Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЛАЖНОСТЬ / ИСКУССТВЕННЫЕ ОСАДКИ / ЛЕСНОЙ ПОЖАР / ЛЕСНОЙ ГОРЮЧИЙ МАТЕРИАЛ / ТЕМПЕРАТУРА / РЕЛЬЕФ МЕСТНОСТИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ЛЕСОПОЖАРНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подрезов Юрий Викторович, Ермаков Сергей Геннадьевич

Выполнен анализ физических основ борьбы с лесными пожарами. Рассмотрены современные и перспективные способы борьбы с ними. Проанализированы средства и технологии борьбы с лесными пожарами - источниками чрезвычайных лесопожарных ситуаций. Показаны особенности современных средств и способов защиты населения и территорий при пожарах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Подрезов Юрий Викторович, Ермаков Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FEATURES OF POPULATION AND TERRITORY PROTECTION

The analysis of the forest fire fighting physical principals is performed. Modern and promising ways of their combating are considered. Tools and technologies for fighting forest fires-sources of emergency forest fire situations are analyzed. Features of modern means and methods of the population and territories protection in case of fires are shown.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ»

/14 "Civil SecurityTechnology", Vol. 17, 2020, No. 2 (64) УДК 355.58

Safety in emergencies

Современные особенности защиты населения и территорий

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

Ю.В. Подрезов, С.Г. Ермаков

Аннотация

Выполнен анализ физических основ борьбы с лесными пожарами. Рассмотрены современные и перспективные способы борьбы с ними. Проанализированы средства и технологии борьбы с лесными пожарами — источниками чрезвычайных лесопожарных ситуаций. Показаны особенности современных средств и способов защиты населения и территорий при пожарах.

Ключевые слова: влажность; искусственные осадки; лесной пожар; лесной горючий материал; температура; рельеф местности; чрезвычайная лесопожарная ситуация; электрофизические методы.

Modern Features of Population and Territory Protection

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

Yu. Podrezov, S. Ermakov

Abstract

The analysis of the forest fire fighting physical principals is performed. Modern and promising ways of their combating are considered. Tools and technologies for fighting forest fires-sources of emergency forest fire situations are analyzed. Features of modern means and methods of the population and territories protection in case of fires are shown.

Key words: humidity; artificial precipitation; forest fire; forest combustible material; temperature; terrain; emergency forest fire situation; electrophysical methods.

24.04.2020

Анализ защищенности населения и территорий от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) природного и техногенного характера свидетельствует о том, что в нашей стране за последнее десятилетие проделана большая работа по созданию различных организационно-технических систем, позволяющих осуществлять мониторинг опасностей и обмен данными между различными министерствами и ведомствами, прежде всего — входящими в РСЧС, в интересах выработки обоснованных управленческих решений по предупреждению и ликвидации указанных ЧС. Речь идет прежде всего об информационных системах.

На территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за последние годы создано множество слабоинтегрированных информационных систем в сферах обеспечения защиты от ЧС, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

Несмотря на создание указанных систем и их назначение для предупреждения и борьбы с различными природными и техногенными опасностями, имеется определенная техническая разобщенность их применения и комплексной обработки данных, получаемых этими системами. Основные причины этого — их ведомственная разобщенность и отсутствие единого плана создания.

Важнейшими базовыми типичными проблемами систем такого класса являются: необходимость работы пользователя в нескольких приложениях одновременно и ручного переноса данных из одной системы в другую; разрозненность таких систем и задержка в актуализации информации. Кроме того, используемые приложения физически распределены по разным серверам, загрузка которых зачастую очень незначительна, а обмен сообщениями осуществляется по принципу «каждый с каждым». Иначе говоря, отсутствует многосторонний обмен для решения комплекса задач в данной области. Разнообразие используемых программно-технических средств и большое число подрядчиков, осуществляющих их поддержку, при отсутствии единых технологических стандартов и регламентов приводит к продолжительным срокам и высоким затратам на их доработку.

К особенностям наиболее значимых систем можно отнести следующее.

В Российской Федерации создана сеть единых дежурно-диспетчерских служб (далее — ЕДДС) и дежурно-диспетчерских служб (далее — ДДС).

Так, в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на муниципальном уровне являются: ЕДДС муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления; ДДС экстренных

оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления [1].

ЕДДС предназначены для координации действий ДДС, действующих на территории муниципального образования, и создаваемых при органах управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и/или гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Есть ряд особенностей по организации функционирования ЕДДС в различных населенных пунктах в зависимости от административной значимости и численности населения. Следует отметить, что в небольших городах и сельских районах, в которых отсутствует орган управления ГОЧС, ЕДДС административного центра может создаваться при органе местного самоуправления, а в городах — административных центрах субъектов РФ — ЕДДС административного центра могут создаваться совместно с органами повседневного управления (оперативной дежурной смены или центра управления в кризисных ситуациях) ГОЧС области (республики в составе РФ, края) с возложением на них дополнительных городских задач. Вместе с тем, в крупных городах, имеющих в своем составе административные округа или муниципальные районы, при органах управления могут создаваться окружные или районные ЕДДС.

