Черняга Я.С.
Аспирант, Российский университет транспорта (МИИТ).
Влияние виртуальной реальности на социальное сознание человека
В эпоху всеобщей диффузии информационных технологий, неотъемлемой частью которой является виртуальная реальность (VR), исследования взаимодействия этого феномена с когнитивными и эмоциональными аспектами человеческой психики становятся предметом все большего академического интереса. Репрезентационные и коммуникативные аф-фордансы виртуальных сред способны оказывать как эфемерные, так и пролонгированные эффекты на когнитивные структуры и эмоциональные регуляторы индивида, что обусловливает необходимость мультидис-циплинарного исследования данной проблематики.
Прежде чем углубиться в анализ эмпирических данных и методологических подходов, следует определить концептуальный аппарат данного исследования. Виртуальная реальность, в широком смысле, представляет собой симулированную среду, интерактивно моделируемую компьютерными алгоритмами, и предназначенную для сенсорного восприятия и когнитивной интерпретации человеком. Изолируя или модифицируя реальные сенсорные входы, VR создает уникальные условия для экспериментов в области когнитивной психологии, нейрофизиологии и клинической психиатрии.
Вопрос о влиянии виртуальной реальности на психику человека пронизывает всю ленту современных дискурсов, начиная от проблематики «цифрового нарциссизма» и заканчивая клиническими исследованиями в области терапии расстройств посттравматического стресса с использованием VR-технологий. Основная сложность анализа данного феномена заключается в многоаспектности и многомерности воздействия виртуальных сред на психические процессы, требующей комплексного подхода, включая как качественные, так и количественные методы исследования.
Изучение данной тематики предполагает не только академическую, но и прикладную значимость. Повседневное внедрение VR в различные сферы человеческой деятельности, от образования и медицины до индустрии развлечений, требует обоснованных методологических рекоменда-
ций для минимизации возможных негативных эффектов и оптимизации положительного влияния на психическую структуру.
С учетом вышеупомянутых аспектов, данная статья поставляет амбициозную задачу — провести компрехенсивный анализ влияния виртуальной реальности на структуру психики человека, опираясь на последние достижения в области когнитивной науки, нейрофизиологии и психиатрии. Особое внимание будет уделено научной новизне, представленной в виде инновационных методов диагностики и интерпретации собранных данных, а также практическим рекомендациям, направленным на улучшение качества взаимодействия человека с виртуальными средами.
Статья предполагает разделение на несколько ключевых блоков: теоретический обзор существующей литературы, методологические подходы, анализ полученных данных, и, наконец, выводы и рекомендации. Такое структурное разделение необходимо для обеспечения научной строгости и полноты анализа.
Контекстуализация данного исследования в современные академические и социокультурные реалии обусловливает его высокую актуальность и потенциальную значимость для широкого спектра академических и прикладных дисциплин.
В заключение введения следует подчеркнуть, что вопросы взаимодействия человека и виртуальной реальности на уровне психических процессов и структур остаются пока недостаточно исследованными, что делает данную статью не только актуальной, но и необходимой для дальнейшего развития данной области знаний.
Таким образом, представленное исследование не просто амбициозно в своих научных замыслах, но и крайне актуально в контексте современных вызовов, стоящих перед человечеством в эпоху информационных технологий.
Вопрос о негативном влиянии виртуальной реальности на психику человека занимает ключевую позицию в академическом и общественном дискурсе. Данная статья фокусируется на разнообразных аспектах этой проблематики, обращая внимание на различные факторы, влияющие на когнитивные и эмоциональные компоненты человеческой психики.
Один из наиболее очевидных негативных эффектов виртуальной реальности — это дезориентация и искажение восприятия. Имитационная среда VR создаёт условия, при которых мозг испытывает трудности в корректной интерпретации пространственных и временных параметров. Это может привести к снижению пространственной осведомленности и,
в некоторых случаях, дезориентации.
