Научная статья на тему 'Роль патриотического воспитания в гражданской самореализации студентов'

Роль патриотического воспитания в гражданской самореализации студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
254
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СИТУАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВЫБОРА / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTISM / CIVIC SELF-REALIZATION / CIVIL SOCIETY / THE SITUATION OF CIVIL CHOICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чухин Степан Геннадьевич

Модернизация теории и практики патриотического воспитания в России связана с процессами интеграции российского социума в международное образовательное пространство. Восприятие западноевропейской модели гражданского общества предполагает расширение проблемного поля патриотического воспитания. Проблематика патриотического воспитания должна включать в себя широкий круг вопросов гражданской социализации и самореализации, не ограничиваться только военно-политическим компонентом. Студенческая молодежь должна быть подготовлена к реализации патриотической позиции в разнообразных ситуациях гражданского выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чухин Степан Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Patriotic Education in the Civic Self-Realization of University Students

Modernization theory and the practice of patriotic education in Russia is associated with the processes of integration of Russian society in the international educational space. Perceptions of the Western European model of civil society involves the expansion of the problematic field of patriotic education. Problems of patriotic education should include a wide range of issues of civil socialization and self-realization, and not limited to the military-political component. Young students should be prepared to implement a patriotic position in various situations of civil choice.

Текст научной работы на тему «Роль патриотического воспитания в гражданской самореализации студентов»

УДК 378 РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В ГРАЖДАНСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ The Role of Patriotic Education in the Civic Self-Realization of University Students

С. Г. Чухин - доцент кафедры истории и философии Омского юридического института, кандидат педагогических наук, доцент

I. G. Chukhin - Associate Professor ofthe Depatment of History and Philosophy, Omsk Law Institute, PhD

Аннотация. Модернизация теории и практики патриотического воспитания в России связана с процессами интеграции российского социума в международное образовательное пространство. Восприятие западноевропейской модели гражданского общества предполагает расширение проблемного поля патриотического воспитания. Проблематика патриотического воспитания должна включать в себя широкий круг вопросов гражданской социализации и самореализации, не ограничиваться только военно-политическим компонентом. Студенческая молодежь должна быть подготовлена к реализации патриотической позиции в разнообразных ситуациях гражданского выбора.

Modernization theory and the practice ofpatriotic education in Russia is associated with the processes of integration ofRussian society in the international educational space. Perceptions of the Western European model of civil society involves the expansion of the problematic field of patriotic education. Problems of patriotic education should include a wide range of issues of civil socialization and self-realization, and not limited to the military-political component. Young students should be prepared to implement a patriotic position in various situations of civil choice.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, гражданская самореализация, гражданское общество, ситуация гражданского выбора.

Patriotic education, patriotism, civic self-realization, civil society, the situation of civil choice.

В современных условиях в содержании патриотического воспитания студенческой молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности: гражданственность, надпартийность, надкорпоративность; об-щенациональность в государственном масштабе; приоритет общественно-государственных интересов над личными; лояльность к основам государственного и общественного строя, к суще-

ствующей политической системе; патриотизм, преданность своему Отечеству; гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства; социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Какая мировоззренческая категория может взять на себя столь сложные функции отражения смыслообразующих духовно-нравственных ценностей становления гражданского общества и на

уровне личности, и на уровне воспитательной системы? Именно от определения данной категории зависит общая направленность патриотического воспитания современного молодого человека.

Что значит воспитать патриота? Каким он должен быть? Патриот - это «человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины»1.

Идеи формирования у молодежи гражданско-патриотических качеств сформулированы в работах таких исследователей, как Ю. К. Бабанский, П. И. Бабочкин, А. В. Барабанщиков, С. П. Без-носов, Л. И. Божович, Н. В. Бордовская, Г. П. Бе-локонев, Н. И. Болдырев, С. Н. Винникова, Д. И. Водзинский, Б. З. Вульфов, Н. Ф. Гейжан, В. И. Гинецинский, А. Д. Глоточкин, В. М. Горбунов, В. В. Горюнов, д. М. Гришин, р. Г. Гурова, В. П. Давыдов, М. И. Дьяченко, В. И. Журавлев, В. Н. Иванов, Т. А. Ильина, и других.

