Подготовка специалистов предусматривала самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере.
Реформы в высшем образовании существенно изменили его приоритеты. Так, в приоритете осталось качество профессиональной подготовки (хорошие знания), существенно снизился приоритет престижности образования (которое не всегда обещает качество) и значительно повысился приоритет личностного потенциала (или компетенций) будущего специалиста, а также развитие инновационных образовательных технологий, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов и гармоничное развитие личности обучающихся.
Эти тенденции нашли свое отражение и в подготовке будущих специалистов экономического профиля. Предметом нашего специального изучения стали особенности личностных потенциалов студентов экономического профиля.
Эмпирическое исследование проводилось в 2010-2011 гг. на базе ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва (РГСУ). Для изучения мотивации профессиональной деятельности проводился сравнительный анализ особенностей личностных потенциалов студентов IV и V курса специальности «Экономика и управление на предприятии» факультета социального страхования, экономики и социологии труда.
Для экспериментальной работы были привлечены 769 студентов. Выборка студентов была разделена на эксперименталь-
Библиографический список
1. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. - СПб.; М., 2003.
2. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. - М., 2002.
3. Карпова, Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности: монография. - Ярославль, 2007.
4. Марков, В.Н. Потенциал личности и его оценка. Акмеология: методология, методы и технологии / Материалы научн. сесс., посвящ. 75-лет. чл.-корр. РАО, презид. МААН Н.В. Кузьминой; под общ. ред. вице-презид. МААН, засл. деят. науки РФ, д. психол. наук, проф. А.А. Деркача. - М., 1998.
5. Столбов, П.В. Компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов строительных специальностей / П.В. Столбов, С.Н. Сорокоумова // Приволжский научный журнал. - 2010. - № 1.
Bibliography
1. Khekkhauzen, Kh. Motivaciya i deyateljnostj. - SPb.; M., 2003.
2. Sovremennaya psikhologiya motivacii / pod red. D.A. Leontjeva. - M., 2002.
3. Karpova, E.V. Struktura i genezis motivacionnoyj sferih lichnosti v uchebnoyj deyateljnosti: monografiya. - Yaroslavlj, 2007.
4. Markov, V.N. Potencial lichnosti i ego ocenka. Akmeologiya: metodologiya, metodih i tekhnologii / Materialih nauchn. sess., posvyath. 75-let. chl.-korr. RAO, prezid. MAAN N.V. Kuzjminoyj; pod obth. red. vice-prezid. MAAN, zasl. deyat. nauki RF, d. psikhol. nauk, prof. A.A. Derkacha. - M., 1998.
5. Stolbov, P.V. Kompetentnostnihyj podkhod k professionaljnoyj podgotovke studentov stroiteljnihkh specialjnosteyj / P.V. Stolbov,
S.N. Sorokoumova // Privolzhskiyj nauchnihyj zhurnal. - 2010. - № 1.
Статья поступила в редакцию 31.08.12
УДК 378
Budagovsky V.L. SOCIO-CULTURAL CONTEXT OF SEARCH MOVEMENT: REGIONAL PERSPECTIVE. Article is devoted to value of search movement in patriotic education of younger generation and on its basis to formation of personal socio-cultural activity.
As activity of a personality is caused by the whole complex of social installations and internal position of a personality: importance, responsibility, claims and other motivating factors, the author refers to search movement in the youth environment of Russia as the unique socio-cultural phenomenon. As an example of search movement at local level in the article is considered activity of search group «Fakel» of Oryol State Institute of Arts and Culture. Definite purposes, tasks, main directions and features of activity, and also a form of search movement through which main functions of socio-cultural activity are realized. The author notes that realization of educational potential of search movement is defined by a saturation the patriotic contents which gives a chance to create patriotic orientation of participants and by that to predetermine its comprehensive socio-cultural activity.
Key words: patriotic education, social activism, identity, search movement, youth environment, search teams.
