Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КАРАНТИН / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фарманова Барно Абдукаюмовна

Актуальность исследования объясняется необходимостью развития цифровой компетенции преподавателей гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях в условиях карантинных мер по предотвращению распространения COVID-19. Это особенно сложно для преподавателей гуманитарных дисциплин, которые не являются специалистами в цифровой сфере, поскольку их профессия ориентирована на людей. Цель статьи - определить влияние карантина на работу преподавателей в вузах, выявить уровень развития, проблемы и особенности повышения цифровой компетентности преподавателей гуманитарных дисциплин, их потребности в образовании и дать рекомендации, как это сделать, организовывать обучение и принимать управленческие решения. Методы исследования: обзорный, теоретический анализ. По результатам определены особенности влияния карантина на организацию дистанционного обучения, особенности развития цифровой компетенции преподавателей во время карантина, их потребности в обучении, проблемы проведения массового дистанционного обучения, определенный комплекс научных исследований, подходы к развитию цифровых компетенций. Практическая значимость исследования связана с разработкой электронного образовательного ресурса как комплекса методических средств, обеспечивающего все этапы учебного процесса, на результатах диагностики цифровой компетентности преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фарманова Барно Абдукаюмовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING DIGITAL COMPETENCE OF TEACHERS OF HUMANITARIAN DISCIPLINES IN THE CONDITIONS OF DISTANCE EDUCATION

The relevance of the research is explained by the necessity of developing digital competence of teachers of Humanitarian disciplines at the higher education institutions in the conditions of the quarantine measures to prevent the spread of COVID-19. It is particularly challenging for teachers of Humanitarian disciplines, who are not specialists in the digital sphere as their profession is focused on humans. The purpose of the paper is to define the influence of the quarantine on the work of teachers at the higher education institutions, revealing the level of the development, challenges and peculiarities of enhancing the digital competence of teachers of Humanitarian disciplines, theirs needs in education and giving recommendations how to arrange education and make administrative decisions. The methods of the research are survey, theoretical analysis, others. The results are to define the peculiarities of the influence of the quarantine on the arrangement of distance learning, the peculiarities of developing digital competence of teachers during the quarantine, their needs in education, the challenges in conducting mass distance learning, the determined complex of scientific approaches to developing digital competence. The practical significance of the research refers to developing electronic educational resource as a set of methodological tools that provides all stages of the educational process, based on the results of diagnosing teachers’ digital competence.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

УДК 37 https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/56

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

©Фарманова Б. А., канд. ист. наук, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Ташкент, Узбекистан

DEVELOPING DIGITAL COMPETENCE OF TEACHERS OF HUMANITARIAN DISCIPLINES IN THE CONDITIONS OF DISTANCE EDUCATION

©Farmanova B., Ph.D., Lomonosov Moscow State University, Tashkent, Uzbekistan

Аннотация. Актуальность исследования объясняется необходимостью развития цифровой компетенции преподавателей гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях в условиях карантинных мер по предотвращению распространения COVID-19. Это особенно сложно для преподавателей гуманитарных дисциплин, которые не являются специалистами в цифровой сфере, поскольку их профессия ориентирована на людей. Цель статьи — определить влияние карантина на работу преподавателей в вузах, выявить уровень развития, проблемы и особенности повышения цифровой компетентности преподавателей гуманитарных дисциплин, их потребности в образовании и дать рекомендации, как это сделать, организовывать обучение и принимать управленческие решения. Методы исследования: обзорный, теоретический анализ. По результатам определены особенности влияния карантина на организацию дистанционного обучения, особенности развития цифровой компетенции преподавателей во время карантина, их потребности в обучении, проблемы проведения массового дистанционного обучения, определенный комплекс научных исследований, подходы к развитию цифровых компетенций. Практическая значимость исследования связана с разработкой электронного образовательного ресурса как комплекса методических средств, обеспечивающего все этапы учебного процесса, на результатах диагностики цифровой компетентности преподавателей.

