ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ... 1ГУ7 Национальные приоритеты России. 2014. №4 (14)
ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ
УДК 37.013
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
И.И. Домбровская, В.А. Миллер, Н.Б. Усатюк Омский автобронетанковый инженерный институт
Россия, 644098, г. Омск, 14 в/городок, [email protected]
В статье рассматривается педагогическая проблема, касающаяся истинно человеческих гражданских качеств, которые могут быть воспитаны: гражданского долга, гражданской ответственности, организованности и активности.
Ключевые слова: гражданин, гражданственность, общество, долг, патриотическое воспитание, гражданская ответственность.
MODERN PEDAGOGICAL APPROACHES TO CIVIC CONSCIOUSNESS EDUCATION
I.I. Dombrovskaya, VA. Miller, N.B. Usatyuk Omsk Tank Automotive Engineering Institute
The article deals with the pedagogical problem relating to true personal and citizen qualities, that could be brought up, i.e. civil duty, civil responsibility, self-discipline and activity.
Keywords: citizen, civic consciousness, society, duty, patriotic education, civil responsibility.
Экономические, политические изменения, которые происходят в современном обществе, требуют преобразований во всех сферах деятельности, в частности, и в сфере образования. Развитие общества определяется уровнем сознания каждого члена общества, его активностью в преобразованиях.
Современное общество выдвигает ряд проблем, связанных с воспитанием деятельного и мыслящего гражданина, умеющего жить в условиях правового государства. Воспитание активного, ответственного отношения к гражданским обязанностям во всех сферах общественной жизни является на сегодняшний день одной из главных задач всего общества и государства в целом. Социальная необходимость осуществления гражданского воспитания подчеркнута в документах Минобразования РФ: «Гражданское и патриотическое воспитание
составляет одно из важнейших направлений государственной политики и образования» [1, 11].
Теория и практика воспитания гражданственности изменялась качественно в различные исторические периоды, в зависимости от целей и содержания общественной идеологии и государственной политики. Современный этап развития общества требует новых подходов к разработке теории и практики данного направления формирования личности.
Гражданственность как совокупное качество гражданина - явление историческое. С точки зрения общественного развития в содержании гражданственности ярко выражена такая тенденция, как стремление человека к созданию более прогрессивных социальных и государственных условий для деятельности. Гражданственность - это нравственное качество личности, характеризующееся осознанием ею своих
ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ...
Национальные приоритеты России. 2014. № 4 (14)
прав и обязанностей по отношению к государству, высокой убежденностью, творческой активностью и личной моральной ответственностью за успехи общества.
Воспитание гражданственности, на наш взгляд, - относительно самостоятельное направление воспитательной работы, органически взаимосвязанное с другими её направлениями (нравственным, правовым и др.). Таким образом, гражданственность по своему содержанию и значению не является простым понятием и не может характеризоваться лишь одним каким-либо признаком - политическим, юридическим или нравственным.
В структуре процесса воспитания гражданственности в соответствии с выявленными ранее признаками гражданственности можно выделить три компонента: социально-политический, правовой и нравственный.
При выделении правового компонента воспитания гражданственности мы исходим из понимания его взаимосвязи с усвоением правовых норм, знанием законов. Данный компонент представляет собой формирование правосознания граждан, чувства гражданского долга и ответственности, направленности на исполнение гражданских прав и обязанностей в силу требований государства и закона. Следовательно, правовое воспитание предполагает целостную систему педагогических воздействий с целью постепенного формирования такого сознания и поведения, которые соответствовали бы требованиям Конституции и законов. Правовое воспитание включает лишь отдельные аспекты воспитания гражданственности и выступает, таким образом, как его составная часть.
Выделение нравственного компонента обусловлено тесной связью гражданского воспитания с воспитанием морали. Гражданин начинается с осознания себя как нравственной личности, с постижения простых, общечеловеческих норм морали. Взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания проявляется в формировании нравственных ценностей. Привить жизненные принципы, заложить фундамент нравственной личности - с этого и начинается воспитание гражданина.
Воспитание гражданственности является одной из самых важных задач в процессе становления личности и выступает в числе самых главных условий ее жизнеспособности в любом обществе. Одна из проблем воспитания гражданственности заключена в ее недостаточной теоретической разработанности. Деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, участвующих в воспи-
тательном процессе, но не имеющих научно-обоснованных, соответствующих современным реалиям подходов и установок к разрешению проблемы формирования гражданской позиции у российской молодежи, характеризуется низкой активностью. К причинам создавшегося положения относятся отсутствие концептуальных установок, общей стратегии в осуществлении воспитания гражданственности, ослабление управления ее важнейшими звеньями и механизмами со стороны соответствующих государственных и общественных органов и структур.
