Научная статья на тему 'Предпосылки создания, цели и задачи учебного курса «Основы Российской государственности»'

Предпосылки создания, цели и задачи учебного курса «Основы Российской государственности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
воспитание / педагогика / патриотизм / студенчество / учебный курс / «Основы российской государственности» / education / pedagogy / patriotism / students / training course / “Fundamentals of Russian statehood”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбаков С. В.

Статья посвящена «Основам российской государственности» – новому учебному курсу, введённому в лекционные и семинарские программы отечест-венных вузов с 1 сентября 20023 года. Отмечены предпосылки создания курса, связанные с необходимостью преодоления возникшего в 1990-е годы разрыва между образованием и воспитанием, восстановления доступа молодёжи к глубинным российским традициям и патриотическим ценностям. Показаны обстоятельства, в которых реализовывалась инициатива по продвижению нового учебного предмета. Охарактеризована содержательная структура курса, раскрыты его цели и задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prerequisites for the creation, goals and objectives of the course “Fundamentals of Russian Statehood”

The article is devoted to the “Fundamentals of Russian Statehood” a new educational course introduced into lecture and seminar programs of domestic universities from September 1, 20023. The prerequisites for creating the course are noted, related to the need to eliminate the gap between education and upbringing, as well as the need to restore youth’s access to deep Russian traditions and patriotic values. The circumstances in which the initiative to promote a new academic subject was implemented are shown. The content structure of the course, its goals and objectives are revealed.

Текст научной работы на тему «Предпосылки создания, цели и задачи учебного курса «Основы Российской государственности»»

Рыбаков С.В.

Доктор исторических наук, профессор кафедры креативного управления и гуманитарных наук, Уральский государственный экономический университет.

Предпосылки создания, цели и задачи учебного курса «Основы Российской государственности»

Традиционная российская педагогика издавна базировалась на принципе неотделимости образования и воспитания. При этом в истории нашей страны случались неоднозначные, не отличавшиеся стабильностью периоды, когда этот принцип подвергался сомнению и вытеснялся на периферию педагогического процесса. Одним из таких периодов стали 1990-е годы, прошедшие под знаком радикального экспериментирования во всех сферах общественной жизни и отказа от большей части созидательного практического опыта, накопленного в российских исторических реалиях. Инерционное влияние этого периода давало о себе знать и в первые полтора десятилетия XXI века.

Радикальные реформы 1990-х годов пошатнули устойчивость гражданского самосознания и морально-психологического состояния общества, что неблагоприятно сказалось в системе образования и воспитания. Она пережила немалые деформации, ставшие следствием ослабления внимания к воспитательным компонентам образовательного процесса, к педагогическим задачам и функциям, связанным с воспроизводством нравственно-этических эталонов, нацеленных на социально-культурное развитие российского общества. Элементы спонтанности, проникшие в те годы в образование, привели его к коммерциализации; оно стало ассоциироваться со «сферой услуг».

Такое положение дел вызывало неприятие у основной части педагогического сообщества. Особую тревогу порождала тенденция к вытеснению из образовательной системы правил и навыков воспитания, позволявших внедрять в сознание юных поколений проверенные временем социальные нормы и моральные ориентиры. Тревога была небезосновательной: апологетика автономного от этических установок рынка обесценивала само понятие «воспитание», трактовала его как некий анахронизм.

Инерция подобного отношения к воспитанию изживалась с большими трудностями. Развёрнутых тезисов, касающихся воспитательной работы, не было даже в первоначальном варианте Федерально-

го Закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого в конце 2012 года. При обсуждении проекта этого закона в Совете Федерации звучала критика, касавшаяся отсутствия в представленном тексте «положений, обеспечивающих духовно-нравственное и патриотическое воспитание» [6].

