Научная статья на тему 'Интерактивные экскурсии в музее вневедомственной охраны в Санкт-Петербурге'

Интерактивные экскурсии в музее вневедомственной охраны в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
457
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА / ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПОМИНАНИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MUSEUM AFFAIR / INTERACTIVE EXCURSION / HISTORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR / BLOCKADE OF LENINGRAD / SEARCHING ACTIVITY / MEMORIES AS HISTORICAL SOURCE / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ходякова Ольга Анатольевна, Лукина Наталья Денебековна

Музей полиции охраны создан в 2001 г. К 70-летию прорыва блокады Ленинграда в Музее открыта выставка «На Ленинградской земле». Участникам интерактивной экскурсии предложено стать сотрудниками поискового отряда, самостоятельно отыскать сохранившийся «военный металл», прочесть и истолковать воспоминания блокадников, взвесить суточный хлебный паек в нормах блокадной зимы 1941 г., познакомиться с частушками Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive excursions at the Museum of the guarding police, Saint Petersburg

The Museum of the guarding police was created in 2001. The exhibition «On the Leningrad soil» is opened at the Museum by the seventieth anniversary of breakdown of the Blockade of Leningrad. Participants of interactive excursion are suggested becoming members of a searching group, finding keeping «military metal», reading and interpreting memories of people going through the Blockade, weighing a day slice of bread in standard of the blockade winter of 1941, studying chastushka (two-line or four-line rhymed poem or ditty) of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Интерактивные экскурсии в музее вневедомственной охраны в Санкт-Петербурге»

УДК 004.031.42:[069:351.74/76](470.23-25)

О. А. Ходякова, Н. Д. Лукина Интерактивные экскурсии

в Музее вневедомственной охраны в Санкт-Петербурге

Музей полиции охраны создан в 2001 г. К 70-летию прорыва блокады Ленинграда в Музее открыта выставка «На Ленинградской земле». Участникам интерактивной экскурсии предложено стать сотрудниками поискового отряда, самостоятельно отыскать сохранившийся «военный металл», прочесть и истолковать воспоминания блокадников, взвесить суточный хлебный паек в нормах блокадной зимы 1941 г., познакомиться с частушками Отечественной войны.

Ключевые слова: музейное дело, интерактивная экскурсия, история Отечественной войны, блокада Ленинграда, поисковая деятельность, воспоминания как исторический источник, патриотическое воспитание

Olga A. Hodyakova, Natalia D. Lukina

Interactive excursions at the Museum of the guarding police, Saint Petersburg

The Museum of the guarding police was created in 2001. The exhibition «On the Leningrad soil» is opened at the Museum by the seventieth anniversary of breakdown of the Blockade of Leningrad. Participants of interactive excursion are suggested becoming members of a searching group, finding keeping «military metal», reading and interpreting memories of people going through the Blockade, weighing a day slice of bread in standard of the blockade winter of 1941, studying chastushka (two-line or four-line rhymed poem or ditty) of the Great Patriotic War.

Keywords: museum affair (business), interactive excursion, history of the Great Patriotic War, Blockade of Leningrad, searching activity, memories as historical source, patriotic education

Музей УВО принадлежит к категории так называемых малых музеев. К ним относятся ведомственные или производственные музеи. В настоящее время они начинают завоевывать популярность среди горожан благодаря «форуму малых музеев», созданному по инициативе музея «Разночинный Петербург». Музей Управления вневедомственной охраны готовится стать участником форума и открыть свои двери для горожан в специальные дни и часы посещений. С момента официального открытия Музей существует уже более десяти лет.

Идея создания Музея, рассказывающего об истории и сегодняшнем дне одного из подразделений полицейской службы - вневедомственной охраны, возникла еще в конце 80-х гг. прошлого века. Основополагающим документом о его создании стал приказ начальника УВО полковника милиции Б. К. Воронко, подписанный 29 апреля 1998 г. Создание Музея приурочивалось к двум значительным датам -

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

285

_______Раздел IV. Современные технологии взаимодействия с музейной аудиторией_

200-летию создания Министерства внутренних дел и 50-летию создания вневедомственной охраны.

