Научная статья на тему 'Целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий в образовании'

Целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии / цифровизация / образовательный процесс / система образования / средства обучения / information and communication technologies / digitalization / educational process / education system / learning tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева О.А.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования позволяет эффективно реализовать ряд дидактических принципов: наглядность, доступность, последовательность, научность, системность, сознательность, активность, индивидуальный подход к обучающимся, связи между приобретением обучающимися знаний, умений, навыков, формированием эмоционально-целостного отношения друг к другу, к усваиваемому учебному материалу, соединения теории с практикой и т.д. С помощью информационных технологий делается более доступным пониманию процесс подачи информации для обучаемых, повышаются коммуникационные способности в обучении, увеличивается доступность большого количества информационных ресурсов. Целесообразность применения ИКТ значительно повышает не только эффективность преподавания, но и способствует совершенствованию различных форм и методов преподавания, повышает интерес к углубленному изучению обучающего материала, оптимизируется контроль за образовательным процессом, анализ усвоения материала обучаемыми и их персональными достижениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The expediency of using information and communication technologies in education

The use of information and communication technologies (ICT) in the field of education makes it possible to effectively implement a number of didactic principles: visibility, accessibility, consistency, scientific, systematic, conscientiousness, activity, individual approach to students, connections between the acquisition of knowledge, skills, skills by students, the formation of an emotionally holistic attitude to each other, to the assimilated educational material, combining theory with practice , etc . With the help of information technology, the process of providing information to trainees is made more understandable, communication skills in learning are increased, and the availability of a large number of information resources increases. The expediency of using ICT significantly increases not only the effectiveness of teaching, but also contributes to the improvement of various forms and methods of teaching, increases interest in in-depth study of teaching material, optimizes control over the educational process, analyzes the assimilation of material by students and their personal achievements.

Текст научной работы на тему «Целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий в образовании»

Медведева О.А.

Кандидат педагогических наук, доцент. Северо-Кавказская государственная академия.

Целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий в образовании

Основными направлениями внедрения ИКТ в учебный процесс являются: повышение качества научной деятельности обучающегося, формирование межпредметного мышления; углубление предметной подготовки, мониторинг качества образовательного процесса, реализация активных методов обучения, индивидуализация и дифференциация обучения, содействие активному включению обучающихся в учебный процесс и повышение степени удовлетворения их индивидуальных потребностей в образовании. В современных условиях цифровизации, внедрение и эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, представляет собой одно из существенных направлений генерирования потребностей, воззрений, ценностных ориентаций, средство суггестивного воздействия на мировоззрения индивида, образовательные технологии (воспитания, развитие и обучение) [1, с. 5]. В числе возможностей, которые предоставляют компьютерные технологии для образовательного процесса, можно выделить: рациональную организацию познавательной деятельности; вовлечение в процесс активного обучения категории обучающихся, отличающихся способностями и стилем обучения; возможность сделать образовательный процесс более совершенным; обретение и закрепление профессиональных навыков; расширение уровня самообразования, стимулирование учебной деятельности; предоставление обучающимся большего количества знаний; формирование интеллектуального, творческого потенциала; работа со всевозможными источниками информации; применение мировых тенденции в образовании; получение доступа в единое мировое информационное пространство. Благодаря использованию компьютерных технологий в образовании появляется возможность построения его открытой системы. Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования, при этом, система образования становится более гибкой, за счет авто-

матизации многих рутинных процессов, ускоряется реакция на изменения в окружающем мире. Современные методы организации учебного материала повышают эффективность его использования, а внедрение компьютерных технологий дает возможность выбора оптимального набора технологий для организации образовательного процесса, повышается оперативность и адекватность механизмов управления системой образования. В рамках использования компьютерных технологий в образовательном процессе существуют две тенденции: персонализация процесса обучения, предполагающая обратную связь, с использованием техники - контакт обучающегося с преподавателем и его технологизация, включающая значительное расширение аудитории обучающихся. Если в контексте персонали-зации обучения обучающийся выступает активным участником информационного обмена, при включении в масштабные электронные образовательные проекты его роль ограничена потреблением и усвоением информации и только в сочетании с компьютерными технологиями они переходят в другое качество, позволяющее получать знания не только в аудитории, но и в любом другом месте при наличии соответствующих устройств и каналов цифровой связи.

При этом И.П. Фирсова пишет о том, что сколько бы пользы не приносили инновации, нельзя забывать об их минусах, в числе которых: внедрение компьютерных технологий возможно только при соответствующем технологическом оснащении; излишняя автоматизация обезличивает образовательный процесс, отчуждая друг от друга его участников, использование компьютерных технологий приводит к свертыванию социального взаимодействия и общения; образовательный процесс на базе компьютерных технологий не учит самостоятельному выражению мыслей вслух, ориентирует обучающегося на электронную шпаргалку; развивается психологическая зависимость от работы на компьютере и т.д. [2].

