Научная статья на тему 'Проблемы становления и развития российской общественной мысли на рубеже XVIII-XIX столетий'

Проблемы становления и развития российской общественной мысли на рубеже XVIII-XIX столетий Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
власть / общество / государство / общественная мысль / история России / government / society / state / public thought / history of Russia

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Арутюнян М.Н., Дармилова Э.Н., Урчукова С.Р.

Развитие общественной мысли и формирование основных политических течений, как и всей русской культуры XVIII-XIX вв. определялось идеологией эпохи Просвещения с ее концепциями о верховной роли знания и разума в жизни каждого человека и общества в целом, свободы и равенства всех людей, вниманием к человеческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation and development of Russian public thought at the turn of the XVIII-XIX centuries

The development of public thought and the formation of the main political trends, as well as the entire Russian culture of the XVIII-XIX centuries. was determined by the ideology of the Enlightenment era with its concepts of the supreme role of knowledge and reason in the life of every person and society as a whole, freedom and equality of all people, attention to the human personality.

Текст научной работы на тему «Проблемы становления и развития российской общественной мысли на рубеже XVIII-XIX столетий»

Арутюнян М.Н.

Кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиал СГПИ (Ставропольский государственный педагогический институт) в г. Железноводске.

Дармилова Э.Н.

Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.

урчукова С.Р.

Кандидат политических наук, заведующая кафедрой экономики и менеджмента, Институт деловой карьеры, филиал в Карачаево-Черкесской республике.

Проблемы становления и развития российской общественной мысли на рубеже XVШ-XIX столетий*

Аннотация. Развитие общественной мысли и формирование основных политических течений, как и всей русской культуры XVШ-XIX вв. определялось идеологией эпохи Просвещения с ее концепциями о верховной роли знания и разума в жизни каждого человека и общества в целом, свободы и равенства всех людей, вниманием к человеческой личности.

Ключевые слова: власть, общество, государство, общественная мысль, история России.

Harutyunyan M.N.

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines branch of the SSPI in Zheleznovodsk.

Darmilova E.N.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Humanities. North Caucasus State Academy.

© Арутюнян М.Н., Дармилова Э.Н., Урчукова С.Р., 2024.

Urchukova S.R.

Candidate of Political Sciences, Head of the Department of Economics and Management, Institute of Business Career, branch in the Karachay-Cherkess Republic.

Problems of formation and development of Russian public thought at the turn of the XVIII-XIX centuries

Abstract. The development of public thought and the formation of the main political trends, as well as the entire Russian culture of the XVIII-XIX centuries. was determined by the ideology of the Enlightenment era with its concepts of the supreme role of knowledge and reason in the life of every person and society as a whole, freedom and equality of all people, attention to the human personality.

Key words: government, society, state, public thought, history of Russia.

В изучении становления и развития общественной мысли в России остается немало неразрешенных и недостаточно изученных проблем. Прежде всего хотелось бы методологически рассмотреть само понятие и содержание, которое вкладывается в слово «общественная мысль».

Общественная мысль выступает как «осознанное и социально-значимое отображение реально существовавшей и существующей действительности (т.е. общественной жизни) в виде исторически обусловленной динамической системы идей и взглядов того или иного общества, имеющей значение для всего населения и господствующей в данное время». При изучении общественной мысли обращается внимание на своеобразие предмета анализа - мысли как «нематериальной материи», непосредственно связанной с мыслителем. Общественная мысль и мыслитель выступают как центральные взаимосвязанные основания классификации источников изучения истории политических и правовых учений. Исследование общественной мысли «предполагает использование разнообразных типов и видов исторических источников: содержащих материалы по истории общественной мысли и дающих возможность воссоздать на их основе ее историю как своеобразного идейного концентрата духовной культуры человечества» [1, с. 230].

Наиболее распространенным понятием и часто используемым на про-

тяжении всей истории является понятие, что общественная мысль - это мысль русского общества.

Как для Российской истории, так и для истории общественной мысли в России рубежным событием стали реформы Перта Великого, которые породили основные проблемы русской общественной мысли и тот социальный слой, который был в состоянии их обсуждать. Именно в результате таких преобразований русская общественная мысль приобрела форму, в которой существует и по сей день и делает ее частью общественной мысли европейской цивилизации.

Общественная мысль в России на рубеже XVШ-XIX вв. развивалась как часть общемировой социологической науки. Получая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем предлагала свои теории, в которых отражались все своеобразие развития российского общества того времени. Развитие общественной мысли в России представляет собой весьма увлекательный и вместе с тем во многом драматичный процесс.

