Научная статья на тему 'Формирование патриотизма молодежи Республики Татарстан в контексте социокультурного моделирования'

Формирование патриотизма молодежи Республики Татарстан в контексте социокультурного моделирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
195
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / УЧАСТНИКИ ПОИСКОВОГО ДВИЖЕНИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И УСТАНОВКИ / YOUTH / PATRIOT / PATRIOTIC VALUES AND ATTITUDES / THE PARTICIPANTS OF THE SEARCH MOVEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукишина Т. А.

В статье представлены результаты исследования, проведённого в 2016 году, направленного на анализ патриотизма молодежи в условиях трансформации российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лукишина Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE YOUTH`S PATRIOTISM FORMATION OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN THE CONTEXT SOCIOCULTURAL MODELING

The article concerns the problems of the youth`s patriotism formation in the Republic of Tatarstan. Based on the data of the specific study carried out in 2016, the issues of the youth`s patriotism formation of in the region have been analyzed. The sample includes: the organizers of patriotic development of children and young people in state institutions and the activists of “Snezhny Dessant” participants of search expedition for finding and burying remains of soviet soldiers dead during Great Patriotic War in the combat fields of 1941-1942 in the Nizhny Novgorod region (Death Valley). The study showed. The specificity of patriotic feelings of respondents is significantly influenced by professional and social activities. Patriotism plays a consolidating role in the formation of the social structure of society and acts as a significant political resource that ensures the stability of Russian society in conditions of implementing structural transformations and the formation of new values. The problems associated with the reassessment of existing values and the clash of values and interests of different social strata affect the patriotic sentiments of the groups under study

Текст научной работы на тему «Формирование патриотизма молодежи Республики Татарстан в контексте социокультурного моделирования»

Таким образом, нравственно-правовые знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия или линии поведения в соответствии с утвердившимися нормами и требованиями нравственности. Но прежде чем осознать, принять или не принять требования должного, нужно его знать. Овладение информацией о существующих нормах поведения - это первое, с чего начинается осознанное отношение человека к окружающему миру, так или иначе сказывающее на выборе поведения.

Считаем, что вооружение нравственно-правовыми знаниями важно потому, что они не только информируют личность участника о нормах и правилах поведения, утверждаемых в обществе, но и воспитывают, дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Накопление нравственно-правовых знаний составляет основу для выработки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственного поведения. Убеждения, основанные на разумном понимании нравственной необходимости лично следовать тем или иным нормам морали, опираются на уверенность в правоте и справедливости нравственных принципов, на которые ориентируется человек.

Вместе с тем, следует отметить, что на основе нравственно-правовых знаний, осмысления и освоения нравственно-правовых норм, системы ценностей, оценок действий, поступков, поведения людей по нравственному критерию добра и зла, развиваются и нравственные чувства молодежи.

Литература

1.Бердяев Н.А. Смысл творчества человека / Бердяев Н.А. - Харьков: «Фолио», 2002. - 688 с.

2.Долженкова М.И., Расстрыгин В.В. Особенности гражданско-патриотического воспитания личности средствами региональных традиций духового музицирования / Долженкова М.И., Расстрыгин В.В.- Современная социокультурная политика России: реальность, потери, обретения. - Казань, КГУ, 2006. - С.99-102

3.Иллюстрированный энциклопедический словарь - М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1998. - 894 с.

4.Калимуллина О.А.Развитие творческого потенциала и творческой направленности подростков средствами музыкально-эстетических практик/Калимуллина О.А. - Монография ч.1: Казань, 2011. -184с.

Б.Минуллина Э И. Социокультурное проектирование процесса гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи/Минуллина Э.И.- автореф.канд. дисс, Казань, 2017. -24с.

6.Рубинштейн М.Л.Основы общей психологии / Рубинштейн С.Л. - Спб: ПИТЕР, 2001 - 720 с.

7. Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. А.М. Прохоров - М., 1989. - 640 с.

УДК 37.013.42

ТЛЛукишина

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

В статье представлены результаты исследования, проведённого в 2016 году, направленного на анализ патриотизма молодежи в условиях трансформации российского общества.