Abstract. The relevance of the research is explained by the necessity of developing digital competence of teachers of Humanitarian disciplines at the higher education institutions in the conditions of the quarantine measures to prevent the spread of COVID-19. It is particularly challenging for teachers of Humanitarian disciplines, who are not specialists in the digital sphere as their profession is focused on humans. The purpose of the paper is to define the influence of the quarantine on the work of teachers at the higher education institutions, revealing the level of the development, challenges and peculiarities of enhancing the digital competence of teachers of Humanitarian disciplines, theirs needs in education and giving recommendations how to arrange education and make administrative decisions. The methods of the research are survey, theoretical analysis, others. The results are to define the peculiarities of the influence of the quarantine on the arrangement of distance learning, the peculiarities of developing digital competence of teachers during the quarantine, their needs in education, the challenges in conducting mass distance learning, the determined complex of scientific approaches to developing digital competence. The practical significance of the research refers to developing electronic educational resource as a set of

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

methodological tools that provides all stages of the educational process, based on the results of diagnosing teachers' digital competence.

Ключевые слова: цифровое поколение, цифровая компетенция, гуманитарные дисциплины, дистанционное обучение, карантин, дистанционное обучение, электронная образовательная среда.

Keywords: digital generation, digital competence, humanitarian disciplines, distance learning, quarantine, distance education, electronic educational environment.

В статье обсуждается проблема приобретения преподавателями гуманитарных дисциплин новых компетенций в области информационно-коммуникационных технологий, ставится вопрос повышения уровня цифровой грамотности педагогического состава в условиях перехода образовательных организаций на всеобщее дистанционное обучение.

Гуманитарные дисциплины на сегодняшний день являются обязательными дисциплинами, и первый возникающий вопрос: ради чего они преподаются? В ответе на этот вопрос есть две крайние позиции. Одна позиция уже устаревает. Согласно ей гуманитарные дисциплины — это обычные вузовские предметы, целью которых является передача необходимых знаний, а итогом в лучшем случае — формирование культуры обучаемого. Компетентностью стандарты, которые сегодня введены в отечественном образовании, требуют, чтобы цели преподавания гуманитарных дисциплин трактовались иначе. Эти цели связаны с формированием определенных личностных компетенций человека. Потребность в таком приобщении к гуманитарным дисциплинам связана с задачами личностного роста.

Гуманитарные дисциплины играют особую роль в становлении и формировании мировоззренческой культуры человека. Они помогают специалисту овладеть творческим мышлением, своевременно адаптироваться к радикальным изменениям в содержании и целях деятельности, способствует социальной и производственной мобильности. Например, философские размышления пронизывают повседневную жизнь человека, осознает он это или нет. В последние годы идут разговоры о том, что гуманитарные дисциплины, в том числе философия, не нужны специалисту по техническим, естественным или экономическим наукам. Хотелось бы выразить категорическое несогласие с данной позицией. Получая высшее образование, специалист получает не только специальные профессиональные знания, а формируется как высокоразвитая личность с широким кругозором. Если специальные дисциплины делают студента специалистом, то гуманитарные дисциплины формируют в нем личность — мыслящего и ответственного творца собственной жизни, гражданина своей страны. Человек, не приобщившийся к гуманитарной культуре, оказывается не более чем роботом, действующим по вложенной в него кем-то программе и покорно подчиняющимся указаниям рекламы и средств массовой информации [1].

В настоящее время использование современных информационных технологий в образовательном процессе является обязательным и необходимым условием эффективного диалога между преподавателями и обучающимися. К разработке используемых на занятиях по гуманитарным дисциплинам презентаций имеет смысл привлекать студентов. Темы должны быть интересными и актуальными для молодежи, носить дискуссионный характер и сформулированы таким образом, чтобы обучающийся вынужден был самостоятельно работать над презентацией, без привычного заимствования готовой работы из Интернета [2].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

Необходимо разнообразить семинарские занятия с использованием фрагментов из документальных фильмов, просмотр которых дает возможность более доступно разъяснить ту или иную, например, философскую идею, помогает лучше понять исторические и социокультурные условия ее возникновения. Грамотно подобранные видеоисточники позволяют развивать креативное мышление обучающихся, более глубоко осмысливать изученный материал по гуманитарным дисциплинам. Использование видеоматериала несет в себе огромную информационную и воспитательную нагрузку, стимулируя учебную мотивацию молодежи. С его помощью становится возможным объединение учебного материала из разных источников, он позволяет необходимую для усвоения информацию переносить в иную ситуацию, усиливая творческую деятельность обучающихся. Например, при изучении истории философии обучающимся предлагается просмотреть отрывки из документальных фильмов «Будда», «Аристотель», «Фома Аквинский», «Зигмунд Фрейд». Как правило, после завершения просмотра в аудитории возникают дискуссии и с помощью грамотного контроля за ее проведением преподавателю удается достаточно быстро увязать просмотренный видеоматериал с учебным [3].

