УДК 378-1 С. Г. ЧУХИН
Омский государственный педагогический университет
ГРАЖДАНСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Феномен гражданской самореализации студенческой молодежи обусловлен, прежде всего, созданием педагогических условий для гражданской самоидентификации личности будущего специалиста исходя из историко-политических и правовых позиций идеологии современного гражданского общества. Решение этой проблемы предполагает создание образовательной среды, позволяющей молодым людям реализовать свои гражданские инициативы по преобразованию социально-экономической сферы региона, как следствие — осуществлять гражданскую самореализацию.
Ключевые слова: гражданское общество, гражданское образование, гражданская социализация и самореализация.
Трансформация постсоветского пространства повлекла за собой кардинальные изменения в социально-экономической, политической жизни российского общества, что отразилось на социальной структуре общества-появление новых страт, перераспределение социальных позиций между уже существующими и вновь возникшими группами. Вследствие этого становится актуальным для каждой личности поиск своего места и статуса в общественной структуре. Прежде всего, необходимо подвергнуть изучению «понятийное поле», раскрывающее феномен гражданской самореализации личности.
Гражданская самоидентификация представляет собой сложную систему самопознания и самооценки, выполняющую важную жизненную функцию в самоопределении индивида в социуме. Гражданская самоидентификация студенчества характеризуется мно-говекторностью, означающей становление самоидентичности в семейном, гражданском, этническом, профессиональном статусах под воздействием сложного для каждого индивида влияния микросреды (семья, родственники, друзья) и официальной идеологии макросреды. Для современного общества симптоматичны в разнообразных проявлениях индивидуализм, аномия (социальное отчуждение), устранение патерналистской функции государства, что деакту-ализирует в сознании студенчества символические идентичности (типа «гражданство», «нация») и способствует усилению роли в жизни каждого других солидарностей — узкий круг друзей, родственников. Подобные тенденции, если их развитие протекает стихийно, могут привести к явлению гражданской деструктивности, которая выражается, с одной стороны, в нарастающем эмиграционном потоке (попытка выйти за пределы гражданской ситуации), а с другой — в «революционно-разрушительной» деятельности (попытка изменения общественной ситуации изнутри).
Одним из производных гражданской деструктивности является феномен гражданского отчуждения личности. В словаре по этике дается следующее определение термина «отчуждение»: «философская категория: означает превращение результатов и продуктов деятельности в нечто, не зависящее от чело-
века и господствующее над ним; извращение характера человеческой деятельности так, что она лишается творческого содержания, а сам человек де-персонифицируется, поскольку общественные отношения людей приобретают форму отношений вещей» [1, с. 238]. Результатом этого отчуждения является человек моральный, но безнравственный. «Человек, всегда руководствующийся только моральными нормами, хорошо адаптирован к социуму. Но такая адаптация приобретается дорогой ценой: полной или частичной потерей способности к личностному общению, рефлексии; человек оказывается в жесткой зависимости от обстоятельств, внешних факторов, что закрывает для самого человека возможность превращения в личность нравственную, способную поступать по своей воле» [2, с. 112]. Такой отчужденный человек привык, что за него гражданскую ответственность несет морально-идеологическая система, а не он сам. Это позиция «ребенка», который без своего «родителя» не знает, как себя правильно вести.
Переход к новой парадигме гражданского воспитания предполагает сочетание «естественного» развития личности студента и «искусственного» целенаправленного воспитательного воздействия преподавателя, с учетом уже сложившейся гражданской самоидентичности студента. На современном этапе развития общества возникла задача перейти от заранее создаваемых моделей идеального гражданина, к «естественному« развитию способностей, задатков и ценностных ориентаций молодых людей, необходимых им в процессе гражданской самореализации. В исторической ретроспективе по-разному ставились акценты в гражданском воспитании, что объясняется, прежде всего, эволюцией самого понятия «гражданское общество».
Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011
государства и гражданского общества государству (особенно Г. В. Ф. Гегель). В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса. Таким образом, «гражданское общество, как и общество вообще, представляет собой самоорганизующуюся систему поведения и взаимодействия людей друг с другом, связанных общностью интересов, активности, национальных и культурных традиций, особенностями экономики и не в последнюю очередь моральными, религиозными и правовыми ценностями. Не следует забывать, что нет гражданского общества вообще. В каждой стране существует свое «собственное« гражданское общество. Но есть то общее, что позволяет определить гражданское общество как систему жизнедеятельности самых различных личностей, сферу личной свободы, ограниченную только определенными социальными нор-мами (и, в первую очередь, моральными и правовыми)» [3, с. 3].
