УДК [902.2:355]:069.9
А. В. Пянкевич
Выставочная деятельность поисковых отрядов: сохранение исторической памяти
Проанализирован опыт поисковых экспедиций по обнаружению артефактов времен Великой Отечественной войны. Показана роль поисковых отрядов в сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне. Проведен анализ музейных и внемузейных выставок, основанных на материале поисковых экспедиций. Раскрыты особенности как временных выставок, так и постоянно действующих в общественных музеях. Описан опыт создания музеев поисковых отрядов, выставок предметов военной археологии и др. Показаны сильные и слабые стороны сложившейся практики создания экспозиций такого рода. Раскрыты возможности поискового движения в патриотическом воспитании. Продемонстрирована актуальность поискового движения в современной России. Описаны конкретные мероприятия, проводимые с участием поисковых отрядов в учебных заведениях Санкт-Петербурга. В научный оборот вводятся названия поисковых отрядов. Раскрыта значимость обнаружаемых артефактов, показана важность и значимость каждой находки времен Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Вторая мировая война, военная археология, историческая память, патриотическое воспитание, выставочная деятельность, музейные выставки, внемузейные выставки, общественные патриотические организации, общественные поисковые организации, поисковое движение, поисковые отряды
Aleksandr V. Pyankevich Search squads' exhibition activity: preservation of historical memory
The search for artifacts of the Great Patriotic War is analyzed. The role of search squads in preserving the historical memory of the Great Patriotic War is demonstrated. The analysis of museum and extramuseum exhibitions based on military search expedition's materials was carried out. The features of both temporary and permanent exhibitions in public museums are highlighted. The experience of creating search squad's museums and military archeology exhibitions is described. The strengths and weaknesses of the established practice of creating such exhibitions are shown. The potential of the search movement in patriotic education are revealed. The relevance of the search movement in modern Russia is demonstrated. Specific exercises carried out by the educational institutions of Saint Petersburg in collaboration with the search squads are described. The names of the search squads are introduced into scientific circulation. The significance of military archeology artifacts is revealed, the importance and significance of each WWII find is shown.
Keywords: Great Patriotic War, World War II, military archeology, historical memory, patriotic education, exhibition activities, museum exhibitions, extramuseum exhibitions, public patriotic organizations, public search organizations, search movement, search squads DOI 10.30725/2619-0303-2019-1-129-133
Проблема формирования и сохранения исторической памяти сегодня вызывает острый интерес не только у исследователей, но и у государственных и общественных деятелей. Все чаще мы слышим об «исторической политике», «войнах исторической памяти» [1, с. 136]. Это объясняет актуальность решения данных задач в научно-методическом и практическом аспектах.
Историческая память как явление изучается наукой уже достаточно давно. Первые исследования исторической памяти появились уже в 20-е гг. XX в. в Европе. Отечественная наука заинтересовалась этим вопросом в конце 1980-х гг. Автор данной статьи согла-
сен с И. Е. Козновой, которая в работе «Историческая память и основные тенденции ее изучения» рассматривает историческую память как «передаваемую различными способами и закрепленную информацию о прошлом, знания и опыт, причем эмоционально окрашенный опыт, особую культурную конструкцию» [2, с. 25].
Особое место в исторической памяти российского общества и государственной политике имеет Великая Отечественная война. Война является одним из объединяющих факторов многонационального народа нашей страны, ведь она оставила свой след практически в каждой российской семье. Образы героизма
и самопожертвования активно используются государством для патриотического воспитания молодежи. Но вместе с тем время неумолимо отдаляет от нас эти события, уходят поколения участников и свидетелей войны. Память о Великой Отечественной, оставаясь актуальной, претерпевает изменения. День Победы ежегодно отмечается как всенародный праздник. Всем известны проникновенные слова Ольги Федоровны Берггольц «Никто не забыт и ничто не забыто», но для новых поколений, почти не заставших участников Великой Отечественной войны, эти слова уже не имеют прежнего смысла. В обществе стыдно не знать даты начала и конца войны, название основных операций. Но часто именно этими обязательными знаниями знакомство человека с войной и ограничивается. Иными словами, память о войне становится неконкретной.
