УДК 37.017.4
С. Г. ЧУХИН
Омский государственный педагогический университет
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНИНА В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ_
В статье рассматривается специфика социализации гражданина в современном российском гражданском обществе. В статье исследуются особенности социализации гражданина на макро- (мировое сообщество, страна, общество, государство), мезо- (этнокультурные, региональные условия, СМИ) и микро- (семья, группы сверстников и субкультуры, школа) уровнях детерминации общества.
Ключевые слова: гражданин, гражданское общество, социализация, социальные институты.
Присвоение развивающейся личностью гражданина социокультурного опыта старших поколений представляет собой содержание процесса гражданской социализации. Социализация рассматривается как двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе.
Философское, культурологическое осмысление понятия «гражданин» позволяет представить его в следующей дефиниции: гражданин — это «человеческий индивид, обладающий необходимыми правами для свободного использования своих сил и способностей и несущий полную ответственность перед законом, обществом и другими гражданами за свои действия» [1, с. 6].
Слово «гражданин» вошло в русский язык со времен русского прозаика, поэта и философа А. Н. Радищева (1749—1802) и восходит к древнесла-вянскому «град», то есть город. Гражданин — «житель города, полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города-государства, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как «идиотикос», то есть как обывателей. Аристотель дал развернутую трактовку гражданского общества и государства, считая, что в последнем целью каждого гражданина является достижение всеобщего блага» [2]. Человек, по Аристотелю, — «общественное животное», в сферу жизни которого входят семья, общество и государство. Гражданин — «человеческий индивид, обладающий необходимыми правами для свободного использования своих сил и способностей и несущий полную ответственность перед законом, обществом и другими гражданами за свои действия. Понятия Г. и гражданства определились еще в эпоху античности. Актуальный смыл этих понятий связан с развитием индустриального общества, системы вещной зависимости между людьми (разрывающей непосредственно-личностные зависимости типа феодальных), абстрактных, обезличенных стандартов соизмерения деятельности людей и правового государства. Гражданское общество, правовое государство и развитая индустриальная экономика взаимообуславливают друг друга. Гражданство как необходимый минимум развития и свободы личности обусловливает
со своей стороны функционирование общества, экономики и государства» [3, с. 102]. В процессе развития человеческих цивилизаций представление об образе идеального гражданина было обусловлено политической системой определенной страны. Основная коллизия данной проблематики заключается в следующем: гражданин для государства или государство для гражданина. Государство — это «аппарат управления обществом, наделенный властью, опирающийся на силу закона или на органы принуждения. Как правило, деятельность Г. оформляется соответствующими законами, а реализация власти Г. сопряжена с применением насилия. Существенным, однако, является то, какова природа законов, в соответствии с коими действует Г. Если законы государственной деятельности предписаны Г. обществом (через выборные органы, напр.), то Г. оказывается тогда одной из структур общества, функционирует «внутри» общества и является правовым. Если же Г. само определяет законы своей деятельности, то оно фактически оказывается властью, предписывающей обществу определенный характер жизни, и в этом случае как бы становится «над обществом», вместе с тем «поглощая» функции общества как самоорганизации, воспроизводящейся и самоизменяющейся системы» [3, с. 102]. В тоталитарных и авторитарных политических системах конкретный гражданин призван «приносить в жертву» абстрактно понимаемому общественному благу свои привязанности, индивидуальные устремления, в крайней ситуации — даже жизнь. Чем больше человек предан общественной идеологии, тем более он соответствует образу идеального гражданина тоталитарной или авторитарной политической системы (например, Павел Корчагин и другие). В демократических политических системах государство выступает в роли гаранта прав и свобод личности гражданина. Быть гражданином в демократическом государстве тоже очень не просто: надо суметь распорядиться своей долей свободы, реализовать свою ответственность перед другими гражданами, в конце концов быть способным защитить свое демократическое государство. Таким образом, перед нами два идеала гражданина в самом общем виде. Современный гражданин — это человек, который имеет дело с различными системами гражданской морали (ностальгически тоталитарной, прагматически авторитарной, нормативно-
правовой моделью гражданского общества) каждая из которых равным образом претендует на всеобщую ценность, хотя они и противоречат друг другу.
Гражданин, гражданственность, гражданское общество — понятия, неразрывно связанные и взаимообусловленные. Гражданское общество — «социальная система, в которой функции целого осуществляются через взаимодействия автономных индивидов, т. е. граждан, с учетом размерности их бытия, их прав, обязанностей, возможностей, интересов» [3, с. 104].
