УДК 37.035.7
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОИСКОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
© Виктор Леонидович БУДАГОВСКИЙ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Рассматривается проблема военно-патриотического воспитания молодежи в процессе социально-культурной деятельности общественных объединений поисковой направленности, актуальность проблемы для современного общества, сущность и специфика рассматриваемого педагогического процесса. Проблема военно-патриотического воспитания граждан современной России обусловливается неизменностью функций государства, касающихся сохранения и укрепления внутренней и внешней безопасности и целостности страны. Сегодня нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического и нравственного кризисов, способных защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Отмечено, что в настоящее время государство предпринимает ряд различных мер, направленных на консолидацию усилий различных ведомств, учреждений, организаций по модернизации системы военно-патриотического воспитания в форме федеральных, региональных и муниципальных целевых молодежных программ.
Арсенал форм и методов работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи достаточно велик. Одной из комплексных форм включения молодежи в изучение героико-патриотического прошлого страны является молодежное поисковое движение. Поисковое движение в молодежной среде России - уникальное социально-культурное явление. Успех военно-патриотического воспитания, прежде всего, зависит от высокого идейного смысла и общественно-полезной направленности проводимых мероприятий, важное значение имеет правильный отбор наиболее эффективных форм и методов военно-патриотической работы. Поисковая деятельность формирует у молодежи такие качества, как дисциплинированность, ответственность, решительность, инициативность, самостоятельность, честность.
Поисковое движение широкими слоями общества понимается как общественное движение граждан, добровольно и безвозмездно ведущих работу по обнаружению и захоронению не погребенных в годы Великой Отечественной войны останков павших воинов, установлению и увековечению их имен. Пройдя непростой период борьбы за признание на государственном уровне, продолжая свою деятельность, поисковое движение (поисковая работа) в последние годы становится объектом научных исследований. Интерес во многом поддерживается актуальностью его изучения как социального, культурологического и, безусловно, исторического явления, к которому требуется междисциплинарный подход, разработка своей методологической основы. Таким образом, в решении проблемы военно-патриотического воспитания современной молодежи значительным потенциалом обладает социально-культурная деятельность общественных объединений поисковой направленности.
Ключевые слова: поисковое движение; молодежь; социально-культурная деятельность.
Проблема военно-патриотического воспитания граждан современной России обусловливается неизменностью функций государства, касающихся сохранения и укрепления внутренней и внешней безопасности и целостности страны в условиях совокупности внешних (геополитических) и внутренних (политических и социально-экономических) факторов. Военно-патриотическое воспитание молодежи занимает одно из ведущих мест в разветвленной и гибкой ценностной системе обеспечения национально-государственной безопасности.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны
здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.
С развалом Советского Союза прекратила свое существование действовавшая в то время система идеологического и нравственного воспитания граждан. Свобода мнений, убеждений, взглядов способствовала открытости общества, раскрепощению духовной жизни, росту гражданской активности. Она же поставила многих людей и государство в целом в трудное положение поиска идей, взглядов, систем ценностей, способных содействовать личностному становлению чело-
века и эффективному развитию страны в новых социальных условиях, сплачивающих граждан и общество в решении общенациональных задач.
Образовавшаяся в результате отсутствия должного внимания к идеологическому воспитанию граждан пустота стала быстро заполняться мощным потоком западных «ценностей», нередко пропагандирующих самые низкие и ничтожные человеческие чувства: вседозволенность, насилие, жестокость и т. п.
Часть молодежи вовлекается в различные суррогатные формы групповой активности на основе маргинальных форм молодежной субкультуры, религиозных культов деструктивной асоциальной и антигуманной направленности и т. п. Сохраняется отрыв существенной части молодежи и общества в целом от базовых духовно-нравственных ценностей, традиционных для нашего общества.
Сегодня нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического и нравственного кризисов и защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма.
