УДК 378.016
ГРАЖДАНСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.Г. Чухин
Омский
государственный
педагогический
университет
e-mail:
Социальная открытость высшего профессионального образования достигается через организацию системы социального партнерства, субъектами которой являются: работодатели, студенты, преподаватели, работники средств массовой информации, государственные служащие различных направлений (органов управления образованием, отделов трудовой занятости и другие), которые как социальные партнеры постоянно взаимодействуют между собой, формируя образовательное пространство, позволяющее молодым людям реализовать свои гражданские инициативы по преобразованию социально-экономической сферы региона, как следствие - осуществлять гражданскую самореализацию.
Ключевые слова: гражданское общество, гражданское образование, открытая система, самореализация, социально открытое профессиональное образование.
Систему высшего профессионального образования следует рассматривать как часть более широкой системы, включающей рынок труда, экономическую политику, технологические изменения, организацию труда и так далее. Каждая из этих подсистем имеет своего носителя: работодатели, службы занятости, профсоюзы, которые как социальные партнеры постоянно взаимодействуют между собой. Реализуя собственные цели, они создают баланс интересов в социальной и экономической сферах общества, способствуют формированию социально открытой системы высшего профессионального образования.
Исследование сущности этих связей и их измерение актуально, с одной стороны, для определения места, которое должна занимать система высшего профессионального образования среди других социальных институтов, и роли, которую она должна играть в обществе. С другой стороны, это важно для привлечения к участию в высшем профессиональном образовании широкого круга социальных партнеров.
Потенциал социально открытой системы высшего профессионального образования может быть эффективно использован в процессе гражданской самореализации будущего специалиста. Как отметил министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко на Всемирной конференции министров образования «The Learning and Technology World Forum», г. Лондон, 12 января 2010 года - «в качестве приоритетов государственной политики в образовании мы выделяем две ключевые стороны - роль образования как социального института и как инструмента социально-экономического развития. Сегодня эти направления все более и более тесно связаны между собой... Другими словами, жизнь принципиально меняется, и образование тоже должно принципиально измениться. Мы должны понять: наша ответственность сегодня гораздо шире, чем мы привыкли думать до кризиса: не только выполнять внешний заказ, но формировать будущее. Россия видит и ставит перед собой эту задачу».
Социально открытое профессиональное образование характеризуется активным взаимодействием с социумом через механизм социального партнерства с ведущей ролью в нем работодателей, способностью адекватно реагировать на динамику развития рынка труда, структуру востребованных профессий, а также на диктуемые обществом экономические и социально-культурные приоритеты. Социальная открытость предполагает отказ от корпоративной оценки качества профессионального образования. В настоящее время присвоение выпускникам квалификации осуществляется
формально назначаемыми органами управления образованием государственными комиссиями, в которых фактически доминируют представители данного образовательного учреждения.
В обстановке нарастания кризисных явлений в современном мире все большую социальную значимость приобретает гражданская самореализация молодежи. В «Концепции модернизации российского образования» основными задачами воспитания названы: формирование у студенческой молодежи гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Задача воспитания гражданственности будущих специалистов является императивом и заключается в подготовке гражданина-специалиста, заинтересованного как в личной самореализации, так и в усилении роли России в мировом научно-техническом прогрессе. Как полагает О.В. Орлова, потребность личности в самореализации - естественное общечеловеческое качество личности - предполагает раскрытие разносторонних человеческих способностей в процессе социализации личности. Это достигается путем осознания человеком своей индивидуальности и в то же время определенной адаптации к окружающей действительности. И в зависимости от того, как личность усвоила «общественный опыт», насколько он соответствует ее жизненным интересам и установкам, как обеспечивается личная безопасность человека, происходит осознание личностью своей индивидуальной значимости, нужности. С поведенческой точки зрения - это свобода воли, проявление саморегуляции личности, что характеризует внутреннюю индивидуальность человека, его самореализацию в разных областях деятельности.