Изучив опыт работы как отечественных, так и зарубежных коллег в области образования, мы можем сказать, что преподавание и изучение гуманитарных дисциплин предполагает большую работу с первоисточниками. К сожалению, в настоящее время во всем мире постепенно исчезает текстовая культура, утрачивается интерес к качественной литературе. В Интернете информация подается лаконично, красочно, часто с элементами скандальности, но в любом случае эта информация не требует длительной концентрации внимания. В результате преподаватели гуманитарных дисциплин столкнулись с тем фактом, что многие обучающие не могут качественно воспринимать, например, сложный философский текст больших объемов. В этой ситуации задавать на самостоятельное прочтение произведения тех или иных философов, как это делалось еще 5 лет назад, не имеет никакого смысла. Поэтому философские первоисточники были сокращены до отдельных фрагментов и цитат, которые выдаются для анализа непосредственно на семинарских занятиях. Гуманитарные дисциплины занимают особое место в профессиональной подготовке по разным направлениям в высшей школе. Тогда задача гуманитарных дисциплин — это не просто формирование каких-то личностных качеств, это задача подготовки профессионала, который будет действовать в определенных условиях — условиях непредсказуемого будущего, когда придется по самым разным вопросам делать личностный профессиональный выбор. Готовность к этому выбору, способность его сделать — одна из задач гуманитарных дисциплин [3].

Дистанционное обучение и его связь с появляющимися компьютерными технологиями в совокупности открывают многообещающие перспективы для сферы образования, в том числе и высшего. Однако, на практике такая комбинация часто не соответствует тому, чего она пытается достичь. Некоторые недостатки связаны с проблемами с технологией, другие больше связаны с методами обучения или студентами. Несмотря на проблемы, многим преподавателям и студентам вузов нравится дистанционное образование.

История дистанционного обучения включает в себя очень много различных учебных сред, поэтому необходимо найти определение, которое подходит для всех ситуаций. В современной литературе было предложено множество определений. Гринберг в 1998 г определил современное дистанционное обучение как «запланированный опыт преподавания и обучения, который использует широкий спектр технологий для достижения студентов на расстоянии и предназначен для поощрения взаимодействия студентов и сертификации

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

обучения». В свою очередь, Тистер и Близнер в 1999 г. отмечали, что термин «дистанционное обучение» применялся ко многим методам обучения: однако его основное отличие состоит в том, что преподаватель и обучаемый разделены в пространстве и, возможно, во времени». Но полнее всех дает определение дистанционному образованию Десмонд Киган в 1995 г. Он говорит, что дистанционное образование и обучение являются результатом технологического разделения преподавателя и обучаемого, которое освобождает студента от необходимости путешествовать в «фиксированное место в определенное время, чтобы встретиться с фиксированным человеком, чтобы пройти обучение». Из этих определений мы видим, что студент и преподаватель разделены пространством, но не обязательно временем. Благодаря быстрому развитию технологий онлайн-обучение является частью курсов, предлагаемых многими учебными заведениями по всему миру [4].

В подтверждение этому, мы бы хотели поподробнее остановиться на онлайн-обучении, которое предлагается некоторыми из ведущих мировых учебных заведений, рекомендуемое как преподавателям, так и студентам. Благодаря курсам, доступным почти по каждому предмету, и гибкому расписанию, подходящему практически для любого образа жизни, студенты все чаще обращаются к онлайн-обучению как к жизнеспособной альтернативе обучению. Это может позволить студентам учиться за границей удаленно.

Таким образом, достижения в области технологий теперь позволяют студентам учиться полностью онлайн, при этом общаясь с одногруппниками, просматривая лекции и участвуя в дискуссиях по конкретным предметам. В то время как некоторые считают, что онлайн-обучение требует большей степени самомотивации, учебные заведения признают, что образовательная поддержка так же важна, как и обратная связь от преподавателей, и очень заботятся о том, чтобы их студенты получали необходимый уровень поддержки. Онлайн-обучение - это будущее образования [5].

