Чапкин Н.С.
Старший преподаватель. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».
Современные педагогические технологии и методы
Введение. В современном обществе образование выполняет важную роль в формировании и развитии личности. Развитие инновационных технологий и переход к цифровому обществу вызывают необходимость поиска новых педагогических технологий и методов, которые способствовали бы улучшению процесса обучения и созданию эффективных условий для обучающихся.
Современные педагоги должны стремиться быть в курсе новых педагогических технологий и методов и активно использовать их в своей работе. Одним из последних трендов в педагогической сфере в 2023 году выступает персонализированное обучение. В последнее время всё больше профессиональных образовательных организаций внедряют в свой план обучения адаптивную (персонифицированную) программу для каждого обучающегося с учётом его потребностей, особенностей и интересов. Такой подход помогает студентам получать более качественное образование и достигать лучших результатов в учебе [1].
Также важным трендом в сфере образования сегодня выступает использование технологий в образовательном процессе. Современное поколение уже не обходится в своей повседневной жизни без компьютеров и мобильных устройств, поэтому использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения становится всё более популярным. С помощью электронных учебников, интерактивных заданий и онлайн-тестирования процесс обучения становится более интересным и доступным. Поэтому тема использования инновационных педагогических технологий и методов для всестороннего развития личности современных молодых людей с применением оптимальных и эффективных технологий и методов обучения сегодня особенно актуальна для педагогического сообщества.
Цель работы заключается в рассмотрении современных технологий и методов, использующихся в образовании и воспитании обучающихся.
Материалы и методы. Вопросы применения современных пе-
дагогических технологий и методов в образовательном процессе рассмотрены с использованием работ российских учёных [1, 2, 3], основ законодательства в сфере образования [4] и результатов социологического исследования о восприятии инновационных технологий нашими соотечественниками, проведённого ВЦИОМ в июне 2023 года [5].
Результаты. Традиционный формат урока или лекции кардинальным образом сегодня ещё рано менять, однако в некоторых зарубежных школах уже происходит трансформация образовательного процесса - уроки дополняются погружением в виртуальную реальность на 5-10 минут, что позволяет обучающимся правильно расставить акценты, быстрее усвоить изучаемый материал и визуализировать полученную информацию. Поэтому разработка качественных образовательных способов взаимодействия людей и машин в некой виртуальной среде с помощью органов чувств человека является актуальной задачей для современного педагогического сообщества [2].
Текущий 2023 год для российского общества стал переломным периодом в педагогической сфере и в области образования. Современные педагогические технологии и методы быстрыми темпами внедряются в образовательный процесс с целью обеспечения более эффективного закрепления полученных знаний и интерактивного обучения. Рассмотрим основные тренды в сфере образования и современные технологии, применяемые в образовательном процессе.
1. Адаптивное (персонализированное) обучение - подход, ориентированный на личность обучающегося и его самостоятельную образовательную активность. Ориентация на личность означает, что персонализированное обучение учитывает интересы и опыт обучающегося и обучение адаптировано к его предпочтениям по темпу и способам освоения знаний. Не стоит смешивать персонализированное и индивидуализированное обучение. В адаптивном (персонализированном) обучении именно обучающемуся предоставляется широкий выбор условий, а в индивидуализированном обучении педагог определяет условия с учётом особенностей личности обучающегося. С помощью специальных программ и алгоритмов педагоги могут анализировать способности и потребности каждого обучающегося и предлагать ему индивидуальный учебный материал и задания, в тоже время важно понимать, кто делает выбор в образовательной программе - педагог или обучающийся.
2. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для создания виртуальной и дополненной реальности (УК./ АК.) - погружение обучающихся в интерактивные среды с помощью
специальных гарнитур и приложений для получения более глубокого и наглядного представления о теме урока или лекции. В Российской Федерации виртуальная и дополненная реальность включены в национальные проекты «Образование» и «Цифровая экономика» в качестве одних из важных элементов. В течение последних нескольких лет иммерсивные технологии, имитирующие эффект погружения человека в искусственно созданную среду, начали постепенно входить в ежедневную практику образовательной деятельности. Тем не менее, несмотря на широкое распространение технологий виртуальной реальности в сфере развлечений и разработку образовательных продуктов с использованием УК./АК.-материалов, эти технологии в настоящее время не составляют часть отечественного образовательного пространства. Трудности входа ИКТ в общеобразовательные организации хорошо известны: это относительно высокая стоимость, отсутствие специализированного образовательного контента, необходимость дополнительной подготовки педагогических кадров с целью повышения технологической грамотности педагогов, административная централизованность образовательных организаций и ряд других барьеров для широкого использования технологий виртуальной и дополненной реальности. Неочевидной, но достаточно серьезной причиной медленного внедрения иммерсивные технологий в сферу образования может выступать несоответствие существующих образовательных продуктов ожиданиям современных педагогов, даже тех, кто относится к категории «новаторов» [3].
3. Использование искусственного интеллекта - искусственный интеллект применяется в образовательной сфере для анализа больших объемов данных, создания учебных материалов и автоматизации некоторых процессов, позволяя педагогам сосредоточиться на самом процессе обучении, а не на рутинных задачах. Несмотря на уже достигнутые результаты в этой сфере, искусственный интеллект в образовательном процессе все ещё находится на начальных стадиях внедрения и развития. Однако даже достигнутого уровня достаточно для того, чтобы педагоги и обучающиеся могли извлекать значительную пользу для повышения эффективности процесса обучения.
4. Онлайн-образование и дистанционное обучение - действующее законодательство РФ допускает реализацию образовательных программ с использованием различных современных технологий: электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). За два года пандемии дистанционное образование превратилось в полноценный формат обучения. А с развитием информационно-коммуникационных технологий онлайн-образование
становится всё более популярным среди обучающихся: сокращается стоимость обучения и экономится время за проезд к месту обучения. В 2023 году многие образовательные организации перешли на дистанционное обучение, тем самым расширив доступ к знаниям и дав возможность желающим обучаться делать это из любого уголка мира.
Рассматривая современные методы обучения, которые набирают популярность, можно выделить:
1) тренинги - групповые занятия в аудитории, на котором обучающиеся формируют свои практические навыки;
2) проектный метод - обучающиеся ставят цель и определяют пути достижения с помощью поиска, отбора анализа данных;
3) кейс-стади - изучение и анализ реальных ситуаций, которые могут иметь место в изучаемом направлении. Для решения кейса обучающимся нужно произвести анализ предложенной ситуации и подобрать оптимальное решение.
4) коучинг - наставничество, когда коучами могут быть и сами педагоги, и более компетентные учащиеся, молодые специалисты. Коучинг фокусируется не на общем развитии обучающихся, а на достижении четко определенных целей.
5) деловая игра - моделирование различных ситуаций выбранного направления деятельности, используется для перевода полученных теоретических знаний в практическую область.
В рамках работы мы рассмотрели лишь некоторые из трендов в сфере современных педагогических технологий, которые свидетельствуют, что современное обучение с применением инновационных технологий и методов становится всё более интерактивным и адаптивным. На наш взгляд, в будущем, благодаря активному развитию технологий и исследований в области образования, можно ожидать ещё большего прогресса в этой области.
В рамках работы следует рассмотреть отношение гражданского общества к внедрению современных технологий в жизнедеятельность современного человека, в том числе и в сферу образования. Всероссийский центр изучения общественного мнения совместно с Фондом Росконгресс в июне 2023 года опубликовал результаты опроса российских граждан о восприятии инновационных технологий. Опрос проводился методом телефонного интервью среди 1600 человек в возрасте 18-55 лет. Несмотря на то, что инновационные технологии активно развиваются в самых разных сферах, тема будущих технологий оказалась знакома 76% участников исследования (16% имеют хорошие знания в этой области, 60% имеют некоторое представление), ничего не знают о мире технологий будущего - 22% опрошенных [4].
В топ-5 сфер экономики, в которых, по мнению россиян, прежде всего необходимо развивать технологии будущего для повышения качества жизни человека, сфера образования не попала, набрав всего 3% (рис. 1).
Таким образом, наши соотечественники от инновационных технологий ждут помощи в тех сферах, в которых это может быть напрямую ощутимо: здоровье, труд, повседневный комфорт.