Гражданская самореализация будущего специалиста диктует необходимость системного, научно-теоретического осмысления как самого феномена гражданственности, так и процесса организации социально открытой системы высшего профессионального образования. Изучение нормативных документов, регламентирующих воспитательную деятельность в вузах свидетельствует о том, что в них не находят отражения требования со стороны государства к содержанию и технологиям гражданской самореализации студенческой молодежи, не разрабатываются воспитательные системы развития гражданственности студентов вуза, отсутствует система экспертизы эффективности процесса гражданской самореализации будущих специалистов.
Проблематика гражданского образования молодежи приобретает в современных условиях всё большее общественное значение. В конечном итоге будущее нашего мира в решающей степени зависит именно от того, как сформируется подрастающее поколение, какими нравственными идеалами, социальными убеждениями и гражданскими нормами данное поколение станет вдохновляться и руководствоваться в своей жизни и деятельности.
Эта проблема далеко выходит за рамки какой-либо одной отрасли научного знания, носит поистине междисциплинарный характер. Вместе с тем реализация задач гражданского образования определяется не только логикой движения научной мысли и педагогическим опытом. Первостепенную роль играют духовный климат и реальные социально-политические условия, которые либо способствуют, либо препятствуют достижению желаемых результатов.
Несмотря на все различия, в России и на Западе обнаруживаются сходные проблемы и тревожные симптомы в области воспитания молодёжи. Везде противостоят друг другу традиции и новации, житейская мудрость и житейские предрассудки, позитивные и негативные тенденции. Ряд актуальных вопросов отечественной теории и практики гражданского образования может быть глубже осмыслен при сопоставлении их с мировым педагогическим опытом.
Вокруг проблем гражданского образования издавна идёт непрекращающаяся полемика, выявляются разные точки зрения, причём у каждой из спорящих сторон может быть своя правда.
На современном этапе проблематика гражданского образования является наиболее разработанной в системе общего образования. Становление современного гражданского образования в России началось с конца 1980-х годов в связи с обновлением и трансформацией обществоведческого образования. Однако уже в начале 90-х годов, под влиянием быстрых общественных перемен, обозначилась тенденция к превращению гражданского обучения в самостоятельное и важное звено обществоведческого и общего образования.
В 1990-е годы формирование нового направления обществоведения носило экстенсивный характер. Гражданское образование самоопределялось через внедрение в практику общего образования отдельных образцов, форм, обмен опытом и распространение информации на российском и международном уровнях. Эти тенденции получили и определенное институциональное оформление. В ноябре 1994 г. появился Указ Президента Российской Федерации № 2131 «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях».
Возможности экстенсивного развития гражданского образования сейчас в значительной степени реализованы:
- создана первичная учебно-методическая база для всех ступеней обучения в общеобразовательных учреждениях. Эта база включает разнообразные учебные пособия, рабочие тетради, хрестоматии и сборники материалов для правовых олимпиад;
- предмет «Граждановедение» в качестве регионального компонента включается в учебные планы школ;
- возникло множество разнообразных подходов к содержанию гражданского образования, различающихся приоритетами в этой области;
- созданы различные структуры, авторские коллективы, занятые совершенствованием обществоведческого и гражданского образования;
- проводятся (в основном на региональном уровне) семинары, конференции, курсы повышения квалификации учителей в области гражданского образования.
О быстром освоении пространства гражданского образования в России говорит и разнообразие форм, в которых идет его развитие. Определились пять моделей (форм) гражданского образования:
- предметно-тематическая, наиболее разработанная и реализуемая в большинстве отечественных школ. Основу ее составляет большое число курсов и разделов, входящих в цикл «Гражданское образование»: «Граждановедение», «Политика и право», «Введение в политологию» и так далее;
- надпредметная, или ценностная. Включает педагогические стратегии, приемы и методы, с помощью которых педагогу удается транслировать и закреплять ценности гражданско-демократического типа;
- институциональная, связанная с моделированием школьной жизни по сценариям гражданского образования (школьное самоуправление, демократический уклад школьной жизни, создание в школе правового пространства);
- проектная, предполагающая участие школы в разработке и решении общественных проблем своего города или населенного пункта.
