Научная статья на тему 'Проблемы формирования патриотизма молодежи в контексте трансформационных процессов российского общества'

Проблемы формирования патриотизма молодежи в контексте трансформационных процессов российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
356
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И УСТАНОВКИ / СОЦИАЛИЗАТОРЫ / УЧАСТНИКИ ПОИСКОВОГО ДВИЖЕНИЯ / РАБОЧАЯ МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / YOUTH / PATRIOT / PATRIOTIC VALUES AND ATTITUDES / SOCIALHISTORY / THE PARTICIPANTS OF THE SEARCH MOVEMENT / YOUNG WORKERS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кашуркина С. С., Лукишина Т. А.

В данной статье рассматриваются проблемы формирования патриотизма молодежи, являющиеся отражением кризиса российского общества в условиях его трансформации. Изложены основные результаты исследования, проведённого в 2016 году. Проанализированы ключевые проблемы формирования патриотизма молодежи в Республике Татарстан. Изучены патриотические ценности и установки представителей трех групп республиканской молодежи. В первую группу вошли специалисты, курирующие вопросы патриотического воспитания в различных муниципальных образованиях Республики Татарстан. Ко второй группе отнесены участники некоммерческого партнерства «Снежный десант». Третья группа представлена рабочей молодежью, учащимися колледжей, студентами. Важнейшим условием формирования патриотических установок является социально-психологическая атмосфера в семье. Влияние школы в данном контексте, влияние социальной практики, связанной с теоретико-методологической деятельностью и полевыми работами по обнаружению и захоронению останков погибших в сражениях Великой Отечественной войны, вторичны. Результаты исследования показали, что большинство представителей эталонных групп, определяя себя как патриотов, тем не менее не готовы проявить личностную активность в укреплении могущества Родины и не готовы к защите Отечества. Они не могут представить себя в роли лидера, не выражают открыто свою гражданскую позицию, проявляют социальную апатию, незрелость, инфантилизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth’s patriotism formation problems in the context of transforming processes of russian society

This article discusses the problems of the youth’s patriotism formation, which can be considered as a reflection of the crisis of the Russian society in conditions of its transformation. The paper provides the main results of the research conducted in 2016. The authors analyze the key problems of youth’s patriotism formation in the Republic of Tatarstan. The research studies patriotic values and attitudes of the three groups of Republican ’s youth. The first group includes specialists in charge of patriotic education in different municipalities of the Republic of Tatarstan. The second group includes members of the nonprofit partnership «the Snow landing». The third group is presented by the working youth, college learners and students. Essential for the formation of patriotic attitudes is a socio-psychological atmosphere in family. The impact of the school in this context, the influence of social practices associated with theoretical-methodological activities and field work of detecting and burial of the remains of those killed in the battles of the Great Patriotic war (DM) are secondary. The study showed that most of the representatives of reference groups, defining themselves as patriots, don’t want to exercise personal activity in strengthening of the homeland and not ready to defend the Fatherland. They can’t imagine themselves in the role of a leader and do not express openly their citizenship, showing social apathy, immaturity and infantilism.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования патриотизма молодежи в контексте трансформационных процессов российского общества»

С.С. Кашуркина, канд. социол. наук, зав. лабораторией моделирования региональных систем патриотического воспитания,

Т.А. Лукишина, инспектор отдела аналитических исследований и разработок, Центр социально-гуманитарного образования, г. Казань, Россия, [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В данной статье рассматриваются проблемы формирования патриотизма молодежи, являющиеся отражением кризиса российского общества в условиях его трансформации. Изложены основные результаты исследования, проведённого в 2016 году. Проанализированы ключевые проблемы формирования патриотизма молодежи в Республике Татарстан. Изучены патриотические ценности и установки представителей трех групп республиканской молодежи. В первую группу вошли специалисты, курирующие вопросы патриотического воспитания в различных муниципальных образованиях Республики Татарстан. Ко второй группе отнесены участники некоммерческого партнерства «Снежный десант». Третья группа представлена рабочей молодежью, учащимися колледжей, студентами. Важнейшим условием формирования патриотических установок является социально-психологическая атмосфера в семье. Влияние школы в данном контексте, влияние социальной практики, связанной с теоретико-методологической деятельностью и полевыми работами по обнаружению и захоронению останков погибших в сражениях Великой Отечественной войны, вторичны. Результаты исследования показали, что большинство представителей эталонных групп, определяя себя как патриотов, тем не менее не готовы проявить личностную активность в укреплении могущества Родины и не готовы к защите Отечества. Они не могут представить себя в роли лидера, не выражают открыто свою гражданскую позицию, проявляют социальную апатию, незрелость, инфантилизм.

