Научная статья на тему 'Проблема гражданской компетентности студенческой молодежи в современном российском обществе'

Проблема гражданской компетентности студенческой молодежи в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
371
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE APPROACH / CIVIL EDUCATION / COMPETENCE / CIVIL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Журова Виктория Геннадьевна

В работе проведен анализ основных понятий, описывающих проблематику гражданской компетентности. Определены основные условия формирования гражданской компетентности студенческой молодежи в контексте современных социокультурных реалий развития российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of civil competence of students in the modern

The article deals with the analysis of the main conceptions describing the problems of civil competence. The major conditions of forming civil competence of students are determined in the context of the present social and cultural development of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Проблема гражданской компетентности студенческой молодежи в современном российском обществе»

В.Г. Журова

ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В работе проведен анализ основных понятий, описывающих проблематику гражданской компетентности. Определены основные условия формирования гражданской компетентности студенческой молодежи в контексте современных социокультурных реалий развития российского общества.

The article deals with the analysis of the main conceptions describing the problems of civil competence. The major conditions offorming civil competence of students are determined in the context of the present social and cultural development of the Russian society.

Ключевые слова: компетентностный подход, гражданское образование, компетентность, гражданская компетентность.

Key words: competence approach, civil education, competence, civil competence.

Происходящий процесс трансформации различных сфер общественной жизни в современной России сопровождается углубляющимся переосмыслением государственной политики в области образования, в частности для современного этапа её развития характерно повышение внимания к вопросам воспитания молодежи, и студенческой в особенности. Воспитание гражданина становится общей целью образовательной системы России и одним из основных принципов государственной политики в области образования. Общество и государство возлагают на учреждения профессионального образования важнейшую задачу -воспитать гражданина, обладающего всей гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженного идеалам демократии, идеям социального партнерства, уважающего национальные и личностные свободы, как окружающих, так и свои; гражданина, для которого приоритетным становится уважение к законам государства [2, с. 4].

Современное студенчество интенсивно включается в хаос только формирующегося образовательного Интернет-пространства, получает свободный доступ к огромному количеству каналов развлекательного телевидения, что приводит к утрате социальных ориентиров у значительной части студенчества, которая чаще всего свои жизненные установки и перспективы видит сквозь призму "виртуальных миров" и сомнительных ценностей массовой культуры. В результате этого в студенческой среде стали чаще наблюдаться проявления асо-

циального поведения, современное поколение студенческой молодежи всё в меньшей мере становится носителем гражданских качеств в полном объёме и не готово участвовать в построении гражданского общества в результате несформированности гражданских и патриотических ориентиров. Все это свидетельствует о том, что немалая часть студенческой молодежи характеризуется низким уровнем сфор-мированности гражданской компетентности. Осознание перечисленных выше обстоятельств повышает требования к воспитательной деятельности в вузах, предполагает разработку и совершенствование технологий управления воспитательным процессом, причём процесс становления гражданской компетентности студентов может стать одним из основных механизмов, позволяющих повысить качество профессиональной подготовки будущих специалистов.

В соответствии с целями и задачами модернизации российского образования перед современной школой ставится задача формировать у обучающихся не просто знания, умения и навыки, а многофункциональные, над-предметные, базовые компетенции. Компетен-тностный подход активно разрабатывается в последние годы в европейском и российском образовательных пространствах. Он ориентирован на решение реальных задач, стоящих перед человеком, формирование способности и готовности самостоятельно изменять социальную позицию, принимать решения и усваивать новый социальный опыт. Как подчёр-

кивает И.А. Зимняя, все исследователи соглашаются с тем, что понятие "компетенция" ближе к понятийному полю "знаю, как", чем к полю "знаю, что" [4]. Компетентностный подход выдвинул на первое место не информированность, а умение разрешать проблемы, возникающие в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, избирателя; потребителя.