Есть и группа респондентов, считающих, что развивать технологии будущего не важно, мотивируя это возможными опасностями для человечества - вредом в целом (19%), деградацией человека (18%), ограничением прав и свобод человека (12%), ростом безработицы (7%), рисками сбоев и ошибок (7%), а также экологическими катастрофами (5%).
Обсуждение. Сегодня становится совершенно понятным, что ближайшее десятилетие будет эпохой самых радикальных перемен в образовании. Новая реальность, в которой происходит сегодня профессиональное становление студенческой молодежи, характеризуется трансформацией образовательной среды под влиянием изменений, происходящих в мире, и ее реформирование должно быть направлено на системное обновление педагогических практик и оценки результатов обучения, а не на пересмотр потерявшего актуальность содержания или разработку новых учебных курсов [1].
Прогнозируя дальнейшее развитие педагогических технологий и методов, можно отметить, что процессы обучения и воспитания молодого поколения в ближайшие годы будут сталкиваться с рядом вызовов, включающих:
В сфере медицины Б сфере промышленности В ■-11-' бетстфсиосш В рфаре трлнетторта В сфере экожШШ!. Санкок ской сфере
Р. йфере I ¿ЯН<ИГОЙШ "> МЕКЯп ДОМП"
В сфере чюшопш В сфере воя
Рисунок 1. Ответы на вопрос: «Как Вы думаете, в каких сферах прежде всего необходимо развивать будущие технологии для изменения жизни человека к лучшему?», %.
В ■■ ¡'I[> ч-' 1:-::к:: I Iй и
В сфере чнергеттШГ | 1%
Е1. сфер.: 1Т-гохнопопп[ | Г.
В К'-'СмН'К'СЬ;)}! м , | ч | :1
йируяйяюсф пгветшъ | 1°«
'с
Источник [4].
Ййкме | [»о
1. Трудности интеграции технологий: с возрастанием влияния технологий на жизнедеятельность человека, образовательным организациям придется адаптироваться к новым методам обучения и использованию технологий в образовательном процессе, потребуется решить проблемы с обеспечением доступа к электронным материалам и разработать соответствующие программы обучения.
2. Развитие современных компетенций: в эпоху стремительных трансформаций и глобализации, образовательным организациям очень важно развивать личность обучающихся не только умственно, но и социально и эмоционально. Следует ожидать повышения внимания к развитию навыков коммуникации, сотрудничества, критического мышления и проблемного мышления.
3. Расширенное обучение вне аудитории: образовательные организации могут столкнуться с повышенным спросом на дополнительное обучение и активности, предлагаемые за пределами стандартных образовательных программ, такие как академические клубы, программы по развитию лидерских навыков и экстракурикулярные мероприятия.
4. Популяризация мультикультурного воспитания и справедливости: современное обучение может пропагандировать толерантность, развитие межкультурного понимания и осознания справедливости. В сфере образования будет идти активное внедрение разнообразных культурных и справедливых практик в учебные программы.
5. Нацеленность на здоровье и благополучие: психическое и физическое здоровье обучающихся становятся всё более приоритетными в воспитательном процессе. Образовательным организациям могут потребоваться ресурсы и программы для поддержки благополучия обучающихся и преодоления психологических нагрузок.
Заключение. Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в образовательном процессе сегодня используются инновационные образовательные технологии и методы, позволяющие повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счёт снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Таким образом, сегодня для достижения высокого уровня обучения и качества знаний и навыков обучающихся активно внедряются инновации на разных этапах образования, а также в содержании образования, технологии, организации и системе управления.
Библиографический список
1. Персонализированное образование в проекции профессионального будущего: мето-
дология, прогнозирование, реализация: монография / под ред. Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2021. 120 с.
2. Инновационные технологии в профессиональном образовании: от стратегии к практике: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции / сост. Н.А. Степина, О.С. Кушинцова, Е.В. Прохорова. - Волгоград: РИО «Перспектива» ГБПОУ «ВКУиНТ им. Ю. Гагарина», 2023. 467 с.
3. Хукаленко Ю.С., Бажина П.С., Земцов Д.И. Иммерсивные технологии в школьном образовании: по итогам всероссийской программы апробации // Перспективы науки и образования, 2022. №3 (57). С. 338-353.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023). // URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/. (Дата обращения: 22.09.2023).