Улучшение образовательного процесса требует перехода от пассивных, прежде всего лекционных, способов изучения учебного материала, к динамичным методам работы, построению отдельной поисковой деятельности обучающихся, что позволит подготовить специалиста со своими отличительными чертами и организовать деятельность обучающихся для работы в различных условиях. Такому улучшению образовательного процесса может содействовать внедрение информационно-компьютерных технологий и цифровых образовательных ресурсов.

Использование информационных технологий в образовательном

процессе поднимают еще ряд вопросов: ■

- создание системных методов обучения, направленных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно получать знания;

- осуществление информационно-образовательной и экспериментально-исследовательской деятельности;

- развитие системы управления образования на основе использования автоматизированных баз научно-педагогической информации, методических материалов и коммуникационных сетей.

Основными целями применения информационных технологий в обучающем процессе являются:

- наглядная демонстрация учебного материала;

- развитие умений моделировать задачу или ситуацию индивидуальных видов мышления обучающихся и информационных способностей;

- повышение эффективности и качества обучающего процесса;

- увеличение активности познавательной деятельности;

- развитие;

- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать альтернативные способы разрешения в сложной ситуации;

- воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации [3, с. 102].

К средствам обучения, используемым в образовании, относятся компьютерные обучающие и тестирующие программы, электронные учебники, мультимедийные приложения, курсы дистанционного обучения.

Под компьютерными обучающими программами понимают программы, обеспечивающие достижение заданной дидактической цели при обучении какой-либо учебной дисциплине или ее разделу. В состав каждой из них входят учебные тексты, определения понятий, теоретические выкладки, формулировки теорем, условия задач и правила их решения, формулы, графики, таблицы, рисунки, схемы, контрольные вопросы.

Часто применяемыми технологиями в обучающем процессе, являются презентации. Презентация используется при изучении темы на уроке, позволяет глубже раскрыть ее смысл и в завершении подводит обучающегося к самостоятельным выводам и усвоению полученных знаний.

_

Для результативного применения обучающимися современных информационных технологий необходимо развивать системное мышление и изучение ими необходимых ключевых понятий, применяемых во всех сферах информационной деятельности нынешнего общества. Важнейшими задачами информационно-телекоммуница-ционных технологий в образовании является:

1) улучшения качества подготовки специалистов на основе использования современных информационных технологий в образовательном процессе;

2) использование активных методов обучения, повышающих творческую и интеллектуальную составляющие образовательной деятельности;

3) объединение разнообразных видов образовательной деятельности (образовательной, научно-исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих стимулированию когнитивной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

6) совершенствование программного и методического обеспечения образовательного процесса;

7) разработка информационных технологий дистанционного обучения [4, с. 48].

В условиях динамично меняющегося мира, усложнения технологий и непрерывного их совершенствования, информатизация сферы образования приобретает большое значение. Современный этап развития общества ставит перед системой образования ряд принципиально новых проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества образования и его доступности, создание оптимальных образовательных систем и усиление связи между различными уровнями образования. Одним из результативных способов решения этих проблем является применение компьютерных технологий. Появление компьютерных технологий дало возможность создать качественно новую образовательную среду как основу для развития и модернизации системы образования. Необходимость применения информационных технологий в образовательном процессе обусловлена социальным интересом в повышении качества образования и положительной потребностью использования совре-

менных компьютерных систем в учебных заведениях.

Библиографический список

1. Маслакова М.В. Цифровая культура как фактор формирования и развития электронной информационной образовательной среды // Культура и образование: научно информационный журнал вузов культуры и искусств. 2020. № 2 (37). С. 5-14.

2. Фирсова И.П. Роль компьютерных технологий в образовательном процессе. // URL: https://www.informio.ru/publications/id2038/Rol-kompyuternyh-tehnologii-v-obrazo-vatelnom-processe (Дата обращения: 5.12.2023)

3. Узденова Б.Х., Бетуганов М.М.,Чегемлиева А.М., Чомаева Д.Б., Шоров А.А., Информационные технологии в образовательном процессе // Альманах «Крым». 2023. № 40. С.100-103.

4. Узденова Б.Х., Байчоров Д.Т., Гогуева А.М., Чотчаева З.Т., Эркенова А.А. Информационно - телекоммуникационные технологии в образовании // Альманах Казачество. 2023. № 72 (7). С. 46-50.

5. Ананченкова П.И., Кузнецов М.Ю. Профессиональное обучение безработных в системе службы занятости населения. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 47. С. 176-183.

6. Рябова ЕЛ., Терновая Л.О. Предметное поле государственного управления в системе политических наук // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.

7. Рябова Е.Л. К юбилею известного ученого, преподавателя Надежды Ултургашевой // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 6 (168). С. 57-61.

8. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

9. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

10. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

11. Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.

12. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.

13. Бирюков С.В., Рябова Е.Л. Феномен лидерства в контексте современных кризисов и вызовов // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 9-19.

14. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Эволюция дипломатического подарка как индикатор изменений в международных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 6 (156). С. 45-54.

15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.

16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.

17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.

18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.

19. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.

20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.

