Научная статья на тему 'Сущность, функции и содержание гражданского образования'

Сущность, функции и содержание гражданского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1302
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМЫ И СРЕДСТВА ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CIVIC EDUCATION / RUSSIAN CIVIL IDENTITY / CIVIC EDUCATION FUNCTIONS / FORMS AND MEANS OF CIVIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чухин Степан Геннадьевич

В статье рассматриваются подходы к определению сущности понятий «гражданское образование» и «российская гражданская идентичность». В статье анализируются: стратегическая цель, задачи, функции, формы и средства организации, компоненты структуры, критерии оценки результативности гражданского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence, functions and contents of civic education

The article discusses approaches to defining the essence of concepts of «civic education» and «Russian citizenship identity». The article examines: strategic objective, tasks, functions, forms and means of organization, structure components, criteria for assessing the effectiveness of civic education.

Текст научной работы на тему «Сущность, функции и содержание гражданского образования»

рова, М. Р. Львов // Вопросы психологии. — 1988. — № 4. — С. 16-18.

2. Акиндинова, И. А. Психология и педагогика в общественной практике / И. А. Акиндинова // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. — СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 29 — 36.

3. Исследование влияния работы курсанта в военно-научном обществе на развитие творческого потенциала : отчет о НИР (заключит.) / ОАБИИ ВС РФ ; рук. И. А. Маврина ; исполн. С. А. Тишин [и др.]. — Омск : ОАБИИ, 2012. — 148 с. — Инв. № 345.

4. Алферов, А. М. Формирование готовности военных инженеров к профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. М. Алферов. — Нижний Новгород, 2005. — 190 с.

5. Пашкин, С. Б. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности военного инженера в вузе МО РФ (Психолого-педагогический аспект) : дис. ... д-ра пед.

наук : 20.02.02 / С. Б. Пашкин.

545 с.

СПб. : Петродворец, 2001.

ТЕРЕЩЕНКО Евгений Сергеевич, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры двигателей.

ТИШИН Сергей Александрович, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры двигателей.

МИХАЙЛЕЦ Сергей Никитич, кандидат технических наук, доцент кафедры двигателей. БАБИЧЕВ Александр Анатольевич, старший преподаватель кафедры двигателей. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.07.2014 г. © Е. С. Терещенко, С. А. Тишин, С. Н. Михайлец, А. А. Бабичев

УДК 37.017.4 С. Г. ЧУХИН

Омский государственный педагогический университет

СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются подходы к определению сущности понятий «гражданское образование» и «российская гражданская идентичность». В статье анализируются: стратегическая цель, задачи, функции, формы и средства организации, компоненты структуры, критерии оценки результативности гражданского образования. Ключевые слова: гражданское образование, российская гражданская идентичность, функции гражданского образования, формы и средства гражданского образования.

Преобразования, произошедшие в обществе, затронули систему политического образования и патриотического воспитания, существовавшую в советский период. Это была четкая, стройная и развитая система воспитания гражданина советского общества, основанная на единой идеологии — политическом образовании и патриотическом воспитании молодежи. Сегодня совершенно очевидно, что в прежнем виде эта система не может быть восстановлена.

Формирование российской гражданской идентичности школьников — актуальная задача системы образования. В частности, материалы последней стандартизации образования предлагают рассматривать «российскую гражданскую идентичность» в качестве личностного результата образования. Разработчики ФГОС ООО дают следующее содержательное наполнение данного параметра: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной [1].

При определении понятия «гражданское образование» в педагогике и учреждениях системы образования постоянно возникают споры и разногласия. В педагогической литературе чаще встречается понятие «гражданское воспитание». Гражданское воспитание — это «воспитание личности как гражданина правового демократического государства. Г. в. вводит личность в систему прав и обязанностей гражданина, формирует опыт деятельности на благо государства и общества, готовность выполнять гражданский долг. Г. в. сочетается с формированием у личности нравственной ответственности за окружающее жизненное пространство. Г. в. направлено на регулирование системы отношений субъектов права в условиях гражданского общества» [2, с. 78]. Но мы считаем необходимым говорить о «гражданском образовании», так как современная политическая и социально-экономическая ситуация требует не только развития гражданских качеств личности, но и приобретение определенных знаний, умений и навыков подготовки к гражданской деятельности.

