Научная статья на тему 'Концептуальные основы социокультурного моделирования процесса формирования патриотических установок личности'

Концептуальные основы социокультурного моделирования процесса формирования патриотических установок личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / УЧАСТНИКИ ПОИСКОВОГО ДВИЖЕНИЯ / YOUTH / PATRIOT / SOCIO-CULTURAL MODELING / PATRIOTIC ATTITUDES / THE PARTICIPANTS OF THE SEARCH MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукишина Татьяна Александровна

Статья посвящена изучению концептуальных основ социокультурного моделирования процесса формирования патриотических установок личности. Автор рассматривает диагностическую модель базовых показателей формирования патриотических установок личности, которая включает в себя следующие компоненты: целевой, критериальный, формирующий, результативный. Диагностическим объектом анализа выступили респонденты трех групп республиканской молодежи. Исследование показало, что процесс формирования патриотических установок является диагностируемым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF SOCIO-CULTURAL MODELING OF PATRIOTIC ATTITUDES FORMATION PROCESS OF THE INDIVIDUAL

The article is devoted to the study of the conceptual foundations of socio-cultural modeling of patriotic attitudes formation process of the individual. The author considers a diagnostic model of the basic indicators of patriotic attitudes formation process of the individual, which includes the following components: target, criterial, formative, resultant. The diagnostic object of the analysis includes three groups of republican young people. Based on the data of the specific study carried out in 2016, the patriotic attitudes formation process is diagnosed.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы социокультурного моделирования процесса формирования патриотических установок личности»

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК: 37.013.42

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ

Т.А. Лукишина

Аннотация. Статья посвящена изучению концептуальных основ социокультурного моделирования процесса формирования патриотических установок личности. Автор рассматривает диагностическую модель базовых показателей формирования патриотических установок личности, которая включает в себя следующие компоненты: целевой, критериальный, формирующий, результативный. Диагностическим объектом анализа выступили респонденты трех групп республиканской молодежи. Исследование показало, что процесс формирования патриотических установок является диагностируемым.

Ключевые слова: молодежь, патриотизм, социокультурное моделирование, патриотические установки, участники поискового движения.

THE CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF SOCIO-CULTURAL MODELING OF

PATRIOTIC ATTITUDES FORMATION PROCESS OF THE INDIVIDUAL

T. Lukishina

Abstract. The article is devoted to the study of the conceptual foundations of socio-cultural modeling of patriotic attitudes formation process of the individual. The author considers a diagnostic model of the basic indicators of patriotic attitudes formation process of the individual, which includes the following components: target, criterial, formative, resultant. The diagnostic object of the analysis includes three groups of republican young people. Based on the data of the specific study carried out in 2016, the patriotic attitudes formation process is diagnosed.

Keywords: youth, patriot, socio-cultural modeling, patriotic attitudes, the participants of the search movement.

Концептуальные основы социокультурного моделирования процесса формирования патриотических установок личности связаны с выявлением исходных теоретических положений, принципов системного построения исследуемого процесса на основе выявления структуры и характера управления социокультурной системой. Известно, что моделирование - это универсальный процесс форм научного познания, связанный с применением конструирования преобразований и явлений в какой-либо сфере деятельности.

Современные исследования представлены трудами ряда авторов, и в том числе - И.И. Легостаев, А.С. Вергузь, Е.В. Пономаренко, С.М. Годник, С.О. Грунина, С.В. Рябов, О.М. Потаповская.

Так, современный ученый Р.В. Володин считает, что во многих дискуссиях, посвященных гносеологической роли и методологическому значению моделирования, термин

«моделирование» употреблялся как синоним познания, теории, гипотезы и т.п. По его мнению, моделирование - это важнейшее условие создания, развития и эффективной реализации модели управления на базе принципов, форм, методов воспитания и других вопросов, которые рассматриваются в теории управления.

Моделирование связано с конкретной технологий управления системами воспитания [1, с.95-98].

Известный специалист по моделированию научных систем - Е.А. Лодатко обратил внимание на социокультурную сущность педагогической деятельности как разновидности социальной практики в условиях моделирования. По его мнению, это некий процесс исследования, построения, изучения чего-либо, поэтому он должен характеризоваться: целью (для чего осуществляется моделирование?), объектом (где осуществляется моделирование?) и предметом (что моделируется?). Социокультурное пространство, по мнению автора, имеет динамическую кластерную структуру, ориентируемую на удовлетворение потребностей отдельных социальных групп общества или государственных структур. Среди характеристик моделирования Е.А. Лодатко наиболее важными и информативными считает понятийные, процессуальные, структурно-содержательные, результативные и концептуальные [2, с.146-147].

