Научная статья на тему 'равовые основы государственной политики в сфере профилактики кибераддикции среди несовершеннолетних'

равовые основы государственной политики в сфере профилактики кибераддикции среди несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кибераддикция / интернет-зависимость несовершеннолетних / профилактика кибераддикции / нормативно-правовые акты / государственная политика / cyber addiction / Internet addiction of minors / prevention of cyber addiction / regulations / public policy

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Аджиева З. И., Текеева Л. Д., Аджиев А. М., Аджиева Х. М.

Государственная политика в сфере профилактики кибераддикции несовершеннолетних является одним из важнейших направлений, которому должно уделяться особое внимание в современном обществе. В силу несовершенства восприятия и воспитания детей, особенно в цифровой эпохе, возникают определенные угрозы, связанные с привыканием к интернету и нарушением общественной морали. Появление кибераддикции как новой формы зависимости обусловлено всеобщей цифровизацией в современном обществе. Проблема профилактики кибераддикции среди несовершеннолетних в России только начинает привлекать внимание, поэтому ее решение требует проведения эффективной государственной политики, направленной на предотвращение зависимости от технологических устройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of implementation of state policy in the field of prevention of cyber addition among minors

State policy in the field of prevention of cyber addiction among minors is one of the most important areas that should be given special attention in modern society. Due to the imperfect perception and upbringing of children, especially in the digital era, certain threats arise associated with addiction to the Internet and violation of public morality. The emergence of cyber addiction as a new form of addiction is due to general digitalization in modern society. The problem of preventing cyber addiction among minors in Russia is just beginning to attract attention, so its solution requires the implementation of effective public policy aimed at preventing dependence on technological devices.

Текст научной работы на тему «равовые основы государственной политики в сфере профилактики кибераддикции среди несовершеннолетних»

Аджиева З.И.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры «Государственные и административно-правовые дисциплины» ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия».

Текеева Л.Д.

Кандидат социологических наук, завкафедрой государственного и муниципального управления и политологии Факультет экономики и управления, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.

Аджиев А.М.

Аспирант, ФГБОУ ВО «<Северо-Кавказская государственная академия».

Аджиева Х.М.

Студент, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова.

Правовые основы государственной политики в сфере профилактики кибераддикции среди несовершеннолетних

Одной из основных правовых основ государственной политики в данной сфере является защита прав несовершеннолетних на информацию, получаемую из сети интернет. В рамках этой политики государство принимает меры по созданию и постоянному совершенствованию системы фильтрации и контроля потока информации, доступной несовершеннолетним. Это включает в себя разработку специального программного обеспечения, которое блокирует доступ к содержанию, нарушающему моральные и этические нормы, а также предоставление информации о безопасном использовании интернета.

Проблема зависимости от компьютерных игр является междисциплинарной и интересует специалистов из разных областей, таких как медицина, педагогика, психология, управление, социология и аддиктология. В настоящее время нет общепринятых критериев для определения зави-

симости от компьютерных игр, единой методологии и соответствующей терминологии, которые полностью описывают проблему.

Компьютерная зависимость - это нездоровая привязанность к проведению времени перед компьютером с целью работы, развлечения или исследования. Люди, страдающие от компьютерной зависимости, теряют контроль над своими действиями и потратив много времени перед компьютером, незаметно становятся зависимыми от него.

Игровая зависимость, или кибераддикция - это форма психологической зависимости, которая проявляется в избыточном влечении к компьютерным играм, с целью удовлетворения реальных жизненных потребностей и достижения прогресса в играх. Люди, страдающие от игровой зависимости, часто играют в компьютерные игры в ущерб своему здоровью, отношениям, работе и другим аспектам жизни. Эта зависимость часто сопровождается сильным пристрастием к игре, потерей контроля и невозможностью прекратить играть, даже если человек понимает, что это негативно влияет на его жизнь.

В подростковом возрасте компьютерная зависимость имеет свои особенности.

Во-первых, в этом возрасте несовершеннолетние особенно подвержены переживанию психологических проблем и стрессов, и компьютерные игры могут стать способом уйти от них, создавая иллюзию удовлетворения и контроля.

Во-вторых, подростки в этом возрасте активно исследуют свою личность и стремятся создать свою собственную идентичность. Компьютерные игры могут предоставить им возможность виртуального «я», где они могут быть успешными и уверенными в себе, что может быть особенно привлекательным для подростка, испытывающего низкую самооценку.