Для современного поколения России советский период уже не является «предшествующим этапом российской истории», уступая место эпохе становления демократии 1990-х гг. Тем самым изменяется представление о преемственности исторических процессов и понимание «ленты времени». Это обуславливает необходимость формирования исторической памяти, особенно у подрастающего поколения, что отразилось и в государственной политике. Так, исследователь В. В. Титов отмечает, что с 2008 г. наметились тенденции более активного участия государства в формировании стратегии политики памяти, попытки использовать историческую аргументацию для актуализации геополитических оснований общероссийской национально-государственной идентичности [3, с. 50]. Философы Е. В. Беляев и А. А. Линчен-ко отмечают риски государственной политики памяти, такие как неоконсерватиные тенденции и стремление подавить плюрализм мнений, выстраивая одно официальное представление об истории [4].
В современной ситуации «недоверия к первоисточнику, постоянной игры со смыслами и вторичными культурными реалиями важным социальным и культурным ресурсом оказывается подлинность, документированная в музейных экспозициях. Причем эта подлинность являет собой значимую для общества и индивидуума информацию, свидетельства, памятники, отобранные в результате работы механизма исторической памяти» [5, с. 20].
По мнению О. А. Божченко, «в системе исторической памяти деятельность музея направлена на формирование ценностного мира людей через установление ценностного отношения к историко-культурному наследию; через раз-
витие способностей, осмысление истории, традиций; через формирование мировоззрения, социализацию личности; способствуя адаптации и идентификации, а также формируя у посетителя чувства соучастия, сотворчества в процессе познания истории» [6, с. 186-187].
Историческая память неоднородна: различные социальные группы не только формируют присущие исключительно им типы памяти, но и обнаруживают разную степень осмысленности прошлого [7, с. 150].
Вместе с государственной параллельно существует еще народная память о войне. Она передается как часть семейной традиции во всех регионах нашей страны. А в тех местах, где непосредственно проходили бои, военная история в прямом смысле стала частью ландшафта. Как пример можно привести Невский пятачок - небольшой советский плацдарм на левом берегу Невы близ нынешнего города Кировск. Ожесточенные бои, происходившие там, оставили на этом клочке земли следы, которые до сих пор производят неизгладимое впечатление.
Спустя 70 лет затянулись воронки и траншеи, осыпались блиндажи. Но земля по-прежнему хранит в себе множество следов боевых действий. Совокупность предметов, по тем или иным причинам оставшихся на полях сражений, представляется нам уникальным и своеобразным отражением истории и судьбы тысяч солдат, а раскрытие этой информации - важной и актуальной задачей, которая может быть решена, если эти предметы станут частью современных социокультурных практик, что сегодня, в условиях современной эпохи «культуры участия», является предметом личностного интереса участников поискового движения.
Многие поколения поисковиков, родившихся спустя десятилетия после окончания Великой Отечественной войны, сталкиваясь с ее непосредственными следами, по-новому смотрели на эти события. Интерес к истории у них формируется через личное участие в поиске, установлении судеб погибших бойцов.
Занимаясь раскопками на полях сражений, участники поисковых отрядов сталкиваются с целым комплексом разнообразных военных артефактов от касок и штыков - до пуговиц и консервных банок. Какие-то из этих вещей были выброшены на помойку, некоторые потеряны, иные пропали без вести вместе со своими хозяевами - погибшими и не обнаруженными солдатами. Все эти предметы покинули среду бытования во время войны и долгое время оставались забытыми среди бескрайних лесов
и болот. За каждым из них стоит история человека. Информация, содержащаяся в предмете, позволяет проследить судьбу владельца, в иных случаях получить представление об обстоятельствах бытования и событиях, участником и свидетелем которых был предмет.
Работая с совокупностью находок, участник поискового отряда лично сталкивается с маленькими осколками истории большой войны. Анализ артефактов позволяет пропустить через себя небольшие, но конкретные сюжеты истории Великой Отечественной войны, события, которые не появятся в фильмах и даже учебниках истории. Это весьма широкий пласт информации - от фронтовой повседневности и особенностей использования экипировки -до представлений о характере боевых действий и масштабах и соотношении потерь на определенных участках фронта. Большинство людей, принимавших участие в поисковой работе, вне зависимости от их политических, религиозных и иных убеждений, ощущало чувство исторической сопричастности.