Таким образом, cоциокультурное моделирование - это управление подсистемами на основе соотнесенности и соподчиненности компонентов с другими уровнями иерархии. На основе стратегии социокультурного

моделирования субъекты социального взаимодействия развиваются в системе

приоритетов развития социокультурной среды. Субъекты социокультурного моделирования реализуют свою направленность как в локальных, так и в глобальных процессах, согласовываясь с общей целью.

Исходя из представленных точек зрения, можно сделать вывод, что социокультурное моделирование - это система субъектов социального взаимодействия, структурированная на основе построенного социокультурного пространства, связанного с субъектами социокультурного взаимодействия.

По нашему мнению, социокультурное моделирование отличается от педагогического моделирования следующими показателями:

- целостность и оперативность социокультурного развития личности на основе социально-детерминированного воздействия на патриотическое сознание личности;

- углубление и расширение сферы социального познания путем развития социокультурной ситуации;

- обновление и реализация определенных социокультурных изменений в личности на протяжении всего процесса.

В данном исследовании под социокультурным моделированием понимается управление взаимодействием системообразующих

компонентов моделей на основе интеграции социокультурной сферы и экспертной системы объективного измерения качества формирования патриотических установок личности (авторская трактовка).

Обратимся к диагностической модели базовых показателей формирования

патриотических установок личности.

Под диагностической моделью

рассматривается совокупность критериальных и базовых параметров и показателей, связанных между собой конструированием идеальной системы патриотических ценностей и установок личности. Диагностическая модель разработана на основе оперативного изучения и оценки потребностей респондентов, уровня

патриотических ценностей и установок, гражданско-правовых знаний, интересов и потребностей личности.

Диагностическая модель включает в себя целевой, критериальный, формирующий и результативный компоненты. Критериальный компонент представлен пятью критериями сформированности патриотических ценностей и установок личности: социально-личностный, духовно-нравственный, социально-смысловой, поведенческий. Формирующий компонент характеризуется системой социально-культурных мероприятий. Результативный компонент

включает в себя изучение мнения респондентов о социально-культурных мероприятиях, влияющих на формирование патриотического сознания молодёжи, и о значении органов государственной власти, институтов гражданского общества в формировании патриотических установок личности.

Целевой компонент диагностической модели.

Цель диагностической модели - отразить результаты исследования, проведённого в 2016 году на базе лаборатории моделирования региональных систем патриотического воспитания негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр социально-гуманитарного образования» на основе изучения патриотических ценностей и установок трех групп республиканской молодёжи. В первую группу (ОПВДиП) вошли специалисты, курирующие вопросы патриотического воспитания в различных муниципальных образованиях Республики Татарстан. Ко второй группе отнесены участники некоммерческого партнерства «Снежный десант». Третья группа представлена рабочей молодежью, учащимися колледжей, студентов [3, с.7].

Формирующий компонент диагностической модели.

В условиях формирующего компонента диагностической модели в исследовании анализировалась система социально-культурных мероприятий, влияющих на формирование патриотических установок личности.

1. Военно-патриотические акции:

фестивали, слеты, конкурсы и другие формы социально-культурной активности

республиканской молодежи.

Взаимосвязь социально-культурных,

образовательных, военно-патриотических клубов и организаций прослеживается на основе совместной работы воинских частей, ветеранских союзов, патриотических комитетов,

организующих подобные мероприятия.

В системе социально-культурной деятельности существует многолетняя добрая традиция совместной деятельности

образовательных организаций, командования и коллективов воинских частей, воинской общественности, где устанавливаются постоянные контакты со школами и учреждениями дополнительного образования.

В целях регулирования и координации проведения военно-патриотических акций налажены постоянные связи с шефскими гражданскими организациями и социально-культурными учреждениями.

В газетах, на телевидении, в СМИ регулярно публикуется информация о школьных, городских и районных спортивно-массовых мероприятиях с участием различных категорий лиц. Налажено постоянное шефство многих воинских частей над детскими домами, где школьники под руководством военных учатся стрелять, отрабатывать навыки противовоздушной обороны, учатся сопротивляться химической атаке, преодолению препятствий и т.д.

Управления образования проводят соревнования по оборонно-массовой работе, сдаче норм Всесоюзного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; мероприятия по развитию физической подготовки и спорта, развитию прикладных и военно-прикладных видов спорта.

