Чапкин Н.С.
Старший преподаватель. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Базовая кафедра цифровой экономики института развития информационного общества.
Инновации в педагогической деятельности Введение
Возможность использования инноваций в педагогической деятельности с целью совершенствования системы образования с учётом приоритетных направлений научно-технологического развития закреплена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 20: «Инновационная деятельность ориентирована на разработку, апробацию и внедрение новых учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, на совершенствование научного, учебно-методического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность...» [1].
Деятельность педагога напрямую влияет на получаемые знания и их усвоение обучающимися. Инновационные технологии в педагогической деятельности являются инструментом формирования качественного образования и повышения эффективности обучения. Инновации в современном образовательном процессе заключаются в использовании новых педагогических технологий и методов, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и современных образовательных ресурсов. Использование ИКТ и современных образовательных ресурсов в образовательном процессе выступает инструментом развития образования и повышения эффективности обучения.
Инновации в педагогической деятельности заключаются в нововведениях в образовательном процессе, направленных на изменение в технологии и методах обучения и воспитания. Инновационная деятельность педагога в современной образовательной организации является одним из важнейших элементов образовательного процесса. Педагоги в современных образовательных организациях должны отслеживать и использовать в своей работе новые педагогические технологии и методы. Очень важно также отслеживать мировые тренды
в образовании, способствовать их обсуждению в российском педагогическом сообществе и поддерживать передовые образовательные инициативы.
Цель работы заключается в рассмотрении современных инновационных технологий и методов в педагогической деятельности и их влиянии на формирование уровня образования обучающихся.
Материалы и методы.
В ходе работы над статьей были рассмотрены основы законодательства Российской Федерации в сфере образования [1], работы авторов российского педагогического сообщества [2, 3, 4] и результаты исследования экспертов НИУ «ВШУ» и «Росатом», проведённого в 2023 году, которые представили мнения российских педагогов и ин-новаторов, а также самих обучающихся об актуальности для отечественного образования общемировых трендов в образовании [5].
Результаты.
Процесс обучения - это непрерывный процесс освоения знаний, навыков и умений обучающимися с использованием учебных материалов, педагогических технологий и методов. Образование является ключевым элементом всестороннего развития личности и залогом конкурентного преимущества как для отдельного человека, так и для государств. В современном мире ценность образования, широкого кругозора, мотивации к познанию нового постоянно возрастает. Образовательный процесс включает в себя активное взаимодействие между педагогом и обучающимися с помощью педагогических технологий, а также оценку и контроль полученных знаний. Процесс обучения имеет очень важное значение, потому что оказывает непосредственное влияние на эффективность и результативность образования [2].
Инновационное обучение - это обучение, которое ставит своей целью всестороннее развитие личности обучающихся с применением оптимальных и эффективных методов обучения, базирующихся на инновационных процессах (нововведениях). Инновации в любой сфере помогают найти результативные решения, в том числе и в сфере образования и воспитания современного молодого поколения.
Потенциал в развитии и использовании инноваций на сегодняшний день имеется во всех сферах жизнедеятельности современного общества, в том числе и в образовательной деятельности, в
рамках которой пандемия высветила положительные моменты и ряд проблем [3].
Сфера образования, традиционно считающаяся достаточно консервативной, в настоящее время активно адаптируется к деятельности в условиях неопределенности и под натиском постоянных изменений и нововведений. В такой ситуации особую важность приобретает способность вовремя отследить мировые тенденции, соотнести их со своими целями и ресурсами, выстроить свою стратегию. Инновационная деятельность в педагогической деятельности - это прежде всего готовность педагога менять свои взгляды на образовательную деятельность, на свою роль в образовательном процессе и, главное - на деятельность обучающихся в процессе обучения, именно деятельность, а не пассивное восприятие инноваций [4].
Для оценки актуальности мировых трендов в области инноваций в педагогической деятельности для российской системы образования эксперты НИУ «ВШУ» и государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» пригласили тех участников, чья адаптивность к инновационным технологиям наиболее высока: лидеров образовательных проектов, инноваторов в образовании и молодых участников образовательного процесса - школьников и студентов. В исследовании приняли участие 370 инноваторов из 60 регионов РФ. Исследование НИУ «ВШЭ» и «Росатом» базируется на данных ежегодного доклада об инновациях в образовании: Innovative Pedagogy, который опубликован учеными Института образовательных технологий в Открытом университете (Великобритания). Доклад отражает основные тенденции в педагогической деятельности, которые могут повлиять на систему образования и заслуживают пристального внимания практиков [5].