В.Л. Будаговский, аспирант Орловского гос. института искусств и культуры,
г. Орел,. E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ПОИСКОВОГО ДВИЖЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Статья посвящена значению поискового движения в патриотическом воспитании подрастающего поколения и на его основе формированию социально-культурной активности личности. Так как активность личности обусловлена целым комплексом социальных установок и внутренней позицией самой личности: значимостью, ответственностью, притязаниями и другими мотивирующими факторами, автор относит поисковое движение в молодёжной среде России к уникальному социально-культурному явлению. В качестве примера поискового движения на локальном уровне в статье рассмотрена деятельность поискового отряда «Факел» Орловского государственного института искусств и культуры. Определены цели, задачи, основные направления и особенности деятельности, а также формы, поискового движения, через которые реализуются основные функции социально-культурной деятельности. Автор отмечает, что реализация воспитательного потенциала поискового движения определяется насыщенностью
ную группу (ЭГ) - 383 испытуемых, обучающихся по экспериментальной образовательной программе и 286 испытуемых составили контрольную группу (КГ), не проходивших специальной психологической подготовки.
Психологическая подготовка студентов контрольной группы включала в себя обучение по специальным учебным дисциплинам психологического профиля в рамках ФГОС ВПО (учебные курсы по психологии управления, социальной психологии -лекционные и практические занятия). В экспериментальной группе (ЭГ) дополнительная подготовка предполагала не только изучение специальных учебных дисциплин психологического профиля, но и освоения элективных курсов и возможность участия в специальных психологических тренингах и создании квазиро-фессиональной деятельности и проблемных ситуаций, встречающихся в будущей профессиональной деятельности.
Исследование показало, что реализация программ по психологии, предусматривающие дополнительные элективы в профессиональной подготовке студентов IV и V курса, в период обучения в высшей школе, стимулирует развитие новых компетенций и позволяет студентам реализовать личностный потенциал и сформировать у студентов более высокий уровень готовности к профессиональной деятельности.
Психологическими условиями продуктивного развития личностных потенциалов студентов, необходимых в будущей профессиональной деятельности являются особенности преобразования учебной деятельности студентов в учебно-профессиональную.
патриотическим содержанием, которая дает возможность сформировать патриотическую направленность участников и тем самым предопределить его всестороннюю социально-культурную активность.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, социальная активность, личность, поисковое движение, молодежная среда, поисковые отряды.
Современная социально-культурная ситуация характеризуется повышением активности личности в различных сферах общественной практики, одной из которых является поисковое движение. Проблема активности личности рассматривалась в трудах отечественных и зарубежных учёных. Базис современного осмысления природы активности личности заложен в работах М.Я. Басова, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Ухтомского и др.
В зарубежной социально-культурной педагогике и психологии концепции социальной активности личности развиваются на основе идей неофрейдизма, межличностного психоанализа, социального бихевиоризма, гуманистической психологии. Побудителями активности личности в социальном пространстве, согласно указанным направлениям, выступают: «динамизм желания», то есть интеграции человеческих характеристик поведения, сложной системы мотивов, «заставляющих нас взаимодействовать с другими или избегать контактов с ними» (Г.С. Салливан); «социальный интерес - врожденная способность к сознательному развитию» (А. Адлер); взаимодействие между личностью и окружающей средой как подход «взаимного детерминизма» (А. Бандура); «нахождение и осуществление смысла жизни как двигателя социального поведения» (В. Франкл); «способность к самоуправлению, формирующая стремление к самореализации» (К. Роджерс) [1, с. 3].
В научных трудах по теории социально-культурной деятельности М.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, В.Е. Триодина, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, Н.Н. Ярошенко установлено, что процесс становления и формирования социальной позиции личности происходит не пассивно, а в результате активного взаимодействия ее с окружающей культурной средой.
Активность личности может быть обусловлена целым комплексом социальных установок и внутренней позицией самой личности, (значимостью, ответственностью, притязаниями и другими мотивирующими факторами) [2, с. 150].