Важным является круглосуточный режим функционирования ЕДДС муниципального образования, а также то, что он является вышестоящим органом для всех ДДС, действующих на территории муниципального образования по сбору, обработке, анализу и обмену информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в ЧС и при реагировании на происшествия.

Функционирование ЕДДС не отменяет существующего до ее появления в муниципальном образовании порядка приема от населения сообщений о происшествиях (по телефонным номерам: «01», «02», «03», «04» и др.).

В качестве примера можно привести работы по алгоритмизации действий аварийно-спасательных формирований. В частности, в рамках создания карты оперативного реагирования в Подмосковье в 2019 году разработан алгоритм привлечения сил и средств в случаях аварий на электросетях и ЖКХ.

А, в Дмитровском районе состоялись областные учения по ликвидации аварий в энергосистеме в период низких температур. При этом в учениях приняли участие аварийно-восстановительные бригады крупных электросетевых компаний, таких как ПАО «МОЭСК», АО «Мособлэнерго», а также представители областных и муниципальных органов власти, ГУ МЧС России по Московской области и других организаций. Кроме того, впервые во всех муниципальных образованиях Московской области разработаны карты оперативного реагирования. При этом для контроля за состоянием аварийности и реагирования на нее в осенне-зимний период созданы областной штаб и аналогичные штабы во всех муниципальных образованиях.

В процессе подготовки к осенне-зимнему сезону дополнительно энергетические организации субъекта РФ провели капитальный ремонт порядка 5,8 тыс. километров линий электропередачи, более 2,6 тыс. трансформаторных подстанций. При этом на объектах генерации сформированы запасы резервного топлива, превышающие нормативные в среднем на 30%.

Сформировано 745 аварийно-восстановительных бригад, находящихся в режиме постоянной готовности к выполнению работ по ликвидации негативных последствий опасных погодных явлений и процессов, возникающих в зимний период. На базе ПАО «МОЭСК» сформировано восемь профессиональных аварийно-спасательных бригад для оперативного реагирования с хорошей специальной подготовкой к работам в сложных погодных условиях, которые будут значительно оперативнее добираться к местам технологических нарушений.

Не забыты и резервы для энергоснабжения: подготовлен парк резервных источников энергоснабжения — 1026 дизельных электростанций суммарной мощностью 128 мегаватт.

Другой современной развивающейся организационно-технической структурой для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС является Система-112.

В этих целях Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 894 в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации начиная с 2008 года назначен номер «112». В данном постановлении определен перечень экстренных оперативных служб, состоящий из 4 действующих экстренных оперативных служб (служба пожарной охраны, служба полиции, служба скорой медицинской помощи и аварийная служба газовой сети) и 2 новых служб (служба «Антитеррор» и служба реагирования в ЧС). В целях реализации этого постановления проведен комплекс системно-технических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и ДДС, обеспечивающих возможность приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения в адрес экстренных оперативных служб [2].

Следует отметить, что основной целью создания системы-112 в Российской Федерации является: организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях) населения.

Таким образом, можно сказать о системе-112, что она предназначена для приема и обработки вызовов от населения субъекта по каналам проводной и сотовой связи, а также в виде SMS-сообщений, поступающих в ЕДДС, и передачи их в экстренные оперативные службы, в частности — в ДДС, для оказания оперативной экстренной помощи жителям данного региона. При этом после введения системы в опытную эксплуатацию у операторов ЕДДС появилась возможность немедленно передавать необходимую полную информацию

о происшествии всем привлекаемым оперативным службам. Кроме того, данная система позволяет определять местонахождение позвонившего и автоматически дозваниваться до него даже тогда, когда соединение было по каким-либо причинам прервано. Система-112 позволяет обеспечивать прием и обработку информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числе на автомобильных терминалах системы экстренного реагирования при возможных авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». При этом среднее время ожидания ответа оператора на входящий вызов составляет 8 секунд, а максимальное — не превышает 20 секунд.

Система «ЭРА-ГЛОНАСС», введенная в промышленную эксплуатацию с 1 января 2015 г., готова к реализации постоянного информационного взаимодействия; необходимым условием сопряжения двух систем является ввод системы-112 в субъектах РФ в промышленную эксплуатацию. Введение данной системы в эксплуатацию позволяет автоматизировать процессы сбора информации, что в свою очередь дает возможность минимизировать время передачи информации о ДТП или ином происшествии, а также о месте и характере происшествия в экстренные оперативные службы и установить голосовое соединение с пострадавшим транспортным средством. Все это повышает скорость принятия решений о реагировании и выезде оперативных служб. Данная реализация особенно актуальна в местах значительного удаления от населенных пунктов, а также в случаях тяжелых ДТП, когда пострадавшие могут находиться без сознания или в шоковом состоянии.

