Научная статья на тему 'Современные педагогические технологии и методы'

Современные педагогические технологии и методы Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
54
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
педагогические технологии обучения / персонализированное обучение / технологии виртуальной реальности / инновационное образование / личностное развитие / педагогические методы / pedagogical learning technologies / personalized learning / virtual reality technologies / innovative education / personal development / pedagogical methods

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Чапкин Н. С.

В статье рассмотрены новые технологии и методы, применяемые в образовательном процессе. В современном обществе образование выполняет важную роль в формировании и развитии личности. Активное развитие инновационных технологий и переход к цифровому обществу вызывают необходимость поиска новых педагогических технологий и методов, которые способствовали бы улучшению процесса обучения и созданию эффективных условий для обучающихся. Поэтому тема использования инновационных педагогических технологий и методов для всестороннего развития личности современных молодых людей с применением оптимальных и эффективных технологий и методов обучения сегодня особенно актуальна для педагогического сообщества. Автором проанализированы основные тренды в современном образовательном процессе. Одним из последних трендов в педагогической сфере в 2023 году выступает адаптивное (персонализированное) обучение. Также важным трендом в сфере образования сегодня выступает использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Цель работы заключается в рассмотрении современных технологий и методов, использующихся в образовании и воспитании обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern pedagogical technologies and methods

The article discusses new technologies and methods used in the educational process. In modern society, education plays an important role in the formation and development of personality. The active development of innovative technologies and the transition to a digital society necessitate the search for new pedagogical technologies and methods that would help improve the learning process and create effective conditions for students. Therefore, the topic of using innovative pedagogical technologies and methods for the comprehensive development of the personality of modern young people using optimal and effective technologies and teaching methods is especially relevant today for the teaching community. The author analyzed the main trends in the modern educational process. One of the latest trends in the pedagogical field in 2023 is adaptive (personalized) learning. Also an important trend in the field of education today is the use of information and communication technologies in the educational process. The purpose of the work is to consider modern technologies and methods used in the education and upbringing of students.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические технологии и методы»

Чапкин Н.С.

Старший преподаватель. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».

Современные педагогические технологии и методы

Введение. В современном обществе образование выполняет важную роль в формировании и развитии личности. Развитие инновационных технологий и переход к цифровому обществу вызывают необходимость поиска новых педагогических технологий и методов, которые способствовали бы улучшению процесса обучения и созданию эффективных условий для обучающихся.

Современные педагоги должны стремиться быть в курсе новых педагогических технологий и методов и активно использовать их в своей работе. Одним из последних трендов в педагогической сфере в 2023 году выступает персонализированное обучение. В последнее время всё больше профессиональных образовательных организаций внедряют в свой план обучения адаптивную (персонифицированную) программу для каждого обучающегося с учётом его потребностей, особенностей и интересов. Такой подход помогает студентам получать более качественное образование и достигать лучших результатов в учебе [1].

Также важным трендом в сфере образования сегодня выступает использование технологий в образовательном процессе. Современное поколение уже не обходится в своей повседневной жизни без компьютеров и мобильных устройств, поэтому использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения становится всё более популярным. С помощью электронных учебников, интерактивных заданий и онлайн-тестирования процесс обучения становится более интересным и доступным. Поэтому тема использования инновационных педагогических технологий и методов для всестороннего развития личности современных молодых людей с применением оптимальных и эффективных технологий и методов обучения сегодня особенно актуальна для педагогического сообщества.

Цель работы заключается в рассмотрении современных технологий и методов, использующихся в образовании и воспитании обучающихся.

Материалы и методы. Вопросы применения современных пе-

дагогических технологий и методов в образовательном процессе рассмотрены с использованием работ российских учёных [1, 2, 3], основ законодательства в сфере образования [4] и результатов социологического исследования о восприятии инновационных технологий нашими соотечественниками, проведённого ВЦИОМ в июне 2023 года [5].

Результаты. Традиционный формат урока или лекции кардинальным образом сегодня ещё рано менять, однако в некоторых зарубежных школах уже происходит трансформация образовательного процесса - уроки дополняются погружением в виртуальную реальность на 5-10 минут, что позволяет обучающимся правильно расставить акценты, быстрее усвоить изучаемый материал и визуализировать полученную информацию. Поэтому разработка качественных образовательных способов взаимодействия людей и машин в некой виртуальной среде с помощью органов чувств человека является актуальной задачей для современного педагогического сообщества [2].

Текущий 2023 год для российского общества стал переломным периодом в педагогической сфере и в области образования. Современные педагогические технологии и методы быстрыми темпами внедряются в образовательный процесс с целью обеспечения более эффективного закрепления полученных знаний и интерактивного обучения. Рассмотрим основные тренды в сфере образования и современные технологии, применяемые в образовательном процессе.