Особенность гражданского образования состоит в том, что оно не имеет установленных образовательных уровней и цензов, хотя и отвечает всем требованиям образовательного процесса — без гражданского образования, активной гражданской пози-

ции человек не может в полной мере быть полезен обществу и государству. В то же время гражданское образование личности — это обучение, воспитание и развитие гражданского мировоззрения. Под развитием гражданского мировоззрения подразумевается, что гражданин не только должен знать, как устроена и как действует власть, как осуществляется управление обществом, как при этом соблюдается его гражданско-правовой интерес, но он должен быть готов принять участие в создании новой морали гражданского общества, новых традиций гражданственности, быть способным к объединению с другими гражданами для защиты общих интересов, к активным и ответственным поступкам в своей гражданской деятельности. Таким образом, гражданское образование все чаще понимается как система или модель школьного образования, включающая не только обучающий аспект в узком (предметном) смысле, но и в широком значении этого понятия — как надпредметная область деятельности школы, которая способствует воспитанию демократических гражданских ценностей и поведения всех участников образовательного процесса.

Гражданское образование имеет следующие функции:

— обучающую, то есть обучение специальным знаниям, умениям, навыкам гражданской деятельности, основам гражданского общества;

— акмеологическую, то есть развитие отношения к будущей профессии и отношения к обучению, которое неотрывно от гражданской позиции;

— аксиологическую, то есть развитие ценностей гражданского общества;

— развивающую, то есть развитие фундаментальных знаний о гражданственности, знакомство с достижениями мировой культуры и цивилизации.

Государственная политика в области гражданского образования в постсоветский период определена решением коллегии Минобразования России от 24 декабря 1994 г. «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях», конкретизирована в методическом письме от 19 марта 1996 г. «О гражданско-правовом образовании и воспитании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».

Согласно стратегической политике государства, гражданское образование начинается с дошкольного образовательного учреждения и продолжается в средней школе. При этом в равной мере значимы и приемлемы два реально существующих в педагогической теории и практике подхода к гражданскому образованию и воспитанию: предметный и интегрированный. Сторонники интегрированного подхода рассматривают гражданское образование как учебный предмет и предполагают включение в учебные планы в рамках дисциплины «обществознание» специальных граждановедческих курсов. Предметный подход к гражданскому образованию означает преподавание граждановедческих дисциплин в ряду других школьных дисциплин — граждановедение, обществознание, экономика и другие.

Под гражданским образованием понимается процесс передачи обучающимся специальных знаний, развития у них умений и навыков, служащих цели усвоения ими позитивного социального опыта и развития базовых социальных компетентностей. Это есть комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нрав-

ственное образование и воспитание, реализуемые как через образовательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды.

Главная цель гражданского образования — воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и так далее); умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), ценностями (уважать права человека, толерантность, компро-миссность, достоинство, гражданское самосознание, желание участвовать в общественно-политической жизни страны).

Важная цель гражданского образования — социализация школьников. Приобретенные ими гражданские знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю поведения, их взаимоотношениям с окружающими. Обучающиеся должны уметь давать нравственную оценку всем явлениям жизни общества. Гражданское образование направлено на воспитание внутренней свободы человека.

В основу гражданского образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития страны. Оно сочетает развитие навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Именно в этом контексте возможно развитие и самоопределение личности, ее духовный рост. Поэтому одна из основных задач гражданского образования состоит в том, чтобы помочь гражданину обрести себя как личность, избежать маргинализации, быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. В процессе гражданского образования должен сформироваться определенный гражданский идеал, служащий показателем отношения личности к обществу.

В гражданском образовании приоритетным является аспект нравственного развития личности, его реализация (с учетом возрастных особенностей обучающегося) играет значимую роль на всех уровнях системы образования — от дошкольного до среднего (полного) общего образования. Гражданин должен научиться самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника созидательного развития гражданского общества.

