8. Gradovskii A.D. Istoriya mestnogo samoupravleniya [Local Government History]. Sobranie sochinenii [Collected Works. Vol. 2]. Sankt-Peterburg, 1908.
9. Elisafenko M.K. Zemstvo i nachal'noe obrazovanie na Urale (vtoraya polovina XIX — nachalo XX v.). Diss. kand. istor. nauk [Zemstvo and primary education in the Urals (second half of the XIX - beginning of the twentieth century.). Ph. D. (History) diss.]. Ekaterinburg, 1996.
10. Iordanskii N.I. Zemskii liberalizm [Zemsky liberalism]. Moscow, 1905.
11. Karpachev M.D. Zemstvo i zemskoe dvizhenie v anglo-amerikanskoi istoricheskoi literature [Zemstvo and zemstvo movement in the Anglo-American historical literature]. Istoki rossiiskoi revolyucii: legendy i real'nost' [The origins of the Russian revolution: legends and reality]. Moscow, 1990, pp. 220.
12. Kizevetter A.A. Mestnoe samoupravlenie v Rossii IX-XIX st.: istoricheskii ocherk [Local government in Russia IX-XIX Art.]. Moscow, 1910.
13. Kokoshkin F.F. Russkoe gosudarstvennoe pravo. V svyazi s osnovnymi nachalami obshchego gosudarstvennogo prava [Russian state law. In connection with the basic principles of general state law]. Moscow, 1908.
14. Notovich O.K. Osnovy reformy mestnogo i central'nogo upravleniya [Foundations of local and central government reform]. Sankt-Peterburg, 1882.
15. Skalon V.Yu. Zemskie vzglyady na reformu mestnogo upravleniya. Obzor zemskikh otzyvov i proektov [Zemstvo views on the reform of local government. Review of Zemsky reviews and projects]. Moscow, 1884.
16. Skalon V.Yu. Zemskie voprosy. Ocherki i obozreniya: sb. st. [Zemsky questions. Essays and Reviews]. Moscow, 1882.
17. Cpernysheva E.V. Otechestvennaya istoriografiya istorii zemstva v Rossii, 1864-1904 gg. Diss. kand. istor. nauk [Russian historiography of the history of zemstvo, 1864-1904. Ph. D. (History) diss.]. Ekaterinburg, 2000.
18. Chicherin B.N. O narodnom predstavitel'stve [About the national representation]. Moscow, 1866.
19. Adler Ch. The Revolutionary Situation 1859-1861: The Uses of Historical Conception. Canadian Slavic Studies, 1969, vol.3, no. 2, pp. 383.
20. Emmons T. The formation of political parties and the first national elections in Russia. Cambridg (Mass.), 1983.
21. Emmons T. The Russian Landed Gentry and the Peasant Emancipation of 1861. Cambr. (Mass.), 1967.
22. Fallows Th.S. The Russian fronde and the Zemstvo movement: Economic agitation and politics in the mid-1890's. The Russian review, 1985, vol. 44, no. 2, pp. 19-138.
23. Frolich K. The emergence of Russian constituonalism, 1900-1904: The revolutionship between social mobilization and political group formation in prerevolutionary Russia. The Hague etc., 1981.
24. Guide to the collection in the Hoover institution archives relaing to imperial Russia, the Russian revolutions and civil war, and the first imigration. Stanford (Col.), 1986. XX, 208 p.
25. Hamburg C.M. Politics of the Russian nobility, 1881-1905. New Brunsweek, 1984. XII, 296 p.
26. Harcave S. Russia: A History. 3d ed. Chicago, 1956.
27. Lampert E. Sons against Fathers: Studies in Russian Radicalism and Revolution. - London, 1965.
28. Leontovitsch V. Geschichte das libealismus in Russland / V. Leontovitsch. Frankfurt am Main, 1957.
29. Leroy-Beaulieu A. L'emperie des tsars et les Russes. Paris, 1893.
30. Manning R.T. The crisis of the old order in Russia: Gentry and goverment. - Princeton (N.J.), 1982. XV, 555 p.
31. Pares B. A History of Russia. London, 1926.
32. Raeff M. Understanding imperial Russia: State and social in the old regime. New York, 1984. XIX, 248 p.
33. Rogger H. Russia in the age of modernization and revolution. 1881-1917. London; New York: Longman, 1983. VIII, 323 p.
