ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
Библиографический список
1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. // Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО -Пресс, 2000,- С. 512-756.
2. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Выготский Л.С. // Психология. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,
2000. - С.756-828.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь / Выготский Л.С.// Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО -Пресс, 2000. С.262-511.
4. Данилова H.H. Психофизиология / H.H. Данилова. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 373 с.
5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей/ В.В. Лебединский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1985. - 418 с.
6. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики./ А.А Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 287 с.
7. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей/ В.И Лубовский. - М.: Педагогика, 1978.-227 с.
8. Лурия А.Р. Язык и сознание/ А.Р. Лурия. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1979. - 415 с.
9. Лурия А.Р Лобные доли и регуляция психических
процессов/ А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская,- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966. - 397 с.
10. Марковская И.Ф. Задержка психического развития/ И.Ф. Марковская. - М., 1993.-103 с.
11. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник -М.: Роспедагенство, 1996,- 374 с.
12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - СПб. : Союз, 1997. - 256 с.
13. Психология детей дошкольного возраста / A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М., 1964.
14. Психофизиологическая структура речевой деятельности и ее формирование в процессе нормального онтогенеза / Е.Ф. Соботович. // Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. — М, 2003.
ЛОГИНОВА Наталия Эдуардовна, магистр в сфере образования, аспирант кафедры психопатологии и логопедии Института специального образования Уральского государственного педагогического университета.
Дата поступления статьи в редакцию: 03.06.2007 г.
© Логинова Н.Э.
удк3713 Е. А. ПАТРУШЕВА
Челябинская государственная академия культуры и искусств
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ____________________________
В статье анализируются проблема формирования гражданско-патриотических ценностей в процессе историко-краеведческой деятельности, основные понятия «ценность», «ценностные ориентации», «гражданственность» и «патриотизм», раскрываются подходы ученых к проблеме формирования гражданско-патриотических ценностей и обозначаются педагогические условия решения данной проблемы.
Проблема формирования гражданско-патриоти-ческих ценностей у подростков достаточно актуальна, к ней обращались многие исследователи, в том числе А. В. Беляев, И. Ф. Бондаренко и В. В. Колпаче-ва, Т. А. Ильина, Т. Н. Мальковская, П. М. Рогачев, Л. В. Русецкий, В. А. Сухомлинский.
В настоящее время формирования гражданско-патриотических ценностей у подростков является насущной задачей современной России. В Законе РФ «Об образовании», в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» определены требования к воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях, где среди важнейших названа задача гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Категория «ценность» относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для конкретизации данной темы исследования. Ценность рассматривается словарными источниками как «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах, нормах, установках, целях.
Ориентация в ценностях выступает как процесс, включающий отношение к ценностям, субординацию
ценностей, их выбор, осмысление. Сам процесс носит этапный характер, зависит от возраста, целей деятельности, направленности личности.
К проблеме ценностных ориентаций в педагоге обращались ученые М. Е. Дуранов, А. В. Кирьякова, М. Ю. Кузьминов и др. Исходя из анализа работ данных ученых, стоит признать понятие «ценностная ориентация» как двуаспектное: с одной стороны, это процесс, в ходе которого личность субординирует ценности, ориентируется в них, а с другой — качество личности, характеризующее ее способность ориентироваться в ценностях. Тогда ценностные ориентации можно определить как систему признаваемых личностью ценностей, которые приняты ею в качестве собственных целей, принципов, идеалов убеждений, определяющих и регулирующих ее поведение и деятельность [3, 5].
Огромное влияние на формирование и становление личности оказывают общечеловеческие, культурные, социальные, нравственные, познавательные ценности, однако для того, чтобы воспитать настоящего гражданина — патриота своей малой родины, Отечества, необходимо в подростковом возрасте формировать гражданско-патрио-тические ценности.
Гражданственность и патриотизм рассматриваются в целостном единстве, эти понятия взаимодо-полняют друг друга, каждое из них имеет свои специфичные черты. Можно выделить несколько смысловых полей, отражающих многозначную сущность понятия «гражданственность».