традиционный подход к патриотическому воспитанию, наследуемый нами из опыта советской педагогической мысли, понятие патриотического подвига ассоциирует, прежде всего, с подвигом во время военных действий. таким образом, область реализации патриотического воспитания локализуется главным образом в формировании у молодежи готовности к защите Отечества и службе в армии, осознанию воинского и гражданского долга перед своим Отечеством. Да, это есть неотъемлемые аспекты патриотического воспитания. Но воспитание патриота в условиях демократического государства имеет более широкое понимание. Социализация и самореализация гражданина не ограничиваются только выполнением воинского долга перед Отечеством. Как указывает Джек Зевин, «патриотизм является средством, которое используется обществом для создания механизма защиты от внешнего агрессора. Однако при высоком уровне социализации и сильном чувстве национальной принадлежности деятельность правительственных учреждений и органов самоуправления, изначально направленная на защиту национальных интересов, может превратиться в средство внутреннего социального контроля»2. Гражданский подвиг имеет более широкую сферу для реализации. Это подвиг семьянина, подвиг

профессионала, подвиг человека, который не привык проходить мимо, когда совершается зло.

что же сегодня для нас значит понятие «патриот россии»? Какими качественными параметрами современная студенческая молодежь наделяет образ патриота? Попробуем разобраться. Опрос студентов 2 курса Омского юридического института специальности «Юриспруденция» позволил получить следующий набор качеств, которые в совокупности отражают образ патриота современной демократической россии. Патриот России: уважительно относится к государственной символике; готов выступить свидетелем в различных органах власти, чтобы противостоять противоправным действиям; с честью и достоинством представляет свою страну за границей; не избегает срочной военной службы; активно участвует в различных общественных мероприятиях; обладает знаниями по истории своей Родины; выбирает здоровый образ жизни (спорт вместо алкоголя и наркотиков); не берет взяток; создает семью, основанную на законном браке; не изменяет своей супруге (супругу); является образцовым отцом (матерью); уважает и соблюдает Конституцию РФ и прочие государственные законы; поддерживает отечественного производителя; уважает людей старшего поколения; готов выступить на защиту независимости Родины; не руководствуется в жизни принципами «в любом случае все решат за меня», «моя хата с краю» и так далее.

В качестве возможного варианта мировоззренческой категории для понимания подвига патриота в гражданском обществе предлагаем понятие самореализации, ведь «смысл жизни каждого человека состоит в его наиболее полной жизненной самореализации. Полнота жизненной самореализации означает максимально возможную пользу, которую может принести человек самому себе, своим близким, обществу, в котором он живет, человеческой цивилизации в целом на основе своих индивидуальных способностей, знаний, умений, навыков, нравственных и мировоззренческих качеств и приоритетов, определяющих масштаб личности человека, его реальный (на доступном для него уровне) вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира, сохраненный в благодарной памяти о нем»3.

1 Словарь иностранных слов. М. : Рус. язык, 1985. С. 367.

2 Зевин Дж. Столкновение разных подходов к понятию гражданственности: трудности развития у учащихся критического мышления / Гражданское образование: содержание и активные методы обучения ; под ред. С. Шехтера и Н. Воскресенской. М., 1998. С. 24.

3 Гершунский Б. С. Философия образования. М. : Моск. психолого-социальный ин-т, 1998. С. 106-107.

118

118

Таким образом, патриотическое воспитание нельзя рассматривать в отрыве от прочих процессов развития личности, оно является важнейшей составляющей целостной гражданской самореализации человека. Понятие гражданской самореализации кратко можно определить как «процесс, где личность выступает в качестве субъекта разнообразных видов деятельности и отношений, является творцом общества и самого себя. В процесс гражданской самореализации органично включаются все аспекты развития личности, так как не может быть гражданина без нравственной, профессиональной, семейной и других жизненных самореализаций. Для гражданской самореализации молодой человек должен почувствовать себя хозяином своей жизни, создать свой «проект», свою «мечту». Это не просто человек, который любит, гордится и уважает свою Родину, это человек саморазвивающийся, самореализующийся. Высшему учебному заведению необходимо создать условия для воспитания личности, способной себя максимально реализовать, ответственной за свои поступки и решения, умеющей жить в демократическом обществе.

