Научная статья на тему 'Инновации в педагогической деятельности'

Инновации в педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
педагогическая деятельность / образовательный процесс / инновационное образование / эффективность образования / инновационные технологии / pedagogical activity / educational process / innovative education / educational effectiveness / innovative technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чапкин Н. С.

В статье рассмотрены инновационные технологии, используемые в педагогической деятельности. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире ценность образования, широкого кругозора, мотивации и воли постоянно возрастает. Образовательный процесс включает в себя активное взаимодействие между педагогом и обучающимися, а также оценку и контроль успеваемости. Процесс обучения имеет очень важное значение, потому что оказывает непосредственное влияние на эффективность и результативность образования. Инновационные технологии в педагогической деятельности являются инструментом формирования качественного образования и повышения эффективности обучения. Инновационная деятельность педагога в современной образовательной организации является одним из важнейших элементов образовательного процесса. Педагоги в современных образовательных организациях должны отслеживать и использовать в своей работе новые педагогические технологии и методы. В заключение сделан вывод о том, что успех использования инноваций в образовании находится в прямой зависимости от профессионализма педагога и его подготовленности к использованию инноваций в педагогической деятельности и работе с обучающимися. Цель работы заключается в рассмотрении современных инновационных технологий и методов в педагогической деятельности и их влиянии на формирование уровня образования обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in teaching activities

The article discusses innovative technologies used in teaching activities. The relevance of the research topic is due to the fact that in the modern world the value of education, broad outlook, motivation and will is constantly increasing. The educational process includes active interaction between the teacher and students, as well as assessment and monitoring of progress. The learning process is very important because it has a direct impact on the efficiency and effectiveness of education. Innovative technologies in teaching are a tool for creating quality education and increasing the effectiveness of learning. The innovative activity of a teacher in a modern educational organization is one of the most important elements of the educational process. Teachers in modern educational organizations must monitor and use new pedagogical technologies and methods in their work. In conclusion, it was concluded that the success of using innovations in education is directly dependent on the professionalism of the teacher and his preparedness to use innovations in teaching and working with students. The purpose of the work is to consider modern innovative technologies and methods in teaching activities and their impact on the formation of the level of education of students.

Текст научной работы на тему «Инновации в педагогической деятельности»

Чапкин Н.С.

Старший преподаватель. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Базовая кафедра цифровой экономики института развития информационного общества.

Инновации в педагогической деятельности Введение

Возможность использования инноваций в педагогической деятельности с целью совершенствования системы образования с учётом приоритетных направлений научно-технологического развития закреплена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 20: «Инновационная деятельность ориентирована на разработку, апробацию и внедрение новых учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, на совершенствование научного, учебно-методического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность...» [1].

Деятельность педагога напрямую влияет на получаемые знания и их усвоение обучающимися. Инновационные технологии в педагогической деятельности являются инструментом формирования качественного образования и повышения эффективности обучения. Инновации в современном образовательном процессе заключаются в использовании новых педагогических технологий и методов, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и современных образовательных ресурсов. Использование ИКТ и современных образовательных ресурсов в образовательном процессе выступает инструментом развития образования и повышения эффективности обучения.

Инновации в педагогической деятельности заключаются в нововведениях в образовательном процессе, направленных на изменение в технологии и методах обучения и воспитания. Инновационная деятельность педагога в современной образовательной организации является одним из важнейших элементов образовательного процесса. Педагоги в современных образовательных организациях должны отслеживать и использовать в своей работе новые педагогические технологии и методы. Очень важно также отслеживать мировые тренды

в образовании, способствовать их обсуждению в российском педагогическом сообществе и поддерживать передовые образовательные инициативы.

Цель работы заключается в рассмотрении современных инновационных технологий и методов в педагогической деятельности и их влиянии на формирование уровня образования обучающихся.

Материалы и методы.

В ходе работы над статьей были рассмотрены основы законодательства Российской Федерации в сфере образования [1], работы авторов российского педагогического сообщества [2, 3, 4] и результаты исследования экспертов НИУ «ВШУ» и «Росатом», проведённого в 2023 году, которые представили мнения российских педагогов и ин-новаторов, а также самих обучающихся об актуальности для отечественного образования общемировых трендов в образовании [5].