Первая «Историческая комната» располагалась в здании Управления, на Песочной набережной, 22. С переменой адреса, Музей получил прописку в здании на Варшавской, д. 1. Увеличив площади, он приобрел четкую экспозиционную структуру. Торжественное открытие Музея УВО состоялось 1 июня 2001 г., а 6 февраля 2004 г. он был освящен настоятелем Князь-Владимирского собора отцом Владимиром.

С первых дней в Музее УВО регулярно проводятся различные мероприятия, связанные с профессиональной деятельностью: встречи ветеранов, экскурсии для слушателей высших и специальных учебных заведений системы МВД, уроки профессиональной этики для будущих сотрудников, встречи делегаций, уроки мужества для детей школьного возраста.

Однако десятилетний стаж и опыт работы показал, что возможности Музея шире и, он готов выйти на городской уровень. Такие возможности поддержаны наличием профессионально созданной экспозиции и наличием в фондах интересных материалов. Прежде всего, это личные документы, которые представляют судьбы конкретных людей и иллюстрируют определенные периоды в истории России.

Постоянная экспозиция Музея УВО состоит из двух музейных залов. В первом зале, условно названном «Петровским» на подлинных предметах, фотокопиях и муляжах раскрывается тема «Зарождения и развития институтов полиции и милиции на фоне истории Российского государства». Хронологические рамки повествования в этом зале охватывают историю Петербурга-Петрограда-Ленинграда с петровских времен до 1970-х гг.

Во втором - Знаменном зале - эпиграфом к предметному ряду стала стихотворная строка «Человеку в милицейской форме суть присяги не дано забыть...». Хронологические рамки этой темы охватывают период создания вневедомственной охраны с 1952 г. по настоящее время. Материалы в витринах расположены по тематическому принципу и освещают самостоятельные разделы истории вневедомственной охраны. Например, создание вневедомственной наружной сторожевой охраны в 1952 г., первые руководители вневедомственной охраны Ленинграда и Ленинградской области, охрана государственной собственности с демонстрацией конфискованных вещественных доказательств, вопросы кадровой политики 1960х гг., профессиональное обучение и повышение квалификации на базе Учебного центра, «вечный огонь» и памятная доска с фамилиями сотрудников, погибших при исполнении служебного долга и др. В нескольких витринах показана эволюция систем охранно-пожарной сигнализации. Диорама показывает работу сотрудников экипажа группы задержания.

Экспозиция отдельной витрины рассказывает о личности создателя и первого директора Музея УВО - Геннадия Ивановича Кораблева. Его профессиональная

286

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_________Section IV. Modern technologies of interaction with the Museum's audience_

деятельность была связана со службой в различных милицейских подразделениях. Общий стаж его работы до ухода на пенсию составил 37 лет 8 месяцев и 23 дня. Многолетняя служба, доброжелательный характер, общительность составили Геннадию Ивановичу хорошую репутацию среди коллег. Не случайно, именно ему было поручено возглавить деятельность по организации Музея. Многие его друзья и коллеги становились «дарителями» предметов в Музей только основываясь на добросердечном отношении к Кораблеву.

Безвозмездное дарение стало основным источником поступления экспонатов при формировании постоянной экспозиции. Это касается таких материалов как фотографии, личные документы, печатные издания, предметы форменной одежды и военного и служебного быта.

Основной целью в деятельности Музея с момента его основания и до сего дня является этическое профессиональное воспитание, профессиональная ориентация, освещение преемственности поколений, сохранение традиций, увековечивание памяти. Неординарно выполняя эти задачи, Музей неоднократно был объектом освещения в СМИ: в печатных периодических изданиях, на телевидении и радио.