В-третьих, они часто ищут социальную поддержку и взаимодействие с другими людьми. Компьютерные игры предлагают им возможность общения и взаимодействия со сверстниками в виртуальном пространстве, что может быть особенно привлекательным для подростка, у которого есть проблемы в установлении реальных социальных связей. Однако все эти особенности кибераддикции в подростковом возрасте могут иметь негативные последствия.

Постоянное времяпровождение за компьютером может отнимать у подростка время на социализацию, обучение и развитие других важных навыков. Кроме того, компьютерные игры могут создавать иллюзию ре-

альности и затруднять различие между виртуальным и реальным миром, что может привести к отрыву от реальных жизненных потребностей и проблем. Обратным эффектом также является то, что компьютерная зависимость может влиять на настроение, самооценку и общее состояние подростка, усиливая депрессию и одиночество

Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), начиная с 1 января 2022 года игровая зависимость стала признанной болезнью и включена в классификатор болезней МКБ-11. По мнению ВОЗ, игровое расстройство характеризуется постоянным или повторяющимся увлечением компьютерными и видеоиграми, как в онлайн, так и в офлайн режиме, и имеет несколько симптомов: потеря контроля над игрой (такие как начало, продолжительность, остановка игры), приоритет игр перед другими интересами и повседневной деятельностью, продолжение игр даже при негативных последствиях.

Игровая зависимость может быть непрерывной, эпизодической или повторяющейся, и она приводит к стрессу и серьезным нарушениям в различных сферах жизни, таких как личная, семейная, социальная, образовательная или профессиональная. Обычно для диагностики требуется, чтобы симптомы и проблемы, связанные с игровой зависимостью, продолжались не менее 12 месяцев, но этот срок может быть сокращен, если врач считает, что все диагностические критерии соблюдены, и текущие симптомы являются серьезными.

Эксперты ВОЗ предупреждают, что только профессиональные врачи могут поставить диагноз игровое расстройство. Они не рекомендуют никому самостоятельно диагностировать это состояние у своих близких или друзей, поскольку это является прерогативой медицинских специалистов.

Российские врачи согласны с тем, что чрезмерное увлечение компьютерными играми может привести не только к игровой зависимости, но и к негативным последствиям для здоровья, таким как ухудшение зрения, искривление позвоночника, бессонница, а также повышенная раздражительность и агрессия.

Таким образом, интернет-зависимость имеет все признаки болезни, хотя физиологический аспект полностью отсутствует. Вместо этого, психологическая зависимость проявляется очень сильно. Важно отметить, что восприятие интернета предоставляет пользователю эмоциональную поддержку, которую не всегда возможно получить в реальной жизни. В такой среде человек может испытывать сильные положительные эмоции

и быструю обратную связь, что ценно для него. Основной характеристикой такой среды является отсутствие жестких барьеров и ограничений, что обеспечивает большую степень свободы для пользователей. Однако негативная сторона интернет-зависимости может проявляться ярко, когда пользователь уже не хочет вернуться в реальность. В этом случае срабатывает механизм «бегства», когда игрок желает забыть о неприятной реальности. После такого «бегства» интенсивность удовольствия от игры снижается, а по окончании появляется усталость, чувство опустошения и раздражение.

Эксперты ВОЗ отмечают, что большинство людей, играющих в компьютерные игры несколько дней в год или с перерывами, не испытывают игровой зависимости. Однако они обнаружили, что увлечение видеоиграми в течение более продолжительного периода, например, игра неделю подряд без перерыва, уже может иметь неблагоприятные последствия1.

Согласно новому классификатору МКБ-11, игровая зависимость была внесена в раздел психических расстройств. Вступление в силу данного классификатора в России запланировано до 2024 год. После этого момента будет возможно получить диагноз игровая зависимость в больничном листе2.

Профилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних является сложной и многогранный задачей, требующей внедрения комплексных и системных подходов. Важно использовать все возможные ресурсы, включая сотрудничество с образовательными учреждениями, медицинскими и социальными службами, родителями и другими заинтересованными сторонами, для создания эффективной системы профилактики и поддержки несовершеннолетних.

Профилактика кибераддикции означает применение комплекса мер, направленных на предотвращение и распространение зависимости от компьютерных видеоигр, устранение причин ее возникновения, а также обеспечение и сохранение физического и психического здоровья людей при работе в виртуальной среде.