Приоритетными стали: изучение военного дела; создание коллективов художественной самодеятельности, которые выступают в госпиталях и военных формированиях; развитие инициативы детей для подготовки подарков участникам войны; создание поисковых экспедиций.

Особое внимание обращается на изучение истории Великой Отечественной войны, подвигов защитников Родины, сохранение памяти о героизме людей, развитии военно-прикладного навыка. В России к социально-культурной деятельности привлекаются военнослужащие, проходящие службу как по призыву, так и по контракту, которые проводят занятия в клубах юных моряков, юных пограничников. Под руководством военных интересно проходят конкурсы и строевые смотры, известные военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок». Военные выступают в роли организаторов, педагогов и независимых судей, входят в состав организационных комитетов, советов, штабов при проведении спортивно-массовых праздников, общественно-политических акций и других мероприятий. Организуются военные строевые занятия, полевые выходы; участники задействованы в проектировании боевой ситуации.

2. Выполнение ритуалов: поднятие флага, исполнение гимна.

Данный ритуал с достоинством выполняют во многих вузах, военных заведениях, государственных и общественных учреждениях. Поднятие флага рассматривается как патриотическая акция, в которой участвуют лучшие представители.

Награждение участников почетными грамотами, боевыми и похвальными листами, медалями и орденами является признанием патриотического служения Родине.

3. Обучение в учебно-полевых лагерях и участие в поисковых экспедициях.

Одним из важных условий формирования патриотических ценностей и установок личности является исследовательская работа по краеведению, работа музеев и поисковых экспедиций. Так, с 23 апреля по 9 мая 2016 года сотрудники и преподаватели НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» в составе сводного поискового отряда «Снежный Десант» приняли участие в экспедиции по поиску и захоронению останков советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Экспедиция проводилась у д. Мостки в Новгородской области. Поисковикам в ходе экспедиции удалось обнаружить останки 19 солдат и командиров РККА. Были найдены два смертных медальона, один из которых удалось прочитать: «Циблиев Лазарь Михайлович, 1902 г.р., Уроженец: Воронежская обл., Коротоякский р-н, Урывский с/с, Успенский. Семья: Циблиева. Омская обл., Н. Тавдинский р-н, Андрюшинский с/с, д. Андрюшино. Мобилизован Н. Тавдинским РВК». На данный момент ведется поиск родственников солдата. Также в ходе работ была найдена именная ложка с данными бойца: «Друнис В.И., 1922 г.р., уроженец Архангельской области». В результате проведенного исследования удалось выяснить, что Друнис Валентин Иванович в составе Волховского фронта 197 гв. полка вышел из окружения в 1942 году и погиб годом позже в Ленинградской области, Тихвинском районе, р.п. Бокситогорск. Совместно с поисковым отрядом «Новгородец» проводился поиск родственников Земцова Андрея Ивановича, 1910 г.р., уроженца Татарской АССР, Рыбно-Слободского района, с. Анатки, останки которого были найдены в мае 2016 года. Боец пропал без вести в июне 1942 года. На связь с поисковиками вышла внучатая племянница, которой торжественно передали медальон и личные вещи солдата. Всего в апреле - мае 2016 года участниками поисковой экспедиции «Долина им. Н.И. Орлова» обнаружены останки 159 погибших в боях бойцов и командиров Красной Армии, которые были захоронены с воинскими почестями 7 мая 2016 года на воинском мемориале в д. Мясной Бор. Вместе с останками воинов найдено 25 солдатских медальонов, орден «Красной Звезды» и медаль «За боевые заслуги». Фамилии 8-ми павших воинов удалось установить в полевых условиях.

Поисковый отряд «Снежный десант» занимается увековечиванием памяти погибших в годы Великой Отечественной войны. Основные направления деятельности:

- поисковая работа - участие во Всероссийских «Вахтах Памяти»; работа с архивными документами; поиск, подъем и захоронение останков погибших в годы Великой Отечественной войны; ответы на запросы родственников; работа с ветеранами;

- агитационная работа - выступление в учебных заведениях (школах, вузах) с лекциями и фильмами о поисковой работе и Великой Отечественной войне; участие в республиканском «Марше Памяти»; организация «Марша Памяти» в г. Казани от Вечного огня Центрального парка Горького до Вечного огня парка Победы 22 июня в 4.00 утра.

Военно-патриотическое движение - это не только изучение боевого прошлого России и поисковые экспедиции. Смысл движения заключается в том, чтобы через интересные, познавательные формы работы дать представление о таких понятиях, как «память», «долг», «патриотизм», «присяга», «Отечество».