34. Emmons T. (eds.) The zemstvo in Russia: An experiment in local self-goverment. Cambridg, 1982. 452 p.
35. Schnitzler M.I. Les institutins de la Russie depuis les reformes de Fempereur Alexander II. Paris, 1866.
36. Treadgold D. The Constitutional Democrats and the Russian Liberal Tradition. The American Slavic and East European Review, 1951, vol. 10, no. 2.
37. Whol O.W. The Land of Czar. London, 1875.
УДК 37.035.6
Э.В. Мельник,
кандидат исторических наук, доцент кафедры общественно научных дисциплин
ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»
г. Екатеринбург, Россия [email protected] ОЯСГО: 0000-0001-8972-1880
Поисковая деятельность как одно из направлений военно-патриотического воспитания молодёжи
Статья посвящена роли поисковых экспедиций в патриотическом воспитании подрастающего поколения и формировании исторической памяти. Автором статьи обоснована актуальность, охарактеризованы проблемы и тенденции эволюции поискового движения в современной России. Затронуты специфические черты поискового движения, как одного из направленности постижения военной истории Отечества, прослежены формы его реализации. Автором отмечено особое внимание, уделяемое на современном этапе руководством страны данному направлению военно-патриотической деятельности, эффективности представленных форм работы и перспективам их дальнейшего развития.
Ключевые слова: поисковый отряд, вахта памяти, патриотизм, поисковые экспедиции, воин, военно-патриотическое воспитание
E.V. Mel'nik,
Ph. D. in Historical Sciences, Assosiated Professor, Department of Social Sciences
Education Development Institute of Sverdlovskaya region
Ekaterinburg, Russia
Search activity as one of the directions of the military-patriotic education of youth
The article is devoted to the role of search expeditions in the patriotic education of the younger generation and the formation of historical memory. The author of the article substantiates the relevance, describes the issues and trends in the evolution of the search movement in modern Russia. The specific features of the search movement, as one of the directions of studying the military history of the Fatherland, are touched upon, the forms of its realization are traced. The author notes the special attention paid at the present stage by the leadership of the country to this area of military-patriotic activity, the effectiveness of the submitted forms of work and the prospects for their further development.
Keywords: search group, memory watch, patriotism, search expeditions, warrior, military-patriotic education.
Одной из значимых линий традиционного направления развития современного общества остается воспитание подрастающего поколения. Исследователи А.Н. Вирщиков, А.Я. Данилюк, И.И. Ивлев, А.М. Кондаков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинова, В.А. Тишков, Г.Н. Филонов, С.А. Хаматова и др. отмечают, что проблема роли поискового движения в патриотическом воспитании подрастающего поколения с каждым годом притягивает внимание специалистов разного профиля. С точки зрения профессионального рассмотрения преобладающим фактором в формировании воспитательной компоненты у молодежи остается социальная среда с её экономическими, политическими, социальными и духовно-нравственными потребностями. В эпоху ощутимого манипулирования с помощью масс-медиа общественным сознанием (дезинформация, целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения за счет популяризации псевдо благополучия альтернативного, маргинального мира и т.д.) особую актуальность для государства приобретает проблема патриотического воспитания [2, с. 4]. В этой связи стержневые идеи, вокруг которых формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции и устремления молодёжи, основывают её готовность к активным действиям на благо своего Отечества [3, с. 37].