Самореализация личности возможна, если человек осознанно и глубоко верит в эту жизненную цель, в свое индивидуально неповторимое предназначение, видит в нем высший Смысл жизни и надежду на продолжение собственного «я», в зависимости от результатов дел своих на протяжении всей жизни, в благодарной памяти людей, общества, социума, цивилизации; человек осознает свои способности, свои интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях; он осознает себя частью природы, человеческого сообщества и способен к дружественному взаимодействию с другими людьми, независимо от их индивидуальных или коллективных мировоззренческих особенностей.

Что человек может оставить после себя для будущих поколений? Какую пользу он принесет Родине? Чем он будет полезен? Что для него Родина? та страна, место, где он родился или где смог полностью реализовать свой личностный потенциал? Над этими вопросами задумывается современный студент.

Гражданская самореализация формируется в деятельности посредством личностной активности. Под активностью понимается способность

личности сочетать свои внутренние компоненты (ценности, цели, задачи, установки и так далее) с внешними ситуациями гражданского выбора, которые могут как способствовать реализации, так и препятствовать ей. Поэтому гражданская самореализация личности осуществляется в условиях гражданского общества, где личность постоянно сталкивается с ситуациями, в которых она должна делать гражданский выбор и нести ответственность за его последствия.

Гражданское общество, как и общество вообще, представляет собой самоорганизующуюся систему поведения и взаимодействия людей друг с другом, связанных общностью интересов, активности, национальных и культурных традиций, особенностями экономики и не в последнюю очередь моральными, религиозными и правовыми ценностями. Как отмечает Джон Дж. Патрик, «основой развитого гражданского общества является сеть сформированных на свободной и добровольной основе организаций, которые существенно отличаются от формальных государственных институтов. Гражданское общество является сферой общественных отношений, которые создаются и реализуются отдельными индивидами во имя гражданских целей»4.

Ситуация гражданского выбора обусловлена тем, что каждое принимаемое нами решение влечет за собой определенные последствия. И на нас лежит ответственность как за эти последствия, так и за то влияние, которое они оказывают на нашу личность. Свобода и ответственность на первый взгляд кажутся несовместимыми понятиями, на самом деле они неразрывно связаны между собой. Свобода не означает возможности делать что заблагорассудится, без оглядки на последствия. Это вседозволенность, и если так продолжать, то мы быстро потеряем свободу. В любом обществе человек, который хочет быть истинно свободным, должен думать о том, как его поступки повлияют на других людей и как их действия повлияют на него. Без этого свобода становится просто обманом. Только через способность к реализации свободы гражданского выбора человек может стать настоящим патриотом, а не формально провозглашать свою преданность Отечеству.

Опрос студентов позволил выявить варианты ситуаций гражданского выбора, в которых студенты предполагают реализовать свою патриотиче-

4 Патрик Дж. Гражданское общество в период третьей волны демократии: его значение для гражданского образования / Гражданское образование: содержание и активные методы обучения... С. 17-18.

скую позицию. Молодой человек может реализовать свою патриотическую позицию, когда необходимо: выступить свидетелем по делу в случае наличия сведений о преступлении; участвовать в благотворительной деятельности, направленной на поддержку детских домов, домов престарелых; оказать помощь ближнему в чрезвычайной ситуации, например, вызвать «скорую помощь»; присутствовать в качестве понятого при задержании преступника либо при осуществлении досмотра и обыска; проявить толерантность по отношению к позиции другого человека; принять участие в выборах; накормить бездомное животное; спасти людей во время пожара; защитить ребенка, которого избивают подростки; пресечь проявление агрессии и жестокости в общественной жизни; уступить место в очереди пожилому человеку, беременной женщине, инвалиду; принять участие в трудовом десанте по уборке территории памятников; участвовать в работе студенческих строительных отрядов; сдать кровь для спасения ближне-

го; внести денежный вклад в благотворительный фонд; в случае находки какой-нибудь вещи (денег) сдать ее в отделение полиции и так далее.

таким образом, поле реализации патриотической позиции молодого человека в рамках социальной структуры демократического государства гораздо шире, чем в условиях тоталитарных или авторитарных политических систем. Участие в жизни демократического государства для гражданина не ограничивается только голосованием на выборах или работой в правительственных организациях. Оно происходит, как правило, по месту жительства. Граждане часто сами создают организации, преследующие различные цели, такие, например, как улучшение условий жизни, защита окружающей среды, прав личности, охрана здоровья, организация досуга. Именно в работе данных неправительственных организаций осуществляется реализация патриотической позиции молодого человека через ответ на вызовы, формулируемые ситуациями гражданского выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.