Научная статья на тему 'Компетентностный подход к патриотическому воспитанию школьников в воспитательном процессе'

Компетентностный подход к патриотическому воспитанию школьников в воспитательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
772
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ / COMPETENCE APPROACH / PATRIOTIC COMPETENCE / SENIOR SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Анна Романовна

В статье на основе компетентностного подхода рассмотрен процесс формирования патриотических компетенций у старших школьников в воспитательном процессе на территории муниципального образования Ступино. Приведены примеры из практики деятельности клубов и центров гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH TO PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the process of formation of patriotic competence of senior school children in Stupino on the basis of competence approach. The author provides examples from the practice of clubs and centers of civil and patriotic education of children and youth.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к патриотическому воспитанию школьников в воспитательном процессе»

А.Р. Данилова

Компетентностный подход к патриотическому воспитанию школьников в воспитательном процессе

В статье на основе компетентностного подхода рассмотрен процесс формирования патриотических компетенций у старших школьников в воспитательном процессе на территории муниципального образования Ступино. Приведены примеры из практики деятельности клубов и центров гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи.

Ключевые слова: компетентностный подход, патриотические компетенции, старшие школьники.

Компетентностный подход - подход к построению воспитательной системы, характеризующийся, во-первых, отражением ожидаемых результатов, а во-вторых, построением программы как совокупности регламентирующей документации с определением цели, ожидаемых результатов, содержания и путей реализации поставленных целей [1].

«Компетентность» определяется как сочетание умений самостоятельно, ответственно и успешно выполнять определенные функции. Мерой компетентности может служить: проявление личностью инициативы, умение работать в группе, способность найти конструктивное решение в нестандартной ситуации и т.д.

В психолого-педагогических исследованиях компетентность рассматривается как степень сформированности общественно-практического опыта субъекта, как уровень обучаемости специальным и индивидуаль-

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

ным формам активной деятельности [4]. Трактовки компетентности разнятся. Однако базовой характеристикой данного понятия остается степень сформированности у личности единого комплекса знаний, умений, опыта в исследуемой области. Этой трактовки придерживаются такие исследователи, как Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров, А.И. Щербаков и др.

В переводе с латинского «компетенция» (competentia - согласованность частей, а competo - добиваюсь; соответствую, подхожу) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Г лавное в компетенции - не «знать» или «уметь», а мобилизовать то или иное личностное качество в нужный момент.

А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.Н. Нечаев, В.Д. Шадриков, А.В. Хуторской и другие исследователи отмечают, что каждая компетенция представляет собой сложное системное целое, в котором интегрированы ценностно-смысловые ориентации личности, мотивация, творческие способности, межпредметные знания.

как же можно модернизировать образование на компетентностной основе? Эта проблема сегодня активно обсуждается (Л.Н. Боголюбов, Е.Я. Коган, А.А. Пинский, И.С. Сергеев, Б.Д. Эльконин и др.), что привлекает новых и новых исследователей.

Все ключевые компетенции имеют ряд характерных признаков:

- многофункциональность, позволяющая решать проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни;

- надпредметность и междисциплинарность, т.е. применимость в различных ситуациях как в учебно-воспитательном процессе, так и на работе, в семье, в политической сфере и др.;

- высокая требовательность к интеллектуальному развитию, развитие абстрактного мышления, критичность мышления, саморефлексия, умение определять собственную позицию, сформированность самооценки и др.

В структуре ключевых компетенций представлены пять сфер человеческой деятельности: познавательная, гражданско-общественная, социально-трудовая, бытовая, культурно-досуговая. ключевые компетенции опираются на универсальные знания, умения, на обобщенный опыт творческой деятельности и т.п.

Состав ключевых суперкомпетентностей содержится в рекомендациях ЮНЕСКО и в Концепции модернизации российского образования. Исследуемый вопрос в педагогической науке достаточно дискуссионный, и часто среди них используют следующую классификацию: ценностноориентированные, учебно-познавательные, общекультурные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования [3].

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

В центре нашего исследования - формирование патриотических компетенций у старших школьников. Мы рассматриваем патриотические компетенции старшеклассников как совокупность мировоззренческих компетенций, отражающих способность личности использовать знания о природе, человеке и обществе в процессе своего социального участия в жизни общества и личностного роста.

В своем исследовании мы заключаем, что формирование таких компетенций является результатом деятельности воспитательных коллективов при тесном взаимодействии учреждений, организаций и предприятий различной ведомственной принадлежности, общественных объединений и др.

В соответствии с проблематикой нашего исследования на базе муниципальной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Ступинского муниципального района на 2006-2010 гг.» (далее - Программа) нами создан пакет методической документации, средств обучения и контроля, а также прочих образовательных ресурсов, необходимых для полноценного воспитательного процесса. Основные цели Программы были положены в основу совершенствования системы патриотического воспитания, формирование у старших школьников высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, т.е. патриотических компетенций.