Единицей, «атомом» гражданского общества является гражданин. В процессе развития человеческих цивилизаций представление об образе идеального гражданина было обусловлено политической системой определенной страны. Основная коллизия данной проблематики заключается в следующем: гражданин для государства, или государство для гражданина. В тоталитарных и авторитарных политических системах конкретный гражданин призван «приносить в жертву» абстрактно понимаемому общественному благу свои привязанности, индивидуальные устремления, в крайней ситуации - даже жизнь. Чем больше человек предан общественной идеологии, тем более он соответствует образу идеального гражданина тоталитарной или авторитарной политической системы (например, Павел Корчагин). В демократических политических системах государство выступает в роли гаранта прав и свобод личности гражданина. Быть гражданином в демократическом государстве тоже очень не просто: надо суметь распорядиться своей долей свободы, реализовать свою ответственность перед другими гражданами, в конце концов, быть способным защитить свое демокра-тическое государство. Таким образом, перед нами два идеала гражданина в самом общем виде. Современный молодой человек имеет дело с различными системами гражданской морали (ностальгически тоталитарной, прагматически авторитарной, нормативно-правовой моделью гражданского общества) каждая из которых равным образом претендует на всеобщую ценность, хотя они и противоречат друг другу. Целесообразно поэтому рассмотреть современное понимание по-нятия «гражданственность».
Понятие «гражданственность» — основа подготовки будущего специалиста любой профессиональной направленности. В Педагогическом словаре под редакцией В. И. Загвязинского, понятие «гражданственность» понимается как «качество личности, характеризующееся стремлением и умением работать во имя интересов страны, нации, ответственностью по отношению к своим обязанностям, осознанием своих прав» [4, с. 145].
Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», авторами которой являются А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков [5, с. 16], понятие гражданственности включает в себя:
— осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
— готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
— развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
— заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
— осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
— понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
— бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
— законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
— духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Вопросы, связанные с гражданским образованием молодежи, получили отражение в нормативно-правовых документах системы образования России: Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», а так же в письме Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ», государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы».
В. И. Загвязинский предлагает следующее определение понятия «гражданское воспитание» — «это воспитание личности как гражданина правового демократического государства. Гражданское воспитание вводит личность в систему прав и обязанностей гражданина, формирует опыт деятельности на благо государства и общества, готовность выполнять гражданский долг. Гражданское воспитание сочетается с формированием у личности нравственной ответственности за окружающее жизненное пространство. Гражданское воспитание направлено на регулирование системы отношений субъектов права в условиях гражданского общества» [6, с. 78 — 79].
Общеметодологические подходы к гражданскому образованию молодежи нашли отражение в работах А. Я. Данилюка, Н. И. Загузова, А. М. Кондакова, А. И. Пригожина, В. И. Слободчикова, В. А. Караков-ского, Ю. А. Конаржевского, Г. Б. Корнетова, А. В. Муд-рика, В. А. Сластёнина, В. А. Тишкова, М. И. Шиловой, Н. Е. Щурковой и других.
Поскольку одной из функций гражданского общества является социализация личности, то данная реальность выступает одним из основных факторов формирования гражданской компетентности. «Гражданская социализация есть процесс становления гражданина путем усвоения личностью понятий, норм и ценностей гражданского общества, навыков их реализации в определенных национально-государственных условиях. Этот двусторонний процесс должен быть адекватен задачам социальной трансформации и политической модернизации общества. Процесс социализации гражданина выступает естественным основанием формирования его социального облика, зрелости и активности» [7, с. 15].
Основными агентами гражданской социализации выступают: система формального гражданского
образования, семья, общественно-политические организации, церковь, средства массовой информации и коммуникации, профессиональные группы, группы по интересам.
Таким образом, проблематику гражданского образования в рамках высшего профессионального образования целесообразно рассматривать через гражданскую социализацию и самореализацию личности будущего специалиста. Понятие гражданской самореализации кратко можно определить как процесс, где личность выступает в качестве субъекта разнообразных видов деятельности и отношений, является творцом общества и самого себя. В процесс гражданской самореализации органично включаются все аспекты развития личности, так как не может быть гражданина без нравственной, профессиональной, семейной и других видов жизненной самореализации.