Вместе с тем при всей значительности и разнообразии опыта, накопленного в области гражданского образования, его внедрение в российские школы не свободно от ряда недостатков. Дальнейшее развитие гражданского обучения сдерживают:
- разобщенность курсов гражданского образования и отсутствие его единой вертикали даже в рамках системы общего образования;
- недостаточное внимание к нравственным аспектам гражданского воспитания;
- одностороннее освещение проблем прав человека, слабое внимание к вопросам ответственности личности за судьбу своей страны, практически полное исключение из содержания курсов вопросов патриотического воспитания;
- сведение содержания гражданского образования преимущественно к вопросам и темам правового характера;
- увлечение западными моделями гражданского образования, основанными на значительном социальном опыте поколений в странах с прочной демократической традицией; непонимание того, что фрагментарное или селективное усвоение этих традиций (рыночные отношения без деловой этики, правовые нормы и институты либеральной демократии без усвоения гражданской культуры) опаснее для становления гражданского общества, нежели сохранение ценностного ядра национальной культуры, его постепенная адаптация к потребностям экономической и политической модернизации;
- недостаточное развитие интегративных курсов гражданского образования, что делает не до конца проясненным его место в структуре школьного обществоведения;
- не разработанность как стратегии, так и конкретных направлений профессиональной подготовки и переподготовки учителей для преподавания основ гражданского образования в школах РФ.
Из сказанного вытекает ряд требований к современной концепции гражданского образования в системе образования России. Сформулируем главные из них. Концепция должна:
- интегрировать имеющиеся подходы к новой парадигме обществоведения: их простое воспроизводство или умножение сейчас вряд ли значительно повысят уровень и практическую эффективность гражданского образования;
- предложить пути формирования целостной модели (системы) гражданского образования в реальных условиях работы школ РФ. Как минимум, эта система должна содержать единую вертикаль гражданского образования в системе образования;
- обеспечить более тесную связь гражданского образования с практической реальной жизнью, задачами воспитания гражданина России;
- создать основу для разработки комплексных программ обучения и воспитания в области гражданского образования, которые должны помочь интегрировать дисциплины социально-гуманитарного цикла вокруг прочного ценностного ядра, ориентированного на нормы демократического гражданского общества и традиции российской культуры.
Несмотря на существующие различия в базовых подходах к гражданскому образованию, наметилась общность взглядов на его сущность и место в структуре содержания образования.
1. Сущностью гражданского образования является воспитание и развитие в условиях реального общества ценностей, знаний и навыков гражданственности (что значительно шире правового воспитания и обучения основам современной демократии). Понятие гражданственности включает в себя:
- понимание своих прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;
- личную ответственность за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством;
- действенное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного личного выбора, моральных убеждений и побуждений, идеалов равноправия граждан и суверенитета народа по отношению к власти;
- способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями;
- осознание своей гражданской идентичности - принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству.
2. Главной целью гражданского образования является воспитание современного цивилизованного человека - гражданина и патриота своей Родины. Или, в более практическом плане, - подготовка учащийся молодежи к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, основные параметры которого определены в Конституции РФ.
3. Содержание гражданского образования представляет собой сложный комплекс, который включает в себя:
- приобщение к гражданским ценностям;
- приобретение знаний и практических навыков общественной жизни;
- активное участие в общественной деятельности.
Содержание гражданского образования может быть представлено и в более дифференцированном виде. В нем могут быть выделены следующие линии:
- социально-психологическая (человек в мире людей);
- нравственная (нравственные законы общественной жизни);
- правовая (права человека и гражданина);
- историко-культурологическая (как стать гражданином?).
Тот или иной набор содержательных компонентов определяет конкретные задачи гражданского образования.
4. Основная функция гражданского образования - служить интегрирующим ядром в системе образовательных, воспитательных и развивающих задач.