Дополнительное пространство музейного коридора используется для организации временных выставок. С 2007 г. музей активизировал свою работу в этом направлении. Временные выставки посвящались отдельным персонам и рассказывали о знаковых датированных событиях в истории службы, в истории страны. Всего с момента начала выставочной работы было реализовано более 20-ти проектов.

Названия сменяющих друг друга проектов говорит о разнообразии тематики выставок. Вот некоторые из них. «От militia к вершинам профессии. К 55-летию создания службы»; «Картинная галерея. Творческое наследие И. М. Елисеева»; «Мы в ответе за тех, кого приручили: к 100-летию кинологической службы России»; «Ты помнишь, как все начиналось...: самозащита без оружия» (2009); «Крупным планом: документы и фотографии из личного архива семьи Б. К. Воронко» (2010); «Вековое измерение: первая четверть. К 25-летию создания Учебного центра УВО» (2010); «Посмотри, сова, сама какова.» (рисунки и поделки из природных материалов с изображением символа вневедомственной охраны - совы); «Черно-белые страницы яркой истории», «6 : 0 . Зрелый результат успешного пути: в ознаменование 60-летия образования вневедомственной охраны» (2012 г.).

Организация выставочной работы и проведение экскурсий в Музее поставлены на профессиональный уровень. Корректно по отношению к музейным предметам проводится интерактивный метод работы с посетителями. Книга отзывов принимает новые записи и является ценным источником, свидетельствующим об эмоциональном отклике посетителей.

Особой темой для Музея является тема блокады. Музей создан при непосредственном участии ветеранской организации, возраст которой приближается

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

287

_______Раздел IV. Современные технологии взаимодействия с музейной аудиторией_

к двадцатилетию. Основатели ветеранского движения были участниками Великой Отечественной войны. На подлинных материалах, принадлежавших ветеранам, складывалась часть экспозиции.

Теме блокады в разные годы были посвящены и с успехом прошли музейные выставки: «Ленинградцы, гордость моя!» К 65 годовщине полного снятия блокады Ленинграда; «Среди большой войны жестокой...» к 66 годовщине полного снятия блокады Ленинграда, совместно с Музеем обороны и блокады Ленинграда; «Старый снимок далеких, но памятных лет. Дети блокадного города»; «В. Н. Козлов. Дорога жизни» ко Дню полного снятия блокады Ленинграда и Дню защитника Отечества; «Мемориальные предметы, принадлежавшие В. Н. Козлову (1921-2010)».

В последние годы популярной формой работы в Музее стало проведение тематических экскурсий. Некоторые из них посвящены важным историческим датам в истории России и могут быть названы Уроками мужества. Одним из ярких проектов 2013 г. стало открытие выставки «На Ленинградской земле. Раскопки сотрудника поискового отряда» и проведение на ее основе интерактивных занятий.

Открытие выставки было приурочено к 70-летию прорыва блокады Ленинграда и прошло в форме Урока мужества для детей сотрудников. Опыт первого занятия позволил продолжить проведение экскурсий и апробировать их на разных категориях посетителей, отличающихся по возрасту, образовательному уровню, целям посещения.

Главными посетителями все же были дети школьного возраста или молодые люди, поступающие на службу в полицию. Эти посетители, как правило, знакомы с темой войны и блокады только по художественным и документальным трансляциям и обучающим, чаше, общеобразовательным школьным программам; их возрастная категория отстоит от времени Великой Отечественной войны на «расстояние» двух-трех поколений.

При проведении экскурсии предстояло решить задачу создания для посетителей такой музейной среды, в которой эффективно воспринимается информация о военном времени.

Как показала практика проведения занятий, экскурсанты разного возраста, образовательного уровня, особенностей внимания, памяти и мышления, профессиональных навыков (для стажеров) имели общую мотивацию посещения (посетить музей закрытого типа), и проявляли одинаковые эмоции восприятия.