Ключевые слова: молодежь, патриот, патриотические ценности и установки, социализа-торы, участники поискового движения, рабочая молодежь, студенты.

Особенностью современного этапа развития российского общества на макро-и микроуровне является значительный рост интереса к проблемам патриотического воспитания молодежи, осознание значимости уважения к отечественной истории, культуре, к традициям нашего народа, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.

Проблемы, связанные с формированием патриотических ценностей и установок, находятся в фокусе внимания представителей

различных научных направлений, политических партий, общественных организаций, движений и других объединений. Развитие и формирование патриотизма у молодых россиян является задачей государственной важности, приоритетной функцией социальных институтов - семьи, школы, СМИ и др. Такие элементы патриотизма, как патриотическое сознание, патриотические чувства, патриотическая деятельность, патриотическое поведение и др. играют консолидирующую роль в формировании государствен-

ности и гражданственности. Приоритеты го- ципальных образованиях Республики Татар-

сударства по патриотическому воспитанию стан, организаторы патриотического воспи-

граждан Российской Федерации отражены тания детей и подростков в образовательных

в целевой государственной программе.1 учреждениях, руководители военно-патрио-

Противоречивый тических клубов и объ-

характер проблем, связанных с формированием патриотических ценностей и установок молодежи, определяет актуальность патриотизма как объекта исследования в российской науке и образовательной практике. В современном российском научном знании выделяют следующие комплексные проблемы патриотизма:

— теоретико-методологические, связанные с интерпретацией информации с помощью различных теоретических составляющих, взаимодополняющих друг друга;

— связанные с переоценкой существующих ценностей и столкновением ценностных позиций и интересов различных социальных страт, что определяет траектории развития различных социальных институтов и оказывает влияние на патриотические настроения;

— проблемы внедрения опыта специалистов по решению актуальных задач патриотического воспитания в образовательном пространстве;

— связанные с социальными практиками патриотического движения.

Лабораторией моделирования региональных систем патриотического воспитания НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» были проанализированы ключевые проблемы формирования патриотизма молодежи Республики Та-

Участники опроса с небольшими различиями в количественном отношении сходятся во мнении, что изучение истории, культуры страны является важным элементом ценностного отношения к своему Отечеству.

тарстан.2 Эмпирическим

объектом анализа выступили представители трех групп республиканской молодежи. Выборочная совокупность составила 170 человек.

В первую группу (ОПВДиП) вошли специалисты, курирующие вопросы патриотического воспитания в различных муни-

Подавляющее большинство молодых людей в группах СД и УРС (78,6% и 82,4% соответственно)

считают себя патриотами, не имея намерения действовать во благо Родины.

единений.

Ко второй группе отнесены участники некоммерческого партнерства «Снежный десант» (СД), выступающие в нашем исследовании в качестве представителей гражданского общества. Респонденты являются участниками поисковой экспедиции по обнаружению и захоронению останков советских воинов Великой Отечественной войны на местах боев 19411942 годов в Долине смерти (Новгородская область).

С учетом цели профессиональной и общественной деятельности организаторов патриотического воспитания и «Снежного десанта» в нашем исследовании они изучались в качестве эталонных, наиболее патриотичных, групп молодежи.

Третья группа (УРС) представлена учащимися колледжей (колледж информационных технологий «КИТ» при КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева; другие колледжи Республики), рабочей молодежью (ПАО «Казанский вертолетный завод»), студентами, обучающимися на заочном отделении ЧОУ ВПО «Институт государственного администрирования (г. Казань)», слушателями курсов повышения квалификации НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования».