Однако следует заметить, что непосредственные участники поисковых отрядов - это лишь относительно небольшая часть общества.
Поисковое движение, официально существующее в нашей стране уже почти 30 лет, за годы работы накопило и продолжает накапливать большое количество артефактов исторического, культурного и музейного значения. Поэтому общественные поисковые организации занимаются выставочной деятельностью, чтобы поделиться с другими людьми полученными знаниями, опытом и ощущением истории, а порой и выступая интерпретаторами-экскурсоводами.
Специфика выставок, создаваемых поисковиками, отличается авторским участием в осмыслении и передаче сложных исторических событий. Зачастую люди, давно занимающиеся поисковой работой, имеют обширные практические знания о боевых действиях на обследуемой территории. Они могут рассказать истории предметов, вплетенные в судьбы людей, которым эти предметы принадлежали.
Однако несмотря на это, предметы, полученные в результате деятельности поисковых отрядов, не всегда полностью анализируются как носители социокультурной информации и, соответственно, не максимально эффективно преподносятся аудитории.
В ходе проведенного исследования автором данной стати была поставлена задача оценить структуру и содержание экспозиций и собранных коллекций общественных музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области, работа-
ющих с предметами поискового происхождения, выявить их информационный потенциал в формировании исторической памяти о Великой Отечественной войне.
Для анализа были выбраны несколько выставок, как постоянно действующих так и временных. Хронологические рамки проведенного исследования - с 2010 по 2018 г. Некоторые постоянные выставки начали формироваться ранее 2010 г. и существуют до сих пор.
В сферу интересов автора входят следующие объекты:
- классический краеведческий музей, в котором представлены находки поисковиков и местного населения;
- школьный музей, организованный учителями-энтузиастами;
- школьный музей, созданный при активной помощи поисковых отрядов;
- музей поискового отряда;
- временная выставка, проводимая поисковым отрядом.
Наиболее полно экспонаты поискового происхождения представлены в музеях поисковых отрядов. Это широкий спектр предметов, обнаруженных на полях сражений.
При создании экспозиций, как правило, используется комплексно-тематический метод ее построения. Комплексы сформированы логически, чтобы отразить стороны фронтовой жизни. Например, в экспозиции поискового объединения «Доблесть» есть комплексы по быту советских и немецких солдат, медицине, парфюмерии (в основном это касается немецких вещей), связи и автоделу.
Подобный подход к построению экспозиции можно наблюдать в музеях Волховского поискового отряда, поискового отряда «Ингрия», организации «Ленрезерв» и многих других поисковых музеях, а также на выставках, создаваемых поисковиками совместно со школами и другими учебными и общественными учреждениями.
Безусловно сильной стороной такого рода экспозиций является их логическая стройность и представление большого количества подлинных экспонатов - свидетельств войны в единой системе. Однако чисто тематический подход не позволяет в полной мере раскрыть информационный и коммуникационный потенциал экспонатов поисковых музеев. При таком подходе свойства и история каждого предмета теряются, и он выступает в ряду других подобных. Тематический метод хорошо подходит для организации экспозиции большого количества типовых предметов, которые есть в каждой поисковой коллекции.
В некоторых случаях, как, например, в музее поискового отряда «Наш Политех», тематические комплексы составлены по принципу отношения предметов к отдельным плацдармам, где работает отряд. Это экспозиция предметов по боям 1939-1940 гг. в Олонецком районе Республики Карелия, вещи, принадлежавшие бойцам лыжных батальонов и предметы быта солдат РККА, найденные на позициях в районе Гайтолово-Тортолово. Такую логику построения следует признать более удачной - предметы привязываются к конкретным местам и ситуациям - их совокупность отражает характер происходивших событий.