Следует отметить, что российское образование включено в мировой контекст, тем не менее сохраняет свои специфические черты.
Основные инновационные тренды, которые обсуждали участники исследования:
1. Гибридный формат обучения. С актуальность гибридного обучения согласны 61,8% участников исследования. Сочетание аудиторных занятий и формата онлайн-обучения отмечают инноваторы из крупных городов, особенно из числа работников вузов. Без подготовки учителей и необходимой технологической инфраструктуры гибридный формат невозможен. Кроме того, требуется и подготовка педагогического состава, так как уметь управлять вниманием учеников и по-новому выстраивать занятие нужно уметь. Значительная
■ часть студентов и школьников, участвующих в опросе, отметили, что,
несмотря на удобство гибридного формата, очное обучение для них эффективнее.
2. Программы микро-квалификации. С возможностью развития этого направления согласились 46,1% инноваторов. Те, кто поддержал этот тренд чаще всего инноваторы из крупных городов, преимущественно - люди зрелого возраста. В некоторых профессиональных сферах, например, в сфере информационных технологий, юриспруденции или психологии, микрообучение уже является стандартом, в других сферах - программы микро-квалификации являются возможностью приобрести новую профессию или перейти на новый карьерный уровень.
3. Совмещение учебы с практикой. Этот вариант поддержали 38,7% инноваторов, среди которых в основном - молодые иннова-торы и инноваторы-мужчины. Эксперты предполагают, что это направление ждёт устойчивое развитие, но подчёркивают недостаток ресурсного обеспечения и вузов, и работодателей.
4. Образование в социальных сетях поддерживают 37,7% инноваторов. Несмотря на то, что этот тренд выбрали всего треть инноваторов, эксперты считают его перспективным: получение знаний в социальных сетях на стыке образования и развлечений может восполнять пробелы формального образования, повышать мотивацию к учебе. В то же время школьники и студенты отмечают, что качество образовательного контента в соцсетях не всегда высокое, поэтому хотели бы, что педагоги таким образом расширили свою деятельность, выступив в качестве блогеров.
5. Автономное обучение выбрали 33,2% инноваторов, среди которых молодые инноваторы и респонденты из малых городов. Эксперты отмечают значимость автономного обучения особенно для учеников старшего возраста и взрослых. В случае, когда образовательная программа уникальна для каждого обучающегося, сложно судить о полученных ими квалификаций. Школьники и студенты считают навык автономного обучения полезным, но признаются, что обучаться под контролем проще.
6. Образование для психологического здоровья выбрали 24,6% инноваторов, это инноваторы-женщины и наиболее юные участники исследования (до 21 года). Мнение экспертов также свидетельствует, что старшим поколениям сложнее признать важность психологической помощи и грамотности.
7. Учет домашней образовательной среды - необходимость при_
нятия во внимание полезного домашнего учёта отметили 17,9% инноваторов. Этот тренд довольно неоднозначен: с одной стороны, домашние обстоятельства обучающегося важно учитывать, с другой - активное вмешательство школы в семейное пространство может навредить отношениям между обучающимися, родителями и педагогами. С одной стороны, в ближайшей перспективе этот тренд вряд ли получит развитие в массовом образовании в России, с другой стороны, активность участия родителей в образовании будет возрастать.
8. Совместный просмотр видео поддержали 17,2% инноваторов. В этом вопросе мнения экспертов разделились: некоторые считают, что просмотр и обсуждение фильмов формируют коммуникативные навыки и понимание искусства, часть других -возражают, что ученик при таком подходе остается пассивным, и для развития творческих навыков и критического мышления полезнее совместное создание видео или подбор видеоматериалов учеником.
9. Рефлексия негативных эмоций является важным трендом для 12,4% инноваторов 21 года и связана с социально-эмоциональными навыками педагогов и обучающихся и могла бы содействовать предотвращению школьной травли и дискриминации в обществе.
Ееседына прогулке 9.Го
Рисунок 1. Основные инновации в педагогической деятельности, имеющие потенциал повлиять на развитие системы образования, % Источник: [5].
Эксперты выразили мнение, что в России этот тренд развит слабо, несмотря на высокую актуальность. Возможности масштабирования этого направления зависят от грамотного обучения преподавателей и формирования культуры обсуждения негативных переживаний.
10. Беседы на прогулке играют важную роль в педагогической деятельности - согласны 9,1% инноваторов. Возможность получения знаний во время прогулок особенно нравится инноваторам-горожа-нам и тем, кто работает в дополнительном образовании. Эксперты довольно скептически относятся к идее проводить традиционные занятия на прогулке, кроме групп дошкольников или совсем малых группах обучающихся (рис. 1).