В настоящее время государство предпринимает ряд различных мер, направленных на консолидацию усилий различных ведомств, учреждений, организаций по модернизации системы военно-патриотического воспитания в форме федеральных, региональных и муниципальных целевых молодежных программ. Их методологические, нормативно-правовые и организационные основания представлены в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которые являются продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и сохраняют непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
Идеи патриотизма в истории России традиционно занимали одно из главных мест. Сформировавшееся в советский период и имеющее богатейшую практику и глубокие традиции военно-патриотическое воспита-
ние, адаптируемое в новых, постоянно изменяющихся условиях, может и должно быть усилено другим, более широким, социально ориентированным направлением, преодолевающим его ограниченность и способным обеспечить созвучность и соответствие духу нашего времени.
Военно-патриотическая работа с молодежью - это проверенный временем способ передачи молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в могущество России.
Общеизвестно: патриотами не рождаются - ими становятся. Формирование нравственных качеств человека, важнейшим из которых является патриотизм, не может быть достигнуто лишь нравственным просвещением, словесными формами воспитательного воздействия. Вне высоконравственной, общественно-полезной деятельности невозможно гражданское становление подрастающего поколения, формирование патриотических чувств - необходима непосредственная военно-патриотическая деятельность, в процессе которой у молодых людей формируются правильные представления о требованиях к военной службе в рядах вооруженных сил, закладывается фундамент практической готовности к выполнению воинского долга перед Родиной, создается и осуществляется программа самовоспитания качеств гражданина-патриота.
Арсенал форм и методов работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи достаточно велик. Одной из комплексных форм включения молодежи в изучение героико-патриотического прошлого страны является молодежное поисково-краеведческое движение.
Важную роль в воспитании молодого поколения играют молодежные общественные движения. Поисковое движение в молодежной среде России - уникальное социально-культурное явление. Оно фактически оформилось без участия государства, являясь ярким примером патриотической инициативы граждан и важнейшей формой в воспитании подрастающего поколения на базе конкретного общественно полезного труда по увековечению памяти погибших защитников Отечества, установлению их имен и судеб, восстановлению исторических событий.
Практика поискового движения выступает в качестве ценностно-деятельного процесса и обеспечивает активизацию социаль-
ного функционирования личности. Главное предназначение гражданско-патриотического воспитания, определяющее доминанту соответствующей практической деятельности, -формирование готовности и способности личности к позитивному изменению социальной среды, к ее полноценной самореализации в обществе и государстве в интересах их и ее собственного развития.
Успех военно-патриотического воспитания, прежде всего, зависит от высокого идейного смысла и общественно-полезной направленности проводимых мероприятий, большое значение имеет правильный отбор наиболее эффективных форм и методов военно-патриотической работы. Под воспитательным социально-педагогическим потенциалом поискового движения следует понимать реальные возможности применения исторического опыта Великой Отечественной войны в целях патриотического воздействия на подрастающее поколение.
Поисковое движение является одной из наиболее эффективных форм военно-патриотического воспитания. Поисковая деятельность формирует у молодежи такие качества, как целеустремленность, дисциплинированность, ответственность, решительность, инициативность, самостоятельность, честность.
Таким образом, в решении проблемы военно-патриотического воспитания современной молодежи значительным потенциалом обладает социально-культурная деятельность общественных объединений поисковой направленности.
Поисковое движение широкими слоями общества понимается как общественное движение граждан, добровольно и безвозмездно ведущих работу по обнаружению и захоронению не погребенных в годы Великой Отечественной войны останков павших воинов, установлению и увековечению их имен. Пройдя непростой период борьбы за признание на государственном уровне, продолжая свою деятельность, поисковое движение (поисковая работа) в последние годы становится объектом научных исследований. Интерес во многом поддерживается актуальностью его изучения как социального, культурологического и, безусловно, исторического явления, к которому требуется междисциплинарный подход, разработка своей методологической основы.
Помимо научного интереса и теоретиза-ции, в практической плоскости в настоящее
время идут дискуссии по поиску путей оптимизации и перспективах развития движения, совершенствования правил проведения поисковых работ.