1. Адаптивное (персонализированное) обучение - подход, ориентированный на личность обучающегося и его самостоятельную образовательную активность. Ориентация на личность означает, что персонализированное обучение учитывает интересы и опыт обучающегося и обучение адаптировано к его предпочтениям по темпу и способам освоения знаний. Не стоит смешивать персонализированное и индивидуализированное обучение. В адаптивном (персонализированном) обучении именно обучающемуся предоставляется широкий выбор условий, а в индивидуализированном обучении педагог определяет условия с учётом особенностей личности обучающегося. С помощью специальных программ и алгоритмов педагоги могут анализировать способности и потребности каждого обучающегося и предлагать ему индивидуальный учебный материал и задания, в тоже время важно понимать, кто делает выбор в образовательной программе - педагог или обучающийся.

2. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для создания виртуальной и дополненной реальности (УК./ АК.) - погружение обучающихся в интерактивные среды с помощью

специальных гарнитур и приложений для получения более глубокого и наглядного представления о теме урока или лекции. В Российской Федерации виртуальная и дополненная реальность включены в национальные проекты «Образование» и «Цифровая экономика» в качестве одних из важных элементов. В течение последних нескольких лет иммерсивные технологии, имитирующие эффект погружения человека в искусственно созданную среду, начали постепенно входить в ежедневную практику образовательной деятельности. Тем не менее, несмотря на широкое распространение технологий виртуальной реальности в сфере развлечений и разработку образовательных продуктов с использованием УК./АК.-материалов, эти технологии в настоящее время не составляют часть отечественного образовательного пространства. Трудности входа ИКТ в общеобразовательные организации хорошо известны: это относительно высокая стоимость, отсутствие специализированного образовательного контента, необходимость дополнительной подготовки педагогических кадров с целью повышения технологической грамотности педагогов, административная централизованность образовательных организаций и ряд других барьеров для широкого использования технологий виртуальной и дополненной реальности. Неочевидной, но достаточно серьезной причиной медленного внедрения иммерсивные технологий в сферу образования может выступать несоответствие существующих образовательных продуктов ожиданиям современных педагогов, даже тех, кто относится к категории «новаторов» [3].

3. Использование искусственного интеллекта - искусственный интеллект применяется в образовательной сфере для анализа больших объемов данных, создания учебных материалов и автоматизации некоторых процессов, позволяя педагогам сосредоточиться на самом процессе обучении, а не на рутинных задачах. Несмотря на уже достигнутые результаты в этой сфере, искусственный интеллект в образовательном процессе все ещё находится на начальных стадиях внедрения и развития. Однако даже достигнутого уровня достаточно для того, чтобы педагоги и обучающиеся могли извлекать значительную пользу для повышения эффективности процесса обучения.

4. Онлайн-образование и дистанционное обучение - действующее законодательство РФ допускает реализацию образовательных программ с использованием различных современных технологий: электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). За два года пандемии дистанционное образование превратилось в полноценный формат обучения. А с развитием информационно-коммуникационных технологий онлайн-образование

становится всё более популярным среди обучающихся: сокращается стоимость обучения и экономится время за проезд к месту обучения. В 2023 году многие образовательные организации перешли на дистанционное обучение, тем самым расширив доступ к знаниям и дав возможность желающим обучаться делать это из любого уголка мира.

Рассматривая современные методы обучения, которые набирают популярность, можно выделить:

1) тренинги - групповые занятия в аудитории, на котором обучающиеся формируют свои практические навыки;

2) проектный метод - обучающиеся ставят цель и определяют пути достижения с помощью поиска, отбора анализа данных;

3) кейс-стади - изучение и анализ реальных ситуаций, которые могут иметь место в изучаемом направлении. Для решения кейса обучающимся нужно произвести анализ предложенной ситуации и подобрать оптимальное решение.

4) коучинг - наставничество, когда коучами могут быть и сами педагоги, и более компетентные учащиеся, молодые специалисты. Коучинг фокусируется не на общем развитии обучающихся, а на достижении четко определенных целей.

5) деловая игра - моделирование различных ситуаций выбранного направления деятельности, используется для перевода полученных теоретических знаний в практическую область.

В рамках работы мы рассмотрели лишь некоторые из трендов в сфере современных педагогических технологий, которые свидетельствуют, что современное обучение с применением инновационных технологий и методов становится всё более интерактивным и адаптивным. На наш взгляд, в будущем, благодаря активному развитию технологий и исследований в области образования, можно ожидать ещё большего прогресса в этой области.