После завершения работ по контракту система-112 будет интегрирована с информационной системой «ЭРА-ГЛОНАСС». При этом диспетчеры в режиме реального времени будут получать сообщения о ДТП, других происшествиях и негативных событиях, зафиксированных с использованием космического мониторинга. В случае необходимости на место происшествия будут высылаться экстренные службы.

В соответствии с требованиями отечественного законодательства будет создана и внедрена в эксплуатацию специальная подсистема для обеспечения информационной безопасности системы-112. При этом все персональные данные звонивших, а также любая сообщаемая ими информация будут защищены от постороннего несанкционированного доступа.

Кроме того, для защиты передаваемых сообщений «Ростелеком» создает специальную виртуальную частную сеть (VPN), что после завершения работ по ее организации и настройке позволит звонкам по единому номеру «112» проходить по отдельной сети, обеспечивая высокий уровень защиты передаваемой информации.

В целом, при проведении вышеуказанных работ можно увидеть стремление к повышению качества жизни людей за счет создания, развития и распространения возможных высокотехнологичных решений в области навигации и связи в интересах защиты общества и государства, а также в интересах предотвращения ущерба

жизни и здоровью граждан, ущерба производству, окружающей среде, безопасности государства.

Например, данный сервис будет доступен для владельцев автомобилей ГАЗ в любой точке России при нажатии кнопки SOS на устройстве системы «ЭРА-ГЛОНАСС». При этом программа реализуется в партнерстве с РАТ (Российским Автомобильным Товариществом) — федеральной компанией, предоставляющей автомобилистам техническую, юридическую и справочно-информационную помощь на дороге.

Следует отметить, что возможности системы-112 задействуются для борьбы с распространением коро-навируса. Такое заявление сделано секретарем Совета Безопасности РФ Николаем Патрушевым на совещании, прошедшем 27 марта 2020 года. Действительно, использование системы-112 важно в связи с введением в большинстве регионов страны режима повышенной готовности из-за угрозы распространения COVID-19. По его мнению, благодаря выверенному взаимодействию всех экстренных служб, военных и силовых ведомств, медиков на базе системы-112 удастся свести к минимуму риск заражения коронавирусом и другие риски для здоровья граждан.

По возвращении граждан в Российскую Федерацию из стран, в которых зарегистрирован коронавирус, рекомендуется сообщить об этом с предоставлением контактной информации на «горячую линию» Роспо-требнадзора по номеру: 8-800-555-49-43. Особенно внимательно к исполнению данной обязанности рекомендуется отнестись гражданам, прибывшим из: Китая, Италии, Ирана, Южной Кореи, Франции, Испании, Германии, США, Швейцарии, Англии и Норвегии. При этом граждане, проживающие в Москве, обязаны сообщить о возвращении из этих стран и обеспечить самоизоляцию (согласно указу мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности»).

В случае появления первых симптомов ОРВИ следует немедленно с использованием системы-112 вызвать скорую мед. помощь и оставаться дома. Симптомами коронавирусной инфекции являются: чувство усталости, затрудненное дыхание, высокая температура, кашель и/или боль в горле. В дальнейшем населению необходимо более широко пользоваться возможностями системы-112.

Следует также отметить, что 1 апреля 2020 года компания АТ Cjnsulting Восток Сибирь сообщила о разработке системы по предотвращению и контролю распространения вирусной инфекции COVID-19 (далее — система). Данная система предназначена для региональных оперативных штабов по борьбе с коронавирусом. Она решает важнейшие задачи: помогает выявлять потенциально зараженных людей, круг их контактов и отслеживать соблюдение карантина.

Система обеспечивает автоматизацию работы оперативных штабов, которые созданы в субъектах нашей страны для борьбы с распространением коронавируса. Система охватывает широкий круг функций, которые возложены на представителей региональной власти в условиях пандемии. К их числу следует отнести:

сбор, хранение и обработку информации о гражданах, прибывших из неблагополучных по коронавирусу регионов, заболевших или находящихся под наблюдением; организацию работы коллцентров для информирования населения; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, экстренными службами и муниципалитетами.

Система создана на базе собственной разработки AT Consulting Восток—платформы Smart City Cloud, которая предназначена для организации единого информационного пространства региональных органов власти; ее легко внедрить, масштабировать и дополнить функциями. При этом возможности платформы уже были задействованы на проектах компании в сфере здравоохранения, поэтому этот сервис для борьбы с коронавирусом данной модификации удалось запустить в кратчайшие сроки. Если регион содействует, то система разворачивается и запускается за 5 часов.