21. Рыбаков С.В., Рябова Е.Л. К вопросу об инновационном компоненте молодежной политике в российской федерации // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 11 (137). С. 44.

22. Байханов И.Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург, 2022. № 5. C. 17-25. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.

23. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 6 (55). С. 615-623.

24. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

25. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

26. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в Чеченской Республике // Отечественная и зарубежная педагогика. - М.: 2019. Т. 1. № 6 (63). С. 46-55.

27. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты // Этносоциум и межнациональная культура, 2020. № 1 (139). С. 69-76.

28. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.

29. Байханов И.Б. Геополитическая культура: как корабль ты назовешь И.Б. Байханов // Миссия конфессий. - М.: 2021. Т. 10. № 5 (54). С. 519-524.

30. Байханов И.Б. Интернет, выборы и формирование электоральной культуры // Эт-носоциум и межнациональная культура, 2013. № 5 (59). С. 101-107.

31. Ананченкова П.И., Тонконог В.В. Направления государственной политики в создании и развитии региональной инновационной образовательной системы. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 49. С. 8-15.

32. Тонконог В.В., Константинов В.М., Ананченкова П.И. Развитие образовательных услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса. Труд и социальные отношения. 2014. Т. 25. № 9. С. 106-121.

33. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. E-LEARNING: заменит ли дистант традиционные формы обучения? Труд и социальные отношения. 2017. Т. 28. № 4. С. 119-128.

References

1. Maslakova M.V. Digital culture as a factor in the formation and development of an electronic information educational environment // Culture and Education: scientific and information magazine of universities of culture and arts. 2020. № 2 (37). Р. 5-14.

2. Firsova I.P. The role of computer technology in the educational process. // URL: https:// www.informio.ru/publications/id2038/Rol-kompyuternyh-tehnologii-v-obrazovatel-nom-processe (12.5.2023)

3. Uzdenova B.Kh., Betuganov M.M., Chegemlieva A.M., Chomaeva D.B., Shorov A.A., Information technologies in the educational process // Almanac "Crimea". 2023. № 40. P. 100-103.

4. Uzdenova B.Kh., Baichorov D.T., Gogueva A.M., Chotchaeva Z.T., Erkenova A.A. Information and telecommunication technologies in education // Almanac Cossacks. 2023. № 72 (7). Р. 46-50.

5. Ananchenkova P.I., Kuznetsov M.Yu. Vocational training for the unemployed in the employment service system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 47. Р. 176-183.

6. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Subject field of public administration in the system of political sciences // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). Р. 57-61.

7. Ryabova E.L. To the anniversary of the famous scientist and teacher Nadezhda Ulturgashe-va // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 6 (168). Р. 57-61.

8. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). Р. 75-86.

9. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

10. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.

11. Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 42-51.

12. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 30-42.

13. Biryukov S.V., Ryabova E.L. The phenomenon of leadership in the context of modern crises and challenges // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). P. 9-19.

14. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The evolution of a diplomatic gift as an indicator of changes in international relations // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 6 (156). P. 45-54.

15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). P. 10-20.

16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.

17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.

18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.

19. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.

20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22). P. 500-511.

21. Rybakov S.V., Ryabova E.L. On the issue of the innovative component of youth policy in the Russian Federation // Ethnosocium and interethnic culture. 2019. № 11 (137). P. 44.

22. Baykhanov I.B. Cross-cutting competencies in the system of competencies of a modern teacher // Pedagogical education in Russia. - Ekaterinburg, 2022. № 5. P. 17-25. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.

23. Baykhanov I.B. Youth in the digital world: self-assessment of the level of digital competencies of Moscow university applicants // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 6 (55). P. 615-623.

24. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

25. Baykhanov I.B. Features of human resource management in conditions of global change // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

26. Baykhanov I.B. Quality of education as a strategic goal of regional educational policy in the Chechen Republic // Domestic and foreign pedagogy. - M.: 2019. Vol. 1. № 6 (63). P. 46-55.

27. Baykhanov I.B. State policy as a factor in the development of the national educational system: basic aspects // Ethnosocium and interethnic culture, 2020. № 1 (139). P. 69-76.

28. Baykhanov I.B. Formation of digital competencies in the context of transformation of educational systems // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.

29. Baykhanov I.B. Geopolitical culture: what do you call a ship I.B. Baykhanov // Mission of confessions. - M.: 2021. Vol. 10. № 5 (54). P. 519-524.

30. Baykhanov I.B. Internet, elections and the formation of electoral culture // Ethnosocium and interethnic culture, 2013. № 5 (59). P. 101-107.

31. Ananchenkova P.I., Tonkonog V.V. Directions of state policy in the creation and development of a regional innovative educational system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 49. P. 8-15.

32. Tonkonog V.V., Konstantinov V.M., Ananchenkova P.I. Development of educational services in the field of retraining and advanced training of personnel for small and medium-sized businesses. Labor and social relations. 2014. Vol. 25. № 9. P. 106-121.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. E-LEARNING: will distance learning replace traditional forms of learning? Labor and social relations. 2017. Vol. 28. № 4. P. 119-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.