Сенаторам, обратившим внимание на недочёты в подходах к теме формирования патриотических ценностей среди молодёжи, было ясно, что в этих недочётах отражалась в первую очередь принятая ещё в 1990-е годы концепция соединения образования с рынком. Свою роль сыграла также убеждённость либерально настроенных менеджеров, взявшихся курировать просвещение и обучение юношества, в необходимости «интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство и в широком участии учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ» [7].

Руководство страны не могло не видеть проблем, переживаемых образовательными учреждениями. Ещё в 2002 году было признано: «Произошедший в 90-х годах общесистемный кризис сильно затормозил позитивные изменения. Государство ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны» [3].

Условия для кардинального пересмотра подходов к образованию и воспитанию созрели к маю 2015 года, когда правительство приняло программу под названием «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В этом документе воспитание детей и юношества было названо «неотъемлемой частью образования», «стратегическим общенациональным приоритетом». Появились формулировки, до этого в официальной лексике долго не использовавшиеся: «Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством» [10].

В «Стратегии развития воспитания» говорилось о необходимости «поддержки общественных институтов, являющихся носителями духовных ценностей, единства, преемственности и непрерывности воспитания», о нацеленности на защиту «традиционных духовных ценностей», на «формирование у детей чувства причастности к судьбе России, патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите её интересов» [10].

В июле 2020 года термин «воспитание» был внесён в новую редак-

цию Закона об образовании [11]. Этот шаг оказался весьма своевременным: вскоре после него Россия столкнулась со сложным внешнеполитическим вызовом, потребовавшим от государства и общества максимальной концентрации наличных ресурсов - не только материальных, но и духовно-нравственных, среди которых важнейшим во все времена являлось патриотическое воспитание.

В декабре 2022 года тема патриотического воспитания получила развитие на заседании Госсовета, целиком посвящённом молодёжной политике. Президент страны Владимир Путин назвал эту тему «стратегически важной», напомнив, что не за горами время, когда «таланты и достижения наших подрастающих поколений в самых разных сферах будут прямо влиять на развитие России, а их устремления и помыслы, понимание Отечества, его тысячелетней истории, ценностей и традиций будут определять будущее страны» [2].

В своём выступлении Президент обосновал актуальность наращивания усилий по патриотическому воспитанию молодого поколения, по формированию его гражданской и культурной идентичности: «В связи с известными событиями геополитического характера молодёжь попала под шквал информационных атак и оказалась в весьма уязвимом положении. Информационное противоборство всегда имело место, но сейчас приобрело особо острый характер. ...Сейчас особенно важны проекты просветительской направленности. Задача - дать молодым людям России прочную опору в виде достоверных знаний и с этой целью разработать и внедрить в учебные процессы отдельный академический курс, посвящённый истории и основам российской государственности» [2]. Таким образом, было объявлено о внедрении в программы вузов нового обучающего курса, получившего название «Основы российской государственности».

Уже в январе 2023 года Президент подписал поручение об ускоренной разработке этого курса и его внедрении в университетскую реальность. Работа по реализации президентской образовательной инициативы проводилась в рамках проекта «ДНК России», курируемого внутриполитическим блоком Кремля совместно с обществом «Знание». К внедрению проекта подключилось также Министерство науки и высшего образования. Его глава Валерий Фальков констатировал необходимость формировать у студентов «осознание принадлежности к российскому обществу», прививать им «чувство гражданственности» [4].

«Основы российской государственности» моделировались как курс гуманитарный и мировоззренческий, но одновременно с этим как междисциплинарный и интегративный. Он включил в себя данные таких научных дисциплин как политология, философия, культу-

рология, география, этнография, регионоведение. Очевидно, что при ■

его выстраивании преподавателям никак не обойтись и без исторических экскурсов, без истории Руси-России и других стран.

Научная группа проекта «ДНК России» в короткие сроки определила структуру нового курса, разделив его по содержанию на несколько разделов - «Что такое Россия», «Российское государство-цивилизация», «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», «Политическое устройство России», «Вызовы будущего и развитие страны». Несмотря на относительную тематическую автономность каждого из разделов, они объединены общей смысловой логикой и в совокупности составляют единый учебно-методический комплекс.