Дистанционное обучение в высшем образовании может научить студентов навыкам и компетенциям развития профессиональных навыков, таких как навык самообучения, способность планировать и организовывать, навыки управления временем, способность решать проблемы, брать на себя ответственность, работать под давлением, и быть креативными и инициативными. Гибкий и интерактивный характер онлайн-обучения делает его высокоэффективным в продвижении по службе, расширяя возможности трудоустройства многих студентов и повышая квалификацию преподавателей для работы в эпоху цифровых технологий. Современные технологии преподавания и обучения гуманитарным дисциплинам нацелены на систематизацию технологий преподавания гуманитарных дисциплин и обсуждение образовательных технологий, которыми современный преподаватель может и должен владеть, включая инструменты для личностно-ориентированного обучения, а также для постановки и достижения целей обучения. Предметы гуманитарных наук дают широкое представление о мире, в котором мы живем, и о том, как люди могут участвовать в качестве активных и информированных граждан с навыками высокого уровня, необходимыми для 21 века. Гуманитарные науки расширяют знания о человеческих культурах и помогают понять, что связывает людей, а что отличает друг от друга. Однако в дополнение к этим высокоуровневым знаниям они также предоставляют практические приложения, которые могут улучшить профессиональный набор навыков обучаемых и дает им конкурентное преимущество [6].

Проще говоря, гуманитарные дисциплины важны, потому что они создают лучшие институты и системы, которые ежедневно влияют на жизнь людей. Таким образом, социальные науки помогают людям понять, как взаимодействовать с социальным миром - как

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

влиять на политику, развивать сети, повышать подотчетность правительства и продвигать демократию. Гуманитарные дисциплины дают студентам возможность познать важные ингредиенты, необходимые для критического и целостного мышления в отношении большого количества вопросов, включая бизнес, науку и технологии.

За прошедшие годы было разработано множество рамок, моделей и навыков, чтобы руководить педагогами в их усилиях по развитию цифровых возможностей у своих студентов, которые помогут им использовать инновационные технологии при электронной образовательной среде. Как правило, они направлены на развитие навыков студентов в использовании «образовательных» приложений и информации из цифровых источников или на понимание эффективных сочетаний педагогических, информационных и технологических знаний, которые рассматриваются как поддерживающие интеграцию цифровых ресурсов в обучение, для улучшения результатов изучения, например, гуманитарных дисциплин.

В педагогических учебных заведениях курсы, развивающие эти способности, обычно проводятся как отдельные объекты, или есть предположение, что они будут созданы путем интеграции технологий в другие дисциплины или посредством обязательной оценки. Тем не менее, существуют серьезные исследования, которые показывают, что нынешнее минимальное внимание к предметным техническим и информационным навыкам не обеспечивает адекватной подготовки студентов с широтой знаний и способностей, необходимых в современных вузах и за их пределами.

В этой статье нами представлена концептуальная основа, представляющая расширенный взгляд на цифровую компетентность преподавателя гуманитарных дисциплин. Она выходит за рамки преобладающих технических концепций и концептуализации грамотности, приводя аргументы в пользу более целостного и более широкого понимания, которое признает все более сложные знания и навыки, необходимые молодым людям для этичного, безопасного и продуктивного функционирования в разнообразных средах посредством цифровой грамотности. Обсуждаются последствия этой концепции с особым упором на ее междисциплинарный характер и требование ко всем преподавателям целенаправленно и осознанно участвовать в достижении поставленных целей. Представлены практические предложения о том, как эта структура может быть использована преподавателями гуманитарных дисциплин.

Во-первых, в последние годы увеличилось количество исследований, изучающих цифровую компетенцию в образовательных учреждениях, при этом многие изучают цифровую компетенцию преподавателей в отношении профессионального развития,таких авторов как Falloon, 2020; Gudmundsdottir 2020. Для сравнения, в меньшем количестве исследований предпринимались попытки разработать психометрические надежные шкалы для измерения цифровой компетентности студентов и преподавателей университетов [6].