Ключевые слова: молодежь, патриотизм, участники поискового движения, патриотические ценности и установки

TALukishina THE YOUTH'S PATRIOTISM FORMATION OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN THE CONTEXT SOCIOCULTURAL MODELING

The articfe concerns the probfems of the youth's patriotism formation in the Republic of Tatarstan. Based on the data of the specific study carried out in 2016, the issues of the youth's patriotism formation of in the region have been analyzed The sample includes: the organizers of patriotic development of children and young people in state institutions and the activists of "Snezhny Dessant" - participants of search expedition for finding and burying remains of soviet soldiers dead during Great Patriotic War in the combat fields of 1941-1942 in the Nizhny Novgorod region (Death Valley). The study showed The specificity of patriotic feelings of respondents is significantly influenced by professional and social activities. Patriotism plays a consolidating role in the formation of the social structure of society and acts as a significant political resource that ensures the stability of Russian society in conditions of implementing structural transformations and the formation of new values. The problems associated with the reassessment of existing values and the clash of values and interests of different social strata affect the patriotic sentiments of the groups under study.

Keywords: youth, patriot, patriotic values and attitudes, the participants of the search movement

О том, что патриотизм как объект исследования находится в фокусе внимания представителей различных научных направлений, российских властей, общественных организаций и других объединений, свидетельствуют многочисленные исследования различного уровня, а также специальные государственные программы [1]. Развитие патриотизма у молодых людей является важной государственной задачей в условиях формирования гражданского общества в современной России. Такое внимание в современной научной и общественной риторике связано с комплексными проблемами пат-

риотизма. Последние можно понимать иерархически: от теоретико-методологических проблем, связанных с интерпретацией информации с помощью различных теоретических составляющих до проблем внедрения опыта специалистов по решению актуальных задач патриотического воспитания в образовательном пространстве [3, с.91].

Отметим, что дискурс патриотизма имеет прагматический характер, связанный с потенциалом протестных действий молодежи, на которой отрицательно сказываются проблемы качества жизни, трудоустройства, мировоззренческой неустойчивости. Последнее выступает следствием утраты духовных ценностей в период трансформации российского общества и отсутствия внимания в работе с молодыми людьми, что отразилось на формировании их патриотических установок и ценностей. Отечественный исследователь Подъячев К.В. в качестве примера организованной пропаганды исторических (пусть и вымышленных) свидетельств величия страны, «национальных ценностей» и т.п. приводит украинские события [6, с.2313].

Автор данного исследования солидарен с выводами учёного, суть которых состоит в том, что противостоять процессу перехода социального феномена патриотизма в фанатический национализм в условиях многонациональной и многоконфессиональной России возможно только при активном участии профессиональных сообществ (учителей, профессионалов своей деятельности, представителей образования, науки и культуры) гражданского общества.

На сегодняшний день содержание понятия «патриотизм» трансформируется вместе с изменением системы ценностей современного общества. Традиционное определение патриотизма, подразумевающее любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины не вписывается в социальный контекст современного российского общества. Характерным для молодых людей является выражение патриотизма, прежде всего, на эмоциональном уровне, тогда, когда ценностная лояльность к государству оттесняется недостаточностью условий для самореализации молодежи. Иными словами, «Родина» и «Государство» более не являются сторонами одной медали.

В связи с таким положением дел, неудивительно, что «наряду с милитаризацией риторики, использованием лейтмотивов угрозы и защиты, ещё одной чертой современного властного дискурса в отношении молодёжи является лейтмотив «традиционные ценности, способствующих не изменениям, а конформизму и «стабильности», за которыми прочитывается стремление к сохранению властной элитой своих позиций». Как отмечает Ясавеев И.Г. изменение конструкции «национальная идея» - от конкурентоспособности страны во всех сферах к патриотизму, понимаемому как готовность защищать государство военными средствами от внешних и внутренних врагов [7, с.61].

Коллектив авторов в своей работе [5], посвященной патриотическому воспитанию молодежи, отмечает, что существует множество разновидностей теорий патриотизма, затрагивающих следующие вопросы (темы) и проблемы: вопросы патриотической и национальной идеологии; патриотического воспитания и сознания; социокультурного и аксиологического содержания патриотизма и др.