Обсуждение.
Педагогическое сообщество и исследователи в сфере образования во всем мире сегодня всё ещё продолжают осмысливать изменения образовательных технологий и методов, использование инноваций, которые принесла с собой пандемия. Мы говорим не только о широком использовании цифровой среды, но и о необходимости повышенного внимания к психологическому благополучию и социальному взаимодействию.
Исследования использования инноваций в работе педагогов показывают, что дистанционные технологии в образовании являются непростым испытанием как для молодых педагогов, так и для преподавателей с большим опытом [5].
Признание у отечественных педагогов сегодня получают форматы работы, находящиеся на стыке онлайн и офлайн-взаимодействия: гибридное обучение, совмещение учебы и практики с помощью использования цифровых технологий, микрообучение онлайн для совершенствования профессиональных навыков. Для этих направлений особенную актуальность приобретают: способность самостоятельного обучения и умение проектировать собственную образовательную траекторию.
Сетевые технологии и сотрудничество в сфере образования также набирают популярность. В образовательный процесс пришли новые участники, появились новые каналы получения знаний и навыков, новые способы объединяться в учебную группу для просмотра и обсуждения видео или популярного блога. Живой отклик эти тренды вызывают у обучающихся, свидетельствуя о том, что и педагогам сегодня необходимо больше внимания уделять сетевым технологиям.
В то же время сегодня в глобальном масштабе акцент ставится и ■
на развитие нецифровых аспектов педагогической науки: семейное окружение, рефлексию эмоций, влияние физического и психического самочувствия на усвоение информации. Однако, для российской системы образования эти направления слабо проявлены, так как для их развития существуют определённые барьеры.
Заключение.
Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 вынудила всё мировое сообщество сделать ставку на цифровые технологии, информатизацию и коммуникацию социума. И только педагоги, осуществляющие деятельность в сфере образования, сегодня выступают ключевыми фигурами при реализации инноваций в педагогической деятельности.
Таким образом, успех использования нововведений в образовании и воспитании современного поколения находится в прямой зависимости от профессионализма педагога и его подготовленности к использованию инноваций в педагогической деятельности и работе с обучающимися.
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023). // URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/. (Дата обращения: 24.09.2023).
2. Достижения в педагогической деятельности 2023: сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2023. 38 с.
3. Мысливый А.В. Инновационная деятельность педагога // Международный студенческий научный вестник, 2022. № 1. // URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20884 (Дата обращения: 24.09.2023).
4. Современные образовательные технологии как ресурс совершенствования профессиональной деятельности педагога: сборник научно-практических материалов VI Международной научно-практической конференции (15 ноября-20 декабря 2022 года). Вып. 6. Т. 1 / сост. и ред. Л.Н. Чипышева, Н.А. Ларионова, Н.А. Жернокова, С.В. Мачинская - Челябинск: МБУ ДПО ЦРО, 2023. 202 с.
5. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» «Мировые тренды образования в российском контексте». // URL: https://ioe.hse.ru/edu_ global_trends/#trend1. (Дата обращения: 24.09.2023).
6. Рябова ЕЛ., Терновая Л.О. Предметное поле государственного управления в системе политических наук // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.
7. Рябова Е.Л. К юбилею известного ученого, преподавателя Надежды Ултургашевой // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 6 (168). С. 57-61.
8. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.
9. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.
_liât
ш
10. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.
11. Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.
12. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.
13. Бирюков С.В., Рябова Е.Л. Феномен лидерства в контексте современных кризисов и вызовов // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 9-19.
14. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Эволюция дипломатического подарка как индикатор изменений в международных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 6 (156). С. 45-54.
15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.
16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.
17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.
18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.
19. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.
20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.
21. Рыбаков С.В., Рябова Е.Л. К вопросу об инновационном компоненте молодежной политике в российской федерации // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 11 (137). С. 44.
22. Байханов И.Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург, 2022. № 5. С. 17-25. - Б01: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.
23. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 6 (55). С. 615-623.
24. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.
25. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен / И.Б. Байханов // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.
26. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в Чеченской Республике // Отечественная и зарубежная педагогика. - М.: 2019. Т. 1. № 6 (63). С. 46-55.
27. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты // Этносоциум и межнациональная культура, 2020. № 1 (139). С. 69-76.
28. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.
29. Байханов И.Б. Геополитическая культура: как корабль ты назовешь И.Б. Байханов // Миссия конфессий. - М.: 2021. Т. 10. № 5 (54). С. 519-524.
