УДК 37.04
А. В. Золотарева, Е. И. Чешуина
Компетентностный подход в реализации гражданско-патриотического воспитания школьников
В статье рассматривается актуальность гражданско-патриотического воспитания школьников и формирование активной гражданско-патриотической позиции будущего поколения, обоснованная основными нормативно-правовыми документами, программами и концепциями Российской Федерации; представлен теоретический анализ понятий «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход», «гражданско-патриотические компетенции», «гражданско-патриотическое воспитание», «ключевые компетенции», «гражданственность». «патриотизм», «гражданско-патриотическое воспитание»; раскрыты основные подходы к реализации компетентностного подхода в условиях современного образования на основе идеи открытого заказа на содержание образования; рассматривается структура компетенции через характеристики ценностного, когнитивного, поведенческого компонентов и их основное содержание; рассмотрены основные группы компетенций, выделенные Советом Европы и в отечественном образовании; дан обзор научных трудов в области изучения компетенций, компетентностного подхода и гражданско-патриотического образования и воспитания; показано, что гражданско-патриотические компетенции нельзя отнести к какой-то определенной группе компетенций, а следует рассматривать как совокупность выделенных в образовании компетенций; обосновывается выделение компонентов гражданско-патриотических компетенций; рассмотрено содержание каждого компонента гражданско-патриотических компетенций; компетентностный подход заявлен как один из ведущих подходов в формировании гражданско-патриотических компетенций школьников в условиях современного образования для современной системы образования.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, ключевые компетенции, компетентностный подход, патриотизм, гражданственность, гражданско-патриотическое воспитание, гражданско-патриотические компетенции, компоненты гражданско-патриотических компетенций.
A. V. Zolotariova, E. I. Cheshuina
A Competence-Based Approach in Realization of Schoolchildrens' Civil and Patriotic Education
The article discusses the urgency of civil and patriotic education of schoolchildren and formation of the active civil and patriotic position of the future generation, which is grounded by the main legal documents, programmes and concepts of the Russian Federation; it gives the notion of «competence», «a competence approach», «civil and patriotic competencies», «civil and patriotic education», «key competencies», «citizenship», «patriotism». It describes the innovative nature of the competence-based approach in the conditions of modern education; evaluative, cognitive, behavioural components of the competence and their contents, the main groups of competencies underlined by the Council of Europe and in the national education; It gives an overview of the scientific works in the field of the competence approach and civil and patriotic education and training. It revealed that civil and patriotic competencies cannot be attributed to any particular group of competencies and should be viewed as a set of competencies; the selection of components of civil-patriotic competencies is justified and the content of each component is reviewed; the competence approach is claimed to be one of the leading approaches in the formation of competencies of civil and patriotic competencies of schoolchildren.
Keywords: competence, key competencies, a competence approach, civil and patriotic education, citizenship, patriotism, civil and patriotic competencies, main components of civil-patriotic competencies.
Проблема гражданско-патриотического воспитания школьников является весьма важной и актуальной для любой страны и определяется задачами образовательной политики РФ, духовно-нравственного образования, гражданско-патриотического развития и воспитания личности, патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Согласно Концепции патриотического воспитания граждан РФ, целью гражданско-патриотического воспитания является развитие в
российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [7]. Достижение этой цели возможно через реализацию компетентностного подхода, который предполагает, что гражданско-патриотическая компе-
© Золотарева А. В., Чешуина Е. И., 2015
тентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданско-патриотического образования.
Сейчас все более актуальным становится вопрос о формировании в процессе образования некоторого набора характеристик, которые представляли бы собой нечто большее, чем простая совокупность знаний, умений и навыков. На это место претендуют «компетентности», «компетенции» и «компетентностный подход» в целом как новое направление в научно-педагогической методологии [8].
По словам Т. М. Ковалевой, для современной системы образования идея компетентностного подхода - это, прежде всего, идея открытого заказа на содержание образования [6]. Компетент-ностный подход рассматривается как своего рода инструмент усиления социального диалога высшей школы с миром труда (В. И. Байденко). Он акцентирует внимание на результате образования, который рассматривается не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях (Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, А. В. Соколова). Сам результат раскрывается через совокупность различного рода компетенций (Ю. Г. Татур).