Поисковое движение в России имеет многолетнюю историю.
Исторический опыт исследования деятельности молодежных краеведческих и поисковых отрядов в СССР можно разделить на два периода: советский (1940-е - 1991 гг.) и постсоветский (с 1991 г.).
В первый период изучаемая проблема рассматривалась через призму руководства КПСС. Деятельность партийно-государственных структур по военно-патриотическому воспитанию трудящихся в конце 1940-х -середине 1950-х гг. нашла отражение в диссертационных работах А.Ф. Басиной, М.С. Зенова и А.Ф. Комарова [1-3].
Важное влияние на развитие поискового движения имели документальные книги фронтовика и журналиста С.С. Смирнова о судьбах пропавших без вести солдат, о малоизвестных событиях Великой Отечественной войны [4; 5]. Главная заслуга автора состояла в том, что именно он привлек внимание властных структур и миллионов людей к проблеме «забытых» солдат, показал важность и необходимость подобной работы.
В 1960-е гг. вслед за возросшим общественным статусом государственных музеев и деятельностью по их созданию стали появляться работы, написанные в пропагандистском духе и выполнявшие роль методической поддержки при организации новых музеев [6; 7]. Они содержали важный материал по данной проблеме.
В то же время партийные и комсомольские органы стали активно вмешиваться в поисково-краеведческую работу. В ней усмотрели важное средство воспитания молодежи, позволяющее показывать преимущества социализма. В период 1960-1980-х гг. эта работа анализировалась в книгах и статьях партийных работников, освещавших вопросы военно-патриотического воспитания на материалах отдельных регионов страны, в работах известных полководцев и военачальников, в исследованиях комсомольских работников [8-10].
Большой интерес для нас представляют работы ученых Центрального Черноземья, выполненные на местных материалах. Л.С. Устиновой сделан вывод об эффективности таких форм работы с молодежью, как
«уроки мужества», организация музеев боевой славы, походов по местам боев в Воронежской, Курской и Тамбовской областях [11].
В настоящее время продолжается процесс накопления и систематизации поисковых данных о военно-историческом прошлом России 1941-1945 гг.
Если рассматривать работу поисковиков как процесс по установлению имен и судеб погибших на полях сражений бойцов и командиров Красной Армии, формированию условий по сохранению памяти о защитниках Отечества, то в контексте решения этих задач основополагающую составляющую поискового движения, а именно «военную археологию», следует рассматривать как одну из вспомогательных исторических дисциплин с узким предметом исследования. «Военная археология» как «фундамент» поискового движения в качестве вспомогательной научной дисциплины имеет прикладное значение и охватывает объем работ от архивных исследований и подготовки поисковых военно-археологических экспедиций, их проведения до розыска и оповещения родственников погибших воинов, найденных и установленных на местах боев, а также постановки на учет обнаруженных неизвестных и незарегистрированных воинских захоронений и изучения эпизодов войны на конкретных участках.
Педагогический потенциал поискового движения рассматривается в статьях о роли поискового движения как средства патриотического воспитания [12, с. 65; 13, с. 156; 14, с. 7].
Поисковой деятельностью занимаются в основном молодые люди. По данным Мин-обрнауки РФ в поисковых объединениях, работающих в 52 субъектах Российской Федерации, состоят более 15 тыс. молодых людей. В это число входят только непосредственно принимающие участие в поисковых экспедициях на местах боев, без учета огромного числа школьников, ведущих работу по увековечению памяти погибших в Великую Отечественную войну и исследовательскую работу по установлению их судеб [15, с. 269].
Воспитательный потенциал поисковой деятельности велик. Прошедшие «поисковую школу» ребята по-новому смотрят на историю страны, по-настоящему гордятся героизмом и мужеством солдат.
Поисковое движение входит в военно-патриотическое воспитание молодежи и является одним из направлений государственной молодежной политики.