Основным законом в России, касающимся защиты детей от вредной информации, является ФЗ «О защите детей от информации, причиня-

1 Егоров А.Ю. Нехимические зависимости - «фейк-диагнозы» или все-таки расстройства? // Неврологический вестник. 2019. № 1 (1). С. 38-43.

2 Зависимость от видеоигр стала заболеванием по классификации ВОЗ // URL: https://www.rbc.ru/ technology_and_media/01/01/2022/61d02e7e9a79478df6b14a8c (Дата обращения 03.10.2023).

ющей вред их здоровью и развитию» № 436-Ф3 от 29.12.20103. Однако данный закон не регулирует напрямую проблему интернет-зависимости. Вместо этого он фокусируется на вопросах содержания и возрастных ограничений игрового контента. Закон определяет основные понятия, полномочия федеральных и региональных органов власти, а также устанавливает ответственность за нарушения в сфере защиты детей от вредной информации, что отражает контрольную функцию государства. Понятие информационной безопасности в законе определяется как отсутствие риска для здоровья и развития детей, связанного с вредной информацией. Один из таких рисков -киберзависимость.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 436 от 29.12.2010 г. обязанность по защите детей от вредоносной информации возлагается на лиц, организующих доступ к интернету. Начальным моментом защиты является семья. Очень важно понимать, что все усилия государственных и общественных организаций по защите детей от вредной информации будут бесполезными, если не принимать во внимание контроль со стороны родителей. Хотя Федеральный закон № 436 от 29.12.2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не содержит организационно-правовых мер по профилактике интернет-зависимости, он устанавливает основные понятия и принципы системы обеспечения информационной безопасности детей и является нормативно-правовой основой для защиты детей от информации, включая информацию, представленную в компьютерных играх4.

Законодательным актом в сфере обеспечения информационной безопасности детей является Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2023 г. № 1105-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей в РФ»5 и признании утратившим силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р.

3 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 436- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Текст: электронный // Гарант: [сайт]. // URL: https://base. garant.ru/12181695/ (дата обращения 03.10.2023).

4 Резер Т.М. Проблема нормативно-правового регулирования профилактики кибераддикции в молодежной среде / Т.М. Резер, П.М. Попов. - DOI: http://doi.Org/10.15350/2409-7616.2021.2.12 // ЦИТИСЭ. 2021. № 2 (28). С. 126-137. // URL: http://ma123.ru/wp-content/uploads/2021/05/

5 Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2023 г. № 1105-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей в РФ» и признании утратившим силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р. Текст: электронный // Гарант: [сайт]. // URL: https://base. garant.ru/12181695/ (дата обращения 03.10.2023).

Этот документ предусматривает меры и рекомендации по защите детей от негативного воздействия и угроз в сети, таких как психологическое насилие, кибербуллинг, нежелательный контент, контакт с ненадежными личностями и т.д. Он также направлен на повышение информационной грамотности родителей и педагогов, чтобы они смогли оказывать поддержку детям в использовании интернета безопасным и эффективным образом.

Концепция информационной безопасности детей имеет трехуровневую структуру, включающую органы государственной власти, общественные объединения и физических лиц, участвующих в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ. Для эффективной защиты детей и профилактики интернет-зависимости требуются совместные усилия государства, общества и семьи. Однако концепция не уделяет достаточного внимания превентивным мерам и не определяет точный путь достижения совместной работы всех субъектов, что говорит об отсутствии методологии6.

В рамках нормативно-правовой регламентации профилактики интернет - зависимости необходимо учесть признание киберспорта на официальном уровне приказом Минспорта России № 470 в 2016 году7. Однако, без должной проработки нормативно-правовой основы, это может представлять потенциальную угрозу для физического и психического здоровья молодежи.

Например, новые правила компьютерного спорта, утвержденные приказом Минспорта РФ № 22 от 22.11.2020 года8, позволяют проводить соревнования для спортсменов, достигших возраста 14 лет. Этот нормативно-правовой акт, вместе с недостаточно разработанной законодательной базой в области профилактики кибераддикции, может способствовать увеличению интереса и популяризации компьютерных игр, что в конеч-

6 Резер Т.М., Попов П.М. Оценка реализации государственной политики в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде (на примере республики Дагестан) // Гуманитарные науки. 2023. №1 (61). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-realizatsii-gosu-darstvennoy-politiki-v-sfere-profilaktiki-rasprostraneniya-kiberaddiktsii-v-molodezhnoy-srede-na-prim-ere (Дата обращения: 18.11.2023).

