Научная статья на тему 'Об основных направлениях и методах гражданского воспитания в вузе'

Об основных направлениях и методах гражданского воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НРАВСТВЕННАЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / MORAL CITIZENSHIP / ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА CIVIC EDUCATION / CIVIC COMPETENCE AND EXPERIENCE / SELF-ESTEEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старченко Диана Владимировна

Гражданское образование это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно полезной гражданской деятельности, К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civic education is a system of education and training of the individual, providing for the creation of conditions for the formation of moral citizenship, civic competence and experience, socially beneficial civic activities, The main elements of citizenship are moral and legal culture, expressed in self-esteem, discipline, respect and trust other citizens and to the government, the ability to perform their duties.

Текст научной работы на тему «Об основных направлениях и методах гражданского воспитания в вузе»

УДК 378.035.6

Д. В. Старченко, ст. преподаватель

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ И МЕТОДАХ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

The article dwells upon the main concepts of civil upbringing. Its aim is to breed a person as a citizen devoted to his Motherland, who realizes the prospects of power politics. A civil liability does not contradict humanistic desires of a person. On the contrary, it is connected with them, because it is based on universal values: one can not respect and honour only his own country and his people, «crushing» other countries and peoples. That is why the formation of a social position is primarily the formation of humanistic attitude based on the personal self-concept. A real citizen is not to be proud of his Motherland, its history and his people. Mastering the methods and techniques of scientific research activity, search and analysis of different kinds of data, conflict resolution, communication, decision-making, getting educational skills is very important for the youth and aims at forming and developing of civil competence.

Введение. Система высшего образования сегодня рассматривается как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, широко эрудированных, культурных, творчески мыслящих специалистов. В студенческие годы молодые люди наиболее активно приобщаются к ценностям культуры, приобретают навыки общественно-политической деятельности, интенсивно расширяют круг общения. Этому способствует особый уклад жизни высшей школы, где существенной чертой является поощрение творчества, инициативы и самодеятельности в поиске оптимальных форм и методов самостоятельного добывания знаний.

Основная часть. Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Главными среди них являются: умение делать осознанный выбор в ситуации неопределенности и нести ответственность за свои действия, независимость убеждений, активная жизненная позиция, владение ценностями гражданского общества, умение адаптироваться в условиях социальных изменений и т. д. Гражданское образование - это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

Гражданское образование невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование практико-ориентированных и интерактивных методов обучения [1].

К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, спо-

собности выполнять свои обязанности, гармоничное сочетание патриотических, националистических и интернациональных чувств.

Патриотизм - это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.

Патриотическое воспитание - это процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

Гражданское воспитание - это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, осознающего перспективы сильной политики своего государства.

Аспекты изучения проблемы позиции личности зависят от объекта конкретной науки. В философии позиция рассматривается как целостное духовно-практическое образование личности, характеризующее способы ее включения в жизнедеятельность. Согласно психологической науке, позиция личности представляет собой сложную систему отношений, установок и мотивов, которыми она руководствуется в деятельности, целей и ценностей, на которые направлена деятельность.

Исходя из этого, гражданская позиция включает в себя принятие личностью ценностей и норм, действующих в обществе, в качестве установок и мотивов своей деятельности. Позиция личности - явление сложное и состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: когнитивного (гражданского сознания), дея-тельностного (гражданского поведения) и эмоционального (гражданских чувств).

В когнитивном компоненте заключена система знаний о политических, правовых и моральных нормах общества, об истории и культуре своего государства, об общечеловеческих ценностях как основе существования человечества.

В деятельностном компоненте выражается деятельностная активность личности, мера ее творческого, созидательного участия в жизни общества, активное отстаивание своих гражданских взглядов и убеждений на основе осознания и принятия ценностей данного общества.

Эмоциональный компонент включает переживание действий и поступков, их эмоциональную оценку: гордость, одобрение или неприятие.

Позиция формируется в результате рефлексии оснований гражданских действий и поступков (как своих , так и чужих ) Пр и этом эмоциональный компонент, на наш взгляд, имеет одно из важных значений, так как позволяет еще до осознания дать (прочувствовать) оценку событию.

В настоящее время учебно-воспитательный процесс вуза в основном сориентирован на формирование профессиональных качеств будущих специалистов и не способствует в полной мере воспитанию у них гражданского долга, гражданской позиции, патриотизма в целом. Передача культуры, формирование мировоззрения и продуцирование культурных ценностей (воспитательная функция) являются одной из главных задач университетов, которая на сегодняшний день практически утрачена. Возникла необходимость целенаправленной и планомерной работы вузов по патриотическому воспитанию молодежи [2].

Стержнем гражданского воспитания является патриотическое воспитание личности, знающей историю, нравы, обычаи своего народа, уважающей и любящей свою Родину (как «великую», так и «малую»), чувствующей ответственность за нее.

В системе ценностных ориентаций студенческой молодежи патриотизм и национальное достоинство не занимают приоритетное место. Значит, система формирования патриотических качеств личности студента в современных условиях нуждается в существенном обновлении.

Практика свидетельствует, что современная молодежь не менее патриотична, чем ее сверстники прошлых лет [3]. Гражданская позиция не противоречит гуманистическим устремлениям личности, а непосредственно с ними связана, так как основана на общечеловеческих ценностях: нельзя уважать и чтить только свою страну и свой народ, «уничтожая» другой. Поэтому формирование гражданской позиции - это, прежде всего, формирование гуманистической позиции, основанной на самоценности человека. Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них - свой народ и страну.