Социализация гражданина не является каким-то кратким процессом обучения его основам жизни в гражданском обществе. Социализация гражданина начинается с момента рождения человека и продолжается до самой его смерти. Анализ процесса социализации гражданина сложен и во многом остается делом будущего. Ясно, однако, что граждане редко всецело формируются культурой своего общества.
Социализация — это «процесс становления индивида как члена общества, присвоение (интернали-зация) индивидом ценностей, норм и поведенческих стандартов данного общества, социально-адаптированная психическая саморегуляция личности. Осуществляется как во время социализирующего воздействия на личность в процессе воспитания, так и под влиянием широкого круга стихийно воздействующих факторов» [3, с. 416]. Социализация индивида в гражданском обществе осуществляется путем согласования поведения гражданина с поведением других граждан и их групп. В этом процессе существенную роль играют подражание, социальное внушение, «психическое заражение» и так далее. В социально-психологическом плане социализация гражданина означает стремление к каким-то признанным или требуемым стандартам гражданского поведения.
В отечественной психологии социализация гражданина понимается «как усвоение индивидом социального опыта путем включения в социальную среду и воспроизведение системы социальных связей и отношений, как процесс активного усвоения индивидом ценностей и норм гражданского общества и формирование их в систему установок, которая определяет гражданскую позицию и поведение личности как гражданина» [4]. В ходе социализации гражданин не только обретает субъектные качества, нужные ему для жизнедеятельности в гражданском обществе, но и формируется как личность, способная конструктивно и творчески решать проблемы этого общества, создавать новые области социальной практики, «...речь идет теперь уже не о человеке — виновнике событий, а о человеке — творце и участнике культуры, носителе цивилизации» [5].
В качестве основного параметра социализации гражданина выступает «социализированность», то есть соответствие гражданина социальным требованиям гражданского общества, предъявляемым к определенному возрастному этапу, наличие личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих нормативное гражданское поведение.
Понятие социализации гражданина включает в себя признаки гражданской социализированности:
— способность к адекватному восприятию требований гражданского общества;
— избирательное отношение к социальным воздействиям институтов гражданского общества;
— низкую социальную ригидность;
— сформированность личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации гражданина.
Понимание социализации гражданина как конструирования гражданственности позволяет преодолеть традиции «жесткого» детерминизма в решении проблемы взаимодействия гражданина и гражданского общества. В настоящее время проблема конструирования субъектом социального мира является самостоятельным предметом анализа, составляя содержание психологии социального познания. Результатом данного процесса становится создание гражданином образа гражданского общества как сотворенной социальной реальности, частью которого является представление о самом себе как части этого мира — гражданская идентичность.
Согласно теории экологических систем американского психолога У. Бронфенбреннера (1917 — 2005), «психологическая экология» человека рассматривается как совокупность таких иерархических подсистем, как: микросистема семьи, детского сада, школы и т. п., мезосистема локальной среды общения и проживания (включающая в себя несколько микросистем нижнего уровня); экзосистема крупных социальных организаций, не оказывающая непосредственного влияния на развитие личности; макросистема, формируемая совокупностью соци-оэкономических факторов, национальных обычаев и культурных ценностей (иерархическая система экологических подсистем часто изображается в виде четырех концентрических кругов).
Процесс социализации гражданина осуществляется на макро- (мировое сообщество, страна, общество, государство), мезо- (этнокультурные, региональные условия, СМИ) и микро- (семья, группы сверстников и субкультуры, школа) уровнях детерминации общества, роль которых существенно изменяется в течение всей жизни индивида.
В системе социальных детерминаций роль ре-гулятивов, связывающих между собой системы социальных явлений и процессов, выполняют социальные институты (государство, бюрократия, армия, полиция, партии, общественные организации и движение, семья, религия и образование). Институт социальный — «исторически обусловленная устойчивая функциональная форма организации жизнедеятельности людей — политические, экономические, государственные, общественные и другие учреждения и образования. Институали-зация общества. один из основных показателей развитости общества, его ассоциативной жизни» [6, с. 131]. Следует отметить, что социальные институты как организованные социальные системы характеризуются, с одной стороны, устойчивостью структуры, определенной взаимосвязанностью всех элементов, их взаимной интегрированностью, а с другой — определенной изменяемостью их функций, поскольку испытывают на себе влияние воздействий изменяющихся общественных потребностей. Основными функциями социальных институтов являются регулирование основных сфер общественной жизни, организация направленности коллективных и индивидуальных человеческих действий, утверждение способов социальных взаимодействий граждан.
Специфика базового института заключена в его существовании и на формальном (официальные учреждения общества), и на неформальном уровне (социальные группы, в которые включен индивид
о
от
Е
Т
(семья, класс, профессиональная трудовая группа, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и так далее), принимающих все более развитые и цивилизованные формы по мере развития обществ. В современном российском обществе базовыми социальными институтами являются институты государства, семьи и образования, относящиеся к детерминирующим системам разного уровня.