— Основными индикаторами сформирован-ности патриотических ценностей и установок в исследовании выступили ответы респондентов на следующие вопросы (темы): «Представления о патриотизме», ««Можете ли Вы назвать себя патриотом России?», «Отношение к службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации», «Готовность действовать на бла-

го Родины», «Готовность эмигрировать из страны».

«Представления о патриотизме». По определению, патриот - это человек, который любит свое Оте- — чество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.3 Проанализируем ответы респондентов в данном контексте (вопрос анкеты «Патриотизм для Вас означает...»). Лидирует позиция «Признание ценности Родины, её значимость наравне с дружбой, семьёй, работой» - ее выбрали около половины респондентов во всех группах (54,5% - ОПВДиП, 50,0% - СД, 53,8% - УРС). Это объясняется ощущением патриотизма как социального чувства, содержанием которого является потребность в принадлежности и любви (по А. Маслоу).4

Обратившись к когнитивному уровню объяснения значения патриотизма, отметим следующее. Участники опроса с небольшими различиями в количественном отношении сходятся во мнении, что изучение истории, культуры страны является важным

«Готовность

Значимость патриотизма как ценности признается всеми группами современной республиканской молодежи, а участие в патриотической деятельности способствует формированию отношения молодых людей к патриотизму не как к абстрактному понятию, а на эмоциональном уровне.

элементом ценностного отношения к своему Отечеству (27,3% - ОПВДиП, 17,9% - СД, 25,2% - УРС).

действовать в интересах Родины» является неотъемлемой частью понятия «патриотизм» для 50,0% молодых мужчин в группе ОПВДиП, 21,4% участников СД и 17,6% представителей УРС. Таким образом, только половина молодых людей в возрасте до 35 лет в группе ОПВДиП имеют сформированные патриотические установки и готовы действовать в интересах Родины. Подавляющее же большинство молодых людей в группах СД и УРС (78,6% и 82,4% соответственно) вкладывают иное значение в понимание патриотизма и считают себя патриотами, не имея намерения действовать во благо Родины (рис. 1).

Ответы респондентов на дихотомический вопрос «Можете ли Вы назвать себя патриотом России?» распределились следующим образом. Абсолютно все члены группы ОПВДиП, 89,3% участников СД, 77,5% представителей УРС считают себя патриотами. Лишь незначительная часть

Рис. 1. Патриотическое самоопределение респондентов

респондентов (10,7% - СД, 18,3% - УРС) не самоидентифицируют себя с патриотами. Можно предположить, что четкая негативная позиция в данном случае является результатом трансформации экономической, политической, социальной, культурной, духовной сфер жизни российского общества. Отрицательным последствием данных изменений стала девальвация духовных ценностей, особенно патриотических, что оказало непосредственное влияние на формирование личности молодых людей. С другой стороны, респонденты СД воспринимают поисковую деятельность по обнаружению и захоронению останков павших в боях за Родину советских воинов как свой священный долг, но осуждают государство за то, что оно не смогло обеспечить достойный вечный покой своим защитникам.

Подчеркнем, что значимость патриотизма как ценности признается всеми группами современной республиканской молодежи, а участие в патриотической деятельности способствует формированию отношения молодых людей к патриотизму не как к абстрактному понятию, а на эмоциональном уровне. Так, участники поискового движения «Снежный десант» имеют глубоко личностное отношение к категории патриотизма и ставят ее на один уровень с такими нравственными категориями, как совесть, порядочность, справедливость, честность, ответственность.