На наш взгляд, патриотизм определяют:

• организация обратных связей в социальной системе;

• обеспечение определенного порядка в системе социальной стратификации;

• согласование с базовыми институтами в системе координат основных общественных сфер -экономической, политической и идеологической;

• особенности информационного глобального пространства: интеграция, диверсификация, интернационализация, консьюмеризация прагматизация, виртуализация;

• система социальных связей и отношений, посредством которых осуществляется регуляция совместной патриотической деятельности представителей различных социально-профессиональных групп внутри социальной структуры, механизмами которой выступают статусно-ролевая структура данного сообщества и соответствующие ей функциональные обязанности отдельных его членов;

• объективные факторы, среди которых политические, экономические и культурные и субъективные факторы - интеллектуальное, моральное, культурное состояние представителей наиболее патриотично настроенных групп молодежи, которые оказывают влияние на формирование патриотических установок и ценностей;

• явные функции, среди которых - воспитательная, обучающая, ценностно-нормативная, инте-гративная, социального контроля, социокультурная, социализации и гомогенизации общества;

• латентные функции, к которым относится объединение членов определенных социальных групп в эмоциональной солидарности в агрессии;

• кризис цели как телеологическая проблема, обусловленная процессами глобальной интеграции и ослаблением влияния культуры в условиях открытого общества [8].

Обратимся к анализу данных конкретного исследования патриотических ценностей и установок молодежи Республики Татарстан [4]. Эмпирическим объектом анализа выступили специалисты, курирующие вопросы патриотического воспитания в различных муниципальных образованиях Республики Татарстан, организаторы патриотического воспитания в образовательных учреждениях, руководители военно-патриотических клубов и объединений, условно обозначаемая нами как группа респондентов ОПВДиП и участники некоммерческого партнерства «Снежный десант» (СД), выступающие в нашем исследовании представителями гражданского общества. Респонденты являются участниками поисковых экспедиций по нахождению и захоронению останков советских воинов ВОВ на местах боев 1941-1942 гг. в Новгородской области (Долина смерти). Имея в виду цели профессиональной и общественной деятельности организаторов патриотического воспитания (ОПВДиП) и Снежного десанта, в нашем исследовании они изучались в качестве эталонных, наиболее патриотичных, групп молодежи.

Одними из основных индикаторов сформированности патриотических ценностей и установок в исследовании выступили ответы респондентов на следующие вопросы (темы): «Можете ли Вы назвать себя патриотом России?», «Факторы, негативно влияющие на формирование нравственно-патриотических качеств молодежи», «Мнение респондентов о патриотизме россиян», «Готовность эмигрировать из страны».

Ответы респондентов на дихотомический вопрос «Можете ли Вы назвать себя патриотом России?» распределились следующим образом. Абсолютно все организаторы ОПВДиП, 89.3% участников СД считают себя патриотами. Лишь незначительная часть респондентов (10.7% - СД) не самоидентифицируют себя с патриотами. Можно предполагать, что данная позиция сформирована под давлением отрицательных последствий трансформации российского общества, следствием которых явилась социальная аномия. С другой стороны, респонденты СД воспринимают поисковую деятельность по нахождению и захоронению останков павших в боях за Родину советских воинов как свой священный долг, но осуждают государство, которое не могло дать достойный последний покой своим защитникам.

Позиция «Готовность действовать в интересах Родины» является неотъемлемой частью понятия «патриотизм» для 50% молодых мужчин в группе ОПВДиП, 21.4% участников СД. Подавляющее же большинство молодых людей в группе СД (78.6%) вкладывают иное значение в понимание патриотизма, и, не имея намерения действовать во благо Родины, считают себя патриотами (рис. 1).

юо%

89,3%

50%

ОПВДиП СД

Рис.1. Патриотическое самоопределение респондентов

При оценивании патриотизма россиян, больше половины респондентов всех групп выбрали позицию «Абсолютное большинство жителей страны - её патриоты» (54.5% - ОПВДиП, 64.3% - СД). Для 40.9% представителей ОПВДиП 14.3% - СД, подошел вариант ответа «Не думаю, что много. В моем ближайшем окружении таковых нет». Считают, что патриотизм в России совсем не развит 17.8 % опрошенных из группы СД.