Одной из наиболее важных задач гражданского образования является развитие позитивного правосознания обучающихся. Учитывая, что преподавание граждановедческих дисциплин должно быть ориентировано, прежде всего, на позитивные аспекты, необходимо развивать отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод. Гражданское образование призвано сформировать понимание категорий: «справедливость», «равенство», «свобода», «достоинство», «права человека», «демократия» и выработать навыки их реализации в повседневной жизни. Такое понимание должно быть осознанным и основываться как на опыте, так и на чувствах. Поэтому немаловажной задачей является развитие рационального и эмоционального восприятия гражданско-правовых ситуаций.

Гражданское образование позволяет личности действовать в сложноорганизованных ситуациях, где сталкиваются разные позиции и мнения. Это обеспечивает развитие способности анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации,

быть терпимым к иному мнению и отстаивать собственную позицию. Таким образом, происходит интенсивное развитие самосознания через принятие ответственной позиции, развиваются критическое мышление и грамотная устная речь. Последние компоненты, в свою очередь, составляют основу коммуникативных навыков.

Необходимо, чтобы педагоги строили образовательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность обучающимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация гражданского образования на позитивные аспекты не должна подменять критический подход к явлениям, происходящим в обществе, сглаживать углы, приукрашивать действительность или уходить от социально-экономических реалий страны и мира.

В процессе гражданского образования школьники получают представление о следующих гражданских ценностях: самоопределение личности, права и свободы человека, человеческое достоинство, институты гражданского общества, нормам и правила современной демократии, справедливость, равенство людей перед законом, общественное благо, национальные традиции и культура, общечеловеческие ценности, политическое многообразие, патриотизм и другие. Воспитание гражданских чувств должно основываться на культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков, событиях истории родного края.

Важнейшим условием гражданского образования в направлении повышения его качества является складывание или переустройство уклада жизни школы как действующей модели гражданского общества. Это особенно важно в условиях России, когда элементы демократического, толерантного, гражданского общества еще только вырастают, а потому не могут быть представлены в жизненном опыте не только ребенка, но и семьи и учителя. Чертами такого уклада могут быть:

— стремление школы создать ситуации для выбора обучающимися содержания своего образования, форм освоения, темы, темпов, вариантов гражданской деятельности;

— тенденции руководства школы делегировать полномочия с административного уровня управления на общественный уровень;

— тенденции к созданию общественных органов управления различными сферами школьной жизни;

— привлечение всех членов школьного сообщества к созданию норм и правил общей жизни;

— тенденции к созданию в школе институтов защиты прав человека, прав ребенка (уполномоченные по защите прав ребенка, консультанты по разрешению конфликтов и так далее).

Именно такой уклад школы позволяет участникам образовательного процесса приобретать опыт и способы гражданского поведения, а учебные предметы обществоведческого цикла (основы права, граждановедение, основы демократии, общество-знание и другие) должны помогать осмысливанию этого опыта, доводить его до культурных образцов и понятий.

Специфика содержания гражданского образования позволяет реализовывать его в следующих формах:

— предметная, где основу составляют курсы «Граждановедение» или курс «Обществознание»;

— межпредметная, где основное содержание гражданского образования включается в ряд предметов общего образования, таких как история, литература, иностранные языки, предметы естественно-математического цикла, предметы художественно-эстетического цикла, основы безопасности и жизнедеятельности, физическая культура;

— воспитательная;

— институциональная (то есть организация школьного сообщества, в котором реализуется гражданско-правовое образование);

— проектная и другие.

Основными содержательными компонентами гражданского образования являются: политические знания, правовые знания, социальные знания, экономические знания, экологические знания, основы социально-психологических знаний, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации.

В процессе гражданского образования обучающиеся овладевают основными знаниями, умениями и навыками в сфере гражданственности.

