индивидуально — творческий характер. Поэтому использование передовых педагогических технологий в образовательном процессе зависит от индивидуальных возможностей, профессиональных навыков и методик каждого педагога, уровня творческих способностей. Следует иметь в виду, что должны быть созданы необходимые условия для эффективного применения передовых педагогических технологий в образовательном процессе. При написании данной статьи мы описали образовательный процесс с использованием педагогической технологии по социально-гуманитарным и естественным дисциплинам в высших учебных заведениях, в частности, метод игры, а также формы и средства применения современных педагогических технологий для повышения качества уроков.

Из вышеизложенных соображений ясно, что систематизация уроков по социально-гуманитарным и естественным дисциплинам в высших учебных заведениях с помощью педагогических технологий имеет важное значение для повышения эффективности урока. Также разработка педагогической технологии и ее применение в учебном процессе позволит более эффективно организовать урок. Практической значимостью нашего исследования является возможность использования ее результатов в дальнейших исследованиях для улучшения образовательного процесса не только по социально-гуманитарным и естественным дисциплинам, но и по другим предметам.

В заключение хочется отметить, что современный педагог не может работать эффективно без применения в своей работе современных педагогических технологий, использование которых является одним из основных условий повышения качества образования, снижения нагрузки студентов, более эффективного использования учебного времени.

Список литературы:

1. Деркач А. А., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. М.: Педагогика. 2009.

2. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб.: КАРО. 2018.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

3. Мухиддинова С. А., Уралова Д. С. Роль игры в процессе изучения английского языка в школе // Молодой ученый. 2018. №7. C. 397-399.

4. Артемьева О. А., Макеева М. Н. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности: монография. Тамбов, 2019. 208 с.

5. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроках иностранного языка. М.: Просвещение.

2018.

6. Шаронова С. А. Деловые игры. М., 2019. 166 с.

7. Агапова О. И., Швец В. И., Вербицкий А. А. Реализуется системно-контекстный подход // Вестник высшей школы. 1987. №12. С. 47-55.

8. Иванов М. В. Пути совершенствования методов преподавания в высшей школе // Современная высшая школа. 1982. №3. С. 121.

References:

1. Derkach, A. A., & Shcherbak, S. F. (2009). Pedagogicheskaya evristika: Iskusstvo ovladeniya inostrannym yazykom. Moscow. (in Russian).

2. Konysheva, A. V. (2018). Igrovoi metod v obuchenii inostrannomu yazyku. St. Petersburg. (in Russian).

3. Mukhiddinova, S. A., & Uralova, D. S. (2018). Rol' igry v protsesse izucheniya angliiskogo yazyka v shkole. Molodoi uchenyi, (7), 397-399. (in Russian).

4. Artem'eva, O. A., & Makeeva, M. N. (2019). Sistema uchebno-rolevykh igr professional'noi napravlennosti: monografiya. Tambov. (in Russian).

5. Stronin, M. F. (2018). Obuchayushchie igry na urokakh inostrannogo yazyka. Moscow.

6. Sharonova, S. A. (2019). Delovye igry. Moscow. (in Russian).

7. Agapova, O. I., Shvets, V. I., & Verbitskii, A. A. (1987). Realizuetsya sistemno-kontekstnyi podkhod. Vestnik vysshei shkoly, (12). 47-55. (in Russian).

8. Ivanov, M. V. (1982). Puti sovershenstvovaniya metodov prepodavaniya v vysshei shkole. Sovremennaya vysshaya shkola, (3). 121. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 07.05.2021 г. 12.05.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Мухамедова Г. Р., Гойибназарова Г. Н., Эштемирова Ш. Х. Современные педагогические технологии при преподавании социально-гуманитарных и естественных дисциплин в высших учебных заведениях // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №6. С. 427-431. https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/52

Cite as (APA):

Mukhamedova, G., Goyibnazarova, G., & Eshtemirova, Sh. (2021). Modern Pedagogical Technologies in Teaching Socio-Humanitarian and Natural-science Disciplines in Higher Educational Institutions. Bulletin of Science and Practice, 7(6), 427-431. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.