В целях патриотического воспитания, повышения мировоззренческой и исторической грамотности республиканской молодежи лаборатория НОУ ДПО ЦСГО организует обучающие семинары. В двухчасовую программу семинара включено:

1. Анализ политической ситуации в мире.

2. Экскурсии в музеи г. Казани.

3. Конкурс проектов на тему «Я - гражданин» с поощрением победителей.

Ежегодно при участии Министерства образования и науки Республики Татарстан, Института Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ и Республиканского комитета профсоюза работников образования РТ проводится заочная конференция «Урок прошлого - наставление будущему», на которой

обсуждаются вопросы истории школы в узком (история учебного здания) и широком (история педагогического коллектива, ученичества, традиций) смысле.

По инициативе педагогов и по специальным заявкам на базе музея истории российского образования ЦСГО осуществляются различные обучающие и научно-практические мероприятия.

Основными направлениями формирующего компонента диагностической модели патриотического воспитания молодежи, реализуемой НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», являются:

- повышение квалификации организаторов патриотического воспитания в муниципальных образованиях РТ, в образовательных учреждениях; руководителей патриотических клубов и объединений;

- разработка методических рекомендаций по использованию форм социально-культурной деятельности в воспитательной работе образовательных организаций;

- пропаганда просветительских программ и культурно-образовательных проектов, основанных на ценностях традиционной культуры;

- вопросы кадрового обеспечения реализации программ и проектов по патриотическому воспитанию и гражданской культуре.

Результативный компонент

диагностической модели.

В рамках результативного компонента диагностической модели было изучено мнение респондентов о социально-культурных мероприятиях, влияющих на формирование патриотического сознания молодежи (см. табл. 1).

Как Вы считаете, какие мероприятия патриотической направленности наиболее полезны для формирования патриотического сознания молодежи Процент наблюдений

ОПВДиП СД УРС

Уход за воинскими мемориалами, братскими захоронениями и памятниками военной истории 57,1% 18,5% 43,3%

Военно-патриотические акции: фестивали, слеты, конкурсы, пр. 66,7% 74,1% 37,5%

Встречи с ветеранами 52,4% 51,9% 44,2%

Уроки и лекции, на которых рассказывается о памятных датах, подвигах, традициях российского народа 23,8% 25,9% 33,3%

Обучение в учебно--полевых лагерях и участие в поисковых экспедициях 52,4% 44,4% 15,8%

Выполнение ритуалов: поднятие флага, исполнение гимна 9,5% 18,5% 15,0%

Просмотр художественных и документальных фильмов 9,5% 22,2% 31,7%

Чтение литературных произведений 13,3%

Личное участие авторитетных людей в делах и мероприятиях молодежи, их открытость и доступность для общения 14,3% 11,1% 28,3%

Другое 1,7%

Всего 285,7% 266,7% 264,2%

Таблица 1. - Мнение респондентов о социально-культурных мероприятиях, влияющих на формирование патриотических ценностей и установок личности

Распределение ответов на вопрос: «Какие мероприятия патриотической направленности наиболее полезны для формирования патриотического сознания молодежи» показало значительный разброс мнений респондентов.

Наименее значимыми среди респондентов ОПВДиП отмечены следующие мероприятия: «Выполнение ритуалов: поднятие флага, исполнение гимна» (9.5% выборов); «Просмотр художественных и документальных фильмов» (9.5% выборов); «Личное участие авторитетных людей в делах и мероприятиях молодежи, их открытость и доступность для общения» (14.3% выборов). Респонденты СД считают наименее значимыми при формировании патриотического сознания молодежи личное участие авторитетных людей в делах и мероприятиях молодежи, их открытость и доступность для общения (11.1% выборов), а респонденты УРС - чтение литературных произведений (13.3% выборов).

В рамках результативного компонента диагностической модели определялось значение органов государственной власти и институтов гражданского общества в формировании патриотических установок личности.

Органы государственной власти уделяют большое внимание патриотическому воспитанию и развитию личности. Государственная политика направлена на построение сложной, многоуровневой, многокомпонентной системы с учетом реализации различных патриотических программ [4;5] связанных с конкретными целями и ожидаемыми результатами.

Качество содержания и путей реализации поставленных целей по формированию патриотизма молодежи зависит от конструктивных решений в сфере принятии нормативных документов на всех уровнях государственной системы.

Степень сформированности системы патриотических ценностей и установок личности зависит от уровня общественно-практического опыта, интегрирующего ценностно-смысловые ориентации личности, мотивацию, способности, межпредметные знания.