По словам руководителя научного коллектива «ДНК России», по-литтехнолога Андрея Полосина, первый раздел «Что такое Россия» включает в себя основные сведения о нашей стране «в её пространственном, человеческом, ресурсном, идейно-символическом и нормативно-политическом измерении» [5]. Если конкретнее, то речь идёт о территории и ресурсной базе страны, о её производительных силах, состоянии инфраструктуры, разнообразии российских регионов и местных культур. Кроме того, отводится место для разговора об испытаниях и победах России, о давних традициях героизма россиян на полях сражений и в ходе трудовых свершений.

Второй раздел курса посвящён обоснованию тезиса о том, что Россия является самобытным историко-культурным феноменом, единым в своём многообразии государством-цивилизацией. В этом разделе раскрываются исторические, географические, культурные и институциональные параметры формирования российской цивилизации, рассказывается о вкладе России в общемировую научную, литературную, философскую, музыкальную сокровищницу.

Третий раздел «Основ российской государственности» называется «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации». В нём даётся объяснение понятию «российское мировоззрение» и связанным с ним теоретическим моделям, в которых так или иначе присутствует ценностный каркас российской цивилизации, базирующийся на таких структурных элементах как гражданин, семья, общество, государство, страна. За каждым из этих элементов стоят определённые идеи, символы, нормы, ритуалы, институты. Погружение студентов в эту тематику призвано помочь им составить цельное представление о таких чертах и принципах российской цивилизации как многообразие, суверенность, созидание, взаимодоверие и согласие. Эти константы вступают в ассоциацию с целым рядом других ценностных

характеристик российского культурно-исторического типа - единст-_

■ во, солидарность, коллективизм, адаптивность, стабильность, леги-

тимность, самобытность, самосовершенствование, духовная свобода.

В следующем разделе курса, посвящённом политическому устройству России, речь идёт о государственных и общественно-политических институтах, рассматриваемых в контексте происходящей в последние годы социальной трансформации. Материал, содержащийся в этом разделе, касается основ конституционного строя, принципов функционирования законодательной, исполнительной и судебной власти, президентских полномочий, нацпроектов и госпрограмм, функций региональных и муниципальных администраций. Уделяется внимание и такому актуальному для молодых слушателей вопросу как возможности участия каждого гражданина в политическом процессе, протекающем на всех этажах власти.

Пятый раздел «Основ российской государственности» содержит в себе данные о современных глобальных и локальных вызовах - таких как техногенные угрозы, экологические шоки, экономические, политические, военные кризисы, ментально-психологические риски. В этот раздел включена также информация о возможных методах противодействия этим вызовам. Она сопровождается разговором о реализации профессионально-творческого потенциала будущих выпускников российских вузов. Кроме того, студенты получают представление о роли и месте нашей страны в планетарном развитии, её возможностях смягчать, ослаблять воздействие кризисов, угрожающих стабильному и справедливому миру.

Как указано на портале Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, новая научная дисциплина «направлена на формирование у обучающихся системы знаний, навыков, умений и ценностей, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу и развитием чувства гражданственности». Приоритетными целями курса «ОРГ» названы постижение студентами «нравственных и культурных особенностей российской государственности, её самобытного исторического пути» и осознание ими «взаимосвязи их личного достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины» [8].

Обращает на себя внимание реакция на новую образовательную инициативу со стороны некоторых либеральных СМИ. С момента запуска этой инициативы ими неоднократно высказывались опасения по поводу её «излишней идеологизации». Ссылаясь на людей, работающих за рубежом, представители недружественных государству медиа тиражируют тезисы, призванные бросить тень на «Основы

российской государственности»: «Это курс пропаганды для бедных _

студентов, предусматривающий ведение откровенной, построенной на мифологемах пропаганды» [9].