Несомненно, что компетентностный подход имеет инновационный характер. Изменения, происходящие в современном мире, ведут к становлению такого типа культуры, для которого чисто «знаниевое» образование оказывается уже неэффективным и нецелесообразным. Знание отличается от всех прочих ресурсов тем, что оно постоянно устаревает. Знание, способное произвести значительные изменения, постоянно перемещается, например, в здравоохранении - из фармакологии в генетику, в компьютерной индустрии - из персональных компьютеров в интернет. Восстановление нарушенного равновесия между образованием и жизнью видится в смещении конечной цели образования со знаний на интеллектуальные деятельностно-практические умения (компетентность) [4].
В настоящее время компетентностный подход является широко обсуждаемым. Его содержание раскрывается через изучение лежащих в его основе понятий «компетенция» и «компетентность», соответственно, существуют различные определения этих категорий (И. А. Зимняя, В. И. Байденко, Л. М. Устич, Ю. Г. Татур, Н. Г. Каркуленко, Л. Спенсер, С. Спенсер и др.). Имеются работы, посвященные сравнению реализации компетентностного подхода в различных
странах (В. И. Байденко, А. Г. Бермус, Е. В. Григорьева и другие).
Российский вариант реализации компетент-ностного подхода учитывает не только международный опыт, но и достижения отечественной педагогики и психологии. Компетентность выступает в русском языке как качество, характеристика личности, позволяющая ей (или даже дающая право) решать, выносить суждения в определенной области. Основой этого качества выступают знания, осведомленность, опыт социально-профессиональной деятельности человека. Тем самым подчеркивается собирательный, интегра-тивный характер понятия «компетентность» [2].
Компетентность - это качество человека, завершившего образование определенной ступени. Компетентность личности, по сути, потенциальна. Она проявляется в деятельности человека и в определенной степени относительна, так как ее оценка дается другими субъектами, чья компетентность может оказаться и сомнительной [12].
В целом компетенция и компетентность еще не устоявшиеся термины, тем не менее, в нашей работе мы придерживаемся точки зрения А. В. Хуторского, который разделяет понятия «компетенция» и «компетентность» следующим образом:
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Для нас важно и то, что компетентность как результат овладения соответствующей компетенцией представляет собой сложное и многоуровневое образование. Как показывает анализ работ большинства исследователей (Ю. Г. Татур, И. А. Зимняя, В. И. Байденко, В. Е. Гаибова, А. П. Чернявская, Е. В. Лебедев и др.), в определение компетенций и компетентностей включено три компонента: ценностный (ценности - органическая часть способа восприятия действительности и жизни с другими в социальном контексте), когнитивный (знание и понимание) и поведенческий (практическое и оперативное применение знаний) [8].
Ценностный компонент компетентности -это понимание смысла и значения реализуемой
деятельности, субъективное нравственно-эстетическое, рефлексивное отношение к осваиваемым ценностям и способам их освоения, смелость в отстаивании своего мнения и своих взглядов, независимость в суждениях, чувство ответственности за предлагаемые
инновационные решения.
Когнитивный компонент компетентности -это совокупность, система знаний, на основе которой строится целостная картина действительности и осуществляется процесс собственно деятельности.
Поведенческий компонент компетентности -это система универсальных способов познания, соответствующих алгоритмов поведения и способов коммуникации, ориентированных на реализуемую деятельность, развитие у человека разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности. Это реальная деятельность, осуществляемая в конкретных условиях, компонент практический, активный, определяющий, какими способами, методами, приемами и в каких формах осуществляется деятельность в различных ситуациях.
Сегодня выделяют разные группы компетенций, к которым относят общие, общепрофессиональные, профессиональные, специальные, ключевые и другие виды компетенций. Термин «ключевые компетенции» впервые появился в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе» в 1992 г. В соответствии с докладом заместителя директора департамента образования, культуры и спорта Совета Европы М. Стобарта выделяют пять ключевых компетенций по следующим направлениям:
- Политическая и социальная активность (способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов).
- Жизнедеятельность в многокультурном обществе.
- Владение устной и письменной коммуникацией.
- Информационная грамотность.