Результаты.

Процесс обучения - это непрерывный процесс освоения знаний, навыков и умений обучающимися с использованием учебных материалов, педагогических технологий и методов. Образование является ключевым элементом всестороннего развития личности и залогом конкурентного преимущества как для отдельного человека, так и для государств. В современном мире ценность образования, широкого кругозора, мотивации к познанию нового постоянно возрастает. Образовательный процесс включает в себя активное взаимодействие между педагогом и обучающимися с помощью педагогических технологий, а также оценку и контроль полученных знаний. Процесс обучения имеет очень важное значение, потому что оказывает непосредственное влияние на эффективность и результативность образования [2].

Инновационное обучение - это обучение, которое ставит своей целью всестороннее развитие личности обучающихся с применением оптимальных и эффективных методов обучения, базирующихся на инновационных процессах (нововведениях). Инновации в любой сфере помогают найти результативные решения, в том числе и в сфере образования и воспитания современного молодого поколения.

Потенциал в развитии и использовании инноваций на сегодняшний день имеется во всех сферах жизнедеятельности современного общества, в том числе и в образовательной деятельности, в

рамках которой пандемия высветила положительные моменты и ряд проблем [3].

Сфера образования, традиционно считающаяся достаточно консервативной, в настоящее время активно адаптируется к деятельности в условиях неопределенности и под натиском постоянных изменений и нововведений. В такой ситуации особую важность приобретает способность вовремя отследить мировые тенденции, соотнести их со своими целями и ресурсами, выстроить свою стратегию. Инновационная деятельность в педагогической деятельности - это прежде всего готовность педагога менять свои взгляды на образовательную деятельность, на свою роль в образовательном процессе и, главное - на деятельность обучающихся в процессе обучения, именно деятельность, а не пассивное восприятие инноваций [4].

Для оценки актуальности мировых трендов в области инноваций в педагогической деятельности для российской системы образования эксперты НИУ «ВШУ» и государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» пригласили тех участников, чья адаптивность к инновационным технологиям наиболее высока: лидеров образовательных проектов, инноваторов в образовании и молодых участников образовательного процесса - школьников и студентов. В исследовании приняли участие 370 инноваторов из 60 регионов РФ. Исследование НИУ «ВШЭ» и «Росатом» базируется на данных ежегодного доклада об инновациях в образовании: Innovative Pedagogy, который опубликован учеными Института образовательных технологий в Открытом университете (Великобритания). Доклад отражает основные тенденции в педагогической деятельности, которые могут повлиять на систему образования и заслуживают пристального внимания практиков [5].

Следует отметить, что российское образование включено в мировой контекст, тем не менее сохраняет свои специфические черты.

Основные инновационные тренды, которые обсуждали участники исследования:

1. Гибридный формат обучения. С актуальность гибридного обучения согласны 61,8% участников исследования. Сочетание аудиторных занятий и формата онлайн-обучения отмечают инноваторы из крупных городов, особенно из числа работников вузов. Без подготовки учителей и необходимой технологической инфраструктуры гибридный формат невозможен. Кроме того, требуется и подготовка педагогического состава, так как уметь управлять вниманием учеников и по-новому выстраивать занятие нужно уметь. Значительная

■ часть студентов и школьников, участвующих в опросе, отметили, что,

несмотря на удобство гибридного формата, очное обучение для них эффективнее.

2. Программы микро-квалификации. С возможностью развития этого направления согласились 46,1% инноваторов. Те, кто поддержал этот тренд чаще всего инноваторы из крупных городов, преимущественно - люди зрелого возраста. В некоторых профессиональных сферах, например, в сфере информационных технологий, юриспруденции или психологии, микрообучение уже является стандартом, в других сферах - программы микро-квалификации являются возможностью приобрести новую профессию или перейти на новый карьерный уровень.

3. Совмещение учебы с практикой. Этот вариант поддержали 38,7% инноваторов, среди которых в основном - молодые иннова-торы и инноваторы-мужчины. Эксперты предполагают, что это направление ждёт устойчивое развитие, но подчёркивают недостаток ресурсного обеспечения и вузов, и работодателей.