5. Свое назначение гражданское образование может выполнить при следующих условиях:
- на первый план выступает процесс воспитания личности, которому в определенной степени подчинен процесс обучения;
- воспитание в духе прав человека и гражданина должно быть основано на развитии положительного личностного самоопределения, критического мышления, усвоения демократических ценностей, уважения к своей стране, ее законам, культуре, истории и языку;
- гражданское обучение требует определенных личностных качеств и навыков у учителей и преподавателей (открытая гражданская позиция, демократический стиль работы, толерантность и уважение к личности учащегося, высокий уровень коммуникативной культуры).
Гражданское образование может быть реализовано через компетентностный подход. Компетентностный подход предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентно-стей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:
1. Исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.
2. Компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.
3. Компетентность социального действия - способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.
4. Коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.
5. Учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Подчеркивая, что компетентностный подход в настоящее время является одним из основных для гражданского образования, мы считаем необходимым отметить два важных момента.
Во-первых, реализация компетентностного подхода не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей, включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию, без которых невозможно становление действительной гражданской компетентности. Гражданская компетентность, в отличие от ряда других компетентностей не может быть сформирована без
опоры на гражданские ценности, и не может реализовываться вне системы ценностных ориентиров.
Во-вторых, необходимо понимать, что процесс становления компетентности как «доказанной готовности к деятельности» может осуществляться только в совместной деятельности тех, кто учит и учится, и в деятельности же компетентность только и может реализовываться. Вот почему гражданская компетентность предполагает как наличие определенной жизненной позиции, так и внутренней готовности к ее реализации, и может в полной мере проявиться только в реальной жизненной ситуации.
Поскольку гражданская компетентность выступает как своего рода синтезирующая компетентность, базирующаяся на целом ряде ключевых компетентностей, то задача создания условий для ее становления не может быть решена средствами только традиционного гражданского образования (дисциплины и курсы социально-политического цикла). Огромную роль в этом процессе играют другие образовательные компоненты. Именно поэтому стандарты в гражданском образовании должны строиться на принципиально иных основаниях и, прежде всего, не как стандарты-минимумы, а как многоуровневые и многопозиционные стандарты-ориентиры. Пока создать такие стандарты, стандарты нового поколения, не удалось, и до тех пор, пока они не появятся, внедрение стандартов в учебный процесс недопустимо.
Проблематику гражданского образования в рамках системы высшего профессионального образования целесообразно рассматривать через гражданскую самореализацию личности будущего специалиста. Понятие гражданской самореализации кратко можно определить, как процесс, где личность выступает в качестве субъекта разнообразных видов деятельности и отношений, является творцом общества и самого себя. В процесс гражданской самореализации органично включаются все аспекты развития личности, так как не может быть гражданина без нравственной, профессиональной, семейной и других жизненных самореализаций.
Феномен гражданской самореализации следует рассматривать в контексте идеологии гражданского общества. Гражданское общество - это такое политико-правовое и социально-экономическое состояние (качество) целостной системы жизнедеятельности людей и одновременно арена добровольных коллективных действий, которые свидетельствуют об обеспечении свободы и достоинства личности, удовлетворении частных и публичных интересов, а также реализации индивидуальных и коллективных прав и свобод. В институциональном плане формирование гражданского общества осуществляется через систему институтов и отношений, призванных обеспечивать условия для самоорганизации (формирования гражданской инициативы и активности) и самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворения частных и публичных интересов и потребностей в рамках действующего права, т.е. осуществление интеракции (взаимодействия) между людьми, постоянно обеспечивающей воспроизводство самых различных общественных отношений, в рамках которой личность (человек) реализует свободу выбора образа жизни (О.В. Орлова).
Формирование социально открытой системы высшего профессионального образования предполагает необходимость изменения принципов ее организации, имманентно присущих современной рыночной экономике. В настоящее время отсутствует своевременная, точная и открытая статистическая информация о качестве подготовки выпускников и их трудоустройстве, которая необходима для обеспечения государственно-общественного контроля за высшим профессиональным образованием. Все это свидетельствует об актуальности разработки проблемы формирования социально открытой системы высшего профессионального образования в контексте гражданской самореализации будущего специалиста.