В рамках работы следует рассмотреть отношение гражданского общества к внедрению современных технологий в жизнедеятельность современного человека, в том числе и в сферу образования. Всероссийский центр изучения общественного мнения совместно с Фондом Росконгресс в июне 2023 года опубликовал результаты опроса российских граждан о восприятии инновационных технологий. Опрос проводился методом телефонного интервью среди 1600 человек в возрасте 18-55 лет. Несмотря на то, что инновационные технологии активно развиваются в самых разных сферах, тема будущих технологий оказалась знакома 76% участников исследования (16% имеют хорошие знания в этой области, 60% имеют некоторое представление), ничего не знают о мире технологий будущего - 22% опрошенных [4].

В топ-5 сфер экономики, в которых, по мнению россиян, прежде всего необходимо развивать технологии будущего для повышения качества жизни человека, сфера образования не попала, набрав всего 3% (рис. 1).

Таким образом, наши соотечественники от инновационных технологий ждут помощи в тех сферах, в которых это может быть напрямую ощутимо: здоровье, труд, повседневный комфорт.

Есть и группа респондентов, считающих, что развивать технологии будущего не важно, мотивируя это возможными опасностями для человечества - вредом в целом (19%), деградацией человека (18%), ограничением прав и свобод человека (12%), ростом безработицы (7%), рисками сбоев и ошибок (7%), а также экологическими катастрофами (5%).

Обсуждение. Сегодня становится совершенно понятным, что ближайшее десятилетие будет эпохой самых радикальных перемен в образовании. Новая реальность, в которой происходит сегодня профессиональное становление студенческой молодежи, характеризуется трансформацией образовательной среды под влиянием изменений, происходящих в мире, и ее реформирование должно быть направлено на системное обновление педагогических практик и оценки результатов обучения, а не на пересмотр потерявшего актуальность содержания или разработку новых учебных курсов [1].

Прогнозируя дальнейшее развитие педагогических технологий и методов, можно отметить, что процессы обучения и воспитания молодого поколения в ближайшие годы будут сталкиваться с рядом вызовов, включающих:

В сфере медицины Б сфере промышленности В ■-11-' бетстфсиосш В рфаре трлнетторта В сфере экожШШ!. Санкок ской сфере

Р. йфере I ¿ЯН<ИГОЙШ "> МЕКЯп ДОМП"

В сфере чюшопш В сфере воя

Рисунок 1. Ответы на вопрос: «Как Вы думаете, в каких сферах прежде всего необходимо развивать будущие технологии для изменения жизни человека к лучшему?», %.

В ■■ ¡'I[> ч-' 1:-::к:: I Iй и

В сфере чнергеттШГ | 1%

Е1. сфер.: 1Т-гохнопопп[ | Г.

В К'-'СмН'К'СЬ;)}! м , | ч | :1

йируяйяюсф пгветшъ | 1°«

Источник [4].

Ййкме | [»о

1. Трудности интеграции технологий: с возрастанием влияния технологий на жизнедеятельность человека, образовательным организациям придется адаптироваться к новым методам обучения и использованию технологий в образовательном процессе, потребуется решить проблемы с обеспечением доступа к электронным материалам и разработать соответствующие программы обучения.

2. Развитие современных компетенций: в эпоху стремительных трансформаций и глобализации, образовательным организациям очень важно развивать личность обучающихся не только умственно, но и социально и эмоционально. Следует ожидать повышения внимания к развитию навыков коммуникации, сотрудничества, критического мышления и проблемного мышления.

3. Расширенное обучение вне аудитории: образовательные организации могут столкнуться с повышенным спросом на дополнительное обучение и активности, предлагаемые за пределами стандартных образовательных программ, такие как академические клубы, программы по развитию лидерских навыков и экстракурикулярные мероприятия.

4. Популяризация мультикультурного воспитания и справедливости: современное обучение может пропагандировать толерантность, развитие межкультурного понимания и осознания справедливости. В сфере образования будет идти активное внедрение разнообразных культурных и справедливых практик в учебные программы.

5. Нацеленность на здоровье и благополучие: психическое и физическое здоровье обучающихся становятся всё более приоритетными в воспитательном процессе. Образовательным организациям могут потребоваться ресурсы и программы для поддержки благополучия обучающихся и преодоления психологических нагрузок.

Заключение. Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в образовательном процессе сегодня используются инновационные образовательные технологии и методы, позволяющие повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счёт снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

Таким образом, сегодня для достижения высокого уровня обучения и качества знаний и навыков обучающихся активно внедряются инновации на разных этапах образования, а также в содержании образования, технологии, организации и системе управления.

Библиографический список

1. Персонализированное образование в проекции профессионального будущего: мето-

дология, прогнозирование, реализация: монография / под ред. Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2021. 120 с.