Во-вторых, в недавнее время возник еще один весомый аргумент. Пандемия вирусной инфекции показала уязвимость человечества перед различными обстоятельствами, препятствующими личной коммуникации. И, вероятно, в дальнейшем нам следует быть готовыми к подобным ситуациям: прогнозы аналитиков не исключают возникновение санитарных карантинов, техногенных катастроф и иных обстоятельств непреодолимой силы. Невозможность очного проведения учебных занятий возникла в начале апреля 2020 г. внезапно и потребовала немедленных решений. Педагоги высшей школы образования были призваны обеспечить непрерывный и качественный учебный процесс посредством дистанционного обучения на основе использования электронных образовательных ресурсов. Степень готовности к этому вызову учебных заведений, педагогических и управленческих

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

кадров стала критерием оценки статуса учебного заведения, квалификации его сотрудников, признаком профессионализма. пандемия коронавируса и карантинные меры оказались сложной задачей для многих специалистов в разных сферах.

Как нам известно, гуманитарные дисциплины направлены на изучение человека, его культурного, творческого и духовного начала. Преподаватели гуманитарных дисциплин обеспечивают общегуманитарную составляющую учебной программы подготовки будущих специалистов различных профессий. Их главный рабочий инструмент - это слово, а не цифра. И профессиональная направленность преподавателей гуманитарных дисциплин это человек. Из за того, что преподаватели гуманитарных дисциплин в вузах не являются специалистами по цифровым технологиям, у них иногда возникают проблемы с использованием компьютерных технологий при дистанционном образовании. Но эту проблему надо решить, потому что, сегодняшняя действительность требует от специалистов в области гуманитарных наук, наряду со своими предметами, знать основы цифровых технологий, потому что дистанционное образование не может существовать без этих механизмов.

Для того чтобы работать дистанционно, преподавателям необходимо уметь пользоваться компьютерной и цифровой техникой, такими как, сканер, веб-камера, планшет, создавать, редактировать и размещать для удаленного доступа учебно-методические материалы, пользоваться цифровыми средствами коммуникации. Кроме того, предметная составляющая практической компетенции предполагает, что преподаватель использует в работе актуальные электронные материалы по профилю дисциплины, видеоматериалы, сайты, базы данных, статистические данные, цифровые платформы. Студентам можно также рекомендовать дополнительные источники информации для научной работы, подготовки статей, рефератов, докладов. Конечно, для выполнения этой работы преподавателю важно иметь представления о методических основах создания и использования электронных образовательных ресурсов, способах подачи и восприятия информации [1, 2].

Ключевыми свойствами выше сказанной цифровой компетентности преподавателей гуманитарных дисциплин являются: профессиональные навыки, цифровая грамотность, компетентность в решении профессиональных задач в условиях карантина и дистанционного образования.

Представление структуры исследуемой компетентности было бы не полным, если не включить в ее состав компонент, отражающий личностные качества преподавателя, его нацеленность на результат, готовность к освоению новой информации и навыков, стремление познавать новые возможности в своей сфере деятельности, развивать методическую базу. Полезным для реализации этих задач было бы участие в вебинарах, онлайн-курсах повышения квалификации, методических и научных конференциях, обмен опытом с коллегами из ведущих вузов. Этого требуют реалии нашей действительности.

В качестве основного дидактического средства удаленной работы предложено использовать электронный образовательный ресурс как комплекс методических средств, обеспечивающий все этапы учебного процесса. В исследовании разработан электронный образовательный ресурс, который состоит из методик его использования в учебном процессе, способов организации процесса и коммуникации участников отнесены к компетенциям преподавателя. Благодаря анализу был сделан вывод о целесообразности развития компетенций преподавателей по организации ведению удаленной педагогической работы, последующего развития темы в научных педагогических исследованиях [8].

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

Итак, комплекс описанных выше условий, навыков и качеств составляет общее понятие цифровой компетентности преподавателя гуманитарных дисциплин в дистанционной работе. Очевидно, что все это требует от педагога больших усилий, затрат труда и времени. Возможно, следует рассматривать данную цифровую компетентность как продвинутый уровень профессионального мастерства преподавателя с соответствующей оценкой. Было бы полезным осуществлять обмен опытом и методическими разработками в данном направлении, при соблюдении авторских прав и других юридических аспектов, повышение квалификации с практическими и теоретическими сессиями. Для этого необходимо продолжить научно-методические исследования и разработку рекомендаций по теме данной статьи. Все это позволит системе высшего образования стать более динамичной, ориентированной на диверсификацию образовательных услуг и готовой к внешним вызовам.