7 Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 29.04.2016 г. № 470 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта 168 спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта, а также в приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 17.06.2010 № 606 «О признании и включении видов спорта, спортивных дисциплин во Всероссийский реестр видов спорта». Текст: электронный // Гарант: [сайт]. // URL: https://base.garant.ru/12181695/ (дата обращения 03.10.2023).

8 «Правила вида спорта «компьютерный спорт» (утв. приказом Минспорта России от 22.01.2020 № 22) (ред. от 08.12.2022) Текст: электронный // Гарант: [сайт]. // URL: https://base.garant.ru/12181695/ (дата обращения 03.10.2023).

ном итоге может привести к распространению зависимости.

Необходимо провести дальнейшую проработку нормативно-правовой основы, чтобы более эффективно регулировать и контролировать риск интернет-зависимости, особенно среди подростков и молодежи. Также важно учесть возрастные ограничения игр и обеспечить их соблюдение при проведении киберспортивных турниров.

Еще одним важным аспектом государственной политики является проведение просветительской работы среди школьников и их родителей. При этом акцент делается на анализе вредных последствий кибераддик-ции и методах предотвращения ее возникновения, на основе научных и практических исследований. Родителям дается возможность получить информацию о негативном воздействии интернета на формирование личности и здоровье детей, а также о способах контроля и ограничения использования сети.

Также важной составляющей правовых основ является разработка и внедрение в школьную программу курсов, посвященных профилактике кибераддикции. Учебные программы должны предусматривать изучение понятия кибераддикции, определение ее признаков и последствий, а также обучение навыкам безопасного поведения в сети и рациональному использованию времени.

Таким образом, очень важно формирование сотрудничества между государственными органами, образовательными учреждениями, родителями и другими заинтересованными сторонами. Это включает в себя разработку и реализацию совместных проектов, направленных на профилактику кибераддикции. Например, организация тренингов и мастер-классов по безопасности в сети, создание информационных ресурсов для детей и родителей, а также совместные кампании просветительского характера.

Наконец, государство должно принимать меры по наказанию лиц, распространяющих незаконный и вредный контент, а также оказывающих негативное влияние на детей.

По результатам исследования теоретических источников было выяснено, что отсутствие четкого понятия «кибераддикция» в законодательстве приводит к формализации и путанице понятий. В результате этого, профилактика зависимости от интернета не рассматривается как объект регулирования в законодательстве и на практике сводится к обеспечению безопасности детей в сети и защите их от вредоносной информации,

которая может нанести вред их здоровью и развитию. Это неприемлемо, так как данные проблемы требуют специальных мер по решению и имеют разные подходы к лечению и реабилитации.

Таким образом, по нашему мнению государственная политика в сфере профилактики кибераддикции в среде несовершеннолетних должна включать следующие мероприятия:

Укрепление семейных ценностей: поддержка родителей и семей в воспитании молодежи, развитие навыков общения и эмоциональной поддержки в семье. Родители должны быть информированы о рисках и последствиях аддиктивного поведения и кибераддикции, а также о том, каким образом помочь своим детям в развитии здоровых навыков использования интернета и социальных сетей.

Вовлечение несовершеннолетних в конструктивные занятия и деятельность: развитие интересов и хобби, занятия спортом, участие в различных проектах и общественной жизни. Это поможет молодежи направить свою энергию и внимание на полезные и здоровые деятельности, а также предоставит им возможность общения и взаимодействия с другими людьми.

Создание и поддержка доступных и безопасных окружений: в перспективе возможно организация специальных центров или клубов, где несовершеннолетние смогут проводить время с пользой и без риска развития аддиктивного поведения. Важно создавать условия, которые бы стимулировали полноценное разностороннее развитие молодых людей и повышали их самооценку.

Создание целевых интернет-платформ и ресурсов, посвященных проблемам кибераддикции и информационной безопасности детей. На таких платформах можно предоставлять информацию, советы и рекомендации родителям, педагогам и детям о безопасном поведении в сети, а также оказывать психологическую поддержку тем, кто нуждается.

Включение темы кибераддикции и информационной безопасности в учебные программы и уроки школьного курса «Информатика». Это позволит детям получить необходимые знания и навыки по безопасному использованию интернета с самого раннего возраста.