Продумывая маршрут посещения выставки и последовательность информационных блоков рассказа, решались задачи, во-первых, погружения в тему через визуальное и тактильное восприятие предметов военного быта, во-вторых, в участниках группы вызвать желание вступить в диалог со сверстниками военного блокадного времени.

Началу занятия предшествовал психологический отрыв от «сегодня» - от повседневной жизни. Экскурсанты, впервые оказываясь в Музее УВО, попадают в

288

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_________Section IV. Modern technologies of interaction with the Museum's audience_

зону режимного здания, проходя через два поста полицейской охраны, идут по длинному тихому пустынному коридору в «ожидании Музея»... Этот путь можно оценить как путь психологической разгрузки, информационного вакуума, своеобразного очищения перед восприятием темы войны.

По разработанной методике экскурсия состоит из трех частей, которые поддерживаются тремя остановками по маршруту: музейный коридор - Знаменный зал - Петровский зал. Отметим также, что продвигаясь по маршруту, на каждой последующей остановке не сокращается, а увеличивается время взаимодействия с экскурсантами. При этом внимание участников группы не ослабевает. Переход от одной остановки к другой предполагает смену деятельности и акцентов восприятия.

Первая остановка предлагается посетителям в коридоре Музея, где размещены витрины. В них представлен документальный материал, который позволяет начать разговор о войне. Фотографии солдат призывного возраста, уведомление об уходе в войска народного ополчения и на фронт, справка о том, что воин пропал без вести, немецкие листовки, которые сбрасывали фашисты на Ленинград, брошюра с рецептами соления и квашения капусты, изданная в 1942 г., газетный листок январского выпуска 1943 г. с информацией о прорыве блокады Ленинграда.

На основе этих документальных свидетельств, в качестве вводной части к практическому занятию, экскурсантам предложено поразмышлять о героическом прошлом Ленинграда, вспомнить, что город был одним из первых назван героем. Эти общие и конкретные исторические факты1 позволят начать разговор о мужестве защитников города, о жизни горожан за 872 дня, о проведении наступательных операций «Искра» и «Нева-2», об историческом значении дат 18 января 1943 г. и 27 января 1944 г., о жертвах блокады. Важным текстовым элементом, позволяющим достичь эмоциональной настроенности, является использование поэтических строк К. Симонова, О. Берггольц, Джамбула Джабаева и др.

Среди материалов, сохранившиеся в фондах Музея, стихотворные воспоминания Б. Белова2 о прорыве блокады:

... Вас идущих в атаку по дымным снегам Под неистовым гулом орудий,

Кто от города грудью отбросил врага,

Ленинград никогда не забудет!

Эти строки становятся эпиграфом к продолжению разговора. От изложения исторических фактов вводная беседа направляется экскурсоводом на размышление о сохранении памяти.

Участники экскурсии самостоятельно называют источники, откуда наши современники узнают о событиях прежних лет: музейные хранилища, очевидцы событий,

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

289

_______Раздел IV. Современные технологии взаимодействия с музейной аудиторией_

документы, сохраненные в государственных и частных архивах. Кроме документальных материалов, основным источником наших знаний о Великой Отечественной войне являются археологические раскопки, которые проводят, по сей день, на местах боевых сражений. После обсуждения значения работы поисковиков, участникам экскурсионной группы предлагается на время стать сотрудниками поискового отряда. Экскурсия переходит к интерактивной части проведению раскопок3.

Интерактивная часть экспозиции расположена в Знаменном зале и представляет собой «участок Ленинградской земли, белый снежный покров которой полит кровью погибших защитников города» или «квадрат земли на Невском пятачке». Экскурсанты, надев перчатки и взяв кисти, самостоятельно проводят «раскопки». «Из земли» (ящик с песком) извлекаются предметы военного времени - части солдатских касок, пробитых пулями, гильзы от патронов, фрагменты снарядов, солдатский котелок, штык и др.