- Способность учиться на протяжении всей активной жизни как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
А. В. Хуторской выделяет семь ключевых компетенций, которые не противоречат содержа-
нию ключевых компетенций, выделенных Советом Европы:
- ценностно-смысловая компетенция (способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения);
- общекультурная компетенция (осведомленность об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере);
- учебно-познавательная компетенция (знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности);
- информационная компетенция (умения и навыки по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и окружающем мире: самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);
- коммуникативная компетенция (знания в области коммуникативных дисциплин, коммуникативные и организаторские способности, способность к эмпатии, способность к самоконтролю, культура вербального и невербального);
- социально-трудовая компетенция (умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений);
- компетенция личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки)
[14].
Проанализировав перечень основных компетенций, можно говорить о том, что гражданско-патриотические компетенции нельзя отнести к одной конкретной группе компетенций, они относятся и к политическому и социальному направлению, и к жизнедеятельности в многокультурном обществе, и к способности учиться на протяжении всей активной жизни (по М. Стобарту), и к группе общекультурных, социально-трудовых компетенций и компетенций личностного самосовершенствования (по А. В. Хуторскому).
Гражданско-патриотические компетенции необходимо рассматривать как совокупность
компетенций, отражающих способность личности использовать знания о природе, человеке, истории и обществе в процессе своего социального участия в жизни общества и личностного роста [13]. Для этого следует определить понятия «гражданственность», «патриотизм», «гражданско-патриотическое воспитание» и «гражданско-патриотические компетенции».
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789-1793 гг. Более современные понятия «патриотизма» связывают с эмоциями человека на проявления воздействий внешней среды в месте его рождения, воспитания, получения детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Приведенный нами контент-анализ понятия «патриотизм» позволяет уяснить его содержание, которое включает чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способствовать укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
У понятия «гражданственность» также есть несколько определений:
- антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; способность и готовность выступать в роли гражданина; высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов;
- нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит (семья, церковь, профессиональная или иная общность), в готовности отстаивать и за-
щищать от всяких посягательств его права и интересы [5];
- качество, свойство поведения человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности;
- правовая ответственность, активная гражданская позиция, понимание высоких нравственных ориентиров.
Гражданское воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [7].
Из определения понятий можно сделать вывод, что патриотизм и гражданственность предполагают взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения. Следовательно, граж-данско-патриотическое воспитание - это воспитание гражданина и патриота, который проявляет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества.
На сегодняшний день понятие, сущность и структура гражданской компетенции отдельно от патриотической рассмотрены в трудах Е. Е. Вяземского, И. В. Следзевского,
В. Ш. Масленниковой, Х. Мюнклера,
Г. Л. Котовой, Т. В. Болотиной. Сам термин «компетенции гражданственности» был введен И. А. Зимней в результате транслитерации термина «competence of citizenship». Под «компетенциями гражданственности» принято понимать знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание символов государства (герб, флаг, гимн) и гордость за них [3].
Сущность патриотического воспитания, пути и средства формирования патриотических убеждений в учебно-воспитательном процессе исследованы в работах А. З. Лещинской, Ш. И. Ганелина, Г. Н. Каирова, Г. И. Щукина и т. д. Обзор научных трудов по патриотическому воспитанию позволяет сделать вывод, что наиболее близким по содержанию к понятию «патриотизм» в истории педагогической теории и прак-
тики является понятие «гражданственность». И не случайно поэтому в истории образования патриотическое воспитание рассматривается как неотъемлемая часть гражданского образования и воспитания. Отдельно патриотическая компетенция в работах ученых практически не выделена, следовательно, ее, как и патриотическое воспитание, можно отнести в состав гражданских компетенций или выделить отдельно группу граж-данско-патриотических компетенций личности.
Место патриотического чувства в структуре личности человека непосредственно связано с деятельностью, а значит, и содержание гражданственности, и процесс ее формирования имеют деятельностную сущность. Соответственно, средой проявления гражданственности и патриотизма являются макро- и микроструктуры деятельности. Именно на формирование такой среды образовательного процесса нацелен компетент-ностный подход [10].
Таким образом, гражданско-патриотическая компетенция - это способность и готовность человека быть активным членом своего государства, участвовать в его создании и функционировании, обладать позитивными ценностями и качествами, способность проявить их в интересах Отечества.
Опираясь на три основных компонента компетентности, на определение «компетенции», предложенное А. В. Хуторским, и на разработки Е. Е. Вяземского в области гражданских компетенций [10], мы можем выделить следующие компоненты гражданско-патриотических компетенций:
- Когнитивный компонент (знания): определенная система знаний (история, обществозна-ние, география, краеведение, социология, право) и ключевых понятий (человек, личность, цивилизация, культура, гражданин, гражданское общество, правовое государство, конституция, права и свободы).