В гражданском образовании и воспитании студенческой молодежи компетентност-ный подход является одним из основных. В понимании гражданского образования мы разделяем позицию В. Сартания, считающего, что гражданское образование - это система образовательной деятельности, направленная на политическую социализацию, формирование демократической культуры и общественной активности в интересах как самой личности, её самореализации, так и становления и развития гражданского общества и правового государства [10, с. 147-149]. Главной целью гражданского образования является воспитание граждан для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе путём формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни [11, с. 24]. Такой гражданин должен обладать определенной совокупностью знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность и навыки позитивного участия в общественной жизни, жизни микросоциума. На гражданское образование студенческой молодёжи ложится важнейшая задача воспитания ответственности за свою личную судьбу, судьбу других людей, судьбу страны и общества [9, с. 29].

Понятие "гражданская компетентность" введено несколько лет назад в научный оборот в связи с развитием компетентностного подхода к определению целей и качества образования. Опираясь на методологические основания компетентностного подхода, мы рассматриваем гражданскую компетентность как многомерное интегральное свойство личности, сложный синтез когнитивного, практического и личностного опыта. В результате теоретичес-

кого анализа работ Е.В. Бондаревской, И.М. Дуранова, И.А. Зимней, А.М. Князева [1; 3-5 ] и других исследователей, мы пришли к выводу, что в структуре гражданской компетентности можно выделить следующие компоненты, которые с учётом принятой в психологии терминологии, можно определить как:

- познавательный или когнитивный (система усвоенных гражданских знаний и понятий);

- мотивационно-ценностный или аксиологический (система осознанных мотивов, целей, потребностей, ценностных установок, задающая интерес к гражданской деятельности);

- поведенческий или деятельностный (сформированность навыков реального поведения на основе соблюдения нравственно-правовых норм, выполнения обязанностей в соответствии с заданными социальными нормами и своей гражданской позицией, включения в различные виды гражданской деятельности с целью приобретения и развития нравственноценностного опыта гражданского поведения);

- рефлексивный или оценочный (развитие адекватной самооценки и самоанализа результатов различных форм гражданской активности).

Выявленные нами компоненты отражают структуру и содержание гражданской компетентности, которые схематично могут быть представлены следующим образом (рис. 1).

Эффективность процесса становления гражданской компетентности студенческой молодёжи в учебно-воспитательном процессе вуза обеспечивается комплексом следующих педагогических условий:

- обогащение и акцентирование гражда-новедческой проблематики в базовых учебных дисциплинах;

- оптимальное сочетание традиционных и инновационных технологий на основе использования активных и интерактивных методов, развивающих критическое мышление студентов и включающих их в различные виды практико-ориентированной деятельности;

- организация внеаудиторной деятельности студентов, направленной на создание демократического уклада жизни вуза и проявление всех форм личностной, гражданской и профессиональной активности в разработке и ре-

Гр ажданска я компет« гнтность

и. / і . ' 1

Когнитивный Мотивационно- Поведенческий Рефлексивный

компонент «4* ценностный 4 *1 йомпонент ; «—► і компонент

1 компонент 1 1 1

• ОСОЗІ [ание себя • чувство • умения выполнять • адекватная і

гражданином патриотизма свои гражданские .позитивная ,

• знание • уважение ■ обязанности самооценка;

осно шых прав гражданских • умения • | стремление к

и обя занностей ценностей пользоваться | самовоспитанию

гражданина • уважение своими • способность к

• знание истории правовых основ гражданскими , самоконтролю

государства и государства и правами • самоанализ

общества общества , * участие в участия в событиях

• знание • интерес к различных видах общественно-

государственно истории социально- 1 политической

й символики государства и значимой жизни

* знан 1Я 0 общества гражданской • самосознание

граж данеком • толерантность деятельности | граждане коф

обществе • интерес к • участие в выборах позиции

• умение участию • участие в , • рефлексия

анализировать общественных студенческом происходящих

социальные дела|к | самоуправлений і событий в стране и

проблемы • интерес к • умение работать в обществе I

• овладение политическим группе * осмысленней

навыками событиям В 1 регуляция системы

граж данской страйе и за 1 личностных

деятельности рубежом 1 ценностей

шении социально значимых вузовских, общественных и государственных проблем;

- организация субъект-субъектного взаимодействия в системе "студент-преподава-тель-студент", специальной научной и методической подготовки преподавателей к деятельности по становлению гражданской компетентности студенческой молодежи.