4. Образование в социальных сетях поддерживают 37,7% инноваторов. Несмотря на то, что этот тренд выбрали всего треть инноваторов, эксперты считают его перспективным: получение знаний в социальных сетях на стыке образования и развлечений может восполнять пробелы формального образования, повышать мотивацию к учебе. В то же время школьники и студенты отмечают, что качество образовательного контента в соцсетях не всегда высокое, поэтому хотели бы, что педагоги таким образом расширили свою деятельность, выступив в качестве блогеров.

5. Автономное обучение выбрали 33,2% инноваторов, среди которых молодые инноваторы и респонденты из малых городов. Эксперты отмечают значимость автономного обучения особенно для учеников старшего возраста и взрослых. В случае, когда образовательная программа уникальна для каждого обучающегося, сложно судить о полученных ими квалификаций. Школьники и студенты считают навык автономного обучения полезным, но признаются, что обучаться под контролем проще.

6. Образование для психологического здоровья выбрали 24,6% инноваторов, это инноваторы-женщины и наиболее юные участники исследования (до 21 года). Мнение экспертов также свидетельствует, что старшим поколениям сложнее признать важность психологической помощи и грамотности.

7. Учет домашней образовательной среды - необходимость при_

нятия во внимание полезного домашнего учёта отметили 17,9% инноваторов. Этот тренд довольно неоднозначен: с одной стороны, домашние обстоятельства обучающегося важно учитывать, с другой - активное вмешательство школы в семейное пространство может навредить отношениям между обучающимися, родителями и педагогами. С одной стороны, в ближайшей перспективе этот тренд вряд ли получит развитие в массовом образовании в России, с другой стороны, активность участия родителей в образовании будет возрастать.

8. Совместный просмотр видео поддержали 17,2% инноваторов. В этом вопросе мнения экспертов разделились: некоторые считают, что просмотр и обсуждение фильмов формируют коммуникативные навыки и понимание искусства, часть других -возражают, что ученик при таком подходе остается пассивным, и для развития творческих навыков и критического мышления полезнее совместное создание видео или подбор видеоматериалов учеником.

9. Рефлексия негативных эмоций является важным трендом для 12,4% инноваторов 21 года и связана с социально-эмоциональными навыками педагогов и обучающихся и могла бы содействовать предотвращению школьной травли и дискриминации в обществе.

Ееседына прогулке 9.Го

Рисунок 1. Основные инновации в педагогической деятельности, имеющие потенциал повлиять на развитие системы образования, % Источник: [5].

Эксперты выразили мнение, что в России этот тренд развит слабо, несмотря на высокую актуальность. Возможности масштабирования этого направления зависят от грамотного обучения преподавателей и формирования культуры обсуждения негативных переживаний.

10. Беседы на прогулке играют важную роль в педагогической деятельности - согласны 9,1% инноваторов. Возможность получения знаний во время прогулок особенно нравится инноваторам-горожа-нам и тем, кто работает в дополнительном образовании. Эксперты довольно скептически относятся к идее проводить традиционные занятия на прогулке, кроме групп дошкольников или совсем малых группах обучающихся (рис. 1).

Обсуждение.

Педагогическое сообщество и исследователи в сфере образования во всем мире сегодня всё ещё продолжают осмысливать изменения образовательных технологий и методов, использование инноваций, которые принесла с собой пандемия. Мы говорим не только о широком использовании цифровой среды, но и о необходимости повышенного внимания к психологическому благополучию и социальному взаимодействию.

Исследования использования инноваций в работе педагогов показывают, что дистанционные технологии в образовании являются непростым испытанием как для молодых педагогов, так и для преподавателей с большим опытом [5].

Признание у отечественных педагогов сегодня получают форматы работы, находящиеся на стыке онлайн и офлайн-взаимодействия: гибридное обучение, совмещение учебы и практики с помощью использования цифровых технологий, микрообучение онлайн для совершенствования профессиональных навыков. Для этих направлений особенную актуальность приобретают: способность самостоятельного обучения и умение проектировать собственную образовательную траекторию.