30. Байханов И.Б. Интернет, выборы и формирование электоральной культуры // Эт-носоциум и межнациональная культура, 2013. № 5 (59). С. 101-107.
31. Ананченкова П.И., Тонконог В.В. Направления государственной политики в создании и развитии региональной инновационной образовательной системы. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 49. С. 8-15.
32. Тонконог В.В., Константинов В.М., Ананченкова П.И. Развитие образовательных услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса. Труд и социальные отношения. 2014. Т. 25. № 9. С. 106-121.
33. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. E-LEARNING: заменит ли дистант традиционные формы обучения? Труд и социальные отношения. 2017. Т. 28. № 4. С. 119-128.
34. Ананченкова П.И., Кузнецов М.Ю. Профессиональное обучение безработных в системе службы занятости населения. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 47. С. 176-183.
References
1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on August 4, 2023). // URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/. (09.24.2023).
2. Achievements in teaching activities 2023: collection of articles from the International Professional Research Competition. - Penza: ICNS "Science and Enlightenment", 2023. 38 p.
3. Myslivy A.V. Innovative activity of a teacher // International Student Scientific Bulletin, 2022. № 1. // URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20884 (09.24.2023).
4. Modern educational technologies as a resource for improving the professional activity of a teacher: a collection of scientific and practical materials of the VI International Scientific and Practical Conference (November 15-December 20, 2022). Vol. 6. T. 1 / comp. and ed. L.N. Chipysheva, N.A. Larionova, N.A. Zhernokova, S.V. Machinskaya - Chelyabinsk: MBU DPO TsRO, 2023. 202 p.
5. National Research University "Higher School of Economics" "World trends in education in the Russian context." // URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/#trend1. (09.24.2023).
6. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Subject field of public administration in the system of political sciences // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). Р. 57-61.
7. Ryabova E.L. To the anniversary of the famous scientist and teacher Nadezhda Ulturgashe-va // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 6 (168). Р. 57-61.
8. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). Р. 75-86.
9. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.
10. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. Р. 11-19.
11. Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. Р. 42-51.
12. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). Р. 30-42.
13. Biryukov S.V., Ryabova E.L. The phenomenon of leadership in the context of modern crises and challenges // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). Р. 9-19.
14. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The evolution of a diplomatic gift as an indicator of changes in international relations // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 6 (156). Р. 45-54.
15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). Р. 10-20.
16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). Р. 515-524.
17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). Р. 782-791.
18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. Р. 11-22.
19. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.
20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22). P. 500-511.
21. Rybakov S.V., Ryabova E.L. On the issue of the innovative component of youth policy in the Russian Federation // Ethnosocium and interethnic culture. 2019. № 11 (137). P. 44.
22. Baykhanov I.B. Cross-cutting competencies in the system of competencies of a modern teacher // Pedagogical education in Russia. - Ekaterinburg, 2022. № 5. P. 17-25. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.
23. Baykhanov I.B. Youth in the digital world: self-assessment of the level of digital competencies of Moscow university applicants // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 6 (55). P. 615-623.
24. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.
25. Baykhanov I.B. Features of human resource management in conditions of global change / I.B. Baykhanov // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.
26. Baykhanov I.B. Quality of education as a strategic goal of regional educational policy in the Chechen Republic // Domestic and foreign pedagogy. - M.: 2019. Vol. 1. № 6 (63). P. 46-55.
27. Baykhanov I.B. State policy as a factor in the development of the national educational system: basic aspects // Ethnosocium and interethnic culture, 2020. № 1 (139). P. 69-76.
28. Baykhanov I.B. Formation of digital competencies in the context of transformation of educational systems // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.
29. Baykhanov I.B. Geopolitical culture: what do you call a ship I.B. Baykhanov // Mission of confessions. - M.: 2021. Vol. 10. № 5 (54). P. 519-524.
30. Baykhanov I.B. Internet, elections and the formation of electoral culture // Ethnosocium and interethnic culture, 2013. № 5 (59). P. 101-107.
31. Ananchenkova P.I., Tonkonog V.V. Directions of state policy in the creation and development of a regional innovative educational system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 49. P. 8-15.
32. Tonkonog V.V., Konstantinov V.M., Ananchenkova P.I. Development of educational services in the field of retraining and advanced training of personnel for small and medium-sized businesses. Labor and social relations. 2014. Vol. 25. № 9. P. 106-121.
33. Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. E-LEARNING: will distance learning replace traditional forms of learning? Labor and social relations. 2017. Vol. 28. № 4. P. 119-128.
34. Ananchenkova P.I., Kuznetsov M.Yu. Vocational training for the unemployed in the employment service system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 47. P. 176-183.