В начале сентября 2023 года на площадке МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвящённая «Основам российской государственности». Ведущим спикером на этом мероприятии выступил глава президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев. Он предостерёг от попыток преподносить слово «идеология» исключительно в негативном свете: «Этот курс стали упрекать в иде-ологичности. Вообще, у нас шарахаются от слова "идеология", как будто это что-то ужасное. Но никакое общество, никакое государство не существует без идеологии» [1].

Заместитель министра образования Ольга Петрова отметила, что курс «Основы российской государственности» явился «стартом перезагрузки социально-гуманитарного знания», призванного «сформировать систему координат, в которой российская молодежь будет жить и развиваться». По словам О. Петровой, содержание курса свободно от жёсткой догматики, оно будет совершенствоваться, дополняться новейшими теоретико-методическими и фактическими данными.

Профессор факультета политологии МГУ Сергей Перевезенцев обратил внимание на то, что новый курс, базирующийся на научных исследованиях, как раз в первую очередь и означает начало сглаживания перекосов в отечественной социально-гуманитарной науке, возникших из-за отсутствия противодействия «долго господствовавшим либеральным догмам». Главное же, по мнению С. Перевезенцева, заключается в том, что «ОРГ» должны помочь всем гражданам России «понять свою страну». Мысль профессора поддержал декан этого же факультета Андрей Шутов: «Мы присутствуем при историческом событии: к социально-гуманитарной науке возвращаются ценностные основания, опирающиеся на наши национальные интересы» [1].

Стоит отметить, что, помимо мировоззренческой и ценностной составляющей, «Основы российской государственности» содержат немало практических и прикладных компонентов. При знакомстве с материалами курса студенты получают пригодные в повседневной жизни, полезные знания о стране, в которой они живут и в условиях которой намерены выстраивать свои жизненные стратегии. Системно сгруппированные сведения о России и российской государственности способны мотивировать молодёжь к выработке активной жизненной позиции. Студенты не могут не проявлять солидарность с преподавателями, желающими, чтобы её будущее было полноценным и высококачественным. Основная масса российских студентов понимает, что для достижения такого будущего требуются чёткие представления о собст-

венной стране, состыкованные с пониманием политических, социально-экономических, финансовых, юридических, морально-этических, ментально-психологических и прочих нюансов российского бытия.

Чтобы не входить в диссонанс с реальной средой, в которой они обитают, молодые люди должны знать, что эта среда подчиняется определённым законам, правилам, обычаям, традициям, скрытым архетипам, негласным императивам и ментальным установкам. Жить в России, игнорируя её законы и традиции, чревато негативными последствиями в первую очередь для тех, кто позволяет себе это делать. Эти люди рискуют оказаться в ситуациях, связанных с недопониманием, двусмысленностью, конфликтностью, психологическими и юридическими проблемами.

Есть постулат, смысл которого порой познаётся лишь на практике: «Жить в обществе - значит жить по правилам этого общества». Студенты, изучающие курс «Основы российской государственности», получают возможность осмыслить суть этой формулы ещё до своего выхода в «большое плавание» по волнам практической деятельности, созрев до осмысления того, что отсутствие правил означает лишь анархию и хаос.

Список литературы:

1. Винокуров А. «Основы» по осени читают // Коммерсант. 2023, 6.09.2023.

2. Заседание Госсовета 22 декабря 2022 года. // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/ news/page/47 (Дата обращения: 19.11.2023).

3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. // URL: http://www.mma.ru/article/id10055 (Дата обращения: 21.11.2023).

4. Лисицына М. «Диктат либерализма» и «доминанта силы»: что изменилось в программе вузов. // URL: https://www.rbc.ru/society/31/08/2023/64ef6f979a7947809f4f3e51? ysclid=lr515wt 2s0858173493 (Дата обращения: 05.01.2024).

5. Мухаметшина Е. Каким будет курс «Основы российской государственности» для всех российских студентов // Ведомости. 2023, 31 марта.