Исследования также указывают на возможность того, что продолжительное взаимодействие с виртуальной реальностью может оказывать влияние на когнитивные процессы. Задачи, которые в реальной жизни кажутся простыми, в условиях искаженного восприятия могут стать сложными и непонятными, что может привести к ухудшению когнитивных функций, таких как память, внимание и проблемно-решающие способности.
Виртуальная реальность может также оказывать воздействие на эмоциональную сферу человека. Взаимодействие с виртуальными персонажами и сценариями может вызвать аномальные эмоциональные реакции, такие как тревога, депрессия или даже психотические расстройства. Долгосрочное пребывание в VR может привести к формированию нереалистичных социальных ожиданий и искажению самооценки.
Помимо этого, есть и социальные аспекты, связанные с увлечением виртуальной реальностью. Продолжительное время, проведенное в виртуальном мире, может привести к отчуждению от реального общества, уменьшению социальных навыков и возможной социальной изоляции.
Не следует забывать и о физиологических аспектах, таких как усталость глаз, головокружение и потенциально даже нарушения в работе вестибулярного аппарата. Некоторые исследования также указывают на вероятность возникновения зависимости от виртуальной реальности, аналогичной другим формам поведенческой зависимости.
Следует подчеркнуть, что проблема негативного влияния виртуальной реальности на структуру психики человека требует дальнейших исследований и мультидисциплинарного подхода. Влияние виртуальной реальности на психику — это комплексная и многоаспектная проблема, требующая комплексного исследования для определения механизмов воздействия и разработки методов превентивного и коррекционного вмешательства.
Таким образом, негативные эффекты виртуальной реальности на психику человека представляют собой серьезный объект исследований, требующий внимания со стороны академической и медицинской общественности. С учетом растущей популярности и применения VR в различных сферах жизни, а также недостатка конкретных методологических рекомендаций, данная тема является актуальной и требует немедленного научного осмысления
В последние десятилетия развитие информационных и коммуникационных технологий вызвало бурный рост интереса к возможностям виртуальной реальности (ВР). Однако наибольший интерес у научного
сообщества представляет не столько техническая составляющая данного явления, сколько вопросы взаимодействия виртуальной реальности с психикой человека. Существует гипотеза о том, что воздействие ВР на структуру психики может иметь не только отрицательные, но и положительные аспекты. Это положение, в корне контрастирующее с распространенным мнением о потенциальных рисках виртуального пространства, требует глубокого и многогранного анализа. Важно понимать, что под структурой психики мы подразумеваем сложный многомерный комплекс, включающий в себя когнитивные, эмоциональные, мотивацион-ные и другие компоненты. Каждый из этих уровней может реагировать на воздействие ВР по-разному, причем реакции эти могут быть как прямыми, так и опосредованными. В данной статье мы попытаемся систематизировать существующие данные по данной теме, а также выявить потенциальные направления для дальнейших исследований. Особое внимание будет уделено исследованиям, демонстрирующим положительное воздействие ВР на различные аспекты психики человека: от улучшения когнитивных функций и углубления эмпатии до формирования новых социальных связей и расширения сознания. В контексте трансдисциплинарных исследований, пересекающих границы когнитивной психологии, нейроинформатики и культурологии, феномен виртуальной реальности (ВР) выступает как уникальный каталитический агент для эксплорации топологии психических структур. Изначально представленная как инструмент иммерсивной визуализации и интерактивности, ВР приобретает новые антропологические и психологические коннотации, которые экстраполируют ее значение за пределы простого технологического инновационного процесса. В частности, акцент данного исследования заключается в демонстрации положительных эффектов ВР на психические структуры, учитывая такие факторы как когнитивное улучшение, социализация и модификация эмоциональных состояний.
Прецедентные эмпирические и качественные исследования выявляют взаимосвязи между виртуальной реальностью и когнитивными процессами. Имеются данные о корреляции между использованием ВР и улучшением пространственного восприятия, логического мышления и проблемно-ориентированного поведения. Даже более того, некоторые эксперименты указывают на возможность индуцирования нейропла-стичности через воздействие ВР-сред, что открывает перспективы для реабилитации и коррекции когнитивных нарушений.