На основе вышеизложенного нами определены сущность и специфика военно-патриотического воспитания молодежи в процессе социально-культурной деятельности общественных объединений поисковой направленности.
Сущность военно-патриотического воспитания молодежи в процессе социально-культурной деятельности общественных объединений поисковой направленности представляет собой целенаправленный педагогический процесс, в котором воспитываются чувства уважения к ветеранам, гордость за подвиг народа в годы Великой Отечественной войны и происходит осознание молодыми людьми необходимости соподчинения личных и общественных интересов на благо Отечества, закладывается фундамент практической готовности к выполнению воинского долга перед Родиной.
Специфика военно-патриотического воспитания молодежи в процессе социально-культурной деятельности общественных объединений поисковой направленности определяется особым потенциалом и возможностями социально-культурной деятельности общественных объединений, основанной на свободном выборе, общности интересов и увлечений, в процессе которой на базе конкретного общественно полезного труда по увековечению памяти погибших защитников Отечества, установлению их имен и судеб, восстановлению исторических событий происходит воспитание у молодых людей готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.
1. Басина А.Ф. Борьба Коммунистической партии Советского Союза за воспитание трудящихся в духе советского патриотизма в послевоенный период: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1954.
2. Зенов М.С. Революционные и трудовые традиции - важнейшее средство идейно-политического воспитания учащихся в советской школе: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1958.
3. Комаров А.Ф. Борьба Коммунистической партии Советского Союза за воспитание трудящихся в духе советского патриотизма
(1946-1954 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. К., 1954.
4. Смирнов С.С. Сталинград на Днепре: очерк Корсунь-Шевченковской битвы. М., 1959.
5. Смирнов С.С. В поисках героев Брестской крепости. М., 1959.
6. Огризко З.А. В помощь школьным музеям. М., 1960.
7. Огризко З.А. Организация и работа музеев на общественных началах. Курск, 1978.
8. Конев И.С. Маршрутами народного подвига // Молодой коммунист. 1967. № 3. С. 28-37
9. Криворотенко В.Г. и др. Организатору Всесоюзного похода. М., 1985.
10. Юнак И.Х. Традициям верны. М., 1975.
11. Устинова Л.С. Деятельность Коммунистической партии по патриотическому воспитанию советского народа в период с ХХ по XXIII съезды КПСС (на материалах Воронежской, Курской и Тамбовской областей): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 1976.
12. Быков А.К. Духовно-нравственный потенциал Великой Победы как ресурс возрождения и развития патриотизма у современной молодежи // Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика / под общ. ред. А.К. Быкова, А.Н. Выщирико-ва. М., 2005.
13. Живейнова Ю.А. Патриотическое воспитание: цели, задачи, перспективы // Патриотическое воспитание в учебных заведениях отрасли культуры: сборник статей. М., 2004.
14. Мазыкина Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. 2002. № 6. С. 7.
15. Информация Министерства образования и науки РФ о подготовке и проведении юбилейных мероприятий, посвященных 60-летию Великой Победы // Народное образование. 2005. № 5.
1. Basina A.F. Bor'ba Kommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza za vospitanie trudyashchikhsya v dukhe sovetskogo patriotizma v poslevoennyy period: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. L., 1954.
2. Zenov M.S. Revolyutsionnye i trudovye traditsii -vazhneyshee sredstvo ideyno-politicheskogo vospitaniya uchashchikhsya v sovetskoy shkole: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. M., 1958.
3. Komarov A.F. Bor'ba Kommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza za vospitanie trudyashchikhsya v dukhe sovetskogo patriotizma (1946-1954 gg.): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. K., 1954.