Извлечение предметов военного быта, тактильное и визуальное восприятие их сопровождается пояснениями о назначении предметов. Подлинность делает их историческими источниками здесь и сейчас в руках экскурсантов. Эта часть занятия проходит очень оживленно. Участники всех возрастных групп с неподдельным интересом участвуют в раскопках и обсуждении, приобретая практическое знание о войне.

Теперь каждому экскурсанту не сложно представить что, извлеченные из земли, очищенные от ржавчины и отреставрированные предметы военного быта становятся музейными экспонатами. Например, их можно увидеть в витринах следующего зала, Петровского, куда переходят экскурсанты для последней остановки.

Однако к этому моменту прошла уже первая половина экскурсионного времени. Чтобы поддержать интерес участников группы и достичь кульминации в разговоре о блокадном времени, экскурсантам предлагаются физически комфортные условия. Они садятся на стулья и, экскурсия превращается в исторический семинар.

После физических трудов поисковиков экскурсантам предстоит вникнуть в смысл военного времени, блокадного быта, нечеловеческих испытаний. Достичь этого возможно лишь путем личностного участия в обсуждении, произнося вслух, проговаривая «собственным голосом» различные тексты. Экскурсантам предложено прочесть немецкие агитационные листовки, письмо солдата матери (1943 г.) и воспоминания жителей блокадного города. Например, таких.

«Блокада - это моральное и физическое уродование человека, его души и тела. Нет, не до животного, а до какого-то выродка, психического урода, все помыслы и действия которого сужаются до размеров пайка, куска дуранды, горсти хряпы...»4. Чтение текстов прерывается комментариями. Следует объяснить экскурсантам значение слов, называющих блокадную еду, и других ушедших из употребления слов: буржуйка, коптилка, патефон, тарелка репродуктора.

290

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_________Section IV. Modern technologies of interaction with the Museum's audience_

В арсенале экскурсовода имеются различные тексты воспоминаний. Их подбор осуществляется перед каждым занятием, в зависимости от возраста экскурсантов. Экскурсовод должен следить за тем, чтобы воздействие не превышало «допустимую норму». Тексты воспоминаний были взяты из сборника документов «Ленинградская милиция в годы войны 1941-1945 гг. Ощущение времени». Анализируя тексты воспоминаний, размышляя о судьбах людей, разговор сам по себе переходит к морали военного времени.

Участники разговора пытаются вникнуть в жестокий смысл и понять следующие строки жителя блокадного города. Он рассказывает и комментирует случай, произошедший в столовой: «Смерть от истощения становилась нормой, бытом, повседневностью... Он уже съел свой суп, я еще ел. Вдруг его голова опустилась, и он стал сползать со стула. Он умер, и снова у меня никаких эмоций. Тогда я не анализировал свои реакции, а теперь я понимаю, что это равнодушие было началом распада психики голодающего человека, все помыслы которого сосредоточены на еде и тепле.»5.

Кульминационной частью урока мужества является разговор о хлебном блокадном пайке и взвешивание на электронных весах кусочка хлеба в размерах иждивенческого пайка по нормам первой блокадной зимы. Каждому участнику предоставляется возможность прочувствовать хрестоматийные слова О. Бергольц: «Бедный ленинградский ломтик хлеба - / Он почти не весит на руке.». Кусочек хлеба, весом 125 грамм, переходит из рук в руки.

Трагедия и героизм жителей становятся все отчетливее, ощутимее, не требующими иных доказательств. А статистические данные о погибших от голода, по разным оценкам историков, от 800 тыс. до 1 млн человек6, становятся прочувствованными.