Другой характерной особенностью экспозиций является создание инсталляций из крупных объектов и предметов, которые по разным причинам не вошли в тематические комплексы. Часто они не имеют четкой структуры, как, например, в музее поискового отряда «Наш Политех», где в двух инсталляциях хаотично собраны макеты боеприпасов, вооружения и предметы снаряжения Красной и немецкой армий соответственно. Такую же ситуацию можно наблюдать в музее организации «Ленрезерв».
В экспозиции поискового объединения «Доблесть» логика инсталляции строится на противостоянии - предметы вооружения и стрелковые щитки противоборствующих сторон находятся друг напротив друга - стволы оружия направлены в сторону противника.
В музее, созданном поисковым отрядом «Линия фронта» в школе № 496 Московского района Санкт-Петебурга, демонстрируются макеты небольших участков поля боя с разбросанными на них предметами, несущими на себе следы войны. Эти инсталляции весьма наглядны и позволяют посетителю взглянуть на следы боев, какими их видят поисковики.
Почти в каждом крупном поисковом музее существует реконструкция - чаще всего это «блиндаж» - отдельная часть помещения, обитая грубыми досками с воссозданной, в силу возможностей, обстановкой полевого укрытия. Такие пространства применяются для проведения интерактивных занятий со школьниками и бесед с небольшим кругом слушателей.
Как пример удачного музейного комплекса можно привести созданную в музее поискового отряда «Доблесть» выставку о летчике-истребителе А. А. Жукове, где скомплектованы личные вещи пилота, обломки самолета, а также архивные документы и фотографии героя. Стоит заметить, что личные вещи опознанных погибших остаются у поисковиков нечасто. Обычно они передаются в семьи
родственников бойца. В тех, сегодня довольно редких, случаях, когда родных найти не удается или они по тем или иным причинам не хотят забирать личные вещи, предметы остаются в руках поисковиков. Оставшиеся у поисковиков вещи, к сожалению, часто теряются.
Сохранение комплексов предметов, принадлежавших конкретным, пусть даже безымянным, солдатам, автор считает наиболее важной задачей в собирательской деятельности поисковиков. К сожалению, обычно ситуация с этим обстоит достаточно плохо. Зачастую вещи, обнаруженные с погибшим, личность которого установить невозможно, вовсе не воспринимаются как нечто общее, а рассматриваются по отдельности, некоторые из них, как не представляющие особого типологического интереса или находящиеся в плохом состоянии, даже выбрасываются. А ведь эти вещи в своей совокупности позволяют взглянуть на вещественный мир конкретного бойца.
Важным аспектов является то, что более чем в половине анализированных автором проектов этикетаж сделан недостаточно полно или вовсе отсутствует. Иногда, как в музее поискового отряда «Наш Политех», это сделано намеренно. По мнению создателей, экспозиции более важным является вербальная интерпретация, чем этикетка.
Интерпретация коллекций в поисковых музеях почти целиком лежит на плечах экскурсоводов. В подавляющем большинстве случаев это не профессиональные экскурсоводы, но при этом они хорошо ориентируются в военной тематике и замечательно разбираются в предметах своей коллекции - знают их историю и способны продемонстрировать их особенности. В школьных музеях ситуация с экскурсионным сопровождением выглядит хуже, что отчасти компенсируется более проработанными этикетками.
Проведенный анализ позволяет сделать некоторые обобщения и выводы. Так, на данный момент сложилась устоявшаяся практика создания музеев поисковых отрядов. Многие организации занимаются актуализацией находок. Существующие музеи школ, районов знакомят население, живущее на данной территории, с военной историей, вводят в социокультурный оборот интереснейшие предметы музейного значения. Такие музеи позволяют людям прикоснуться к широкому кругу подлинных артефактов Великой Отечественной войны.
Выставки, проводимые поисковыми отрядами, имеют немалый потенциал для форми-
рования исторической памяти. Особенно это актуально для наиболее молодых поколений, которые очень мало, или вовсе не знакомы с участниками и свидетелями войны.