В социологическом аспекте гражданственность определяется приверженностью лица интересам и ценностям государства и общества, выделением их в качестве приоритетных в личностной шкале ценностей, сопряжением с ними собственных интересов и готовностью идти на личные жертвы ради интересов государства, видением перспектив развития государства и личной позитивной роли в данном развитии [5, с. 34].
В социально-педагогическом аспекте гражданственность рассматривается как поддающаяся формированию и коррекции педагогическими средствами специфическая «гражданская культура» в обществе и как качество личности. Интегрирующее и результирующее в себе все личностно-ориентиро-ванные смысловые аспекты гражданственности — качество, позволяющее реализовываться данной «гражданской культуре» на уровне каждого человека. Обретение рассматриваемого качества возможно только как процесс и результат эволюционной, по своей сути, гражданской самоиндентификации личности в процессе ее развития, социализации и воспитания в гражданском обществе [5, с. 35].
Все обозначенные значения понятия «гражданственность» взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем оно приобретает интегративное системное качество. Гражданственность как качество объективно может выступить как показатель развития государства и общества, так и в качестве индекса развития личности, приближенной к идеалу гражданина с точки зрения общества. Основой гражданственности является формирование следующих гражданских качеств личности: гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность, правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода, гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм, толерантность, то есть терпимое и уважительное от-
ношение к самобытности каждого человека в отдельности и целого народа в частности.
Патриотизм — это отношение к Родине. Патриотизм можно понимать как осознанную позицию принятия на себя ответственности не только за себя лично, но и за свою страну. Высшая сфера патриотизма — гражданственность, патриотизм тесно связан с гражданственностью. В то же время, в самом общем виде, патриотизм и гражданственность — два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как социальные характеристики личности, социальных общностей и указывают на качество их социального развития.
В исследованиях И. Ф. Бондаренко и В. В. Колпа-чева выделены следующие основы или истоки патриотизма [1, с. 10-11]: духовно-нравственные основы. Патриотизм объединяет людей духовными узами и нравственными обязанностями. Нравственные обязанности друг перед другом и государством фиксируются в общественном сознании людей в качестве норм, правил, традиций и обычаев. Наиболее важные из них, такие, например, как защита Отечества, сохранение культурного и исторического наследия, памятников истории и культуры, находят свое закрепление в законах государства.
Политические основы. В политическом плане патриотизм предполагает принятие народом существующей власти, формы правления, политического устройства государства, перспектив и целей его развития.
Государственный. Государственный или «российский» патриотизм предполагает любовь и уважение человека к своему государству как таковому, ко всем его атрибутам: территории, власти, армии, гимну, гербу, флагу.
Региональный. Он предполагает солидарность жителей определенной территории страны, имеющих какие-то общие социально-экономические, политические, национально-культурные интересы и стремящихся к сохранению, познанию культурного и исторического наследия региона.
Национальный. Это уважение, забота, любовь и защита интересов какой-то определенной национальности на территории Российской федерации и за ее пределами.
Обществоведческие науки рассматривают не менее трех типов патриотизма. Во-первых, патриотизм «малой родины», любовь к своей семье, друзьям и близким, родному селу или городу, школе, заводу, к родному краю, к его истории, культуре и природе. Из патриотизма «малой родины» вырастает национальный и государственный патриотизм. Во-вторых, национальный патриотизм, включающий в себя любовь к своей нации, ее традициям, нравам, обычаям и историческому прошлому, готовность защищать и способствовать экономическому, культурному процветанию нации на основе свободы и независимости. В-третьих, государственный патриотизм, включающий в себя уважение к своему государству, любовь к своему народу, его культуре, истории и традициям, готовность защищать свое Отечество от экспансии другого государства, заботиться об успешном социально-экономическом и культурном развитии России.