5. ВЦИОМ «Технологии будущего». // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/anali-ticheskii-obzor/tekhnologii-budushchego. (Дата обращения: 15.09.2023).
6. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Предметное поле государственного управления в системе политических наук // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.
7. Рябова Е.Л. К юбилею известного ученого, преподавателя надежды Ултургаше-вой // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 6 (168). С. 57-61.
8. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.
9. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. E-LEARNING: заменит ли дистант традиционные формы обучения? Труд и социальные отношения. 2017. Т. 28. № 4. С. 119-128.
10. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.
11. Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государствен-ных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.
12. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть ис-тории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.
13. Бирюков С.В., Рябова Е.Л. Феномен лидерства в контексте современных кри-зисов и вызовов // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 9-19.
14. Тонконог В.В., Константинов В.М., Ананченкова П.И. Развитие образовательных услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса. Труд и социальные отношения. 2014. Т. 25. № 9. С. 106-121.
15. Ананченкова П.И., Тонконог В.В. Направления государственной политики в создании и развитии региональной инновационной образовательной системы. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 49. С. 8-15.
16. Байханов И.Б. Интернет, выборы и формирование электоральной культуры // Эт-носоциум и межнациональная культура, 2013. № 5 (59). С. 101-107.
17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.
18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: раз-мышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.
19. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты // Этносоциум и межнациональная культура, 2020. № 1 (139). С. 69-76.
20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в МАСКЕ // Власть истории и исто-рия власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.
21. Рыбаков С.В., Рябова Е.Л. К вопросу об инновационном компоненте моло-дежной политике в российской федерации // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 11 (137). С. 44.
22. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.
23. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.
References
1. Personalized education in the projection of the professional future: methodology, forecasting, implementation: monograph / ed. E.F. Zeera, V.S. Tretyakova / Ross. state prof.-ped. univ. Ekaterinburg, 2021. 120 p.
2. Innovative technologies in vocational education: from strategy to practice: collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference / comp. ON THE. Stepina, O.S. Kushintsova, E.V. Prokhorova. Volgograd: RIO "Perspective" GBPOU "VKUiNT im. Yu. Gagarin», 2023. 467 p.
3. Khukalenko Yu.S., Bazhina P.S., Zemtsov D.I. Immersive technologies in school education: based on the results of the All-Russian testing program // Perspectives of science and education, 2022. № 3 (57). P. 338-353.
4. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on August 4, 2023). // URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/. (09.22.2023).
5. VTsIOM "Technologies of the Future". // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/anal-iticheskii-obzor/tekhnologii-budushchego. (09.15.2023).
6. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Subject field of public administration in the system of political sciences // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). P. 57-61.
7. Ryabova E.L. To the anniversary of the famous scientist, teacher Nadezhda Ulturgasheva // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 6 (168). P. 57-61.
8. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.
9. Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. E-LEARNING: will distance learning replace traditional forms of learning? Labor and social relations. 2017. Vol. 28. № 4. P. 119-128.
10. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.
11. Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 42-51.
12. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 30-42.
13. Biryukov S.V., Ryabova E.L. The phenomenon of leadership in the context of modern crises and challenges // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). P. 9-19.
14. Tonkonog V.V., Konstantinov V.M., Ananchenkova P.I. Development of educational services in the field of retraining and advanced training of personnel for small and medium-sized businesses. Labor and social relations. 2014. Vol. 25. № 9. P. 106-121.
15. Ananchenkova P.I., Tonkonog V.V. Directions of state policy in the creation and development of a regional innovative educational system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 49. P. 8-15.
16. Baykhanov I.B. Internet, elections and the formation of electoral culture // Ethnosocium and interethnic culture, 2013. № 5 (59). P. 101-107.
17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.
18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.
19. Baykhanov I.B. State policy as a factor in the development of the national educational system: basic aspects // Ethnosocium and interethnic culture, 2020. № 1 (139). P. 69-76.
20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in the MASK // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22). P. 500-511.
21. Rybakov S.V., Ryabova E.L. On the issue of the innovative component of youth policy in the Russian Federation // Ethnosocium and interethnic culture. 2019. № 11 (137). P. 44.
22. Baykhanov I.B. Formation of digital competencies in the context of transformation of educational systems // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.
23. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.