Первенство респонденты обеих групп отдали военным (76.2% - ОПВДиП, 46.2% - СД). Патриотизм других социальных групп оценивается ими не так однозначно. 28,6% организаторов ПВДиП считают наиболее патриотично настроенными россиян из числа рабочих, 23.8% - представителей духовенства (рис.2).

Можно сказать, что за основной критерий патриотизма респондентами принимаются профессиональные или общественные обязанности: большинство ожидают и надеются, что и военные и политики действуют как патриоты своей страны.

Для респондентов ОПВДиП «специалисты» в качестве патриотов - в аутсайдерах (4.8% и 13.4% упоминаний соответственно). Но 30.8% участников Снежного десанта видят «специалистов» (врачей, учителей, инженеров, юристов и т.д.) на высокой, второй, позиции в иерархии наиболее патриотичных социальных групп.

Вероятно, такое распределение отражает социальную принадлежность респондентов. Известно,

что движение Снежных десантов зародилось в студенческой среде в 1980-х и было очень востребованным как в целом для страны, так и для самой молодежи. Учитывая, что поисковое движение имеет межпоколенную практику участия в полевых работах, логично предположить, что большинство из социального окружения респондентов Снежного Десанта, в том числе, и в первую очередь, в родительской семье, имеют и диплом специалиста, и опыт участия в движении, т.е. именно «специалисты» и эмоционально и на активном поведенческом уровне вовлечены в патриотическую деятельность.

Распределение ответов респондентов на вопрос "Патриотизм в наибольшей степени присущ/'

Другим

ДухоВеНСтВу

Рабоч им Специалистам Руководителям Визнесменам, предпринимателям С Военным

Государственным служащим Политикам

1 14.3% 19.2% 1

1

1 23.8% 1

1 28,6% 1

зо,з% 1

1

1 9.5% 7.7% 1

»6

1 76.2% 46,2%

1 9.5% 7.7% 1

1

1 4,8% 11,5% 1

IОПВДиП

СД

Рис.2. Мнение респондентов о патриотизме россиян

В исследовании также изучалось мнение респондентов о причинах, которые негативно влияют на формирование нравственно-патриотических качеств.

Проанализируем данные по группам.

Больше половины респондентов ОПВДиП выделили позицию «ненормальная обстановки в семье» (52.4% выборов), что согласуется с их мнением о том, что семья является наиболее значимым со-циализатором, оказывающим влияние на формирование патриотических установок и ценностей.

Второе место по количеству ответов респондентов ОПВДиП принадлежит варианту «Резкое расхождение слов и реального поведения российской элиты: призывы к патриотизму для всех остальных, кроме себя» (42.9% выборов).

За последние годы произошли существенные изменения в отношении государства к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, и в данном контексте ситуация в стране потеряла черты неопределенности. Однако, в условиях длительного процесса трансформации российского общества и отсутствия доверия к элите, воспроизводящей и демонстрирующей интеллектуальную, идейную и нравственную слабость, культивировать гражданскую позицию личности молодого человека достаточно сложно.

Третье место в ответах респондентов ОПВДиП разделили позиции «Отрицательное влияние друзей, товарищей» (33.3% выборов) и «Недостатки в воспитательной работе педагогов» (33.3% выборов).

Участники СД в качестве причин, в наибольшей степени отрицательно влияющих на формирование нравственно-патриотических чувств молодежи, отметили позиции «Отсутствие ясной патриотической идеи в обществе и ее слабое проявление в сознании многих людей» (40% выборов) и «Резкое расхождение слов и реального поведения российской элиты: призывы к патриотизму для всех остальных, кроме себя» (40% выборов).

Второе место представители СД отдали позиции «Отсутствие возможности по-настоящему проявить себя в профессии, в любимом занятии, в общественной работе» (36% выборов).