Анализ опубликованных по исследуемой проблеме научных работ показывает, что понятие «социально открытая система образования» в педагогическую науку уже введено. Однако, данное понятие, чаще всего, связывается либо с использованием дистанционного обучения, либо с деятельностью службы занятости по переподготовке
незанятого населения, либо с доступностью платных образовательных услуг, что нельзя признать достаточными характеристиками социальной открытости такой системы. Такой подход не позволяет выявить глубинные проблемы профессионального образования, раскрыть потенциал социально открытой системы высшего профессионального образования в процессе гражданской самореализации будущего специалиста.
Социально открытое высшее профессиональное образование характеризуется активным взаимодействием с социумом через механизм социального партнерства с ведущей ролью в нем работодателей, способностью адекватно реагировать на динамику развития рынка труда, структуру востребованных профессий, а также на диктуемые обществом экономические и социально-культурные приоритеты.
В последние годы принят ряд законодательных (законы РФ «Об автономных учреждениях» - 2006 г., «О предоставлении объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» - 2007 г.) и нормативных (Приоритетный национальный проект «Образование» - 2007 г.) актов на федеральном и на региональных уровнях. Данные акты свидетельствуют о том, что система профессионального образования России движется в направлении все более широкой социальной открытости, интеграции в мировую экономику, включается в реализацию международных соглашений в области образования (Болонский и Копенгагенский процессы).
Проблематика гражданской самореализации достаточно широко и многоаспектно исследуется представителями различных отраслей социальных, гуманитарных наук, научных школ и направлений.
Классические основания данного направления исследования заложены в фундаментальных работах Платона, Аристотеля, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, Дидро, Монтескье. И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса и ряда других представителей научно-универсального классицизма.
Особо следует выделить работы западных исследователей конца XIX - XX вв. М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, К. Поппера, Ю. Хабермаса, уделяющих внимание собственно социологическим аспектам исследования феноменов гражданской самореализации.
Исследованиям гражданского воспитания и сущности гражданской самореализации личности посвящены работы Б.С. Гершунского, С.И. Григорьева, А.А. Давыдова, Б.Т. Лихачёва, Н.М. Таланчука, В.Н. Турченко, В.Н. Филиппова, В.С. Шиловой и других. Общеметодологические подходы к гражданскому воспитанию молодежи нашли отражение в трудах В.Г. Афанасьева, Н.И. Загузова, А.И. Пригожина, В.И. Слободчикова, В.А. Караковского, Ю.А. Конаржевского, Г.Б. Корнетова, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.А. Сластёнина, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и других. Различные вопросы гражданской самореализации студентов нашли свое отражение в диссертационных исследованиях Л.И. Аманбаевой, Т.В. Гурской, Т.М. Ивановой, А.М. Князева, А.Б. Ко-четкова, Р.В. Ругловой, Н.А. Савотиной, И.Г. Трофимовой, М.В. Чельцова и других.
Комплексный и предметно-специализированный анализ работ позволяет сделать несколько выводов:
- проблематика гражданской самореализации относится к числу наиболее актуальных, привлекательных предметов комплексных и специализированных исследований;
- современное состояние и перспективы проблематики гражданской самореализации существенно отличаются от их прошлых состояний, а в некоторых случаях эти различия носят и принципиальный характер, что обусловливает потребность и необходимость существенного обновления представлений о предметных областях, о методиках исследования, применяемом инструментарии для обоснования эмпирических данных;
- в отечественной педагогике еще не сложился категориально-понятийный аппарат теории гражданственности, а то содержание, которое вкладывают представители юридических наук в такие понятия, как «гражданское сознание», «гражданская
культура», «субъект гражданственности» и т.д., выражает те или иные феномены гражданской реальности не вполне комплексно;
- почти не затрагиваются проблемы гражданской анемии, гражданской дест-руктивности современной молодежи.