4. Smirnov S.S. Stalingrad na Dnepre: ocherk Kor-sun'-Shevchenkovskoy bitvy. M., 1959.
5. Smirnov S.S. V poiskakh geroev Brestskoy kre-posti. M., 1959.
6. Ogrizko Z.A. V pomoshch' shkol'nym muzeyam. M., 1960.
7. Ogrizko Z.A. Organizatsiya i rabota muzeev na obshchestvennykh nachalakh. Kursk, 1978.
8. Konev I.S. Marshrutami narodnogo podviga // Molodoy kommunist. 1967. № 3. S. 28-37
9. Krivorotenko V.G. i dr. Organizatoru Vse-soyuznogo pokhoda. M., 1985.
10. YunakI.Kh. Traditsiyam verny. M., 1975.
11. Ustinova L.S. Deyatel'nost' Kommunisticheskoy partii po patrioticheskomu vospitaniyu sovetskogo naroda v period s KhKh po KhKhIII s"ezdy KPSS (na materialakh Voronezhskoy, Kurskoy i Tambovskoy oblastey): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Voronezh, 1976.
12. Bykov A.K. Dukhovno-nravstvennyy potentsial Velikoy Pobedy kak resurs vozrozhdeniya i razvitiya patriotizma u sovremennoy molodezhi // Patrioticheski orientirovannoe obrazovanie: metodologiya, teoriya, praktika / pod obshch. red. A.K. Bykova, A.N. Vyshchirikova. M., 2005.
13. Zhiveynova Yu.A. Patrioticheskoe vospitanie: tseli, zadachi, perspektivy // Patrioticheskoe vospitanie v uchebnykh zavedeniyakh otrasli kul'tury: sbornik statey. M., 2004.
14. Mazykina N. Innovatsionnye podkhody v patrioticheskom vospitanii i grazhdanskom stanovlenii lichnosti // Vospitanie shkol'nikov. 2002. № 6. S. 7.
15. Informatsiya Ministerstva obrazovaniya i nauki RF o podgotovke i provedenii yubileynykh meropriyatiy, posvyashchennykh 60-letiyu Velikoy Pobedy // Narodnoe obrazovanie. 2005. № 5.
Поступила в редакцию 11.12.2013 г.
UDC 37.035.7
ESSENCE AND SPECIFICITY OF MILITARIAN-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN PROCESS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF SOCIAL UNIONS OF SEARCH DIRECTION
Viktor Leonidovich BUDAGOVSKY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The problem the militarian-patriotic education of youth is considered during welfare activity of public associations of urgency search orientation of problem for a modern society, essence and specificity of considered pedagogical process. The problem of militarian-patriotic education of the citizens of modern Russia is caused by an invariance of functions of the state concerning preservation both strengthening of internal and external safety and integrity of the country. Today it is vitally necessary to our state to bring up patiots, capable to deduce the country from economic and moral crises capable to protect Russia from any invasion from the outside and any displays of terrorism. It is marked, that now state undertakes a number of various measures directed on consolidation of efforts of various departments, establishments, organizations on modernization of system of militarian-patriotic of education in the form of the federal, regional and municipal target youth programs.
The arsenal of the forms and methods of work on militarian-patriotic education of youth is great enough. One of the complex forms of inclusion of youth in study of militarian-patriotic of the past of the country is youth search movement. Search movement in youth environment of Russia is a unique welfare phenomenon. The success the militarian-patriotic of education, first of all, depends on high ideological sense and public-useful orientation of spent measures, the important meaning has correct selection of the most effective forms and methods the militarian-patriotic work. The search activity forms at youth such qualities as discipline, responsibility, resoluteness, initiative, independence, honesty.
The search movement is understood by wide layers of a society as public movement of the citizens, voluntary and gratuitously conducting work on detection and burial place not buried lost people within Great Domestic war, establishment and perpetuating of their names. Overcome the uneasy period of struggle for recognition at a state level, continuing the activity, search movement in last years becomes object of scientific researches. The interest in many respects is supported by urgency of study as social, culturological and historical phenomenon, by which the development of the methodological basis is required the inter-discipline approach. Thus, in the decision of a problem the militarian-patriotic of education of modern youth of significant potential the welfare activity of public associations of a search orientation has. Key words: search movement; youth; socio-cultural activity.