Полученные данные позволяют сделать вывод, что социально-экономические условия при изучении процесса формирования патриотических ценностей и установок, патриотической социализации молодых людей являются чрезвычайно важными, поскольку именно социально-экономические условия обуславливают несовпадение жизненных ценностей, целей и условий самореализации молодежи

Отметим, что около четверти опрошенных в группах (27.3% - ОПВДиП, 21.4% - СД) оценивают свое материальное положение как стабильное, то есть денег достаточно для приобретения необходимых продуктов питания, одежды, обуви. По данному признаку названную группу респондентов отнесем к необеспеченному слою: их жизненный уровень ограничен качественным питанием и товарами первой необходимости. 27.3% респондентов ОПВДиП, 21.4% - СД оценивают свой уровень жизни несколько выше. Однако, учитывая такой показатель индекса уровня жизни как возможность приобретения автомобиля, данную категорию мы соотносим с медианными слоями населения. Общий процент медианного (пограничного) класса респондентов составил 54.6% в группе ОПВДиП, 42.8% - в

группе СД. Таким образом, среди респондентов значительную часть составляют представители медианных, то есть пограничных слоёв населения._

Респонденты о материальном положении своей семьи

СД

ОП ВДиП

Ш W

7,1% 42,8% 42,9%

¿¡5%

54,6%

27,3%

I Бедный класс ■ Медианный класс Стратифицированный средний класс

Рис. 3. Социальная стратификация респондентов

Стратифицированный средний класс представлен в группах следующим образом: 27.3% - опрошенных среди ОПВДиП, 42.9% - в группе СД. В целом, можно сказать, что данные по социально-экономическому распределению респондентов отражают стратификационную модель современного российского общества.

Позиция «Неэффективная работа по подготовке молодых людей к службе в армии» обозначена 28% выборов респондентов в группе СД. Такие причины, как ближайшее окружение и семья, неудовлетворительная воспитательная работа педагогов, формализм работы с молодежью, отмечены в 20% выборов для каждой. Данная проблема осознается всем обществом, так как существуют противоречия во взаимодействии общества и армии, что отражается в ответах респондентов. В монографии, посвященной исследованию патриотического воспитания молодежи Ростовской области [5, с.43], авторский коллектив охарактеризовал составляющие понятия патриотизма: любовь к Родине связана с природ-но-экологическими, психологическими и культурными привязанностями, а ее компоненты (гордость и готовность служить) связаны с политико-территориальной организацией жизни. При этом служение выступает в качестве элемента патриотизма, посредством которого наиболее сильно выражена связь государства с гражданами.

Ответы респондентов об участии в политических партиях и общественных движениях и группах являются маркером их социальной активности в желании изменять жизнь к лучшему.

Респонденты эталонных групп групп активно реализуют свою гражданскую позицию: 22.7% представителей ОПВДиП являются членами политических партий и 46.4% участников СД - членами общественных организаций, движений. Несомненно, ведущими являются личностные мотивы, но влияние ближайшего социального окружения также возможно.

Однако, значительное число организаторов ПВДиП (44.5%) совершенно уверены, что не хотят принадлежать к каким-либо политическим и общественным объединениям, т.е. они выбирают совершенно пассивную позицию, не веря в свои возможности повлиять на общественную жизнь.

Таким образом, патриотизм - это социальный феномен любого общества. Речь идет, прежде всего, о том, что данное понятие находит отражение в функционировании социальных институтов общества и выполняет функции связющего звена в системе «личность-общество-государство». Патриотизм играет консолидирующую роль в формировании социальной структуры общества и выступает в качестве значимого политического ресурса, обеспечивающего устойчивость российского общества в условиях осуществления структурных преобразований и становления новых ценностей.

Литература

1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 20162020 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года №1493.

2.Иванова М.С., Филоненко В.И. Патриотические установки студентов вуза: структура и специфика [Электронный ресурс] URL: http://joumal-nio.com/mdexphp?Itemid=159&catid=116%3Amay&id=4565%3A2016-05-12-06-52-25&option=com_content&view=artide (дата обращения: 09.03.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.Кашуркина С.С., Лукишина Т.А. Проблемы формирования патриотизма в контексте трансформационных процессов российского общества / / Дискуссия. №3 (78), 2017. С.90-98.

4. Некрасов А.Ю., Кашуркина С.С., Лукишина ТА Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Патриотические ценности и установки молодежи Республики Татарстан». - Казань: НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования». Лаборатория моделирования региональных систем патриотического воспитания. 2016. 96 с.

5.Патриотическое воспитание молодежи ростовской области: проблемы, перспективы и новые подходы: коллективная монография / Отв.ред. Ю.Д. Волков. Изд-во: МарТ, Ростов-на-Дону, 2013. 159 с.