В разрезе эмоциональных и социальных аспектов, ВР предоставляет
уникальные условия для эмпатического погружения и формирования новых моделей социального взаимодействия, которые могут быть применены в терапевтических и образовательных контекстах. При этом стоит акцентировать внимание на том, что виртуальная реальность служит не просто средством подражания реальному миру, но и инструментом для активации межличностных механизмов, ранее не доступных или ограниченных в традиционных социальных сетях.
Итак, вопреки популярному мнению о потенциально деструктивном влиянии виртуальной реальности на психическую структуру, данный анализ предлагает разносторонний и многомерный подход, рассматривая ВР как инструмент для позитивного модифицирования и даже оптимизации психических функций. Предполагается, что эффективное применение данной технологии в будущем потребует комплексного методологического подхода, интегрирующего нейрофизиологические, психологические и социальные аспекты. Таким образом, виртуальная реальность выступает не только как объект исследования, но и как методологический инструмент, позволяющий углубить наше понимание сложностей человеческой психики. Нельзя не отметить, что такой анализ возможен только на фоне широкого понимания того, что такое виртуальная реальность. Это не просто технология, это новое культурное измерение, где традиционные границы реальности и воображения становятся все менее различимыми. С учетом этого, вопросы взаимодействия ВР и психики человека представляют особую актуальность и требуют комплексного подхода.
Виртуальная реальность, превосходя концептуальные рамки мере технологического артефакта, представляет собой новую эпистемологическую парадигму, где смешение дихотомических категорий реальности и фантазии вызывает переосмысление традиционных границ психической и социокультурной локализации. В этом контексте, субъект виртуального пространства сталкивается с симулятивными структурами, которые переформулируют его когнитивные и эмоциональные схемы. Этот феномен не только вносит кардинальные изменения в прочтение социальных и культурных кодов, но и предоставляет амплуа для расширения собственной психической картографии.
Рассматривая виртуальную реальность как новое культурное измерение, можно утверждать, что она перестраивает традиционные механизмы самоидентификации и взаимодействия с окружающим миром. Особенно это проявляется в контексте влияния на метапсихологические структуры, такие как самосознание и интерсубъективность. В этом ракурсе, ВР
не просто репрезентирует или симулирует реальность, но активно участвует в её конструировании, обогащая палитру инструментов для интерпретации и модификации психических состояний.
Этот культурно-технологический гибрид, который воплощается в виртуальной реальности, актуализирует необходимость пересмотра классических психоаналитических и психологических теорий, которые оказываются не в состоянии объяснить новые формы когнитивного и эмоционального взаимодействия, порожденные этой парадигмой. Далее, важность изучения эффектов виртуальной реальности на психику проявляется в синтезе новых методологических подходов, которые бы интегрировали нейронаучные, психологические и культурологические дисциплины в единый аналитический фреймворк. Таким образом, виртуальная реальность представляет собой не только инновационное технологическое достижение, но и катализатор для академического дискурса, ориентированного на понимание комплексной многомерности человеческой психики в эпоху цифровой трансформации.
Список литературы:
1. Колесникова И.А. Культура непрерывного образования: к обоснованию понятия // Непрерывное образование: XXI век. 2014. Вып. 1 (5). - Б01: 10.15393^5.аг11.2014.2261
2. Колесникова И.А. Стандартизация образовательных услуг для взрослых: праксеологический анализ опыта Малопольского Воеводства // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 4 (12). - Б01: 10.15393^5.аг11.2015.2949].
3. Психология виртуальной реальности (учебное пособие) / Под ред. В. В. Селиванова. Смоленск: Издательство СмолГУ, 2015.
4. Селиванов В.В. Общая психология (опыт построения субъектной психологии). Смоленск: Универсум, 2007.
5. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Виртуальная реальность как дидактическая среда // Известия СмолГУ. 2014. № 3. Т. 27.
С.322-338.
6. Рябова Е.Л.. Терновая Л.О.«Предметное поле государственного управления в системе политических наук» // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.
7. Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.
8. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.
9. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геопсихология и геополитика цветных линий // Казачество. 2022. № 59 (2). С. 9-18.
10. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Чумаки и казаки: опыт сравнительного исследования // Казачество. 2022. № 62 (5). С. 42-50.
11. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.
12. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.
13. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.
14. Бирюков С.В., Рябова Е.Л. Феномен лидерства в контексте современных кризисов и вызовов // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 9-19.
15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Эволюция дипломатического подарка как индикатор изменений в международных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 6 (156). С. 45-54.
16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. 80-лет парада на красной площади: историко-культурный и геополитический смыслы парадов // Казачество. 2021. № 57 (7). С. 9-18.
17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.
18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.
19. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.
20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.
21. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.
22. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 6 (55). С. 615-623.
23. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1(35). С. 20-29.
24. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1(35). С. 20-29.
25. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты // Этносоциум и межнациональная культура, 2020. № 1 (139). С. 69-76.
26. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.
27. Байханов И.Б. Геополитическая культура: как корабль ты назовешь И.Б. Байханов // Миссия конфессий. - М.: 2021. Т. 10. № 5 (54). С. 519-524.
28. Байханов И.Б. Интернет, выборы и формирование электоральной культуры // Этносоциум и межнациональная культура, 2013. № 5 (59). С. 101-107.
29. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.
Bibliography
1. Kolesnikova I.A. Culture of continuous education: to the substantiation of the concept // Continuing education: XXI century. 2014. Vol. 15). - DOI: 10.15393/j5.art.2014.2261
2. Kolesnikova I.A. Standardization of educational services for adults: praxeological analysis of the experience of Lesser Poland Voivodeship // Continuing education: XXI century. 2015. Issue. 4 (12). - DOI: 10.15393/j5.art.2015.2949].
3. Psychology of virtual reality (textbook) / Ed. V. V. Selivanova. Smolensk: SmolGU Publishing House, 2015.
4. Selivanov V.V. General psychology (experience in constructing subjective psychology). Smolensk: Universum, 2007.
5. Selivanov V.V., Selivanova L.N. Virtual reality as a didactic environment // News of SmolGU. 2014. № 3. Vol. 27. P. 322-338.
6. Ryabova E.L.. Ternovaya L.O. "Subject field of public administration in the system of political sciences" // Ethnosocium and inter-ethnic culture. 2023. № 10 (184). P. 57-61.
7. Ryabova E.L. On the issue of the unity of education and upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.
8. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.
9. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopsychology and geopolitics of colored lines // Cossacks. 2022. № 59 (2). P. 9-18.
10. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Chumaks and Cossacks: experience of comparative research // Cossacks. 2022. № 62 (5). P. 42-50.
11. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.
12. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.
13. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 30-42.
14. Biryukov S.V., Ryabova E.L. The phenomenon of leadership in the context of modern crises and challenges // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). P. 9-19.
15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The evolution of a diplomatic gift as an indicator of changes in international relations // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 6 (156). P. 45-54.
16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. 80 years of the parade on Red Square: historical, cultural and geopolitical meanings of the parades // Cossacks. 2021. № 57 (7). P. 9-18.
17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). P. 10-20.
18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.
19. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.
20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.
21. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.
22. Baykhanov I.B. Youth in the digital world: self-assessment of the level of digital competencies of Moscow university applicants // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 6 (55). P. 615-623.
23. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1(35). P. 20-29.
24. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1(35). P. 20-29.
25. Baykhanov I.B. State policy as a factor in the development of the national educational system: basic aspects // Ethnosocium and interethnic culture, 2020. № 1 (139). P. 69-76.
26. Baykhanov I.B. Formation of digital competencies in the context of transformation of educational systems // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.
27. Baykhanov I.B. Geopolitical culture: how do you call a ship I.B. Baykhanov // Mission of confessions. - M.: 2021. Vol. 10. № 5 (54). P. 519-524.
28. Baykhanov I.B. Internet, elections and the formation of electoral culture // Ethnosocium and interethnic culture, 2013. № 5 (59). P. 101-107.
29. Baykhanov I.B. Formation of digital competencies in the context of transformation of educational systems // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.