На наш взгляд одной из форм проявления активности личности является поисковое движение, социально-культурный контекст которого подтверждается формами, методами и средствами которые используют участники движения. Поисковое движение в молодёжной среде России - уникальное социально-культурное явление. Оно фактически оформилось без участия государства, являясь ярким примером патриотической инициативы граждан и важнейшей формой в воспитании подрастающего поколения на базе конкретного общественно полезного труда по увековечению памяти погибших защитников Отечества, установлению их имён и судеб, восстановлению исторических событий. Под воспитательным социально-педагогическим потенциалом поискового движения следует понимать реальные возможности применения исторического опыта Великой Отечественной войны в целях патриотического воздействия на подрастающее поколение.
Современный этап существования поискового движения России характеризуется повышением интереса как на федеральном и региональном, так и на локальном уровнях. Государственная политика направлена на всемерную поддержку поискового движения. В 2010 году была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы» которая является логическим продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. В этой программе предусматривается проведение поисковых работ в 2011 -2015 гг. запланировано проведение Вахт Памяти, организация работы специализированных отрядов по благоустройству воинских захоронений и проведению поисковых работ в местах боёв Великой Отечественной войны, а так же курсы повышения квалификации и учебно-методические сборы руководителей поисковых объединений, выпуск методической литературы [5]. Такие же программы были приняты в субъектах Федерации и в некоторых муниципальных образованиях.
Орловская область является целостной территориальной единицей отличающейся традициями и ценностным отношени-
ем к истории страны. Одним из проявлений ценностного отношения к истории является развернувшееся на территории области поисковое движение. В соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 5 октября 2010 г. № 344 «Об организации и проведении поисковой работы по розыску непогребённых останков воинов, погибших при защите Отечества на территории Орловской области» поисковую работу координирует Департамент образования, молодёжной политики и спорта. Важным событием в системе патриотического воспитания стало принятие областной целевой комплексной программы «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 годы». В её рамках поисковым организациям оказывается поддержка. Ежегодно поисковые отряды области находят и предают земле останки от 500 до 1000 погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, восстанавливают имена павших героев. Большая работа проводится в области создания и восстановления военно-мемориальных комплексов, благоустройства воинских захоронений и памятников [6].
В качестве примера проявления поискового движения на локальном уровне рассмотрим деятельность поискового отряда «Факел» Орловского государственного института искусств и культуры. Отряд был создан в ноябре 2001 года по инициативе студентов и преподавателей кафедры Истории и музейного дела. С 2002 года отряд регулярно участвует в Вахтах Памяти, проводимых на территории Орловской, Брянской, Курской, Калужской областей.
Цель создания отряда - увековечение памяти погибших при защите Отечества. Основными формами работы отряда являются:
- изучение документации в архивах, музеях и частных коллекциях, содержащей информацию о местах ведения боевых действий и захоронениях;
- опрос населения и изучение местности в предполагаемых местах проведения поисковых экспедиций;
- розыск на местах боёв и последующее захоронение не погребённых в годы войны останков военнослужащих и гражданских лиц;
- уход за воинскими захоронениями и их благоустройство;
- установление имён погибших, найденных в ходе проведения поисковых работ и поиск их родственников;
- представление сведений о погибших военнослужащих, выявленных в ходе проведения поисковых работ, в местные военные комиссариаты и Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации;
- сообщение сведений об именах и фамилиях погибших и пропавших без вести при защите Отечества в редколлегии Книги Памяти;
- информационная деятельность среди населения и освещение в средствах массовой информации мероприятий по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества.
Подготовка к предстоящей полевой экспедиции начинается в отряде «Факел» задолго до открытия поискового сезона. Особое внимание уделяется теоретической подготовке. Обычно она носит форму индивидуальных занятий, проводимых руководителем отряда, и включает в себя:
- изучение встречающихся в процессе поисковой работы взрывоопасных предметов и правил обращение с ними;
- изучение вооружения, формы и снаряжения времен Великой Отечественной войны;
- изучение методики ведения поисковой работы;
- краткий курс оказания первой медицинской помощи.
- инструктаж по техники безопасности при проведении поисковых работ.