Как отмечает О. В. Орлова, «потребность личности в самореализации — естественное общечеловеческое качество личности, предполагает раскрытие разносторонних человеческих способностей в процессе социализации личности. Это достигается путем осознания человеком своей индивидуальности и в то же время определенной адаптации к окружающей действительности. И в зависимости от того, как личность усвоила «общественный опыт«, насколько он соответствует ее жизненным интересам и установкам, как обеспечивается личная безопасность человека, происходит осознание личностью своей индивидуальной значимости, нужности. С поведенческой точки зрения, это свобода воли, проявление саморегуляции личности, что характеризует внутреннюю индивидуальность человека, его самореализацию в разных областях деятельности» [8, с. 19].
Феномен гражданской самореализации достаточно широко и многоаспектно исследуется представителями различных отраслей социальных, гуманитарных наук, научных школ и направлений.
Классические основания данного направления исследования заложены в фундаментальных работах Платона, Аристотеля, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, Дидро, Монтескье. И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса и ряда других представителей научно-универсального классицизма.
Особо следует выделить работы западных исследователей конца ХГХ — ХХ вв. М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, К. Поппера, уделяющих внимание собственно социологическим аспектам исследования феномена гражданской самореализации.
Исследованиям гражданской самореализации личности и сущности гражданского воспитания посвящены работы Б. С. Гершунского, В. В. Глущенко, Б. Т. Лихачёва, О. В. Орловой, Н. М. Таланчука, В. Н. Филиппова, В. С. Шиловой и других. Проблема создания педагогических условий для гражданской самореализации студентов нашла свое отражение в диссертационных исследованиях Л. И. Аманбаевой, А. М. Князева, А. Б. Кочеткова, Ю. Е. Подлесной, Р. В. Ругловой, Н. А. Савотиной и других.
Необходимость создания педагогических условий для гражданской самореализации будущего специалиста обуславливает системное, научно-теоретическое осмысление как самого феномена гражданственности, так и процесса организации гражданского образования в высшем профессиональном учебном заведении. Изучение нормативных документов, регламентирующих воспитательную деятельность в вузах свидетельствует о том, что в них не находят отражения требования со стороны государства к содержанию и технологиям гражданской самореализации
студенческой молодежи, не разрабатываются воспитательные системы развития гражданственности студентов вуза, отсутствует система экспертизы эффективности процесса гражданской самореализации будущих специалистов.
Комплексный и предметно-специализированный анализ работ, посвященных проблематике гражданской самореализации личности, позволяет сделать несколько выводов:
— проблематика гражданской самореализации относится к числу наиболее актуальных, привлекательных предметов комплексных и специализированных исследований;
— современное состояние и перспективы проблематики гражданской самореализации существенно отличаются от их прошлых состояний, а в некоторых случаях эти различия носят и принципиальный характер, что обусловливает потребность и необходимость существенного обновления представлений о предметных областях, о методиках исследования, применяемом инструментарии для обоснования эмпирических данных;
— в отечественной педагогике еще не сложился категориально-понятийный аппарат теории гражданского образования, а то содержание, которое вкладывают представители юридических наук в такие понятия, как «гражданское сознание», «гражданская культура», «субъект гражданственности» и так далее, выражает те или иные феномены гражданской реальности не вполне комплексно;
— почти не затрагиваются проблемы гражданского отчуждения, гражданской деструктивности современной молодежи.
Сохраняются коренные противоречия, состоящие в том, что усиливается разрыв:
— между потребностью осознания людьми своей включенности в жизнь гражданского общества, сопричастности происходящим изменениям, что является основой для их эффективной и полноценной гражданской самоидентификации и наличием ситуации социальной дезориентации, изолированности и деидентификации, которые характерны для трансформирующегося общества;
— между обострением проблемы гражданской деструктивности современной молодежи, и необходимостью построения гражданского общества, и правового государства с одной стороны и не в полной мере реализованными возможностями высших учебных заведений в создании условий для формирования граждан обладающих высокой гражданско-политической культурой, основой которой является гражданская позиция, с другой стороны;
— между наличием научных разработок по теории гражданского образования и отсутствием методологической базы в изучении феномена гражданской социализации и самореализации личности и, как следствие, недостаточными возможностями высших учебных заведений в ее осуществлении;
— между социальным заказом рынка труда на личность, обладающую гражданской компетентностью, и неадекватным ответом на него образовательных учреждений, готовящих квалифицированные кадры;
— между необходимостью воспитания позиции гражданской ответственности у студенческой молодежи и недостаточным спектром возможностей для гражданской самореализации будущего специалиста.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему, суть которой заключается в создании педагогических условий для гражданской самоидентификации личности будущего специалиста
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011
исходя из историко-политических и правовых позиций идеологии современного гражданского общества. Решение этой проблемы предполагает создание образовательной среды, позволяющей молодым людям реализовать свои гражданские инициативы по преобразованию социально-экономической сферы Омского региона, как следствие-осуществлять гражданскую самореализацию.