С этой целью с раннего возраста учащимся необходимо прививать любовь к героическому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык и историю. Проблема формирования патриотизма актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит задача сформировать в каждом молодом человеке высокие моральные, нравственные и патриотические качества.
Если мы последуем за традиционным содержанием понятия патриотизм, то утвердимся во мнении - это здравое, осознанное чувство преданности своей стране и солидарности с её народом даже в самые горестные моменты исторической действительности. Патриотизм невозможно передать без чувства гордости за своё Отечество, малую родину, где находится отчий дом. Патриотизм включает активную
гражданскую позицию, последовательному служению Отечеству [7, с. 25]. Припоминаются высказывания исследователя М.Б. Кусмарцев, касаемые патриотического воспитания: «воспитание через трансляцию личности приверженности важнейшим духовным ценностям; воспитание патриотических чувств..., верность Отчизне в период военных испытаний, гордость за героическое прошлое Отечества, за научно-технический и культурный вклад в мировую цивилизацию» [7, с. 42].
Немалая доля отечественных исследователей, конкретизируя внимание на рассмотрении процесса воспитания патриотических чувств, оперируют следующими составляющими: когнитивный (сведения, на основе которых складываются патриотические взгляды и убеждения) (М.Б. Кусмарцев, А.Н. Вирщиков, Г.Н. Филонов); чувственно-ценностные (любовь к Отчизне, гордость за героические страницы прошлого, принятие других народов, их культурных основ) (В.А. Тишков, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков); деятельностно-побудительный (социально-значимая деятельность на благо своего Отечества) (С.А. Хаматова, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинова).
Обращаясь к зарубежному опыту изучения данной проблематики, стоит отметить, что аналогов поисковой деятельности за рубежом пока не существует. Однако, представить примеры западного опыта полезно, как и рассмотреть основные тенденции. Отталкиваясь от опыта французской стороны, действуя с оглядкой на Основной закон Французской республики, Кодекс о всеобщей национальной повинности для подростков открыт путь к поступлению в двести пятьдесят учреждений с всесторонней подготовкой молодых люди, достигших восемнадцатилетнего возраста [1, с. 9-10]. Особое внимание отведено повышению уровня допризывной подготовки. В комплексе подготовки используется специфические подходы в работе: внимание призывников аккумулировано на постижение внутренней и внешней политике государства, истории её славного военного прошлого; отдельно «прокладываются» связующие звенья между армейскими структурами и общественными организациями; акцент делается на пропаганде государственной военной политике. В Италии немаловажную роль в оказании патриотического воздействия на юношей оказывает узкоспециализированная система общественных организаций с активной ролью бывших военных в запасе, которые популяризируют военные традиции [6, с. 49]. В Соединенном королевстве патриотическое воспитание базируется исключительно на ознакомлении с военно-историческими традициями, агитационной линии проложенной по армейским лекалам. Германские представители военного штаба, соорганизуя линию патриотического воспитания, возлагают ключевую ответственность на недавно отслужившие офицерские кадры. Последнее связано с укоренившимся убеждением: возвратившись в гражданское общество, немецкие дембеля призваны в общении с призывниками, на практическом опыте способствовать развитию воспитательных традиций [5, с. 15-16].
При выстраивании воспитательной константы патриотической линии у подрастающего поколения в России значимым является учет возрастных особенностей. Последнее способствует интенсификации эмоционального восприятия патриотических основ, актуализации потребности подростков в ценностном самоопределении, само утверждение в направлении оформления социально значимой личности с помощью само осознания с отечественной историей и культурной действительностью.
В практике образовательной деятельности свою эффективность и популярность утвердили следующие направления: гражданское, историческое, культурное, а также ряд других направлений образовательно-воспитательной деятельности. Эффективность заключается в планомерном сотрудничестве образовательных учреждений с многочисленными патриотическими организациями (в Свердловской области их порядка пятисот).