В исследовании анализировались пути становления респондентов как патриотов. Значительное число респондентов выбрали позицию «Меня так воспитали в семье» (54,5% - ОПВДиП, 32,1% - СД, УРС -33,3%). Влияние других социализаторов на формирование патриотических установок представители ОПВДиП, СД, УРС оценили следующим образом: ближайшее окружение - 9,1, 35,7, 2,6%; учителя - 13,6, 10,7,

12,8% соответственно. Позицию «книги, фильмы и другие произведения искусства» выбрали незначительное число респондентов - 4,5, 3,6, 6,0% соответственно. Ни в одной группе респонденты не отметили СМИ как агента патриотической социализации, хотя результаты многочисленных исследований позволяют утверждать, что СМИ играют важную роль в формировании социальных ценностей и установок. Наряду с телевизионными фильмами они конструируют социальную реальность, то есть определяют, формулируют ее и представляют общественности.5

Отсюда следует, что важнейшим фактором формирования патриотических установок является социально-психологическая атмосфера в семье. Влияние школы в данном контексте, влияние социальной практики, связанной с теоретико-методологической деятельностью (ОПВДиП) и полевыми работами по обнаружению и захоронению останков погибших в сражениях Великой Отечественной войны (СД), является вторичным.

Авторы данного исследования солидарны с выводами, сделанными специалистами Центра содействия национально-культурным объединениям, суть которых в том, что для обеспечения стабильности развития системы формирования личностного патриотизма необходимо широкое распространение институционализированных форм патриотического воспитания (наряду с семьей, ближайшим окружением и пр.)6.

«Готовность эмигрировать из страны». Несмотря на достаточно позитивные оценки опрошенных относительно их патриотических установок, респонденты дали неоднозначные ответы на вопросы, касающиеся возможной эмиграции.

Первый вопрос нацелен на выяснение опыта пребывания респондентов за границей. Отдых назван основным поводом вы-

Ни в одной группе респонденты не отметили СМИ как агента патриотической социализации, хотя результаты многочисленных исследований позволяют утверждать, что СМИ играют важную роль в формировании социальных ценностей и установок. Наряду с телевизионными фильмами они конструируют социальную реальность, то есть определяют, формулируют ее и представляют общественности.

езда в другие страны половиной (50,0%) опрошенных из группы СД, 27,3% -в ПВДиП, 27,5% - в группе УРС. Незначительное количество поездок связано с работой респондентов и получением ими образования. Никогда не были за границей, но хотели бы поехать 40,9% представителей группы ОПВДиП, 28,6% - СД, 35,8% -УРС. Проявили личную незаинтересованность в загранпоездках 22,7% респондентов из группы ОПВДиП, 10,7% - СД, 34,2% -УРС.

При ответе на прямой вопрос о выборе постоянного места жительства подавляющее большинство респондентов во всех группах обозначили социально одобряемый ответ «остаться в своем городе, населенном пункте» (63,6% - ОПВДиП, 64,3% - СД, 75,6% - УРС). Только 9,1% представителей ОПВДиП, 17,9% - СД, 12,6% - УРС определили переезд в другую страну для себя как желательный. Однако на косвенный вопрос о знакомых, живущих за границей или планирующих отъезд, даны иные ответы. Значительное количество респондентов отметили, что имеют в ближайшем социальном окружении людей, которые уехали или хотят уе-

хать за границу (63,6% - ОПВДиП, 67,8% -СД, 49,1% - УРС).

Еще более противоречат предыдущим высказываниям ответы респондентов на провокационный вопрос «Если Вы хотели бы уехать в другую страну, то.». Вариант ответа «пока только думаю об этом» выбрали 22,7% респондентов из группы ОПВДиП, 35,7% - из СД, 22,7% - в группе УРС (рис. 2). Вариант «собираю информацию об условиях для эмигрантов в разных странах (конкретной стране)» обозначили 10,7% представителей СД, 10,8% - УРС. Вариант «предпринимаю конкретные шаги: улучшаю свой иностранный язык, участвую в конкурсах на предоставление стипендий, грантов, высылаю резюме в известные компании и т.д.» - 13,6% респондентов из группы ОПВДиП, 25,0% - СД, 7,5% - УРС.