В России идеи главенствующей роли знания и ума, свободы и равенства всех внедрялись с помощью группы мыслителей, научная и культурно-просветительская деятельность которых способствовала формированию новому мировоззрению и популяризации в обществе знаний, вызывала желание решать проблемы российской действительности.

Одними из первых просветителей общественной мысли в России являлись М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.) - энциклопедист, организатор первого университета, В.Н. Татищев (1686-1750 гг.), написавший «История Российская с самых древнейших времён», Н.И. Новиков (1744-1818 гг.) издавал журналы «Трутень», «Живописец», А.Н. Радищев (1749-1802 гг.), написавший ода «Вольность»; «Путешествие из Петербурга в и Москву», Н.М. Карамзин (1766-1826 гг.), написавший «История государства Российского».

Также зарождались общественные течения, которые отличались своими мыслями, такие как франкмасонство - отличалось духовно-мистическими поисками, идеей совершенствования человеческой личности, представителями которого являлись - И. Лопухин, И. Елагин.

«Философические письма» П.Я. Чаадаева, впервые, опубликованные в 1836 г. в журнале «Телескоп», где была поднята проблема культурно-исторического пути развития России, ее самобытности, способствовало начало дискуссии западничества и славянофилов.

Вторая половина XVIII века была сложным и уникальным периодом в истории России. В этот период происходил расцвет дворянских привилегий, усиление крепостного права и распространение крепостного землевладения на новые территории. В то же время начался процесс разложения феодальной системы и формирования капиталистического строя. Это про-

являлось не только в развитии промышленности и торговли, но и в глубоких изменениях в социальных отношениях.

В обществе происходили изменения в положении и взаимодействии различных классов и сословий, а также в их отношении к государству. Под внешним феодальным обликом начиналось формирование нового социального содержания, которое в будущем должно было привести к разрушению этого облика и установлению нового общественного строя.

В истории российского самодержавия это был особый период, получивший название «периода просвещенного абсолютизма». Самодержавие оставалось дворянским правительством, защитником и выразителем общих интересов господствующего, дворянского класса [2, с 939].

В конце XVIII - начале XIX века русское общество было сильно заинтересовано в событиях и идеях Французской революции. Взятие Бастилии 14 июля 1789 года, присяга Людовика XVI на конституцию и принципы «Декларации прав человека и гражданина» вызвали большой интерес в России, особенно среди дворянского класса, который даже проявлял энтузиазм. Это беспокоило Екатерину II, которая настояла на том, чтобы друг ее внука Александра граф П.А. Строганов покинул Париж. Она не хотела, чтобы он влиял на Александра, тем более Строганов П.А. стал членом Якобинского клуба.

Во второй половине XIX века, по мере становления общественности на Западе, новая социальная наука стала проникать и в Россию.

В начале XIX в. европейский опыт стал главным стимулом попыток проведения реформ самодержавной политической системы России, что нашло отражение в деятельности статс-секретаря Александра I - М.М. Сперанского (1772-1839). В качестве теоретических опор своих реформаторских замыслов Сперанский использовал идеи английских и французских просветителей, а в практическом плане предлагал императору опираться на опыт европейских конституционных монархий. Он считал, что для обретения статуса современной державы России необходима «прививка» и адаптация продуктивных элементов западной общественно-политической системы и культуры. За это Сперанский подвергся критике со стороны историка Н.М. Карамзина (1776-1826), полагавшего, что подобные реформаторские замыслы противоречат политическим традициям российского государства [3, с. 14].

Спор между консерватором Карамзиным и реформатором Сперанским является отправной точкой для будущего развития общественной мысли в России.

Основное различие в позициях Карамзина и Сперанского заключалось в том, какой фактор должен стать основой для успешного развития России и достижения ее конкурентоспособности как мирового лидера: традиции

и культурные установки, присутствующие в общественном сознании, или формы жизни, сформированные западной историей в политической, экономической и культурной сферах.

Дискуссия между Сперанским и Карамзиным о будущем России была связана с появлением двух противоположных направлений в российской общественной мысли - «западничества» и «славянофильства» в 30-50-х годах XIX века. Западничество было вдохновлено идеями П.Я. Чаадаева, выраженными в его «Философских письмах», где он впервые предложил радикальную мысль о том, что Россия отстала от мирового развития, который был связан с эволюцией западного общества. Чаадаев считал Россию аномальной страной, история которой не соответствует законам прогрессивных народов. Он утверждал, что России нужно выбрать исторический путь, который уже прошли западные народы, чтобы достичь прогресса.