Список литературы:

1. Авдеева С. М., Третьякова Е. Л., Дубовик С. М. Международное исследование компьютерной и информационной грамотности (ICILS) https://clck.ru/VVJAa

2. Цифровая грамотность для экономики будущего. Исследовательский спецпроект НАФИ, 2018. https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost/

3. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков обучающихся современной школы. http://kiro46.ru/docs/Cifr_Gramot.pdf

4. Анисимов М. В. Совершенствование ИКТ-компетентности учителя-предметника в процессе дистанционного обучения // Информатика и образование. 2016. №6. С. 75-79.

5. Ахметова Д. З., Артюхина Т. С., Бикбаева М. Р., Сахнова И. А., Сучков М. А., Зайцева Э. А. Цифровизация и инклюзичное образование: точки соприкосновения // Высшее образование в России. 2019. №2. С. 1-8.

6. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. №2. С. 1-5.

7. Масланов Е. В. Цифровизация и развитие информационно-коммуникационных технологий: новые вызовы или обострение старых проблем? // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. №1. С. 6-21.

8. Куприянова Д. В., Одинец Д. Н. Формирование компетенций учащихся дневной формы обучения в вузах на основе преимуществ дистанционного образования // Дистанционное обучение - образовательная среда XXI века: мат-лы тр. XI междунар. науч.-метод. конф. Минск: БГУИР, 2019. С. 172.

References:

1. Avdeeva, S. M., Tret'yakova, E. L., & Dubovik, S. M. Mezhdunarodnoe issledovanie komp'yuternoi i informatsionnoi gramotnosti (ICILS) https://clck.ru/VVJAa

2. Tsifrovaya gramotnost' dlya ekonomiki budushchego. Issledovatel'skii spetsproekt NAFI, (2018). https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost/

3. Tsifrovaya gramotnost' kak komponent zhiznennykh navykov obuchayushchikhsya sovremennoi shkoly. http://kiro46.ru/docs/Cifr_Gramot.pdf

4. Anisimov, M. V. (2016). Sovershenstvovanie IKT-kompetentnosti uchitelya-predmetnika v protsesse distantsionnogo obucheniya. Informatika i obrazovanie, (6). 75-79. (in Russian).

5. Akhmetova, D. Z., Artyukhina, T. S., Bikbaeva, M. R., Sakhnova, I. A., Suchkov, M. A., & Zaitseva, E. A. (2019). Tsifrovizatsiya i inklyuzichnoe obrazovanie: tochki soprikosnoveniya. Vysshee obrazovanie v Rossii, (2). 1-8. (in Russian).

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

6. Safuanov, R. M., Lekhmus, M. Yu., & Kolganov, E. A. (2019). Tsifrovizatsiya sistemy obrazovaniya. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika, (2). 1-5. (in Russian).

7. Maslanov, E. V. (2019). Tsifrovizatsiya i razvitie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii: novye vyzovy ili obostrenie starykh problem? Tsifrovoi uchenyi: laboratoriya filosofa, 2(1). 6-21. (in Russian).

8. Kupriyanova, D. V., & Odinets, D. N. (2019). Formirovanie kompetentsii uchashchikhsya dnevnoi formy obucheniya v vuzakh na osnove preimushchestv distantsionnogo obrazovaniya. In Distantsionnoe obuchenie - obrazovatel'naya sreda XXI veka: mat-ly tr. XI mezhdunar. nauch.-metod. konf. Minsk: BGUIR, 172. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 07.05.2021 г. 12.05.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Фарманова Б. А. Развитие цифровой компетентности преподавателей гуманитарных дисциплин в условиях дистанционного образования // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №6. С. 449-456. https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/56

Cite as (APA):

Farmanova, B. (2021). Developing Digital Competence of Teachers of Humanitarian Disciplines in the Conditions of Distance Education. Bulletin of Science and Practice, 7(6), 449456. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.