Государство — важнейший элемент и основной институт системы общества — выступает, с одной стороны, как главный субъект целенаправленного вмешательства в социальные порядки с целью их модернизации, с другой — как главный фактор изменения системы социальных детерминаций.
Именно государство организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций, формирует социокультурные нормы и ценности.
На мезоуровне детерминации (этнокультурные, региональные условия, СМИ) создаются условия для социализации гражданина в процессе его взаимодействия с различными организациями, специально созданными для социализации или реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными. Важная роль в социализации гражданина принадлежит этнокультурной детерминации — системе напряжений, противоречий социокультурной ситуации.
Процесс воспитания в разных культурах, будучи неотъемлемой практикой социализации гражданина, находится под влиянием ценностей воспитателей (в первую очередь — родителей), которые сознательно или бессознательно реализуют те или иные цели гражданского воспитания. Цели, которыми руководствуются родители при гражданском воспитании детей, в дальнейшем формируют этнопсихологические особенности человеческих сообществ, ментальности, и, в конце концов, — образ потребного будущего, что, в свою очередь, во многом определяет само это будущее.
Исследователи отмечают, что культурно-историческую детерминацию психических явлений изучать достаточно непросто. Среди социокультурных тенденций, проявляющихся в образе жизни взрослых, специфике построения семьи и в отношении к ребенку, выделяются следующие:
— кризис и разрушение традиционных ценностей, интроекция новых западных ценностей и стоящих за ними культурных идентификаций без соответствующей переработки и, как следствие, противоречивость, неосознанная конфликтность, нарушения воспитания, кризис отцовской и материнской позиций, слабость и неустойчивость ограничительно-сдерживающих структур «Сверх-Я» ребенка, нарушенный характер его идентификации с родителями;
— господство культуры индивидуализма, культ героя-одиночки находит свое отражение в нарушениях межличностных отношений у детей, жесткой конкурентной установке, дефицитарности навыков сотрудничества;
— моральный релятивизм, проявляющийся в потере чувства внутренней стабильности и безопасности, непонимании того, что хорошо, а что плохо;
— ценность материального обогащения и личного успеха;
— явления женской эмансипации;
— общая инфантилизация.
Социализация гражданина на микроуровне общественной детерминации.
Анализируя направления исследований проблем социализации гражданина на данном уровне детерминации, нужно отметить их большое число (в сравнении с другими уровнями), а также исключительно эмпирический характер и преимущественную направленность на изучение роли детско-родительских отношений в процессе гражданской социализации.
Семья в системе социальных детерминаций играет особую роль, обеспечивая гражданское общество исполнителями социальных ролей и носителями социальных статусов.
В современной ситуации семья как детерминирующая система формирования гражданина трансформируется, исследователи выделяют разные типы семьи, в которых складываются разные условия для социализации личности:
— в благополучной и неблагополучной семье;
— в неполной семье у детей наблюдаются проблемы идентификации с родителями, возникают проблемы с самооценкой и налаживанием взаимоотношений с окружающими;
— в алкогольной семье взаимоотношения с родителями, личность самих родителей, семейная атмосфера неблагоприятно отражаются на развитии личности ребенка и его гражданской социализации;
— в дистантных семьях, как негативном последствии международной трудовой миграции, без родительской заботы остаются дети разного возраста.
Психологи отмечают изменения социально-ролевой структуры семьи, связанные с инверсией семейных ролей, нарушением иерархии, границ в общении с ребенком, что приводит к семейному феномену «ребенок — центр вселенной». Все указанные варианты создают риски возникновения различных проблем гражданской социализации детей.
Неблагополучие в российских семьях усугубляет социально-экономический кризис в современной России, алкоголизм, безработица, психологическая неготовность людей стать родителями, беспомощность в обеспечении благоприятных условий для воспитания ребенка болезненно отражается на развитии личности ребенка:
— даже в обычной российской семье, в которой социальная ситуация не является критической, нарушение прав детей, унижение их достоинства — распространенное явление. Типичной ситуацией, в которой возникают эти нарушения, — некомпетентные воспитательные воздействия на детей, причина выбора которых кроется в аналогичном собственном детском опыте родителей, отсутствии альтернативных моделей поведения и рефлексии собственного поведения как психотравмирующего и нарушающего права ребенка;
— предшествующий опыт отношений в семье связан с особенностями личности младшего школьника — жертвы насилия (низкая самооценка, бессонница, чувство пессимизма, напряженности). Отсутствие признания родителями успехов и достижений младшего школьника и использование ими вербального и физического насилия по отношению друг к другу способствует возникновению у него невротических чувств (пессимизма, напряженности). Возникающие невротические переживания являются результатом отсутствия у младшего школьника опыта переживания успеха в ведущей деятельности;
— для взаимоотношений в семьях подростков с суицидальным поведением характерны директив-ность, враждебность, непоследовательность, дистанцирование, сверхтребовательность, подозрительное отношение. Семейные взаимодействия оцениваются подростками с суицидальным поведением как конфликтные, эмоционально-холодные;
— опыт проживания в социально неблагополучной семье с преобладанием девиантных типов заботы и фактами семейного насилия оказывает существенную роль в становлении девиантного поведения, у юношей и девушек с девиантным поведением констатируется общий сниженный уровень гражданской компетентности, способствующий появлению социальной дезадаптации.