Становление гражданской компетентности студентов неразрывно связано с формированием у них основополагающих гражданских ценностей, таких как справедливость, уважение прав и свобод, человеческого достоинства; уважение законов страны, самостоятельность и независимость Российского государства, равенство людей перед законом, патриотизм, межнациональный мир, бережное отношение к национальным традициям и культурным ценностям [8]. Будущие специалисты должны ру-

ководствоваться гражданскими ценностями в своей профессиональной деятельности. Реализация идеи ориентации молодежи на гражданственно-патриотические ценности создаёт гуманистическую базу профессиональной подготовки студенчества в высшей школе [6, с. 7].

Особую роль в процессе формирования гражданской компетентности играет гражданская деятельность (патриотического, правового, политического, природоохранного характера). В.Т. Лисовский называет деятельность центральным звеном социализации, "и если её нет, энергия направляется на "дискотечно-потребительское" времяпрепровождение, на утверждение себя лишь в сфере развлечений. Так появляются "вечно отдыхающие" молодые люди, для которых главным становится не учеба и труд, а "вечный кайф" [7]. Гражданская компетентность предполагает не только наличие оп-

ределённой жизненной позиции, но и внутреннюю готовность к её реализации и может в полной мере проявиться только в реальной жизненной ситуации. Студенты, включаясь в различные виды гражданской деятельности, расширяют сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формируют нравственные качества личности. Хотя учёба и остается главным делом для студента, но основные новообразования в его психике возникают, прежде всего, в деятельности. Это связано с тем, что общественно-полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующую для этого возраста потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, молодые люди вырабатывают взгляды на различные явления природы и общества, усваивают социальные ценности, мо-

раль, правила поведения. Именно с общественно-полезной деятельностью связаны резервы воспитания студентов как граждан.

Таким образом, современные социально-экономические преобразования, связанные с демократизацией общественной жизни и становлением институтов гражданского общества, требуют формирования активных, компетентных граждан, эффективно участвующих в демократическом процессе. Следовательно, в процессе становления гражданской компетентности необходимо делать акцент на развитии таких качеств личности, которые характеризуют её, прежде всего, как единицу гражданского общества - гражданина, обладающего самостоятельностью, инициативностью, умением отстаивать собственное мнение, потребностью в социально значимой гражданской деятельности, умением работать в группе.

Литература

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.

2. ГаязовА.С. Демократические ценности, принципы и воспитание гражданина // Вестник ОГУ, 2001. № 1. - 4-10 с.

3. Дуранов И.М. К вопросу взаимосвязи гражданственности и патриотизма // Вестник ОГУ, 2002. № 1. - 55-58 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. - М.: ИНЭК, 2007. - 33-45 с.

5. Князев А.М. Акме гражданственности // Акмеология. Учебник. - М.: РАГС, 2006. - 288 с.

6. Лешер О.В. Гражданственно-патриотическое воспитание студентов вуза: аксиологический аспект // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодёжи в условиях обновлённой России. Сборник статей региональной научно-практической конференции. - Магнитогорск, 2005. - 112 с.

7. Лисовский В. Т. Социальные изменения в молодежной среде // Credo new, 2002. № 1.

8. Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации (5 ноября 2008 года) / "Российская газета" от 6 ноября 2008 г.

9. Савотина Н.А. Гражданское воспитание студенческой молодежи в современном вузе: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - 459 с.

10. Сартания В. Гражданское образование: проект ЮНЕСКО // Высшее образование в России, 2001. № 5. - 147-149 с.

11. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России (историко-педагогические аспекты). Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2001. - 37 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.