Одним из главных чувств в формировании гражданина является чувство гордости за свою страну, ее историю, народ.

Заключительным этапом формирования духовной культуры является самоактуализация личности в современном социокультурном пространстве на основе принципов гуманизма и духовности, которая продолжается довольно долгий отрезок жизни. Результат самоактуализации - самоопределение. Духовная зрелость личности (или самореализация) происходит уже в зрелом возрасте и доступна только способным и высокообразованным людям. Этапа самореализации в личностном развитии может достичь большинство людей, если в образовательных учреждениях будут созданы оптимальные условия для формирования и развития духовной культуры каждого индивида.

Компетентностный подход в гражданском образовании предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей:

1) исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации;

2) компетентность социального выбора -способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами;

3) компетентность социального действия -способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения;

4) коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего, при решении социальных проблем;

5) учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

Подчеркивая, что компетентностный подход в настоящее время является одним из основных для гражданского образования, необходимо отметить два важных момента.

Во-первых, реализация компетентностного подхода не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей, включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию, без которых невозможно становление действительной гражданской компетентности. Гражданская компетентность, в отличие от ряда других компетентностей, не может быть сформирована без опоры на гражданские ценности и не может реализовываться вне системы ценностных ориентиров.

Во-вторых, необходимо понимать, что процесс становления компетентности как «дока-

занной готовности к деятельности» может осуществляться только в совместной деятельности тех, кто учит и учится, и в деятельности же компетентность только и может реализовы-ваться. Вот почему гражданская компетентность предполагает как наличие определенной жизненной позиции, так и внутренней готовности к ее реализации, и может в полной мере проявиться только в реальной жизненной ситуации.

Цели и задачи гражданского образования осуществляются в рамках всех предметов на интегративной основе (методологической, содержательной, технологической и др.).

Предметы социально-гуманитарного цикла дают учащимся систематическое представление об обществе и непосредственно направлены на становление гражданских компетентностей. Эти предметы должны являться основой системы гражданского образования, осуществляемого в рамках учебного процесса. Вместе с тем они должны быть тесно взаимосвязаны как с другими предметами, так и с внеучебной деятельностью учащихся, а также с деятельностью по развитию уклада жизни учебного заведения. В этом плане занятие может и должно стать тем местом, на котором происходит либо запуск процессов демократизации в образовательном учреждении, либо анализ опыта гражданского действия и поведения.

В рамках других учебных дисциплин также происходит гражданское образование.

Во-первых, при обсуждении и решении общественно значимых проблем, связанных с той или иной дисциплиной, создаются условия для становления гражданских компетентностей и обретения соответствующих ценностей (например, проблемы экологии, проблемы клонирования и генетических мутаций, проблемы гонения на ученых, социальные проблемы и т. д.).

Во-вторых, гражданские компетентности тесно связаны с универсальными умениями и способностями, которые проявляются и в других сферах жизни (не только в социальной сфере). Освоение учащимися способов и приемов исследовательской деятельности, поиска и анализа информации, разрешения конфликтов, общения, принятия решений, овладение учебными навыками - все это служит развитию гражданских компетентностей.

Наряду с правовой следует углублять и совершенствовать политическую социализацию студентов, так как на фоне не устоявшейся тенденции к росту политического самосознания отчетливо проявляется отчуждение молодежи от государства, наблюдается рост апатии, цинизма среди молодых людей, их неверие в официальную политику, провозглашенную властными структурами. По данным Института молодежи, лишь 5% учащихся интересуются политикой [4].

Необходимо и здесь отметить роль социально-гуманитарных дисциплин. Статус этих дисциплин следует рассматривать в контексте государственной образовательной политики, предусматривающей формирование правового самосознания, экономического мышления, культуры общения и труда.

Серьезной результативности в воспитательной, информационно-пропагандистской работе в студенческой среде невозможно добиться без активизации деятельности молодежных организаций. Реализуя свои проекты и программы, молодежные объединения так или иначе решают собственными методами вопросы формирования гражданской позиции молодежи, их ответственного отношения к социальному окружению через реализацию в обществе собственных идей и намерений.

Очевидно, что простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не только не исчерпывают возможного спектра методов гражданского образования, но и не должны являться преобладающими. Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей являются интерактивные методы, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса при решении учебных и практических задач. К этим методам относятся, например, медиации в разрешении конфликтных ситуаций, дебаты и дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др.

Заключение. Именно активные и интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности.

Литература

1. Браточкин, А. В. Методы гражданского образования в воспитательном процессе / А. В. Браточкин // Праблемы выхавання. - 2003. - № 4.

2. Бутрим, Г. А. Современные приоритеты воспитания студенческой молодежи / Г. А. Бутрим // Вышэйшая школа. - 2001. - № 1.

3. Русецкий, А. В. Патриотические ценности студенческой молодежи в условиях социальной трансформации / А. В. Русецкий, Л. А. Гащенко // Социология. - 2000. - № 1.

4 . Сер 1ейчик, С. И. Фактор ы гр акданской социализации учащейся молодежи / С. И. Сер-гейчик // Социологические исследования. — 2002. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.