2. Инновационные технологии в профессиональном образовании: от стратегии к практике: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции / сост. Н.А. Степина, О.С. Кушинцова, Е.В. Прохорова. - Волгоград: РИО «Перспектива» ГБПОУ «ВКУиНТ им. Ю. Гагарина», 2023. 467 с.

3. Хукаленко Ю.С., Бажина П.С., Земцов Д.И. Иммерсивные технологии в школьном образовании: по итогам всероссийской программы апробации // Перспективы науки и образования, 2022. №3 (57). С. 338-353.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023). // URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/. (Дата обращения: 22.09.2023).

5. ВЦИОМ «Технологии будущего». // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/anali-ticheskii-obzor/tekhnologii-budushchego. (Дата обращения: 15.09.2023).

6. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Предметное поле государственного управления в системе политических наук // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.

7. Рябова Е.Л. К юбилею известного ученого, преподавателя надежды Ултургаше-вой // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 6 (168). С. 57-61.

8. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

9. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. E-LEARNING: заменит ли дистант традиционные формы обучения? Труд и социальные отношения. 2017. Т. 28. № 4. С. 119-128.

10. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

11. Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государствен-ных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.

12. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть ис-тории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.

13. Бирюков С.В., Рябова Е.Л. Феномен лидерства в контексте современных кри-зисов и вызовов // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 9-19.

14. Тонконог В.В., Константинов В.М., Ананченкова П.И. Развитие образовательных услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса. Труд и социальные отношения. 2014. Т. 25. № 9. С. 106-121.

15. Ананченкова П.И., Тонконог В.В. Направления государственной политики в создании и развитии региональной инновационной образовательной системы. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 49. С. 8-15.

16. Байханов И.Б. Интернет, выборы и формирование электоральной культуры // Эт-носоциум и межнациональная культура, 2013. № 5 (59). С. 101-107.

17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.

18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: раз-мышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.

19. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты // Этносоциум и межнациональная культура, 2020. № 1 (139). С. 69-76.

20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в МАСКЕ // Власть истории и исто-рия власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.

21. Рыбаков С.В., Рябова Е.Л. К вопросу об инновационном компоненте моло-дежной политике в российской федерации // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 11 (137). С. 44.

22. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.

23. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

References

1. Personalized education in the projection of the professional future: methodology, forecasting, implementation: monograph / ed. E.F. Zeera, V.S. Tretyakova / Ross. state prof.-ped. univ. Ekaterinburg, 2021. 120 p.

2. Innovative technologies in vocational education: from strategy to practice: collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference / comp. ON THE. Stepina, O.S. Kushintsova, E.V. Prokhorova. Volgograd: RIO "Perspective" GBPOU "VKUiNT im. Yu. Gagarin», 2023. 467 p.

3. Khukalenko Yu.S., Bazhina P.S., Zemtsov D.I. Immersive technologies in school education: based on the results of the All-Russian testing program // Perspectives of science and education, 2022. № 3 (57). P. 338-353.

4. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on August 4, 2023). // URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/. (09.22.2023).

5. VTsIOM "Technologies of the Future". // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/anal-iticheskii-obzor/tekhnologii-budushchego. (09.15.2023).

6. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Subject field of public administration in the system of political sciences // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). P. 57-61.

7. Ryabova E.L. To the anniversary of the famous scientist, teacher Nadezhda Ulturgasheva // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 6 (168). P. 57-61.

8. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.

9. Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. E-LEARNING: will distance learning replace traditional forms of learning? Labor and social relations. 2017. Vol. 28. № 4. P. 119-128.

10. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.

11. Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 42-51.

12. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 30-42.

13. Biryukov S.V., Ryabova E.L. The phenomenon of leadership in the context of modern crises and challenges // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). P. 9-19.

14. Tonkonog V.V., Konstantinov V.M., Ananchenkova P.I. Development of educational services in the field of retraining and advanced training of personnel for small and medium-sized businesses. Labor and social relations. 2014. Vol. 25. № 9. P. 106-121.

15. Ananchenkova P.I., Tonkonog V.V. Directions of state policy in the creation and development of a regional innovative educational system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 49. P. 8-15.

16. Baykhanov I.B. Internet, elections and the formation of electoral culture // Ethnosocium and interethnic culture, 2013. № 5 (59). P. 101-107.

17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.

18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.

19. Baykhanov I.B. State policy as a factor in the development of the national educational system: basic aspects // Ethnosocium and interethnic culture, 2020. № 1 (139). P. 69-76.

20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in the MASK // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22). P. 500-511.

21. Rybakov S.V., Ryabova E.L. On the issue of the innovative component of youth policy in the Russian Federation // Ethnosocium and interethnic culture. 2019. № 11 (137). P. 44.

22. Baykhanov I.B. Formation of digital competencies in the context of transformation of educational systems // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.

23. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.