6.Подъячев К.В. Роль гражданского общества в трансляции ценностей патриотизма: опыт российских ло-кальностей // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 1921 октября 2016 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А Мансуров — Электрон. дан. - М.: Российское общество социологов, 2016. С. 2312-2322.

7.Ясавеев И.Г. Лейтмотивы властной риторики в отношении российской молодежи // Социологическое обозрение. 2016. Т.15. № 3. С.46-67.

8.Nurullin, R., 2014. Personality Formation and Education in Multicultural Field jf Social Life. Middle-East Journal of Scientific Research 21(1): 38-42. 2014 [ISSN 1990-9233, ©IDOCI Publications, 2014 DOI: 10.5829/idosi.mejsr.2014. 21.01.21174]

УДК-796

В.Л.Калманович, Р.Р.Хайруллин, Р.Ш.Имангулов

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ

В статье рассматривается влияние физической культуры и спорта на стрессоустойчивость студентов ВУЗов. На основе проведенных исследований в Казанском государственном институте культуры, выявлено, что занятия физической культурой и спортом благотворно влияют на стрессоустойчивость студентов.

Ключевые слова: физическая культура, стрессоустойчивость, спорт; физическая нагрузка.

VladimirL.Kalmanovich, Rafael R.KhairuUin, Rais SH.Imangulov THE RELATIONSHIP OF STRESS AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF CREATIVE UNIVERSITIES

In our paper we study the influence of physical culture and sport for the stress of University students. The Kazan state Institute of culture studies have been conducted with students of the 2nd course full-time music faculty. The aim of our research is to study the impact of stress on students and its prevention with the help of physical exercises and sports. In our study, we used the following methods and techniques: a survey "Signs of stress", a self-assessment test of stress tolerance S.G.Cohen and Williamson and test of training stress developed by Yu. V. Shcherbatykh. From our studies it was revealed that physical activity and sports are beneficial for the stress of students and it can be concluded that students involved in sports are more resistant to stress and recover faster from it than the students, whose state of his health do not systematically engage in physical exercise.

Key words: physical culture, stress, stress, sport, physical training.

Для студента сегодня стресс является несверхъестественным явлением, а скорее ответом на накопившиеся проблемы, на постоянный процесс борьбы с каждодневными трудностями. Стрессовое состояние у студента может быть вызвана многими причинами, связанными с обучением в ВУЗе или личной жизнью студента. Стрессовое состояние вредно для организма человека, но иногда стресс и полезен. Полезный стресс прибавляет нам сил и энергии, а вредный проявляется в виде различных расстройств и болезней.

Актуальность нашей темы объясняется тем, что надо изучать проблему борьбы со стрессом. Эта проблема определяется современными реалиями нашего общества, то есть усиленно накапливать психологическое давление на человека. И в то же время очень мало способов избавляется стрессовых состояний. Умение бороться со стрессовыми ситуациями является залогом не только психического здоровья человека. Существует множество методов борьбы со стрессом, преодоление стресса посредством спорта это самый простой и эффективный и способ, позволяющий с помощью физических упражнений изменить свое психологическое равновесие. Занятия физической культурой и спортом восполняют потребности организма в физическом труде [3].

Целью нашего исследования является изучение влияния стресса на студентов и его профилактика с помощью физических упражнений и занятий спортом.

Методы и приемы исследования:

1. анкетирование «Признаки проявления стресса»;

2. тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;

3. тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых.

Результаты иследований мы представили в форме таблиц.

В нашем исследовании участвовали студенты 2-го курса очного отделения музыкального факультета Казанского государственного института культуры, две группу в количестве по 30 человек, студенты обеих групп закончили первые две сессии на 4 и 5, в первой группе были студенты, обучающиеся в основной группе, но часто пропускающие занятия по физической культуре из-за болезней, вторая группа состояла из студентов, которые выступают за сборные команды ВУЗа по видам спорта и посещают спортивные секции. Первая группа контрольная - мы ее назвали «физкультурники», вторая группа экспериментальная назвали ее - «спортсмены» [1].

Диагностика стресса проводилась во время зимней сессии 2016-2017 учебного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.