В течение года поисковики отряда регулярно организуют различные мероприятия: встречи с ветеранами войны, вечера памяти, презентации. Создают выставки по итогам полевых выездов, собирают и систематизируют информацию по истории боевых действий на территории области, проводят собственные исследования, результаты которых публикуют в научных сборниках, выступают на конференциях, участвуют в мероприятиях патриотической направленности, занимаются военно-исторической реконструкцией.
В 2006 году, при поддержке ректора института, профессора Н.А. Паршикова в одной из учебных аудиторий был открыт музей поискового движения. Он не имеет аналогов в Орловской
области и является первым музеем этой тематики среди высших учебных заведений культуры. Научная концепция музея разработана преподавателями кафедры истории и музейного дела - кандидатом филологических наук, доцентом Б.А. Леоновой, кандидатом культурологи, доцентом Е.Ю. Степановой и студентом музейного отделения, поисковиком с многолетним опытом работы Е.В. Родиным. Художественное решение выполнено музейным дизайнером Л.А. Грековой [4, с. 67]. Поисковики отряда «Факел» принимали непосредственное участие в создание музея.
Цель экспозиции - показать важность проведения поисковой работы в России, определить ее место в воспитании молодежи, раскрыть посетителю ее специфику, представить в обнаруженных реликвиях конкретно-исторические реалии Великой Отечественной войны [7, с. 65]. Теоретической базой для создания экспозиции послужили историко-краеведческие труды о Великой Отечественной войне, законодательные и нормативные акты о поисковой деятельности и специализированные издания поисковых организаций. Предметную базу - вещевые памятники, обнаруженные поисковым отрядом «Факел».
Экспозиция музея подразделяется на три больших темати-ко-экспозиционных комплекса: «История поискового движения в РФ и на территории Орловской области», «Предметы вооружения и снаряжения воевавших сторон, обнаруженные в ходе поисковых работ» и «Поисковая работа как сохранение народной памяти».
Комплекс, посвящённый предметам вооружения и снаряжения - самый объемный в экспозиции. Подавляющее большинство содержащихся в нем экспонатов это подлинные вещевые памятники и документальные материалы, найденные на местах боевых действий в процессе поисковых работ.
Аудиторию посетителей составляют студенты ОГИИК и других ВУЗов, школьники, музейные работники. Для каждой из этих групп посетителей разработана своя экскурсионная программа, учитывающая возраст, интеллектуальный уровень, заинтересованность в получении новых знаний.
Специфика Музея поискового движения состоит в том, что он создан на базе учебного заведения. Это позволяет студентам, обучающимся по специальности 070503 - «Музейное дело и охрана памятников» на практике овладевать знаниями по основополагающим музееведческим дисциплинам и истории Великой Отечественной войны.
В качестве дополнения к разделам экспозиции музея применяются специально подготовленные видеоматериалы, которые также задействуют при проведении учебных занятий на базе музея и в других формах музейной работы - для популяризации поискового движения в области. Всё это способствует осуществлению социально-культурных функций.
Помимо осуществления функции образования и воспитания, музей, в первую очередь - центр сохранения и изучения материалов поисковой работы. Экспозиция способна также выполнять и специальные задачи прикладного характера: она дает
Библиографический список
возможность начинающим поисковикам обстоятельно познакомиться с вещевыми находками и приобрести навыки обращения с взрывоопасными предметами.
Работа поисковых отрядов базируется на личностно-деятельностном подходе. Деятельностный подход в совокупности компонентов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.
Воспитательная эффективность поисковой работы в значительной степени обеспечивается наличием конкретных целей с учетом возрастных особенностей, интересов и запросов членов коллектива поискового отряда. В поисковых работах участвует одновременно 15-25 человек в возрасте от 14 до 24 лет. Работа в поисковом отряде не только стимулирует межличностное и межгрупповое взаимодействие. По мнению кандидата психологических наук Аскоченской Л.И., содержание поисковой работы представляет собой разнообразные виды деятельности, социальные позиции и социальные роли, выполняемые подростками и старшеклассниками, что влияет на «направленность активности» субъектов и способствует формированию личностных новообразований, создает условия для социализации личности подростка и достижения социальной зрелости малой группы.