На современном этапе, ставя целью развития российского общества через возрождение патриотизма, общество осознает свою целостность, цельность, общее направление развитие, сплоченность и, безусловно, имеет потенциал укрепить свои позиции в ряду великих держав. Задаваясь целью сформулировать основной блок составных качеств понятия «патриотизм», отдадим «пальму первенства» позитивным качествам субъекта, ядром которых остаются духовно-нравственные и социо-культурные составляющие.
Внеклассная работа, как наиболее адекватная форма патриотического воспитания, оказывает комплексное педагогическое воздействие на все компоненты оформления человеческой личности. Подобные формы внеклассной работы с учащимися -обобщенный диалог; самостоятельный/коллективный проект на соответствующую тему; воскрешение в памяти доблестных страниц исторического прошлого, блестящих свершений предков; коллективное посещение мест боевой славы.
Как отмечают многие педагоги, методические работники, особый воспитательный эффект имеет деятельность связанная с поисковой работой школьников, осуществляемой в процессе экскурсий, исследований.
Несмотря на значимость различных линий гражданско-патриотического воспитания, магистральное значение отведено поисковому движению (понимание ответственности и значимости осуществляемой работы, увековечения памяти павших защитников Отечества). По результатам ряда проведенных статистических исследований [8, с. 57] оказывается, что именно поисковики держат штандарт «реальных действий», сохранения памяти о событиях Великих войн прошлого, вооруженных конфликтов -важной составной части славного прошлого. В последнее два десятка лет отмечается особый интерес к раскопкам, и поиску в целом. Это тенденция объяснима! Речь идет о хорошо сфокусированной командной деятельности, создающей исключительную атмосферу формирования личности. Получив возможность работы в поисковом отряде, у молодого человека появляется шанс достойно и досрочно «послужить» Отечеству. Активисты, как и в недавнем, советском прошлом, могут поведать о целеполагании, осуществлении гражданского долга.
При обобщении собранных материалов становится наглядным: преобладающая роль у отрядов, созданных в традиционных образовательных учреждениях. Как же достигнуть цели и стать поисковиком? Прямой классический путь - прохождение поэтапно по стезе «школы юного поисковика». Доминирующие критерии отбора: наличие физической подготовки, организованности, и, без сомнения, следование высоким нравственным ориентирам.
Своеобразный «обряд инициации» в начале пути - клятва отдать все силы всеобщему делу поиска и захоронения останков ратоборцев. Изначально подростки привлечены романтической сюжетикой палаточной жизни, ночных посиделок у костра и возможностью расширения познавательных горизонтов, как и круга общения. Им также предоставлена исключительная возможность испытать свои силы, стойкость, чувство ответственности и коллективизма.
Поисковые экспедиции создают оптимальные условия для взращивания нравственного остова личности: на наших глазах оформляется союз «единодушников», сердечного согласия и единства помыслов, чьей целью является воскрешение имен неизвестных солдат, предание земле останков павших. Не удивительно, сердце подростка навещает мысль: «Сохраняя свое прошлое - прокладываем освещенный путь к осмысленному, достойному будущему!» [8, с. 277]
А могут ли быть в проводимой работе второстепенные элементы? Невозможно переоценить значимость поиска останков павших, участие в ритуалах воинских захоронений, консультации с уцелевшими участниками событий (встречи с родственниками защитников Родины). Участники отмечают для себя: «вижу цельность своей работы»; «делаем общее дело»; «для меня это не последняя экспедиция!».
Поисковое движение позиционируется преимущественно в качестве своеобразного педагогического феномена и серьезнейшей линии молодежной политики. Оно осознанно взращивает признательность и почитание к павшим бойцам, учит постижению значения подвигов, совершенных нашими предками, наполняет души подростков верой в доблесть как таковую. В качестве наиболее вразумительной формы передачи молодежи почитания боевых традиций, поиск задействует общечеловеческие нормы глубокогуманистической традиции, способствует самоопределению, тем самым позволяя каждому молодому человеку реализовать себя как личность.