Среди предложенных 13-15 текстов (в зависимости от количества участников группы) одним из последних для прочтения предлагается текст с векторной направленностью в будущее, как послание послевоенным поколениям. «Разомкнется ли когда-нибудь кольцо блокады, охватившее нас, убившее в нас все желания, кроме одного - жадно есть. есть и есть?.. Оживет ли мертвый город, будут ли выброшены маскировочные шторы, освободятся памятники и статуи от дощатых футляров, двинутся ли по улицам, весело позвякивая, трамваи?.. Как и когда произойдет это? Как будут жить люди после этой ужасной войны? Будем ли жить мы тогда?»7. После этого размышления человека, живущего в блокаде, экскурсантам предложено описать самые явные приметы современной жизни. Следует яркий контраст сопоставлений. Ощущение перемещения во времени выразила после экскурсии девочка 9-10 лет: «Я как в блокаде побывала.»8.

По словам Н. П. Бехтеревой, «человеку свойственно искать радость, это - неназванный биологический инстинкт выживания»9. После прочтения воспоминаний экскурсантам необходимо предложить переход к другому настроению.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

291

_______Раздел IV. Современные технологии взаимодействия с музейной аудиторией_

Победная и радостная нота урока мужества начинает звучать после знакомства с источником устного народного творчества - частушками времени Великой Отечественной войны. Основой частушечных фольклорных текстов являлось реальное событие: уход любимого на войну, потеря близкого человека, статистика о потерях на фронте, интерпретация военной ситуации, ожидание победы. В одном из четверостиший гениально «вписана» историческая дата дня Победы:

Девушки, у нас веселье,

На границе тишина!

Сорок пятого, девятого,

Окончилась война!10

Частушки содержат фольклорный «ответ» на жизнь, создают «параллельную неофициальную историю»11. Устность, вариативность, неофициальный характер и трудность фиксации делает частушку редким источником. Заканчивая трагическую тему чтением и пением частушек, мы продолжаем эмоциональную линию повествования, переводя ее в мажор.

Простые и хлесткие, искренние и проникновенные народные тексты хорошо запоминаются, и дети выходят из Музея и «шумят» этими частушками. Некоторые участники экскурсии, не зная как выразить добрые слова о проведенном времени, в Книге отзывов пишут тексты частушек.

По теме представленной экскурсии с учетом закрытого для свободных посетителей Музея было организовано и проведено более десяти занятий. На них присутствовали дети сотрудников, учащиеся общеобразовательных школ, учащиеся-суворовцы разных возрастных категорий.

Проведение данной экскурсии, которая остается актуальной в преддверии 70-летия полного снятия блокады Ленинграда, показало острую нехватку патриотических тем для нового поколения и ее необходимость и востребованность в условиях мегаполиса.

Разработанная экскурсия решает когнитивную и сенсорную цели, передавая знания и стимулируя зрительные, слуховые и тактильные ощущения. При этом, читая вслух воспоминания блокадных жителей, участник экскурсии своим голосом повторяет описанные события, ведет внутренний диалог с «жителем блокадного города», а значит, становится непосредственным очевидцем частной истории и прикасается к истории города, народа, страны.

Посетители не только могут брать экспонаты в руки, но обязательно должны это сделать в «поисковой» части экскурсии. Соблюдая технику безопасности (работая в перчатках, кистью, протирая руки после работы влажными салфетками), из раскопа достается безопасный «металл войны» с заключенной в нем памятью.

292

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_________Section IV. Modern technologies of interaction with the Museum's audience_

Таким образом, взаимодействие с экспонатами и погружение в историческую ситуацию воспринимается не как игра, а как серьезное дело сохранения памяти.

Организацию данной экскурсии можно отнести к экономичным и мало затратным проектам. Для организации «раскопа» потребовался ящик с песком, «предметы войны» без реставрации; для последней семинарской части экскурсии - распечатки текстов. Каждое занятие требует приобретения разовых перчаток, влажных салфеток, «кирпичика» ржаного хлеба. В части экскурсии, где повествуется о блокадном хлебном пайке, появляется тема взвешивания блокадной нормы с точностью до грамма. Для этого используются электронные бытовые весы. Точный вес пайка определяется при помощи довесков, то есть маленьких кусочков. Эти маленькие кусочки с трепетом, почти дегустируя, съедают экскурсанты.