Организация совместной поисковой деятельности может рассматриваться как духовно обогащенная среда, которая является условием становления самоопределения подростков и юношей через актуализацию активности, самостоятельности и инициативности [3].
Коллективный характер деятельности в поисковом отряде связывает удовлетворенность каждого с успехами всей группы. Вкладывая труд в успех общего дела, каждый участник поискового отряда приобретает глубокую заинтересованность в нем и в тех, кто делает его вместе с ним. Возникают отношения взаимной ответственности, которые выражаются в системе взаимных требований и ожиданий. Они регулируют поведение участников не только по отношению к объединяющему их делу (точность, аккуратность, исполнительность), но и непосредственно друг к другу. Предметом заботы и внимания становятся не действия члена коллектива, но и его внутренний мир, настроение, самочувствие.
Через формы, практикуемые поисковым движением реализуются такие важные функции социально-культурной деятельности как воспитательная, коммуникативная, информационнопросветительная, благодаря реализации которых формируется ценностное отношение к историческому прошлому, осуществляется гражданско-патриотическое воспитание, формируется активная жизненная позиция.
1. Шарковская, Н.В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: структурнофункциональный подход: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2009.
2. Газман, О.С. Социальная активность и самоопределение личности // Социальная активность личности: теоретические и методологические проблемы: сб. науч. трудов. - М., 1989.
3. Аскоченская, Л.И. Социально-психологические особенности личностного развития подростков и старшеклассников в совместной деятельности поисковых групп: автореф. дисс. . канд. психол. наук. - Курск, 2009.
4. Будаговский В.Л. История военных действий 1941-1943 гг. на территории Орловской области (по материалам поисковой работы): выпуск. квалификац. работа. - Орёл, 2009.
5. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы: Государственная программа [Э/р]. - Р/д: http:// archives.ru/programs
6. Перспективы развития поискового движения и работы по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества на территории Орловской области в 2012 году: резолюция Областной конференции.
7. Родин, Е.В. Музей поискового движения: проект выставочной экспозиции: выпуск. квалификац. работа. - Орёл, 2006.
Bibliography
1. Sharkovskaya, N.V. Formirovanie socialjno-kuljturnoyj aktivnosti lichnosti v uchrezhdeniyakh kuljturih i obrazovaniya: strukturno-funkcionaljnihyj podkhod: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. - M., 2009.
2. Gazman, O.S. Socialjnaya aktivnostj i samoopredelenie lichnosti // Socialjnaya aktivnostj lichnosti: teoreticheskie i metodologicheskie problemih: sb. nauch. trudov. - M., 1989.
3. Askochenskaya, L.I. Socialjno-psikhologicheskie osobennosti lichnostnogo razvitiya podrostkov i starsheklassnikov v sovmestnoyj deyateljnosti poiskovihkh grupp: avtoref. diss. . kand. psikhol. nauk. - Kursk, 2009.
4. Budagovskiyj V.L. Istoriya voennihkh deyjstviyj 1941-1943 gg. na territorii Orlovskoyj oblasti (po materialam poiskovoyj rabotih): vihpusk. kvalifikac. rabota. - Oryol, 2009.
5. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyjskoyj Federacii na 2011-2015 godih: Gosudarstvennaya programma [Eh/r]. - R/d: http://archives.ru/ programs
6. Perspektivih razvitiya poiskovogo dvizheniya i rabotih po uvekovechivaniyu pamyati pogibshikh pri zathite Otechestva na territorii Orlovskoyj
oblasti v 2012 godu: rezolyuciya Oblastnoyj konferencii.
7. Rodin, E.V. Muzeyj poiskovogo dvizheniya: proekt vihstavochnoyj ehkspozicii: vihpusk. kvalifikac. rabota. - Oryol, 2006.
Статья поступила в редакцию 15.09.12