Сетевые технологии и сотрудничество в сфере образования также набирают популярность. В образовательный процесс пришли новые участники, появились новые каналы получения знаний и навыков, новые способы объединяться в учебную группу для просмотра и обсуждения видео или популярного блога. Живой отклик эти тренды вызывают у обучающихся, свидетельствуя о том, что и педагогам сегодня необходимо больше внимания уделять сетевым технологиям.

В то же время сегодня в глобальном масштабе акцент ставится и ■

на развитие нецифровых аспектов педагогической науки: семейное окружение, рефлексию эмоций, влияние физического и психического самочувствия на усвоение информации. Однако, для российской системы образования эти направления слабо проявлены, так как для их развития существуют определённые барьеры.

Заключение.

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 вынудила всё мировое сообщество сделать ставку на цифровые технологии, информатизацию и коммуникацию социума. И только педагоги, осуществляющие деятельность в сфере образования, сегодня выступают ключевыми фигурами при реализации инноваций в педагогической деятельности.

Таким образом, успех использования нововведений в образовании и воспитании современного поколения находится в прямой зависимости от профессионализма педагога и его подготовленности к использованию инноваций в педагогической деятельности и работе с обучающимися.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023). // URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/. (Дата обращения: 24.09.2023).

2. Достижения в педагогической деятельности 2023: сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2023. 38 с.

3. Мысливый А.В. Инновационная деятельность педагога // Международный студенческий научный вестник, 2022. № 1. // URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20884 (Дата обращения: 24.09.2023).

4. Современные образовательные технологии как ресурс совершенствования профессиональной деятельности педагога: сборник научно-практических материалов VI Международной научно-практической конференции (15 ноября-20 декабря 2022 года). Вып. 6. Т. 1 / сост. и ред. Л.Н. Чипышева, Н.А. Ларионова, Н.А. Жернокова, С.В. Мачинская - Челябинск: МБУ ДПО ЦРО, 2023. 202 с.

5. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» «Мировые тренды образования в российском контексте». // URL: https://ioe.hse.ru/edu_ global_trends/#trend1. (Дата обращения: 24.09.2023).

6. Рябова ЕЛ., Терновая Л.О. Предметное поле государственного управления в системе политических наук // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.

7. Рябова Е.Л. К юбилею известного ученого, преподавателя Надежды Ултургашевой // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 6 (168). С. 57-61.

8. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

9. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

_liât

ш

10. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

11. Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.

12. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.

13. Бирюков С.В., Рябова Е.Л. Феномен лидерства в контексте современных кризисов и вызовов // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 9-19.

14. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Эволюция дипломатического подарка как индикатор изменений в международных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 6 (156). С. 45-54.

15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.

16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.

17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.

18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.

19. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.

20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.

21. Рыбаков С.В., Рябова Е.Л. К вопросу об инновационном компоненте молодежной политике в российской федерации // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 11 (137). С. 44.

22. Байханов И.Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург, 2022. № 5. С. 17-25. - Б01: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.

23. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 6 (55). С. 615-623.

24. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

25. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен / И.Б. Байханов // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

26. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в Чеченской Республике // Отечественная и зарубежная педагогика. - М.: 2019. Т. 1. № 6 (63). С. 46-55.

27. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты // Этносоциум и межнациональная культура, 2020. № 1 (139). С. 69-76.

28. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.

29. Байханов И.Б. Геополитическая культура: как корабль ты назовешь И.Б. Байханов // Миссия конфессий. - М.: 2021. Т. 10. № 5 (54). С. 519-524.

30. Байханов И.Б. Интернет, выборы и формирование электоральной культуры // Эт-носоциум и межнациональная культура, 2013. № 5 (59). С. 101-107.

31. Ананченкова П.И., Тонконог В.В. Направления государственной политики в создании и развитии региональной инновационной образовательной системы. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 49. С. 8-15.

32. Тонконог В.В., Константинов В.М., Ананченкова П.И. Развитие образовательных услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса. Труд и социальные отношения. 2014. Т. 25. № 9. С. 106-121.

33. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. E-LEARNING: заменит ли дистант традиционные формы обучения? Труд и социальные отношения. 2017. Т. 28. № 4. С. 119-128.

34. Ананченкова П.И., Кузнецов М.Ю. Профессиональное обучение безработных в системе службы занятости населения. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 47. С. 176-183.

References

1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on August 4, 2023). // URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/. (09.24.2023).

2. Achievements in teaching activities 2023: collection of articles from the International Professional Research Competition. - Penza: ICNS "Science and Enlightenment", 2023. 38 p.

3. Myslivy A.V. Innovative activity of a teacher // International Student Scientific Bulletin, 2022. № 1. // URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20884 (09.24.2023).

4. Modern educational technologies as a resource for improving the professional activity of a teacher: a collection of scientific and practical materials of the VI International Scientific and Practical Conference (November 15-December 20, 2022). Vol. 6. T. 1 / comp. and ed. L.N. Chipysheva, N.A. Larionova, N.A. Zhernokova, S.V. Machinskaya - Chelyabinsk: MBU DPO TsRO, 2023. 202 p.

5. National Research University "Higher School of Economics" "World trends in education in the Russian context." // URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/#trend1. (09.24.2023).

6. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Subject field of public administration in the system of political sciences // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). Р. 57-61.

7. Ryabova E.L. To the anniversary of the famous scientist and teacher Nadezhda Ulturgashe-va // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 6 (168). Р. 57-61.

8. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). Р. 75-86.

9. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

10. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. Р. 11-19.

11. Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. Р. 42-51.

12. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). Р. 30-42.

13. Biryukov S.V., Ryabova E.L. The phenomenon of leadership in the context of modern crises and challenges // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). Р. 9-19.

14. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The evolution of a diplomatic gift as an indicator of changes in international relations // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 6 (156). Р. 45-54.

15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). Р. 10-20.

16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). Р. 515-524.

17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). Р. 782-791.

18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. Р. 11-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.

20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22). P. 500-511.

21. Rybakov S.V., Ryabova E.L. On the issue of the innovative component of youth policy in the Russian Federation // Ethnosocium and interethnic culture. 2019. № 11 (137). P. 44.

22. Baykhanov I.B. Cross-cutting competencies in the system of competencies of a modern teacher // Pedagogical education in Russia. - Ekaterinburg, 2022. № 5. P. 17-25. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.

23. Baykhanov I.B. Youth in the digital world: self-assessment of the level of digital competencies of Moscow university applicants // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 6 (55). P. 615-623.

24. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

25. Baykhanov I.B. Features of human resource management in conditions of global change / I.B. Baykhanov // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

26. Baykhanov I.B. Quality of education as a strategic goal of regional educational policy in the Chechen Republic // Domestic and foreign pedagogy. - M.: 2019. Vol. 1. № 6 (63). P. 46-55.

27. Baykhanov I.B. State policy as a factor in the development of the national educational system: basic aspects // Ethnosocium and interethnic culture, 2020. № 1 (139). P. 69-76.

28. Baykhanov I.B. Formation of digital competencies in the context of transformation of educational systems // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.

29. Baykhanov I.B. Geopolitical culture: what do you call a ship I.B. Baykhanov // Mission of confessions. - M.: 2021. Vol. 10. № 5 (54). P. 519-524.

30. Baykhanov I.B. Internet, elections and the formation of electoral culture // Ethnosocium and interethnic culture, 2013. № 5 (59). P. 101-107.

31. Ananchenkova P.I., Tonkonog V.V. Directions of state policy in the creation and development of a regional innovative educational system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 49. P. 8-15.

32. Tonkonog V.V., Konstantinov V.M., Ananchenkova P.I. Development of educational services in the field of retraining and advanced training of personnel for small and medium-sized businesses. Labor and social relations. 2014. Vol. 25. № 9. P. 106-121.

33. Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. E-LEARNING: will distance learning replace traditional forms of learning? Labor and social relations. 2017. Vol. 28. № 4. P. 119-128.

34. Ananchenkova P.I., Kuznetsov M.Yu. Vocational training for the unemployed in the employment service system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 47. P. 176-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.