Гражданско-общественная деятельность человека является сегодня одной из важнейших задач современной политики России при тесном взаимодействии учреждений, организаций и предприятий различной ведомственной принадлежности, общественных объединений и др.

В соответствии с проблематикой исследования проанализируем полученные результаты в контексте взаимодействия власти с различными социальными институтами по проблеме патриотического воспитания личности.

Государство представляет собой не только важнейший социально-политический институт общества, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения людей и взаимоотношений между ними, охраняющий его экономическую и социальную структуру, но и является субъектом гражданской компетенции наряду с другими социальными институтами, то есть определяет необходимый набор ценностей, знаний, навыков, установок, отношений.

В условиях трансформации российского общества традиционного понимания патриота как человека, любящего свое Отечество, преданного своему народу, готовому на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины, уже недостаточно. Постепенный переход индивидов от патерналистских ценностей к рациональным определяет важность категории доверия по отношению к государству как важнейшему социально-политическому институту, который помогает в становлении личности гражданина и предоставляет возможности для его развития, профессионального роста. Иными словами, патриотические установки базируются на уверенности в будущем, когда государство гарантирует каждому гражданину качество жизни, безопасность, равные возможности, перспективы.

Отвечая на вопрос: «Какие государственные структуры или общественные объединения являются наиболее полезными для молодежи?», респонденты всех групп на первое место поставили досуговые учреждения и объединения по интересам (50% - ОПВДиП, 53.6% - СД, 41.5% - УРС). Данное распределение ответов говорит о том, что досуговые учреждения, многие их которых являются коммерческими, направлены на удовлетворение актуальных потребностей, в первую очередь, молодежи как наиболее мобильной и перспективной социальной группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общественные организации в качестве наиболее полезных выступили только для представителей СД - 28.6% и УРС - 9.3% выборов.

Комитеты (управления, отделы) по молодежной политике, которые призваны создавать благоприятные экономические, политические условия и правовые гарантии, способные улучшить качество жизни молодежи, были отмечены как значимые только представителями ОПВДиП (27.3%) и УРС (12.7%). Это объяснимо, т.к. по роду своей профессиональной деятельности представители ОПВДиП являются сотрудниками данных структур или взаимодействуют с ними. Респонденты УРС демонстрируют свои

патерналистские установки, выраженные в позиции, основанной на покровительстве государства своим гражданам.

Таким образом, проведенное моделирование по проблеме исследования позволило сделать вывод, что процесс формирования патриотических установок молодежи является диагностируемым. Подчеркнём, что

социокультурное моделирование базировалось на раскрытии содержания основных компонентов диагностической модели в системе разработки критериев формирования патриотических установок личности.

Наиболее перспективными направлениями, которые позволяют решать проблему патриотического воспитания республиканской молодежи являются: развитие коммуникативных навыков в решении проблем патриотического развития личности в системе социально-культурной деятельности; реализация моделирования социального пространства с использованием новейших технологий социально-культурной деятельности по развитию патриотического мировоззрения личности.

Литература:

1. Володин Р.В. Модель управления патриотическим воспитанием курсантов в контексте модернизации Российского военного образования / Р.В. Володин // Гуманитарные проблемы военного дела. - 2015. - № 2(3). - С. 95-98.

2. Лодатко Е.А. Когнитивные метафоры и кластеризация в педагогическом моделировании / Е.А. Лодатко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 3(14). - С. 146-150.

3. Некрасов А.Ю., Кашуркина С.С., Лукишина Т.А. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Патриотические ценности и установки молодежи Республики Татарстан» / А.Ю. Некрасов,

С.С. Кашуркина, Т.А. Лукишина. - Казань: НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования». Лаборатория моделирования региональных систем патриотического воспитания. - 2016. - 96 с.

4. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. orthedu.ru/obraz/14526-go sudarstvennaya -programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016-2020-gody.html

5. Программа «Патриотическое воспитание молодежи республики Татарстан на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tatveteran.ru/creation/?id=65

Сведения об авторе:

Лукишина Татьяна Александровна (г. Казань, Россия), инспектор отдела аналитических исследований и разработок, негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр социально-гуманитарного образования», e-mail: conf@csgo-kazan.ru

Data about the author:

T. Lukishina (Kazan, Russia), the supervisor of the department of analytic researches and developments, Non-government Educational Institution of Additional Professional Education «Center of Humanities & Social Education», e-mail: conf@csgo-kazan.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.