Одной из центральных проблем истории становления общественной мысли является проблема ее самобытности, оригинальности. Здесь также широко распространены полярные точки зрения [4, с. 22].

С одной стороны, «ура-патриоты», готовые доказать безусловную самобытность русской общественной мысли на всех этапах существования. С другой, скептики, начиная с П.Я. Чаадаева и М.О. Гершензона, который писал: «не поразительно ли, что история нашей общественной мысли делится не на этапы внутреннего развития, а на периоды господства той или другой иноземной доктрины. Шеллингизм, гетелианство - что ни этап, то иностранной имя. Наше сознание в массе не выбрасывало для себя своих жизненных ценностей и не переоценивало их постепенно, как это было на Западе, поэтому у нас и в помине не было своей национальной эволюции мысли; в праздной, хотя святой жажде истины мы просто хватали то, что каждый раз создавала для себя западная мысль» [5, с. 131].

Вторая половина XVIII века и начало XIX века - чрезвычайно важный период в истории русской общественной мысли. В это время начинают складываться те направления и тенденции, которые получат дальнейшее развитие в последующем, и борьба между которыми составит главное содержание идейной жизни следующих поколений [6, с. 44].

На ранних этапах своего развития российская общественная мысль не выдвигала выдающихся теоретиков. Однако ведущие российские социологи обладали глубоким знанием о последних достижениях европейской общественной мысли, высокой культурой и стремлением выявить особенности российской общественной мысли, отражающие историческую и социальную специфику России.

Библиографический список:

1. Матюхин А.В. Общественная мысль России XIX - начала XX века. Социально-гуманитарные знания, 2009.

№ 2. С. 230-245.

2. Ивакин Г.А. Законодательная деятельность правомонархистов в государственной думе и государственном совета в 1906 году // Власть истории - История власти. 2021. Том 7. Часть 8. № 34. С. 939-950.

3. Кодан С.В. Классификация источников изучения истории политических и правовых учений: основания, типы и виды носителей информации // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу».

2021. № 6. С. 13-28.

4. Джазаева И.А.-А., Болурова А.Н. История общественной мысли в России во второй половине XIX века // Власть истории - История власти. Том 8. Часть 7. № 41. С. 19-23.

5. Шелохаев В.В. Общественная мысли России: истоки, эволюция и основные направления//Материалы международной научной конференции. Москва, Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2011. С. 131-133.

6. Михайлов В.А., Степанов С.А. Из истории дореволюционной российской политики: монархисты и Русская православная церковь // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 44-65.

7. Рябова Е.Л. К юбилею известного ученого, преподавателя Надежды Ултургашевой // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 6 (168). С. 57-61.

8. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

9. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

10. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

11. Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.

12. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти.

2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.

13. Бирюков С.В., Рябова Е.Л. Феномен лидерства в контексте современных кризисов и вызовов // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 9-19.

14. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Эволюция дипломатического подарка как индикатор изменений в международных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 6 (156). С. 45-54.

15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.

16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.

17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.

18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.

19. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.

20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.

21. Рыбаков С.В., Рябова Е.Л. К вопросу об инновационном компоненте молодежной политике в российской федерации // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 11 (137). С. 44.

22. Байханов И.Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург, 2022. № 5. С. 17-25. - БОЪ 10.26170/2079-8717_2022_05_02.

23. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 6 (55). С. 615-623.

24. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

25. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

26. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в Чеченской Республике // Отечественная и зарубежная педагогика. - М.: 2019. Т. 1. № 6 (63). С. 46-55.

27. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты // Этносоциум и межнациональная культура, 2020. № 1 (139). С. 69-76.

28. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.

29. Байханов И.Б. Геополитическая культура: как корабль ты назовешь И.Б. Байханов // Миссия конфессий. - М.: 2021. Т. 10. № 5 (54). С. 519-524.

30. Байханов И.Б. Интернет, выборы и формирование электоральной культуры // Этносоциум и межнаци-

ональная культура, 2013. № 5 (59). С. 101-107.

31. Ананченкова П.И., Тонконог В.В. Направления государственной политики в создании и развитии региональной инновационной образовательной системы. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 49. С. 8-15.

32. Тонконог В.В., Константинов В.М., Ананченкова П.И. Развитие образовательных услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса. Труд и социальные отношения. 2014. Т. 25. № 9. С. 106-121.

33. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. E-LEARNING: заменит ли дистант традиционные формы обучения? Труд и социальные отношения. 2017. Т. 28. № 4. С. 119-128.

34. Ананченкова П.И., Кузнецов М.Ю. Профессиональное обучение безработных в системе службы занятости населения. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 47. С. 176-183.

35. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Предметное поле государственного управления в системе политических наук // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.

Reference

1. Matyukhin A.V. Social thought in Russia in the 19th - early 20th centuries. Social and humanitarian knowledge, 2009. № 2. P. 230-245.

2. Ivakin G.A. Legislative activity of right-wing monarchists in the State Duma and State Council in 1906 // The power of history - History of power. 2021. Volume 7. Part 8. № 34. P. 939-950.

3. Kodan S.V. Classification of sources for studying the history of political and legal doctrines: grounds, types and types of information carriers // Electronic supplement to the Russian Legal Journal. 2021. № 6. P. 13-28.

4. Dzhazaeva I.A.-A., Bolurova A.N. History of social thought in Russia in the second half of the 19th century // The power of history - History of power. Volume 8. Part 7. № 41. P. 19-23.

5. Shelokhaev V.V. Social thought in Russia: origins, evolution and main directions // Materials of the international scientific conference. Moscow, Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN). 2011. P. 131-133.

6. Mikhailov V.A., Stepanov S.A. From the history of pre-revolutionary Russian politics: monarchists and the Russian Orthodox Church // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). P. 44-65.

7. Ryabova E.L. To the anniversary of the famous scientist and teacher Nadezhda Ulturgasheva // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 6 (168). Р. 57-61.

8. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). Р. 75-86.

9. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

10. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. Р. 11-19.

11. Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. Р. 42-51.

12. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). Р. 30-42.

13. Biryukov S.V., Ryabova E.L. The phenomenon of leadership in the context of modern crises and challenges // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). Р. 9-19.

14. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The evolution of a diplomatic gift as an indicator of changes in international relations // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 6 (156). Р. 45-54.

15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). Р. 10-20.

16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). Р. 515-524.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). Р. 782-791.

18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. Р. 11-22.

19. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). Р. 10-19.

20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22). Р. 500-511.

21. Rybakov S.V., Ryabova E.L. On the issue of the innovative component of youth policy in the Russian Federation // Ethnosocium and interethnic culture. 2019. № 11 (137). P. 44.

22. Baykhanov I.B. Cross-cutting competencies in the system of competencies of a modern teacher // Pedagogical education in Russia. - Ekaterinburg, 2022. № 5. P. 17-25. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.

23. Baykhanov I.B. Youth in the digital world: self-assessment of the level of digital competencies of Moscow university applicants // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 6 (55). P. 615-623.

24. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

25. Baykhanov I.B. Features of human resource management in conditions of global change // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

26. Baykhanov I.B. Quality of education as a strategic goal of regional educational policy in the Chechen Republic // Domestic and foreign pedagogy. - M.: 2019. Vol. 1. № 6 (63). P. 46-55.

27. Baykhanov I.B. State policy as a factor in the development of the national educational system: basic aspects // Ethnosocium and interethnic culture, 2020. № 1 (139). P. 69-76.

28. Baykhanov I.B. Formation of digital competencies in the context of transformation of educational systems // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.

29. Baykhanov I.B. Geopolitical culture: what do you call a ship I.B. Baykhanov // Mission of confessions. - M.: 2021. Vol. 10. № 5 (54). P. 519-524.

30. Baykhanov I.B. Internet, elections and the formation of electoral culture // Ethnosocium and interethnic culture,

2013. № 5 (59). P. 101-107.

31. Ananchenkova P.I., Tonkonog V.V. Directions of state policy in the creation and development of a regional innovative educational system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 49. P. 8-15.

32. Tonkonog V.V., Konstantinov V.M., Ananchenkova P.I. Development of educational services in the field of retraining and advanced training of personnel for small and medium-sized businesses. Labor and social relations.

2014. Vol. 25. № 9. P. 106-121.

33. Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. E-LEARNING: will distance learning replace traditional forms of learning? Labor and social relations. 2017. Vol. 28. № 4. P. 119-128.

34. Ananchenkova P.I., Kuznetsov M.Yu. Vocational training for the unemployed in the employment service system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 47. P. 176-183.

35. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Subject field of public administration in the system of political sciences // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). P. 57-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.