Знания: демократия, человек, право, права и свободы человека, механизмы защиты прав и свобод человека, права ребенка и аспекты законодательства о несовершеннолетних, основные международно-правовые документы о правах человека, общество, основные сферы жизни общества, гражданское общество, государство, институты государственной власти и управления, принципы организации местного самоуправления, политика, политические институты общества, политические свободы, политическая и правовая культура, власть, принципы принятия решений, формы правления и государственного устройства, правовое государство, разделение властей, формы политического участия, выборы и референдумы, избирательные системы, основы избирательного права, политические партии, общественные организации, внешняя политика, гражданин, статус гражданина, правонарушения и правовая ответственность, экономика, собственность, правовое регулирование имущественных отношений, предпринимательская деятельность и ее правовое регулирование, права потребителя и их защита, труд, правовое регулирование трудовых отношений, трудовая этика, социальная структура общества, социальные группы, социальная стратификация, социальные роли личности, межличностные конфликты и пути их разрешения, основы социально-психологических знаний, выбор жизненного пути, семья и этика семейных отношений, правовое регулирование семейно-брач-ных отношений, этнос, нация, межнациональные отношения, основы социальной экологии и влияния человека на окружающую среду, правовая защита природной среды, экологическая этика, духовная жизнь общества и духовная культура, образование и его роль в гражданском становлении личности, роль образования в формировании гражданского общества и демократии, средства массовой информации, религия, гуманистическая этика, патриотизм, Россия и мир, Россия и Европа, глобальные проблемы современности.

Результатами освоения знаний должно стать развитие у обучающихся на разных уровнях конкретных навыков и умений гражданской деятельности, к которым можно отнести:

— умения выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями, то есть придавать им и формировать свой личностный смысл;

— умения создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться или критически относиться к нормам, созданным другими, гражданским обществом и государством;

— строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном ее цикле: постановка целей, анализ ситуации, планирование и проектирование, практическая реализация, получение готового продукта, анализ результатов через рефлексию и самооценку;

— умения строить коммуникацию с другими людьми — вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

— ориентироваться во времени, уметь соотносить факты и события прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывать предположения о тенденциях;

— понимать, создавать, сохранять, изменять уклад жизни малой группы, класса, школы, города;

— занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей;

— освоение способов критического мышления (выдвижение оснований для суждения, поиск путей разрешения противоречий, выдвижение гипотез и так далее);

— умение отбирать, перерабатывать и осмыслять информацию в сфере общественной жизни;

— умение делать выбор позиции, роли, темы, объекта для гражданского действия;

— проводить самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии;

— умение принимать решения, принимать на себя ответственность;

— умение реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности граждан;

— умение использовать механизмы защиты прав человека на местном, региональном, государственном и международном уровнях;

— устанавливать конструктивные отношения с людьми;

— умение работать в группах и участвовать в дискуссии, слушать другого человека;

— умение определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки;

— возможность участвовать в дискуссии (толерантность, уважение к доводам собеседника вне зависимости от согласия или несогласия с ним).

В связи с этим перед современной школой ставится задача развивать не просто знания, умения и навыки, а многофункциональные, надпредметные, базовые компетенции. Данное понятие включает

в себя как знания, умения и навыки, так и результаты обучения, систему ценностных ориентаций обучающихся, особенности их социального поведения, привычки и так далее. Сам характер базовых компетенций, их востребованность в различных сферах политической, трудовой, учебной деятельности, в семье, общении и так далее, делают развитие межпредметного подхода приоритетным.

Гражданское образование может развивать следующие ключевые компетентности:

— компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина и так далее);

— компетентность в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентация в сфере рыночных отношений, трудовом законодательстве, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и так далее);

— компетентность в самообразовательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и так далее).

Реализация целей и задач гражданского образования возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной, основной и средней (полной) общей школы. Целостность системы обеспечивается единством политических, правовых и нравственных идей, преемственностью содержания гражданского образования на каждом из этапов, а также единством теории и практики гражданского образования. Основное содержание гражданского образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Библиографический список

1. Шакурова, М. В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога [Текст] / М. В. Шакурова // Педагогика. - 2014. - № 3. - С. 83-91.

2. Педагогический словарь [Текст] / Под ред. В. И. Заг-вязинского, А. Ф. Закировой. - М. : Академия, 2008. - 352 с.

ЧУХИН Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры педагогики.

Адрес для переписки: [email protected].

Статья поступила в редакцию 13.01.2015 г. © С. Г. Чухин

Книжная полка

Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2015. - 304 с. - ISBN 978-5-496-01636-0.

Учебное пособие представляет собой компактный и высокоинформативный очерк истории, теории и практики педагогики, написанный ведущими петербургскими специалистами по педагогике и педагогической психологии. Читатель узнает об основных этапах становления и новейших достижениях педагогики, о структуре мирового образовательного пространства, о разнообразии форм и направлений современной педагогической деятельности. Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.