Проведение совместных мероприятий с родительскими комитетами и организациями, занимающимися защитой прав детей. В рамках таких мероприятий можно организовывать встречи, лекции, тренинги и дискуссии, на которых будут обсуждаться проблемы кибераддикции и способы

их решения.

Развитие системы мониторинга и контроля за деятельностью интернет-провайдеров и социальных сетей с целью выявления и блокирования ресурсов, способствующих распространению вредной информации и подвергающих детей риску кибераддикции.

Сотрудничество с международными организациями, занимающимися проблемами кибербезопасности и защитой прав детей в интернете. Это позволит использовать успешные международные практики и опыт, а также получить поддержку и помощь в реализации мероприятий по профилактике кибераддикции в молодежной среде.

Список литературы:

1. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости - «фейк-диагнозы» или все-таки расстройства? // Неврологический вестник. 2019. № 1 (1). С. 38-43.

2. Захарова Т.Ю., Синогина Е.С., Манина А.П. Исследование кибераддикции у подростков с помощью опросных психодиагностических методов // Ped.Rev.. 2020. № 2 (30). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-kiberaddiktsii-u-podrostkov-s-pomoschyu-oprosnyh-psihodiagnosticheskih-metodov (Дата обращения: 18.11.2023).

3. Колесникова Л.И. Интерпретация зарубежного опыта профилактики видеоигровой интернет-зависимости среди российских подростков / Л.И. Колесникова // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. 2019. № 38 (57). С. 121-130.

4. Резер Т.М. Проблема нормативно-правового регулирования профилактики кибераддикции в молодежной среде / Т.М. Резер, П. М. Попов. - DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.202L2.12 // ЦИТИСЭ. 2021. № 2 (28). С. 126-137. // URL: http://ma123. ru/wp-content/uploads/2021/05/

5. Резер Т.М., Попов П.М. Оценка реализации государственной политики в сфере профилактики распространения кибе-раддикции в молодежной среде (на примере республики Дагестан) // Гуманитарные науки . 2023. № 1 (61). // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/otsenka-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-profilaktiki-rasprostraneniya-kiberaddiktsii-v-molodezhnoy-srede-na-primere (Дата обращения: 18.11.2023).

6. Сустина Т.И. Информационная безопасность детей: особенности правового регулирования / Т.И. Сустина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2022. № 4 (399). С. 248-251. // URL: https://moluch.ru/archive/399/88318/ (Дата обращения: 18.11.2023).

7. Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.

8. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

9. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геопсихология и геополитика цветных линий // Казачество. 2022. № 59 (2). С. 9-18.

10. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Чумаки и казаки: опыт сравнительного исследования // Казачество. 2022. № 62 (5). С. 42-50.

11. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

12. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

13. Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.

14. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.

15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. 80-лет парада на красной площади: историко-культурный и геополитический смыслы парадов // Казачество. 2021. № 57 (7). С. 9-18.

16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.

17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.

18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.

19. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.

20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.

21. Байханов И.Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога // Педагогическое образование в

России. - Екатеринбург, 2022. № 5. С. 17-25. - Б01: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.

22. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 6 (55). С. 615-623.

23. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

24. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

25. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в Чеченской Республике // Отечественная и зарубежная педагогика. - М.: 2019. Т. 1. № 6 (63). С. 46-55.

26. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты // Этносоциум и межнациональная культура, 2020. № 1 (139). С. 69-76.

27. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.

28. Байханов И.Б. Геополитическая культура: как корабль ты назовешь И.Б. Байханов // Миссия конфессий. - М.: 2021. Т. 10. № 5 (54). С. 519-524.

29. Байханов И.Б. Интернет, выборы и формирование электоральной культуры // Этносоциум и межнациональная культура, 2013. № 5 (59). С. 101-107.

30. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.

31. Ананченкова П.И., Тонконог В.В. Направления государственной политики в создании и развитии региональной инновационной образовательной системы. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 49. С. 8-15.

32. Тонконог В.В., Константинов В.М., Ананченкова П.И. Развитие образовательных услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса. Труд и социальные отношения. 2014. Т. 25. № 9. С. 106-121.

33. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. Е-ЬЕАКШЫО: заменит ли дистант традиционные формы обучения? Труд и социальные отношения. 2017. Т. 28. № 4. С. 119-128.