Предметы, обнаруженные на полях сражений, несущие на себе следы войны, дают человеку очень конкретные и близкие образы событий, перенося историю с книжной страницы и киноэкрана в область окружающей действительности. Для локальных сообществ такие выставки позволяют познакомиться с деталями боев, происходивших непосредственно неподалеку, вписывая историю малой Родины в общую историческую картину. Комплексы личных вещей погибших бойцов возвращают из небытия предметный мир тех самых неизвестных солдат, помогая реконструировать события в сознании молодых людей, делая их реальными и осязаемыми, миллионы которых отдали жизнь за отечество. Тем самым формируя историческую память на основе личного участия.
Особенно важно, что поисковики сами стремятся заниматься выставочной работой и интерпретацией экспозиций, делясь с посетителем своим опытом, знаниями и ощущением истории. Однако стоит заметить, что энтузиасты, создающие такие экспозиции, как правило, не имеют соответствующих музееведческих знаний. Это сказывается на всех аспектах создания выставки: от описи экспонатов и этикетажа - до логики их расположения и примененных методов экспонирования. Такая ситуация приводит к тому, что уникальные свойства экспонатов зачастую остаются не раскрытыми и не замеченными посетителем.
Несмотря на достигнутые поисковиками успехи, создание более качественных выставок требует большего теоретического осмысления экспозиционных возможностей артефактов, обнаруживаемых в ходе поисковых работ. Требуется создать методические рекомендации по комплектованию и организации фондов поисковых музеев, предложить варианты тематико-экспозиционных планов для создания структурированных экспозиций находок поисковых отрядов и дать рекомендации по проведению вербальных практик и интерактивных направлений работы музеев в русле современных течений музейной педагогики.
Список литературы
1. Герасимов О. В. Историческая память и политический дискурс: особенности взаимодействия // Вестн. Самар. муниципал. ин-та управления. 2014. № 1 (28). С. 136-144.
2. Кознова И. Е. Историческая память и основные тенденции ее изучения // Социология власти. 2003. № 2. С. 23-34.
3. Титов В. В. Политика памяти и формирование на-циональногосударственной идентичности в России: роль институтов культуры и массмедиа // Изв. Тул. гос. ун-та. Гуманитарные науки. 2016. № 3. C. 45-57.
4. Беляев Е. В., Линченко А. А. Государственная политика памяти и ценности массового исторического сознания в современной России: проблемы и противоречия // Studia Humanitatis. 2016. № 2. URL: http://st-hum. ru (дата обращения: 28.02.2019).
5. Чувилова И. В. Мемориальные музеи и проекты в современном социокультурном пространстве // Молодежь и социум. 2012. № 5. С. 19-26.
6. Божченко О. А. Музей в формировании исторической памяти: дис. ... канд. культурологии: 24.00.03 / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. Санкт-Петербург, 2012. 239 с.
7. Репинецкая Ю. С. К вопросу о содержании понятий «историческое сознание» и «историческая память» // Самар. науч. вестн. 2017. Т. 6, № 1 (18). C. 147-151.
References
1. Gerasimov O. V. Historical memory and political discourse: features of interaction. Vestn. of Samara Municipal Inst. of Management. 2014. 1 (28), 136-144 (in Russ).
2. Koznova I. E. Historical memory and main trends of its study. Sotsiologiya vlasti. 2003. 2, 23-34 (in Russ).
3. Titov V. V. Politics of memory and formation of national identity in Russia: role of cultural institutions and media. Iz-vestiya of Tula State Univ. Humanities. 2016. 3, 45-57 (in Russ).
4. Belyaev E. V., Linchenko A. A. State policy of memory and values of mass historical consciousness in modern Russia: problems and contradictions. Studia Humanitatis. 2016. 2. URL: http://st-hum. ru (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ).
5. Chuvilova I. V. Memorial museums and projects in modern socio-cultural space. Molodezh'i sotsium. 2012. 5, 19-26 (in Russ).
6. Bozhchenko O. A. Museum in formation of historical memory: dis. on competition of sci. degree PhD in cultural studies: 24. 00. 03 / Saint Petersburg State Univ. of Culture. Saint Petersburg, 2012. 239 (in Russ).
7. Repinetskaya Yu. S. On content of concepts of «historical consciousness» and «historical memory». Samarskii nauchnyi vestnik. 2017. 6 (1), 147-151 (in Russ).