Таким образом, семья, как детерминирующая система формирования личности гражданина, относится к микросистемному уровню жизненной среды, в котором у ребенка складываются непосредственные отношения с окружающими. Факторы, относящиеся к более высоким уровням (например, экономические, политические, социальные события), влияют на ребенка не напрямую, а опосредованно — через семью. Семья в зависимости от степени своего психологического благополучия выступает неким «буфером» между ребенком и напряжениями социальных ситуаций, либо, наоборот, их проводником и усилителем. Личность гражданина формируется во взаимодействии с окружающими людьми, находясь в социальном пространстве, насыщенном обычаями и традициями (или прошлым опытом человечества).
Школа наряду с семьей и государством выполняет функцию воспроизводства системы социальных детерминаций, создает необходимые и достаточные условия для развития личности ученика: обеспечивает ученику систематическое образование, подготовку гражданина к продуктивной жизни в обществе, способствует его вхождению в гражданскую жизнь, расширяет возможности для налаживания его межличностных отношений как с взрослыми, так и со сверстниками, выступающими важнейшим элементом социализации гражданина.
Однако в настоящее время школа не всегда может удовлетворить возросшие потребности ребенка, родителей, общества и государства, поскольку
развитие ребенка и интересы общества порой оказываются разнонаправленными.
Представления о сущности социализации гражданина у разных групп участников образовательного пространства различаются по таким параметрам, как фрагментарность (то есть отсутствие целостной связанной «картины» отражаемой ситуации), неустойчивость, внутренняя противоречивость, образность, обобщенность и абстрактность.
Итак, процесс социализации гражданина обусловлен, с одной стороны, сложной системой разноуровневой социальной детерминации, с другой — возрастными и индивидуальными особенностями, носит междисциплинарный характер и требует разработки новых методов для его всестороннего теоретического и экспериментального изучения в условиях постиндустриального общества.
Библиографический список
1. Социально-философский словарь. — Екатеринбург, 1997. - 300 с.
2. Орлова, О. В. Право и самореализация личности в гражданском обществе : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук [Текст] / О. В. Орлова. - М., 2009. - 67 с.
3. Социальная философия: Словарь [Текст] / Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. — М. : Академический Проект, 2003. - 560 с.
4. Андреева, Г. М. Социально-психологические аспекты активизации человеческого фактора [Текст] / Г. М. Андреева // Вопросы психологии. - 1986. - № 3. -С. 5-15.
5. Вжозек, В. Историография как игра метафор: судьбы «новой исторической науки» [Текст] / В. Вжозек // Одиссей: Человек в истории. - М., 1991. - С. 60-72.
6. Еникеев, М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология [Текст] / М. И. Еникеев. - М. : Изд-во ПРИОР, 2002. -560 с.
ЧУХИН Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры педагогики.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.01.2015 г. © С. Г. Чухин
Книжная полка
Социальная педагогика : учеб. / Под ред. В. Загвязинского, О. Селивановой. - М. : Юрайт, 2014. -416 с. - ISBN 978-5-9916-2116-8.
В учебнике рассматриваются основные категории и функции социально-педагогической деятельности, принципы, методы и основные этапы социально-педагогического исследования. Охарактеризованы различные концепции и подходы к осуществлению профессиональной деятельности в разных сферах и отраслях, дано описание характеристики социально-педагогических технологий и специфики профессионального взаимодействия социального педагога с различными категориями клиентов. Учебник соответствует Государственному образовательному стандарту РФ по специальности 031000 Педагогика и психология и 031300 Социальная педагогика, а также Федеральному государственному образовательному стандарту ВПО третьего поколения по направлению подготовки 050407 Педагогика и психология девиантного поведения.
Для студентов вузов, осваивающих педагогические, социально-педагогические профессии, преподавателей, а также всех интересующихся проблемами социальной педагогики.