- Поведенческий компонент (умения и навыки): уметь исполнять гражданские обязанности, критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, владеть гражданскими знаниями и демократическими процедурами, уметь пользоваться своими правами и защищать их, уважение к правам других, толерантность, умение находить компромисс, желание участвовать в общественно-политической жизни, иметь свою жизненную позицию.
- Ценностный компонент (ценности): основополагающие ценности российской и мировой культуры, включающие определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию. Традиционными ценностями являются патриотизм, служение Отечеству, гуманизм, приоритет духовно-нравственных ценностей по отношению к материально-прагматическим, права человека, толерантность.
Кроме того, анализ содержания гражданско-патриотических компетенций позволяет сделать вывод, что формирование данных компетенций осуществляется в конкретных ситуациях, в которых происходит социализации личности [11]. Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без взаимоотношений между детьми и взрослыми, без различных коллективов, в которые вовлечены школьники, и, конечно же, без взаимодействия с семьей. Поэтому необходимо формирование единого образовательно-воспитательного пространства школы, локального сообщества, города, региона. Дети и молодые люди должны быть окружены сетью социальных и культурных проектов, объединений детей и взрослых, социальных и культурных коммуникаций. Гражданско-патриотическая компетентность личности предполагает наличие ряда сформированных компетенций, которые мы описали выше. Таким образом, формируя систему гражданско-патриотического образования, необходимо учитывать «обратные связи» между этой системой и обществом.
Конечно, в гражданско-патриотическом воспитании могут использоваться различные подходы: личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический и т. д. Каждый из них акцентирует тот или иной аспект гражданско-патриотического воспитания, но компетентност-ный подход представляет собой совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [11]. Поэтому в реализации граж-данско-патриотического воспитания одним из ведущих признан компетентностный подход, так как он предусматривает постепенную переориентацию с простой передачи необходимого набора знаний на формирование навыков, необходимых для создания условий овладения компетенциями, адаптирующими школьников к реальной жизни. Основной целью образования становится не сумма знаний, а набор необходимых компетенций в определенных сферах жизни [9].
Библиографический список
1. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишаков,
B. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишаков. - М.: Посвещение, 2010.
2. Ершова, О. А. Формирование управленческой культуры как компонента профессиональной компетентности будущего менеджера [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / О. А. Ершова. - Киров, 2005. - С. 30.
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Текст] / И. А. Зимняя // Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. - М. : ИНЭК, 2007. - С. 33-45.
4. Золотарева, А. В., Мухамедьярова, Н. А., Серебренников, Л. Н., Талова, Т. М. Модель развития техносферы учреждения дополнительного образования детей [Текст] : монография /, А. В. Золотарева и др. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2012. - С. 39 (105 с.).
5. Иванова, С. Ю. Патриотизм, национализм, глобализм: социокультурные, исторические и антропологические аспекты [Текст] / С. Ю. Иванова. - Ставрополь : Изд-во СГУ 2004.
6. Ковалева, Т. М. Школьные умения и ключевые компетентности - что общего и в чем различие [Текст] / Т. М. Ковалева // Педагогика развитии: ключевые компетентности и их развитие : материалы 9-й научно-практической конференции. - Красноярск, 2003. -
C. 36.
7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] /сайт Патриотическое воспитание граждан РФ. - Режим доступа: http://www.gospatriotprogramma.ru/the-program-of-the-russian-pvgrf-for-the-years-2011-2015;
8. Лебедев, Е. В. Формирование исследовательской компетентности у будущих менеджеров в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в вузе [Тект] / дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Лебедев. - Ярославль, 2009. - 184 с.
9. Основные подходы и цели гражданско-патриотического образования обучающихся [Текст] // МКУ «Методический центр развития образования» : методический сборник. - Салехард, 2012. - С. 13-15.
10. Следзевский, И. В., Вяземский, Е. Е. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях г. Москвы [Текст] / И. В. Следзевский, Е. Е. Вяземский // «Основы государства и права». - 2003. - № 6. - С. 20-23.
11. Сторожева, О. И. Развитие управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений: монография [Текст] / О. И. Сторожева ; под науч. ред. д-ра психол. наук, профессора Э. Э. Сыманюк. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2011. - С. 128.