Для достижения этих целей нами было запланировать решение следующих задач:

- анализ нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания;

- привлечение к участию в патриотическом воспитании учреждений, организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан, всех форм объединений, заинтересованных в эффективности разрабатываемой проблематики;

- повышение качества патриотического воспитания в образовательных и воспитательных учреждениях;

- широкое информирование граждан об истории Отечества, культуре народа, о заслугах, военных победах и подвигах россиян;

- формирование уважения к традициям и символам Российского государства, Московской области, Ступинского района;

- трудовое воспитание на лучших традициях района.

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

В соответствии с требованиями компетентностного подхода нами были сформулированы ожидаемые результаты, которые также были скорректированы в соответствии с Программой:

- укрепление духовно-нравственного здоровья и единства жителей района на основе патриотической идеи как важнейшего и неотъемлемого условия упрочения, стремления к возрождению величия России, сохранение и развитие славных боевых и трудовых традиций России, Московской области и Ступинского муниципального района;

- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, малую Родину;

- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

- снижение количества правонарушений в подростково-молодежной среде;

- формирование нормативного, организационного, информационного, кадрового и методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания;

- усиление взаимодействия учреждений, организаций и предприятий различной ведомственной принадлежности, общественных объединений в решении задач патриотического воспитания.

Процесс формирования патриотической компетенций у старшеклассников реализовывался в нескольких направлениях, использовались различные формы, методы и приемы педагогических воздействий.

Приведем фактологическую практику организации этого направления в муниципальном учреждении администрации Ступинского района -детском клубе «Романтик», которое ориентировано на формирование патриотизма и гражданской культуры молодежи. С этой целью в клубе организуются спортивное, эколого-туристическое и другие направления. Ежегодно организуются походы молодежного актива с целью формирование любви к родному краю; проводятся конкурсы патриотических песен, встречи с ветеранами Великой отечественной войны и локальных конфликтов, военно-спортивные состязания «Зарница», участие в выборных кампаниях, мероприятия к празднованию 500-летия упоминания починка Ступинский в летописи, встречи с иеромонахом Феодосием.

По военно-патриотическому воспитанию молодежи проводится открытый районный конкурс патриотической песни «Поклонимся великим тем годам» и организуется участие в губернаторском фестивале-конкурсе патриотической песни «С чего начинается Родина...».

В 2004 г. в Ступино был открыт Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Армеец», в котором ребята изучают

историю Вооруженных Сил, занимаются поисковой работой, совершенствуют свою физическую подготовку.

Воспитанники «Армейца» принимают участие в «Кубке Святого Великомученика Г еоргия Победоносца» г. Подольска по военно-прикладным видам спорта, а также во Всероссийском слете кадетских корпусов и военно-патриотических клубов. Проводится военно-спортивная игра «Армейская пятерочка» и межмуниципальный турнир по стрельбе из пневматической винтовки, посвященный годовщинам битвы под Москвой. Состоялся митинг-акция среди оздоровительных лагерей «Живая память», посвященный дню памяти и скорби, а также проведена военно-историческая реконструкция боя Великой Отечественной войны. Была проведена акция «Российский триколор» и военно-историческая игра «Служу России». «Армеец» принял участие в Московском областном конкурсе по поддержке молодежных социально значимых проектов и программ в номинации «Организация работы по гражданскому и патриотическому воспитанию». Также он принял участие в VII Всероссийской выставке «Символы Отчизны», в акции «Марш ветеранов за мир», в дне памяти, посвященном годовщине захоронения на Богородском кладбище неопознанных военнослужащих, погибших на территории Чеченской Республики и на Северном кавказе, во Всероссийских соревнованиях по пулевой стрельбе из пневматической винтовки в Смоленске и Санкт -Петербурге, в мероприятиях, посвященных 300-летию победы русских войск над шведами под Могилевом (Белоруссия), в митинге, посвященном разгрому фашистских войск под Новороссийском.

Все эти мероприятия непосредственно воспитывают молодое поколение в духе любви к Родине, уважении к ее истории и культуре, формируют качества патриота, готового служить ее интересам, являющегося гарантом стабильного будущего нашей страны. Из этого следует, что формирование патриотических компетенций у воспитанников - одна из приоритетных задач молодежной политики Ступинского муниципального района.

Таким образом, на наш взгляд, при условии эффективной деятельности в направлении формирования патриотических компетенций старшему школьнику будет обеспечена успешная социализация, поддержка в профессиональном самоопределения и уверенная гражданская позиция, т.к. реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сама личность, имеющая представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах, получившая осознанный опыт жизни в обществе и др. Необходимо также выделить необходимость создания условий для формирования личности гражданина и патриота России с

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. А местные материалы могут и должны сыграть основополагающую роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М., 2009.

2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20112015 гг. Государственная программа. Утверждена постановлением Правительства Российской федерации от 5 октября 2010 г. № 795.

3. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. М., 2006.

4. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.