Итак, получается, что 36,3% участников ОПВДиП, 46,4% - СД, 67,5% - УРС имеют сформированные установки на переезд в другую страну. Против заявленных ранее 9,1, 17,9, 12,6% соответственно ответов на вопрос о желании эмигрировать из России. Таким образом, исследование показало, что, несмотря на априорное наличие патри-

УРС

сд

ОПВДиП

49,2% 10,8% 7,5%

35,7%

10,7%

25,0%

22,7%

13,6%

I Пока только думаете об этом

Собираетеинформацию об условиях для эмигрантовв разных странах (конкретнойстране)

I Предпринимаете конкретные шаги: улучшаете свой иностранный язык, участвуете в конкурсах на предоставление стипендий, грантов, высылаете резюме в известные компании и т.д.

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос «Если Вы хотели бы уехать в другую страну, то...»

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций *

Рис. 3. Декларируемые и реальные эмиграционные установки респондентов

отического сознания у подавляющего большинства членов всех групп, у значительной их части есть желание эмигрировать (рис. 3).

«Отношение к службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации». Мы предложили молодым людям допризывного и призывного возраста выразить свое отношение к службе в армии. Нельзя не заметить, что почти половина опрошенных респондентов в возрасте до 35 лет (50,0% - представители ОПВДиП, 46,4% -СД, 45,0% - УРС) не ответили на данный вопрос. Это свидетельствует не только о существовании социальной проблемы в данной сфере, но и о наличии у значительной части респондентов глубокого внутриличностного конфликта, то есть противоречивых и взаимоисключающих мотивов, ценностей и целей. Особенно это справедливо в отношении представителей группы ОПВДиП - специалистов, работающих в государственных структурах с целью патриотического воспитания молодежи, но не имеющих положительных установок по отношению к выполнению своего гражданского долга по защите Отечества.

Среди ответивших 27,3% респондентов из группы ОПВДиП, 35,7% - из СД, 31,7% -из группы УРС выбрали ответ «Служба в армии необходима обществу, и я рассматриваю её как выполнение своего долга, хотя и не

испытываю личной заинтересованности в изучении военного дела». То есть даже на когнитивном уровне лишь незначительной частью респондентов призывного возраста служба в армии признается в качестве необходимого элемента функционирования общества. Воинская служба представляется интересной и привлекательной лишь для 18,2% организаторов ПВДиП, 10,7% участников «Снежного десанта», 13,3% опрошенных в группе УРС.

Таким образом, данные нашего исследования подтверждают выводы ВЦИОМ: несмотря на то, что влияние и престиж российской армии с каждым годом возрастают, служба воспринимается как обязанность, а не личный выбор, связанный с идеей служения обществу.7

Результаты проведенного исследования также позволяют говорить о социальной инфантильности представителей ОПВДиП и «Снежного десанта».

Вопрос «Знаете ли Вы, что нужно делать на благо своей Родины? Если бы Вы стали Президентом РФ, какие решения приняли немедленно?» вызвал значительные затруднения: 77,3% респондентов из группы ОПВДиП и 57,2% представителей СД не смогли сформулировать ответ на него.

При этом ответившие на вопрос представители группы ОПВДиП обозначили в ка-

честве основных действий на благо Родины исключительно карательные меры: «Убрать формальность, наказывать строже чиновников открыто», «Список государственных чиновников с запретом на выезд и имущество за рубежом», «Зарплату депутатам Государственной думы РФ снизить до 100 тыс. р.», «Изъять ворованные деньги у олигархов, губернаторов» и пр.

Представители СД обозначили более широкий круг проблем, которые нужно решить на благо своей Родины - от материальной поддержки различных групп населения до формирования нравственных аспектов каждой личности: «Знать правдивую историю своей страны, следовать традициям, обычаям», «Участвовать в культурной политике государства», «Знать выдающихся людей своей Родины, героев, чтить память погибших в ходе исторических трагических событий», «Быть честным с собой», «Верить в страну». Также встречаются единичные выражения, демонстрирующие открытую агрессию: «Разбомбил бы Вашингтон и Лондон».