12. Татур, Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования [Текст] : матери-
алы ко второму заседанию методологического семинара. - M. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. 24.
13. Харитонова, Е. В. Об определении понятий «Компетентность» и «компетенция» [Текст] / Е. В. Харитонова // Е. В. Харитонова - Успехи современного естествознания. - 2007. - № 3 - С. 67-6S.
14. Хуторской, А. В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 5S-64.
Bibliograficheskij spisok
1. Daniljuk, A. Ja., Kondakov, A. M., Tishakov, V. A. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii [Tekst] / A. Ja. Daniljuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishakov. - M.: Posveshhenie, 2010.
2. Ershova, O. A. Formirovanie upravlencheskoj kul'tury kak komponenta professional'noj kompetentnosti budushhego menedzhera [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk /
0. A. Ershova. - Kirov, 2005. - S. 30.
3. Zimnjaja, I. A. Kljuchevye kompetencii - novaja paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovanija [Tekst] /
1. A. Zimnjaja // Kompetencii v obrazovanii: opyt proektirovanija : sb. nauch. tr. / pod red. A. V. Hutorskogo. - M. : INJeK, 2007. - S. 33-45.
4. Zolotareva, A. V, Muhamed'jarova, N. A., Serebrennikov, L. N., Talova, T. M. Model' razvitija tehnosfery uchrezhdenija dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Tekst] : monografija /, A. V. Zolotareva i dr. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. - S. 39 (105 s.).
5. Ivanova, S. Ju. Patriotizm, nacionalizm, globalizm: sociokul'turnye, istoricheskie i antropologicheskie aspekty [Tekst] / S. Ju. Ivanova. - Stavropol' : Izd-vo SGU, 2004.
6. Kovaleva, T. M. Shkol'nye umenija i kljuchevye kompetentnosti - chto obshhego i v chem razlichie [Tekst] / T. M. Kovaleva // Pedagogika razvitii: kljuchevye kompe-tentnosti i ih razvitie : materialy 9-j nauchno-prakticheskoj konferencii. - Krasnojarsk, 2003. - S. 3б.
7. Koncepcija patrioticheskogo vospitanija grazhdan Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] /sajt Patriotich-eskoe vospitanie grazhdan RF. - Rezhim dostupa: http://www.gospatriotprogramma.ru/the-program-of-the-russian-pvgrf-for-the-years-2011-2015;
S. Lebedev, E. V. Formirovanie issledovatel'skoj kompetentnosti u budushhih menedzherov v processe ih podgo-tovki k professional'noj dejatel'nosti v vuze [Tekt] / dis. . kand. ped. nauk / E. V. Lebedev. - Jaroslavl', 2009. - 1S4 s.
9. Osnovnye podhody i celi grazhdansko-patrioticheskogo obrazovanija obuchajushhihsja [Tekst] // MKU «Metodicheskij centr razvitija obrazovanija» : metodicheskij sbornik. - Salehard, 2012. - S. 13-15.
10. Sledzevskij, I. V, Vjazemskij, E. E. Koncepcija grazhdanskogo obrazovanija v obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenijah g. Moskvy [Tekst] / I. V. Sledzevskij, E. E. Vjazemskij // «Osnovy gosudarstva i prava». -2003. - № б. - S. 20-23.
11. Storozheva, O. I. Razvitie upravlencheskih kom-petencij rukovoditelej obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij: monografija [Tekst] / O. I. Storozheva ; pod much. red. dra psihol. nauk, professora Je. Je. Symanjuk. - Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2011. - S. 128.
12. Tatur, Ju. G. Kompetentnostnyj podhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego profession-al'nogo obrazovanija [Tekst] : materialy ko vtoromu zasedaniju metodologicheskogo seminara. - M. : Issle-
dovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialis-tov, 2004. - S. 24.
13. Haritonova, E. V. Ob opredelenii ponjatij «Kom-petentnost'» i «kompetencija» [Tekst] / E. V. Haritonova // E. V. Haritonova - Uspehi sovremennogo estestvoznani-ja. - 2007. - № 3 - S. 67-68.
14. Hutorskoj, A. V. Stat'ja «Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovanija» [Tekst] / A. V. Hutorskoj // Narodnoe obrazovanie. -2003. - № 2. - S. 58-64.