34. Ананченкова П.И., Кузнецов М.Ю. Профессиональное обучение безработных в системе службы занятости населения. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 47. С. 176-183.

Bibliography

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Egorov A.Yu. Non-chemical addictions - "fake diagnoses" or really disorders? // Neurological Bulletin. 2019. № 1 (1). P. 38-43.

2. Zakharova T.Yu., Sinogina E.S., Manina A.P. Study of cyber addiction in adolescents using survey psychodiagnostic methods // Ped.Rev.. 2020. № 2 (30). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-kiberaddiktsii-u-podrostkov-s-pomoschyu-oprosnyh-psihodiagnosticheskih-metodov (11.18.2023).

3. Kolesnikova L.I. Interpretation of foreign experience in the prevention of video game Internet addiction among Russian teenagers / L.I. Kolesnikova // Bulletin of Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletov. 2019.

№ 38 (57). P. 121-130.

4. Rezer T.M. The problem of legal regulation of the prevention of cyber addiction among youth / T.M. Reser, P. M. Popov. -DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.202L2.12 // CITISE. 2021. № 2 (28). P. 126-137. // URL: http://ma123.ru/wp-content/up-loads/2021/05/

5. Rezer T.M., Popov P.M. Assessing the implementation of state policy in the field of preventing the spread of cyber addiction among young people (using the example of the Republic of Dagestan) // Humanities. 2023. № 1 (61). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ otsenka-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-profilaktiki-rasprostraneniya-kiberaddiktsii-v-molodezhnoy-srede-na-primere (11.18.2023 ).

6. Sustina T.I. Information security of children: features of legal regulation / T.I. Sustina. — Text: immediate // Young scientist. 2022.

№ 4 (399). P. 248-251. // URL: https://moluch.ru/archive/399/88318/ (11.18.2023).

7. Ryabova E.L. On the issue of the unity of education and upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.

8. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.

9. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopsychology and geopolitics of colored lines // Cossacks. 2022. № 59 (2). P. 9-18.

10. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Chumaks and Cossacks: experience of comparative research // Cossacks. 2022. № 62 (5). P. 42-50.

11. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

12. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.

13. Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 42-51.

14. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 30-42.

15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. 80 years of the parade on Red Square: historical, cultural and geopolitical meanings of the parades // Cossacks. 2021. № 57 (7). P. 9-18.

16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). P. 10-20.

17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history

and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.

18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.

19. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.

20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.

21. Baykhanov I.B. Cross-cutting competencies in the system of competencies of a modern teacher // Pedagogical education in Russia. - Ekaterinburg, 2022. № 5. P. 17-25. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.

22. Baykhanov I.B. Youth in the digital world: self-assessment of the formation of digital competencies of Moscow university applicants // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 6 (55). P. 615-623.

23. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

24. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

25. Baykhanov I.B. Quality of education as a strategic goal of regional educational policy in the Chechen Republic // Domestic and foreign pedagogy. - M.: 2019. Vol. 1. № 6 (63). P. 46-55.

26. Baykhanov I.B. State policy as a factor in the development of the national educational system: basic aspects // Ethnosocium and interethnic culture, 2020. № 1 (139). P. 69-76.

27. Baykhanov I.B. Formation of digital competencies in the context of transformation of educational systems // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.

28. Baykhanov I.B. Geopolitical culture: how do you call a ship I.B. Baykhanov // Mission of confessions. - M.: 2021. Vol. 10. № 5 (54). P. 519-524.

29. Baykhanov I.B. Internet, elections and the formation of electoral culture // Ethnosocium and interethnic culture, 2013. № 5 (59). P. 101-107.

30. Baykhanov I.B. Formation of digital competencies in the context of transformation of educational systems // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.

31. Ananchenkova P.I., Tonkonog V.V. Directions of state policy in the creation and development of a regional innovative educational system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 49. P. 8-15.

32. Tonkonog V.V., Konstantinov V.M., Ananchenkova P.I. Development of educational services in the field of retraining and advanced training of personnel for small and medium-sized businesses. Labor and social relations. 2014. Vol. 25. № 9. P. 106-121.

33. Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. E-LEARNING: will distance learning replace traditional forms of learning? Labor and social relations. 2017. Vol. 28. № 4. P. 119-128.

34. Ananchenkova P.I., Kuznetsov M.Yu. Vocational training for the unemployed in the employment service system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 47. P. 176-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.