Представители группы УРС проявили себя наиболее активно. В качестве первоочередных для решения они выбрали общественные проблемы («Собрать независимую экспертную группу для анализа ситуации в стране с последующей разработкой плана по восстановлению, спасению и развитию экономики России», «В нашей стране слишком большое ущемление женщин, так что я президентом не стану», «Государство - аппарат управления и насилия ради соблюдения существующих Конституции и законов. Я бы принял решение немедленно их изменить»); проблемы молодежи («Обратить внимание на молодежь. Они мало =

читают, а сидят в Интернете. Они же хотят все и сразу. Времена другие»); экологии («Ужесточила закон о сохранении и использовании природных ресурсов (особенно

леса)»); социальные проекты («Программа по поднятию престижа рабочих профессий (токарь, слесарь, каменщик)», «Пересмотрела бы условия выдачи гос. ипотеки», «Принял закон о съемном жилье по бюджету»). Значительной части респондентов близки коммунистические идеи («Уравняла бы зарплату депутатов с зарплатой бюджетников и пенсией для пенсионеров», «Поднять зарплату бюджетникам, раздать квартиры и машины ветеранам и труженикам»). Встречаются достаточно агрессивные высказывания («Ввести смертную казнь», «Ни в коем случае не допустить, чтобы беженцы доехали до нас», «За взятки сажал бы пожизненно»). Значительное количество ответов затрагивает нравственные аспекты власти («Все решения принимать во благо государства, а не чиновников и близкого окружения, крупного бизнеса. Успех к стране придет, когда граждане будут ее любить», «Верить в свою страну», «Честно работать, не нарушать законы, исполнять свой гражданский долг», «Я буду работать на благо своей Родины», «Самое главное

Мы предложили молодым людям допризывного и призывного возраста выразить свое отношение к службе в армии. Почти половина опрошенных респондентов в возрасте до 35 лет не ответили на данный вопрос. Это свидетельствует не только о существовании социальной проблемы в данной сфере, но и о наличии у значительной части респондентов глубокого внутриличностного конфликта.

любить Родину»).

На специфику патриотических чувств различных социальных групп республиканской молодежи наиболее значимое влияние оказывают ближайшее социальное окружение, прежде всего семья, а также социальная практика включения в патриотическое движение.

Рационализация мышления и прагматические мотивы в выстраивании жизненных стратегий свойственны всем группам современной российской молодежи. В частности, эмиграционные установки, связанные прежде всего с желанием улучшить свои социально-экономические позиции и приумножить культурный капитал, присущи значительной части респондентов (в том числе и представителям ОПВДиП и СД - групп с углубленным пониманием предмета исследования).

Подчеркнем, что выборки респондентов двух групп - организаторов патриотического воспитания детей и молодежи, «Снежного десанта» - являлись целевыми. Авторы предполагали использовать их в качестве эталонных при изучении патриотических ценностей и установок молодежи Республики Татарстан. Патриот является носителем нравственного чувства по отношению к своему Отечеству, и он активно действует в интересах Родины. Однако проведенное исследование показало, что все организаторы ПВДиП и абсолютное большинство респондентов из группы «Снежный десант», определяя себя как патриотов, тем не менее не готовы проявить личностную активность в укреплении могущества Родины и не готовы к защите Отечества. Абсолютное большинство опрошенных в этих группах даже не могут представить себя в роли лидера, не выражают открыто свою гражданскую позицию, проявляют социальную апатию, незрелость, инфантилизм. ^

Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы: утв. постановлением Правительства РФ от 30 дек. 2015 г. № 1493.

2. Некрасов А.Ю., Кашуркина С.С., Лукишина Т.А. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Патриотические ценности и установки молодежи Республики Татарстан» / НОУ ДПО «Центр соц.-гуманитар. образования», лаб. моделирования регион. систем патриот. воспитания. Казань, 2016. 96 с.

3. Патриот [Электронный ресурс] // Общий толковый словарь русского языка. URL: http://tolkslovar. ru/p1873.html (дата обращения: 08.02.2017).

4. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. URL: http://www.bim-bad. ru/docs/maslow_motivation_and_personality.pdf (дата обращения: 08.02.2017).

5. Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации [Электронный ресурс]. URL: http://socioline. ru/book/yasaveev-ig-konstruirovanie-socialnyh-problem-sredstvami-massovoi (дата обращения: 08.02.2017).

6. Теоретико-методологические проблемы изучения патриотического сознания [Электронный ресурс]. URL: http://minsport.midural.ru/ tmp_filefile_5152c7a3a4bad.pdf (дата обращения: 08.02.2017).

7. Уровень поддержки россиянами армии РФ [Электронный ресурс] / ВЦИОМ. URL: http:// wciom.ru/index.php?id=238&uid= 115298 (дата обращения: 08.02.2017).

YOUTH'S PATRIOTISM FORMATION PROBLEMS IN THE CONTEXT OF TRANSFORMING PROCESSES OF RUSSIAN SOCIETY

S.S. Kashurkina, Candidate of Sociology, The head of laboratory of modeling of regional patriotic upbringing systems,

T.A. Lukishina,

The supervisor of the department of analytic researches and developments, Center of Humanities and Social Education, Kazan, Russia, [email protected]

This article discusses the problems of the youth's patriotism formation, which can be considered as a reflection of the crisis of the Russian society in conditions of its transformation. The paper provides the main results of the research conducted in 2016. The authors analyze the key problems of youth's patriotism formation in the Republic of Tatarstan. The research studies patriotic values and attitudes of the three groups of Republican's youth. The first group includes specialists in charge of patriotic education in different municipalities of the Republic of Tatarstan. The second group includes members of the nonprofit partnership «the ¡Snow landing». The third group is presented by the working youth, college learners and students. Essential for the formation of patriotic attitudes is a socio-psychological atmosphere in family. The impact of the school in this context, the influence of social practices associated with theoretical-methodological activities and field work of detecting and burial of the remains of those killed in the battles of the Great Patriotic war (DM) are secondary. The study showed that most of the representatives of reference groups, defining themselves as patriots, don't want to exercise personal activity in strengthening of the homeland and not ready to defend the Fatherland. They can't imagine

themselves in the role of a leader and do not express openly their citizenship, showing social apathy, immaturity and infantilism.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: youth, patriot, patriotic values and attitudes, socialhistory, the participants of the search movement, young workers, students.

References

1. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii» na 20162020 gody [The state program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation» for 2016-2020]: utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 30 dek. 2015 g. № 1493.

2. Nekrasov A.YU., Kashurkina S.S., Lukishina T.A. Otchet o nauchno-issledovatel'skoj rabote po teme «Patrioticheskie cennosti i ustanovki molo-dezhi Respubliki Tatarstan» [The report on research work on the topic of «Patriotic values and attitudes of youth of the Republic of Tatarstan»] / NOU DPO «Centr soc.-gumanitar. obrazovaniya», lab. modeli-rovaniya region. sistem patriot. vospitaniya. Kazan', 2016. 96 s.

3. Patriot [Patriot] // Obshchij tolkovyj slovar' russkogo yazyka. URL: http://tolkslovar.ru/p1873. html (accessed: 08.02.2017).

4. Maslou A. Motivaciya i lichnost' [Motivation and personality]. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/ maslow_motivation_and_personality.pdf (accessed: 08.02.2017).

5. YAsaveev I.G. Konstruirovanie social'nyh problem sredstvami massovoj kommunikacii [Constructing social problems mass media]. URL: http://socioline.ru/ book/yasaveev-ig-konstruirovanie-socialnyh-problem-sredstvami-massovoi (accessed: 08.02.2017).

6. Teoretiko-metodologicheskie problemy izucheni-ya patrioticheskogo soznaniya [Theoretical and methodological issues in the study of Patriotic consciousness]. URL: http://minsport.midural.ru/tmp_file/ file_5152c7a3a4bad.pdf (accessed: 08.02.2017).

7. Uroven' podderzhki rossiyanami armii RF [The level of support by the Russians of the Russian army] / VCIOM. URL: http://wciom.ru/index. php?id=238&uid=115298 (accessed: 08.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.