6. О концепции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». // URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/29694/ (Дата обращения: 18.11.2023).

7. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление правительства Российской Федерации № 751 от 04.10.2000. // URL: https://docs.cntd.ru/ document/901771684 (Дата обращения: 12.11.2023).

8. С 1 сентября запущен курс «Основы российской государственности». // URL: https:// mi-nobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/72464 (Дата обращения: 07.01.2024).

9. Семёнов А. «Студентов будет тошнить». Власти обяжут преподавать в учебных заведениях «российское мировоззрение». // URL: https://takiedela.ru/notes/rossiyskoe-mirovozzrenie-v-vuzakh/?ysclid=lrdaxvtgdr214203039 (Дата обращения: 08.01.2024).

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-р от 29.05.2015. // URL: https://14482.maam.ru/maps/news/130385.html (Дата обращения: 20.11.2023).

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.07.2020 № 304). // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

(Дата обращения: 19.11.2023).

12. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.

13. Бирюков С.В., Рябова Е.Л. Феномен лидерства в контексте современных кризисов и вызовов // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 9-19.

14. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Эволюция дипломатического подарка как индикатор изменений в международных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 6 (156). С. 45-54.

15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.

16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.

17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.

18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.

19. Рябова ЕЛ., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.

20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.

21. Рыбаков С.В., Рябова Е.Л. К вопросу об инновационном компоненте молодежной политике в российской федерации // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 11 (137). С. 44.

22. Байханов И.Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург, 2022. № 5. С. 17-25. - Б01: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.

23. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 6 (55). С. 615-623.

24. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

25. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1(35). С. 20-29.

26. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в Чеченской Республике // Отечественная и зарубежная педагогика. - М.: 2019. Т. 1. № 6 (63). С. 46-55.

27. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты // Этносоциум и межнациональная культура, 2020. № 1 (139). С. 69-76.

28. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.

29. Байханов И.Б. Геополитическая культура: как корабль ты назовешь И.Б. Байханов // Миссия конфессий. - М.: 2021. Т. 10. № 5 (54). С. 519-524.

30. Байханов И.Б. Интернет, выборы и формирование электоральной культуры // Эт-носоциум и межнациональная культура, 2013. № 5 (59). С. 101-107.

31. Ананченкова П.И., Тонконог В.В. Направления государственной политики в создании и развитии региональной инновационной образовательной системы. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 49. С. 8-15.

32. Тонконог В.В., Константинов В.М., Ананченкова П.И. Развитие образовательных услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса. Труд и социальные отношения. 2014. Т. 25. № 9. С. 106-121.

33. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. Е-ЬЕАККШО: заменит ли дистант традиционные формы обучения? Труд и социальные отношения. 2017. Т. 28. № 4. С. 119-128.

34. Ананченкова П.И., Кузнецов М.Ю. Профессиональное обучение безработных в си-

■ стеме службы занятости населения. Ученые записки Российской Академии предпри-

нимательства. 2016. № 47. С. 176-183.

35. Рябова ЕЛ., Терновая Л.О. Предметное поле государственного управления в системе политических наук // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.

36. Рябова Е.Л. К юбилею известного ученого, преподавателя Надежды Ултургашевой // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 6 (168). С. 57-61.

37. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

38. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

39. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

40. Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.

References

1. Vinokurov A. "Fundamentals" are read in the fall // Kommersant. 2023, 6.09.2023.

2. State Council meeting on December 22, 2022. // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/page/47 (11.19.2023).

3. The concept of modernization of Russian education for the period until 2010. // URL: http://www.mma.ru/article/id10055 (11.21.2023).

4. Lisitsyna M. "The dictatorship of liberalism" and the "dominant force": what has changed in the university program. // URL: https://www.rbc.ru/society/31/08/2023/64ef6f979a79478 09f4f3e51? ysclid=lr515wt 2s0858173493 (01.05.2024).