Одно из усвоенных нами неписанных правил гласит: на земле не должно быть забытых и безымянных могил, если исходить из него - человек умирает дважды: когда
останавливается его сердце, и когда о нем забывают. Четкая задача поисковиков: искать останки солдат и военные медальоны, чтобы найти родственников погибших и с почестями похоронить бойцов.
Поисковая работа также общественно - значима. Результативный пример: положительные результаты, когда истории возвращается еще одно имя погибшего за страну, обретается покой еще одним военнослужащим. Чрезвычайно важно и успокоение после долгих лет поисков родственников пропавших родных. Письма близких людей найденных солдат с выражениями признательности в адрес поискового отряда наглядное тому подтверждение.
Одна из основных целей поискового движения - розыск и последующее почетное погребение останков военнослужащих, погибших в ходе вооруженных конфликтов. Осложняет ситуацию частое отсутствие при идентификации останков сдвоенных металлических жетонов. В то время как прошедшие вооруженные столкновения в Чечне, а ранее в Афганистане убедительно показали, что количество пропавших без вести бойцов в условиях современной войны возрастает среди общих безвозвратных потерь армии в ходе боевых действий. Подобная ситуация наглядно покажет необходимость сотрудничества близких с энтузиастами-поисковиками, для выяснения солдатской судьбы. А значит, пока существуют страшные последствия военных конфликтов, - будет и существовать поисковое движение.
Всё свободное время между экспедициями поисковики посвящают архивным исследованиям. Труд поисковиков, условно, можно представит рядом последовательных шагов:
- изучение историко-архивоведческих материалов, беседа с участниками боевых действий, представление возможностей проведения поисковых работ на конкретном участке местности, согласование возможности проведения поисковых работ с главами местных администраций, военкоматом и силовыми ведомствами - подготовительный этап;
- работа в Центральном архиве Министерства Обороны РФ, Военно-морском архиве поможет юным археологам обнаружить и правильно представить планы исторических линий обороны, мест ожесточенных боев, изучению донесений о потерях и пр.;
- проведение непосредственно поисковых экспедиций на местах кровопролитных боев и захоронений останков военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной Войны;
- работа в архивных центрах, сотрудничество с военкоматами, средствами массовой информации по установлению учетных данных по найденным останкам, смертным медальонам и личным вещам военнослужащих;
- работа с главами областной и районной администраций по установлению места нахождения родственников найденных военнослужащих и встречи с ними [4, с. 33]
Еще одной специфической чертой проводимой работы, в пору проведения «вахт памяти», на местах отгремевших ранее ожесточенных боев, поисковики сталкиваются с неразорвавшимися боеприпасами, всяческими взрывоопасными объектами [7, с. 17]. Обнаружение этих опасными «находками» требует тесного взаимодействия поисковых отрядов с органами внутренних дел, военкоматами, со специалистами по разминированию, сопровождающими поисковые работы в течение прохождения вахт памяти.
Являющиеся по сути общественно-патриотическими организациями, поисковые отряды уделяют большое внимание пояснению значения своей работы молодому поколению, способствуя раскрытию у подростков чувства гордости за славное прошлое своих предков и страны, которая их породила. Обсуждение военной тематики, проведение тематических вечеров, выпуск фотоотчётов по итогам вахт памяти, создание музеев боевой подвигов, организация встреч учащихся образовательных учреждений с современниками военных вех - далеко не полный перечень мероприятий реализуемый членами поисковых отрядов в совокупности с выездами в полевые экспедиции.
Государственными органами и общественными организациями предоставляется всемерная помощь (грантовая, организационная, спонсорская и пр.) поисковому движению, создавая условия для системной, слаженной деятельности. Поисковая деятельность признается важнейшей формой патриотического воспитания.