Кроме того, следует иметь в виду, что Минкомсвязи России сообщило: всем работающим россиянам, которые возвращаются из-за рубежа и заполняют форму для регистрации прибытия, больничный лист открывается автоматически. Следовательно, граждане не обязаны лично обращаться в медицинские учреждения для оформления этих документов.

После возвращения на родину перед прохождением пограничного контроля все граждане России заполняют форму на Едином портале госуслуг. В этой форме указываются: место работы или учебы, адрес, по которому они будут находиться во время карантина, а также заявители подтверждают согласие на получение больничного листа.

Эта информация передается в Фонд социального страхования России, который после ее проверки и подтверждения загружает электронный больничный в личный кабинет гражданина на Едином портале госуслуг.

В качестве положительного примера работы систе-мы-112 следует выделить Подмосковье. Так, с начала ее работы в Подмосковье (с 1 июня 2015 года) диспетчеры обработали уже свыше 30,8 млн вызовов. Около 70% обращений приходится на скорую медицинскую помощь; 26% — на вызовы полиции и ГИБДД; остальные 4% адресуются пожарным, газовикам и другим службам.

Ежедневно диспетчеры области принимают около 21,5 тыс. вызовов от жителей и гостей Московской области: телефонные звонки, SMS-сообщения, сообщения из мобильного приложения и «ЭРА-ГЛОНАСС», вызовы по Skype от людей с нарушениями слуха и речи.

При реализации Губернаторской программы «Безопасность Подмосковья» система-112 Московской области постоянно совершенствуется. Так, с 1 июня 2019 года в области впервые в России внедрен сервис отправки SMS-сообщений заявителям о статусах реагирования скорой медицинской помощи.

Удалось добиться сокращения среднего времени совместного реагирования нескольких экстренных оперативных служб на обращения граждан по номеру

«112» на 20% благодаря данной системе — а, ведь, это тысячи спасенных жизней.

Дополнительные функции региональной си-стемы-112 становятся популярнее и более востребованными у жителей. Так, с начала 2019 года операторы-сурдопереводчики данной системы приняли и обработали более 770 вызывов от людей с нарушениями слуха и речи, что в два раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Люди с нарушениями слуха и речи обращаются в си-стему-112 чаще всего за консультационной и медицинской помощью. При этом диспетчер-сурдопереводчик принимает вызов, является посредником между врачом и заявителем, помогая медработникам понять жалобы обратившегося, а заявителю разъясняет указания врача. Бывают обращения, когда операторы-сурдопереводчики удаленно помогают глухим и слабослышащим в общении с сотрудниками банков, многофункциональных центров и других организаций.

Не все еще субъекты РФ охвачены системой-112. Так, по состоянию на декабрь 2019 года, приказы Мин-комсвязи России об использовании единого номера «112» на территориях субъектов РФ в целях обеспечения вызова экстренных оперативных служб пользователями услугами связи подписаны для 43 субъектов Российской Федерации, из числа успешно прошедших государственные испытания.

Третья важная перспективная развивающаяся организационно-техническая структура для решения задач в области защиты населения и территорий — комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (далее — КСОБЖН), предназначена для повышения оперативности, полноты и достоверности информации, предоставляемой пользователям в целях принятия решений по вопросам безопасности жизнедеятельности по принципу «одного окна», на основе консолидации информационных ресурсов и аналитической обработки данных.

Поскольку комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации находится в стадии создания, приняты новые нормативные и методические документы по развитию информационных технологий и опыта создания таких систем.

Одним из основных направлений повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (антикризисного управления) в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения является комплексная информатизация

процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации последствий кризисных ситуаций и происшествий.

Вместе с тем, анализ практического опыта создания АПК «Безопасный город» в муниципальных образованиях показывает, что построение таких комплексов без учета их роли и места в КСОБЖН субъектов Российской Федерации снижает эффективность их внедрения.

Таким образом, решение задач в области защиты населения и территорий от воздействия поражающих факторов опасных процессов в природной и техногенной сфере требует комплексного подхода к вопросам планирования, организации и осуществления работ по предупреждению таких опасностей и смягчению последствий от их воздействия на населенные пункты и объекты экономики.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изменениями и дополнениями).

2. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 894 (ред. от 06.10.2011) «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб».

Сведения об авторах

Подрезов Юрий Викторович: д. с/х. н., к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГЧС (ФЦ), г. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: uvp4@mail.ru.

Ермаков Сергей Геннадьевич: д. т. н., проф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: esg-112@outlook.com. SPIN-код — 1290-7760.

Information about the authors

Podrezov Yuri V.: Doctor of Agricultural Sciences, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief Research of the Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: uvp4@mail.ru.

Ermakov Sergey G.: Doctor of Technical Sciences, Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief Research of the Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: esg-112@outlook.com. SPIN-scientific — 1290-7760.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.