Решение проблемы будет в значительной степени способствовать успешному преодолению трудностей, которые испытывают многие государственные институты, в том числе Вооруженные Силы РФ, среди которых можно выделить:
• утрату значимости многих, ранее хорошо себя зарекомендовавших педагогических инструментов воспитания гражданина;
• отсутствие новых эффективных методик и технологий воспитательной работы в целом;
• потерю на практике основных направлений содержания гражданского воспитания.
Воспитание гражданственности на практике выступает как сложный педагогический процесс, предполагающий взаимосвязь целенаправленного воздействия на воспитуемого с целью формирования и развития у него взглядов, убеждений и других качеств, находящих воплощение в мировоззрении, чувствах, поведении, отношениях. Процесс воспитания гражданственности представляет собой многогранный объект педагогического изучения, отличающийся своим содержанием и структурой.
При определении содержания и структуры процесса воспитания гражданственности мы исходим из единства двух сторон этого процесса: объективной и субъективной.
Объективная сторона обусловлена требованиями, предъявляемыми к гражданину со стороны общества и государства; субъективная -требованиями собственного отношения личности к обществу и государству, овладение общественными и государственными нормами и требованиями, реализация их в своем поведении [2, 25-27]. Основу требований объективного характера составляет ряд важнейших задач, поставленных обществом: обеспечение сознательности; соблюдения законов, готовности к выполнению гражданского долга; воспитание нравственности, гражданского достоинства (структура процесса воспитания гражданственности представлена в таблице). Следовательно,
ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ... 1ГУ7 Национальные приоритеты России. 2014. №4 (14)
главная задача воспитания гражданина в том, жизни, развивали чувства и мысли, определяли чтобы объективные требования стали нормой деятельность и поведение.
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
Объективная сторона Субъективная сторона
Требования, предъявляемые к гражданину со стороны общества и государства: соблюдение Конституции, законов; готовность к выполнению гражданского долга; чувство гражданского достоинства; сохранение боевых и трудовых традиций; взаимопомощь Требования собственного отношения человека к обществу и государству: овладение общественными и государственными нормами и требованиями; реализация их в своем поведении; претворение в жизнь требований объективной стороны
Важнейшим элементом структуры личности выступают ее ценностные ориентации. Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [3, 164]. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности. Причем эти ориентации есть результат выбора, основанного на усваиваемой информации, жизненном опыте и влиянии воспитателей, наставников. Ценностные ориентации отражаются в функциях процесса воспитания гражданственности.
Таким образом, процесс воспитания гражданственности подразумевает сложную совокупность педагогических актов, обладающую специфическим содержанием и своеобразной структурой, осуществляется в результате целенаправленных и последовательных действий.
Цель данных актов - формирование в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющая человеку выполнять свои обязанности по отношению к государству и уважительно относиться к другим гражданам. Формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самому себе. Компонентами гражданского воспитания являются патриотическое, правовое, нравственное, обеспечивающие формирование чувства собственного достоинства, внутренней свободы, дисциплинированности, уважения и доверия к другим гражданам, способности выполнять возложенные обязанности.
Гражданское воспитание молодежи выступает общей задачей формирования личности молодого человека. Исходя из этого, воспитание гражданственности у военнослужащих является продолжением работы по формированию гражданских качеств.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Заир-Бек Е.С., Казакова Е.И. Педагогические 3. Глезерман Г.Е. Рождение нового человека: про-ориентиры успеха. -СПб.: Логос, 1995. - С. 11. блемы формирования личности. - М.: Политиздат,
2. Ваганди А.Б. 108 путей к блестящей идее. - 1982. - С. 164. Минск: Попурри, 1996. - С. 25-27.
Домбровская Ирина Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент заведу- Статья поступила
ющая кафедрой русского и иностранных языков ОАБИИ. в ред^ию: 28 мая
Миллер Виктория Александровна - преподаватель кафедры русского и ино- 2014 г.
странных языков ОАБИИ.
Усатюк Наталья Борисовна - старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков ОАБИИ.
Специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» © И.И. Домбровская, В.А. Миллер, Н.Б. Усатюк, 2014