5. Mukhametshina E. What will the course "Fundamentals of Russian Statehood" be like for all Russian students // Vedomosti. 2023, March 31.

6. On the concept of the draft federal law "On Education in the Russian Federation". // URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/29694/ (11.18.2023).

7. On the national doctrine of education in the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation No. 751 of 10/04/2000. // URL: https://docs.cntd.ru/ document/901771684 (11.12.2023).

8. On September 1, the course "Fundamentals of Russian Statehood" was launched. // URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/72464 (01.07.2024).

9. Semyonov A. "Students will be sick." The authorities will oblige the teaching of the "Russian worldview" in educational institutions. // URL: https://takiedela.ru/notes/rossiyskoe-mirovozzrenie-v-vuzakh/?ysclid=lrdaxvtgdr214203039 (01.08.2024).

10. Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025: Order of the Government of the Russian Federation No. 996-r dated May 29, 2015. // URL: https://14482.maam.ru/maps/news/130385.html (11.20.2023).

11. Federal Law "On Education in the Russian Federation" (as amended on July 31, 2020 No. 304). // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (11.19.2023).

12. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). Р. 30-42.

13. Biryukov S.V., Ryabova E.L. The phenomenon of leadership in the context of modern crises and challenges // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). Р. 9-19.

14. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The evolution of a diplomatic gift as an indicator of changes in international relations // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 6 (156). Р. 45-54.

15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). Р. 10-20.

16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). Р. 515-524.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

JEkjL_

17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.

18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.

19. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.

20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22). P. 500-511.

21. Rybakov S.V., Ryabova E.L. On the issue of the innovative component of youth policy in the Russian Federation // Ethnosocium and interethnic culture. 2019. № 11 (137). P. 44.

22. Baykhanov I.B. Cross-cutting competencies in the system of competencies of a modern teacher // Pedagogical education in Russia. - Ekaterinburg, 2022. № 5. P. 17-25. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.

23. Baykhanov I.B. Youth in the digital world: self-assessment of the level of digital competencies of Moscow university applicants // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 6 (55). P. 615-623.

24. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

25. Baykhanov I.B. Features of human resource management in conditions of global change // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

26. Baykhanov I.B. Quality of education as a strategic goal of regional educational policy in the Chechen Republic // Domestic and foreign pedagogy. - M.: 2019. Vol. 1. № 6 (63). P. 46-55.

27. Baykhanov I.B. State policy as a factor in the development of the national educational system: basic aspects // Ethnosocium and interethnic culture, 2020. № 1 (139). P. 69-76.

28. Baykhanov I.B. Formation of digital competencies in the context of transformation of educational systems // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.

29. Baykhanov I.B. Geopolitical culture: what do you call a ship I.B. Baykhanov // Mission of confessions. - M.: 2021. Vol. 10. № 5 (54). P. 519-524.

30. Baykhanov I.B. Internet, elections and the formation of electoral culture // Ethnosocium and interethnic culture, 2013. № 5 (59). P. 101-107.

31. Ananchenkova P.I., Tonkonog V.V. Directions of state policy in the creation and development of a regional innovative educational system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 49. P. 8-15.

32. Tonkonog V.V., Konstantinov V.M., Ananchenkova P.I. Development of educational services in the field of retraining and advanced training of personnel for small and medium-sized businesses. Labor and social relations. 2014. Vol. 25. № 9. P. 106-121.

33. Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. E-LEARNING: will distance learning replace traditional forms of learning? Labor and social relations. 2017. Vol. 28. № 4. P. 119-128.

34. Ananchenkova P.I., Kuznetsov M.Yu. Vocational training for the unemployed in the employment service system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 47. P. 176-183.

35. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Subject field of public administration in the system of political sciences // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). P. 57-61.

36. Ryabova E.L. To the anniversary of the famous scientist and teacher Nadezhda Ulturga-sheva // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 6 (168). P. 57-61.

37. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.

38. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

39. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.

40. Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 42-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.