Для оттачивания методики экскурсии, результаты ее проведения были проанализированы педагогом-историком: путем дополнительного опроса детей выяснялись степень освоения содержания, отношение к структуре занятия, степень эмоционального воздействия.

Все участники «раскопок» отметили привлекательность доступности к предметам военной истории, желанным была возможность их тактильного восприятия. Некоторые участники экскурсии захотели непременно «взять на память что-нибудь из раскопа».

В качестве положительного впечатления дети говорили о динамичности и «нескучности» проведенного времени. Сменяя друг друга, различные виды информации превратили экскурсию в диалог на трудную тему. Возникшее желание «попробовать хлебный довесок», «съесть кусочек хлеба» можно отнести к положительному результату восприятия и вхождения в тему. Чтение воспоминаний также преобразовало экскурсию в семинар и объединило всех участников, которые превратились в исследователей и толкователей исторических источников.

Исполнение же частушек позволило каждому участнику группы почувствовать себя частью советского народа, победившего в войне, т. е. совершенно измениться на время и во времени, почувствовать свою причастность к мужественным защитниками Ленинграда, выстоявшим в тяжелой блокаде. Предлагая экскурсантам тексты частушек для произнесения и осмысления, мы вводим их в речь детей и, тем самым, сохраняем традицию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг. «12. Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Решая задачу патриотического воспитания молодого поколения граждан, разработанная в Музее УВО интерактивная экскурсия «На Ленинградской земле», дает слушателям не только информацию о Великой Отечественной

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

293

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_______Раздел IV. Современные технологии взаимодействия с музейной аудиторией_

войне, героизме советского народа, но и способствует повышению интереса граждан к военной истории13.

Главным результатом экскурсии стал индивидуальный практический опыт, который приобретают участники группы при освоении исторического знания.

Сохранение исторической памяти о мужестве прошлых поколений ленинградцев играет важную роль в патриотическом воспитании современных жителей Санкт-Петербурга.

Примечания

1 Комаров Н. Я., Куманев Г. А. Блокада Ленинграда: 900 героических дней, 1941-1944: ист. дневник; комментарии. М.: Олма-пресс. 2004. 504 с.

2 Б. А. Белов с 1963 по 1964 гг. - начальник Управления вневедомственной охраны Ленгорисполкомов. Фонд Музея.

3 Автором идеи «раскопок» предметов Отечественной войны является Павел Рафаилович Кашин, действующий сотрудник вневедомственной охраны.

4 Из воспоминаний Б. Михайлова // Ленинградская милиция в годы войны 1941-1945 гг.: ощущение времени. СПб., 2010. С. З42.

5 Из воспоминаний М. Финкельштейна о блокаде // Там же. С. 342.

6 Ратьковский И. С., Ходяков М. В. История России: XX в.: пособие для поступающих в вузы. СПб.: Питер, 2005. С. 244.

7 Из воспоминаний Софьи Лелюхиной (служащая) // Ленинградская милиция в годы войны 1941-1945 гг. С. 345.

8 Книга отзывов // Музей УВО. Рукоп.

9 Наталья Бехтерева // Почетные граждане Санкт-Петербурга: 1941-1945. СПб., 2010. С. 111.

10 Русская частушка. СПб.: Авалонъ: Азбука-классика, 2008. С. 222.

11 Келлер Е. Э. Праздничная культура Петербурга: очерки истории. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. С. 298, 304-305.

12 См.: О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» с изм. и доп. от 6 октября 2011 г., 17 января, 7 октября 2013 г.: постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795 // Гарант. ру: инф.-прав. портал. М., 2013. URL: http: // base. garant. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).

13 См.: Мероприятия по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»: прил. N 1 к гос. прогр. «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.»: с изм. и доп. от 6 октября 2011 г., 17 января, 7 октября 2013 г. // Там же.

294

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.