Сохраняются коренные противоречия, состоящие в том, что усиливается разрыв:
- между процессом вхождения российской системы высшего профессионального образования в мировое образовательное пространство и игнорированием основных принципов его государственно-общественной организации и управления;
- между потребностью педагогической науки в осмыслении сущности гражданской самореализации будущего специалиста и недостаточной ее теоретической разработанностью применительно к условиям высшего профессионального образования;
- между запросами рынка труда и неадекватным ответом на них образовательных учреждений, готовящих квалифицированные кадры;
- между необходимостью инициации системой профессионального образования вопросов трудоустройства молодых специалистов и недостаточной разработанностью данной проблематики в теории и практике педагогической науки;
- между необходимостью воспитания чувства гражданской ответственности у студенческой молодежи и недостаточным спектром возможностей для гражданской самореализации будущего специалиста.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему, суть которой заключается в разработке системы социального партнерства, субъектами которой являются: работодатели, студенты, преподаватели, работники средств массовой информации, государственные служащие различных направлений (органов управления образованием, отделов трудовой занятости и другие), которые как социальные партнеры постоянно взаимодействуют между собой, формируя пространство социально открытого высшего профессионального образования. Решение этой проблемы предполагает создание образовательной среды, позволяющей молодым людям реализовать свои гражданские инициативы по преобразованию социально-экономической сферы региона, как следствие - осуществлять гражданскую самореализацию.
Таким образом, стратегической целью социально открытой системы профессионального образования является - повышение вклада студентов (будущих специалистов) в социально-экономическое развитие города и региона, актуализацию ценностей гражданского общества.
Данная стратегическая цель может быть реализована через комплекс тактических задач:
- вовлечение студентов в социально-экономические, общественно-политические, социально-культурные отношения региона;
- мотивация студентов к самостоятельному решению социально-экономических проблем, собственной жизнедеятельности;
- создание условий для развития гражданской активности студенческой молодежи, развитие и поддержка позитивных форм самоорганизации, самоуправления и самодеятельности;
- содействие профессиональной мобильности будущих специалистов и решению вопросов трудовой занятости;
- формирование механизма реализации инновационного потенциала молодых граждан в социально-экономических сферах региона через социально-проектную деятельность;
- включение студенческой молодежи в реализацию социально значимых для общества программ.
Список литературы
1. Вульфсон Б.Л Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе. -М., 2008.
2. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 460 с.
3. Данилюк А.Я. Нравственное и гражданское воспитание: взгляды компаративистов // Педагогика. - 2008. - № 7.
4. Князев А.М. Акмеолого-педагогическая концепция воспитания гражданственности в системе российского образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук /А.М. Князев. - М., 2008. - 23 с.
5. Корнетов Г.Б. Обоснование и сущность демократической педагогики // Завуч. -2009. - № 6. - С.6.
6. Липовецкий Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. - СПб.: Владимир Даль, 2001.
7. Руглова Л.В. Формирование гражданственности студенческой молодежи на современном этапе развития общества: автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук /Л.В. Руглова. - Кемерово, 2005. - 23 с.
8. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. - 2002. - № 4. - С. 39-44.
9. Шилова В.С. Гражданское воспитание студенческой молодежи: учебно-методическое пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 235 с.
10. Эллис Артур. Гражданское воспитание как основа построения гражданского общества //Вестник университета Российской Академии образования. - 2008. - №6. - С. 41-44.
CIVIL SELF-REALISATION OF THE FUTURE EXPERT IN THE CONDITIONS OF SYSTEM OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING
S.G. Chukin
Omsk State
Pedagogical
University
e-mail:
The social openness of the higher vocational training is reached through the organisation of system of the social partnership which subjects are: employers, students, teachers, workers of mass media, civil servants of various directions (controls formation, departments of labour employment and others) which as social partners constantly co-operate among themselves, forming the educational space allowing young men to realise the civil initiatives on transformation of social and economic sphere of region, as consequence - to carry out civil self-realisation.
Key words: a civil society, a secular education, open system, the self-realisation, socially open vocational training.