С точки зрения социально-философской категории, связь гражданственности и патриотизма выступает как общественно-историческое явление. П. М. Рогачев отмечает, что: «Патриотизм означает не просто чувство любви к Родине, оно есть, прежде всего, высокое сознание гражданской ответственности за судьбу Родины, глубокое убеждение в не-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
обходимости ПОДЧИНИТЬ интересы каждого интересе сам всех» [13, с. 270]. Рассмотрение единства патри-® отизма и гражданственности с данной позиции показывает, что они основываются на единстве духовного (любовь к Родине) и предметно-практи-ческого (верности Отечеству).
При рассмотрении педагогического аспекта связи гражданственности и патриотизма исследователь В. Г. Крысько отмечает, что «патриотизм — сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей. Содержанием патриотизма выступает любовь и преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам и защищать от врагов» [4, с. 323-324]. В то же время ученый В. А. Мижериков отмечает, что к основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувствах собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничного сочетания патриотических, национальных и интернациональных чувств. В том и в другом высказываниях явно отмечается нерасчлененный подход к патриотизму и гражданственности.
В структуре формирования гражданско-патрио-тических ценностей у подростков можно выделить мотивационно-ценностный, деятельностно-творчес-кий, эмоционально-волевой компоненты, как факторы формирования национального сознания, развития эмоционально-мотивационной сферы, актуализации потребностей, волевых практических действий.
Формирования гражданско-патриотических ценностей у подростков происходит в процессе ис-торико-краеведческой деятельности. Историкокраеведческая деятельность — это деятельность, которая направлена на изучение социально-экономической, политической, культурной истории края, жизни и деятельности известных земляков, на сохранение памятных мест, памятников истории и культуры края и распространение знаний об историческом прошлом родного края в процессе познавательной активности. Ученый А. В. Даринский выделяет стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентацион-ная, коммуникативная. В исследованиях Г. Н. Матюшина и К. Ф. Строева определяются формы историко-краеведческой деятельности: историкокраеведческие кружки, общества (клубы), экскурсии, историко-краеведческие походы, экспедиции,
музеи, встречи с участниками исторических событий, конференции различного уровня, семинары с использованием компьютерных (информационных) технологий, конкурсы, коллективные творческие дела и т. д., способствующие формированию граж-данско-патриотических ценностей у подростков.
Итак, ценностные ориентации можно определить как систему признаваемых личностью ценностей, которые приняты ею в качестве собственных целей, принципов, идеалов, убеждений, определяющих и регулирующих ее поведение и деятельность. Процесс формирования гражданско-патриотичес-ких ценностей у подростков основывается на уважении и любви к малой родине, Отечеству, к культурному и историческому наследию, традициям, обычаям и определяется комплексом педагогических условий. Любовь и уважение к малой родине является основой для формирования патриотизма и гражданственности, гражданско-патриотических ценностей у подростков в процессе историко-крае-ведческой деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Библиографический список
1. Бондаренко, Н. Ф. Патриотизм и патриотическое воспитание воинов [Текст]: история, традиции, современность: учебно-методическое пособие / Н. Ф. Бондаренко, В. В. Колпачев / под ред. В. Н. Козлова. — Ставрополь: МО РФ, 1997. — 36 с.
2. Дуранов, М. Е. Педагогика воспитания и развития личности учащегося [Текст] / М. Е. Дуранов, И. М. Дуранов; Магнитогорский государственный педагогический университет. — Магнитогорск: МГПИ, 1996,- 315с.
3. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей [Текст]: монография / А. В. Кирьякова; Оренбургский государственный педагогический институт. — Оренбург: ОГПИ, 1996. — 190 с.
4. Крысько, В. Г. Социальная психология [Текст]: словарь-справочник / В. Г. Крысько. — Мн.: Харвест,
2001. - 688 с.
5. Фенева, Л. М. Педагогические условия формиро-
вания гражданственности старших подростков общеобразовательной школы [Текст]: Дис...кан. пед. наук:
13.00.01 / Л. М. Фенева; Карачаево-Черкесский государственный университет. — Карачаевск: КЧГУ. 2006. - 186 с.
ПАТРУШЕВА Екатерина Александровна, аспирант кафедры педагогики и психологии.
Дата поступления статьи в редакцию: 02.07.2007 г.
© Патрушева Е.А.