Высшими государственными лицами отмечается особое значение рассматриваемых мероприятий. В качестве примера можно представить торжественное открытие президентом Российской Федерации В.В. Путиным всероссийской акции «Вахта памяти -2019» (апрель нынешнего года). Церемония прошла в музее Победы на Поклонной горе в г. Москве. Президент выступил на пленарном заседании «Вахты памяти - 2019» и ознакомился с различными проектами «Поискового движения России», среди которых «Фронтовой портрет. Судьба солдата», где представлены портреты двадцати семи бойцов Красной армии, выполненные во фронтовых условиях; проект розыска подводных субмарин на дне Финского залива, находящихся там со времени окончания военных действий [9, с. 2]. «Участие поисковиков в реализации большинства патриотических программ, - отметил президент РФ, - имеет особую значимость. Открываются новые, доселе неизвестные события и факты ратной истории. Стране возвращаются имена, судьбы её героев, те великие примеры подлинного патриотизма, на которых и должны расти, воспитываться новая генерация наших граждан, новые поколения» [9, с. 3]. Также президентом РФ было упомянуто, что в ближайшее время начнётся разработка государственной программы по увековечению памяти павших при защите Отечества, основной целью которой является урегулирование всех правовых аспектов поискового движения, включая содействие со стороны органов власти всех уровней.
В рамках всероссийской акции «Вахта памяти - 2019» более двухсот пятидесяти представителей поисковых объединений из восьмидесяти двух регионов обсудили подготовку к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, реализацию государственной программы патриотического воспитания молодёжи и организацию поисковых работ в текущем году. «Вахта памяти - 2019» вобрала в себя комплекс мероприятий: организация поисковых экспедиций, благоустройство воинских захоронений, проведение выставок и патриотических акций, связанных с увековечением памяти погибших героев Отечества.
Деятельность поискового движения выступает одной из самых эффективных форм реализации духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи. Помимо формирования гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, с этой формой работы осуществляется учебная деятельность в области военной истории, археологии, поддерживается на достойном уровне культура почитания павших за Отечество и памятников боевой славы по всей России и бывшим союзным республикам.
К современному поисковику предъявляются повышенные запросы: любовь к Отчизне; умение выполнять порученное задание в тяжелых полевых условиях; умелая работа со специальным инвентарем; ориентировка в основах археологии, истории вооружений и военной техники, армейских знаков отличия и классификации обмундирования; выполнение правил и техники безопасности при работе с взрывоопасными предметами; умение соблюдать распорядок дня; ориентирование на местности; умение, при необходимости, оказывать экстренную помощь; умение работать с источниками информации.
В процессе общественно-полезного труда по увековечению памяти павших за Отечество воинов подросток обретает смысл деятельности, понимание общественных потребностей, цельности реализации собственной судьбы в соприкосновении с судьбой своей Родины. Это немаловажно для формирования основных качеств личности. Поисковая работа помогает воспитывать разнообразные качества: целеустремленность, желание трудиться, жажду активной деятельности, желание помогать, стремление преодолевать трудности, любознательность, честность и т.д.
Поиск как тяжелый физический труд, десятки пройденных с громоздким снаряжением километров, сотни килограммов перекопанной земли, быт палаточного лагеря и полное самообслуживание - всё это стандартная атмосфера полевого лагеря. Одновременно данная деятельность - это искренняя признательность близких найденных бойцов; это гордость осознания себя, своего благородного Поступка; это чувство самоуважения за то, что выдержал и не сломался. Поисковая работа дает возможность
подросткам почувствовать себя частью Отечества, приобщиться к общему делу государственного значения - увековечиванию памяти погибших героев!
Рассматривая сегодняшнее состояние поискового движения, можно сказать, что оно достигло небывалого размаха, сделав значительный вклад в формирование нашего общественно-исторического сознания. Поисковое движение в основе укрепления национальной безопасности Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Береговой, А.И. Подготовка военнослужащих вооруженных сил Франции / А.И. Береговой // Зарубежное военное обозрение. - 1999. - № 4. - С. 9-13.
2. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретикометодологические и прикладные основы / М.Б. Кусмарцев, А.Н. Вирщиков, В.И. Лутовинова, Г.Н. Филонов. - М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2017. - 386 с.
3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М. : Просвещение, 2010. - 34 с.
4. Ивлев, И.И. Военная археология: методика поисковых архивно-полевых исследований / И.И. Ивлев. -Архангельск, 1995. - 291 с.
5. Кудрявцев, Ю.В. Подготовка командных кадров к воспитательной деятельности в вузах Италии и Германии / Ю.В. Кудрявцев // Зарубежное военное обозрение. - 2011. - № 5-6. - С. 13-20.
6. Латухина, К. Живая история. В.В. Путин дал старт всероссийской акции «Вахта памяти - 2019» / К. Латухина // Российская газета : федер. вып. - 2019. - № 75 (7833). - С. 2-3.
7. Опасные находки. Меры безопасности при проведении работ на территориях боевых действий Великой Отечественной войны / А.А. Ворховский [и др.]. - М. : Государственный Комитет Российской Федерации по молодежной политике, 1999. - 403 с.
8. Хаматова, С.А. Формирование духовно -нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе : дис. ... докт. пед. наук / С.А. Хаматова. - Уфа, 2017. - 385 с.
9. Шаламберидов, Е.А. Патриотическое воспитание в Италии / Е.А. Шаламберидов // Зарубежное военное обозрение. - 1988. - № 3. - С. 48-52.
REFERENCES
1. Beregovoj A.I. Podgotovka voennosluzhashchih vooruzhennyh sil Francii [Training French Armed Forces].
Zarubezhnoe voennoe obozrenie [Foreign military review], 1999, no. 4, pp. 9-13.
2. Kusmarcev M.B., Virshchikov A.N., Lutovinova V.I., Filonov G.N. Vospitanie patriotizma v usloviyah social'nyh peremen: teoretikometodologicheskie i prikladnye osnovy [Fostering patriotism in the face of social change: a theoretical methodological and applied foundations]. Мoscow, 2007. 386 p.
3. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia]. Мoscow: Prosveshchenie, 2010. 34 p.
4. Ivlev I.I. Voennaya arheologiya: metodika poiskovyh arhivno-polevyh issledovanij [Military archeology: methods of search archival field research]. Arhangel'sk, 1995. 291 p.
5. Kudryavcev Yu.V. Podgotovka komandnyh kadrov k vospitatel'noj deyatel'nosti v vuzah Italii i Germanii. [Training of command personnel for educational activities in universities in Italy and Germany]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie [Foreign military review], 2001, no. 5-6, pp. 13-20.
6. Latuhina K. Zhivaya istoriya. V.V. Putin dal start vserossijskoj akcii «Vahta pamyati - 2019» [Living history. V.V. Putin launched the all-Russian action "Memory Watch - 2019"]. Rossijskaya gazeta: feder. vyp. [Russian newspaper], 2019, no. 75(7833), pp. 2-3.
7. Vorhovskij A.A., et al. Opasnye nahodki. Mery bezopasnosti pri provedenii rabot na territoriyah boevyh dejstvij Velikoj Otechestvennoj vojny [Dangerous finds. Security measures during the work in the territories of the Great Patriotic War]. Мoscow, 1999. 403 p.
8. Hamatova S.A. Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej uchashchejsya molodezhi v mnogonacional'nom obshchestve. Diss. dokt. ped. nauk [Formation of spiritual and moral values of students in a multi-ethnic society. Dr. Sci. (Pedagogics) diss.]. Ufa, 2007. 385 p.
9. Sрalamberidov E.A. Patrioticheskoe vospitanie v Italii [Patriotic education in Italy]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie [Foreign Military Review], 1988, no 3. pp. 48-52.