Таким образом, стратегической целью социально открытой системы профессионального образования является повышение вклада студентов (будущих специалистов) в социально-экономическое развитие города и Омского региона, освоение, присвоение и порождение ценностей гражданского общества.
Данная стратегическая цель может быть реализована через комплекс тактических задач:
— вовлечение студентов в социально-экономические, общественно-политические, социально-культурные отношения Омского региона;
— мотивация студентов к самостоятельному решению социально-экономических проблем собственной жизнедеятельности;
— создание условий для развития гражданской активности студенческой молодежи, развитие и поддержка позитивных форм самоорганизации, самоуправления и самодеятельности;
— содействие профессиональной мобильности будущих специалистов и решению вопросов трудовой занятости;
— формирование механизма реализации инновационного потенциала молодых граждан в социальноэкономических сферах региона через социальнопроектную деятельность;
— включение студенческой молодежи в реализацию социально значимых для общества программ.
Библиографический список
1. Словарь по этике [Текст] / Под ред. И. С. Кона. — М. : Политиздат, 1981. —430 с.
2. Аплетаев, М. Н. Педагогика нравственного поступка (этико-философские основы) [Текст] / М. Н. Аплетаев / Этика и педагогика воспитания нравственной личности : сборник статей и материалов д. пед. наук, проф. М. Н. Аплетаева. Книга первая. — Омск : Издательский дом «ЛЕО», 2009. — 204 с.
3. Орлова, О. В. Право и самореализация личности в гражданском обществе [Текст] : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / О. В. Орлова. — М. , 2009. -36 с.
4. Педагогический словарь [Текст] / Под ред. В. И. Загвязин-ского, А. Ф. Закировой.-М. : Академия, 2008.- 352 с.
5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М. : Просвещение, 2009.-29 с.
6. Педагогический словарь [Текст] / Под ред. В. И. Загвязин-ского, А. Ф. Закировой.-М. : Академия, 2008.- 352 с.
7. Подлесная, Ю. Е. Гражданская компетентность в современном обществе: политологические аспекты формирования и развития [Текст] : автореферат дис. ... канд. политич. наук / Ю. Е. Под-лесная.-М. , 2006.-22 с.
8. Орлова, О. В. Право и самореализация личности в гражданском обществе [Текст] : автореферат дис. ... д-ра юридич. наук / О. В. Орлова.-М., 2009.-36 с.
ЧУХИН Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.07.2010 г.
© С. Г. Чухин
Книжная полка
Лачинов, Ю. Н. Универсальный учебник: Познание через определенность сущностей / Ю. Н. Лачинов. -М. : УРСС, 2007. - 120 с.
В книге в доступном и интересном изложении представлен комплексный метод изучения и освоения разных учебных предметов. Он призван дать надежную основу в приобретении знаний, в познании основных категорий или сущностей разных познавательных сфер, наук, учебных дисциплин, а также призван подключить к познавательному творчеству всех участников образовательного процесса. Метод позволяет освободиться от заучивания формулировок разных понятий в разных науках и самостоятельно выводить строгую определенность конкретных сущностей, причем делать это системно и объемно, с учетом своего личностного образного восприятия вещей, достигая органического усвоения знания. Метод обращен также в практику решения проблем. На основании сходства элементов из разных областей знания показаны междисциплинарные связи и даны рекомендации по эффективному, лучшему освоению предметов — от физики до экономики и миссиологии. Системным законам основных наук дано новое осмысление с обоснованиями и доказательствами. Особое внимание уделено экономике, где приложение метода позволяет вывести доказательные истинные определения стоимости, прибыли, капитала, механизмов нетехнической сферы. Книга содержит много рисунков, схем, таблиц, которые позволяют лучшим образом разобраться в сущностях разных учебных дисциплин. Неоценимую помощь окажет материал книги для самостоятельных работ — рефератов, курсовых, дипломных. Книга адресована студентам и преподавателям учебных учреждений.
Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - М. : УРСС, 2007. - 216 с.
В предлагаемой книге автор знакомит читателей с теорией речевой деятельности, с принципами исследования речевой деятельности, психолингвистикой как наукой о речевой деятельности; показывает, как связаны анализ речевой деятельности и проблемы обучения языку. Книга будет интересна ученым-исследователям лингвистам и психологам, студентам и аспирантам соответствующих специальностей.